Мусульманские обереги и амулеты: талисманы в Исламе
Восток – дело действительно тонкое, без всякой иронии. Менталитет жителей арабских стран в корне отличается от привычного европейскому жителю. Но многие мусульманские талисманы являются универсальными, то есть, подходят людям иных вероисповеданий. Они, в большинстве своем, ориентированы на защиту от злых сил, отведение дурного глаза и призывают удачу.
Ислам и магия
Ислам – самая молодая религия из всех официально признанных. Арабы объединились и встали под знамена пророка Мухаммеда лишь в VII столетии нашей эры. Воины-кочевники наконец обрели единую религию, но боевого духа не утратили. Они постоянно воевали, покоряя все новые земли и народы и заимствуя их культурные традиции.
Вследствие невероятного микста культур и верований, талисманы в исламе столь многообразны по происхождению и воплощению. Тут смешались традиции кочевников и их вера в джиннов, символика Древнего Египта и невероятно древние сакральные верования, присущие персидскому зороастризму.
А вот магию ислам отвергает категорически. В Коране существует несколько упоминаний о негативном отношении пророка Мухаммеда к чародеям всевозможных мастей. Даже сейчас в некоторых арабских странах за занятия магическими практиками полагается смертная казнь.
Ни один из истинно мусульманских оберегов не содержит изображения животного или человека. Это харам (запрет): считается, что животных и человека может воплощать в любом виде лишь Аллах. А вот на растения сей запрет не распространяется.
Мусульманские обереги от сглаза и порчи
Многие мусульманские талисманы старше самого ислама минимум на несколько тысячелетий. Собственно говоря, их вернее называть языческими, пришедшими в ислам из древнейших политеистических верований. Верующими их ношение не приветствуется, но и особо не порицается.
Полумесяц со звездой
Это самый распространенный мусульманский амулет на шею, но можно носить его и на запястье, на плетеном обереге либо просто красной нити (она универсальна, вне зависимости от конфессиональной принадлежности носителя).
Сам по себе символ полумесяца в Коране не упоминается, но после становления владычества Османской империи он стал как светским, так и религиозным. Он украшает минареты мечетей во всех странах мира. Собственно говоря, это мусульманский аналог христианского креста.
Форма оберега перекликается с государственной символикой Турции, современной преемницы Османской империи. Несмотря на широкое распространение этого талисмана, «неверным» носить его категорически не рекомендуется. Это символ-оберег исключительно для правоверных мусульман.
Амулет раннего ислама
Перед нами еще один талисман, предназначенный исключительно для мусульман. Считается, что его создал пророк Мухаммед специально для того, чтобы оградить верующих от боли и подарить им крепкое здоровье. Про злые силы и колдовские чары официально не говорится ничего, но ведь это Восток, дело тонкое – читайте между строк.
Амулет раннего ислама представляет собой медальон-монету, покрытую арабской вязью. Обычно его отливают из благородных металлов и медных сплавов.
Важно приобретать подобные амулеты исключительно при мечетях: так вы будете уверены, что амулет изготовлен с соблюдением традиций и наполнен внутренней сущностью.
Амулет Зульфикар
Символ, отсылающий к воинственному ангелу Зульфикару, представляет собой пару скрещенных турецких сабель (ятаганов) с начертанными на них сурами. Считается, что он оберегает воинов и помогает победить в боях за истинную веру, но его значение куда более широко.
Зульфикар зачастую носят сотрудники силовых структур, дипломаты и люди бизнеса. Этот амулет помогает распознавать ложь, привлекает удачу в делах и способствует росту уважения к носителю, а для Востока это архиважно. Это исключительно мужской талисман, дамам, даже мусульманкам, его носить запрещено.
Назар Бонджук
Более известное название этого талисмана – Глаз Фатимы или Недремлющее Око. Его возникновение относят к периоду расцвета Османской империи. Этот талисман овеян множеством легенд, в большинстве своем, романтических.
Назар Бонджук представляет собой стилизованное изображение глаза: голубой фон, «белок», «зрачок». Такие амулеты любят привозить из Турции наши туристы – вроде как экзотика.
