Меню

Система героев романа война и мир таблица

Система героев романа война и мир таблица

Роман «Война и мир» в таблицах

1. История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.

• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)

• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.

• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.

• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.

• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

2. Особенности жанра

«Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)

Признаки эпического начала повествования:

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.

• Испытания героев исключительными обстоятельствами.

• Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.

• Использование приема антитезы, резкого контраста.

• Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

3. Смысл названия

Военные столкновения враждующих армий.

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Вражда, непонимание, эгоистический расчет.

Это крестьянский сход.

«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.

Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.

Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

Дуэль и поединок между героями.

Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.

Конфликт человека с самим собой.

Весь свет. Вселенная.

Насилие и кровопролитие, зло.

Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

Все, что разрушает гармонию.

Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

4. Жизненный путь и искания героев

«Война и мир» — произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.

Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»

и «положительных». Автор предлагает другой подход:

герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся

неизменяемые

изменяющиеся

? Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество».

? В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь. Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом».

? Такой прием изображения героев в форме психологического анализа назвал «диалектикой души».

Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир — Наполеон.

Ради достижения своей цели

готов принести в жертву

«. Отец, жена, сестра — самые дорогие мне люди. я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Князь осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

богатства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыден­ной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются есте­ственные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на­чалась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болкон­ского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня»».

с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость об­щения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрож­дению князя.

Любовь к Наташе Ростовой

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 года

В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился . цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни. »

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «. он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью».

Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно.

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позво­ляет втянуть себя в приключения, которые не столь безобид­ны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по рас­чету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера заду­маться и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повер­нуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Пери­од отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я. » — вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда — знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необ­ходимости нравственного «очищения» мира и человека, по­требность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть по­лезным обществу и стране. В герое рождается чувство род­ственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

Читайте также:  Графики мероприятий предприятия таблицей

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убий­цей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Наташа Ростова

Особенности характера героини

Как проявляются

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность

Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время от­ступления из Москвы.

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не вы­держивает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман рас­кроется, Наташа будет долго болеть — ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа — воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изме­нения в характер. Все существо героини не может нахо­диться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назна­чение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность ра­зобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям На­таша подарит радость познания материнской любви.

На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь дейст­вительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

5. Мысль «семейная» в романе

• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

• В романе Толстой рассказывает о разных семьях — это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и Наташа, Николай и Марья, — по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Берги (Берг и Вера)

Идеалы, «фундамент» семьи

Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, за­глушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселен­ского мещанства.

которым следуют Берги

Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги — точная копия множества других вечеров со свечами и ча­ем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» сужде­ний, отталкивает от себя людей своим равнодушием к ок­ружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу — материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способ­ствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Курагины — князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отноше­ния у Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на офи­циальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, всту­пает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «выходят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусствен­ностью, лжепатриотизмом, интригами.

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде де­лежа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он факти­чески продает свою дочь, выдавая её за Пьера.

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Ма­рью <эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к На­таше Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен достойно завершает семейную галерею — это женщи­на-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не тре­буя друг от друга особого ума, легко и непринужденно от­носясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье — залог счастья всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фак­тически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувст­вом выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества — искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом — он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя — его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.

Отношение к отцу

Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестакт­ность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болкон­ских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, без­отчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу <княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Николай Ростов и Марья Болконская

Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.

Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.

Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов

Цель их любви — супружество, семья и дети.

Интуитивное понимание близкого человека.

Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл своей жизни: Наташа — в материнстве, а Пьер — в осознании себя опорой для более слабого человека.

Источник



Война и мир

  • Новости
  • Фанфики
  • Фанарт
  • Блог
  • Энциклопедия
  • Канон

Поиск персонажей

Группы персонажей

Всего персонажей — 130

Гость салона Анны Павловны Шерер. Прототип — итальянский аббат Пьятолли, воспитатель князя А.А.Чарторыйского.

