Меню

Роберт шуман биография таблица



Роберт Шуман

В своем творчестве эстет и интеллектуал, один из самых значительных композиторов первой половины 19 века — Роберт Шуман сумел отразить эстетику романтизма, как никто другой. Он своими сочинениями сумел преодолеть засилье устаревших классических форм. Его музыка была смелым новаторским экспериментом, но сам автор не был понят большинством современников.

Роберт Шуман (нем. Robert Schumann) родился в Цвиккау (Саксония) 8 июня 1810 года в семье книгоиздателя и писателя Августа Шумана. Первые уроки музыки Шуман брал у местного органиста; в возрасте 10 лет начал сочинять, в частности хоровую и оркестровую музыку.

Обучаясь в гимназии, он познакомился с произведениями Байрона и Жан Поля, став их страстным поклонником. Настроения и образы этой романтической литературы со временем отразились в музыкальном творчестве Шумана. С детства он занимался профессиональной литературной работой, составляя статьи для энциклопедии, выходившей в издательстве его отца. Серьёзно увлекался филологией, а его школьные сочинения по литературе написаны на таком уровне, что были посмертно изданы в качестве приложения к собранию его зрелых журналистских трудов.

В 1828 году Роберт поступил в Лейпцигский университет, а в следующем году перешёл в университет Гейдельберга. Он и не думал в юности становиться музыкантом. Его привлекала карьера юриста, но вскоре выяснилось, что у него талант к фортепьянному творчеству. Тогда он стал подумывать о карьере концертного пианиста и вскоре полностью посвятил себя музыке.

В 1830 году Шуман вернулся в Лейпциг и начал брать уроки фортепиано у Ф.Вика и композиции у Г.Дорна. Стремясь стать настоящим виртуозом, он занимался с фанатичным упорством и . повредил правую руку. Средний палец навсегда перестал действовать, поэтому о карьере профессионального пианиста пришлось забыть. Тогда Шуман серьёзно занялся композицией и одновременно музыкальной критикой.

В 1840 году Лейпцигский университет присвоил Шуману звание доктора философии. В том же году он женился на дочери его учителя, выдающейся пианистке — Кларе Вик. У них родилось восемь детей. Шуман сопровождал жену в концертных поездках, а она, в свою очередь, часто исполняла музыку мужа. Шуман преподавал в Лейпцигской консерватории, учреждённой в 1843 году Ф.Мендельсоном.

В 1844 году Шуман с супругой совершили гастрольную поездку в Россию — в Санкт-Петербург и Москву, где их принимали с большим почётом. В том же году они переехали в Дрезден. Там впервые проявились признаки нервного расстройства композитора, лишь через два года он поправился настолько, чтобы продолжить творчество и работу.

В 1853 году супруги отправляются в путешествие по Голландии, однако вскоре стали вновь проявляться симптомы болезни. В начале 1854 года после обострения болезни Шуман попытался покончить жизнь самоубийством, но был спасён. Его пришлось поместить в психиатрическую лечебницу в Энденихе близ Бонна, где он и оставался до конца жизни. В больнице он почти не сочинял, лишь изредка ему разрешали увидеться с супругой.

Роберт Шуман оставил богатое творчесткое наследие. Большая часть его фортепьянных пьес создана в форме циклов небольших пьес преимущественно лирико-драматического и портретного жанров. Один из самых знаменитых циклов «Карнавал». В нем перед слушателем предстают сценки, танцы, маски и ряд музыкальных портретов: Паганини, Шопен и возлюбленная супруга музыканта.

Кроме того, Шуман увлекался написанием вокальной музыки. Он продолжал традиции лирической песни, заложенной Шубертом. Фортепьянное сопровождение, роль которого заметно возросла, нередко дополняет смысл слов, придает песне больший драматизм и выразительную силу.

Творческое наследие композитора поражает. Он является автором 4 симфоний, 8 увертюр, 7 различных концертов, огромного количества фортепианных, камерных инструментальных и вокальных, хоровых и других произведений.

Шуман много сделал и для развития музыкальной критики. На страницах собственного журнала о музыке, который он основал в 1834 году, Шуман публиковался под двумя псевдонимами: Флорестан и Эвзебей. Первый был пылким и страстным – он порицал франтовство, бездушное отношение к музыке, иронизировал над «модными» композиторами. Второй, нежный и мечтательный, приветствовал новую романтическую школу, призывал переосмысливать классику.

Этот журнал «Neue Zeitschrift für Musik», который стал в дальнейшем одним из влиятельнейших музыкальных периодических изданий, Шуман на протяжении нескольких лет редактировал и регулярно публиковал в нём свои статьи. Он зарекомендовал себя приверженцем нового и борцом с отжившим в искусстве, с теми, кто своей ограниченностью и отсталостью тормозил развитие музыки и представлял собой оплот консерватизма и бюргерства.