Считается, что этот оберег хранит носителя от злых сил и привлекает к нему благосклонность судьбы. В отличие от других оберегов, его можно и нужно носить напоказ. Допустимо вплести его в браслет, носить как кулон или брошь, украсить им сумочку, повесить дома или над рабочим местом. Религиозная принадлежность носителя значения не имеет.
Как ни странно, христианские священники, в большинстве своем, не высказываются категорически против ношения подобных амулетов. А вот имамы, к сожалению, к Глазу Фатимы менее терпимы.
Хамса
Амулет Хамса называют еще Рукой Фатимы, Удачи, Бога, Мириам и так далее. Этот амулет также непривередлив к вероисповеданию носителя, что неудивительно: подобная символика существовала у древних египтян, евреев и многих других народов.
Оберег представляет собой стилизованное изображение ладони, иногда дополняющееся глазом. Он может существовать в виде кулона, подвески на браслете, изображения на бумаге и так далее. Согласно народным верованиям, Хамса привлекает удачу, укрепляет здоровье и защищает от дурного глаза.
Мусульманские обереги для дома
Если вы не исповедуете ислам в качестве единственной религии, лучшими оберегами для дома станут вышеупомянутый Глаз Фатимы или Хамса. Можно вешать их как над входной дверью, так и в любом месте помещения, не скрывая от посторонних глаз.
Мусульмане свято верят в силу Слова. Поэтому наилучшими оберегами для дома, где живут правоверные, станут канонические религиозные тексты. Это могут быть:
- суры – главы Корана;
- аяты – стихи Корана, составляющие суры;
- дуа – молитвы;
- хадисы – откровения Мухаммеда, структурные единицы сунн;
- сунны – предания на основе канонических деяний Пророка.
Выдержки из Корана можно использовать всегда и везде, в любой форме, главное – вкладывать в них истинный смысл. Можно просто писать их на бумаге и развешивать по дому, но лучше оформить их в виде вышивки и поместить в рамку. И, конечно, собственно Коран и сунны – они должны быть в любом доме.
Если выдержку из Корана планируется использовать в качестве личного талисмана, то нужно:
- написать ее на бумаге, арабской вязью;
- сложить в треугольник;
- завернуть в фольгу;
- поместить все это в мешочек из темной материи;
- освятить в мечети.
Личный талисман из суры Корана носят обычно на шее либо в кармане. Главное, не размещать ее ниже пояса – это расценивается как неуважение к святыне.
Мусульманские талисманы для любви
В исламе нет специализированных талисманов для привлечения любви – это не особо коррелирует с религией в принципе. Однако все та же Хамса может вполне эффективно использоваться в этом качестве, ведь она привлекает удачу во всем, в том числе, и делах сердечных.
Вполне допустимо использовать в таких целях и нитяные амулеты, в особенности, сплетенные из волокон красного и зеленого цветов – так получают амулеты на счастье. А вот плетение из трех голубых и двух белых нитей призвано привлечь удачу.
Нельзя забывать и о традиционных свадебных рисунках хной (мехенди), которыми покрывают тело невесты в преддверии торжества. Это могут быть растительные и цветочные орнаменты, мандалы и узоры в национальном стиле, которые наносятся обычно на кисти рук, но не возбраняется украшать ими и прочие части тела (правда, они останутся доступными для обозрения лишь супругу).
Это украшение прямо рекомендовано пророком Мухаммедом всем замужним женщинам во многих хадисах. Народ наделил его и особым смыслом: женщина, украшающая кисти рук мехенди, всегда будет любима супругом. А это крепкая семья, взаимная любовь и множество детей.
Изображения на теле должны быть именно боди-артом, со временем смываемым. Ортодоксальный ислам категорически против татуировок в любых проявлениях: человек не должен изменять свое тело.
Не стоит заигрывать с чувствами верующих, нося на себе освященные Аллахом символы и слова, но не веря в него. Существует множество универсальных амулетов и оберегов, не столь требовательных к религиозным воззрениям носителя.
Источник
Знак Ислама
Символы и знаки Ислама имеют в своей основе интересную предысторию. О том, как именно был введен в обиход знак Ислама в виде полумесяца и почему он прижился и стал ассоциироваться с мусульманской религией на протяжении многих веков во всем мире, рассказывает в своей книге шейх Абдуль-Хайй аль-Катани. В труде под названием «Ат-Таратибуль-идария» в главе «Вафиятуль-Асляф» есть сообщение о том, что установление знака Ислама в форме полумесяца над минаретом мечети – это бидъа, то есть новшество или нововведение, которое впервые было введено в практику, когда в Халифате правили Османиды, а они эту практику позаимствовали у византийских цезарей.
