Меню

Сильный подвижный уравновешенный таблица



Темперамент как тип высшей нервной деятельности

Тип темперамента и нервной системы

Тип темперамента

Флегматик

Сангвиник

Холерик

Меланхолик

Тип нервной системы

Сильный, уравновешенный, инертный

Сильный, уравновешенный, подвижный

Сильный, неуравновешенный, подвижный

Слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный

Реакции

Флегматик

Тип ВНД уравновешенный инертный — с сильными процессами возбуждения и торможения и с плохой их подвижностью, всегда испытывающий затруднения при переключении с одного вида деятельности на другой.

Неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик

Тип ВНД сильный неуравновешенный — характеризуется сильным раздражительным процессом и отстающим по силе тормозным, поэтому представитель такого типа в трудных ситуациях легко подвержен нарушениям ВНД. Способен тренировать и в значительной степени улучшать недостаточное торможение.

Быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник

Тип ВНД сильный уравновешенный подвижный — имеет одинаково сильные процессы возбуждения и торможения с хорошей их подвижностью, что обеспечивает высокие адаптивные возможности и устойчивость в условиях трудных жизненных ситуаций.

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого; если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик

Тип ВНД слабый — характеризуется слабостью обоих нервных процессов — возбуждения и торможения, плохо приспосабливается к условиям окружающей среды, подвержен невротическим расстройствам.

Легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним.

Источник

Типы темперамента: характеристика, описание, сравнительная таблица

О холериках, меланхоликах, сангвиниках и флегматиках вы наверняка слышали и, скорее всего, имеете некоторое поверхностное представление о том, какими чертами характера эти личности обладают. В этой статье я опишу типы темперамента и их основные характеристики в психологии , приведу наглядные таблицы , что поможет ближе познакомиться с самим собой.

Определение понятия

Называемый в латыни temperamentum – это объединение индивидуальных особенностей, которые характеризуют чувственную (аффективную) и динамическую сферы его высшей нервной деятельности (то есть, осмысление, эмоциональные реакции и поведение).
Это определенный психологический фундамент, на основе которого развивается индивид и который определяет ряд социальных свойств психики, способствующих адаптации людей в обществе.

Историческая справка

Разговор о темпераментности вели еще в V веке до нашей эры. Но лишь в XVIII к этому вопросу подошли, с точки зрения психологии, определив ряд устойчивых качеств, которые даны индивиду от природы и напрямую влияют на его психическую активность.

Виды и типы темпераментов человека

Учение Гиппократа

Основоположником идей о врожденных особенностях человека считают этого древнегреческого мыслителя и целителя, который делил людей по четырем субстанциям, преобладающим в организме: черная и желтая желчь, флегма (слизь), кровь. Его последователем стал Клавдий Гален, который перечислил основные типы темперамента с опорой на физиологические различия.

Другие концепции в схеме

Со временем возникло множество исследователей, которые посвящали свои работы изучению темпераментности.

таблица типов темперамента

Наши дни

Существует 3 поля психофизической деятельности, на которые влияют врожденные черты характера человека:

      1. Уровень общей интенсивности взаимодействия личности с миром. Он может проявляться в вялости и пассивности, чрезмерной энергичности или занимать промежуточное положение между этими крайностями.
      2. Подвижность. Она выражается в скорости и резкости движений, фраз. Соответственно, в этой стезе люди подразделяются на быстрых и медлительных.
      3. Эмоциональность. Она связана с тем, как часто у индивида меняется эмоциональное состояние, насколько он восприимчив и раним.

От темпераментных особенностей зависят

      • Темп работы и ритм жизни.
      • Сила эмоций, воли, возможность брать под контроль психологические процессы.
      • Быстрота восприятия, концентрации, мышления.
      • Дисциплина и самодисциплина.
      • Экстравертность и интровертность.

Разновидности характеров

К типу темперамента не относятся

      • Характер. Он может меняться по ходу взросления, социального взаимодействия и приобретения привычек.
      • Способности. Это понятие относится к тому, как глубоко, быстро и легко индивид овладевает новыми навыками и знаниями и не подчинено природным особенностям поведения.

