Меню

Столетняя война 1337 1453 таблица маршрутный лист урока



урок «Столетняя война»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Клокова Яна Александровна

материал для проведения урока в 6 классе по теме «Столетняя война». метод релаксации

Скачать:

Вложение Размер
stoletnyaya_voyna.doc 96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар заместителей директоров

29 ноября 2016 год

Открытый урок по истории

Клокова Яна Александровна

Тема: Столетняя война и Торжество королевской власти. 1337-1453 гг.

— подвести учащихся к пониманию причин Столетней войны,

— учащихся с основными событиями войны,

— показать героическую роль в войне Жанны д, Арк.

— продолжить формировать умения изучать исторические источники,

— логически мыслить, обобщать, сравнивать, анализировать, участвовать в обсуждении, работать с картой,

— определять свое отношение к событиям.

— воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

— выставка средневекового оружия (заранее подготовлена уч-ся),

II. Вступительное слово учителя.

На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья каких странах идет речь?

(Англия и Франция).

И выяснили, что в XIII — XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти.

Что такое централизация? (процесс объединения вокруг сильной королевской власти)

Но в середине 14 века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

Друг другу мстя за прошлый гнев

Готовы Лилия и Лев,

И грянул век потерь и бед

Война идущая сто лет.

III. Изучение новой темы.

Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока, который представлен в маршрутном листе (у каждого ученика)

  1. Причины и повод к войне .

Причины и повод предстоит узнать!

Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?

Сначала давайте вспомним, что такое причина и повод.

Повод — случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.

Причина — основание, предлог для каких-нибудь действий.

  • Прочитать документ и вопросы (приложение 1).

— Чем недоволен английский король Эдуард I?

(Он недоволен потерей Англией земель на территории Франции. В данном случае речь идет о Гасконии.)

— Из-за какого района Франции идет спор между двумя государствами? (Из-за Фландрии.)

— Почему Англия интересовалась Фландрией?

(Из Англии во Фландрию поступает шерсть, овечьи шкуры, там развивалось производство сукна. Французы продавали жителям Фландрии хлеб.)

— Из-за чего началась война между Англией и Францией?

(Англия не хотела терять свои земли во Франции; французские короли хотели объединить страну, а этому мешали английские владения на их территории; интересы двух государств столкнулись во Фландрии.)

Итак, мы пришли к выводу, что…

1) Англия не хотела терять свои земли во Франции.

2) Французские короли хотели объединить страну, но мешали английские владения во Франции.

3) Интересы двух государств столкнулись во Фландрии.

4) Претензии английского короля на французский престол.

Претензии короля Англии на корону Франции.

Вывод: Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

2 Армии двух стран.

А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне.

Задание всем: Посмотрите на иллюстрации, выставку.

— Какое оружие использовали во времена Столетней войны.

– Что вы можете сказать об оружии лучника, арбалетчика, пехотинца времён Столетней войны?

— Что вы можете сказать об их доспехах?

— Какая из армий была боеспособнее и почему?

(Преимущества английской армии – высокая воинская дисциплина, многочисленная боеспособная пехота, умения согласовывать действия пехоты и конницы в бою. Недостатки французской армии – плохое командование, отсутствие единства действий пехоты и конницы).

Вывод: Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.

  1. Основные события и этапы войны.

Итак, ребята, мы с вами выяснили причины Столетней войны, определились с расстановкой сил, а теперь нам предстоит решить самую трудную задачу — узнать, как проходил ход войны. Для этого мы отправимся в путешествие. Уберите все лишнее, отложите в сторону ручки и маршрутные листы, ваша задача занять удобное положение.

Мы расслабляем наши ручки и ножки, сядьте так, чтобы вам было удобно и комфортно. Мы сконцентрировались на дыхании, представьте, что с выдохом уходят все ваши страхи и волнения. Представьте себе, место где вам хорошо и уютно… где вы чувствуете себя в полной безопасности… в этом месте вам хорошо и радостно, ничто вас не тревожит…это место вашего покоя. Рассмотрите его…что вас окружает…какие цвета вокруг. Представьте, что волшебным способом перед вами появляется уже знакомая машина времени. Рассмотрите её … какая она? … Из какого она материала, какие на ней кнопочки и датчики. Вы садитесь в эту машину времени и набираем дату 1337 год – это дата начала Столетней войны.

Мы очутились в окрестностях Аквитании и мы видим всадника. Рассмотрите его…какие у него доспехи. какое у него оружие. рассмотрите его щит на нем изображен флаг Англии… Пусть этот рыцарь станет символом английской армии …на щите мы видим дату 1337-1360 – это первый этап Столетней войны. Рыцарь приносит богатую добычу, народ одобряет и поддерживает его. Английский рыцарь одерживал победу за победой, французский флот был полностью уничтожен, французская армия была полностью разбита в битве при Пуатье в 1356 году.

Посмотрите еще раз на этого рыцаря. Какой флаг вы видите на его щите, обратите внимание на даты 1337 -1360 год — это даты первого этапа войны. Попрощайтесь с всадником, который символизировал успехи английской армии на первом этапе столетней войны.

На дороге появляется второй воин. Вы заметили, что на щите рыцаря изображены лилии на синем фоне это флаг Франции в 14 веке, он символизирует французскую армию. Обратите внимание на цифры на щите – 1369-1396 год – это даты второго этапа войны. Французский рыцарь после неудач на первом этапе изменил тактику. Он избегает больших сражений и изматывает англичан внезапными нападениями. К 1380 году французскому рыцарю практически удалось освободить территорию Франции от английских войск. Посмотрите еще раз на этого рыцаря… на его щит и цифры 1369-1396 года – он является символом французской армии на втором этапе столетней войны.

