Меню

Стадии административного судопроизводства таблица



Лекция 9. Производство по делам об административных правонарушениях

9.4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях

Производство по делам об административных правонарушениях предусматривает последовательное осуществление процессуальных действий на определенных стадиях. Каждая стадия завершается принятием по делу соответствующего акта, ей присущи свой круг участников, свои процессуальные документы.

Различают следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях:

1. Возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28 КоАП РФ), его этапы не так четко различаются, как на последующих стадиях производства. На данной стадии количество этапов зависит от формы производства: упрощенной, общей, особой. Эти формы различаются по полноте процессуальных действий. Для каждой из них присущ этап возбуждения административного дела; составление протокола об административном правонарушении отсутствует при упрощенной форме производства; административное расследование характерно для особой формы производства.

2. Рассмотрение административного дела компетентным органом и принятие соответствующего решения (гл. 29 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— подготовка к рассмотрению дела;

— анализ обстоятельств дела и его правовая оценка;

— принятие и оформление решения (постановления) по делу;

— доведение принятого решения до сведения.

3. Пересмотр постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях (гл. 30 КоАП РФ), этапы данной стадии:

— обжалование, опротестование постановления;

— подготовка к рассмотрению жалобы (протеста прокурора) на постановление;

— рассмотрение жалобы (протеста);

— решение по жалобе (протесту) и его оглашение;

— пересмотр решения, вынесенного по жалобе (протесту) на постановление по делу.

4. Исполнение постановления (гл. 31 КоАП РФ) состоит из следующих этапов:

— обращение постановления к исполнению;

— реальное исполнение наказания, установленного постановлением (решением);

— окончание производства по исполнению постановления (решения).

Источник

НеприКАСаемые: Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

15 сентября 2015 года вступил в силу новый законодательный акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ и судами общей юрисдикции административных дел в России, — Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ).

Что это за документ и какое отношение имеет он к деятельности управляющих организаций, мы расскажем в сегодняшней статье.

Структура КАС РФ

КАС РФ был подписан Президентом РФ 8 марта 2015 года и вступил в силу 15 сентября 2015 года (за исключением отдельных положений, для которых установлен другой срок вступления в силу). Сфера применения нового кодекса — административные дела, связанные, в частности, с защитой нарушенных или оспариваемых прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций и т.п.

КАС РФ состоит из девяти разделов. В разделе I «Общие положения» (главы 1—10) приводятся общие принципы действия кодекса, перечень дел, которые могут быть рассмотрены с применением данного кодекса, требования к составу и компетенции суда, определяются правовое положение лиц, участвующих в деле, принципы представительства и доказывания, меры предварительной защиты, процессуальные сроки, требования к расчёту и распределению судебных расходов, а также условия оповещения заинтересованных лиц о процессуальных действиях.

Раздел II «Меры процессуального принуждения» (глава 11, статьи 116—123) освещает понятие, виды, основания и порядок применения действий, применяемых к лицам, которые нарушают установленные в суде правила и препятствуют административному судопроизводству.

В III разделе, который называется «Общие правила производства в суде первой инстанции» (главы 12—20), рассказывается о процессе рассмотрения административных дел по существу: с момента подачи административного искового заявления до решения суда, приостановления производства. Этот же раздел регламентирует правила оформления определений и протоколов суда.

Список административных дел и особенности производства по ним представлены в разделе IV «Особенности производства по отдельным категориям административных дел» (главы 21—32). Что касается условий и особенностей рассмотрения административных дел в упрощённом порядке, то они устанавливаются в разделе V «Упрощённое (письменное) производство по административным делам» (глава 33). А раздел VI «Производство в суде апелляционной инстанции» (глава 34) посвящён апелляционному пересмотру решений, которые ещё не вступили в силу.

Производству в судах кассационной и надзорной инстанций, пересмотру действующих судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам посвящён раздел VII «Пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений» (главы 35-37).

О вопросах исполнительного производства рассказывает раздел VIII «Процессуальные вопросы, связанные с исполнением судебных актов по административным делам и разрешаемые судом» (глава 38). А порядок применения положений КАС РФ регламентируется IX разделом «Заключительные положения».

Разбирательство административных дел является открытым во всех судах (за исключением случаев, указанных в п.2 ст.11), решения объявляются публично, если только они не затрагивают права и законные интересы несовершеннолетних. В случае, если судебное разбирательство осуществлялось в закрытом судебном заседании, суд объявляет публично только резолютивную часть решения. Решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию.

