Меню

Сословный строй китая японии индии таблица

Сословный строй китая японии индии таблица

Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду с несхожестью, имелись и общие черты — черты традиционного общества.

Земля принадлежит государству.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

Рассмотрим на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока.

В Индии по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным — эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам — в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. Чаще всего они увеличивали свои владения за счёт захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно издавались указы, запрещавшие продажу земли.

В отличие от Индии и Китая, в Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей — воины-самураи (от «самурау» — служить).

Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство.

Деревенская община.

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Так было и в странах, о которых мы ведём речь. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство. О таких общинах вы уже знаете из курса истории Средневековья.

В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.

Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Государство регулирует хозяйственную жизнь.

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли — на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.

Сословный строй.

Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось.

В раннее Новое время в Японии существовала жёсткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.

В сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII—XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10% населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. Все они имели привилегию носить два меча, все они в соответствии со своим положением получали пайки риса, а государственный аппарат занимался их распределением. Самураи разделялись на ранги в зависимости от того, какое количество риса они получали.

В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному землевладельцу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (по-японски «харакири» или «сэппуку») по первому его требованию или в случае его смерти.

Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча (чтобы опробовать остроту нового меча, самурай мог убить на улице неприкасаемого). Они создавали школы для обучения воинскому искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтование на мечах, стрельба из лука, борьба дзюдо и верховая езда.

В свободное время самураи занимались военной подготовкой, а высшие из них в добавление к этому со всей серьёзностью участвовали в чайных церемониях и составлении букетов.

Но появились первые признаки разложения сословного строя. Были и такие самураи, которые по разным причинам отказались от своих обязанностей и лишились средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились школьными учителями или писателями. Одни обучали молодёжь владению оружием, другие были охранниками у богатых купцов. Со временем некоторые из них стали заниматься коммерческой деятельностью и даже ремеслом. Те самураи, которые не могли отказаться от сословных предрассудков, предпочитали нищенствовать, но не «опускаться до презренных занятий». Были и такие, которые занимались грабежом и разбоем, объединяясь в банды, терроризировавшие жителей деревень и путников на дорогах.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Одевались крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

Третье и четвёртое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были среди них и странствующие, ходившие от деревни к деревне. Как правило, сын наследовал профессию отца. Современники отмечали высокое качество их изделий.

Что же касается купцов, то в XVI—XVIII вв. власти относились к ним насторожённо. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.

Купцы организовывались в гильдии, создавали банки. Некоторые из них сколотили огромные состояния и сумели добиться того, что их сыновья успешно сдавали императорские экзамены и становились чиновниками.

Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Вот эти правила: ранний подъём, преданность семейному делу, работа сверхурочно, бережливость, хорошее здоровье. Это должно было способствовать накоплению денег.

Города под контролем государства.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI—XVII вв. быстро развивались города в Китае. В Пекине уже к 1500 г. население превышало 1 млн человек, в Нанкине оно достигло 660 тыс. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля. О развитии ремёсел говорят и существовавшие тогда названия улиц в Нанкине: Парчовая улица, Сатиновый переулок, Железная улица, улица Красок и т. д. В Пекине были Угольный, Рисовый, Сенной и другие рынки.

Горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

Религии Востока — путь самосовершенствования. Нельзя правильно понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Рис. Гости у ворот дворца китайских императоров династии Мин в Пекине. Ок. 1500 г.

  • Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его учение — конфу цианетво — нашло огромное число последователей, стало обязательным для всех китайцев, превратилось в религию.

Конфуция, как и многих учёных древности, прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Без них не может быть порядка в жизни людей. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самосовершенствованием и приносить пользу для всех. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. «Государь — отец и мать народа, — поучал мыслитель. — Всякий служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твёрдо помнить своё положение в обществе, предопределённое Небом. «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — говорил он.

Конфуций учил избегать крайностей. Он считал, что и власть несёт ответственность перед народом, иначе народ не станет ей доверять. «Тот, кто хочет стать правителем государства, — говорил он, — должен сам жить умеренно; при управлении своими рабами должен проявлять свою добродетель».

Учение Конфуция привлекало своей практичностью. Казалось, что на его основе можно создать идеальное общество, идеальную семью и добиться самосовершенствования.

Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и Японии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания. Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Индуистское учение вам знакомо из курса истории Древнего мира, поэтому поговорим о древней религии японцев — синтоизме. «Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба и их авторитет был непререкаем.

Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Эти религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Проверьте себя

  1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
  2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVIII вв.
  3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?
  4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Подумайте

  1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
  2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
  3. Сделайте вывод: какие основные черты харак терны для традиционных обществ Востока в XVI—XVIII вв.?

Дополнительные материалы

Трудились не разгибая спины

«Земледелие — ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия — ветви, второстепенное», — говорит древняя китайская поговорка. Трудолюбие китайских земледельцев поражало. Труд в Китае считался не наказанием за грехи, не бременем, а священным долгом, на который Небо благословило род человеческий. Да и благосостояние крестьян зависело от результатов их труда. Вот поэтому европейцы, путешествующие по Китаю в конце XVIII в., с удивлением отмечали, что, за исключением скалистых горных уступов, они на своём пути не видели ни одного невозделанного клочка земли. Даже на горных склонах, если они не совсем отвесны, устраивались террасы, на которых сеяли лук, морковь и т. д. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды.

В Японии, как и в Китае, крестьяне трудились от зари до зари. Однако сваренным на пару рисом в Японии питались только самураи, а крестьянам полагалось есть каши из проса, ячменя или пшеницы и овощи. Свежая рыба была деликатесом, а мясо в пищу не употребляли — запрет на говядину накладывался буддизмом.

Читайте также:  1с скд объединение таблиц

И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или бросал её и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была обрабатывать его землю и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары (дома из дерева, бамбука и бумаги горели как свечи), эпидемии приводили к гибели сотен тысяч людей. В стране получил распространение изуверский обычай детоубийства, когда душили новорождённых (обычно девочек), чтобы избавиться от «лишних ртов».

Но и в этой тяжёлой жизни случались праздники. В дни Нового года крестьяне приносили из леса маленькие сосны и помещали их у ворот своего дома, украшая цветами сливы и ветками бамбука, которые считаются символами долголетия, здоровья и счастья. Круглые рисовые колобки подносились различным богам — охранителям дома и душам предков. В середине лета широко отмечался праздник Бон, в дни которого, по поверью, души умерших возвращаются в свои дома. Для них готовилось специальное угощение, их развлекали песнями и плясками. В деревнях праздновали свадьбы, в праздники превращались и выполняемые всей общиной работы: посадка риса, рытьё колодцев, уборка урожая и пр.

