Меню

Социализация и социальная установка таблица



Социальная установка и социализация личности

date image2017-12-16
views image1904

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

В социологии «личность – это многообразная система, которая включает темперамент, направленность, способности и характер, т. е. индивидуальность человека, особенности его поведения, отношения и установок к окружающей действительности».

Социальные установки являются одним из механизмов регуляции поведения человека. Они помогают уяснить, почему именно люди поступают тем или иным образом в определенных ситуациях. Причем, с одной стороны, сами установки формируются под воздействием социума, с другой — они влияют на социум, определяя отношение к нему людей. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки. Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности. Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека.

Установка личности – постоянная тенденция чувствовать или вести себя определенным образом по отношению к предмету, личности, ситуации. Выделяются компоненты установки: эмоциональный – включает чувства людей относительно объекта (организации, других людей); информационный – включает убеждение или информацию, которую индивид имеет относительно объекта; поведенческий – определяет склонность человека вести себя определенным образом по отношению к объекту.

Установки выполняют следующие функции: приспособление: установки помогают людям легче приспособиться к своему рабочему месту; защита своего «Я»: реализация своего «Я»-образа (самого себя) – отрицание информации и нежелание менять свои установки, если это нарушает сформировавшееся мнение о себе; выражение ценностных ориентации (свои установки).

Социализация— процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Процесс формирования личности, по Д. Смелзеру, происходит по трем различным стадиям: 1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Социализация не только дает нам возможность общаться друг с другом посредством освоенных социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество его членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения. Агенты социализации — люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят: агентов первичной социализации — семья, родственники и друзья; агентов вторичной социализации — представителей администрации школы, университета, предприятия и т.д. Социализация — это процесс непрерывный. Нравственное развитие того или иного индивида может задержаться на определенном этапе, но сам процесс социализации никогда не кончается. Социализация личности выделяет две стороны: усвоение социального опыта, т. е. воздействие внешней среды на процесс становления личности; воздействие индивида на внешнюю среду.

Источник

Социализация: факторы, механизмы и этапы социализации индивида

У термина «социализация» есть два значения. Во-первых, это те мероприятия, которые предпринимаются обществом для освоения в нём ребёнка. Во-вторых, это сам процесс усвоения человеком норм, правил поведения в данном социуме.

Степенью социализации называется то, насколько полно человек усвоил нормы и правила социального поведения, и насколько он их соблюдает.

Факторы социализации

По масштабности факторы делят (А.В. Мудрик) на:

  • мегафакторы;
  • макрофакторы;
  • мезофакторы;
  • микрофакторы.

Это глобальные факторы, влияющие на любого человека: космос, Земля, человечество.

Космос рассматривается как некое пространственно упорядоченное строение Вселенной, включающее в себя всё пространство и все материальные объекты и формы энергии в нем. Человек является частью Вселенной. Человечество уже вышло за пределы планеты Земля, и, пусть и делает только первые шаги, но имеет перспективу стать преобразующей силой в масштабах Солнечной системы, Галактики и Вселенной в целом. В этой связи, понимание своего места во вселенной, взятие на себя ответственности за действия человека в глобальном масштабе оказывают влияние на становление личности и её действия в социуме.

Планета Земля является для нашей цивилизации родиной. Подавляющее число людей, за исключением единиц, всю жизнь проводят на Земле. В этом отношении физические и биологические условия обитания диктуют человеку часть его потребностей: потребность в одежде, жилье, запасах пищи. А эти потребности уже диктуют саму необходимость социальных взаимодействий, как метода более эффективной деятельности, нежели индивидуальная, так и формы этих взаимодействий.

Общество в целом, человечество, по выражению В.И. Вернадского, уже давно стало геологической преобразующей облик планеты силой. В этой связи на отдельную личность начинают влиять последствия такого преображения, в первую очередь в виде техносферы. Человечество осуществляет глобальное влияние и на свои внутренние процессы, хотя это влияние на сегодняшний день носит преимущественно бессистемный характер.

Это государство, страна, общество (в смысле конкретной культурно-экономически обусловленной общности).

