Меню

Специализации и фактор машиностроения таблица

Специализации и фактор машиностроения таблица

Их достаточно много — от особенностей ландшафта до социально-экономической структуры района и плотности населения. Особенно важна доступность ресурсов и кадров.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Значимость факторов различается в зависимости от типа выпускаемых машин. Играет роль также специализация страны, особенности её географического расположения.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса. Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Такой симбиоз можно наблюдать на юге США, в Австралии, Аргентине, Канаде, Узбекистане.

Научно-технический прогресс

Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.

Значение имеют такие факторы:

  • наличие научно-исследовательских лабораторий;
  • возможность нанять квалифицированных специалистов;
  • количество и размещение ВУЗов для подготовки новых кадров.

Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.

При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.

Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.

Инвестиции и финансовые вложения

Главные инвесторы в машиностроение — владельцы уже функционирующих предприятий. Они действуют по готовым схемам развития, определяющим развитие отрасли. Как правило, планы расписаны на десятилетия вперёд, потому размещение предопределено и проходит без неожиданностей.

Исключениями являются случаи кризисных ситуаций, когда заводы открываются не для получения прибыли, а для создания рабочих мест и сохранения производства на потоке.

Такие ситуации происходят довольно часто во время финансовых кризисов, социальных беспокойств.

Интеграция в экономику

Один из ключевых факторов размещения трудоёмкого машиностроения — возможность вписать предприятия в местную и глобальную экономику. Сюда входит:

  • возможность кооперации;
  • соответствие специализации страны или региона;
  • спрос.

Грамотная интеграция в экономику необходима для выполнения инвестиционных планов и достижения проектом хорошей окупаемости.

Примером удачного решения служат многочисленные заводы бытовой техники в Китае — они заняли идеальную нишу, найдя многочисленных постоянных поставщиков ресурсов и потребителей готового товара.

Транспортная сеть

При машиностроении требуется постоянный перевоз ресурсов, деталей, частей механизма от одного завода к другому. Поэтому все предприятия нуждаются в развитой транспортной сети, наличии перевозчиков, отлаженной системе дорожной безопасности. Некоторым отраслям (например, тяжёлому машиностроению) жизненно необходимы железнодорожные станции, морские порты, аэропорты для транспортировки.

Сложные машины могут состоять из тысяч незаменимых деталей, потому важна их своевременная транспортировка от предприятия к предприятию. Заводы стараются размещать у крупных магистралей и транспортных узлов. Коммуникации необходимы для слаженной работы всего цикла, ведь последствиями даже небольшой задержки могут стать огромные убытки.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Каким бы благоприятным не был регион с точки зрения ресурсов, предприятие не сможет работать без людей. Потому этот фактор не стоит недооценивать.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Читайте также:  Последование таинства крещения таблица

Масштабы потребления

Перед размещением завода какой-либо продукции директора должны тщательно проанализировать спрос и заранее подобрать потенциальных клиентов, ведь только там можно получить от производства выгоду. Не исключением из этого принципа станут и механизмы — они бесполезны для производителя, если их нельзя продать. От спроса зависит не только выбор региона, но и численность персонала, масштабы производства, объёмы выходящих на свет машин.

Особенности для разных видов

Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного. Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:

  • Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию. В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
  • Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать. Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
  • Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.

Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.

Учитывать их необходимо для того, чтобы предприятие окупалось и приносило прибыль.

Источник



География. 10 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география, 10 класс

Номер урока и название темы: урок №13 «Машиностроение»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Машиностроение.
  • Отраслевая и территориальная структура машиностроения.
  • Основные отрасли машиностроения.
  • География машиностроения.

Глоссарий по теме: машиностроение, общее машиностроение, транспортное машиностроение, электротехническое машиностроение.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В современном обществе машинный труд преобладает над ручным, машины облегчают и заменяют как физический, так и умственный труд человека. Машиностроение отражает уровень научно-технического прогресса, определяет развитие остальных отраслей хозяйства и экономический уровень страны. По стоимости производимой продукции и занятости населения машиностроение – абсолютный лидер мировой промышленности. В экономически развитых странах на долю машиностроительного производства приходится от 30 до 50% и более от общего объёма выпуска промышленной продукции.