Итак, мы отправляемся с вами по дорожке и оказываемся у деревни Азенкур, здесь в 1415 году встречаются уже знакомые нам всадники, символизирующие английскую армию и французское войско. Французский рыцарь потерпел поражение и покинул поле боя. Английский рыцарь занял больше половины Франции и вошел в Париж. Французский рыцарь утратил веру в победу и над Францией нависла угроза утраты национальной независимости.

Посмотрите на этих рыцарей…вспомните даты на их щитах…1337-1360 – 1 этап войны, 1369 -1396 второй этап и с 1415 по 1424 третий этап .

Возвращайтесь к своей машине времени, набираем дату 29 ноября 2016 год, делаем глубокий вдох и возвращаемся в класс.

  1. Ну что ребята, удалось вам побывать в месте покоя? Оно было таким же как в прошлый раз или изменилось?
  2. Увидели ли вы машину времени? Какую дату мы вводили? Что она символизировала?
  3. Удалось ли вам встретиться с первым рыцарем? … символом чего он являлся? Какие даты были на его щите? Как относился к войне английский народ? Чем закончился первый период войны для Англии?
  4. Встретили ли вы 2 рыцаря? Что символизировал он? Как изменилась тактика французов на втором этапе войны? Принесли ли эти изменения результаты?
  5. В каком месте и когда произошла встреча двух рыцарей? (1415 год д.Азенкур) Итог сражения при Азенкуре?

Вот теперь можно сказать и о характере Столетней войны: если в начале это была обычная династическая война между королями Англии и Франции, затем она приобрела захватнический характер со стороны Англии и справедливый, освободительный характер со стороны Франции.

4 этап. 1428 – 1453гг .

В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции, давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось, спасти Францию может только чудо. И чудо произошло!

Вот уже несколько лет по Франции ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам – военачальникам, а Деве. И вот, в марте 1429 года к дофину Карлу явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна

Сообщение Федоровский Андрей

Жанна д, Арк – народная героиня французского народа.

Сообщение — Федоровский Андрей

5.Завершение и итоги войны .

Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII. Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Задание: Почему Франция одержала победу в войне?

— ликвидированы притязания Англии на французскую корону;

— создание сильного национального государства;

— усиление королевской власти во Франции;

— на службе у короля появилась постоянная армия.

IV. Закрепление материала.

Итак, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 — 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.

  • Игра «Да- нетка»
  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
  2. Французская армия была лучше готова к ведению войны. (Нет)
  3. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
  4. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
  5. Столетняя война закончилась в 1455 году.
  6. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
  7. Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:

«А смог бы я спасти страну? Или остался глух,

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!

V. Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание :

— подготовить сообщенияо битвах в период войны, о героине Жанне д , Арк.

Время быстро пролетело, подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

Столетняя война 1337 – 1453 гг

(маршрутный лист урока)

1. Причины и повод войны

Повод — случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.

Причина — основание, предлог для каких-нибудь действий.

Приложение 1 Фруассара «Хроники», ответь на вопросы и запиши причины войны

Причины войны и повод

2. Армия двух стран

Арбалет — железный лук, вделанный в приклад и снабжённый механизмом для натягивания тетивы.

Мортира — новое орудие, применяемое во время Столетней войны.

Рассмотри иллюстрации и подготовленную выставку оружия.

Ответь на вопрос: Какая из армий была боеспособнее и почему?

Приложение 2 слайд

Таблица для сравнения

— из свободных крестьян (лучников).

Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.

— высокая воинская дисциплина;

— умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою

Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами. Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины, была разобщённость в действиях.

В армии на II этапе войны произошла небольшая реорганизация:

— новая система комплектования войск;

— улучшение крепостной и осадной артиллерии

3. Основные этапы войны.

«Встреча с рыцырями»

Вспомните образы, даты и события запиши их в таблицу

Источник

Урок истории в 6-м классе по теме «Столетняя война. Жанна д’Арк»

  1. Углубить представления учащихся о причинах и характере феодальных войн.
  2. Показать, что народные массы Франции были решающей силой в освободительной войне против захватчиков.
  1. Сформировать уважение у школьников к героине французского народа Жанне Д’Арк.
  2. Формировать у учащихся положительное отношение к учению, к знаниям.
  3. Воспитание коммуникативности, толерантности в общении с другими.
  1. Развивать познавательные процессы учащихся: речь, память, внимание и восприятие.
  2. Уметь применять логические операции: систематизации, обобщения, сравнения.

Тип урока. Комбинированный.

Опрос учащихся, изучение нового материала, закрепление нового материала, домашнее задание.

Понятия. Партизанская война, народная освободительная война.

Даты. 1337-1453г г. – Столетняя война, май 1431 г.- гибель Жанны д , Арк

I. Проверка знаний.

Причины и основные события Столетней войны.

Жанна д , Арк – народная героиня Франции.

III. Итоги и значение войны.

  1. Карта “Англия и Франция во время Столетней войны”
  2. Раздаточный материал с заданиями.
  3. Компьютер, проектор, проекционный экран.

I. Проверка знаний.

— На прошлых уроках мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их и покажите на карте. (Англия и Франция).