Индивидуальные черты, не подверженные изменениям, являются базой развития качеств и установок человека. Это своеобразные надстройки, которые определяют методы коммуникации и поведения личности, но никак не влияют на то, способным вырастает ребенок или нет. Однако зная то, какие черты преобладают в этом психическом фундаменте малыша, можно подобрать наиболее эффективные методы для его воспитания. Во взрослом возрасте понимание того, к какой группе вы относитесь, подарит вам возможность найти действенные инструменты и механизмы работы над собой.

Источник

Темперамент, типы темперамента
Подвижность нервных процессов, тестирование темперамента

Темперамент

Каждый человек рождается с определенным набором биологических особенностей его личности, проявляющихся в темпераменте. Значительные различия в поведении людей, обусловленные свойствами их темпераментов есть даже у кровных братьев и сестер, у близнецов, живущих бок о бок. Темпераменты различаются у сиамских близнецов Маши и Даши, у всех детей получивших одинаковое воспитание, имеющих одинаковое мировоззрение, близкие идеалы, убеждения и моральные устои.

Темперамент — проявление типа нервной системы в деятельности человека, индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность.

В нервных центрах коры человеческого мозга протекают в сложном взаимодействии два противоположных активных процесса: возбуждение и торможение. Возбуждение одних участков мозга вызывает торможение других, этим можно объяснить, почему человек, увлеченный чем-то, перестает воспринимать окружающее. Так, например, переключение внимания связано с переходом возбуждения с одних участков мозга на другие и соответственно торможением покинутых участков мозга.

Возбуждение и торможение могут уравновешиваться или преобладать друг над другом, могут протекать с различной силой, переходить из центра в центр и сменять друг друга в одних и тех же центрах, т.е. обладать определенной подвижностью.

Типы нервной системы

Тип нервной системы определяется именно сочетаемостью силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения, которые можно тестировать с помощью теста-опросника Стреляу. Можно выделить четыре самых ярко выраженных типа нервной системы, их соотношение и связь с темпераментом (см. таблицу).

Читайте также:  Eve добыча руды таблица

Таблица

Меланхолический темперамент, как видно из таблицы, определяется слабостью процессов возбуждения и торможения, при этом их подвижность или инертность нехарактерны. Даже при небольшом перенапряжении, например, в случае решения трудной задачи или жизненной ситуации у меланхолика наступает срыв.

У меланхолика слабый тип нервной системы и, следовательно, нестойкий перед обстоятельствами, требующими преодоления или сильного возбуждения нервной системы. Остальные три типа нервной системы считаются сильными.

Флегматическим темпераментов, называется такой тип темперамента, который, будучи сильным типом, все-таки отличается малой подвижностью нервных процессов. Однажды возникнув в определенных центрах, они отличаются постоянством и силой. Инертная нервная система соответствует этому типу.

Сангвинический темперамент — другой сильный тип темперамента — характерен тем, что процессы возбуждения и торможения у него достаточно сильные, уравновешенные и легко подвижные.

Холерический темперамент — третий сильный тип темперамента неуравновешенный, безудержный, у него преобладают процессы возбуждения над слабым торможением. Этот тип нервной системы быстро истощается и склонен к срывам.

Если на схеме расположить все темпераменты в системе координат, в точке начала которых сангвиник (сильный, уравновешенный, подвижный), то другие темпераменты отклоняются от него в зависимости от выраженности черт трех координат типа нервной системы, характерных этим темпераментам.

Схема зависимости темперамента от координат типа нервной системы

Почему понятия темперамент и тип нервной системы нельзя отождествлять?

Темперамент — это понятие психологическое, а тип нервной системы — физиологическое.

Типы темперамента

Описание особенностей различных темпераментов может помочь разобраться в чертах темперамента человека, если они четко выражены, но люди с резко выраженными чертами определенного темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента дает возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Меланхолик

Человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, легко эмоционально раним. Эти черты эмоциональной слабости.

Флегматик

Медлителен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою медлительность прилежанием.