Как и в промышленности в целом, в современном машиностроении выделяются старые, новые и новейшие отрасли. К источникам ресурсов тяготеет размещение старых отраслей – судостроение, станкостроение, железнодорожное машиностроение. На трудовой и потребительский фактор ориентируются новые отрасли – производство автомобилей, летательных аппаратов и т.д. Новейшие отрасли – электроника, космическая промышленность – возникли благодаря научно-технической революции и в силу наукоёмкости требуют высокой квалификации трудовых ресурсов. Сдвиги в отраслевой структуре машиностроения связаны с научно-техническим прогрессом, снижением металлоёмкости промышленности, изменением востребованности и темпов роста машиностроения. Старые отрасли сдерживаются в развитии, новые отрасли показывают незначительный рост производства, а вот новейшие бурно развиваются и занимают лидирующие места по объёмам производства.

Машиностроительная продукция обладает высоким рыночным спросом и значительным удельным весом в общем объёме экспорта. В Японии она составляет 59%, в Словакии – 60%, а в Мексике – почти 62%. В целом в большинстве высокоразвитых стран удельный вес продукции машиностроения составляет от 30 до 50%.

Современное машиностроение превратилось в самую наукоёмкую отрасль современной промышленности. Так, в отдельных отраслях оборонного машиностроения учёных, конструкторов и инженеров значительно больше, чем рабочих. На основе технологических и кооперационных связей под воздействием интеграционных процессов в машиностроении создаются крупные интегрированные компании. Интеграция научно-технологического и производственного звеньев приводит к появлению научно-производственных корпораций и объединений, которые становятся транснациональными.

Территориальная структура машиностроения тоже изменилась под влиянием НТР. В XX веке 90% производства было сосредоточено в странах севера, абсолютными лидерами среди которых были США, Япония, Германия. В XXI веке машиностроение «сдвинулось» на юг, в новые индустриальные страны – Китай, Индию, Мексику, Бразилию, Аргентину. Их доля в мировом машиностроении уже превысила 30%. Ведущими машиностроительными регионами являются Северная Америка, где развиты все отрасли машиностроения, а доля мирового рынка составляет 30%, Западная Европа, где особенно развиты автомобилестроение и производство бытовой техники, с 25% мирового рынка, Восточная и Юго-Восточная Азия и страны СНГ, которые специализируются на металлоёмком машиностроении.

По видам экономической деятельности в отраслевом составе машиностроение разделяют на общее, транспортное и электротехническое.

Отрасли общего машиностроения производят промышленное оборудование всех видов и назначений, отличаются металло- и энергоёмкостью, размещаются с учётом близости сырьевых баз. Станкостроение развито во многих странах, но лидирует в производстве станков не только «Большая семёрка» развитых стран, но и Китай, Республика Корея, Индия. В мировом потреблении станков на первом месте – Китай, который импортирует почти половину производимой в мире продукции.

Тяжёлое машиностроение обеспечивает оборудованием металлургию, текстильную, горнодобывающую промышленность. Размещено в основном в Зарубежной Европе. Наиболее полно эта промышленность представлена в Германии, Франции, Великобритании и США. Остальные страны специализируются на отдельных видах продукции. Финляндия и Швеция производят оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности. Производство атомных реакторов осуществляется в США, Японии, Канаде, России, Франции, Великобритании, Германии.

Транспортное машиностроение развивается устойчивыми темпами, обеспечивая мировой спрос на наземную, воздушную и водную технику.

Автомобильная промышленность флагман транспортного машиностроения. Она развивается высокими темпами, а мировой рынок пополняется новыми странами-производителями. Самые крупные производственные мощности по производству автомобилей сосредоточены в США, Японии, Германии, Италии, Франции, Южной Корее и Китае.

Судостроение одна из старых отраслей машиностроения – пережила несколько подъёмов в своём развитии, связанных как с освоением новых рынков топливных ресурсов, так и с мощным включением Азиатского региона в торговые потоки мирового рынка. Теперь самые крупные судостроительные компании находятся в Республике Корея, Японии, Китае.