Страна как понятие в основном географическое определяет в первом приближении ту территорию, которую человек рассматривает как «свою», выстраивая свои отношения на основе территориальной принадлежности. Природно-климатические особенности влияют на поведение человека как прямо (через температуру, доступные сельскохозяйственные культуры для возделывания и питания), так и опосредовано (через транспортную доступность, экономические перспективы деятельности и т.д.).

Государство – понятие политическое. Человек выступает как объект и субъект гражданских прав, осваивает формы юридического взаимодействия с другими людьми. Гражданин имеет ряд закрепленных обязательств перед государством, и обратно, государство имеет ряд обязательств перед каждым гражданином.

Общество является непосредственным участником социализации человека как источник норм, правил, установок. Как санкционирующий и оценивающий различные формы поведения субъект, и как объект перераспределения ресурсов и информации относительно отдельной личности и общественных групп различного масштаба. Каждое общество обладает специфическим набором культурно-исторически обусловленных норм, в этом отношении складывается то обстоятельство, что перемещаясь в новое для себя общество личность может испытывать потребность в новой социализации. Общество обладает структурой из страт (иногда каст, как в Индии) принадлежность к которым накладывает свой отпечаток на нормы поведения с окружающими, объем и структуру необходимых для усвоения знаний, ценностных установок и т.д.

Это этнос, регион, тип поселения, средства коммуникации (в т.ч. массовые).

Читайте также:  Этапы педагогического общения таблица

Этнос как национально-культурная общность является носителем традиционных ценностей, генетически обусловленного внешнего вида, принимаемого за норму, и, главное, языком, как основой мышления и базой для взаимодействия с культурой. Здесь формируются представления о красоте, нормах потребления, особенностях жилья, способах самореализации и т.д. То есть человек приобретает понятия о витальных потребностях и характере удовлетворения этих потребностей на основе социального взаимодействия и приобретенных ментальных ценностей. Духовный склад этноса во много определяет главный статус человека до периода начала профессиональной деятельности.

Регион проживания можно охарактеризовать как «малую родину» т.е. это тот участок планеты на котором проходят первые годы жизни человека, которые он воспринимает как непосредственно свою территорию. Известно, например, что часто переезжающие в возрасте 10-15 лет люди не имеют в психике образа родины и не приобретают его в дальнейшем. Регион проживания дает конкретно жизненные примеры взаимодействия больших групп людей, их влияния на природу, способствует формированию взаимодействия человека с конкретными феноменами живой и неживой природы.

Тип поселения в основном оказывает влияние на формирования характера взаимодействия с живой и неживой природой, техносферой. Он оказывает влияние на доступность медицинских, образовательных и других потребностей и соответствующих услуг, локальную мобильность, частоту и силу социальных контактов и связей. Социализация в городах протекает при огромной концентрации населения, люди живут буквально друг у друга на головах (многоэтажные дома), характер социальных взаимодействий высокоанонимный, контакты часты и массированы, требования к соблюдению норм общежития повышенной жесткости. В связи с этим растет масштаб криминализации общества, возможностей для криминальной социализации. Чем больше город, тем ярче проявляются эти особенности. В сельской местности плотность населения существенно ниже. Частота социальных взаимодействий в разы ниже и приобретает большую ценность, личностную обусловленность и глубину нежели в городе.

Средства массовой коммуникации (СМК) — технические средства (печать, радио, кинематограф, телевидение), которые осуществляют распространение информации на количественно большие, рассредоточенные аудитории. Они реализуют механизм индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Рассматривая СМК как мезофактор социализации, надо иметь в виду то, что непосредственным объектом воздействия потока их сообщений является не отдельный индивид, а сознание и поведение больших социальных групп, т.е. массовое сознание и поведение.

К микрофакторам социализации относят школу, семью, круг сверстников и т.д.

Во время обучения школьник приобщается к различным граням накопленной человечеством культуры, получая знания о внешнем мире. А огромный пласт — внутренний мир человека — остается фактически за пределами школьных программ.

Современная школа учит существовать в мире знаний, умений, навыков, а не жить среди людей. Взаимодействие с живой природой, особенно в городских школах развивается слабо.

