Меню

Соотношение правообразования и правотворчества таблица



Соотношение понятий права

Законодательной деятельности всегда предшествуют процессы образования права. Большинство общественных правил, до нормативного закрепления, уже сложились в рамках государства, поэтому задачей правовых институтов становится лишь их официальное закрепление и толкование. Здесь проявляется правовой аспект государственности – содействие зарождению и развитию отношений между членами общества, вытеснение неправомерных поступков субъектов законных отношений.

Процесс длительного исторического формирования норм правовых дисциплин, с момента признания отношений в обществе до осознанного регулирования и их закрепления в рамках государства.

Основой правообразования выступают отношения в обществе, на базе которых в соответствии с моральными и принципами справедливости властные структуры закрепляют взаимодействия в сфере экономики, политики и культуры (опираясь на потребности населения). В результате закрепления правовых норм складывается система нормативно-правовых актов и признанных обществом правил поведения. Однако более глубокая детализация и конкретизация отношений в той или иной сфере возможна только посредством правотворчества.

Подготовка, принятие или изменение законных положений уполномоченными на это органами власти (государственные институты, профсоюзные организации, общественные объединения).

Правотворчество завершает процесс правообразования. Таким образом, процесс образования права обусловлен потребностями развития общественного сознания, а правотворческая деятельность – потребностями государственного волеизъявления (что может идти в разрез с общественными взглядами).

Деятельность субъектов правовой доктрины по разработке, утверждению и официальному обнародованию законных и нормативных принципов государства по заранее определенной и утвержденной властью процедуре.

Нормотворчество является обязательным этапом образования права и формой деятельности публичной власти, аналогичной правоприменению. Результатом нормотворческого процесса становится опубликование нормативно-правовых актов.

Основа процесса правотворчества в сфере издания, утверждения, дополнения законов и доведения их до конечных исполнителей.

Законотворческая деятельность сложна и важна в государственном регулировании общественного поведения, поэтому ее положения отражаются в основном законе государства – Конституции РФ, а также закрепляются в регламентах Федерального собрания (процессуальные положения). Законотворчество касается исключительно высших законодательных органов, что является основой всей нормативно-правовой системы. Поэтому процесс законотворчества соотносится с понятием правотворчества как целое и часть, а также является частным случаем нормотворческой деятельности.

Источник

Правообразование

Правотворчество – процесс позитивизации права, выражения права в источнике. Под правотворчеством при этом понимают деятельность по принятию, изменению и отмене юридических норм, и прежде всего государственную деятельность, но не только.

Формирование права — естественно-исторический процесс образования права, в ходе которого возникает потребность в правовом регулировании (предварительная правосозидательная работа). Необходимо также отметить, что предварительная правосозидательная работа не всегда предшествует правотворчеству, поскольку известны случаи «внезапного» принятия актов.

Соотношение правотворчества и формирования права – 2 т. зр.

1) правотворчество – самостоятельная процедура, осуществляемая после завершения формирования права

2) правотворчество – завершающая стадия формирования права

Чаще правотворчество рассматривают как завершающий этап формирования права (правообразования).

Этапы правообразования

Правообразование состоит из следующих этапов:

1) вызывание условий для формирования правовой нормы (условия вырабатываются обществом, объективными потребностями)

2) подготовка законопроектов

3) собственно правотворчество (начинается с внесения проекта в законодательный орган).

В зависимости от различных оснований правотворчество делится на виды:

1) В зависимости от субъектов:

а) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);

б) правотворчество государственных органов – самое распространенное (например, Государственной Думы, Правительства РФ);

в) правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);

2) В зависимости от уровня:

а) законотворчество (правотворчество высших представительных органов — парламентов, в процессе которого издаются законы)

б) подзаконное правотворчество гос.органов. В качестве особого вида выделяют конституционное нормотворчесво, судебное нормотворчество

в) подзаконное правотворчество негосударственных органов:

— правотворчество органов местного самоуправления

— нормотворчество народов (появление обычаев)

Принципы правотворчества:

Научность (опора на научные достижения)

Профессионализм (Правотворчество – деятельность лиц, обладающих специальной компетенцией). Например, хотя проект в законодательный орган может направить абсолютно любое лицо, тем не менее обязанность по принятию решения в отношении данного проекта возникает у законодательного органа лишь в том случае, если лицо, внесшее проект, обладает правом законодательной инициативы.

Законность (Предполагает строгое исполнение гос.органами законодательных норм)

Демократизм (Характеризует необходимую степень участия граждан в правотворчестве).

