Задания по теме. Задание 1.Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей
2015-05-05
5764
Задание 1.Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материалы для справок.
Материалы для справок
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.
3. Функция: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
4. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
5. Форма речи: письменная, устная.
6. Способ изложения: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость, непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.
7-12. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).
Таблица
Стили | Научный | Официально-деловой | Публицистический | Разговорный | художественный |
1. Сфера общения | |||||
2. Основные цели общения | |||||
3. Основная функция речи | |||||
4. Вид речи | |||||
5. Основная форма речи | |||||
6. Способ изложения материала | |||||
7. Полнота изложения | |||||
8. Объективность | |||||
9. Точность | |||||
10. Ясность | |||||
11. Экспрессивность | |||||
12. Стандартизированность |
Задание 2. Определите, в каком стиле были произнесены следующие слова:
Десь, здесь, здеся; грит, говорит, гаварит; сичас, щас, сейчас; баушка, башка, бабушка; чек, человек, члавек. Найдите в примерах диалектные и просторечные черты.
Задание 3. Определите, к какой функциональной разновидности современного русского языка относятся приведенные тексты. Ответ мотивируйте.
1. Педагогика – совокупность теоретических и прикладных наук, изучающих воспитание, образование и обучение. Педагогикой называется также учебный курс, который преподается в педагогических институтах и других учебных заведениях по профилированным программам. Педагогики включает проблемы учебно-воспитательной, культурно-просветительной, агитационно-пропагандистской работы со взрослыми…
Воспитание изучают и другие науки: социология рассматривает воспитание как функцию общества и государства; психология – как условие духовного развития личности. Педагогика исследует закономерности процесса воспитания, его структуру и механизмы, разрабатывает теориюб и методику организации учебно-воспитательного процесса, его содержание, принципы, организационные формы, методы и приемы.энциклопедия: В 4 т. Т. 3. М., 1966. С. 282).
П. Арматура, предназначенная для герметического отключения аппаратов, приборов или частей трубопровода, является запорной. Одно из основных требований к запорной арматуре – минимальное гидравлическое сопротивление при открытом проходе. На газопроводах в качестве запорной арматуры применяют краны, задвижки и вентили. Наиболее широкое применение имеют краны и задвижки. Вентили применяют в качестве запорной арматуры, в основном тогда, когда потеря давления не имеет существенного значения (Газовое оборудование, приборы и арматура: Справочное пособие. М., 1985. С. 8).
Ш. С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.
В случае проявления им и интереса к изделиям Вашей фирмы мы Вам сообщим об этом дополнительно (Официальное письмо-подтверждение).
1У. Но каким же образом уловить тайну личности поэта в его творениях ? Что должно делать для этого при изучении произведений его ?
Изучить поэта, значит не только ознакомиться, через усиленное и повторяемое чтение, с его произведениями, но и перечувствовать, пережить их. Всякий истинный поэт, на какой бы ступени художественного достоинства ни стоял, а тем более всякий великий поэт никогда и ничего не выдумывает, но облекает в живые формы общечеловеческое. И потому, в созданиях поэта, люди, восхищающиеся ими, всегда находят что-то давно знакомое им, что-то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопределенно предощущали или чем мыслили, но чему не могли дать ясного образа, чему не могли найти слово и что, следовательно, поэт умел только выразить. Чем выше поэт, то есть чем общечеловечественнее содержание его поэзии, тем проще его создание, так что читатель удивляется, как ему самому не вошло в голову создать что-нибудь подобное: ведь это так просто и легко ! (Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина // Собр. Соч.: В 3 т. Т. 3. М., 1948. С. 376).
У. Петербург 13 августа, понедельник/73.
Милый мой голубчик Анечка, получил твое милое письмо, и очень мне грустно было читать, как детишки заплакали, когда я уехал. Милый голубчики ! Скажи им сейчас же, что папа их помнит, целует и в Петербург зовет. Обнимаю и целую беспрерывно и благословляю. Я, Аня, все нездоров: нервы очень раздражены, а в голове как туман, все точно кружится. Никогда еще даже после самых сильных припадков не бывало со мною такого состояния. Очень тяжело Точно сон и дремота и меня все разбудить не могут. Отдохнуть бы надо хоть недельки две от работы и заботы беспрерывной – вот что (Достоевский Ф.М. Полн. Собр. Соч.: В 30 т. Т. 29. Кн. 1 М., 1986. С. 289).