Домашнее задание проверяем таким образом:

— несколько детей получают карточки с вопросом, на который отвечают письменно.

— другая группа детей получает карточки, где им нужно записать слово “Да”, если они будут согласны с записанным утверждением, “Нет” — если не согласны.

По мере выполнения работы вы включаетесь в работу с классом.

Остальные работают со мной.

1. Я показываю карточку с датой, а вы называете событие.

1265 г. Первое заседание парламента в Англии.

1302 г . Созыв Генеральных штатов во Франции.

1066 г. Завоевание Англии нормандским королём Вильгельмом.

1215 г. Подписание Великой хартии вольностей королём Иоанном.

2. Решим кроссворд.

— Какое ключевое слово мы получили? Парламент.

— Что такое парламент? Сословное собрание.

— Что такое сословно – представительная монархия? Централизованное государство, в котором королевская власть опиралась на собрание представителей сословий.

— Дайте её характеристику на примере Франции или Англии. (По выбору учащегося)

— В средние века между Францией и Англией происходила самая долгая в истории война. Её название – Столетняя война. Но это не значит, что боевые действия велись постоянно. Например, первое крупное сражение – битва при Креси (1346 г.), произошло спустя 9 лет после объявления войны.

Записываем тему урока: Столетняя война. Жанна д , Арк.

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Что нового узнаем? (Ответы детей)

Значит, мы с вами должны выяснить причины и итоги Столетней войны, кто такая Жанна Д’Арк и какую роль она сыграла в этой войне.

1. Причины и основные события Столетней войны.

— Каковы же были причины этой войны? Что послужило поводом для начала войны?

Сначала вспомним, что может быть причиной войны и что может быть поводом для начала войны. Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.

Повод- случай, обстоятельство, которое можно использовать с какой-нибудь целью.

— Откройте учебник на стр.161. Прочитайте пункт 1 “Причины войны и повод к ней”. Работая в группах по 4 человека, заполните таблицу.

Причины и повод Столетней войны.

Причины Повод
1.Война – способ обогащения для феодалов.

2. Аквитания была английским владением на территории Франции.

3. Борьба за влияние в богатой Фландрии.

Вывод. Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

2. Армии двух стран.

Посмотрите на иллюстрации в учебнике стр.161-163

— Что вы можете сказать об оружии лучника, арбалетчика, пехотинца времён Столетней войны?

— Что вы можете сказать об их доспехах?

— Какова же была боеспособность армий в Столетней войне? Ответить на этот вопрос вам поможет текст пункта 2 “Армии двух стран” параграфа 19. Вы, работая в парах, прочитайте текст, ответьте на вопросы:

  1. Из кого состояло французское войско и английское?
  2. Как было организовано войско англичан и войско французов?

— Заполните таблицу и сделайте вывод.

Особенности воюющих армий.

Организация войска – высокая воинская дисциплина, боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою.

Организация войска -Рыцари действовали самостоятельно, старались выделиться личной доблестью. Пехота – чужеземные наемники. Плохое командование, не было единства действий.

Вывод. Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.

3. Основные события и этапы войны.

Столетнюю войну можно разделить на четыре этапа. (Учитель рассказывает о событиях Столетней войны, используя карту “Англия и Франция во время Столетней войны”. По ходу изложения используются условные значки: синий кружок с черной меткой в середине – поражение Англии, с красной – победа Англии; жёлтый кружок с черной меткой в середине – поражение Франции, с красной – победа Франции.

(Этапы записаны на доске, дети пишут в тетрадь.)

Война между Англией и Францией началась в 1337 году. Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. (Приложение 4) В 1340 году в морском сражении при Слейси у берегов Фландрии англичане разгромили французский флот. Через несколько лет военные действия возобновились. Англичане захватили Нормандию, двинулись к Фландрии и оттуда начали наступление на Париж. (Приложение 5) В 1346 году в сражении у Креси французское войско во главе с королем было разгромлено. В 1356 году произошла битва у города Пуатье, где французы потерпели сокрушительное поражение. (Приложение 6) Причинами этого поражения было то, что французские рыцари, не дождавшись подхода основных сил, атаковали англичан. Вырываясь вперед, они нарушали строй, мешали друг другу сражаться. В этой битве попали в плен не только самые знатные господа, но и сам король. Вторжение английских войск во Францию принесли им богатую добычу, но не привели к их полной победе из-за стойкого сопротивления народа Франции. Первый этап закончился заключением мирного договора в 1360 году.

На втором этапе Франции удалось одержать ряд побед на суше и на море, но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на короля между феодальными группами, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский.

В 1415 году возобновились боевые действия. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. Весь север Франции оказался в руках англичан. Французское войско утратило веру в победу, король и знать бездействовали. Но народ сохранил стремление к тому, чтобы освободить Францию от англичан. В стране разгоралась партизанская, народная освободительная война. Крестьяне устраивали засады, истребляли захватчиков при любом удобном случае.

В 1428 году англичане осадили Орлеан. Под Орлеаном решалась судьба Франции.

(Сообщения о жизни и деятельности Жанны д , Арк готовились заранее по плану.)

1. Время и место жизни Жанны д , Арк. Среда воспитания.

2. Характер Жанны. Какие качества её личности позволили добиться целей?

3. Какие цели стояли перед Жанной и какими средствами она их достигла?

Что ей удалось осуществить, что не удалось? (Приложение 8)

1. Кому и чему была полезна и выгодна деятельность Жанны?