Административные дела, подлежащие рассмотрению в суде

Согласно КАС РФ в суде могут быть рассмотрены в том числе и следующие административные дела:

  • об оспаривании нормативно-правовых актов полностью или частично;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия некоммерческих организаций, которые наделены отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  • об оспаривании решений, действий или бездействия квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.
Читайте также:  Таблица для оценки достоверности коэффициента корреляции

Также в судах могут рассматриваться и разрешаться подведомственные им административные дела, в том числе и о/об:

  • приостановке деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной НКО;
  • прекращении деятельности СМИ;
  • взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  • помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче Российской Федерацией иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  • установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  • госпитализации (и о продлении срока такой госпитализации) гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке или о психиатрическом освидетельствовании гражданина также в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке;
  • госпитализации гражданина в медицинскую организацию непсихиатрического профиля в недобровольном порядке.

Но положения КАС РФ не применимы к делам об административных правонарушениях, а также к производству по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ (п.5 ст.1).

Что важно для УК

Непосредственное отношение к управляющим организациям имеют следующие административные дела, которые согласно КАС РФ могут быть рассмотрены в суде:

  • об оспаривании решений, действий или бездействия органов государственной власти, иных государственных органов (пп.2 п.2 ст.1) — таким образом, УК может в суде оспорить, например, решение ГЖИ, комиссий, муниципальных органов;

После рассмотрения административного дела судом может быть принято одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными или же об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия или бездействия незаконными.

  • об оспаривании решений, действий или бездействия НКО, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (в том числе саморегулируемых организаций) (пп.3 п.2 ст.1) — согласно этому пункту УК имеет право оспорить в суде действия регионального оператора, касающиеся, например, капитального ремонта в подведомственном МКД;
  • о взыскании денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц (пп.3 п.3 ст.1) — за УК законодательном закрепляется возможность взыскания задолженности, связанной с обязательными платежами, например,с формированием фонда капитального ремонта.

Обратите внимание, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 125 КАС РФ и подписывается руководителем органа, от имени которого подано заявление. В заявлении прописываются:

  • сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 КАС РФ;
  • наименование обязательного платежа, подлежащего взысканию, размер денежной суммы, составляющей платеж, и её расчёт;
  • положения ФЗ или иного нормативного правового акта, которые предусматривают уплату обязательного платежа;
  • сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке;
  • размер и расчёт денежной суммы, составляющей санкцию, если она имеет имущественный характер, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию.

Для граждан, не имеющих высшего юридического образования предусмотрена возможность делегирования своих полномочий законному представителю. При этом при личном участии в административном деле гражданин не лишается права на законного представителя (ст.54). Полномочия представителя должны быть подтверждены документом, подтверждающим его статус.

Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются нотариально или УК по месту жительства доверителя (ст.57).

Судебная практика

Уже появилась судебная практика, в которой вопросы ЖКХ (связанные, например, с капитальным ремонтом в МКД) решаются с опорой на КАС РФ. Так, прокурор обратился в суд в интересах неограниченного круга лиц с просьбой признать незаконным решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда о признании МКД подлежащим капитальному ремонту. Суд по рассмотрению дела, на основании ст. 175-180, 227 КАС РФ, постановил заявление прокурора удовлетворить, признать решение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда незаконным (Решение Советского районного суда г. Томска от 22 октября 2015 года № 2а-3452/2015).

Администрация городского поселения обратилась в суд с административным иском об оспаривании предписания ГЖИ об устранении нарушений действующего законодательства. Суд, руководствуясь ст. 175 — 180, 227 КАС РФ, постановил в удовлетворении иска администрации городского поселения отказать (Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 23 октября 2015 года № 2а-8639/15-24).

ТСЖ обратилось в суд с административным иском с требованием признать незаконным и отменить предписание, выданное отделом надзорной деятельности и профилактической работы. На основании ст. 175 — 180, 227 КАС РФ суд решил требования ТСЖ удовлетворить частично, признать незаконным пункт предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, выданного ТСЖ отделом надзорной деятельности (Решение Жигулёвского городского суда Самарской области от 5 ноября 2015 года № 2а-1791/2015).

Читайте также:  Таблица правила общения с родителями

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 ( заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Источник

Право. 11 класс

Протокол об административном задержании

Кто подписывает протокол об административном задержании?

Лицо, которое его составило и задержанное лицо

Лицо, которое его составило и потерпевшее лицо

Лицо, которое его составило, задержанное лицо и свидетель

Лицо, которое его составило, задержанное лицо, потерпевшее лицо и свидетель

Административно-процессуальное право

Разместите предложенные варианты ответов в пропуски в тексте.