Задание 4.Замените жаргонизмы из речи школьником общеупотребительными словами.
Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами: — Тебя отпустили? Ты завалил? Что там? Рассказывай.
Он облегченно вздохнул и сказал: «заметано!» Но ребята не унимались.
— Режет всех подряд…
— Ну, а этот, их ассистент?
— Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
— Плавает на шпорах…
—А ты что получил?
— Ну, теперь тебе можно покемарить.
Задание 5.«Переведите» юмореску из газеты «Университетская жизнь» на литературный язык.
Конспект одного крутого студента на одной забойной лекции
Хаммурапи был нехилый политический деятель. Он в натуре катил бочку на окружавших Кентов. Сперва он наехал на Ларсу, но конкретно обломился. Воевать с Ларсой было не фигушки воробьям показывать, тем более, что ихний Рим-Син был настолько навороченным шкафом, что без проблем приклеил Хаммурапи бороду. Однако того не так легкор было взять на понт. Ларса стала ему сугубо фиолетова, и он перевел стрелки на Мари. Ему удалось накидать лапши на уши Зимрилиму, который тоже был крутым мэном, но в данном случае прощелкал клювом. Закорифанившись, они наехали на Эшнуну, Урук и Иссин, которые долго пружинили хвост, но пролетели, как стая рашпилей.
Задание 6. Ниже приведены диалектные слова с объяснением их значений. От каких слов и почему произошли эти диалектизмы?
Гудок (костер), горчица (красный перец), угадать (узнать кого-то в лицо), заказ (лес), седунка (курица).
Задание 7.Определите, в каких функциональных стилях литературного языка употребляется каждый из членов приведенных синонимических рядов. Дополните ряды, если это возможно. Найдите в каждом ряду стилистически нейтральное слово:
1) вспылить — вскипеть — вспыхнуть — взорваться,
2) вниз — книзу — долу,
3) весенний — вешний,
5) героизм — геройство — доблесть,
6) лицо — физиономия — лик,
7) мир — вселенная — мироздание — космос — макрокосм,
8) неизвестный — безвестный,
9) неподвижный — недвижимый — недвижный,
10) неувядаемый — неувядающий — немеркнущий,
11) руководитель — гегемон — глава,
12) несравнимый — несравненный — бесподобный.
Задание 8. Подберите стилистические синонимы к следующим словам и определите их стилевую принадлежность:
глаза, борьба, убийца, работать, сумасшедший.
Задание 9.Заполните таблицу жанров. Используйте материал для справок.
Стили речи | |||
научный | официально-деловой | публицистический | разговорный |
Материал для справок:монография, научный доклад, репортаж, реферат, аннотация, патентное описание, приказ, словарь, передовая статья, справочник, протокол, интервью, каталог, очерк, диссертация, записка, расписка, отчет о проведении научно-исследовательской работы, беседа на бытовую тему, методическое пособие, дебаты, характеристика, частное письмо, статья, личный дневник, лекция, заявление, учебник, сопроводительное письмо, резюме, постановление
Задание 10. Определите жанр текста.
Источник
Изучите таблицу признаков функциональных стилей русского языка. Найдите перечисленные признаки в приведенных текстах, предварительно определив их стиль
Стиль | Сфера использов. | Адресат | Цель текста | Речевые жанры | Языковые особенности |
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ | Бытовое общение, непринужденная обстановка | Хорошо знакомый человек | Общение с окружающими людьми, поддержание личных связей | Дружеская беседа, частный разговор, личные записки, частные письма | 1. Обиходно-бытовая, эмоционально-экспрессивная, оценочная лексика и фразеология. 2. Фразеологизмы, междометия. 3. Упрощенность синтаксиса, отсутствие причастных и деепричастных оборотов. 4. Неполные предложения различных типов. 5. Обращения, вводные и вставные конструкции. 6. Свободный порядок слов. |
НАУЧНЫЙ СТИЛЬ | Наука, образование, просвещение | Специалисты в данной научной области. | Сообщение научных фактов и их объяснение | Научная статья, доклад, справочник, каталог, статья, диссертация, монография, учебник | 1. Использование абстрактной лексики и терминов. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Преобладание существительных в им. и род. падежах (особенно существительных среднего рода, отглагольных существительных), причастий, деепричастий, указательных местоимений. 5. Усложненность синтаксиса: обособления различных видов и сложные предложения. 6. Употребление вводных слов, односоставных предложений. |
ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ СТИЛЬ | Законодательство, делопроизводство, административно-правовая деятельность | Граждане и организации, вступающие в деловые отношения | Сообщение, информирование, управление | Законы, приказы, постановления, протоколы, акты, справки, заявления, инструкции | 1. Клише, штампы, канцелярская лексика. 2. Употребление слов в прямых значениях. 3. Отсутствие образных, эмоционально-оценочных средств. 4. Усложненность синтаксиса; ряды однородных членов и обособления. |