Как и большинство фундаментальных религий, исламская религия традиционно имеет свой знак Ислама – это полумесяц, и также звезду. Уже тысячу лет назад этот символ Ислама применялся при оформлении зданий и архитектурных сооружений мусульман.
История возникновения
Религиозного обоснования того, почему символ полумесяца в Исламе стал необходим в период Османской империи, не представлено, но часть ученых, исследовавших этот вопрос, считает, что это связано с тем, что мусульмане привержены лунному календарю. Существуют также мнение, что мусульмане выбрали полумесяц в качестве альтернативы кресту, когда завоевывали христианские территории, где повсюду возвышались кресты. Благодаря такому крашению здания мечетей и прочие мусульманские постройки стало возможным выделять среди остальных сооружений архитектуры.
История использования знака Ислама восходит к пятнадцатому веку, времени правления султана Мухаммеда II, который, готовясь к штурму столицы Византии Константинополя, увидел в небе перевернутый полумесяц и рядом с ним звезду. Султану показалось, что в этом знаке таится доброе предзнаменование, и он связал с его появлением свою победу в этот день, когда штурм города окончился успехом.
Османы и символ полумесяца
Относительно этого знака среди исторических обоснований чаще всего приводят историю, связанную с Османом, который в 1299 году был князем одного очень маленького государства в Малой Азии. Осману приснился сон, в котором он увидел серп Луны, распростершийся над землей с одного конца в другой. Осману показалось это добрым предзнаменованием, и он взял полумесяц за символ своей династии. Потомки Османа стали основателями огромной державы, и сон его сбылся – Османы прославились как величайшие владыки и мусульманские халифы, за всю исламскую и мировую историю.
Завоевав Константинополь в 1453 году, Османы заимствовали у города его символ – сочетание звезды и полумесяца, и со временем оно стало символизироваться с военными победами Османов. На всем протяжении истории Ислама полумесяц со звездой стал использоваться и как знак мусульманских культурных достижений, а постепенно стал восприниматься как символ самого Ислама.
Османская империя стояла во главе мусульманского мира на протяжении нескольких сотен лет, и постепенно символ Османов в виде полумесяца со звездой стал восприниматься как знак всего Ислама и его приверженцев.
Знак полумесяца в современном мире
В современном мусульманском мире знак Ислама в форме полумесяца и звезды мусульмане носят в качестве подвески на цепочке, но не стоит придавать такой подвеске какой-то сакральный смысл, поскольку она не является ни идентификацией религиозной принадлежности хозяина, ни аналогом подобных знаков, используемых в других религиях – креста в христианской религии.
С течением времени значение символа неоднократно претерпевало изменения. Он ассоциировался с изобилием, богатством и могуществом верховной власти, постепенно перейдя на флаги и гербы многих мусульманских государств. Сейчас его можно встретить на флагах Пакистана, Мавритании, Турции, Алжира, Туркменистана, Коморских островов, Турецкой республики Северного Кипра, Туниса, Мальдивской республики, Ливии, Узбекистана.
В двадцатом веке связь данного символа укрепилась еще больше: в этот период по образцу Красного Креста был создан Красный Полумесяц.
Отношение мусульманских ученых
На заре Ислама не было каких-либо символов, которые были бы связаны с исламской религией – знамена Ислама были преимущественно чисто белого цвета, зеленые или черные, когда жил Пророк Мухаммад ﷺ, армии Ислама и караваны мусульман как отличительный знак применяли флаги черного, зеленого и белого цвета. Никаких указаний на то, что должен быть какой-то знак Ислама, не содержится в Священной Книге Коран и в Сунне Пророка ﷺ. Сама идея Ислама против любого проявления символизма, поскольку мусульмане считают исламскую религию универсальной и глобальной.