Судебное процессуальное право занимает особое место в системе права. Назначение судебного административного процессуального права заключается в том, что посредством административного процесса происходит реализация норм материального права и осуществляется в правовой форме разрешение в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Принципы производства по делам об административных правонарушениях

Соотнесите принципы производства по делам об административных правонарушениях с их содержанием.

Принцип презумпции невиновности

Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

Принцип равенства перед законом

Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина

Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом

Источник

КАС РФ: отличия от Гражданского процессуального кодекса РФ

Редакция сайта klerk.ru «Клерк» — крупнейший сайт для бухгалтеров. Мы не берем денег за статьи, новости или скачивание документов. Мы делаем все, чтобы сделать работу бухгалтеров проще.«Клерк» Рубрика Право
Фото Евгения Смирнова, ИА «Клерк.Ру»

В прошлом году был введен в действие Кодекс административного судопроизводства. Во многом он имеет сходство с Гражданским процессуальным кодексом. Однако некоторые нормы КАС РФ по праву можно считать новеллами. Рассмотрим их в статье.

Cуды будут рассматривать административные дела по административным искам административного истца к административному ответчику (ст. 38 КАС РФ). Процессуальное положение указанных участников дела практически совпадает с положением сторон в гражданском процессе. Однако Кодекс административного судопроизводства расширяет понятие института соучастия. Теперь наряду с предусмотренным ГПК РФ процессуальным соучастием введено понятие коллективных административных исков граждан в защиту прав и законных интересов группы лиц (ст. 42 КАС РФ). Подобные дела будут рассматриваться в случаях, когда ко дню обращения лица в суд к его требованию присоединилось не менее 20 лиц путем подписания административного иска либо подачи отдельного заявления о присоединении к нему.

КАС РФ сократил сроки апелляционного обжалования

  • о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении;
  • об административном надзоре;
  • о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;
  • о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке;
  • о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке или о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.

КАС РФ ввел обязанность для представителей иметь высшее юридическое образование

Введение такой нормы вызвало жаркие споры в юридическом сообществе. Возможно, это первый шаг к реформе юридического рынка, направленной на ограничение круга лиц, имеющих право заниматься представительством в судах. Эти предположения обусловлены тем, что до настоящего времени такого рода ограничений для представителей по гражданским и административным судебным делам не существовало. Вместе с тем законодатель не устанавливает такого обязательного требования к представителю, как наличие статуса адвоката (которое, в свою очередь, устанавливает уголовно-процессуальный закон).

Полагаем, что требование о предъявлении диплома о высшем юридическом образовании представителя участника административного разбирательства является чем-то средним между нормами ГПК РФ и Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующих институт представительства.

КАС РФ расширил меры процессуального принуждения

Таким образом, если суд сочтет рассмотрение конкретного дела невозможным без явки сторон, то они могут быть доставлены в зал судебного заседания посредством привода.

Иными мерами процессуального принуждения, предусмотренными КАС РФ, являются ограничение судом выступления или лишение участника процесса слова, удаление из зала судебного заседания и штрафы (ст. 118, 119, 122 КАС РФ).

Введен механизм замены упраздненных органов

В заключение отметим, что пока сложно сделать однозначные выводы о том, нужен ли был КАС РФ российской судебной системе и как его новеллы повлияют на разрешение административных дел. Однако совершенно ясно одно: новшества практически не коснутся предпринимательства, так как его дела по-прежнему будут рассматриваться в соответствии с ГПК РФ.

Источник

Особенности административного судопроизводства.Краткий обзор КАС

Конечно, дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматривались судами и раньше. Но с 2015 года регулирующие их нормы вынесены в отдельный нормативно-правовой акт – Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ). Остановимся на его особенностях и действии на практике.

Читайте также:  Антропометрическая таблица для женщин

Основные положения

В рамках данного документа подлежат рассмотрению конфликты между участниками, находящимися в заведомо неравном положении: с одной стороны – граждане или организации, с другой – властные органы, чьи действия, бездействие или решения заявитель собирается признать противоречащими закону.

Оспаривать можно только действующий нормативно-правовой акт. Если он ещё не вступил в силу, или его срок прекращён, то процесс не будет инициирован.

По правилам КАС рассматриваются также дела о прекращении работы СМИ, о спорах, касающихся необходимого вмешательства в вопросы здоровья гражданина, о запрете деятельности политической партии или общественной, религиозной организации, об административном надзоре, о судьбе лиц, не имеющих российского гражданства, о взыскании платежей и санкций (п. 3 ст. 1 КАС).