Сангвиник

Живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Холерик

Быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Свойства темперамента

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному, без скоропалительных решений человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как страстному, неистовому и активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство.

Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным, тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Методика Яна Стреляу

Ян Стреляу в своих исследованиях исходил из типологии нервной системы Павлова, и смог доказать, что определение свойств нервной системы зависит от специфических свойств раздражителя (степени возбуждения и подавления, подвижности и сбалансированности нервных процессов), при этом он создал свою классификацию темпераментов.

Основываясь на данных своего теста, Стреляу определил, что свойства нервной системы (Павлова) могут использоваться для описания таких показателей темперамента, как экстраверсия-интроверсия, невротизм, тревожность.

Им была создана концепция темперамента — регулирующая теория темперамента (RTT). Темпераменту (реактивности и активности) определена важная роль в регуляции взаимоотношений между людьми и окружающей средой, в этом и заключается смысл RTT.

Стреляу считал, что свойства темперамента «… возникая на основе определенных анатомофизиологических особенностей индивида, формируются под воздействием воспитания и общественной среды…» (Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М., 1982).

Тест-опросник Стреляу

Тест-опросник Стреляу направлен на изучение трех основных характеристик нервной деятельности, определяющих темпераментные особенности личности:

уровня процессов возбуждения,

уровня процессов торможения,

уровня подвижности нервных процессов (способность нервных процессов быстро сменять друг друга).

Соответственно, тест содержит три шкалы, которые реализованы в виде перечня из 134 вопросов, и предназначен для изучения типа нервной деятельности лиц юношеского возраста и взрослых.

Демо-версия комплекса

Вы можете проверить работу методик в демо-версии Комплекса психологических тестов и развивающих программ. Все пакеты тестирования, описанные на сайте, а также все общесистемные компоненты Комплекса

Пн-Пт 9:00 — 18:00 по МСК

  • Главная
  • Продукты
  • Демо-версия
  • О нас
  • Статьи
  • Заказ
  • Контакты

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-69084 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 марта 2017 года.
Учредитель (соучредитель): ООО «Эффектон».
Главный редактор: Тугой И.А.
Тел: +7(495)662-5-888
E-mail:

Источник

Сильный, уравновешенный, инертный тип темперамента

Типы высшей нервной деятельности (типы темперамента)

И. П. Павлов на основе многолетних научных наблюдений выс­шую нервную деятельность человека подразделил на следующие че­тыре типа в зависимости от силы, скорости распространения и со­отношения процессов возбуждения и торможения в нервных клет­ках мозга.

Сильный неуравновешенный подвижный тип (холерический)

Сильный, неуравновешенный тип с преобладанием возбуждения над торможением (холерический). Дети этого типа неспокойные, очень подвижные, быстро вступают в дружеские отношения с другими, но и быстро ссорятся, начинают плакать или смеяться по ничтожному поводу. Умственные способности таких детей хоро­шие, но их поведение отличается большой сложностью, поэтому их воспитание представляет значительную трудность для родите­лей и учителей.

Читайте также:  Чемпионат черногории таблица результатов

Сильный уравновешенный подвижный тип (сангвинический)

Сильный, уравновешенный, подвижный тип (сангвинический). Дети этого типа способны, умны, деятельны, стремятся без про­медления выполнять работу, устанавливают хорошие отношения с окружающими. Материал с сайта https://wiki-med.com

Сильный уравновешенный инертный (флегматич­ный)

Сильный, уравновешенный, малоподвижный тип (флегматич­ный). Представители этого типа способны, умны, спокойны, рабо­тают не спеша, доводя дело до конца, хорошо себя ведут, с окру­жающими людьми и с товарищами устанавливают хорошие отно­шения.

Слабый неуравновешенный инертный (меланхоличный)

Слабый, неуравновешенный тип с преобладанием торможения над возбуждением (меланхоличный). Дети данного типа малоподвиж­ны, трусливы, не имеют собственного мнения, подвержены невротическим расстройствам.