В Исламской религии запрещено создание культа и возведение в культ помимо Аллаха людей, животных или предметы. Цель Ислама – в избавлении людей от поклонения идолам и языческим традициям, поэтому и были низвергнуты аравийские и мекканские идолы и истуканы, чтобы научить людей отвергать все то, что примешивается к чистому единобожию. По Исламу, нельзя превращать во что-то священное какой-то определенный символ. Есть сферы, в которых нововведения являются запрещенными – это сфера нравственности, вероубеждения и Шариата, но в остальных аспектах жизни мусульманина можно допускать переосмысление и дальнейшее развитие, если оно необходимо, заимствовать чужое, даже если обоснования для этого в исламских текстах нет.
Полумесяц со звездой символом или знаком Ислама считать нельзя – это не имеет под собой никаких оснований и не было бы правильным. Но можно использовать такой знак как символ определенной династии или страны – в использовании в таком контексте противоречить Шариату не будет.
Мусульмане относятся к данному знаку довольно противоречиво, те мусульмане, которые разбираются в истории символики, не приемлют полумесяца, поскольку считают это проявлением язычества, памятуя о том, что его использовали древние народы в своих языческих верованиях.
Если человек незнакомый с мусульманами и мусульманской религией. задаст себе вопрос, что означает полумесяц у мусульман, который они вешают в виде кулона в автомобиль или в виде цепочки на грудь, перстней на пальцах, или используют в различных изобразительных искусствах, или на зданиях мечетей, то ответ заключается в том, что полумесяц со звездой или без нее по Исламу ничего не означает и не является его символом с канонической точки зрения. Однако данный знак является некой традицией и ассоциацией для некоторых мусульман и не мусульман к исламской религии. Среди мусульман немало и тех, кто даже отвергают данный знак как исламский, поскольку для них он напоминает языческий символ народов, живших в древности.
Знак полумесяца в других религиях
Данный знак появился на тысячелетия раньше, чем появился сам Ислам. Существуют исторические упоминания, что звезда и полумесяц были символами богини Дианы из греческой мифологии и богини Танит, которую почитали карфагенцы.
Этот знак можно встретить и на православных храмах: там они расположены в нижней части креста.
Из результатов всех этих исследований можно сделать вывод, что символ полумесяца и звезды – это результат смешения исламской традиции с теми верованиями, традициями и стереотипами, которые его окружали на всем протяжении его развития.
Полумесяц используется в индуизме, в религии с тысячелетней историей, и он является атрибутом бога Шивы, одного из верхних богов, у которого полумесяц украшал его прическу. В индуизме он ассоциируется с контролем над своим умом и своими ментальными процессами.
Древняя египетская богиня Иштар также ассоциировалась со знаком полумесяца, который в египетской мифологии символизировал рост и процветание.
У многих народов Азии был культ Луны еще в период язычества, а в античном мире этот символ появился во время греко-персидской войны.
Жители Тюркского каганата использовали такую символику очень широко: они изображали ее и на монетах, которые были в обращении.
Персидская империя Сасанидов применяла полумесяц в качестве своего одного из главных символов, украшая им даже короны своих правителей.
Полумесяц в архитектуре
Полумесяц отдельно или вместе со звездой, стали украшать на мечетях еще при Османском государстве, когда появилась необходимость дать символ в архитектуре, отличающий мусульманские строения от сооружений христианства. Практика украшения мечетей изображения месяца распространилась с течением времени, но никакого сакрального смысла этому знаку не придавали.
В архитектуре некоторых народов его использовали для того, чтобы зафиксировать время, когда было окончено строительство здания всей мечети или ее отдельных минаретов: в форме месяца фиксировали фазу Луны, на которую приходилось окончание строительства. Именно с этим связано то, что форма месяца и его поворот отличается на разных мечетях, а есть и такие архитектурные примеры, когда навершия выполнены в форме круга, то есть полной Луны.
В настоящий период времени такой символ применяется в геральдике не только исламских государств, но и на гербах и флагах западных стран: в геральдике Англии и Канады полумесяцем изображают второго сына или младшую линию.
Споры относительно знака Ислама не утихают, и по-прежнему есть те, кто принимает полумесяц как символ Ислама, и есть те, кто категорически не приемлет в Исламе какие-либо символы. Окончательное решение принимает для себя каждый мусульманин сам.
Источник
Символ ислама таблица символов
Символика религиозных движений мира. Ислам.