Гласность (Означает открытость, прозрачность правотворчества для широкой общественности.)

Оперативность (Предполагает своевременность обновления нормативной базы, своевременность издания

Стадии правотворчества (на примере законотворческой деятельности):

1) Внесение законопроекта *Вопрос Реутова на ГЭКе: «А Вы можете внести законопроект в Госдуму?» Ответ: ДА!, но обязанность принять решение у законодательного органа лишь в том случае, если право законодательной инициативы у субъекта есть

Читайте также:  Таблица темперирования молочного шоколада

2) Обсуждение законопроекта.

3) Принятие закона.

4) Опубликование закона.

В иных видах правотворчества стадии отличаются, процессы менее масштабны.

Источник

ПОНЯТИЕ ПРАВОТВОРЧЕСТВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законодательная процедура в государстве складывается исторически под воздействием ряда факторов, прежде всего позитивного и негативного опыта законотворческой деятельности в предшествующий период (применительно к Федеральному Собранию это опыт деятельности Съезда и Верховного Совета Российской Федерации). Правотворчество всегда находится под сильным влиянием политической ситуации, политических интересов представленных в палатах парламента фракций, которые, используя регламентные механизмы, пытаются обеспечить себе преимущества, а иногда и прямой контроль над законодательным процессом. На законодательный процесс влияет развитие юридической техники, современных информационных технологий и процедур, которые во многом предопределяют технологии государственного управления, в том числе и технологии работы с законодательной информацией [7, с. 22].

Понятие правотворческого процесса охватывает собой всю совокупность методов, способов и процедур осуществления правотворческой деятельности. Правотворческие принципы имеют универсальный характер, в силу чего являются едиными для всех правовых систем в каждую историческую эпоху. Принципы организации правотворческого процесса характеризуют и раскрывают формальную (функциональную) сторону правотворчества, которая имеет свои особенности, отличительные черты, зависящие от многих, в том числе и неправовых факторов, исторически изменчива и многообразна. Правотворческий процесс, представляя собой официальный порядок совершения юридически значимых действий, всегда строго регламентирован правовыми предписаниями. Его принципы также устанавливаются законодателем в нормах позитивного права. К их числу могут относиться идеи правового, политического, научного, идеологического, этического или религиозного характера. Организационные начала правотворческого процесса сильно зависят от уровня развития государственно-правовых структур и общественных институтов, типа самого права, специфики духовного развития конкретного общества, а также уровня развития правовой науки. Далеко не всегда правотворческие принципы находят свое место среди этих основополагающих идей, так же как не всегда их содержание отражается во всей своей полноте в нормах позитивного права. Правотворческие принципы, являясь видом правовых принципов, всегда остаются стабильными и неизменными, в силу своей объективной природы, существующими вне зависимости от воли законодателя [3, с. 5].

В процессе правотворчества решается ряд важнейших для общества, государства и личности задач. На его этапах происходит согласование существующих в обществе интересов, разрешается вопрос тех взаимоотношений, которые существуют между идеологией, политикой и правом. Значение правотворчества состоит в том, что происходит творение иной реальности, то есть того, что мы называем юридическим миром. Процесс правотворчества завершается актом производства новых смыслов. Они и составляют сущность и содержание юридической реальности [4, с. 35].

Законотворчество является важнейшим направлением любого государства. Это деятельность, требующая особых знаний и умений, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. Результаты правотворческой работы говорят о государстве в целом, степени его развитости и культурности.

Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса являются мероприятия по подготовке проекта нормативного акта.

В последнее время наблюдается все возрастающая роль Правительства Российской Федерации в законотворчестве. Участие Правительства в данном процессе регулируется положениями Конституции Российской Федерации, статьей 37 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Регламентом Правительства Российской Федерации.

В соответствии со статьей 37 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства Российской Федерации вправе поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. В этом случае Государственная Дума вправе либо выразить Правительству Российской Федерации доверие, либо отказать в доверии Правительству Российской Федерации [2].

Механизм законопроектной работы характеризуется кругом субъектов, обладающих правом законодательной инициативы. В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения [1].

Строгая процедура прохождения проекта в парламенте (законодательном органе) и последовательная смена стадий правотворчества также являются важной особенностью механизма законотворчества. Как правило выделяют основные стадии официального прохождения закона: внесение проекта на обсуждение законотворческого органа, обсуждение законопроекта, принятие закона, его обнародование (опубликование).