Соседка Ростовых в Отрадном.

Русский государственный деятель, генерал.

Член Английского клуба.

Русский генерал. Граф.

Жена князя Василия Курагина, родственница Пьера Безухова.

Муж Веры Ростовой. Поручик, позднее — полковник.

Так же известна как мадемуазель Бурьенн, Амалия Карловна (m-lle Amélie Bourienne). Компаньонка княжны Марьи Болконской.

Сын князя Василия Курагина. Сестра Элен, брат Ипполит. Светский человек, франт, повеса, дамский угодник, хлыщ. Чрезвычайно хорош собой. Женат на польской девушке, но тщательно скрывает этот факт.

Один из центральных персонажей романа. Сын старого князя Николая Андреевича, муж (позднее — вдовец) Елизаветы Болконской, брат Марьи Николаевны. Становится женихом Наташи Ростовой, но свадьба расстраивается из-за влюблённости девушки в Анатоля Курагина

Крепостная экономка и любовница «дядюшки» Михаила Никанорыча, дальнего родственника Наташи Ростовой.

Княгиня, мать Бориса Друбецкого.

Тетка княжны Марьи Болконской.

Фрейлина вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Светская дама.

Слуга князя Андрея в Богучарове.

Ямщик, управляющий тройками лошадей, которого часто нанимали для катания во время своих кутежей Долохов и Курагин. Прототип — кучер Анатолия Барятинского.

Петербургский знакомый князя Андрея.

Русский офицер, посланный с важным поручением в ходе войны.

Бедный дворянин. Сын Анны Михайловны Друбецкой.

Гусарский офицер. Командир и хороший друг Николая Ростова. Руководил партизанским отрядом. Прототипом Денисова послужил Денис Давыдов.

Князь, отец Ипполита, Анатоля и Элен Курагиных.

Человек из дворни Ростовых.

Старшая дочь Ростовых. Вышла замуж за Берга.

Молодой французский аристократ. Гость салона Анны Павловны Шерер.

Польский граф, масон. Прототип — один из известных масонов александровского царствования граф Михаил Юрьевич Виельгорский.

Юный французский барабанщик, взятый в плен. Петя Ростов пожалел его, поделился с ним теплой одеждой и пригласил, с разрешения Денисова, к ужину.

Выездной лакей Ахросимовой. Участвовал в предотвращении похищения Наташи Ростовой.

Источник

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» в таблицах

«Война и мир»

1. История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.
• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.
• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)
• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».
• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.
• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.
• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.
• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.
Читайте также:  Уровень ответственности сро строительство таблица
Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

2. Особенности жанра

Признаки эпического начала повествования:

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.

• Испытания героев исключительными обстоятельствами.

• Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.

• Использование приема антитезы, резкого контраста.

• Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

3. Смысл названия

Военные столкновения враждующих армий.

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Вражда, непонимание, эгоистический расчет.

Это крестьянский сход.

«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.

Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.

Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

Дуэль и поединок между героями.

Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.

Конфликт человека с самим собой.

Весь свет. Вселенная.

Насилие и кровопролитие, зло.

Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

Все, что разрушает гармонию.

Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

Источник

Роман «Война и мир» в таблицах

Роман «Война и мир» в таблицах

1. История создания романа

• Создавался автором на протяжении семи лет: 1863-1869 гг.

• Все автографы романа (или копии с них) дошли до наших дней почти полностью. Они составляют более пяти тысяч листов, заполненных в большинстве своем с обеих сторон.

• «Я затеял месяца 4 тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, возвращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России». (Л. Толстой)

• Замысел романа менялся несколько раз, о чем говорят названия ранних редакций: «Три поры», «Все хорошо, что хорошо кончается», «1805 год».

• Первоначально в основу сюжета должна была быть положена история жизни главного героя (декабриста), который в 1856 г. вместе с семьей возвращается из ссылки.

• Чтобы объяснить причину пребывания героя в Сибири автор вынужден обратиться к истории 1825 г.