Здравствуйте уважаемые
Давно с вами не говорили о символике религиозных движений. В прошлый раз остановились вот тут вот: https://id77.livejournal.com/2641412.html
Начнем сегодня говорить об Исламе.
Строго говоря, исламская символика, как таковая не существует, поскольку эта религия максимально лаконична в употреблении каких-либо изображений и совершенно в них не нуждается.
Однако существует определенная атрибутика, обрядовость, свод правил, что тоже является своеобразным символом.
Ислам (по-арабски буквально — «покорность», предание себя воле Божьей) — одна из наиболее распространенных религий мира.
Ее последователи —- мусульмане — составляют большую часть (от 80 до 98% ) населения в таких странах, как Иран, Ирак, Пакистан, Афганистан, население Аравийского полуострова и значительной части Индии и Северной Африки.
Мусульманство исповедуют люди, проживающие на Северном Кавказе, в Татарстане и в республиках Средней Азии. Общая численность мусульман в мире составляет около 500 млн. чел.
Главным символом можно считать Звезду и полумесяц. Как уже говорили выше,несмотря на всю распространенность, полумесяц не является символом ислама и стал применяться в архитектуре мечетей около 1000 лет назад. Религиозное подтверждение необходимости его отсутствует. Одной из предполагаемых причин появления полумесяца на минаретах мечети является приверженность мусульман лунному календарю и стремление выделить мечеть среди других зданий.
Второй распрстраненный символ более древний. Это так называемый o;алям», изображающий раскрытую ладонь. Вот как понимается его суть:
Источник
Мусульманские надписи с переводом. Арабские иероглифы и их значение
Современное искусство отводит особое место арабским татуировкам. Загадочные символы и плавные надписи вязью производят завораживающее впечатление. В странах Дальнего Востока испокон веков известны определённые татуировочные традиции, при этом данный вид искусства остается не полностью раскрытым.
Мусульманская религия является противником изображений на теле, поэтому арабские рисунки встречаются редко. Такие тату — не просто эстетический элемент, они несут магическое значение. В древние времена арабы наносили символы, которые имели лечебный характер.
Обозначение согласных
В арабском алфавите 28 букв, каждая из которых обозначает один звук согласный, кроме буквы, которая называется «алиф».
Написание букв может меняться – при изучении правил написания надо учитывать, что это зависит от того, как расположены буквы внутри слова, и позиция буквы в начале слова, в конце и середине рассматривается с позиции того, что слова в арабской письменности пишутся справа налево.
В арабской письменности внутри слова все буквы пишутся слитно, но это не касается букв, которые со следующей буквы не соединяются на письме. Таких букв шесть: «алиф», «ра», «даль», «зайн», «заль» и «вав».
Буква «алиф» — это буква, которая не обозначает согласного звука. Она может обозначать как долгий гласный звук «а̄», так и орфографический знак вспомогательного характера, который своего звукового выражения не имеет – выбор правильного написания будет зависеть от контекста.
Так исторически сложилось, что в арабском алфавите буквы изначально располагались в таком же порядке, в каком располагались буквы в финикийском алфавите, который стал основой для этого языка. Те же буквы, которых в финикийском алфавите не было, в арабском были поставлены в самый конец. Такой порядок получил название «абджад» — это название произошло от наименований первых четырех букв: алиф-ба-джим-даль.
Возможно вам будет интересно узнать о курсах арабского языка для начинающих и тех, кто уже владеет азами грамматики.
Арабские цифры
До того, как произошел переход к арабским или «индийским» цифрам, числа обозначались при помощи букв, и числовое значение каждой цифры соответствовало той позиции, которую эта буква занимала в порядке абджада.
Когда же произошел переход к цифрам индийским, которые стали впоследствии называть арабскими, порядок алфавита изменили на тот, который используется в современности. И только слово «абджадия», которое в переводе на русский язык означает «алфавит», напоминает о том порядке, который существовал ранее.