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ | Политика, средства массовой информации | Широкие слои общественности | Информирование, воздействие, формирование общественного мнения | Статья, очерк, эссе, репортаж, фельетон, интервью, заметка, ораторская речь | 1. Общественно-политическая лексика и фразеология. 2. Речевые стереотипы, клише. 3. Лексика различной стилистической окраски (книжная наряду с разговорной). 4. Образные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения). 5. Экспрессивный синтаксис (риторические вопросы, восклицания, инверсия, повтор, эллипсис, парцелляция и др.) |
СТИЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ | Художественная литература | Читатели | Эстетическое воздействие на читателя через создание целостного мира образов | Роман, повесть, рассказ, сказка, стихотворение баллада, поэма, драма, трагедия, комедия, басня | Использование всех выразительных средств фонетики, лексики, словообразования, морфологии и синтаксиса. |
С ответчиком находилась в трудовых отношениях с 25.08.97 по 02.03.98. За этот период компенсационное пособие на приобретение методической литературы не выплачивалось ни разу.
В соответствии со справкой бухгалтерии задолженность составляет 498,98 руб. (четыреста девяносто восемь рублей 98 копеек).
Писатели-фантасты часто пополняют словарный состав языка новыми словами. Это, как правило, окказиональная лексика, не входящая в активный словарный запас. Поскольку жанр научной фантастики связан с попыткой научного обоснования мира, окказионализмы, используемые писателями, представляют особый интерес.
Из-за авто у девочки чуть не отняли имя.
Во Франции на днях закончился необычный судебный процесс, который длился больше года. Семья Рено решила назвать свою дочку именем Меган, и в результате получилось, что девочка стала полной «тезкой» популярной модели автомобиля, которую, к слову сказать, собираются выпускать и в Москве. Ну это как если девочку с фамилией Девятка назвали бы Ладой или Шкоду – Фелицией.
Суд решил, что такое имя с такой фамилией существовать не могут, поскольку, когда Меган пойдет в школу, над ней будут смеяться одноклассники, и предписал родителям изменить имя. Но те стояли на своем и подали апелляцию. В результате суд разрешил оставить все как есть, приняв во внимание следующий аргумент адвоката семьи: к тому времени, когда девочка пойдет в школу, фирма «Рено» уже снимет с производства модель «Меган», выпустит новые, и о таком совпадении дети знать просто не будут.
— Заметили, как она на меня смотрела? – спросил Клинков.
— Да, — отвечал Подходцев, — с отвращением.
— Врете вы. Она сказала, что я напоминаю ей покойного брата.
— Очень может быть. В тебе есть что-то от трупа.
— Тише! – грозно зашипел Громов…
А. Аверченко. «Подходцев и другие»
Кто бы узнал нашего провинциала в этом молодом человеке с изящными манерами, в щегольском костюме? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке — все исчезло. Не стало и робкой застенчивости, и грациозной неловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию, а физиономия обозначила характер.
А. И. Гончаров. «Обыкновенная история»
2. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок:
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
2. Цель общения: передача информации, убеждение, предписание или указание, соблюдение этикета, эстетическое воздействие.
3. Способ общения: массовый, личный; контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функции (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность), художественно-образная конкретизация.
8 — 13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизованность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-)
Источник
Урок русского языка по теме «Функциональные стили речи»
- Образовательные:
- углубить представление о функциональных стилях речи (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах, стилевых особенностях.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление, память, способность к анализу; формировать навыки самоконтроля.
- развивать умение из текста выделять главное и обобщать полученный материал.
- развивать навыки пользоваться словарями.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру речи студентов: соблюдать речевые нормы РЛЯ.
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитывать умение высказывать собственную точку зрения.
Студент должен знать: о функциональных стилях (разговорном, научном, официально-деловом, публицистическом, художественном), их общей характеристике: назначении, сферах использования, речевых жанрах стилевых особенностях.
Студент должен уметь определять стиль текста, производя частичный речеведческий анализ.
