Меню

Школы современной философии таблица

Школы философии

Каждый философ на свете принадлежит хотя бы к одной школе философии, также называемой направлением или подходом. Все философы пытаются создать работу, выходящую за рамки того, что уже было создано его школой, большинство из них терпят неудачу, но некоторые формулируют настолько новый взгляд, что он становится основой для создания новой школы философии.

Есть много способов классификации, деления и организации направлений философии. Наиболее широким является деление на ветви. У философии есть множество целей, и далее мы представим пять ее ветвей, каждая из которых может быть целью собственного поля исследования.

  • Метафизика — учение о существовании, стремится раскрыть природу реальности.
  • Эпистемология — учение о знании, пытается раскрыть природу правды и нашего знания.
  • Этика является философией того, что правильно и что неправильно, она стремится понять, как мы можем жить в радости и как мы определяем хорошие и плохие поступки.
  • Политика — исследование природы власти — изучение хорошего общества и представление различных систем, в которых люди могут жить вместе.
  • Эстетика — исследование искусства и попытка определить природу красоты и ее влияния на наши взгляды на мироздание.

Каждая ветвь задает свой главный вопрос, а каждая школа философии предлагает на него свой ответ. Количество разных школ философии исчисляется десятками, многие из них остались давно в прошлом, а многие находятся на грани с другими науками — психологией, математикой, экономикой. Давайте же посмотрим на основные школы.

Солипсизм

Солипсист не различает объективную реальность окружающего мира и субъективную реальность нашего воображения. Солипсизм предполагает, что это одно и то же, что объективное является отражением субъективного, и, следовательно, единственная вещь, в существовании которой мы можем быть полностью уверены, — существование нас самих.

Любой другой человек или объект может быть продуктом нашего собственного ума, а все, что создает наш собственный ум, несравнимо с тем, что создает ум кого-либо другого (и мы не уверены, существует ли на самом деле этот «кто-то другой»).

Детерминизм

Эта школа мысли утверждает, что любое событие в прошлом, настоящем или будущем уже предопределено. Так, любое событие, будь то взрыв звезды, атомная реакция или размышление человека, является частью одной огромной предопределенной реальности. Детерминисты не обязательно согласны в том, как или кто предопределил эту реальность, это может быть Бог, набор законов физики или все вышеперечисленное вместе.

Рядом с этой школой стоят компатибилисты — более мягкие детерминисты, считающие, что свобода воли возможна даже в предопределенной вселенной.

Утилитаризм

Эта ветвь этики утверждает, что моральный вес деяния определяется его вложением во всеобщее благо или полезность. Главнейший аспект действия, в таком случае — его последствие. Самым важным для нас является следствие наших действий, а не сами действия.

Проще говоря, цель оправдывает средства. Исходя из этого, выделяются два подхода: общество может устанавливать правильное поведение для максимизации пользы, либо оно может наказывать вредителей, не несущих никакой пользы.

Эпикурейство

Эта философия, названная в честь Эпикура, считает смыслом существования поиск удовольствия здесь и сейчас. Это противопоставляется религиозным учениям, назидающим, что удовольствия должны прийти позже (обычно после смерти) и что для их получения необходимо сначала преодолеть боль и страдания.

При этом настоящие эпикурейцы не просто ищут как можно больше секса, еды и веселья. Удовольствие также достигается получением знаний, дружбой и благодетельной жизнью — то есть помощью в нахождении удовольствия для других. Это отделяет эпикуреизм от гедонизма, в котором именно физическое удовольствие является финальной целью.

Позитивизм

Эта школа признает лишь то знание, что верно по определению, либо было безусловно доказано научным исследованием — то есть, то знание, что возникает из позитивного подтверждения какой-либо теории. Позитивизм очень тесно связан с эмпиризмом. Правда по определению открывает для нас лишь тривиальные, малозначительные факты.