Огласовки букв
Огласовками или харакятами называют систему подстрочных и надстрочных диакритических знаков, которые используются для того, чтобы обозначить краткие гласные звуки в арабской письменности, а также обозначить некоторые иные особенности произношения слова, которые нельзя обозначить буквами. Огласовки в текстах в каждодневной практике не проставляются, но если возникает необходимость передать звучание слова точно, как это делают в словарях или в Священной Книге Аллаха Коране, то используются огласовки:
ـــَــ фатха – когда над буквой ставится наклонная черта, если после этой буквы идет звук «а»;
ـــِــ кясра – когда под буквой ставится наклонна черточка, если после этой буквы идет звук «и»;
ـــُــ дамма – когда ставится надстрочный знак, напоминающий маленькую запятую, чтобы обозначить звук «у»;
ـــْــ сукун – когда ставится маленький кружок над буквой, чтобы обозначить, что после этой буквы не следует гласный звук.
Тот факт, что в арабском языке нет средств для передачи гласных, и это для арабской письменности было явлением естественным, поскольку гласные звуки в основу слова в большинстве семитских языков не входят, а при словоизменении и словообразовании чередуются, в двадцатом веке некоторые мусульманские страны Средней Азии, Малайзия, Турция и Индонезия отказались от использования арабского алфавита: его вытеснили другие алфавиты, в которых была возможность последовательно обозначать гласные на письме – такие алфавиты, как латиница или кириллица, которая используется в русском языке. Классический арабский язык не располагает средствами для обозначения звуков «п» и «г».
Буквы арабского алфавита с произношением
Арабский алфавит для начинающих изучать его может показаться сложным, поэтому правильным будет начать обучение арабскому языку с самых основ – букв. Ниже представлена таблица с арабскими буквами, с названием буквы арабского алфавита на русской языке и транскрипцией звука, также вы можете прослушать и скачать в аудио mp3 формате правильное произношение букв арабского алфавита:
Написание буквы на арабском языке | Название буквы на арабском языке | Транскрипция звука | Соответствует числовому значению | Правильное произношение буквы на арабском языке |
ا | алиф | [ạ] | 1 | |
ب | ба | 2 | ||
ت | та | [t] | 400 | |
ث | cа | [tẖ] | 500 | |
ج | джим | [j] | 3 | |
ح | ха | [ḥ] | 8 | |
خ | ха | [kẖ] | 600 | |
د | даль | [d] | 4 | |
ذ | заль | [dẖ] | 700 | |
ر | ра | [r] | 200 | |
ز | зайн | [z] | 7 | |
س | син | [s] | 60 | |
ش | шин | [sẖ] | 300 | |
ص | сад | [ṣ] | 90 | |
ض | дад | [ḍ] | 800 | |
ط | та | [ṭ] | 9 | |
ظ | за | [ẓ] | 900 | |
ع | ʿайн | [ʿ] | 70 | |
غ | гайн | [gẖ] | 1000 | |
ف | фа | [f] | 80 | |
ق | каф | [q] | 100 | |
ك | кяф | [k] | 20 | |
ل | лям | [l] | 30 | |
م | мим | [m] | 40 | |
ن | нун | [n] | 50 | |
ه | ха | [h] | 5 | |
و | вав | [w] | 6 | |
ي | йа | [y] | 10 |
Для начинающих очень важно изучить и правильно произносить арабские буквы, особенно при заучивании и чтении Священного Корана, так как неправильное произношение буквы в слове может поменять смысл аятов Корана.
Особенностью арабской письменности является то, что арабские буквы при написании в начале, середине или конце слова могут поменять свою форму, оставив только основу буквы, поэтому при заучивании арабского алфавита необходимо учить букву в четырех вариациях написания: отдельно, в начале, в середине и в конце слова. Ниже на фотографии арабского алфавита приведены написания букв при расположении в разных частях слова.
Дополнительные знаки в арабском языке
Двадцать восемь букв арабского алфавита по-арабски называются «хуруф». Помимо этих двадцати восьми знаков в арабской письменности также используются три дополнительных знака, которые самостоятельными буквами не являются.
Это такие знаки, как:
1) Диактрический знак хамза — ء используется на письме для передачи согласного звука — гортанной смычки. Читается так:
Хамза на письме может обозначаться как отдельный символ, но чаще пишется на букве-подставке, к которым относятся «вав» (و), «алиф» (ا) и «йа» (ى), в сочетании с хамзой буква йа в качестве подставки пишется без диакритических точек снизу. Написание хамзы зависит от контекста и соответствует определенным правилам правописания, но хамза всегда, каким бы ни было ее написание, обозначает один и тот же звук.