2. Какие черты её характера вызывают уважение, и, может быть, стремление подражать им?

Итоги и значение войны.

Народная война продолжалась и после гибели Жанны д , Арк. Её центром оставалась Нормандия, где в момент наивысшего размаха в партизанах насчитывалось до 50 тыс. человек. Попытки англичан добиться перелома в войне ценой большого напряжения сил кончались неудачей. Война становилась для них разорительной. В Англии росло недовольство. Франция же переживала патриотический подъем. Король создал постоянную наемную армию, в войске укреплялась дисциплина. При поддержке партизанских отрядов была освобождена Нормандия, а затем французские войска полностью вытеснили англичан из Аквитании. Только порт Кале остался у англичан еще на сто лет. (На карте прикрепляется синий значок с красной меткой).

Этапы Столетней войны.

1340 г. – уничтожение англичанами французского флота при г. Слейсе

1346 г. – поражение французов в битве при Креси.

1356 г. – разгром французской армии при Пуатье.

1360 г. – заключение мирного договора в Бретиньи. Треть земли Франции переходили под управление англичан.

Ряд побед французов на суше и на море. Англичане потеряли почти все владения во Франции.

1415 г. – битва при Азенкуре; сокрушительное поражение французов.

1424 г. – весь север Франции оказался в руках англичан.

1428 г. – осада г. Орлеана.

1429 г. – год перелома в ходе войны. Появление Жанны д , Арк — Орлеанской Девы.

Источник

Таблица “Столетняя война” – ход с датами, событиями, итогом история, 6 класс

Содержание

  1. Эдвардианский период
  2. Каролингский этап
  3. Ланкастерский период
  4. Таблица «Столетняя война»
  5. Что мы узнали?

Столетняя война представляет собой затяжной военный конфликт между Англией и Францией. В общей сложности она продлилась 116 лет, однако сражения велись не постоянно, а с большими перерывами. Историки выделяют несколько основных этапов в Столетней войне, которые оказали наибольшее влияние на ход развития событий.

Эдвардианский период

Первые успехи англичан произошли во время морских баталий. В 1340 году при Слейсе французский флот потерпел сокрушительное поражение. В результате под контролем Англии оказался пролив Ла-Манш, имевший большое стратегическое значение, а вскоре и все морские пути.

В 1346 году произошла первая крупная битва между двумя королевствами. Эдуард III вместе со своим войском был осажден возле крошечного французского городка Креси. Численность французской армии превосходила в несколько раз, и исход битвы, казалось бы, был предрешен.

Рис. 1. Битва при Креси.

В битве при Креси английский монарх выдвинул в первые ряды своих лучших рыцарей-лучников, что оказалось новшеством в ведении сражений в средневековье. В результате практически вся лучшая часть французской армии – конница – была уничтожена, а Эдуард III одержал громкую победу.

Военный конфликт был временно приостановлен из-за разразившейся эпидемии чумы, которая выкосила третью часть населения Европы.

Важнейшим сражением оказалась и битва при Пуатье, в которой Англия в очередной раз одержала победу над Францией. Бесконечные поражения стали причиной обострений недовольства французов, которые все чаще стали устраивать восстания. Самое крупное из них – Жакерия, в ходе которого французский король Иоанн попал в плен и был вынужден подписать мирный договор с Англией.

Каролингский этап

Унизительное для Франции перемирие продлилось недолго. После смерти Иоанна на французский престол взошел решительный Карл V, который хотел вернуть утраченные территории. В 1369 году он нарушил мирный договор под предлогом того, что англичане не соблюдали условия мира.

Кроме того, ему удалось освободить от англичан ранее захваченные ими территории Пуатье и Бержерака.

К тому моменту Англия переживала серьезный внутриполитический кризис: умер наследный принц Эдуард, а следом за ним – Эдуард III. На английских границах регулярно шли сражения с шотландскими войсками, проблемы возникали и в Северной Ирландии и Уэльсе.

Понимая всю сложность ситуации, в 1396 году Англия запросила о перемирии. Однако мирный период оказался непростым для обеих сторон:

  • Во Франции вспыхнула гражданская война, причиной которой стало сумасшествие короля Карла
  • В Англии все силы были направлены на борьбу с морскими пиратами, восстаниями в Уэльсе и Ирландии, нападениями шотландцев.

Ланкастерский период

Взошедший на английский престол Генрих V смог существенно изменить расстановку сил в ходе Столетней войны. Благодаря его успешным стратегиям англичанам удалось одержать следующие победы:

  • победить при Азенкуре;
  • захватить Руан и Кан;
  • взять Париж;
  • разделить Францию на две отдельные части, которые не могли между собой контактировать;
  • осадить город Орлеан.

Однако ситуация изменилась после смерти Генриха V. Его новорожденный сын был признан монархом обеих стран, однако большинство французов видело своим правителем только дофина Карла VII.

Сложная международная обстановка послужила отличным плацдармом для появления легендарной Жанна д’Арк, ставшей впоследствии национальной героиней Франции. Во много благодаря ее вере Карл VII отважился на решительные действия против Англии. До нее ни о каком сопротивлении не могло быть и речи.

Рис. 3. Жанна д’Арк.

Таблица «Столетняя война»

Периоды столетней войны Основные события
Эдвардианский период (1337-1360 гг.) 1340 г. – погром французского флота в битве при Слейсе;

1346 г. – поражение французов при Креси;

1356 г. – поражение французов при Пуатье;

Заключение мирного договора и переход 1/3 французских земель к Англии.