Хотя существовали указы, запрещавшие крестьянам смотреть театральные представления (власти боялись, что, увидев на сцене лучшую, чем у них, жизнь, они захотят уйти из деревни), им удавалось видеть выступления странствующих актёров. Но особенную радость приносило паломничество в один из главных храмов страны. Это была единственная в жизни возможность покинуть на время деревню и увидеть своими глазами окружающий мир.

Источник



География. 11 класс

Конспект урока

Название предмета, класс: география 11 класс

Номер урока и название темы: урок №5 «Зарубежная Азия. Комплексная характеристика стран (Япония, Индия, Китай)»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • Особенности географического положения Японии, Китая и Индии как ведущих страны Зарубежной Азии.
  • Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства Японии, Китая и Индии.
  • Интеграционные группировки.
  • Особенности политической системы.

Глоссарий по теме: содружество наций, урбанизация, демографический взрыв.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Азия – самый большой по площади и численности населения регион мира (около 43400000 км 2 вместе с азиатской территорией России). Граница между Азией и Европой проходит на Урале (вернее, на его гребне или восточном подножие, реках Эмба, Кума, Маныч, осевом водоразделе Большого Кавказа, Каспийском, Азовском, Черном и Мраморном морях, проливах Босфор и Дарданеллы). С Африкой Азия соединена Суэцким перешейком, от Северной Америки отделена Беринговым проливом. Омывается Северным Ледовитым, Тихим и Индийским океанами, их морями, а также внутриматериковыми морями Атлантического океана. В состав региона входят также острова: Японские, Тайвань, Шри-Ланка, Филиппинские, Большие и Малые Зондские площадью более 2 млн. км 2 .

В географических кругах регион обычно разделяют на Юго-Западную, Центральную, Южную, Юго-Восточную и Восточную Азию. Регионы различаются между собой комплексом этнических, религиозных, лингвистических, природно-исторических факторов. Юго-Западная Азия лидирует по числу небольших по величине территории стран и численности их населения. По уровню экономического развития, площади территории и численности населения бесспорным лидером является Восточно-Азиатский регион, ведь именно в его состав входят Китай, который развивается высокими темпами, и Япония с мощной экономикой и научным потенциалом. Южная Азия занимает второе место по численности населения и показателям ВВП (за счёт Индии).

Сегодня мы отправляемся в путешествие по странам Азии: в Китай, Индию и Японию.

Официальное название – Китайская Народная Республика, сокращенно КНР. Китай располагается в Центральной и Восточной Азии. Его тихоокеанское побережье омывают Жёлтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. Природные условия такой большой страны, разумеется, разнообразны, на его территории есть и горные массивы, и обширные равнины, пустыни и густые леса. В прибрежной зоне насчитывается более 5 000 островов, среди которых самые крупные – Тайвань и тропический остров Хайнань. Площадь территории: 9,6 миллионов квадратных километров. Столица этого государства – Пекин.

В административно-территориальном отношении Китай подразделяется на 23 провинции (включая Тайвань), некоторые из них имеют население, превышающее население самых крупных стран зарубежной Европы, пять автономных районов и четыре города центрального подчинения — Шанхай, Пекин, Тянцзинь и Чунцин. В 1911 году была свергнута последняя династия Цинь и образована Китайская Республика, а в 1948 году к власти в стране пришли коммунисты во главе с Мао Цзедуном. 1 октября 1949 года провозглашена Китайская Народная Республика. На начало XXI века сохраняется ведущая роль компартии. Согласно конституции 1982 года, Китай – социалистическое государство демократической диктатуры народа. Глава государства – Председатель Си Цзиньпин.

Китай богат ископаемыми ресурсами, только минеральные ресурсы его недр представлены более чем 140 видами. Запасы угля, нефти, железной руды, вольфрама, молибдена, олова, ртути, свинца, цинка и бокситов составляют существенную долю мировых запасов.

Пятая часть населения земного шара проживает в Китае. Численность населения: 1,373 миллиарда человек. Угрожающие темпы роста населения вынудили правительство Китая объявить достаточно жёсткую демографическую политику «одна семья – один ребенок». И несмотря на это, ежегодная рождаемость в Китае превосходит 11 миллионов человек, что сравнимо с населением европейской страны, такой как Венгрия или Греция. Свыше 90% населения проживает в восточной его части, где климат наиболее благоприятен, плотность населения здесь колеблется от 600 человек на км 2 в прибрежных районах до 2 человек на км 2 в пустынных и горных районах. Китай – многонациональное государство, в нём насчитывается 56 национальностей. 92% составляют китайцы (самоназвание — «ханы», или «ханьць»). Ханьцы в основном проживают в восточной части страны. Остальные народы называют национальными меньшинствами. В стране по разным показателям насчитывается около 236 языков: 235 живых и один исчезнувший (чжурчженьский). Различия между языками в этой стране велики, при разговоре жители северных и южных провинций с трудом понимают друг друга. Чтобы объясняться друг с другом, они пользуются единой иероглифической письменностью, которая понятна всем говорящим на разных диалектах. Кроме того, был создан единый национальный язык «путунхуа» («общепонятный язык»), за основу которого был взят пекинский диалект. Неграмотного населения в стране еще около 180 млн. человек.

Самые распространённые в Китае религии: буддизм (ламаизм), конфуцианство, даосизм. Но есть жители на северо-западе страны, которые исповедуют ислам. В целом население не слишком религиозное (Китай – по-прежнему социалистическая страна).

В Китае более 70 городов-миллионеров. Эту страну также затронул «городской взрыв». По общему числу городских поселений, больших городов и городов-миллионеров, а также по абсолютному количеству горожан страна занимает первое место в мире. Однако Китай держит мировое первенство и по числу деревень, которых здесь примерно 700 тысяч. В число крупнейших городов мира входит самый населённый город Китая – Чунцин с населением 34 миллиона человек.

Промышленность Китая – важный и наиболее динамично развивающийся сектор экономики. Основу образует угольная промышленность, сосредоточенная на севере страны, крупнейший бассейн – Датунский. Нефть Китая рассредоточена по территории, главное месторождение Дацин — 1/3 добычи. Производство электроэнергии на 4/5 базируется на ТЭС; главные каскады ГЭС сооружены на Янцзы и Хуанхэ; сооружены первые АЭС. Металлургия в основном представлена комбинатами полного цикла, крупнейший из которых – Аньшанский. В машиностроении преобладают универсальные предприятия, а также производство бытовой техники. Китай занимает первые позиции в мире по объёмам производства автомобилей, стали, угля, цемента, хлопка, мяса, зерна, хлопчатобумажных тканей, телевизоров, минеральных удобрений, химических волокон, электричества. Исключительно низкая стоимость труда в сочетании с высокой трудовой дисциплиной в последние годы привела к переносу многих производственных цепочек в эту страну.