2) та-марабута, что в переводе на русский язык означает «завязанная та» — это такая форма буквы «та» которая ставится только в конце слова после фатха-огласовки. Если же огласовки у этого знака нет (это может быть в конце фразы), то читается этот знак как буква «ха». В своей обычной форме буква «та» носит название «та-мафтуха», что в переводе с арабского означает «открытая та».
3) алиф-максура, что можно перевести на русский язык как «укороченный алиф» — это такая форма буквы «алиф», которую пишут только в конце слов, она сокращается до краткого «а» в положении перед приставкой «аль-» в следующем слове. «Алиф» в своей обычной форме носит название «алиф мамдуда», что означает в переводе на русский «удлиненный алиф».
Существует масса местных вариантов арабского языка, и в большинстве из них используются свои собственные дополнительные знаки помимо основных.
Полумесяц и звезда
В XVI веке сильнейшим государством Старого Света и всего мусульманского мира стала Османская империя. Ранее, ещё после захвата Константинополя в 1453 году, полумесяц со звездой были переняты Османами в качестве символа собственного государства, а город, ныне известный как Стамбул, стал столицей. Во время же нахождения империи на пике могущества, когда она могла диктовать свои условия (как в политике, так и в религии), новообретенный символ государства стал и символом ислама, коим и остаётся по сей день.
Дополнительные символы в письме
В Священном Коране и в арабской письменности можно также встретить дополнительные символы, уточняющие звучание буквы.
ــــّـــ К разряду дополнительных знаков, которые помогают уточнить произношение текста на письме, относится шадда, которую также называют «ташдид». Это знак в виде буквы W, который ставят над арабской буквой для того, чтобы обозначить ее удвоение. Есть два случая, в которых используется этот знак:
- для того, чтобы обозначить удвоенный согласный;
- для того, чтобы обозначить сочетание согласной и долгой гласной, которые обозначаются одной и той же буквой.
еще один знак, который называется мадда. Это волнистая линия, которую ставят над буквой алиф, обозначающая комбинации хамза-хамза или хамза-алиф. По арабскому правописанию и орфографии в одном слове не могут писаться рядом две буквы алиф, и если такая комбинация все-таки возникает, то используется сочетание алиф-мадда. Она используется для удлинения гласного звука.
Также используются такие знаки, как:
- васла — знак похожий на букву сад (ٱ), который ставят в начале слова над буквой алиф – он показывает, что буква алиф в этом случае не произносится, поскольку предыдущее слово оканчивается на гласный;
- танвин, который указывает на падежное окончание со значением неопределенного состояния и представляет собой удвоение одной из трех огласовок в конце слова, бывает трех видов и читается как «ан» (танвин фатха ـً с двумя фатхами над буквой, к примеру: مَدْرَسَةً — мадрасатан), «ин» (танвин кясра ـٍ с двумя кясрами под буквой, к примеру: مَدْرَسَةٍ — мадрасатин) или «ун» (танвин дамма ـٌ с двумя даммами над буквой, может иметь написание в двух вариациях, к примеру: بَيْتٌ — байтун);
- надстрочный алиф, который ставится над текстом и имеет форму буквы алиф – он указывает на долгий звук «а» в таких словах, в которых обычно традиционно не пишется алиф. Обычно это встречается в собственных именах или в указательных местоимениях. В текстах Корана можно встретить надстрочный алиф и в тех местах, где может быть употреблён обычный алиф.
Возможно вам будет интересно прочитать о рекомендациях по изучению арабского языка.
Выравнивание
В отличие от неслитного письма, в котором для выравнивания ширины строк применяется разрядка слов и межсловных пробелов, арабская вязь позволяет растягивать строки за счёт удлинения связок между буквами. Удлинённая связка называется кашида
(перс. كشيده ) или
татвиль
(араб. تطويل ). Символ кашиды определён в Юникоде как U+0640, и его можно вставлять в текст для указания предпочтительных мест удлинения связки — подобно «мягкому переносу» в текстах на европейских языках. Средства разметки текста (например, CSS) позволяют указывать, в каких пропорциях удлинение строк должно происходить за счёт кашиды по сравнению с расширением межсловных пробелов. [1]
В каллиграфии для растяжения строк используется также особая форма буквы каф, называемая «каф росчерком» или «куфическим каф». Несмотря на то, что это графическая форма обычного каф, она закодирована в Юникоде отдельным символом (U+06AA). Подобно межбуквенным связкам, эта форма буквы каф может растягиваться до любой ширины.