Роль законотворческого процесса в государственном механизме нельзя переоценить. Законы могут подталкивать либо задерживать развитие тех или иных общественных отношений, решать либо быть препятствием в решении государственных задач. Важно, чтобы законы соответствовали состоянию общества, уровню развития науки и техники, были социально значимыми. При этом самое главное, чтобы законы были исполнимы. Вот почему так важна экономическая сторона любой правовой нормы.

Читайте также:  Google таблицы приложение для пк windows

Еще на первой стадии законотворческого процесса при разработке законопроекта необходимо финансово и экономически обосновать его принятие. Понадобятся ли средства на его осуществление, в каком размере, чьи это будут инвестиции – государственные (бюджетные) или привлеченные (частные), каковы будут экономические выгоды от его реализации, соответствуют ли расходы ожидаемым результатам? Решение поставленных вопросов возлагается не только на субъекты законодательной инициативы, но и на Правительство Российской Федерации как высший государственный орган исполнительной власти, отвечающий за федеральный бюджет и проведение государственной политики по всем социально значимым направлениям [5, с. 26].

Организационный фактор охватывает разнообразные аспекты процедуры подготовки нормативных актов, включая порядок и правила составления текста акта, его проверки и согласования, внесения в правотворческий орган. Актуальность данного фактора особенно велика для современной России в свете возникновения насущной потребности в координации правотворческой деятельности Федерации и ее субъектов как средства повышения эффективности правового регулирования, укрепления авторитета законодательства, увеличения степени внутренней согласованности правовой системы страны [6, с. 4-5].

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с поправками от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г.)

2. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) «О Правительстве Российской Федерации».

3. Дмитриев В.В. Понятие и система принципов правотворчества / «Право и демократия», 2011 год, №22, С. 5.

4. Корнев В.Н. Правотворчество, правоприменение и содержание права // Научные ведомости БелГу. Сер. Философия. Социология. Право. — 2008. — № 8 (48). — С. 35-42.

5. Некоторые правовые и аналитические аспекты законодательного процесса в Государственной Думе/Под общей ред. М. Н. Ласточкиной. – М.: Издание Государственной Думы, 2012. – С. 26.

6. Проблемы правотворчества субъектов Российской Федерации. Научно-методическое пособие / Отв. ред. докт. юрид. наук, проф. А.С. Пиголкин. М.: НОРМА, С. 4-5.

7. Российской законодательство: 20 лет в русле новой Конституции Российской Федерации. Отв. редакторы: А. А. Клишас, д. юр. н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации; В. Н. Плигин, к. юр. н., профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, С. 22.

Источник

Соотношение правотворчества, законодательного и законотворческого процессов

Правотворчество государства – одна из форм управления обществом. Правотворчество как более широкая юридико-философская категория включает в себя как «подзаконное правотворчество», так и «законодательное правотворчество». Давая определение понятию «подзаконное правотворчество», необходимо определить правотворчество в контексте субъектов, имеющих право осуществлять подзаконное правотворчество, и видов правовых актов, являющихся продуктом (результатом) подзаконного правотворчества.

Законодательный процесс в разных странах имеет ряд особенностей. Однако, несмотря на существующие отличия, можно выделить следующие общие признаки законодательного процесса: состоит из нескольких этапов (стадий), последовательность и обязательность которых установлены, как правило, законами и иными принятыми в соответствии с ними нормативными актами; осуществляется специальными субъектами; результатом является создание акта высшей юридической силы — закона.

К субъектам законодательного процесса относятся его участники, действия которых направлены на создание закона. В их число могут входить государственные органы, должностные лица, граждане, различные общественные политические силы: политические партии, общественные организации и т.д.

Учитывая различия в содержании терминов «законотворческий» и «законодательный» процесс, необходимо различать понятия «субъект законотворчества» и «субъект законодательного процесса». Первое носит более широкий, общесоциальный характер; субъект законодательного процесса всегда участвует в законотворчестве. В то же время органы, организации, лица, занимающиеся, например, выявлением потребности в принятии закона (одной из стадий законотворчества), не всегда могут быть сами участниками правоотношений, составляющих законодательный процесс.

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах и обязанностях.

Соответствующим правом, закрепленным в законодательных актах, например, руководствуются все субъекты права законодательной инициативы, т.е. участники законодательного процесса, обладающие правом возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового закона. Субъективное право инициатора состоит в том, что он свободен в выборе времени для реализации своей инициативы. Он может воспользоваться предоставленным ему правом, но может и воздержаться от этого. Только наличие объективного интереса в решении какой-либо социальной задачи юридическими средствами, в сочетании с субъективным интересом инициатора к этому предмету, формирует решение субъекта права законодательной инициативы использовать это право.