В результате многих сражений к 1424 году территория Северной Франции оказалась под властью англичан.

Что мы узнали?

При изучении темы «Таблица «Столетняя война»» по программе истории 6 класса мы узнали, каковы были основные периоды Столетней войны. Мы выяснили, что она не длилась безостановочно все 116 лет, а была разделена на серию военных сражений, в ходе которых победу одерживали то английские, то французские войска.

Источник

Урок «Столетняя война (1337 – 1453)»

Тема урока «Столетняя война (1337 – 1453)».

Цель урока : Сформировать у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, характере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д ‘ Арк и какую роль она сыграла в этой войне.

Образовательные: 1. Углубить представление учащихся о причинах и характере феодальных войн.

2. Показать, что народ Франции был решающей силой в освободительной войне против захватчиков.

3. Обеспечить усвоение основных дат урока.

4. Способствовать формированию познавательного интереса к изучению истории других народов и отдельных исторических личностей.

Развивающие: 1. Развивать познавательные процессы обучающихся (память, внимание, восприятие, речь).

2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, его иллюстрациями, выделять главное, добывать материал из различных источников, делать вывод, заполнять таблицу.

3. Продолжить работу над развитием у обучающихся коммуникативных умений (слушать и слышать, владение устной и письменной речью, выступление перед классом).

Воспитательные : 1. Сформировать уважение у школьников к героине французского народа Жанне Д, Арк.

2. Способствовать воспитанию чувства патриотизма на примере борьбы французского народа за национальную независимость.

3. Сформировать личную оценку учащихся к подвигу Жанны Д’ Арк.

Оборудование:

— Карта «Англия и Франция во время Столетней войны»;

— Презентация к уроку;

— Учебник «История средних веков» Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. — М.: Просвещение», 2006.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Основные этапы урока:

1. организационный момент

2. актуализация знания

3. постановка учебной задачи

4. «открытие нового знания»

5. первичное закрепление

6. самостоятельная работа

7. включение в систему знаний и повторение

8. рефлексия учебной деятельности на уроке

9. задание на дом

I . Организационный момент . Приветствие. Проверка готовности к уроку, посадка.

Учитель: предлагаю пожелать друг другу удачи:

Я желаю тебе сегодня удачи.

Мы желаем тебе сегодня удачи.

Мы желаем друг другу сегодня удачи.

II . Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами мы говорили о двух, наиболее значимых странах периода средневековья. Назовите их и покажите на карте. (Англия и Франция). И выяснили, что в XIII — XIV вв. в этих государствах шел процесс централизации власти.

— Как во Франции проходил процесс объединения и образования централизованных государств?

— Какие процессы наблюдаются в Англии в XI — XII вв?

Но в середине XIV века произошло событие, которое очень повлияло на дальнейшую историю этих стран.

И так, тема нашего сегодняшнего урока «Столетняя война (1337 – 1453)».

Истории Англии и Франции тесно связаны между собой.

Какими были отношения между королями Англии и Франции в XIII веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

И вдруг сегодня мы узнаем, что в 1337 году между Англией и Францией началась война, которая длилась до 1453 г. Практически 116 лет!

Зная этот факт, давайте снова ответим на вопрос, какие были отношения между Англией и Францией в XIV веке? (Враждебными, нейтральными, дружелюбными?).

Теперь сравните 2 вывода и ответьте на вопросы: Какое наблюдается противоречие? Какой главный вопрос нужно решить нам на уроке? (Ответы детей).

Постановка проблемного задания на урок: Почему мир между Англией и Францией сменился продолжительной Столетней войной, каковы ее причины, основные события и итоги?

III . Изучение новой темы.

Основные вопросы, которые мы будем рассматривать, отражены в плане урока. (Слайд 6)

1. Причины и повод войны.

2. Армия двух стран.

3. Основные события войны.

4. Жанна Д ‘Арк – народная героиня Франции.

5. Завершение и итоги войны.

Деление учеников на группы:

Перед тем, как мы начнем с вами рассмотрение вопросов урока, я обращаю ваше внимание на Памятку «Изучение истории войны» (написана на карточках).

Итак, хронологические рамки знаем? (ответы детей)

Страны – противники известны? (ответы детей)

(работа 1 группы) Причины и повод к войне . Причины и повод предстоит узнать! Конечно, такие события как войны имеют свои причины и свой повод. Каковы же были они у Столетней войны?

Сначала дайте вспомним, что такое причина и повод.

Повод- случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок началу события.

Причина- основание, предлог для каких-нибудь действий.

Задание для группы №1 : в учебнике на стр. 161, п.1 найти причину и повод Столетней войны. Выписать в тетрадь.

1.Война – способ обогащения для феодалов.

2. Аквитания была английским владением на территории Франции, это препятствовало объединению страны.

3. Борьба из-за Фландрии: стремление горожан Фландрии к союзу с Англией по политическим и экономическим мотивам.

Династический спор из-за прекращения династии Капетингов в 1328 году. Притязания Эдуарда III на французский престол.

Вывод. Завоевание Аквитании давало возможность французскому королю завершить объединение Франции.