Лигатуры в арабском алфавите
Арабский язык имеет ряд способов для того, чтобы писать слитно несколько букв – такие способы называются лигатурами.
Стандартной является лигатура «лям-алиф» — لا. Написание этих двух букв вместе другими способами, кроме как с помощью этой лигатуры, в арабском языке недопустимо. Это правило действует даже тогда, когда алифу сопутствует хамза или мадда: (لأ لإ لآ). В середине и в конце слова лигатура выглядит так: ﻶ (здесь с маддой). Читать данную лигатуру на русском языке следует как звук «Ля». Лигатура «лям-алиф» часто употребляется в арабском письме и используется даже на шахаде.
Помимо этой лигатуры «лям-алиф», все остальные лигатуры в арабском языке обязательными не являются, и использовать их или нет – воля того, кто выбирает для написания определенный каллиграфический стиль.
Геометрические фигуры
Слово «Аллах» записывается в виде четырех вертикальных штрихов, которые при записи в форме квадрата стали символизировать священный дом — Каабу. Квадрат вообще является одной из центральных фигур в арабском орнаменте. Часто встречается также восьмиконечная звезда, представляющая собой пересечение двух квадратов под углом 90 градусов.
Треугольник имеет значение «ока Бога», а пятиугольник символизирует пять столпов ислама.
Если иностранцу перевод арабских символов, заключенных в переплетении узоров, может показаться невозможным, то образованные арабы могут «читать» орнамент практически как страницы книги.
Арабская каллиграфия
Искусство каллиграфии неотделимо от арабского алфавита и письма, занимая в арабской культуре важное место. Связано это с тем, что существует религиозный запрет на то, чтобы изображать живых существ, и каллиграфии было суждено занять место одного из видов сакрального искусства мусульман. Каллиграфия арабского языка подразделяется на несколько стилей каллиграфического письма.
Древнейшим стилем каллиграфического письма из ныне существующих является стиль куфи или куфический стиль, который обязан своим названием городу Куфа.
Еще одним распространенным стилем в каллиграфическом письме является стиль насх, название которого в переводе с арабского языка на русский означает «копирование».
Ряд каллиграфических стилей применялись только в целях декоративных для так называемых «каллиграмм». Каллиграммами называли художественные произведения, созданные каллиграфами. К таким каллиграфическим шрифтам относится сулюс, название которого в переводе с арабского на русский означает «треть»: для этого стиля характерны широкие свободные росчерки.
Орнамент
Помимо каллиграфии, широкое распространение в художественной арабской культуре получил орнамент. Одной его разновидностью является обычно симметричный узор, составленный из геометрических фигур, а второй – стилизованные изображения растений.
Геометрический вариант обычно используется при наружном оформлении мечетей и является арабским символом величия вкупе с выходом за границы земного существования.
Растительный орнамент чаще применяется при украшении не столь масштабных объектов: одежды, посуды, книг. Подобный узор символизирует, напротив, близость земного.
Арабское письмо в других мировых языках
Арабский алфавит уже давно распространился на другие мировые языки по мере того, как по миру распространялась религия ислама. По мере того, как ислам распространялся на свете, арабский язык и алфавит стали воспринимать как неотъемлемую часть ислама, и не только арабы, но и многие исламские страны стали использовать арабский алфавит на письме. В число таких стран вошли и те, что раньше использовали другие письменные системы.
Если же в определённых регионах мира государство принимало новый язык, мусульманское население стремилось к сохранению арабского алфавита.
В современном мире арабская графика используется во многих странах мира при издании религиозной исламской литературы – в Малайзии и Индонезии.
В современном мире существует ряд языков, которые используют арабский алфавит и их письмо строится на его основе. К таким языкам относятся фула, пенджаби, урду, дари, синдхи, пушту, хауса, кашмири, курдские и уйгурские языки в некоторых странах. Арабский алфавит используют для записи азербайджанский, казахский, киргизский, туркменский, узбекский и татарский языки.
Источник