Вышеуказанные типы высшей нервной деятельности являются врожденными, они обусловлены наследственностью. Данные при­знаки ярче выражены у маленьких детей; под влиянием внешней среды, воспитания родителями, педагогами некоторые типичные признаки в определенной степени изменяются.

Категории: Физиология нервной системы

На этой странице материал по темам:

сообщение про наркочитический сон

методы физиологических исследований.

иннервация мышц

Вопросы к этой статье:

На каких физиологических особенностях основаны воды выс­шей нервной деятельности человека?

Каково поведение и умственные способности у детей холери­ческого типа?

Каково поведение и умственные способности у детей сангвини­ческого типа?

Понятие темперамента человека

Темперамент представляет собой устойчивую совокупность индивидуальных особенностей личности человека, которые находятся в динамической взаимосвязи друг с другом, посредством различных аспектов деятельности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Сильный, уравновешенный, инертный тип темперамента 490 руб.
  • Реферат Сильный, уравновешенный, инертный тип темперамента 240 руб.
  • Контрольная работа Сильный, уравновешенный, инертный тип темперамента 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Если рассматривать темперамент человека с физиологической точки зрения, то он обусловлен типом высшей нервной деятельности (ВНД).

В зависимости от темперамента человека находятся:

  1. Осуществление контроля и оценки собственной деятельности.
  2. Скорость возникновения таких психических процессов как мышление, восприятие, длительность сосредоточенности внимания и т.д.
  3. Интенсивность таких психических процессов как сила эмоций и активность воли.
  4. Такие характеристики деятельности как ритм, темп и ускорение.
  5. Эффективность применение разнообразных дисциплинарных воздействий.
  6. Направленности различной психической деятельности на конкретные объекты (интроверсия и экстраверсия).

Необходимо отличать темперамент человека от ряда иных психических проявлений и характеристик личности человека. Так, к типу темперамента не относят следующее:

Характер – направлен на определение того как человек действует в различных ситуациях, является приобретенным и может быть подвержен изменениям, в зависимости от ряда внешних и внутренних факторов.

Требуется консультация по учебной работе? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Способности – направлены на определение скорости, глубины, прочности и легкости овладения конкретными знаниями, умениями, навыками и опытом практической деятельности.

Таким образом, темперамент является основой для развития характера человека и оказывает значительное влияние на способы поведения, общения и взаимодействия человека.

Темперамент является врожденной индивидуальностью каждого человека, он не может быть изменен, так как не подвержен какому-либо влиянию. Темперамент не влияет на способности человека, то есть человек может быть способным или нет, вне зависимости от типа его темперамента. Просто одни люди решают жизненные ситуации и трудности легче, а для других они же являются неразрешимыми. Здесь скорее значение имеет характер и развитость такого качества как сила воли.

В процессе воспитания педагоги и родители обязательно должны учитывать тип темперамента ребенка. Это необходимо для того, чтобы применяемые методы и средства воспитания и обучения были действительно эффективными и при этом не наносили вред ребенку.

В настоящее время в психологии выделяют четыре основные типа темперамента человека:

  1. Сангвиник – сильный, уравновешенный, общительный, инертный, практичный.
  2. Флегматик – вдумчивый, миролюбивый, надежный, старательный, неразговорчивый.
  3. Холерик – порывистый, энергичный, эмоциональный, не сдержанный.
  4. Меланхолик – тревожный, необщительный, замкнутый, угрюмый.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Первая и вторая сигнальные системы (И.П. Павлов)

Общие закономерности условно-рефлекторной деятельности, установленные на животных, свойственный и ВНД человека. Однако, ВНД человека в сравнении с животными характеризуется наибольшей степенью развития аналитико-синтетических процессов. Это обусловлено не только дальнейшим развитием и совершенствованием в ходе эволюции тех механизмов корковой деятельности, которые присущи всем животным, но и появлением новых механизмов этой деятельности.