— Какова же была боеспособность армий в Столетней войне? Ответить на этот вопрос вам поможет текст пункта 2 “Армии двух стран”параграфа 19. Вы, работая вгруппе, прочитайте текст, ответьте на вопросы:

  1. Из кого состояло французское войско и английское?
  2. Как было организовано войско англичан и войско французов?

— Заполните таблицу и сделайте вывод.

Особенности воюющих армий.

Основа — пехотинцы (из свободных крестьян), лучники. Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.

Организация войска – высокая воинская дисциплина, боеспособная пехота, умение согласовывать действия пехоты и конницы в бою.

Основа – конные рыцарские отряды, возглавляемые знатными сеньорами.Пехота-наемники.

Организация войска-Рыцари действовали самостоятельно, старались выделиться личной доблестью. Пехота – чужеземные наемники. Плохое командование, не было единства действий.

Вывод. Английское войско было лучше подготовлено к ведению войны.

Основные события и этапы войны. Работа с раздаточным материалом

Задание для группы №2: записать в таблицу (на отдельном листе у каждого) основные события Столетней войны. Конец каждого этапа подчеркнуть линией в таблице. Покажите на карте основные места сражений.

Столетнюю войну можно разделить на четыре этапа. (Учитель рассказывает о событиях Столетней войны, используя карту “Англия и Франция во время Столетней войны”). I этап. Война началась в 1337 году с морских набегов французов и англичан. Располагая сильным флотом, английское войско переправилось через Ла – Манш. В 1340 году в морском сражении при Слейси ) у берегов Фландрии англичане разгромили французский флот, потопив почти 200 кораблей. Англичане зло шутили: «Если бы рыба могла говорить, она заговорила бы по-французски, ибо съела уже много французов. Через несколько лет военные действия возобновились. Высадившись в Нормандии, англичане заняли ее и начали наступление на Париж. Следующее крупное сражение состоялось у деревни Креси.

Почти все население Англии одобряло войну: ведь она приносила богатую добычу. Победа казалось близкой. Но в 1348г. до Франции и Англии добралась величайшая в истории эпидемия чумы – «Черная смерть». И англичанам, и французам надолго стало не до войны. Тем не менее, стычки между ними продолжались. Расширив в результате успешного наступления свои владения на юге Франции, Эдуард III поставил туда наместником своего сына, принца Эдуарда. Идя в бой, принц надевал черные доспехи, и поэтому был прозван «Черным принцем». Из подвластной ему Аквитании он время от времени совершал с небольшим отрядом набеги на северные области Франции. Когда в сентябре 1356г. он возвращался из очередного такого похода, у г. Пуатье его настигла французская конница. Командовал ею сам король Франции Иоанн II Добрый. (Битва у Пуатье)

II этап. Сменивший Иоанна II его сын Карл V оказался незаурядным правителем. Он восстановил армию и в 1369г. военные действия возобновились. Французы применили новую тактику. Избегая больших сражений, они изматывали англичан неожиданными нападениями. К 1380г. французы практически полностью вытеснили англичан с юга Франции. В 1396г. было объявлено новое перемирие. Теперь владения англичан во Франции были даже меньше, чем до начала войны. Но положение Франции осложнялось междоусобной войной за власть и влияние на слабоумного короля Карла VI между феодальными группами, во главе которых стояли герцог Бургундский и герцог Орлеанский. Обе стороны искали помощи у английского короля. В таких условиях война с англичанами не могла идти успешно.

III этап. В 1415 году боевые действия возобновились. У деревни Азенкур французская армия была разгромлена и бежала с поля боя. Вскоре англичане заняли больше половины Франции, вошли в Париж. Герцог Бургундский, изменив интересам Франции, заключил союз с англичанами. По мирному договору 1420г. английский король Генрих V был объявлен временным правителем Франции и наследником французского престола. Над Францией нависла угроза утраты национальной независимости. Сын Карла VI дофин Карл (принц-наследник), которого договор лишал прав на престол, продолжил борьбу. Вокруг него сплотились все патриоты Франции.

Характер войны меняется. Если раньше воевали между собой королевские армии, то теперь в борьбу все шире стали вступать простые люди – крестьяне и горожане Франции. Война стала делом всех. Французы чувствовали себя частью единого целого – Франции. Они относились к англичанам как к иноземным захватчикам. Во Франции разгорается партизанская борьба.

Вывод: вначале это была обычная династическая война, затем она приобретает справедливый, освободительный, всенародный характер.

IV этап. В 1428 году англичане осадили Орлеан. Взятие города открывало дорогу на юг Франции и давало возможность подчинить себе всю страну. Под Орлеаном решалась судьба Франции. Казалось спасти Францию может только чудо. И чудо произошло.

Задание для 3 группы.

По Франции уже несколько лет ходило пророчество, что спасти ее суждено не мужам военачальникам, а деве. И в марте 1429г. к дофину явилась никому неизвестная девушка. Звали ее Жанна.

Задание. Почему чудо-дева появилась в это время во французском, а не в английском войске? Могло ли быть иначе?

Жанна д’Арк – народная героиня Франции Сообщение о жизни и деятельности Жанны д’Арк. Образ народной героини служил вдохновляющим примером для патриотов Франции в последующие века.

Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д’Арк, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству бога, англичане – пособничеству дьявола. В чем настоящий смысл этого чуда? (Ответы детей).