Китай занимает первое место в мире по объёмам и разнообразию сельскохозяйственной продукции. Каждый год здесь собирают более 500 миллионов тонн риса, пшеницы и кукурузы, хорошо развито разведение свиней, мелкого и крупного рогатого скота, птицы.

Причины «китайского экономического чуда», взрывного роста экономики во второй половине двадцатого века являются объектом изучения учёных многих стран мира.

Туризм в Китае развивается бурно, под стать промышленным отраслям экономики. Исторические архитектурные памятники, музеи, буддийские монастыри и храмы, древняя и самобытная культура ежегодно привлекают в страну миллионы туристов.

ЭГП КНР очень выгодно, так как она расположена вдоль тихоокеанского побережья (15 тыс. км.), и страна имеет доступ к морю от самых отдалённых внутренних уголков через реку Янцзы. Приморское положение способствует развитию её хозяйства и внешнеэкономических связей.

Богатство природными ресурсами в сочетании с многочисленным и трудолюбивым населением помогли Китаю стать промышленным центром мирового масштаба, лидером по объёмам производства во многих областях. Современный Китай производит всё, от палочек для еды до собственных космических кораблей. Европейские, американские и азиатские магазины наполнены качественными и недорогими потребительскими товарами из Китая.

Япония – страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах и почти четырех тысячах мелких островов. Это целый островной мир, протянувшийся на 372 200 квадратных километров. Крупнейшие из них – это Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, расположены друг близ друга, соединены сетью мостов, тоннелей и дамб.

Япония – горная страна, для расширения жизненного пространства японцы создают искусственные острова и полуострова, засыпая прилегающую акваторию. Территория страны подвержена высокой сейсмической активности, отмечается до 1500 землетрясений разной силы в год. С извержением вулканов связаны вызванные ими волны цунами, приносящие большой ущерб хозяйству, особенно о. Хонсю и о. Хоккайдо. Столицей страны является город Токио.

По государственному устройству Япония — унитарное государство, здесь 46 префектур и губернаторство Хоккайдо. По форме правления — конституционная монархия. Высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом в Японии является парламент. Император Японии – Акихито (с 1989 года). Япония входит в число стран – членов «Большой семёрки» и АТЭС, а также в последнее время избирается непостоянным членом Совета Безопасности ООН. Япония является единственной страной в мире, против которой было применено ядерное оружие.

Страна не богата ископаемыми ресурсами, в значительных количествах здесь присутствуют только каменный уголь, медные и свинцово-цинковые руды. Большую часть необходимого минерального сырья Япония импортирует.

Япония занимает 7 место в мире по численности населения после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии и России, в ней проживает 127 млн. человек. В стране самая высокая плотность населения – около 336 чел. на 1 км 2 . Большинство население страны проживает на приморских низменностях и в долинах рек. 76% населения живет в городах. В стране насчитывается более 200 больших городов, из них 12 городов-миллионеров. Самый крупный город Японии – Токио (1 место в мире). Это самый перенаселённый город с хаотичной постройкой, отсутствием единого центра. Улицы Токио не имеют названий. Каждый адрес – это название городского квартала и цифровые обозначения здания. Подавляющая часть населения проживает в городах, расположенных на прибрежных равнинах. К крупнейшим городам также относятся Иокогама, Осака, Нагойя и другие.

Япония – первое государство Азии, которое перешло от второго типа воспроизводства населения к первому, причем эта «демографическая революция» произошла в кратчайшие сроки. Демографическая политика привела к снижению числа родившихся детей, а показатели средней продолжительности жизни стали самыми высокими в мире: женщины – 82 года, мужчины – 76.

В Японии в настоящее время нет государственной религии, и большинство японцев говорят, что у них нет специального вероисповедания. Но как минимум два вида религии внесли заметную роль в формировании большинства традиций страны. Это синтоистские и буддийские ритуалы. Япония – типичная однонациональная страна, где 99% населения – это японцы. К числу национальных меньшинств относятся айны, которые в основном живут на острове Хоккайдо, корейцы и китайцы.

Япония – одна из самых экономически, технологически и социально развитых стран мира. Она занимает ведущие позиции в целом ряду высокотехнологичных отраслей, производстве автомобилей, судов, станкостроении, производстве бытовой электроники, промышленных роботов, производстве стали, электроэнергии, цемента, нефтепереработке. Сильно развиты химическая, металлургическая, легкая и деревообрабатывающая отрасли промышленности.

Успех японских компаний на мировом рынке основан на высокой конкурентоспособности продукции за счёт высокого качества, кадрового потенциала, новейшей технологии, авторитета фирмы. В японских фирмах эффективно развита система всестороннего и последовательного контроля над качеством продукции и характером организации производства.

В последние пятьдесят лет физический объём экспорта страны увеличился более, чем в 75 раз, его темпы роста почти в 2 раза опережали прирост мирового экспорта. В настоящее время экспорт на 78% состоит из продукции машиностроения (25% приходится на радиоэлектронные и электротехнические товары, 16% – на автомобили, 18% – на современное металлообрабатывающее оборудование).

12% японского импорта составляют продовольственные товары; основные ввозимые продукты питания – пшеница, мясо, овощи, рыба, и фрукты. Япония ввозит почти 100% железной руды.

Главные отрасли специализации сельского хозяйства: рисосеяние, плодоовощеводство и рыболовство. На северо-востоке и побережье Японского моря простирается так называемый рисовый пояс. Лишь около 13% территории Японии пригодны для земледелия, однако страна полностью обеспечивает себя одним из важнейших продуктов питания – рисом. Выращиваются также фрукты, сахарная свёкла, лук, огурцы, картофель. Япония занимает одно из первых мест в мире по добыче морепродуктов, рыбы. Кроме того, развита аква- и марикультура, разведение рыбы и моллюсков в пресноводных водоёмах и прибрежных участках моря.

Япония — динамично развивающаяся страна. Большую роль в её развитии играют сами японцы, они очень трудолюбивы и предприимчивы, они постоянно стремятся ко всему новому и прогрессивному. Сегодня Япония принимает активное участие в международном сотрудничестве и открыта для диалога всему миру.

В июле 2018 года Евросоюз и Япония подписали одно из крупнейших соглашений о свободной торговле, объём которого оценивается в треть мирового валового продукта.

Индия располагается в Южной Азии, на полуострове Индостан и прилегающей к нему части материка, омываемая Индийским океаном. До 80% её территории – это равнины и плоскогорья. Площадь этого государства составляет около 3,3 млн. км 2 . Столица Индии – Нью-Дели.