Авиационная промышленность входит в состав авиаракетно-космической промышленности. Гражданская авиация выделилась из военной в середине XX века. Отрасль отличается высочайшей наукоёмкостью, квалификацией трудовых ресурсов и степенью монополизации производства. США и Франция занимают лидирующее положение в мире. Корпорации Boeing и Airbus контролируют более 50% мирового авиационного рынка. На третьем месте – канадская компания Bombardier, а на четвёртом – бразильская фирма Embraier. Европа и США являются основными импортёрами самолётов. Россия удерживает лидирующие позиции на рынке военной летательной техники.

Читайте также:  Таблица центилей для детей

Электротехническое машиностроение выпускает оборудование для производства и передачи энергии электростанций всех типов. Эта отрасль зародилась в начале XX века, когда процесс электрификации охватил все сферы промышленности. Тогда образовались крупнейшие компании: Electrolux в Швеции, General Electric в США, Siemens в Германии, EDF во Франции, которые и сегодня лидируют на мировом рынке вместе с Японией.

Электронная промышленность наряду с признанными гигантами отрасли в США, Японии, Германии и Франции активно развивается в Восточной и Юго-Восточной Азии. Бытовая электроника и средства информации экспортируются на мировой рынок из Китая, Малайзии, Тайвани, Сингапура, Республики Корея, Таиланда.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

  1. Установите соответствие между факторами размещения и примерами продукции отраслей машиностроения – таблица 1.

Источник

Машиностроение

Общая характеристика

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль современной промышленности, без которой другие отрасли попросту не могли бы существовать.

К особенностям машиностроения относят:

  • Высокая стоимость продукции. На данную отрасль приходится около трети стоимости мировой промышленной продукции.
  • Высокая трудоемкость производства, которое является лидером по количеству занятой рабочей силы. Наиболее трудоемкими являются производства, выпускающие сложную технику: аэрокосмическая и электротехническая промышленность, приборостроение, атомное машиностроение.
  • Высокий показатель наукоемкости. Все важнейшие достижения НТП в первую очередь внедряются в машиностроение и только потом применяются в других отраслях.
  • Сложный отраслевой состав. Стремительное развитие науки приводит к быстрому устареванию и смене различных производств, которых в настоящее время насчитывается более трехсот.
  • Стабильно высокий спрос на продукцию машиностроения. Ассортимент данной отрасли постоянно расширяется и насчитывает несколько миллионов наименований.
  • Машиностроение является неотъемлемой частью международных экономических связей.

Машиностроение как отдельная отрасль промышленности возникла в 18 веке. Толчком для ее развития послужило изобретение ткацкого станка, прядильной машины, паровой машины. На предприятиях возникла острая потребность в механизации процессов для повышения эффективности производства. Переход от мануфактуры к механизированному производству стал началом новой эпохи, в которой главенствующая роль досталась машиностроению.

Рис. 1. Ткацкий станок 18 века.

Отрасли машиностроения

Машиностроение отличается большим отраслевым разнообразием. Для большего удобства принято выделять несколько основных его видов

  • Тяжелое машиностроение – занимается производством оборудования для металлургической и горнодобывающей промышленности, подъемно-транспортных механизмов, энергетических блоков.
  • Общее машиностроение – включает в себя все виды транспортного машиностроения, сельскохозяйственное машиностроение, производство технологического оборудования для различных отраслей промышленности (кроме пищевой и легкой).
  • Среднее машиностроение – занимается производством технологического оборудования для легкой и пищевой промышленности. К этой отрасли принадлежит инструментальная промышленность, станкостроение.
  • Точное машиностроение – выпускает самую разнообразную продукцию электронной, радиотехнической, электротехнической промышленности.
  • Производство металлических заготовок и изделий (фурнитура, столовые приборы, скобяные и замочные изделия, проволока, крепеж, гвозди).

Сельскохозяйственная продукция

Рис. 2. Сельскохозяйственная продукция.