Читайте также:  Вид каталога файлов таблица

Кроме того, есть иные субъекты законодательного процесса, участие которых в законодательной деятельности напрямую зависит от их свободного выбора собственного поведения (его вида и меры).

Так, граждане, принимая решение участвовать или не участвовать в референдуме – всенародном голосовании, основываются на праве, закрепленном в конституциях и других законах. Как правило, на референдумах имеют право участвовать все лица, обладающие активным избирательным правом.

Государственные органы и должностные лица могут приобрести статус субъектов законодательного процесса в силу возложенных на них обязанностей. Так, согласно Конституции РФ (ст. 108) Совет Федерации в обязательном порядке рассматривает федеральные конституционные законы, а также федеральные законы по вопросам, указанным в ст. 106 Конституции РФ. При принятии прочих федеральных законов вне зависимости от того, принял ли фактически Совет Федерации закон к рассмотрению в течение 14 дней или нет, указанный орган является участником законодательного процесса в силу ч. 2 ст. 105 Конституции РФ.

Принятие поправок к гл. 3 — 8 Конституции РФ требует одобрения (а значит, и участия) законодательных (представительных) органов не менее двух третей субъектов РФ. Разработка проекта новой Конституции РФ и его принятие возложены на Конституционное Собрание. Комитеты, комиссии парламентов принимают участие в законодательном процессе согласно конституциям или регламентам. На них может быть возложена работа над законопроектами, регулирующими отношения в определенных сферах общественной и государственной жизни, т.е. они могут специализироваться на тех или иных отраслях права либо через них проходят все законопроекты (так отличаются соответственно специальные комиссии и Большая комиссия парламента Финляндии).

Центральная комиссия референдума Российской Федерации участвует в законодательном процессе согласно Федеральному конституционному закону от 10 октября 1995 г. «О референдуме Российской Федерации», обеспечивая проведение всенародного голосования в России.

Некоторые субъекты законодательного процесса должны отвечать специальным требованиям, относящимся к их численности:

  • предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ должно быть поддержано при голосовании группой численностью не менее трех пятых от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы;
  • граждане России могут приобрести статус субъектов законодательного процесса – инициаторов проведения референдума, объединившись в группу численностью не менее двух миллионов человек (ст. 8 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации»).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что субъектами законодательного процесса являются субъекты права законодательной инициативы, а также в некоторых случаях граждане и их объединения.

Все субъекты законодательного процесса можно разделить на следующие группы:

  • в обязательном порядке участвующие в законодательном процессе;
  • участвующие в законодательном процессе в силу специфики конкретного законодательного акта.

К первой группе относятся те, чье участие в законодательном процессе обусловлено их компетенцией, ролью, которую они играют в жизни государства, — это депутаты парламента, палаты, комитеты, комиссии, глава государства, а также иные органы, непосредственно связанные с движением закона от реализации права законодательной инициативы до опубликования. Данные органы и лица всегда участвуют в законодательном процессе, поскольку это связано с их обязанностями. Исполнение возложенных обязанностей не исключает того, что в этом же процессе они могут реализовывать предоставленные им права. Например, депутат Государственной Думы в России после осуществления права законодательной инициативы принимает участие в работе комитета и участвует в голосовании.

Вторую группу составляют те, чье участие в создании закона связано со спецификой конкретного законодательного процесса. Последняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправка к ней), важностью общественных отношений, подлежащих регулированию, процедурой принятия закона, особенностями сферы деятельности государства и общества.

При этом все субъекты законодательной инициативы:

  • участвуют в этом процессе в силу своих полномочий, установленных, как правило, конституцией и принятыми в соответствии с ней иными законами;
  • совершают в рамках законодательного процесса действия, всегда взаимосвязанные, взаимообусловленные выполнением другими субъектами процесса возложенных на них полномочий, т.е. действия, предпринимаемые субъектами, в полной мере приобретают логическую оправданность, значимость и целесообразность только при завершении всего процесса в целом;
  • действуют в рамках нормативно определенных процедур, вызывают юридически значимые последствия;
  • действуют с целью создания закона.

Создание нормативного акта напрямую связано с выявлением потребностей общества, закономерностей его развития, поскольку в философско-правовом смысле целью законотворчества является согласование интересов различных социальных групп общества путем их перевода на язык норм права.

Источник

Adblock
detector