Индия – одна из древнейших стран мира. В течение почти двух веков она была колонией Англии. В 1947 году Индия добилась независимости, а в 1950 была объявлена республикой. Она состоит из 25 штатов, каждый из которых имеет своё законодательное собрание и правительства, но при сохранении сильной центральной власти. Индия входит в Содружество наций – добровольное объединение суверенных государств. Его возглавляет Великобритания, и в него ещё входят почти все её бывшие доминионы, колонии и протектораты.

Индия – второе государство планеты по численности жителей (1 030 000 000 чел.). По количеству жителей занимает второе место (уступая только Китаю), но при современных темпах прироста может обогнать его уже в 21 веке. Размещение населения Индии неравномерно. Издавна люди выбирали для заселения более плодородные низменности и равнины вдоль рек, морские побережья. В дальнейшем были освоены внутренние районы страны. Но и сейчас существуют малонаселённые и даже безлюдные территории. Средняя плотность населения достаточно высока – больше 350 человек на квадратный километр, при этом наиболее плотно заселены приморские территории и Индо-Гангская низменность (от 400 до 1000 человек на квадратный километр).

Уровень урбанизации в стране невысок. Но при таком большом количестве населения масштабы её впечатляют. В стране около 4,5 тысячи городов. Крупнейшими городами являются Мумбаи (Бомбей), Колкатта, Дели и Ченнаи. Количество больших городов периодически увеличивается. Государственными языками Индии являются хинди и английский, при этом население страны говорит на 1652 диалектах, а конституцией Индии определён 21 официальный язык. Религия, которая исповедуется в этой стране, — индуизм, ислам.

Индия – один из крупнейших поставщиков угля, марганцевой и железной руд на мировом рынке. Развиты чёрная металлургия, тяжёлое и транспортное машиностроение, производство электрооборудования, бытовой электроники и химикатов. Среди развивающихся стран Индия первой начала развитие атомной энергетики и аэрокосмической отрасли. В стране развит туристический бизнес, популярны среди туристов ювелирные изделия.

Читайте также:  Asian size размеры одежды таблица

Независимость Индии благоприятно подействовала на её развитие и привела к большим успехам в экономическом и социальном развитии. Большинство индийских товаров сегодня не уступает самым лучшим мировым стандартам. Индия стоит на 5 месте в мире по общему объёму промышленного производства, хотя она до сих пор остаётся страной многих контрастов. Мощные современные промышленные предприятия чередуются с десятками тысяч мелких, использующих только ручной труд, крупные государственные и частнокапиталистические формы и плантации с миллионами маленьких крестьянских хозяйств, которые страдают от безземелья и малоземелья.

В промышленной сфере Индии занята 1/5 часть активного населения. Из страны лёгкой и пищевой промышленности она переросла в страну с развитой тяжелой индустрией. Теперь она производит не только автомобили, тракторы, тепловозы, станки, телевизоры, но и современную электротехнику, оборудование для АЭС космических исследований. Она занимает одно из ведущих мест в мире по развитию атомной промышленности.

Главные отрасли, приносящие доход Индии, — это отрасли лёгкой промышленности – хлопчатобумажная и джутовая – и, как следствие, швейная. Товары, произведённые ими, идут на экспорт.

Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей хозяйства страны. В Индии выращивают рис, пшеницу, просо, фрукты, овощи, хлопчатник, сахарный тростник, арахис, кунжут, кофе, клещевину, горчицу и лён. Индия лидирует по объёму производства чая.

ЭГП Индии способствует развитию хозяйства, так как страна располагается около морских торговых путей из средиземного моря в Индийский океан. Крупные порты: Кочин, Мумбаи (Бомбей), Вишакхапатнам, Ченнаи, Калькутта. Столица индийского штата Махараштра – Мумбаи (Бомбей), крупнейший финансовый, экономический и культурный центр Индии, её самый важный транспортный узел, крупнейший её порт, издавна служивший морскими вратами Индии. Здесь расположен «Болливуд» — центр индийского кинематографа. Мумбаи (Бомбей) – город контрастов и социального расслоения, в котором трущобы теснятся невдалеке от роскошных кварталов.

Разбор заданий тренировочного модуля:

1. Заполни пропуски в таблице.

Перед тобой представлена сравнительная характеристика стран Китай, Япония, Индия. Используя полученные знания при просмотре видеоролика, расставь пропущенные слова в ячейки таблицы.

Таблица 1 – Сравнительная характеристика стран Китай, Индия, Япония (задание)

Источник

Государства Востока традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Урок 32. Всеобщая история 7 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Государства Востока традиционное общество в эпоху раннего Нового времени»

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

В течение долгого времени вы изучали историю стран Запада, узнавали, как развивалось общество. Теперь вам предстоит познакомиться с особенностями развития восточных государств в XVI–XVII веках.

Во время урока вы узнаете, что повлияло на мировоззрение жителей Индии, Китая и Японии, как складывались хозяйственные и социальные отношения в этих государствах.

Начнем рассмотрение стран Востока со способов землевладения, характерных для этих государств.

В восточных странах главным собственником всех земель было государство. В Индии все завоеванные территории становились частью земельного фонда, из которого и раздавались наделы, они получили название джаги́ры. Однако участки оставались в собственности государства. Их держатель – джагирда́р – был временным и не имел права передачи земли по наследству. Как правило, джагирдары владели несколькими десятками тысяч гектаров, часть доходов с которых шла на содержание воинских отрядов. Джагирдар не пользовался одним наделом на протяжении всей жизни. Через определенное количество лет ему давался новый земельных участок, где снова приходилось выстраивать хозяйство.

Существовала и частная собственность на землю. Этим правом пользовались покоренные князья, платившие дань, шейхи, имевшие небольшие владения и позже мусульманские богословы. За использованием земель следило специальное ведомство – диван.

В Китае земли делились на государственные и «народные» (частные).

К государственным относились

· земли, конфискованные у преступников;

· земли императорского дома;

· земли, пожалованные чиновникам, князьям, храмам;

· участки, принадлежащие военным поселениям.

Все остальные земли были частными, владеть ими могли как феодалы, так и крестьяне. Частыми были захваты знатью территорий, которыми владели крестьяне.

Существовали «должностные поля» – это государственные земли, которые предоставлялись чиновникам на время их службы. Были также «поля для поддержания бескорыстия», их получали чиновники, у которых была плохая оплата труда, и, чтобы они не брали взяток, им предоставляли земли, дававшие доход. Большая часть крестьян пользовалась землей на условиях аренды.

В Японии вся земля была в собственности государства. И крестьяне, и феодалы получали наделы во временное пользование. Размер участка крестьянина зависел от количества людей в семье, а у феодала – от знатности. В любой момент земля могла быть конфискована. Такая система способствовала укреплению центральной власти.