Таблица “Отрасли машиностроения”

Отрасль машиностроения

Продукция

Значение в хозяйстве

Автомобили, поезда, суда, самолеты

Обеспечивает перемещение пассажиров, сырья, товаров

Тракторы, уборочные машины, сеялки, комбайны

Обеспечивает сельскохозяйственные работы

Деревообрабатывающие и металлорежущие станки

Обеспечивает работу металлургического производства, строительства, лесной промышленности

Часы, измерительные и оптические приборы, оргтехника, средства обработки информации

Обеспечивает работу с точными вычислениями, техника широко используется в быту

Факторы размещения

На размещение машиностроительных предприятий большое влияние оказывают следующие факторы:

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Факторы размещения производства
  • 2. Машиностроительный комплекс России (9 класс)
  • наличие научных и исследовательских центров;
  • квалифицированная рабочая сила;
  • хорошо развитая инфраструктура;
  • потребительский рынок.

До недавнего времени практически вся продукция машиностроения выпускалась исключительно в экономически развитых странах. Однако на сегодняшний день развитие данной отрасли в развивающихся странах заметно улучшилось, и эта тенденция не ослабевает.

Лидерами мирового машиностроения является небольшая группа развитых стран: США, Германия, Япония, Канада, Италия, Великобритания, Франция. В этих государствах на высоком уровне развития находятся практически все отрасли машиностроения. Но особое внимание уделяется микроэлектронике, авиакосмической промышленности, робототехнике, станкостроению, автомобилестроению.

Россия также занимает одно из ведущих мест в мировом машиностроении. Лидерами отечественного машиностроительного производства являются металлоемкие станки и военная техника, сельскохозяйственная техника, энергетическое оборудование.

Российская военная техника

Рис. 3. Российская военная техника.

Что мы узнали?

При изучении темы «Машиностроение» по программе 9 класса географии мы узнали, что представляет собой машиностроение и какое место оно занимает в мировой промышленности. Мы выяснили характерные особенности данной отрасли, факторы ее размещения, основные направления.

Источник

Факторы размещения машиностроения — основные принципы

Их достаточно много — от особенностей ландшафта до социально-экономической структуры района и плотности населения. Особенно важна доступность ресурсов и кадров.

Основные факторы

Машиностроение — трудная отрасль производства, на успешную реализацию которой должны быть направлены усилия нескольких предприятий и тысяч обученных кадров.

При размещении завода учитываются такие факторы:

  • Наукоёмкость. Современные типы машиностроения опираются на производство сложных механизмов — электроники, радиотехники, приборных компонентов, прошивки. Для этого в составе технологического комплекса должны присутствовать квалифицированные научные кадры и соответствующее оборудование. Особенно это относится к авиакосмической, корабельной, военной сферам.
  • Трудоёмкость. Для строительства машины нужны рабочие — начиная от грузчиков и перевозчиков и заканчивая инженерами, калибровщиками, техниками. Потому заводы стоит размещать в районах с высокой плотностью населения и доступом к квалифицированным кадрам. Особенно это касается производства станков и приборов.
  • Кооперирование. Сложные механизмы состоят из десятков тысяч различных деталей, которые невозможно произвести на одном или нескольких заводах. Потому один из главных пунктов в таблице факторов размещения машиностроения — кооперация заводов, их взаимосвязь. Нередко предприятия строятся в непосредственной близости друг от друга, создавая целые экономические районы машинной промышленности.
  • Металлоёмкость. При производстве расходуется множество ресурсов, основной из которых — металл. Потому заводы стараются размещать рядом с металлургическими базами, карьерами, выплавляющими фабриками.
  • Потребительство. Специализации, работающие с крупными машинами (сельскохозяйственными компаниям, горным оборудованием, поездами), стараются строить предприятия неподалёку от районов-покупателей продукции. Этот фактор учитывается при размещении около 20% производственных мощностей.
  • Военно-стратегическая обстановка. Фактор важен только для заводов военного и оборонного машиностроения. Как правило, их размещают вдалеке от государственных границ. Доступ на предприятия или даже в прилегающие к ним города и районы может быть ограничен или закрыт для широкой публики.

Значимость факторов различается в зависимости от типа выпускаемых машин. Играет роль также специализация страны, особенности её географического расположения.