• Молодость героя приходится на 1812 г., откуда и намеревается Толстой по новому замыслу начать свой роман.

• Чтобы рассказывать о победах русской армии в войне 1812 г., Толстой считает необходимым рассказать и о трагических страницах истории, которые относятся к 1805 г.

Таким образом, замысел романа менялся Толстым несколько раз и приобрел окончательный вариант: «Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года». (Л. Толстой)

2. Особенности жанра

«Это не роман, еще менее историческая хроника. «Война и мир» есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». (Л. Толстой)

Признаки эпического начала повествования:

• Насыщенность крупными, катастрофическими событиями.

• Испытания героев исключительными обстоятельствами.

• Раскрытие необыкновенных способностей человека, его душевных сил.

• Использование приема антитезы, резкого контраста.

• Отсутствие границ между прозаическим и поэтическим в описании всемирно-исторических событий.

3. Смысл названия

Военные столкновения враждующих армий.

Жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.

Вражда, непонимание, эгоистический расчет.

Это крестьянский сход.

«Омут жизни», «вздор и путаница» будничных интересов.

Конфликты и столкновения между людьми, все, что вносит разлад.

Весь народ, без различия сословий, одушевленный единым чувством боли за поруганное Отечество.

Дуэль и поединок между героями.

Это ближайшее окружение человека, которое он всегда носит с собой.

Конфликт человека с самим собой.

Весь свет. Вселенная.

Насилие и кровопролитие, зло.

Братство людей, независимо от национальности и классовых различий.

Все, что разрушает гармонию.

Здоровье, труд, отдых, интересы, увлечения, дружба.

4. Жизненный путь и искания героев

«Война и мир» — произведение с огромным количеством персонажей, их насчитывается более 500.

Героев романа нельзя по традиции разделить условно на «отрицательных»

и «положительных». Автор предлагает другой подход:

герои неизменяемые, застывшие и изменяющиеся

неизменяемые

изменяющиеся

? Такое деление определяется убеждением Л. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть все: все возможности, есть текучее вещество».

? В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, просто вопрос играет важную роль в искусстве Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь. Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признает, ставит его пред собой во всей его унизительности и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой. Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом».

? Такой прием изображения героев в форме психологического анализа назвал «диалектикой души».

Мечты и идеалы

Ищет свой Тулон; хочет всенародной славы и признания; его кумир — Наполеон.

Ради достижения своей цели

готов принести в жертву

«. Отец, жена, сестра — самые дорогие мне люди. я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми». «Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно».

Лучшие минуты жизни

Что меняется в герое

Небо под Аустерлицем

Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял».

Князь осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего».

богатства мирной жизни

Вернувшись из французского плена, Болконский узнает о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мертвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймет и осознает ценность семейного счастья, радости обыден­ной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька.

Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе поднимаются есте­ственные потребности любви и добра.

Встреча с Пьером в Богучарове

«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой на­чалась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога.

Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, которые оказывают на Болкон­ского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: «Господи, помилуй меня»».

с Наташей Ростовой в Отрадном

Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость об­щения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским.

Эмоциональность Наташи, ее искренность и восторг дают толчок к душевному возрож­дению князя.

Любовь к Наташе Ростовой

Меняет свое отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?».

Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова

Участие в войне 1812 года

В армии князь становится заботливым и внимательным командиром. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь».

Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы.

Прощение Анатоля Курагина

Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился . цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни. »

Возрождение любви к Наташе Ростовой

После тяжелого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «. он в первый раз представил себе ее душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней».

Смерть Андрея Болконского

«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью».

Читайте также:  Google таблицы сочетания клавиш

Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно.

Граф Пьер Безухов

Совершаемые ошибки

Состояние героя

Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым

Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позво­ляет втянуть себя в приключения, которые не столь безобид­ны, как могут показаться на первый взгляд.