Умер Роберт Шуман 29 июля 1856 года в Энденихе близ Бонна (Германия), был похоронен в Бонне.

Идеалы Шумана были близки передовым музыкантам 19 столетия. Его высоко ценили Феликс Мендельсон, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Антон Рубинштейн, Пётр Чайковский, деятели «Могучей кучки».

Источник

Роберт Шуман

Роберт Шуман — биография

В первой половине XIX века во многих странах жили и работали выдающиеся композиторы. Мы с благоговением относимся к творчеству Чайковского, Листа, Шопена. Однако чаще всего эпоху музыкального романтизма называют шумановским периодом.

Детство

Роберт Шуман, выдающийся немецкий композитор и музыкальный критик, родился в местечке Цвиккау 8 июня 1810 года. Его отец, Фридрих Август, и мать Иоганна Кристиана, испытывали глубокие чувства друг к другу. Но молодой человек был беден, чтобы добиться руки девушки, ему пришлось в течение года прислуживать в книжной лавке. Хозяин магазинчика был щедрым человеком, заработанных средств хватило не только на свадебное торжество, но и на открытие собственного дела.

Семья любящих супругов быстро стала многодетной, родители Роберта воспитывали пятерых детей. Жизнерадостный, озорной мальчуган был больше похож на мать, чем на отца, сдержанного, серьезного человека. В шесть лет мальчик стал школьником, проявил себя среди сверстников как ученик с большими творческими задатками, лидерскими качествами.

Уже через год родители, обратившие внимание на его выдающиеся способности, наняли для Роберта учителя музыки. Талантливый мальчик стал осваивать фортепиано, сочинял оркестровую музыку.

Отыскать свой дальнейший путь Роберту было нелегко — кроме музыки, он очень увлекался литературой. Свою лепту в неопределенную ситуацию вносили родители, мама видела его юристом, отец мечтал, что сын станет известным литератором. Жирную точку в этом смятении чувств поставил известный пианист и дирижер Мошелес, на концерте которого довелось побывать юному Шуману. Игра музыканта-виртуоза поразила воображение его молодого коллеги.

Музыкальная карьера

Юноша отправился в Лейпциг, где его преподавателем по фортепианной музыке стал знаменитый Фридрих Вик. Педагог, восхищенный талантом молодого человека, предсказывал ему стремительную карьеру. Но этого не случилось, прогрессирующий паралич правой руки заставил начинающего музыканта отказаться от своих притязаний. Осознав свое непростое положение, Роберт решил стать композитором.

В музыкальной среде долго ходили слухи, что Шуман был сам виноват в своей болезни. Она возникла из-за пользования самодельным тренажером, который музыкант изобрел для разминки пальцев. Выдвигалась и вторая версия – чтобы стать настоящим виртуозом, Роберт сделал попытку удалить сухожилия правой руки. Но это привело к настоящей трагедии – пальцы просто перестали функционировать.

Данные слухи можно отнести лишь к разряду домыслов. Супруга композитора Клара, которая прекрасно знала своего избранника и в детские годы, в своих дневниках ни слова не пишет об указанных событиях. Вскоре молодой композитор увлекся построением карьеры музыкального критика. Пользуясь поддержкой своего наставника, на 24 году жизни молодой человек стал основателем «Новой музыкальной газеты».

В своем издании он публиковал сатирические статьи, на страницах которых критиковал германских обывателей за их равнодушное отношение к высокой музыке. Композитор подписывал свою публицистику выдуманными фамилиями. Германия того времени находилась в периоде стагнации, что не могло не сказаться на отношении немцев к искусству. Большая часть публики просто не понимала классическую музыку.

Убогость, депрессивность родной страны возмущала молодого композитора. Он старался оживить жизнь Германии своими яркими музыкальными произведениями, отличавшимися необыкновенной гармонией, романтизмом. Так, работая над знаменитым циклом «Карнавал», композитор создавал выразительные женские образы, разбавляя музыкальное произведение пестрыми сценками, карнавальными масками. Не забывал Шуман и о вокальном творчестве, много работал в жанре лирической песни.

Композитор прекрасно понимал, что любовь к искусству следует воспитывать с раннего детства. Именно по этой причине его старшая дочь получила на день своего семилетия замечательный подарок. Любящий отец преподнес ей «Альбом для юношества», в который вошли работы известных композиторов. Восемь сочинений из этого альманаха принадлежали перу самого Шумана.

Читайте также:  Стаз и сладж таблица

Данному альбому композитор придавал особое значение, ему не нравились песни и музыка, которые изучали школьники. Шуман предложил альтернативный вариант – маленькие пьесы «Зима», Дед Мороз», «Весенняя песня», которые были просты и понятны любому ребенку.