Такой специфической особенностью ВНД человека является наличие у него, в отличие от животных, двух систем сигнальных раздражителей: одна система, первая, состоит, как и у животных, из непосредственных воздействий факторов внешней ивнутренней среды организма; другая состоити з слов, обозначающих воздействие этих факторов. И.П. Павлов назвал ее второй сигнальной системой, так как слово является « сигналом сигнала«. Благодаря второй сигнальной системе человека анализ м синтез окружающего мира, адекватное отражение его в коре, могут осуществляться не только путем оперирования непосредственными ощущениями и впечатлениями, но и путем оперирования лишь словами. Создаются возможности для отвлечения от действительности, для абстрактного мышления.

Это значительно расширяет возможности приспособления человека к окружающей среде. Он может получить более или менее правильное представление о явлениях и предметах внешнего мира без непосредственного контакта с самой действительностью, а со слов других людей или из книг. Абстрактное мышление позволяет выработать соответствующие приспособительные реакции также вне контакта с теми конкретными жизненными условиями, в которых эти приспособительные реакции являются целесообразными. Иначе говоря, у человека заблаговременно определяется, вырабатывается линия поведения в новой, никогда не виданной им обстановке. Так, отправляясь в путешествие по новым незнакомым местам, человек тем не менее соответствующим образом готовится к непривычным климатическим условиям, к специфическим условиям общения с людьми и т.п.

Само собой разумеется, что совершенство приспособительной деятельности человека с помощью словесных сигналов будет зависеть от того, насколько точно и полно отражается окружающая действительность в коре головного мозга с помощью слова. Поэтому единственно верным путем проверки правильности наших представлений о действительности является практика, т.е. непосредственное взаимодействие с объективным материальным миром.

Вторая сигнальная система социально обусловлена. Человек не рождается с ней, он рождается лишь со способностью к ее формированию в процессе общения с себе подобными. Дети «Маугли» не обладают человеческой второй сигнальной системой.

Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности является одним из первых научно-экспериментальных подходов, связавших психическую деятельность с внутренними физиологическими процессами.

Читайте также:  Изобретения древнего мира таблица

Иван Петрович Павлов (1849–1936). В 1875 году закончил естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета.

В 1879 году с золотой медалью закончил Медико-Хирургическую Академию. В 1904 году И. П. Павлову присуждается Нобелевская премия за выдающиеся достижения в области изучения физиологии пищеварения. Результаты своих уникальных экспериментов по пищеварению были изложены им в книге «Лекции о работе главных пищеварительных желез» в 1897 году.

Для изучения системы пищеварения, собаке была сделана сложнейшая операция.

Был перерезан пищевод, а в отверстие в желудке была вживлена трубка, которая закрывалась пробкой. Это позволило начать эксперименты с мнимым кормлением животных.

Собака ест, при этом вся съедаемая пища выпадает обратно из верхнего конца пищевода.

Через несколько минут такого мнимого кормления начинает выделяться желудочный сок. На разный состав пищи (хлеб, мясо или молоко) железы вырабатывают сок различного химического состава и концентрации ферментов. Были проведены сотни опытов, в которых изучали химический состав поступающего желудочного сока, его количество для разных видов пищи и необходимые условия, при которых железы начинали выделять этот сок. В результате экспериментов оказалось, что если кормление связать с каким-либо внешним сигналом (например звуком), идущим непосредственно перед принятием пищи, то данный сигнал будет ассоциироваться с едой.

И не просто с едой, а с какой-то конкретной пищей. На сигнал «мясо» слюнные железы будут выделять состав для мяса, а на сигнал «хлеб» – состав для переваривания хлеба. Подобные временные связи, появляющиеся от сторонних внешних сигналов при определённых условиях, Павлов назвал условными рефлексами. Впоследствии было выяснено, что формируются и закрепляются они в больших полушариях головного мозга.

Последующие годы И. П. Павлов посвятил исследованию механизмов работы мозга. Был разработан метод условных рефлексов, создано учение о темпераментах и учение о высшей нервной деятельности. В 1923 году он обобщил данные работы своего института в книге «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных». [1]

Учение о темпераментах Вместе со своими сотрудниками И. П. Павлов проработал учение Гиппократа о темпераментах, представив его с позиции процессов раздражения и торможения в коре головного мозга. Физиологические основы темперамента были представлены четырьмя основными типами нервной системы: Во-первых, нервная система подразделялась на сильную и слабую. Представители слабой нервной системы – меланхолики. Во-вторых, представители сильного типа нервной системы, в свою очередь, разделялись на обладателей уравновешенной нервной системы и неуравновешенной.