Организационные формы обучения:
Тип урока: изучение и закрепления нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Метод обучения: лекция с элементами беседы, частично-поисковый.
1. Словесные – беседа, объяснение.
2. Наглядные – слайды на ПК, словари.
3. Практические – работа с материалом.
Метод контроля: индивидуальный и фронтальный виды контроля.
Средства обучения: программное обеспечение, учебники, словари, ПК, проектор, экран .
Поэтапные задачи хода занятия:
1. Организационный момент
2. Постановка цели урока
3. Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля.
1) Как вы думаете, что можно считать языковой нормой?
– Что такое языковая норма?
– Языковая норма обязательна для всех?
(Ответы студентов)
2) В БСЭ есть научное определение. Норма языковая – исторически обусловленная совокупность общеупотребительных языковых средств, а также правила их отбора и использования, прознаваемые обществом наиболее пригодными в конкретный исторический период.
Языковые нормы являются обязательными для всех говорящих,
они зафиксированы в учебниках и справочниках. Однако в жизни мы постоянно сталкиваемся с ситуациями, когда говорить одинаково просто нельзя, порой это может вызвать смех. К примеру, какую реакцию окружающих может вызвать такое обращение: «Милостивый государь, не соблаговолите ли Вы передать некоторую сумму наличных денег для оплаты стоимости проезда в этом замечательном автобусе?»
С точки зрения нормы и литературности обращения, всё правильно. Но, согласитесь что-то здесь не так. Что, как вы думаете?
(Ответы студентов)
Всё дело в том , что язык, как и любая знаковая система, может претерпевать некоторые изменения в зависимости от сферы использования или функций. Поэтому в языке выделены функциональные стили.
3) Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы
Функциональные стили речи – разновидности единого литературного языка, которые создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.
Выделяют пять функциональных сталей: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный, художественный.
Стилеобразующие факторы – ряд факторов, которые при создании текста того или иного функционального стиля последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности текста, написанного в этом стиле. Это в конечном счете определяет отбор языковых средств.
Стилеобразующие факторы представляют собой иерархическую систему, состоящую из нескольких блоков. Три основных стилеобразующих фактора (сфера, цель, способ общения) задают все остальные, а те определяют языковые особенности конкретного текста. Кроме того, существенное влияние на языковые особенности текста оказывает его жанр.
Система каждого функционального стиля складывается из следующих языковых единиц:
– нейтральных (общеязыковых) единиц;
– стилистически окрашенных единиц;
– единиц, которые становятся стилистически значимыми в определенном тексте.
– От чего зависит выбор того или иного стиля?
(Ответы студентов)
4) Работа со словарями русского языка С.И.Ожегова. (Значение слова стиль)
5) Групповая работа
Задание: Определить функциональный стиль, найти свойственные стилю языковые элементы, обосновать свой выбор. (Работа с карточками)
6) Выступления учащихся и заполнение таблицы.
Задание: Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.
Материал для справок
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бьгговая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функция языка и речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация
8-13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (–).
Источник
Задание 2. Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.
Материал для справок.
Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
Цель общения: передача, информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
Функция (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
Вид речи: монолог, диалог, полилог.
Форма речи: письменная, устная изложения материала: формально-логический, констатация или утверждение, произвольный (прерывистость и непоследовательность с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.
Ответы
1) Коммуникативная цель: выявление истины, определение нового знания
2) Коммуникативная цель: широкое обсуждение общих и частных вопросов в области производства
3) Коммуникативная цель зависит от роли в выставке. Если вы организатор, то цель такая: информировать и заинтересовать специалистов-посетителей. Если вы посетитель, то цель следующая: получить новую информацию и оценить её для получения нового знания. Всё это происходит на международном уровне, то есть специалисты разных стран обмениваются своим опытом в том числе
4) Коммуникативная цель: выяснить мнение, прийти к общему мнению, сблизить позиции
5) Коммуникативная цель: приобщить коллег к исследовательской деятельности, объединить производственные усилия
6) Коммуникативная цель зависит от роли в выставке. Если вы организатор, то цель такая: информировать и заинтересовать специалистов-посетителей. Если вы посетитель, то цель следующая: получить новую информацию и оценить её для получения нового знания. Всё это происходит на внутреннем уровне, т. е. внутри одной страны
Источник
Русский язык и культура речи (стр. 3 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 |
Культура славян Культура речи
Русский язык и культура речи
Языки
Литература
Приложение 1
Образец теста для контроля исходного уровня знаний студентов.