Завершение и итоги войны. Война, ставшая действительно народной после казни Жанны не позволила англичанам переломить ход военных действий в свою пользу. Даже герцог бургундский покинул своих союзников англичан и перешел на сторону Карла VII . Шаг за шагом, город за городом, французская армия вытесняла англичан с родной земли. В 1453 году пал их последний оплот – город Бордо в Аквитании. Столетняя война закончилась. Только порт Кале остался у англичан еще на 100 лет.

Задание: Почему Франция одержала победу в войне? (ответы детей)

Итоги войны : а) Ликвидированы притязания Англии на французскую корону, б) создание сильного национального государства в) усиление королевской власти во Франции

Г) на службе у короля появилась постоянная армия.

Важно также помнить, что война – это не только причины и итоги. Это еще судьбы людей, их мужество и героизм. Знаете ли вы примеры из истории нашей страны, когда народ поднимался на защиту своей страны? (ответы детей)

IV . Закрепление материала.

Возвращаясь, к проблемному вопросу урока, мы выяснили, что Столетняя война между Англией и Францией (1337 — 1453гг), стала результатом взаимных притязаний сторон за землю и корону. Закончилась победой Франции.

  1. Поводом к Столетней войне стало стремление Франции отвоевать у Англии Аквитанию.
  2. Английская армия была лучше готова к ведению войны.
  3. Эдуардом «Черным принцем» называли английского короля.
  4. При полководце Бертране Дюгеклене французская армия начала проводить крупные масштабные военные операции против англичан.
  5. Война герцога Бургундского и герцога Орлеанского еще больше осложнила положение Франции.
  6. Когда французское войско утратило веру в победу, народ Франции сохранил мужество и волю к борьбе.
  7. Орлеан – это город, у стен которого решалась судьба Франции.
  8. Столетняя война закончилась в 1455 году.
  9. Сегодня на уроке я узнал (а) много интересного.
  10. Подумайте, сначала про себя, затем и можно вслух:

«А смог бы я спасти страну? Или остался глух

К страданьям, слезам, бедам, горю?

Иль, все-таки помог бы своему народу?»

Учитель: Мне очень приятно, что среди вас растут патриоты, ребята, которые любят свою Родину и готовы ей помочь!

V . Выставление оценок за урок .

VI . Рефлексия.

Время быстро пролетело, подводить пора итог.

Два кружочка перед вами: вам запомнился урок?

Если поняли вы тему, разобрались, что к чему,

Белый поднимите выше (очень этого я жду!)

Если синий – то не страшно, дома можно прочитать!

Всем на следующем уроке получить желаю «5»!

На уроке мне удалось…

Интересным для меня было…

Как я оценю себя…(10 баллов)

Всем спасибо за активную работу! До свидания!

VII . Домашнее задание.

Параграф 19, вопросы.

1. Нарисовать воинов времен Столетней войны;