Не подлежат регулированию данным Кодексом споры предпринимательские, служебные (даже если работник трудился в госучреждении), внутрикорпоративные (например, между адвокатами, нотариусами, медиаторами) и пр. На это отдельно указывает Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 27.09.2016 №36.

Вопрос о том, куда именно подавать иск, решается довольно демократично. Конечно, по общему правилу, как и по иным категориям дел, заявление направляется в суд, к которому прикреплён адрес ответчика. Есть и перечень исключительной подсудности, касающейся, в частности, иностранцев и людей, находящихся на лечении в медучреждениях. Вместе с тем, основные, наверно, споры – об оспаривании (без)действий/решений властных органов – могут быть инициированы и по месту жительства или нахождения административного истца (п. 3 ст. 24 КАС).

Представительство

Одной из самых непривычных норм Кодекса стало требование о наличии высшего юридического образования у лица, представляющего интересы заявителя в процессе (п. 1 ст. 55). До этого ни один процессуальный закон не устанавливал подобных правил.

Как гласит КАС, необходимо показать в суде соответствующие документы, но что именно это может быть, не перечислено. Пробел восполняет только судебная практика.

При подаче административного иска в числе документов должен быть диплом о юридическом образовании уровня бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры.

(п. 1 ст. 126 КАС, вопрос 13 Обзора Президиума ВС РФ от 25 ноября 2015 г. №3)

От предъявления указанных бумаг освобождаются лишь адвокаты: они обязаны подтвердить только свой статус и полномочия в рассматриваемом деле (п. 3 ст. 55 КАС).

Извещения и вызовы

Ещё одной новинкой административного судопроизводства является прямо предусмотренная возможность информировать участников процесса о его основных этапах путём отправки sms-сообщения или письма по электронной почте. Конечно, и ранее ГПК РФ давал право использовать «иные средства связи и доставки» (п. 1 ст. 113), а Судебный департамент при ВС РФ устанавливал соответствующий регламент в приказе от 25.12.2013 №257.

Однако впервые подобная процедура установлена на уровне Кодекса. Но допускается это только с согласия лица – получателя уведомлений. Если же расписки об этом нет, то традиционные средства – повестки, обычную почту, телеграммы, телефонограммы и факсы – тоже никто не отменял.

Рассмотрение дела

Хотя стороны данного спора, как уже говорилось, априори находятся «в разной весовой категории», но сам процесс осуществляется на основе равноправия и состязательности (п. 7 ст. 6 КАС). Таким образом, обязанности по доказыванию возложены на всех участников, заявляющих требования в рамках дела.

приводят аргументы законности своих (без)действий и решений;

Заявители должны подтвердить:

каким нормативно-правовым актам противоречат оспариваемые документы или действия/бездействия;

как этим нарушаются права и интересы административного истца или представляемой группы лиц;

прочие факты, являющиеся аргументами по делу.

Отметим также, что КАС в ст. 116 добавил две новые меры процессуального принуждения, которые могут быть использованы по отношению к лицам, нарушающим ход рассмотрения дела: во-первых, это ограничение выступления участника (если он касается вопросов стороннего характера) или лишение его слова (если он не соблюдает правила процесса, допускает грубые или противозаконные высказывания и т.п.). Во-вторых, это обязательство о явке – документ, который суд вправе потребовать от кого-либо из участников. По сути, это согласие присутствовать на заседании и сообщать об изменениях адреса. Если же подписавший не исполнит данное обещание, к нему могут быть применены привод и штраф (ст. 121). Кстати, суммы материальных взысканий повышены, по сравнению с нормами ГПК.

Кроме того, в отличие от Гражданского процессуального кодекса, КАС требует непрерывной аудиозаписи при ведении протокола (ст. 206), а в письменной форме он «может быть» составлен, но это необязательно.

По сравнению с ГПК, сокращены и многие сроки. Например, по общему правилу, принятие административного иска (или отказ) происходит в течение 3-х дней, рассмотрение дела – 2-х месяцев (кроме Верховного Суда: для него – 3-х).

Классика и особенности

Основные нормы КАС скопированы полностью или по большей части с правил гражданского или арбитражного процесса. Поэтому ничего принципиально нового участники в суде, конечно, не увидят. Вместе с тем, определённые нюансы всё-таки есть, и их следует учитывать при подаче административного искового заявления. Впрочем, без профессионального юриста здесь в любом случае не обойтись.

Источник

Adblock
detector