Нетривиальное же знание будет основано на нашем чувственном опыте, а не только на наших размышлениях. Логические позитивисты работают над правильным словесным выражением знания, для того, чтобы не было никакой возможности его неправильного восприятия.

Абсурдизм

Абсурдист заявляет, что любой поиск смысла в человеческой жизни закончится неизбежным провалом, ведь в нашем существовании нет никакого смысла, а абсурд этой ситуации заключается в том, что жизнь нашу ценим больше всего остального на свете.

В то время как нигилист реагирует на бессмысленность жизни отсутствием веры во что-либо, абсурдист находит смысл в своих действиях, при этом (как бы это ни было абсурдно) признавая их фундаментальную бессмысленность.

Объективизм

Эта достаточно молодая школа философии была создана Айн рэнд в 1960-х годах. Согласно рэнд, реальность является полностью объективной и независимой от нашего разума. Разум соединен с реальностью через наши чувства, а вся наша рациональность вытекает из множества ситуаций, в которых человек делает выбор.

Следовательно, рациональность является личной и индивидуальной, и, соответственно, социальные системы могут работать лишь тогда, когда они позволяют членам общества вести себя как индивидуумы, заботящиеся о своих собственных интересах

Гуманизм

Правда и мораль находятся полностью и исключительно в руках человечества, а не спущены с небес в виде абсолютов неким божеством. Такова позиция секулярных гуманистов. Следовательно, хорошая жизнь также является человеческим конструктом. «Золотое правило» секуляризма это: «Поступай так, как ты хочешь, чтобы другие поступали с тобой».

Гуманисты полагаются не на религиозные правила и не на угрозу санкций, а на здравый смысл и эмпатию к этичным решениям. При этом первые гуманисты были крайне религиозны — как, например, Мартин Лютер, движущая сила протестантской реформации — и для них гуманизм был способом уравнивания отношения к человеческой природе, искусству и литературе (тому, что называется гуманитарными науками), к религии и классической философии.

Нигилизм

Это вообще философия? Нигилисту плевать. Все бессмысленно. Нигилизм отрицает главные концепции, изучаемые философами уже тысячу лет: правда не важна, ничто не может быть плохим или хорошим, Бог никогда не существовал, вселенная бессмысленна.

Нигилисты могут показаться грустными и одинокими пессимистами (потому что зачастую так оно и есть), но эта школа философии послужила источником вдохновения для многих современных видов искусства, таких как сюрреализм и дадаизм.

Экзистенциализм

Будучи не самой веселой философией, экзистенциализм является учением о том, как мы рождаемся, живем и умираем в одиночестве. Для экзистенциалиста все начинается с человека. Его существование предшествует любым мыслям, чувствам или этике.

В результате экзистенциалист отделяет себя от остальной вселенной, что приводит к депрессивному, абсурдному и порой отчаянному взгляду на жизнь.

Неоплатонизм

Эта школа философии — переработка философии Платона, возникшая в поздней римской империи. В то время греческая философия в ее начальном виде смешалась с мистицизмом, пришедшим со Среднего востока, и привела к появлению философии, объединяющей монотеизм (веру, что есть лишь один Бог) и монизм (веру, что все объекты в итоге сводятся к единому началу).

Как и иудеи, неоплатоники не признавали зла — лишь отсутствие добра. Их иерархия вселенной несколько схожа с идеями о Святой Троице, однако знакомое сегодня нам христианское кредо появилось позже.

Стоицизм

Мы до сих пор используем слово «стоический» в нашей речи, имея в виду кого-то, кто преодолевает страдания без жалоб. Школа философии стоицизма достигла пика своего развития в течение двух веков до и после жизни Иисуса. Стоики стремились контролировать свои эмоции и желания, чтобы посвятить себя разуму — лучшей части человечества.

Стоику Сенеке Младшему принадлежит очень хорошая фраза: «Добродетель есть не что иное, как правильный разум». во многом стоиков можно противопоставить эпикуреистам, но и те, и другие верили, что правда о мире была чем-то, что люди имели возможность раскрыть.