Географические условия

Особенности местности — важный фактор размещения тяжёлого машиностроения, ведь оно потребляет наибольшее количество ресурсов и особенно нуждается в них. Для некоторых других отраслей (электроника, высокоточные приборы, радиомашины) он незначителен, для третьих — играет среднюю роль. Составляющие фактора географии:

  • наличие металлургических и химических комплексов поблизости;
  • развитая транспортная сеть, близость корабельных портов и аэропортов;
  • сложившиеся традиции промышленности;
  • наличие рядом потребителей (например, районов сельскохозяйственной промышленности);
  • экологическая ситуация.
Читайте также:  Истина критерии истины таблица

Примером важности географических характеристик местности могут послужить восточные штаты США. Там главной причиной развития машиностроения стало наличие уже существующего металлургического и химического комплекса. Это привлекло естественных потребителей металла — авиастроительные и транспортные компании.

Географические факторы обуславливают размещение центров машиностроения не только в отдельно взятой стране, но и в мире. Например, в низинных районах с плодородной почвой и развитым сельским хозяйством образуется естественная потребность в производстве аграрной техники и перерабатывающих заводов, отчего две отрасли часто соседствуют.

Такой симбиоз можно наблюдать на юге США, в Австралии, Аргентине, Канаде, Узбекистане.

Научно-технический прогресс

Модель развития машиностроения и привлекательность района для этой отрасли зависит не только от наличия научных активов, но и от общего технического прогресса в стране.

Значение имеют такие факторы:

  • наличие научно-исследовательских лабораторий;
  • возможность нанять квалифицированных специалистов;
  • количество и размещение ВУЗов для подготовки новых кадров.

Высокоразвитые государства, например, Япония, специализируются на соответствующих областях машиностроения — IT-технологиях, ядерной энергетике, военной технике, космической и автомобильной областях. Развитие сфер производства в них идёт по другой модели, чем в России, США и прочих стран с развитой металлургией и богатыми запасами ресурсов.

При размещении машиностроительных предприятий часто ориентируются на уже существующие экономические регионы, поскольку эта отрасль сильно зависит от других. В результате образуются стабильные комплексы. Они постоянно развиваются, дополняясь новыми фабриками и привлекая потребителей для готовой продукции.

Множество примеров можно найти, если взглянуть на карту стран Юго-Восточной Азии. Машиностроительные предприятия по производству бытовой техники и радиоэлектроники собираются в огромные районы, работающие как один слаженный аппарат. Постоянный прирост дешёвой рабочей силы стимулирует владельцев расширять его, создавая новые фабрики для удовлетворения нужд потребителей.

Инвестиции и финансовые вложения

Главные инвесторы в машиностроение — владельцы уже функционирующих предприятий. Они действуют по готовым схемам развития, определяющим развитие отрасли. Как правило, планы расписаны на десятилетия вперёд, потому размещение предопределено и проходит без неожиданностей.

Исключениями являются случаи кризисных ситуаций, когда заводы открываются не для получения прибыли, а для создания рабочих мест и сохранения производства на потоке.

Такие ситуации происходят довольно часто во время финансовых кризисов, социальных беспокойств.

Интеграция в экономику

Один из ключевых факторов размещения трудоёмкого машиностроения — возможность вписать предприятия в местную и глобальную экономику. Сюда входит:

  • возможность кооперации;
  • соответствие специализации страны или региона;
  • спрос.

Грамотная интеграция в экономику необходима для выполнения инвестиционных планов и достижения проектом хорошей окупаемости.

Примером удачного решения служат многочисленные заводы бытовой техники в Китае — они заняли идеальную нишу, найдя многочисленных постоянных поставщиков ресурсов и потребителей готового товара.

Транспортная сеть

При машиностроении требуется постоянный перевоз ресурсов, деталей, частей механизма от одного завода к другому. Поэтому все предприятия нуждаются в развитой транспортной сети, наличии перевозчиков, отлаженной системе дорожной безопасности. Некоторым отраслям (например, тяжёлому машиностроению) жизненно необходимы железнодорожные станции, морские порты, аэропорты для транспортировки.