Находясь на пике творческого подъема, Шуман успел создать четыре симфонии. Главная часть произведений для фортепиано этого композитора представляет собой циклы с лирическим настроением, связанные единой сюжетной линией. Своими работами он опережал время, современники не воспринимали его музыку, она казалась им слишком авангардной. Творчество Шумана не вызывала восторга и у его коллег. Мендельсон не признавал его музыку, Ференцу Листу нравился только «Карнавал».

Творчество Шумана по достоинству оценили представители современного кинематографа. Его музыка стала прекрасным украшением известных фильмов — «Загадочной истории Бенджамина Баттона», «Дедушки легкого поведения», «Доктора Хауса».

Личная жизнь

Супругой композитора стала Клара Жозефина Вик, дочь его преподавателя. Он женился в 30 лет, тот год был вообще очень удачным для композитора. Музыкант написал 140 песен, получил степень доктора философии. За несколько лет его супруга, виртуозная пианистка, родила восемь детей. Об истории любви двух знаменитых музыкантов был снят фильм «Песнь любви», вышедший на экраны в Соединенных Штатах в 1947 году.

Первые четыре года они жили очень счастливо, вместе ездили на гастроли. Фридрих Вик, тесть композитора, не одобрял их брака. Он считал Шумана слишком неуравновешенным. Через четыре года после свадьбы данное свойство характера стало особенно заметным. Роберт ревновал свою успешную жену, ему казалось, что женщина затмевает его талант, отодвигая его самого на второй план. В депрессивном состоянии композитор находился на протяжении двух лет. После небывалого подъема в его творчестве наступил перерыв.

Причина смерти

Композитор прожил недолгую жизнь, приступы нервного расстройства все чаще отравляли его существование. Случай, который произошел с ним в Голландии, стал поводом для обращения к докторам. В 1853 году знаменитые музыканты отправились в путешествие по Нидерландам. Их принимали с большим уважением, но именно здесь у Шумана вновь обострилась болезнь. Во время очередного приступа он бросился в Рейн, однако музыканта удалось спасти.

Следующие три года композитор провел в психиатрической лечебнице. Клиника располагалась недалеко от Бонна, музыкант находил утешение только в редких свиданиях с супругой. В конце июля 1856 года он умер. Вскрытие показало, что кровеносные сосуды великого композитора были переполнены, а в его мозгу доктора обнаружили повреждения.

Источник

Биография Роберта Шумана

Место рождения: Цвиккау, Королевство Саксония;
Знак зодиака: Близнецы;
Цвет глаз: серый;
Дата рождения (день и год): 08.06.1810;
Семья: Жена — Клара Шуман (1840-1856 гг.) Дети — Феликс Шуман;

Роберт Шуман (1810-1856) – немецкий композитор, музыкальный критик и педагог. Один из выдающихся музыкантов эпохи такого художественного направления в искусстве, как романтизм. Ему пророчили будущее лучшего пианиста Европы, но Роберт повредил руку и не смог дальше играть на музыкальном инструменте, в связи с этим посвятил свою жизнь написанию музыки.

Родители

Роберт родился 8 июня 1810 года в немецком городке Цвиккау, расположенном в живописной Саксонии.
Глава семейства, Фридрих Август Шуман, был сыном обедневшего священника из Ронненбурга. Обладал от природы поэтическим талантом. Однако бедность, в которой протекали его детские и юношеские годы, заставили парня расстаться с мечтами о поэзии и заняться торговым делом. Окончив школу, он поступил на службу к одному купцу в качестве ученика. Но торговля была ему крайне противна, в то время как книгами Фридрих Август зачитывался до сумасшествия. В конце концов, он ушёл от купца, вернулся домой к родителям и занялся литературным делом. Написанный им роман не был опубликован, но стал поводом для знакомства с книготорговцами. Шумана пригласили работать помощником в книжную лавку, и он с радостью согласился.
В скором времени Фридрих Август познакомился с очаровательной девушкой Иоганной Кристианой Шнабель, которую полюбил всем сердцем. Их браку воспротивились родители невесты из-за крайней бедности жениха. Но настойчивый Шуман за год так усердно потрудился, что скопил денег не только на свадьбу, но и на открытие собственной книжной лавки. Когда торговые дела пошли особенно успешно, Фридрих Август перевёл их в город Цвиккау, где открыл магазин под названием «Братья Шуманы».

Мама Роберта Шумана, Иоганна Кристиана, в отличие от замкнутого и серьёзного мужа была женщиной весёлой, горячей, иногда вспыльчивой, но очень доброй. Она занималась домом и воспитанием детей, которых в семье было пятеро – сыновья (Карл, Эдуард, Юлий, Роберт) и дочь Эмилия.
Будущий композитор был самым младшим ребёнком в семье. Мать после его рождения впала в какой-то экзальтированный восторг и сосредоточила на Роберте всю свою материнскую любовь. Она называла младшенького ребёнка «светлой точкой на своём жизненном пути».