Скептицизм

«Я знаю лишь то, что ничего не знаю», — говорил Сократ, основоположник скептицизма, учения, отвергающего всякое знание. Скептики времен классической эры считали знание недостижимым. Это оказалось несколько тупиковым тезисом, поэтому развитие философии скептицизма произошло лишь в XVI веке после публикации работы Мишеля де Монтеня.

Читайте также:  Дневник чувств вда таблица

В отличие от Сократа, отрицающего все, что кто-либо когда-либо сказал, Монтень обрел репутацию скептика за его стремление отринуть любую эмоциональную составляющую из спора, чтобы выявить четкие подтвержденные факты.

Идеализм

Эта школа философии предполагает, что вся правда о мире находится внутри нашего разума. Любое эмпирическое доказательство правды или реальности происходящего, которое, на ваш взгляд, вы можете представить, должно сначала пройти через наш разум и, следовательно, является таким же ментальным конструктом, как что-либо невозможное, воображаемое нами.

Так выходит, что наиболее радикальная философия в наши дни — представление о том, что вселенная — это лишь искусственная модель в каком-то огромном компьютере — тоже является в своем роде идеализмом. Просто все это находится в чьем-то еще сознании, а не в вашем.

Структурализм

Если говорить просто, структурализм утверждает, что человеческое понимание основано на базисе огромной, всепроникающей структуры. Все события, происходящие в мире, проходят внутри этой структуры, а мы воспринимаем все так, как установлено этой структурой.

Сам термин «структура» применяется по отношению к взаимоотношениям слов, их значений, к рамкам культурных табу и традиций, а не к каким-то физическим явлениям. Деконструкция, созданная Жаком Деррида, является современным течением, тесно связанным со структурализмом.

Феноменология

У феноменологии есть свое обозначение для феномена. «Феномен» — это имя того, что мы представляем в нашей голове, воображаемая нами картина или конструкт. Настоящий же объект, который зарождает феномен, называется «ноумен». Ноумен является сущностью за пределами нашего разума, которую мы можем воспринимать лишь как «феномен».

Таким образом, феноменология — это философия, которая анализирует субъективное содержание нашего сознания (например, эмоции или суждения), не прибегая к ноуменам для их объяснения. К тому же для описания ноуменов, мы вынуждены прибегать к концептам, принятым нами как данное — таким, как «время» или «пространство»,– которые также относятся к миру феноменологии.

Эмпиризм

Будучи противоположной рационализму (см. ниже), эта школа мысли утверждает, что любое знание может быть получено только через чувства. Все домыслы разума могут открыть для нас правду, лишь если они будут подтверждены доказательством из внешнего мира. разум без возможности чувствовать окружающий мир, по мнению эмпирика, не знает ничего и не имеет никаких мыслей. Любая идея в нашем сознании может быть правдива, лишь если она подтверждена доказательством или проверена опытом.

Рационализм

Для рационалиста главный источник знания — разум. У реальности должна быть некая логическая структура, которую можно открыть лишь с помощью разума. Математика, согласно этой школе, будет правильна не потому, что мы видим доказательства этого, но потому, что она подчиняется правилам логики.

Рационалисты пытаются перенести это на всю нашу реальность. Они утверждают, что некоторое знание является безусловным, что мы рождены с этим знанием и что наша интуиция работает не хуже, чем эмпирическое доказательство для поиска пути к знанию.

Платонизм

Эта школа названа в честь Платона и его теории форм. Он использовал греческий термин eidos, что часто переводится как «идея» и что напоминает об идеях идеализма с их существующими лишь в сознании концептами. Платон, однако, не считал eidos исключительно зависящими от разума, напротив, он полагал их Формами, существующими за рамками времени и пространства и доступными только разуму.