Родительская семья имеет решающее значение в формировании эмоционального мира, самосознания и нравственных устоев личности в первые годы жизни. Если это не сделано или сделано плохо, восполнить потерю чрезвычайно трудно. Позже, особенно в подростковом возрасте, родительское внимание заметно ослабевает, уступая место другим факторам — школе, сверстникам и т.д.

Потребность в общении со сверстниками существует в любом возрасте. Уже полугодовалый ребенок отвечает плачем на плач своего ровесника. В год-полтора дети могут улыбаться друг другу, обмениваться игрушками. Для более старших дошкольников общение просто необходимо. Ребенок, лишенный такого общения, теряет в своем коммуникативном развитии.

Хотя языку дети учатся в основном у взрослых, какие-то интуитивно-коммуникативные способности формируются лишь в общении со сверстниками.

Механизмы социализации

К механизмам социализации относят: социально-психологические и социально-педагогические.

К первой группе относятся: импритинг, копирование, рефлексия, экзистенция.

Импринтинг – это создание привязанностей ко впервые увиденному, в дальнейшем человек испытывает радость узнавания и эмоциональную привязанность.
Копирование поведения – это перенемание норм поведения непосредственно у окружающих людей.
Рефлексия – это создание системы поведения на основе внутренних логических рассуждений.
Экзистенция – овладение навыками, в том числе языком под воздействием непосредственного окружения.

Ко второй группе относятся: традиционный, институциональный, межличностный, стилизованный.

В традиционном механизме определенных усилий для социализации окружение индивида не предпринимает и социализация происходит стихийно.
Институциональный – это социализация в детских садах, школах и других общественных институтах социализации.
Межличностный механизм работает в условиях эмоциональной близости, когда на поведение индивида влияет эмоционально значимый субъект и влияние это целенаправленно.
Стилизованный механизм – это влияние субкультуры в которую включен индивид.

Источник

Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, моральных ценностей, умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации.

Факторы социализации – это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы – глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы – условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы – факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье – это родители, братья, сестры, в школе – учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации.

Виды и этапы социализации.

Виды социализации, как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации.

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека. Этот этап очень важен для социализации ребенка. Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы. То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).
Читайте также:  Век нынешний и век прошедший таблица

Основными институтами социализации являются:

  • семья;
  • сверстники;
  • образовательные учреждения;
  • религия;
  • правовая система;
  • средства массовой информации.

В социологии существует также такое понятие, как десоциализация. Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

Источник

Мир психологии

психология для всех и каждого

  • Главная
  • О нас
    • История
    • Команда
  • Новости
    • Сайт
    • Пресса
  • Дети
    • Стихи детей
    • Рассказы детей
    • Рисунки детей
  • Студенты
    • Лекции
      • Позитивная психотерапия
      • Психодиагностика
      • Психология семейных отношений
      • Перинатальная психология
      • Психосоматика
      • Патопсихология
      • Нейропсихология детского возраста
      • Нейропсихология
      • Анатомия и физиология детского организма
    • Рефераты
      • Психология
    • Курсовые
      • Психология
    • Билеты
      • Общая психология
      • Клиническая психология
      • Педагогическая психология
      • Философия
      • Психодиагностика
    • Дипломы
      • Психология
    • Аспирантура
      • Лекции
        • История науки
      • Билеты
        • Общая психология
        • Философия
    • Статьи
  • Взрослые
    • Родителям
      • До рождения
      • Дети от 0 до 1 года
      • Дети от 1 до 3 лет
      • Дети от 3 до 7 лет
      • Дети от 7 до 11 лет
      • Дети от 11 до 14 лет
      • Дети от 14 до 18 лет
      • Для всех
    • Калейдоскоп
  • Ссылки
  • Поиск

Вы здесь: Студенты Билеты Общая психология Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности.

Социальная психология личности: социальные установки, стереотипы, социализация личности.

Социальная установка – состояние психологической готовности личности вести себя определенным образом, основанная на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. (Олпорт). В заподной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

Социальная установка имеет 3 компонента:

  1. Когнитивный, предполагающий рассудочную деятельность;
  2. Аффективный (эмоциональная оценка объекта, проявление чувства симпатии или антипатии);
  3. Конативный (поведенческий) предполагает последовательное поведение по отношению к объекту.