Источник

Рабочий лист по теме: Столетняя война

Задание №3. Прочитайте пар. 20 п.2 стр. 167-168
Проверьте готовность стран к войне, заполнив таблицу и записав вывод.
Английская армия Французская армия
— из свободных крестьян (лучников).
Рыцарская конница получала жалование из королевской казны.
В армии:
— высокая воинская дисциплина;
— боеспособная пехота;
— умение согласовывать действия пехоты и конницы Конные рыцарские отряды, возглавляемые сеньорами.
Рыцари действовали самостоятельно, не было дисциплины,
была разобщённость в действиях.
Вывод: Какая армия была лучше готова к войне? Английская армия
Задание №4. Прочитайте п. 3, п.4, п.5, п.8 пар.20 стр.168-176
Характеристика этапов «Столетней войны»
I этап войны
(1337-1360 гг.) II этап войны
(1369-1396 гг.) III этап войны
(1415-1424 гг.) IV этап войны
(1428-1453 гг.)
В ходе военных действий I этапа войны выявляется превосходство …..
Почему?
На II этапе войны победу одержала…..
Она заключалась в следующем….. На III этапе «Столетней войны»….. На IV этапе «Столетней войны»…..
Выступление ученика: Сообщение на тему: «Жанна Д’Арк»
№ Ф. и.
1 2 3 4 5 6 7 8 РАБОЧИЙ ЛИСТ №4
Главный вопрос на уроке: ________________________________________________________________
Задание №1. Подберите определения к понятиям, которые описывают условия жизни в средневековой Англии и Франции
1. ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ Б) СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРИ КОТОРОМ, НЕСМОТРЯ НА РАЗДЕЛЕНИЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ, СОХРАНЯЮТСЯ ОБЩИЕ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, РЕЛИГИЯ, ТИТУЛ ПРАВИТЕЛЯ, НАЗВАНИЕ ГОСУДАРСТВА
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ Д) ГРУППА ЛЮДЕЙ С ПРАВАМИ И ОБЯЗАННОСТЯМИ, ЗАКРЕПЛЕННЫМИ В ЗАКОНЕ И ПЕРЕДАЮЩИМИСЯ ПО НАСЛЕДСТВУ
3. ФЕОДАЛЬНАЯ ЛЕСТНИЦА Г) ГОСУДАРСТВО, ВО ГЛАВЕ КОТОРОГО СТОИТ ОДИН ЧЕЛОВЕК
4. МОНАРХИЯ А) ЭТАП РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА, РАЗДЕЛЕНИЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ФЕОДАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ, ОБЛАДАЮЩИЕ ВСЕМИ ПРИЗНАКАМИ ГОСУДАРСТВА
5. СОСЛОВИЕ В) ИЕРАРХИЯ, ПОРЯДОК ПОДЧИНЕНИЯ СВЕТСКИХ ФЕОДАЛОВ
Ответ:
Задание №2. Прослушайте внимательно текст, выпишите причины «Столетней войны» между Англией и Франции.
1. 2. 3.
Задание №3. Каждой группе необходимо сравнить армии Франции и Англии по предлагаемым линиям сравнения. Прочитайте пар. 20 п.2 стр. 167-168
Линии сравнения Английская армия Французская армия
Командующие армий
Состав армий Дисциплина Вывод: Какая армия была лучше готова к войне?
_______________________________________________________________________________________________________
Задание №4. Прочитайте параграф 20 (п. 3, п.4, п.5, п.8) стр.168-176 заполните таблицу.
Характеристика этапов «Столетней войны»
I этап войны
(1337-1360 гг.) II этап войны
(1369-1396 гг.) III этап войны
(1415-1424 гг.) IV этап войны
(1428-1453 гг.)
В ходе военных действий
I этапа «Столетней войны» выявляется превосходство _________________________
Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
На II этапе «Столетней войны» победу одержала________________
Она заключалась в
следующем___________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________ На III этапе «Столетней войны» _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ На IV этапе «Столетней войны» ___________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Блиц-опрос
Сколько лет длилась война между Англией и Францией? (более 100 лет или 116 лет)
Назовите хронологические рамки войны (1337-1453гг)
Назовите основные причины войны (Борьба за Аквитанию между Англией и Францией, Английский король предъявил свои права на французский престол)
Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему? (Английская армия была лучше подготовлена, во главе стоял король, она имела лучшее снаряжение и четкую дисциплину)
Скажите, какая из сторон одерживала победы на первых этапах в сражениях с 1340-1360гг. (Англия)
В каком году закончилась Столетняя война, и кто одержал в ней победу? (1453г. – Франция)
(Король Франции увеличил отряды наемников; начал строить флот; создал сильную артиллерию; армию возглавил талантливый полководец, деятельность Жанны Д’Арк.)
1. Здравствуйте ребята, садитесь. Вы уже обратили внимание сегодня не обычный урок вы работаете в группах. Напоминаю, работая в группах соблюдайте уважение к друг другу.
2. На партах рабочие листы, договоритесь кто будет заполнять рабочий лист, в конце урока вы его сдаете на проверку, пишите разборчиво.
3. На прошлых уроках вы заполняли таблицы, напомните каких стран? Англия, и Франция и выяснили как постепенно превратились в централизованные государства, какие меры предпринимали короли.
4. сегодня продолжим изучать эти государства все внимание на экран, внимательно прослушайте текст обсудив в группах, запишите в рабочем листе какой Главный вопрос решить на уроке,
5. на экране дата войны (1337-1453) сколько лет шла война? Название получила Столетняя имеется ввиду шла более 100 лет. С темой урока мы определились, а какова наша цель урока? изучить причины и события Столетней войны
6.итак первое задание Оля прочти, работаете в группах обсуждаете, записываете ответ в рабочий лист. Кто смелый это задание сможет выполнить на компьютере.
7. ПОДОБРАВ определения к понятиям какие выводы можно сделать какие условия жизни в Англии и Франции были? Один король. Раздробленное государство, есть деление и порядок подчинения между людьми.
8. напомню мы говорим о войне между странами. Прослушав внимательно текст выпишите причины войны в рабочий лист. Двоих желающих приглашаю поработать у доски.
9. скажите вы согласитесь война — это плохо, это жертвы, людские потери. Возможно было ли избежать войну?
10. Переходим к 3-му заданию. Я предлагаю вам поработать в группах и постараться вместе заполнить таблицу: Готовность стран к войне. Не забывайте про вывод: Укажите какая армия была лучше готова к войне.
11. любая война рассматривается по алгоритму (участники, причины, ХОД и итоги) Столетняя война была длительной войной, имела 4 этапа шла с переменным успехом, Вам сейчас предстоит выполнить 4 задание: прочитать каждой группе свои пункты параграфа и заполнить свой этап.
12. 3 этап войны был самым насыщенным, когда французское войско утратило веру, король и знать растерялась. На помощь пришел народ, который сохранил мужество, героизм.
13.А вот об одной героической личности Орлеанской деве, расскажет нам Ирина
14. Давайте подведем итоги урока и сделаем вывод:
«Почему Англия и Франция вели длительную Столетнюю войну?
И почему победу одержала Франция?»
15. Скажите, какая из стран была лучше подготовлена к войне и почему? какая из сторон одерживала победы на первых этапах в сражениях. В каком году закончилась война ..и кто одержал победу? Франция (король увеличил отряды, стоить флот начал, артиллерию, мужество народа, его героизм и отвага, партизанская война).
16. на этом урок закончен оцените себя в рабочем листе самостоятельно всем спасибо,
Рефлексия:
Вам нужно подчеркнуть фразы, характеризующие вашу работу на уроке по трем направлениям (в каждом столбце)
1. Урок Я на уроке Итог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял
2. Урок Я на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял
3. Урок Я на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял
4. Урок Я на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял
5. Урок Я на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял
6. Урок Я на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял
7. Урок Я на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял
8. Урок Я на урокеИтог
1. интересно1. работал1. понял материал
2. скучно2. отдыхал2. многое узнал
3. безразлично3. помогал другим3. не понял

Источник

Читайте также:  Таблица государств столица площадь население
Adblock
detector