Таким образом, реальность очень сильно отличается от того, что нам говорят наши чувства, ведь они сообщают нам лишь о нереальном мире вокруг нас, размытом и находящемся в постоянном течении. Нам надо рассчитывать лишь на наш разум, чтобы узнать, что реально и правдиво. Эти правды и будут неизменяемыми и объективными.

Аристотелизм

Пожалуй, самая влиятельная философия на протяжении всех Средних веков, покрывающая огромный список научных направлений, от логики до биологии, от физики до метафизики. Приверженец Аристотеля верит, что у природы есть некая цель и что она направляется к своему концу. Люди могут узнать правду о мире, совместив свой личный опыт и правильное использование разума.

В наши дни идеи аристотелизма вплетены в дискуссии об этике добродетели, в которой хорошая жизнь — та, которая проживается для максимизации добродетели, а не для того, чтобы реагировать на некий долг или социальные правила и контракты, как это принято в других областях этики.

Аналитическая философия

В наши дни эта школа преобладает в большинстве англоговорящих стран вместо континентальной философии, преобладавшей в ХХ веке. Аналитическая школа считает лингвистический анализ ключом к раскрытию философских тайн, ну или к получению какого-либо прогресса в их раскрытии.

Практикующие эту школу сосредотачиваются на строгости и четкости выражения, а также, зачастую, на фрагментарном подходе к поставленным проблемам в противовес континентальной философии, направленной на более грандиозный подход.

Источник



Сводная таблица философских учений
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Сафонова Наталья Сергеевна

Таблица очень помогает на уроках обществознания в профильном гуманитарном классе и при подготовке к олимпиадам по обществознанию.

Скачать:

Вложение Размер
kdassifikaciya_filosofskih_ucheniy.docx 26.98 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация философских учений. Основные направления и школы в философии

Западная философия: Древняя Греция Восточная философия: Древняя Индия, Китай

Философское направление, школа

1.мир богов -мир людей -мир демонов

2. вечный круговорот жизни

3. душа бессмертна

4. реинкарнация – переселение душ. Карма

Сиддхартха Гаутама (Будда)

1. жизнь-это страдание

2. отказ от желаний как путь спасения

3. Карма-закон воздаяния

4. переселение душ-Сансара

Беседы и суждения

1. личность не для себя, но для общества

2. Чего не желаешь себе, того не делай другим- гуманизм

3. идея благородного мужа

4. меритократии — власть достойных

«Дао Дэ Цзин» — трактат

1. дао – неизменный и естественный путь, ему необходимо следовать

2. жить в согласии со всеобщим абсолютом дао (дать вести себя),

3. принцип недеяния -человек должен следовать естественному ходу вещей

4. «Передаю, но не творю»

Западная философия: Античная, Средневековая, философия Возрождения, философия Нового времени, философия XIX в, философия XX в

+ Демокрит- Материализм- «линия Демокрита »

Анаксимен Анаксимандр Гераклит

1. искали первоначало мира:

Фалес – вода, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон, Гераклит – огонь «Всё течёт, всё изменяется»

2. материализм- материя первична, сознание вторично

Софисты — древнегреческие платные преподаватели красноречия

1. знания о мире относительны и субъективны

2. «Человек есть мера всех вещей»

3. стремление всё проверить на практике, логически доказать верность или неправильность той или иной мысли – софизмы – логические приёмы

Классический период античной философии

1. основоположник этики, теория морали

2.диалектика — поиск истины через противоречия

3. диалог как метод поиска

1.Философское обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом (нищенство, попрошайничество, бродяжничество)

2. предпочтение наихудшим условиям жизни, аскетизм, непризнание авторитетов

Платон, ученик Сократа; Академия Платона

Идеализм –«линия Платона»

Апология Сократа, Государство, Законы

1. идеализм Платона: бытие – это не материя, но эйдосы-идеи . Материя вторична, сознание первично

2. идеальное государство : мудрецы – воины – работники (крестьяне и ремесленники

3. типы государства: монархия — тирания; аристократия – олигархия; демократия – тимократия (венные)

Аристотель, ученик Платона, Ликей Аристотеля

• правильные — монархия, аристократия, полития

• неправильные — тирания, олигархия, охлократия. (крайняя демократия)

2. Идеальное государство – полития -совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии; государство среднего класса

Эллинистическая философия с III в н. э.