Деревенская община.

Основная часть населения восточных государств была занята в сельском хозяйстве, где оставалась достаточно прочной деревенская община. Узнаем, каковы были особенности ее организации в Китае, Индии и Японии.

В Индии община была очень крепкой. Земельные владения принадлежали не отдельным людям, а общинам, внутри которых уже раздавались участки семьям. В коллективном пользовании оставались леса, пастбища, пустоши. Каждая община вносила определенную сумму налога государству за право пользования землей. Таким образом, государству облегчался процесс сбора налогов. Управление общиной осуществлял совет, состоящий из 5 наиболее зажиточных жителей.

Помимо занятия сельским хозяйством, общинники могли заниматься ремеслом. Однако жители общины были обязаны содержать несколько профессиональных ремесленников, которые обслуживали потребности в одежде и предметах быта.

Все должности внутри общины были четко распределены и передавались по наследству. Получалось, что оставаясь свободным, житель общины не мог ее покинуть, потому что имел право чем-либо заниматься только в своей общине. За ее пределами он становился пришлым и лишался прав. У пришлых не было права голоса, они могли иметь земельный участок только на условиях аренды, получая 1/8 часть от урожая. Неполноправными были и ремесленники.

В Китае деревенскую общину составляли 100 дворов, разделенные на группы по 10 дворов. Во главе всей общины стоял староста, а группы дворов возглавляли деся́тские, которых выбирали среди тех, кто достиг 50 лет и отличался безупречным поведением.

Задачей десятских был контроль за сбором налогов. Чиновникам было запрещено появляться в общинах с этой целью под страхом смертной казни. Также десятские следили за поведением жителей общины и сообщали обо всех нарушениях правителю.

В китайской общине существовала круговая порука. В случае невыплаты налогов или отказа от выполнения повинностей одним из жителей общины, его работа перекладывалась на других жителей. Это облегчало сбор налогов и контроль за поступлением средств в казну.

В Японии деревенская община значительно окрепла к XV веку, она обладала достаточно большой долей самоуправления. Главной задачей для себя жители общины ставили уменьшение налогов и отмену трудовых повинностей. Община взяла на себя обязательства по контролю уплаты налогов ее жителями, взамен получила право управлять внутренними делами и самостоятельно распоряжаться избыточными продуктами. Руководство общиной

· осуществляло общее собрание;

· занималось распределением воды;

· решало, как использовать угодия;

· делило между жителями трудовые повинности.

Правом голоса на собрании обладали только те крестьяне, которые владели земельными участками. Таким образом, община сокращала вмешательство императорских чиновников и разграбление крестьян.

Сословия.

Одной из главных особенностей традиционных обществ стран Востока было четкое разделение на сословия. Каждый вел жизнь так, как предписывали ему правила и сословная принадлежность.

В Индии общество делилось на 4 ва́рны: бра́хманы, кша́трии, ва́йшьи, шу́дры. Каждая варна включала в себя множество каст, всего их более двух тысяч, многие их которых сохранились до сих пор. Рассмотрим подробнее варны индийского традиционного общества.

Брахманы – это высшая варна, ее можно сравнить с европейским духовенством. Брахманы выполняли обязанности писарей, священнослужителей, учителей, судей и чиновников.

Вторую ступень занимали кшатрии. Это было воинское сословие. С детства их воспитывали сильными и мужественными, готовыми встать на защиту государства. Главной целью кшатриев был контроль за соблюдением порядка и закона. Только они были наделены правом убивать тех, чье поведение не соответствовало правилам варны. Среди кшатриев, как правило, выбирали правителей.

Вайшьи – это третья ступень социальной лестницы индийского общества, включающая в себя торговцев, ростовщиков и ремесленников.

На четвертой ступени находятся шудры. Это земледельцы и слуги. Их основное занятие это обработка земли и скотоводство, а также прислуживание трем высшим варнам. В современной Индии это самая многочисленная группа населения.

Вне социальной лестницы в Индии находились «неприкасаемые». Это люди, которые занимались очисткой улиц от мусора, работой с кожей животных и глиной, стиркой. Они селились вдалеке от других жителей, не имели права посещать храмы. Считалось, что они могут осквернить представителей варн.

В Китае общество делилось на привилегированные и непривилегированные слои.

К первым относились родственники императорской семьи и знать, имевшая титул. Отличительной чертой китайского общества было существование такого сословия как шэньши́, это были люди, которые сдали экзамен на право занимать государственные должности. Они были учеными и пользовались всеобщим уважением. Важным является то, что правом сдать экзамен на звание шэньши обладали и представители непривилегированных сословий, к которым относились землевладельцы, крестьяне, торговцы и ремесленники. Самым низшим сословием в Китае были люди, которые не платили налоги – рабы, артисты, монахи, слуги, палачи.

В Японии сословная структура складывалась в схему СИ-НО-КО-СЁ. Или воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Над всеми сословиями находился император, которого обожествляли, и родовая знать.

Высшим сословием были самура́и. Это представители японского дворянства, основной задачей которых являлось несение воинской службы. Во время войн между феодалами формировались отряды из самураев, от умений которых и зависел исход войны. У самураев был свой кодекс, согласно которому они жили – «Бусидо́», или путь воина. Он предусматривал верность господину, скромность, вежливость, способность принести себя в жертву. В случае смерти своего господина, самурай совершал «сепу́кку», ритуальное вспарывание живота.

Обратите внимание, что крестьяне занимали вторую ступень социальной лестницы. Они пользовались уважением, так как обеспечивали пропитанием самураев и императора. Однако их жизнь была определена в очень строгие рамки. Крестьяне не имели права есть рис или печь из него лепешки, это считалось большой растратой, так как рис в то время был синонимом богатства. Одежду носили только изо льна или хлопка.

Все ремесленники были объединены в цехи. В выборе ремесла руководствовались наследственностью. Если отец занимался изготовлением одежды, то его дети тоже будут это делать. Ремесленники делились на три категории:

· те, кто имел свой магазин;

· те, кто выполнял работу на месте;

Торговцы были источником обогащения императорского дома, поэтому пользовались большей свободой. У них был свой устав, купцам было запрещено играть в азартные игры, сочинять стихи, учиться искусству быстрого рисования и владения мечом. Это все могло отвлекать от непосредственной работы.

Религия.

Чтобы лучше понять события последующих лет, необходимо знать о мировоззрении жителей Востока. Сформировалось оно под влиянием трех религий – конфуциа́нства, будди́зма и синтои́зма. Рассмотрим их основные положения.

Конфуцианство сформировалось в Китае, и было обязательным учением для всех его жителей. Оно оказало существенное влияние на поведение и формирование мировоззрения китайцев.