Разными авторами выделяются четыре ключевые функции (имеющие определенное сходство с функциями аттитюда в теории Смита, Брунера и Уайта).

  1. Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция: выражает приспособительные тенденции поведения человека, способствует увеличению вознаграждения и уменьшению потери. Аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей. Кроме того, социальная установка помогает человеку оценить, как другие люди относятся к социальному объекту. Поддержка определенных социальных установок дает возможность человеку заслужить одобрение и быть принятым другими людьми, поскольку их скорее привлекает тот, у кого установки сходны с их собственными. Так, аттитюд может способствовать идентификации человека с группой (позволяет взаимодействовать с людьми, принимая их установки) или приводит его к противопоставлению себя группе (в случае несогласия с социальными установками других членов группы).
  2. Эгозащитная функция: социальная установка способствует решению внутренних конфликтов личности, защищает людей от неприятной информации о самих себе или о значимых для них социальных объектах. Люди часто действуют и думают таким образом, чтобы оградить себя от неприятной информации. Так, например, чтобы повысить свою собственную значимость или значимость своей группы, человек часто прибегает к формированию негативного аттитюда по отношению к членам аутгруппы.
  3. Функция выражения ценностей (функция самореализации): аттитюды дают человеку возможность выразить то, что важно для него, и организовать свое поведение соответствующим образом. Осуществляя определенные действия в соответствии со своими аттитюдами, индивид реализует себя в отношении к социальным объектам. Эта функция помогает человеку самоопределиться, понять, что он собой представляет.
  4. Функция организации знаний: основана на стремлении человека к смысловому упорядочиванию окружающего мира. С помощью аттитюда существует возможность, оценки поступающей из внешнего мира информации и соотнесения ее с существующими у человека мотивами, целями, ценностями и интересами. Установка упрощает задачу изучения новой информации. Посредством выполнения этой функции аттитюд включается в процесс социального познания.

Виды социальных установок:

  1. Социальная установка на объект – готовность индивида вести себя конкретным образом. 2. Ситуативная установка – готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях. 3. Перцептивная установка – готовность видеть то, что человек хочет видеть.4. Парциальные или частные установки и общие или генерализованные установки. Установка на объект – всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения. Виды установок по их модальности: 1. позитивная или положительная,
  2. негативная или отрицательная,
  3. нейтральная,
  4. амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно) – супружеские отношения, управленческие отношения.

Стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание.

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло по предложению Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Динамика стереотипов: Стереотип начинает действовать еще до того, как включается разум. Это накладывает специфический отпечаток на данные, которые воспринимаются нашими органами чувств еще до того, как эти данные достигают рассудка. Ничто так не сопротивляется образованию или критике, как стереотип, так как он накладывает свой отпечаток на фактические данные в момент их восприятия.

В определенной степени внешние стимулы, особенно сказанные или напечатанные, активизируют некоторую часть системы стереотипов, так что непосредственное впечатление и ранее сложившееся мнение появляются в сознании одновременно.

В случаях когда опыт вступает в противоречие со стереотипом, возможен двоякий исход: если индивид уже утратил определенную гибкость или ему в силу какой-то значительной заинтересованности крайне неудобно менять свои стереотипы, он может проигнорировать это противоречие и счесть его исключением, подтверждающим правило, или найти какую-то ошибку, а затем забыть об этом событии. Но если он не утратил любопытства или способности думать, то новшество интегрируется в уже существующую картину мира и изменяет ее.

Читайте также:  Субъекты центрального черноземного района таблица

Социализация — становление личности — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие — свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление — это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом.

В социологии выделяются два уровня социализации: уровень первичной социализации и уровень вторичной социализации. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи и т. д. Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации и школы, армии, государства и т. д. Механизмы социализации: Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Агенты + факторы =механизмы социализации. Подразделяются на:

  1. Социально-психологические механизмы
  2. Социально-педагогические механизмы

К социально-психологическим механизмам можно отнести следующие: Импринтинг (запечатление) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Импринтинг происходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Экзистенциальный нажим — овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения, обязательных в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание — следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае — один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта. Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т. д.

Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «…Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм. Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определенных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определенностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т. д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы. Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референты (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т. д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Источник

Adblock
detector