О стойкости мудреца

О счастливой жизни

2. идеал – невозмутимый мудрец

3.нравственность – основа жизни

4. «Кто согласен, того судьба ведёт, а кто не согласен, того тащит»

5. освобождение от влияния внешнего мира

Эпикур, его последователей называют «философами из сада», т.к. школа находилась в саду философа

1. этика счастья

2. эвдемонизм – освобождение души от страха «Смерть не имеет к нам никакого отношения, когда мы живы, смерти ещё нет, когда она приходит, то нас уже нет»

3. душевное спокойствие и умеренные удовольствия и наслаждения; чувственное восприятие мира

1. патристика – философия отцов церкви (теоцентризм )

Августин Блаженный IV-V вв

Чтобы познать мир, надо познать Бога в душе

2 . схоластика – догматизм, подчинение религиозным идеям, Библия – это нормативный текст, задача человека –понять идею Бога, изучая Библию

Фома Аквинский XIII век

Многие схоласты были преподавателями в Университетах

1.Чтобы познать Бога, надо познать внешний мир

2. Пять доказательств существования Бога (движение, причина, случайность и необходимость, степень качества, цель)

Философия Возрождения XV-XVI

1.Бог и мир едины. Познание бесконечно. 2.Абсолютное знание недостижимо

Общее благо народа превыше всего и достижение его оправдывает любое насилие, обман, любые средства

1. нет частной собственности

2. социальное равенство

Счастье и удовольствие – главный двигатель человеческих поступков

Философия Нового времени XVII-XVIII

Дж. Локк (XVI-XVII

Опыт о человеческом разумении

1. Теория «общественного договора»

2. Гоббс – государство-это чудовище

2.Идея Локка о разделении властей -исполнительная и законодательная

1.В основе познания лежит опыт, «Знание-сила»

2. В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.

Декарт (Я мыслю, следовательно, я существую)

Опыт не может лежать в основе познания не подкрепленный разумом

Вольтер( Мари Франсуа Аруэ) вольтерьянство

1.Принцип политического равенства людей.

2. Причины появления теории «общественного договора».

3.Идея социального равенства

Исследование о природе и причинах богатства народов

1.Теория трудовой стоимости.

2.Основные условия процветания государства.

3. Роль рынка ; «Невидимая рука рынка»

Сен-Симон (Человек человеку-брат)

(фаланстер-дворец особого типа, являющийся центром жизни фаланги — самодостаточной коммуны)

Книга нового нравственного мира

1. Основные черты идеального общественного строя

3.Попытка Оуэна на практике реализовать свои идеи. «Новая гармония»

Философия XIX в

Немецкая классическая философия

Критика чистого разума

Моральный закон – категорический императив : «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства»

1. диалектика – закон развития

2. идея гражданского общества

Ф. Ницше (идея сверхчеловека)

Так говорил Заратустра

1. Изучение жизни как особого феномена во всех её проявлениях

2. цель философии — помочь человеку реализовать себя, приспособиться к окружающему миру

3. экспансия «я»- расширение своего «я во внешнем мире»

4. воля к власти – это самая суть жизни

Позитивизм — направление философии, сутью которого является стремление поставить философию на твёрдую научную основу

1.Научное знание для Конта – высшая, самая совершенная форма знания

2. Основная цель позитивизма — получение объективного знания

3. Это возможно на основе опытного познания и логического анализа

XX век ( экзистенция — существование)

Экзистенциализм – это гуманизм

1. предмет изучения сам человек, его проблемы, трудности существования в окружающем мире

2.Человек – хозяин своей судьбы

3. стержень жизни человека- свобода

4. человек делает себя сам через свой выбор («Всё, что со мной происходит- это моё»)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по химии по теме «Элементы таблицы Менделеева» (таблица и ученые)

Дополнительный материал для проведения уроков химии и внеурочной деятельности.