Тест к практическому занятию № 1
Высшей формой национального языка является:
а) городское просторечие;
б) литературный язык;
в) общенародный язык.
Определите, к какой группе относятся выделенные слова:
— А приваду маманя варила? – сипло спросил он (Григорий), выходя за отцом в сенцы.
— Варила. Иди к баркасу, я зараз. …
— К Черному яру. Спробуем возле энтой карши, где надысь сидели.
Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы. Определите, какие из приведенных слов соответствуют 1 – литературной речи,
а какие 2 – просторечию:
Ответ: 1 – б, в, е, ж, к; 2 – а, г, д, з, и.
Создателем русского литературного языка считается:
Тест к практическому занятию № 5
Сгруппируйте по соответствию цифры и буквы. Определите, какие языковые средства характерны для каждого функционального стиля.
1. На уровне лексики:
1) научный стиль;
2) официально-деловой стиль;
3) публицистический стиль;
4) разговорный стиль.
в) профессиональные жаргонизмы;
г) образные сравнения;
е) экспрессивно-окрашенная лексика;
з) просторечные слова;
Ответ: 1 – а; 2 – д, и; 3 – г, д, ж; 4 – б, в, е, ж, з.
1) научный стиль;
2) официально-деловой стиль;
3) публицистический стиль;
4) разговорный стиль.
а) высокий процент употребления существительных;
б) высокий процент употребления глаголов в личной форме;
в) высокий процент употребления инфинитивов;
г) глаголы со значением предписания (долженствования);
д) высокий процент употребления частиц;
Ответ: 1 – а; 2 – в, г; 3 – б; 4 – д.
3. На уровне синтаксиса:
1) научный стиль;
2) официально-деловой стиль;
3) публицистический стиль;
4) разговорный стиль.
а) высокий процент сложноподчиненных предложений;
б) низкий процент сложноподчиненных предложений;
в) короткие предложения;
г) длинные распространенные предложения;
Ответ: 1 – г; 2 – а; 3 – б; 4 – в.
Приложение 2
Образец упражнения, содержащего справочный материал.
Заполните таблицу стилеобразующих факторов функциональных стилей. Используйте материал для справок.
Материал для справок.
1. Сфера общения: общественно-политическая, научная, правовая, бытовая.
2. Цель общения: передача информации; убеждение; предписание или указание; соблюдение этикета; эстетическое воздействие.
3. Способ общения: а) массовый, личный; б) контактный, неконтактный, косвенно контактный.
4. Функция (языка и) речи: коммуникативная, воздействия, этикетная, эстетическая.
5. Вид речи: монолог, диалог, полилог.
6. Форма речи: письменная, устная.
7. Способ изложения материала: формально-логический, констатация (установление, отметка о наличии) или утверждение, произвольный (прерывистость с логической точки зрения), художественно-образная конкретизация.
8 – 13. Объективность, точность, ясность, экспрессивность, стандартизированность, полнота изложения: «есть» (+), «нет» (-).
Стилеобразующие факторы
Официально-деловой
1. Сфера общения
2. Основные цели общения
3. Способ общения
4. Основная функция (языка и) речи
5. Типичный вид речи
6. Основная форма речи
7. Способ изложения материала
8. Полнота изложения (смысловая законченность)
Приложение 3
Образец выполнения упражнения, содержащего справочный материал.
Жанры функциональных стилей
Официально-деловой
Публицистический
Разговорный
беседа на бытовую тему
Приложение 4
Стилистический анализ текста
План анализа
1. Охарактеризовать ситуацию общения (условия и функции речи), в которой может быть использован этот текст.
2. Назвать основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте. Научный стиль: официальный характер отношений участников речи, отвлеченность и обобщенность, подчеркнутая логичность, смысловая точность и объективность изложения. Официально-деловой стиль: предписывающе-долженствующий характер, преобладание письменной формы речи, высокая степень стандартизации текстов; точность, безличность и неэмоциональность изложения. Публицистический стиль: сочетание логичности с образностью, открытая оценочность, повышенная эмоциональность, свободное взаимодействие с другими стилями. Разговорный стиль: неофициальный характер, преобладание устной формы речи; экспрессивность, наглядность и образность.
3. Указать языковые средства (лексико-фразеологические, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты.
4. Сделайте вывод, к какому стилю относится данный текст.