Сложные машины могут состоять из тысяч незаменимых деталей, потому важна их своевременная транспортировка от предприятия к предприятию. Заводы стараются размещать у крупных магистралей и транспортных узлов. Коммуникации необходимы для слаженной работы всего цикла, ведь последствиями даже небольшой задержки могут стать огромные убытки.

Количество и квалификация рабочих

На перспективы развития любого предприятия влияет доступность работников с соответствующими навыками.

Именно от их умений, знаний, трудолюбия и ответственности зависит успех фабрики.

Потому перед выбором места руководители предприятий тщательно проверяют доступность трудовых ресурсов по нескольким показателям:

  • численность и плотность населения;
  • традиции региона;
  • средние показатели здоровья;
  • профессиональная пригодность;
  • уровень образования;
  • показатели безработицы и занятости;
  • здоровье людей;
  • общая профессиональная пригодность кадров;
  • демографический состав населения по возрасту, полу и другим показателям.

Каким бы благоприятным не был регион с точки зрения ресурсов, предприятие не сможет работать без людей. Потому этот фактор не стоит недооценивать.

Природные ресурсы и сырьё

Один из важнейших факторов при определении оптимального размещения машиностроения — сырьевые и природные ресурсы.

Стоит учитывать, что важно не только само их наличие в области региона, но также доступность и скорость транспортировки, цена, наличие нескольких постоянных поставщиков, развитая сеть сотрудничества.

Во многом этот фактор зависит от особенностей местности и ландшафта. Залежи природных ресурсов привлекают инвесторов, открывающих металлургические и химические заводы, за ними приходят производители деталей и машин. Облюбованная зона становится привлекательнее для новых компаний, постепенно преобразуясь в слаженный комплекс.

Масштабы потребления

Перед размещением завода какой-либо продукции директора должны тщательно проанализировать спрос и заранее подобрать потенциальных клиентов, ведь только там можно получить от производства выгоду. Не исключением из этого принципа станут и механизмы — они бесполезны для производителя, если их нельзя продать. От спроса зависит не только выбор региона, но и численность персонала, масштабы производства, объёмы выходящих на свет машин.

Особенности для разных видов

Важность и влияние требований и проблем на фабрику зависит от специализации и типа предприятия. Например, факторы размещения железнодорожного машиностроения значительно отличаются у таковых от аэрокосмического или автомобильного. Это связано со спецификой затрат ресурсов и рабочей силы. Краткое описание особенностей для основных отраслей:

  • Общее машиностроение (под ним подразумевают выпуск производственного оборудования, сложной техники, нефтедобывающих, лесопильных, сельскохозяйственных механизмов) для работы больше других нуждается в квалифицированных кадрах — на них уходит до 30% от бюджета предприятия. Остальное тратится на сырьё, материалы и электроэнергию. В связи со спецификой продукции очень важно учитывать рынок сбыта при размещении такого завода.
  • Среднее машиностроение, включая производство автомобилей, нуждается в энергоресурсах и большом количестве рабочих специалистов. Затраты металла на таком производстве относительно низкие, но они всё же гораздо больше, чем в научном, электрическом или радиотехническом производстве, потому ими не стоит пренебрегать. Обычно предприятия средней отрасли имеют узкую специализацию, потому для них важно налаживание своевременных поставок деталей и ресурсов, а также поиск покупателей.
  • Тяжёлое машиностроение характеризуется относительно небольшой потребностью в трудовых ресурсах. Но оно очень металлоёмкое — на закупку и перевозку сырья и материалов уходит от 40 до 80% всего бюджета. По этой причине предприятия соседствуют с металлургическими заводами и рынком сбыта. Если они строятся не в непосредственной близости от покупателя или заказчика, важна хорошо развитая транспортная сеть, приспособленная к работе с громоздкими и тяжёлыми механизмами.

Основные факторы размещения машиностроения: доступность природных ресурсов для производства, наличие трудоспособных квалифицированных кадров, степень развития отрасли в конкретном регионе, экономическая целесообразность.

Учитывать их необходимо для того, чтобы предприятие окупалось и приносило прибыль.

Источник

Adblock
detector