Разработка урока на тему «Первые философские учения древнего Китая и Индии»

Материал урока философии предназначен для 10 класса общеобразовательных школ (в рамках обществознания) и техникумов.

Тестирование по теме: «Человек и общество в ранних мифах и философских учениях», составлено по учебнику Л.Н. Боголюбова Обществознание 10 класс, профильный уровень.

Тест для учащихся 10 профильного класса. по теме «Человек в ранних мифах и философских учениях». Подходит для проверки знаний учащихся по данной теме.

Статья «Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования»

Философское учение о ценностях как теоретическое обоснование образования.

Презентация по обществознанию «Древнекитайская философия» помогает дать наглядное представаление об основных идеях и понятиях даосизма и конфуцианства. Приведённые изречения китайских .

История 5 класс 30 урок: Религиозно-философские учения.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто.

1. Назовите основные отличия китайской культуры от индийской2. Каково значение понятий «ян» и «инь» в китайской культуре3. Что такое «дао»?4. Объясите суть недеяния5. Как.

Источник

Основные направления и течения философии, их представители. Основные философские школы

Потребность в теоретическом определении системы отношения «универсум — человек» появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения

Материализм

Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.

Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.

Идеализм

Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Основу универсума составляет духовное начало – мировая воля, Бог, идея, дух. Порождением некого духовного начала является человек. Весь предметный мир берет свое начало от объективного (мирового духа, Бога) или субъективного (Человека) духа, разума, сознания, чувства. Бытие может определять сознание. Образ жизни человека зависит от его мышления. .

Дуализм

К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.

Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.

Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.

Диалектизм

В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.

Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).

Метафизика

К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.

Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).

Эклектизм

Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.

Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностицизм

Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.

Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностицизм

Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.

Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.

Скептицизм

Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос «о познаваемости мира». Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки».

Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.

Монизм

Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.

По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Феноменологизм

К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.

Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе «универсум — человек»: «нет объекта без субъекта». Основой философской системы являет интенциональность» сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о «чистых сущностях» (эйдетика), выступает познание реальных фактов.

Экзистенциализм

Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.

В экзистенциализме существует двойственная оценка системы «универсум — человек»: религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Бытие в экзистенциализме представлено как экзистенция – непосредственно данное человечеству существование. Конечная точка бытия человека является его смерть.

Судьба определяет время жизни, она существует неразрывно с сущностью экзистенции. Сущность экзистенции включает рождение, смерть, любовь, отчаяние, деяние и раскаянье.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система «универсум — человек». Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Структурализм

В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.

Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.

По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

  • XIX. Управление временем (40)
  • III. Йога: 21 шаг к самопознанию и личностному рос (37)
  • Рецепты здорового питания (35)
  • Краткий курс классической философии (35)
  • Правила великих людей (28)
  • VIII. Творческое мышление: 21 шаг к творчеству (26)
  • XVI. Управление персоналом: 21 шаг к эффективности (25)
  • Библиотека школы (24)
  • Всякие всякости и разные разности (24)
  • XIII. Финансовое мышление: 21 шаг к полноценному б (24)
  • VI. Позитивное мышление: 21 шаг к оптимизму и счас (24)
  • XV. Бизнес в позе лотоса: 21 шаг к созданию прибыл (23)
  • XIV. Стратегия лидера XXI века: 21 шаг к истинному (23)
  • XII. Нетворкинг: 21 шаг к построению хороших взаим (23)
  • IX. Стратегическое мышление: 21 шаг к дальновиднос (23)
  • XVII. Власть над самим собой (21)
  • I. ЗОЖ: 21 шаг к здоровому образу жизни (21)
  • Заметки преподавателя йоги (20)
  • VII. Динамичное мышление: 21 шаг к развитию мощног (19)
  • IV. Работа с информацией: 21 шаг к эффективности в (19)
  • XVIII. Методология обучения (18)
  • II. Омоложение: 21 шаг к омоложению тела и ума (18)
  • X. Крепкая семья: 21 шаг к крепкой, богатой, процв (10)
  • V. Системное мышление: 21 шаг к развитию сильног (10)
  • Курс мини-MBA для будущих лидеров (9)
  • Стратегии продвижения (4)
  • Секреты копирайтинга (3)
  • Стратегии великих людей (1)
  • Стратегии талантливых людей (1)
  • XI. Воспитание детей: 21 шаг к воспитанию успешных (9)
  • Автобиографические рассказы (6)
  • Философия ста поколений (1)
  • Азбука построения личного бренда (1)
  • Краткий курс логики (0)
  • Краткий курс философии успеха (0)