Конфуций учил: «Государство – это большая семья, а семья – это маленькое государство». Необходимо почитать своих родителей и старших, это же почтение нужно выказывать императору, так как он глава большой семьи-государства.

Одной из центральных идей в культуре Китая стала следующая: «Чтобы достичь равенства, нужно неравенство». На этом строились отношения в обществе на протяжении многих столетий.

Само учение основывалось на 5 принципах:

· любовь к людям, именно его авторству принадлежит правило «Не делай человеку того, что не желаешь себе»;

Каждый житель Китая должен был им соответствовать.

Широкое распространение в Индии, Китае и Японии получил буддизм. Эта религия также определяла основные жизненные принципы, характерные для восточного человека. Бу́дда учил, что вся жизнь человека – это страдание, которое возникает от того, что человек постоянно стремится с исполнению своих желаний. Когда он этого не достигает, то становится на путь страдания. Чтобы этого не произошло, следует сделать следующее:

· поверить, что мир полон страданий;

· ограничить свои желания и стремления;

· говорить только правду и добрые слова;

· совершать добрые дела;

· не наносить вред живому;

· следить за своими мыслями, отгонять плохие и думать о хорошем.

Если человек будет постоянно совершенствоваться, то в следующей жизни его ждет перерождение и он сможет стать представителем высшей касты.

В Японии национальной религией стал синтоизм. Это древняя религия, но японские правители вернулись к ней в XVIII веке, когда появилась необходимость упрочения власти императора. Согласно учению существует богиня солнца Аматэра́су. Император является ее прямым потомком и представителем. Через него люди могут обращаться к богине. Отличительной особенностью синтоизма стало отсутствие учителя, который бы объяснял ее суть.

Таким образом, давайте сравним три восточных государства по тем показателям, которые мы рассмотрели. В Индии и Японии вся земля находилась в государственной собственности, в Китае существовали как государственные, так и «народные» земли. Деревенская община везде имела самоуправление. Сословия в Индии были представлены четырьмя варнами: брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры; в Китае были привилегированные и непривилегированные сословия, в Японии – сословия воинов, крестьян, ремесленников и торговцев. Основными религиями были: буддизм в Индии, конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии.

Источник

§ 28. Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени

Нам предстоит рассмотреть историю Индии, Китая и Японии в эпоху раннего Нового времени. Каждая страна имела свою древнюю культуру, свой особенный путь развития, но, наряду с несхожестью, имелись и общие черты — черты традиционного общества.

Земля принадлежит государству.

По древней традиции государство в странах Востока обладало правом верховной собственности на землю. Государство ревностно следило за тем, чтобы знать не превращалась в собственников больших земельных владений, так как это приводило к ослаблению центральной власти.

Рассмотрим на примерах, что представляло собой землевладение в государствах Востока.

В Индии по традиции государство предоставляло земли в пользование знатному человеку, а за это он платил налог и содержал военные отряды, которые и составляли костяк армии правителя. Пользование земельным наделом продолжалось не более 10 лет, затем происходило перемещение временного владельца на другие земли, но на тех же условиях. Одно оставалось непременным — эти земли никогда не передавались по наследству. Вместе с тем имелись и наследственные владения местных князей, которые в случае войны шли воевать на стороне правителя во главе ополчения.

В Китае в XVI в. все земли делились на две части: на государственные и «народные», т. е. частные. Большинство казённых земель отдавалось крестьянам — в «вечное держание», за это они были обязаны обрабатывать землю и платить налоги государству.

Огромные государственные земли принадлежали императорам, их родственникам и приближённым. Чаще всего они увеличивали свои владения за счёт захвата крестьянских земель. В Китае неоднократно издавались указы, запрещавшие продажу земли.

В отличие от Индии и Китая, в Японии к XVII в. основной земельный фонд находился в собственности князей, но центральная власть, желая укрепить свои позиции, проводила политику конфискации и перераспределения земельных владений. В результате лишались своих земельных владений и вассалы князей — воины-самураи (от «самурау» — служить).

Читайте также:  Таблица рисунок формула гост

Перераспределение земель способствовало укреплению центральной власти.

Для традиционных обществ Востока характерно то, что верховным собственником земель являлось государство.

Деревенская община.

Главным занятием населения в условиях традиционного общества является сельское хозяйство. Так было и в странах, о которых мы ведём речь. В них сложились районы интенсивного земледелия, где было занято абсолютное большинство населения. В эпоху раннего Нового времени все крестьяне жили в замкнутом мире сельской общины, в деревне сохранялось общинное хозяйство. О таких общинах вы уже знаете из курса истории Средневековья.

В Индии, например, все должности и обязанности, выполняемые общинниками, передавались по наследству из поколения в поколение. Этим община привязывала жителей деревни к земле, так как только в своей общине крестьянин и ремесленник имели право на то, чем они занимались. И хотя по закону общинники были свободными людьми, фактически они не могли уйти из своей деревни, так как за её пределами становились бесправными.

Община выступала в качестве административной единицы и использовалась государством для облегчения сбора налогов.

В Китае сельская община состояла из 100 дворов. Во главе стоял староста. Вся община делилась на группы по 10 дворов, возглавляемые десятским. И староста, и десятские несли ответственность за сбор налогов и выполнение всех повинностей. Существовал принцип круговой поруки: если кто-то из жителей деревни нарушал установленный порядок, община несла ответственность за этот проступок. Именно на крестьянском труде держалось могущество государства.

Община обладала относительной самостоятельностью в вопросах самоуправления, которые решались в рамках традиций и религиозных установлений.

Государство регулирует хозяйственную жизнь.

В Китае центральная власть устанавливала цены на важнейшие товары, существовали государственная торговля и государственные промыслы. Уже в XVI в. государство установило монополию на некоторые отрасли ремесла и торговли — на соль и производство чая; открыло казённые лавки, конкурировавшие с купеческими; увеличило налоги на ремесленников и купцов; запретило заморскую торговлю. Государство грабило купцов и ремесленников системой государственных закупок и заказов, так как платило меньше, чем можно было выручить денег на свободном рынке.

Сословный строй.

Государство устанавливало правила жизни всех сословий и строго следило за их соблюдением. Часто сословная принадлежность не соответствовала имущественному положению человека, но нарушить сословный порядок, за очень редким исключением, никому не разрешалось.

В раннее Новое время в Японии существовала жёсткая сословная система. Все жители страны подразделялись на четыре сословия: воины, крестьяне, ремесленники и купцы. Придворные, священнослужители, врачи и учёные, а также парии — неприкасаемые, выполнявшие, как и в Индии, самую грязную работу, — в сословия не входили.