Приложение 5
Образец выполнения упражнения, содержащего текст с нарушениями языковой нормы, установленной для письменной речи и нормы оформления текстового материала.
Ошибочный вариант
Правильный вариант
выбирает стратегию из нескольких возможных альтернативных вариантов
Выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов
Лишнее слово. Плеоназм.
при разработке стратегии организации использование эффективного приема стратегической сегментации и выделения стратегических зон хозяйствования
Например, для того, чтобы разработать стратегию организации, можно использовать эффективный прием стратегической сегментации. Эффективен также прием выделения стратегических зон хозяйствования
Цепочка несогласованных определений.
создается возможно большее число альтернативных стратегий, позволяющие достичь поставленных целей
создается возможно большее число альтернативных стратегий, позволяющих достичь поставленных целей
Несогласованность причастного оборота.
достичь поставленные цели
достичь поставленных целей
создаются возможно большее число альтернативных стратегий
создается возможно большее число альтернативных стратегий
Согласование подлежащего и сказуемого.
Объектом такого анализа является СЗХ – отдельный сегмент внешнего окружения (аббревиатура встретилась в тексте впервые).
Объектом такого анализа являются стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) – отдельный сегмент внешнего окружения
Неправильный ввод авторских сокращений.
Первоначально формируя набор СЗХ, затем осуществляется отбор достаточно узкого круга СЗХ.
Первоначально формируется набор СЗХ, затем осуществляется отбор достаточно узкого круга СЗХ.
Ошибка в употреблении деепричастного оборота.
она может достигнуть своей цели 4-мя путями
она может достигнуть своей цели четырьмя путями
Неправильная запись однозначного количественного числительного.
Продолжение прилож. 5
Ошибочный вариант
Правильный вариант
Она может достигнуть своей цели четырьмя путями:
Понизить цены на продукцию;
Продавать товар через большее число магазинов;
Представление на рынок новой модели;
Через рекламу представить более привлекательный образ товара и т. д.
Она может достигнуть своей цели четырьмя путями:
понизить цены на продукцию;
продавать товар через большее число магазинов;
представить на рынок новой модели;
через рекламу представить более привлекательный образ товара и т. д.
Неправильное грамматическое и пунктуационное оформление перечисления.
Выбор стратегии — центральный момент стратегического планирования¹.
. «Менеджмент организации». М.: 1995, стр. 16
Иванов организации. М., 1995. С. 16
Неверное оформление сноски (библиографических данных).
Анализ альтернатив и выбор стратегии. (Заголовок текста)
Анализ альтернатив и выбор стратегии
Неправильное оформление заголовка (подчеркивание, точка в конце).
1. , Дементьев русского языка / , . – Саратов: Лицей, 2005. – 1056 с.
2. , , Кашаева язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / , , . – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 554 с.
3. , Черкасова язык и культура речи / , . – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.
4. Ващенко язык и культура речи: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
5. Данцев язык и культура речи для технических вузов / , . – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 317 с.
6. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. , . – М.: Норма, 2001. – 560 с.
7. Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / Под ред. , . – М.: Высшее образование, 2006. – 356 с.
Занятие 1. Предмет курса «Русский язык и культура речи». Национальный язык…………………………………. ………………
Занятие 2. Проблема экологии языка. Активные процессы в современном русском языке………………………………………….
Занятие 3. Нормы современного русского литературного языка…. ……
Занятие 4. Речь в межличностном общении и социальном взаимодействии……………………………………………………………..
Занятие 5. Функциональные стили речи……………………………
Занятие 6. Деловое сообщение как основная функция официально-делового стиля речи. Языковые средства официально-делового стиля.
Занятие 7. Научное информативное сообщение как основная функция стиля речи. Структура разных жанров научных текстов. Языковые средства научного стиля………………..………………..
Занятие 8. Многожанровость и разнообразие стилевого оформления публицистики…………………………. ………………………
Занятие 9. Лексические, орфоэпические и фонетические особенности разговорного стиля……………………………………………
Занятие 10. Речевой этикет…………………………………..……….
РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Методические указания к практическим занятиям
Под редакцией автора
Темплан 2008 г., поз. № 61К.
Подписано в печать г. Формат 60×84 1/16.
Бумага листовая. Печать офсетная.
Усл. печ. л. 1,69. Усл. авт. л. 1,5.
Тираж 100 экз. Заказ №
Волгоградский государственный технический университет
400131 Волгоград, просп. им. , 28.
Волгоградского государственного технического университета
Источник