Женитьба на Элен

Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по рас­чету. Осознав совершенную ошибку, во всем случившемся Пьер винит только себя.

Дуэль с Долоховым

Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера заду­маться и понять, что он живет по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повер­нуть свою жизнь в иное нравственное русло.

Не сразу Пьер понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах.

Пьер перечеркивает свое прошлое, но он еще не знает, каким будет его будущее. Пери­од отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни.

«Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я. » — вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой.

Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни

Что происходит с Пьером, как он меняется

Дает возможность обрести на некоторое время согласие с миром и собой, а навсегда — знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необ­ходимости нравственного «очищения» мира и человека, по­требность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее и непостижимое».

Участие в Бородинском сражении

Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть по­лезным обществу и стране. В герое рождается чувство род­ственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом».

Идея убить Наполеона

Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убий­цей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле.

Наташа Ростова

Особенности характера героини

Как проявляются

Полнота жизни, поэтичность натуры, обостренная чуткость, внимательность

Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.).

Народные, национальные черты в характере Наташи

Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время от­ступления из Москвы.

Ошибки, цена испытаний

Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не вы­держивает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман рас­кроется, Наташа будет долго болеть — ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини.

Наташа — воплощение любви

Любовь преображает Наташу. Ее взрослая любовь к князю Андрею меняет не только ее внешность, но и вносит изме­нения в характер. Все существо героини не может нахо­диться в состоянии покоя, невлюбленности. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять свое истинное назна­чение. Любовь Наташи к Пьеру дает герою возможность ра­зобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям На­таша подарит радость познания материнской любви.

На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь дейст­вительная ведет к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведет к неправде.

5. Мысль «семейная» в романе

• Тема семьи, ее значение в становлении характера человека в романе «Война и мир» является одной из самых важных. Автор пытается объяснить многие особенности и закономерности в жизни своих героев принадлежностью их к той или иной семье. Только в семье человек получает все то, что в последующем определяет его характер, привычки, мировоззрение и мироощущение.

• В романе Толстой рассказывает о разных семьях — это и хранящая аристократические традиции семья князей Болконских; и представители московского дворянства Ростовы; лишенная взаимного уважения, душевности и связей семья Курагиных; семья Бергов, которая начинает свое существование с закладки «материального фундамента». А в эпилоге романа Толстой представляет на суд читателей две новые семьи — Пьер и Наташа, Николай и Марья, — по мнению автора, именно такой должна быть семья, основанная на искренних и глубоких чувствах.

Берги (Берг и Вера)

Идеалы, «фундамент» семьи

Мания приобретательства в любой ситуации берет верх, за­глушая проявление нормальных чувств — эпизод с покупкой мебели во время эвакуации из Москвы большинства жителей.

В самом Берге есть много общего с грибоедовским Молчалиным (умеренность, исполнительность и аккуратность). Берг не только мещанин сам по себе, но и частица вселен­ского мещанства.

которым следуют Берги

Берги всеми силами стараются походить на принятые в обществе образцы: вечер, который устраивают Берги — точная копия множества других вечеров со свечами и ча­ем. Вера (хотя и принадлежит по рождению к Ростовым) еще в девичестве, несмотря на свою приятную внешность и развитость, хорошие манеры и «правильность» сужде­ний, отталкивает от себя людей своим равнодушием к ок­ружающим и крайним эгоизмом.

Такая семья не может стать основой общества, потому что «фундамент», положенный в ее основу — материальные приобретения, которые скорее опустошают душу, способ­ствуют разрушению человеческих отношений, а не объединению.

Курагины — князь Василий, Ипполит, Анатоль, Элен

Стиль отношений между членами семьи

Члены семьи связаны только внешними отношениями, все Курагины разобщены.

Как складываются отноше­ния у Курагиных вне их семьи

В самостоятельной жизни дети князя Василия обречены на одиночество: у Элен и Пьера нет семьи, несмотря на офи­циальный брак; Анатоль, будучи женатым на польке, всту­пает в новые связи, ищет богатую жену.