В сословной системе существовала строгая иерархия, в которой воины-самураи занимали верхнюю ступень (на рубеже XVII—XVIII вв. вместе с семьями они составляли примерно 10% населения страны). Принадлежность к этому сословию передавалась по наследству, в него входили высшие военачальники, князья, богатые землевладельцы, простые солдаты, высшие и низшие чиновники. Все они имели привилегию носить два меча, все они в соответствии со своим положением получали пайки риса, а государственный аппарат занимался их распределением. Самураи разделялись на ранги в зависимости от того, какое количество риса они получали.

В XVII в. окончательно оформился «кодекс чести» самураев — «бусидо», согласно которому они должны были вести суровый образ жизни, довольствоваться малым, заниматься только военным делом, быть беспрекословно послушными и верными своему господину (крупному землевладельцу, князю) вплоть до готовности принять смерть через ритуальное самоубийство (по-японски «харакири» или «сэппуку») по первому его требованию или в случае его смерти.

Самураи сохраняли свои военные организации и культ меча (чтобы опробовать остроту нового меча, самурай мог убить на улице неприкасаемого). Они создавали школы для обучения воинскому искусству, особенно тем видам, которые считались важными с точки зрения формирования характера: фехтование на мечах, стрельба из лука, борьба дзюдо и верховая езда.

В свободное время самураи занимались военной подготовкой, а высшие из них в добавление к этому со всей серьёзностью участвовали в чайных церемониях и составлении букетов.

Но появились первые признаки разложения сословного строя. Были и такие самураи, которые по разным причинам отказались от своих обязанностей и лишились средств к существованию. Они преподавали учение Конфуция, становились школьными учителями или писателями. Одни обучали молодёжь владению оружием, другие были охранниками у богатых купцов. Со временем некоторые из них стали заниматься коммерческой деятельностью и даже ремеслом. Те самураи, которые не могли отказаться от сословных предрассудков, предпочитали нищенствовать, но не «опускаться до презренных занятий». Были и такие, которые занимались грабежом и разбоем, объединяясь в банды, терроризировавшие жителей деревень и путников на дорогах.

Следующую ступень сословной лестницы занимали крестьяне (основная масса населения), от них зависело пропитание сословия воинов. Крестьяне не могли оставить свои хозяйства, жизнь их протекала в тяжёлом труде и нищете. Они выращивали рис, сеяли пшеницу, ячмень, просо и другие зерновые, а также хлопок, табак, чай и пр. Одевались крестьяне в одежду, сделанную из конопли и хлопка (ткали и шили одежду женщины). Государственные указы предписывали крестьянам, что есть и как одеваться.

Третье и четвёртое сословия в обществе составляли ремесленники и купцы. Большинство ремесленников жило в городах, но были среди них и странствующие, ходившие от деревни к деревне. Как правило, сын наследовал профессию отца. Современники отмечали высокое качество их изделий.

Что же касается купцов, то в XVI—XVIII вв. власти относились к ним насторожённо. Купцы находились в самом низу сословной иерархической лестницы, их считали «паразитами», которые сами ничего не производят. Однако развитие товарно-денежного хозяйства привело к увеличению этого сословия и росту его богатств. Ни самураи, ни крестьяне и ремесленники без их услуг обойтись уже не могли: у них занимали деньги, им продавали излишки зерна и изделия ремесла.

Купцы организовывались в гильдии, создавали банки. Некоторые из них сколотили огромные состояния и сумели добиться того, что их сыновья успешно сдавали императорские экзамены и становились чиновниками.

Купцы жили по установленным ими правилам на деньги, которые получали от ежедневной торговли. Вот эти правила: ранний подъём, преданность семейному делу, работа сверхурочно, бережливость, хорошее здоровье. Это должно было способствовать накоплению денег.

Города под контролем государства.

Города на Востоке не добились той самостоятельности, какую имели города в Западной Европе. В XVI—XVII вв. быстро развивались города в Китае. В Пекине уже к 1500 г. население превышало 1 млн человек, в Нанкине оно достигло 660 тыс. В городах прекрасно были развиты ремесло и торговля. О развитии ремёсел говорят и существовавшие тогда названия улиц в Нанкине: Парчовая улица, Сатиновый переулок, Железная улица, улица Красок и т. д. В Пекине были Угольный, Рисовый, Сенной и другие рынки.

Горожане находились под неусыпным контролем государства. В Китае каждый житель города был зарегистрирован в специальной книге, приписан к своей улице и кварталу и обязан был дважды в месяц ходить в городское управление на проверку. Поощрялось доносительство на соседей.

Религии Востока — путь самосовершенствования. Нельзя правильно понять внутренний мир и главные ценности, присущие людям традиционных обществ Востока, если не познакомиться с их религиозными учениями.

Рис. Гости у ворот дворца китайских императоров династии Мин в Пекине. Ок. 1500 г.

  • Как вы думаете, чем архитектура Китая XV в. отличается от европейской архитектуры этой эпохи? Почему?

Китайское общество развивалось под влиянием идей Конфуция (551—479 гг. до н. э.). Его учение — конфу цианетво — нашло огромное число последователей, стало обязательным для всех китайцев, превратилось в религию.

Конфуция, как и многих учёных древности, прежде всего интересовал сам человек: к чему ему следует стремиться, какими правилами руководствоваться, живя в обществе, как должны строиться отношения в семье, какими должны быть отношения с природой. Образцом для мыслителя являлось древнее божество — Небо, прекрасное и совершенное. Конфуций учил, что человеку должны быть присущи пять добродетелей, находящихся в соответствии с законами природы: мудрость, гуманность, верность, почитание старших и мужество. Без них не может быть порядка в жизни людей. Только избранные способны иметь эти добродетели, но стремиться к ним должен каждый. Созданное на основе разума общественное устройство, по мнению мыслителя, должно давать возможность человеку заниматься самосовершенствованием и приносить пользу для всех. Государство Конфуций рассматривал как большую семью, где младший должен повиноваться старшему (простолюдин — знатному). Старший в государстве — сын Неба, государь. «Государь — отец и мать народа, — поучал мыслитель. — Всякий служащий государю, знатный или незнатный, богатый или бедный, ни при каких обстоятельствах своей жизни не должен восставать против государя». Конфуций учил, что каждый человек должен твёрдо помнить своё положение в обществе, предопределённое Небом. «Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном», — говорил он.

Конфуций учил избегать крайностей. Он считал, что и власть несёт ответственность перед народом, иначе народ не станет ей доверять. «Тот, кто хочет стать правителем государства, — говорил он, — должен сам жить умеренно; при управлении своими рабами должен проявлять свою добродетель».

Учение Конфуция привлекало своей практичностью. Казалось, что на его основе можно создать идеальное общество, идеальную семью и добиться самосовершенствования.