Обладателей сильной, но неуравновешенной нервной системы, в которой процессы раздражения преобладают над процессами торможения, – отнесли к холерикам. А затем представителей сильной и уравновешенной нервной системы по степени подвижности нервных процессов разделили на сангвиников (подвижная, сильная, уравновешенная) и флегматиков (слабоподвижная, но сильная и уравновешенная нервная система) (стр.456–457). [1] Помимо четырёх основных типов темперамента были предложены к рассмотрению ещё две дополнительные категории людей: художники и мыслители (художественного и аналитического склада ума) (стр.411). [1]

Учение о высшей нервной деятельности В 1866 году русский физиолог Иван Михайлович Сеченов выдвинул идею о рефлекторной природе психической деятельности: «Все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».

Впоследствии эта идея была развита Иваном Петровичем Павловым до учения о высшей нервной деятельности. Это теория о механизмах работы головного мозга, о деятельности коры больших полушарий, которая обеспечивает приспособление высших животных и человека к окружающей среде.

Врождённые рефлексы получили называние безусловных, а приобретаемые при жизни – условных.

Условный рефлекс – это ключевое понятие в учении о высшей нервной деятельности. Это временная связь, которая образуется при определённых условиях в результате её подкрепления безусловным рефлексом (например пищей). Впоследствии поведение будет определяться теми сигналами, ассоциациями и командами, которые были образованы и закреплены у него в качестве условных рефлексов. Понятие условного рефлекса связывает сознание человека с работой больших полушарий головного мозга, предлагает рассматривать их взаимодействие как работу единого целого.

Позволяет подходить к мышлению и поведению человека с позиции научной теории и материализма, а не с позиции действия высших потусторонних мистических сил. Впервые была экспериментально показана связь ассоциаций, переживаний и чувств с работой головного мозга, связь души и тела. В этом и заключается главная ценность учения о высшей нервной деятельности для психологии. Впервые в своих опытах Павлов не только изменял существующие простейшие формы поведения, но и создавал новые временные связи (привычки).

Тем самым была предоставлена научная экспериментальная база для зарождавшегося на Западе нового направления в психологии – бихевиоризма.

Особенности теории Из учения о высшей нервной деятельности были исключены любые термины и понятия, которые могли бы внести элемент неоднозначного и субъективного толкования результатов проводимых экспериментов.

Запрещалось делать какие-либо психологические суждения и вольным образом объяснять желания, чувства и мысли животных.

Рассматривались лишь объективные факты, существующие во времени и пространстве. Такие факты, когда можно было бы «показать пальцем: где было раздражение, куда оно перешло» (стр.145). [1] Сам Иван Петрович об этом писал, что когда они стали анализировать чувства, желания и представления своих питомцев, то «результат получился совершенно неожиданный, совершенно необычный: я с сотрудником оказался в непримиримом разноречии.

Мы не могли сговориться, не могли доказать друг другу, кто прав. До этого десятки лет и после этого обо всех вопросах можно было сговориться, тем или другим образом решать дело, а тут кончилось раздором. После этого пришлось сильно задуматься. Вероятно, мы избрали не тот путь… Мы совершенно запретили себе (в лаборатории был объявлен даже штраф) употреблять такие психологические выражения, как собака догадалась, захотела, пожелала» (стр.227). [1]

Ограничения учения Павлова. Исследование высшей нервной деятельности в экспериментах И. П. Павлова ограничивалось изучением работы слюнной железы у собак. Уровень развития научных знаний в начале XX века не позволял сделать большего. Проводя эксперименты над животными, И. П. Павлов со своими сотрудниками отмечали определённую зависимость результатов экспериментов от особенностей характера конкретной особи.

Возможность проводить прямую аналогию между исследованиями поведения животных и человека в этом плане представляет собой большую сложность.

Источник

Adblock
detector