Цитатник

Есть много способов пахнуть скунсом. Мудрость индейцев. Эти высказывания принадлежат Сидячему .

6 простых шагов как покупать лекарства дешевле О том, что во всех аптеках на лекарства существ.

10 глубокомысленных и полезных бизнес-притч 10 глубокомысленных и полезных бизн.

Ачма с сыром и творогом Ингредиенты: Лаваш — 4-5 Штук Кефир &mda.

10 самых беспощадных экспериментов над крысами, которые открывают нам много нового про людей &n.

Поиск по дневнику

Музыка

Подписка по e-mail

Статистика

Курс XX Урок 32. Основные философские школы современности

Реалии современных философских школ

Все современные философские школы родились из античных и средневековых школ, но под влиянием развития науки и техники, а также новых культурных веяний, видоизменились и усложнились.

В попытке классифицировать современные философские школы чёрт может ногу сломать , поэтому мы сосредоточимся только на основных концепциях, получивших известность в мировой культуре.

Современные философские школы

Современная философия получила своё развитие в следующих основных школах:

5954460_Osnovnie_filosofskie_shkoli (679x476, 33Kb)

рационализм (Карл Поппер)

иррационализм (Артур Шопенгауэр, Сёрен Кьеркегор, Фридрих Ницше, Антри Бергсон)

прагматизм (Чарльз Пирсон, Уильям Джеймс, Джон Дьюи)

экзистенциализм (Мартин Хайдерггер, Карл Ясперс, Жан-Поль Сартр)

феноменология (Эдмунд Гуссерль)

герменевника (Макс Шелер, Пьер Тейяр де Шарден)

позитивизм и неопозитивизм (Огюст Конт, Бертран Рассел, Людвиг Витгенштейн)

структурализм (Клод Леви-Стросс)

марксизм (Карл Маркс, Фридрих Энгельс)

психоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер)

постмодернизм (Жан Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр, Мишель Фуко)

космизм (Джон Фиск, Владимир Вернадский, Николай Фёдоров)

мистицизм (Карл Дюпрель, Макс Теон, Елена Блаватская, Анни Безант, Пётр Успенский)

оккультизм (Рене Генон, Карлос Кастанеда, Станислав Гроф)

Записаться на индивидуальное обучение, получить больше упражнений и подробную расшифровку каждого пункта теоретической части, а также попасть на личную консультацию можно связавшись с автором . Для тех, кто занимается йогой по программе авторской закрытой школы йоги «Инсайт», все услуги — бесплатно, для остальных — по договорённости.

Мой скайп: seahappiness

P.S. Посетите также мой блог, посвящённый вопросам саморазвития методами йоги: http://v-lavrov.livejournal.com/

Рекомендую также для расширения кругозора познакомиться с моим авторским переводом наставлений мудреца Чанакьи: http://samlib.ru/l/lawrow_w_s/pouchenijamudrecachanakxi.shtml

Рубрики: Краткий курс классической философии

Метки: философия

Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Источник

Adblock
detector