Буддизм — религиозное учение, ставшее мировой религией. Буддизм оказал большое влияние на формирование внутреннего мира людей в Индии, Китае и Японии. Основателем этой возникшей в Индии религии считается царевич Сиддхартха Гаутама (623—544 гг. до н. э.). Его назвали Буддой, т. е. «просветлённым высшим знанием». По преданию, царевич, узнав о страданиях народа, бежал из дворца и стал отшельником. Затем 40 лет вёл жизнь нищего странника, учил людей и творил чудеса.

Согласно его учению, вся жизнь человека — непрерывный путь страданий, горя, печали, причина которых неудовлетворённые земные желания. Но и после смерти страдания не прекращаются, так как душа не умирает, а перерождается снова и снова. Если человек вёл неправедную жизнь, то в новом рождении он может оказаться представителем низшей касты или презираемым всеми животным. Если же он вступил на указанный Буддой путь спасения, сумел подавить в себе земные страсти, то его ждёт «благоприятное возрождение» (душа возродится в представителе высшей касты). Идеал человека — стать «просветлённым», освободиться от мирской жизни, получить полное духовное освобождение, приблизиться к Будде. Тогда наступает полное блаженство, прекращение перерождений и бессмертие души.

Как добиться идеала? Будда учил: «Обуздай глаза, чтобы не соблазняться обольстительными вещами, обуздай уши, язык, тело, обуздай речь, ум, обуздай всё». Буддизм учил уходу от мирской жизни, идеал — стать монахом и жить в монастыре, подавив в себе земные желания. Буддизм призывал верующих к постоянному самосовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения. Любой верующий, встав на путь, указанный Буддой, может стать праведником и достигнуть блаженства.

Предложенный буддизмом путь к спасению, доступный любому человеку независимо от его общественного положения, стал одной из причин распространения буддизма и превращения его в мировую религию.

Индуистское учение вам знакомо из курса истории Древнего мира, поэтому поговорим о древней религии японцев — синтоизме. «Синто» в переводе означает «путь богов». Это очень древняя языческая религия, включающая верования в добрых и злых духов, а также обряды, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой якобы ведут своё происхождение японские императоры. Поэтому светские правители почитались как посланцы Неба и их авторитет был непререкаем.

Синтоизм учил, что при определённых условиях в божество может превратиться душа каждого умершего человека. Но для этого необходимо выполнять все религиозные предписания: молиться, совершать жертвоприношения.

Синтоизм использовался в Японии для укрепления власти императора, ставшего с VII в. верховным жрецом.

Для восточных обществ Индии, Китая, Японии характерна веротерпимость. В период раннего Нового времени в этих странах рядом уживались разные религиозные верования: конфуцианство и буддизм в Китае, буддизм и индуизм в Индии, синтоизм и буддизм в Японии. Эти религии определяли духовную и повседневную жизнь общества, своеобразие взглядов на мир и на человека. Люди Востока были убеждены в том, что главное для человека — встать на путь самосовершенствования и обрести внутреннюю гармонию.

Проверьте себя

  1. Какие формы собственности на землю существовали в странах Востока?
  2. Сравните положение городов на Западе и на Востоке в XVI—XVIII вв.
  3. Каким образом государства на Востоке регламентировали жизнь своих подданных?
  4. По вашему выбору расскажите об одной из восточных религий.

Подумайте

  1. Составьте рассказ по выбору: «Восточный город глазами европейского путешественника» или «Деревенская община на Востоке».
  2. Подумайте, почему именно буддизм превратился в мировую религию.
  3. Сделайте вывод: какие основные черты харак терны для традиционных обществ Востока в XVI—XVIII вв.?

Дополнительные материалы

Трудились не разгибая спины

«Земледелие — ствол, основа; торговля, ремесло и иные занятия — ветви, второстепенное», — говорит древняя китайская поговорка. Трудолюбие китайских земледельцев поражало. Труд в Китае считался не наказанием за грехи, не бременем, а священным долгом, на который Небо благословило род человеческий. Да и благосостояние крестьян зависело от результатов их труда. Вот поэтому европейцы, путешествующие по Китаю в конце XVIII в., с удивлением отмечали, что, за исключением скалистых горных уступов, они на своём пути не видели ни одного невозделанного клочка земли. Даже на горных склонах, если они не совсем отвесны, устраивались террасы, на которых сеяли лук, морковь и т. д. В болотистых местах китайцы опускали на воду бамбуковые плоты с насыпанной землёй, создавая плавучие огороды.

В Японии, как и в Китае, крестьяне трудились от зари до зари. Однако сваренным на пару рисом в Японии питались только самураи, а крестьянам полагалось есть каши из проса, ячменя или пшеницы и овощи. Свежая рыба была деликатесом, а мясо в пищу не употребляли — запрет на говядину накладывался буддизмом.

И хотя крестьяне трудились не разгибая спины, они всегда были в долгах, а если случался неурожай и не было риса, чтобы заплатить налог, то приходилось обращаться к ростовщикам и занимать деньги под будущий урожай. Когда дела шли совсем плохо, крестьянин продавал землю (хотя законом это запрещалось) или бросал её и уходил искать лучшей доли. Если крестьянин получал разрешение на уход из деревни, то вся община должна была обрабатывать его землю и платить за него налоги. Неурожаи, голод, землетрясения, пожары (дома из дерева, бамбука и бумаги горели как свечи), эпидемии приводили к гибели сотен тысяч людей. В стране получил распространение изуверский обычай детоубийства, когда душили новорождённых (обычно девочек), чтобы избавиться от «лишних ртов».

Но и в этой тяжёлой жизни случались праздники. В дни Нового года крестьяне приносили из леса маленькие сосны и помещали их у ворот своего дома, украшая цветами сливы и ветками бамбука, которые считаются символами долголетия, здоровья и счастья. Круглые рисовые колобки подносились различным богам — охранителям дома и душам предков. В середине лета широко отмечался праздник Бон, в дни которого, по поверью, души умерших возвращаются в свои дома. Для них готовилось специальное угощение, их развлекали песнями и плясками. В деревнях праздновали свадьбы, в праздники превращались и выполняемые всей общиной работы: посадка риса, рытьё колодцев, уборка урожая и пр.

Хотя существовали указы, запрещавшие крестьянам смотреть театральные представления (власти боялись, что, увидев на сцене лучшую, чем у них, жизнь, они захотят уйти из деревни), им удавалось видеть выступления странствующих актёров. Но особенную радость приносило паломничество в один из главных храмов страны. Это была единственная в жизни возможность покинуть на время деревню и увидеть своими глазами окружающий мир.

Источник

Adblock
detector