Какими члены семьи «выходят» в жизнь

Курагины органично вписываются в общество завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер с его фальшью, искусствен­ностью, лжепатриотизмом, интригами.

Подлинное лицо князя Василия проявляется в эпизоде де­лежа наследства Кирилы Безухова, от которого он ни при каких обстоятельствах не намерен отказаться. Он факти­чески продает свою дочь, выдавая её за Пьера.

Животное безнравственное начало, заложенное в Анатоле Курагине, особенно ярко проявляется, когда отец привозит его в дом Болконских, чтобы сосватать за него княжну Ма­рью <эпизод с мадмуазель Бурьен). А отношение его к На­таше Ростовой настолько низко и безнравственно, что не нуждается ни в каких комментариях.

Элен достойно завершает семейную галерею — это женщи­на-хищница, готовая ради денег и положения в обществе выйти замуж по расчету, а затем жестоко относиться к своему мужу.

Отсутствие связей, душевной близости делает эту семью формальной: в ней живут люди, родные только по крови, а духовного родства, близости человеческой в этом доме нет, и поэтому такая семья не может воспитать нравственного отношения к жизни.

На примере семьи Ростовых Толстой описывает свой идеал семейного бытия, добрых отношений между всеми членами семьи. Ростовы живут «жизнью сердца», не тре­буя друг от друга особого ума, легко и непринужденно от­носясь к жизненным неурядицам. Им свойственно истинно русское стремление к широте и размаху.

Основная черта всех Ростовых

Всем членам семьи Ростовых свойственна живость и непосредственность.

Единодушие в семье — залог счастья всех ее членов

Переломным моментом в жизни семьи становится отъезд из Москвы, решение отдать подводы, предназначенные для вывоза имущества, для перевозки раненых, что фак­тически явилось разорением Ростовых. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувст­вом выполненного патриотического долга.

Дети в семье Ростовых наследуют от родителей лучшие качества — искренность, открытость, бескорыстие, стремление любить весь мир и все человечество.

Старый князь Болконский устанавливает в Лысых Горах осмысленную жизнь. Он весь в прошлом — он истинный аристократ и все традиции аристократии им бережно сохраняются.

Сходство между отцом и сыном

Ироничное отношение к религии и сентиментальности, они живут «умом», в доме царит интеллектуальная атмосфера. Настоящая жизнь тоже находится в поле внимания старого князя — его осведомленность о современных событиях удивляет даже его сына.

Отношение к отцу

Несмотря на целый ряд чудачеств князя, его дети, князь Андрей и княжна Марья, любят и уважают своего отца, прощая ему некоторую бестакт­ность и резкость. Может быть, в этом и состоит феномен семьи Болкон­ских — безусловное уважение и приятие всех старших членов семьи, без­отчетная, искренняя, в чем-то даже жертвенная любовь членов семьи друг к другу <княжна Марья для себя решила, что не будет думать о личном счастье, чтобы не оставить отца одного).

Безоговорочно подчиняется отцу, боясь его гнева, но в то же время любит его безусловна, уважает его и признает в нем авторитет.

Стиль отношений в этой семье способствует воспитанию таких чувств, как уважение, преданность, человеческое достоинство, патриотизм.

Николай Ростов и Марья Болконская

Для Николая и Марьи характерна общность в восприятии людей.

Это союз, в котором муж и жена духовно взаимообогащаются.

Николай делает счастливой Марью, а она вносит в семью доброту и нежность.

Наташа Ростова и Пьер Безухов

Цель их любви — супружество, семья и дети.

Интуитивное понимание близкого человека.

Каждый находит в любви и семье именно то, к чему стремился всю свою жизнь — смысл своей жизни: Наташа — в материнстве, а Пьер — в осознании себя опорой для более слабого человека.

Источник

Adblock
detector