Детство

Шуман рос шаловливым и весёлым ребёнком. Мальчик был очень симпатичным, с тонко очерченным личиком, которое обрамляли белокурые длинные локоны. Он был не только любимым маминым сыночком, но и баловнем всего семейства. Взрослые и дети спокойно терпели проказы и капризы Роберта.
В шестилетнем возрасте мальчика отдали в школу Денера. Среди одноклассников Шуман сразу же стал выделяться и первенствовать. Во всех играх он был вожаком, а когда играли в самую любимую – в солдатики, Роберт непременно избирался полководцем и руководил сражением.
Нельзя сказать, что в школе Шуман учился блестяще, но его богатая творческая натура проявилась сразу. Обнаружив у ребёнка отличный музыкальный слух, в семилетнем возрасте родители отдали его к местному органисту обучаться игре на фортепиано. Помимо музыкальности проявились в Роберте и отцовские гены, мальчик сочинял стихи, чуть позже трагедии и комедии, которые разучивали с товарищами и демонстрировали, иногда даже за умеренную плату.

Как только Роберт обучился игре на фортепиано, сразу же стал импровизировать и писать музыку. Поначалу он сочинял танцы, которые кропотливо записывал в толстую нотную тетрадку. Самое уникальное, что у него получалось делать на музыкальном инструменте, – изображать при помощи звуков черты характеров. Он таким образом рисовал на фортепиано своих друзей. Это выходило так здорово, что мальчишки, собравшись вокруг юного композитора, покатывались от смеха.

Страсть к музыке

Шуман долго колебался, чему посвятить свой жизненный путь – музыке или литературе? Отец, конечно же, хотел, чтобы сын осуществил его несбывшиеся мечты и стал писателем или поэтом. Но всё решил случай. В 1819 году в Карлсбаде мальчик попал на концерт Мошелеса. Игра виртуоза произвела на юного Шумана необыкновенное впечатление, он потом долго хранил концертную программку, словно святыню. С этого дня Роберт понял, что сердце его окончательно и бесповоротно принадлежит музыке.
В 1828 году юноша окончил гимназию, получив диплом первой степени. Радость от этого слегка омрачалась предстоящим выбором карьеры и профессии. К этому времени умер отец, и Роберт лишился всяческой творческой поддержки. Мама настаивала на дальнейшем юридическом образовании. Послушав её уговоры, Роберт стал студентом Лейпцигского университета. В 1829 году он перевёлся в одно из самых престижных в Германии высших учебных заведений – университет Гейдельберга.

Но сердце молодого композитора истосковалось по музыке, и в 1830 году Шуман получил разрешение от матери бросить юридическую учёбу и заняться творческой деятельностью.

Творчество

Он вернулся в Лейпциг, нашёл хороших наставников и стал заниматься уроками фортепиано. Роберту хотелось стать виртуозным пианистом. Но во время обучения у него случился паралич среднего и указательного пальцев, из-за чего пришлось расстаться с мечтой и сосредоточиться на музыкальном сочинительстве. Одновременно с композицией он занялся музыкальной критикой.

В 1834 году он основал влиятельное периодическое издание – «Новая музыкальная газета». На протяжении нескольких лет он был её редактором и печатал там свои статьи.

Большинство произведений Роберт писал для фортепиано. В основном это «портретные», лирико-драматические и изобразительные циклы из нескольких небольших пьес, которые между собою связаны сюжетно-психологической линией:

  • «Бабочки» (1831);
  • «Карнавал» (1834);
  • «Давидсбюндлеры», «Фантастические отрывки» (1837);
  • «Крейслериана», «Детские сцены» (1838);
  • «Любовь поэта» (1840);
  • «Альбом для юношества» (1848).
Читайте также:  Футбол россии таблица молодежные составы

В 1840 году Роберту была присвоена учёная степень доктора философии Лейпцигского университета. Этот год вообще стал для композитора самым плодотворным в его творчестве, воодушевлённый женитьбой на любимой женщине, он написал около 140 песен.
В 1843 году Феликс Мендельсон основал в Лейпциге высшую школу музыки и театра (сейчас консерватория), Шуман занимался в ней преподаванием по композиции и фортепиано, чтением партитур.

В 1844 году Роберт прервал свою преподавательскую деятельность и работу в музыкальной газете, так как поехал с женой в гастрольный тур в Москву и Петербург. Приняли их там очень горячо. Клара играла у самой Государыни, а Шуман завёл много полезных знакомств. Особенно впечатлила супругов роскошь Зимнего Дворца.
Вернувшись из России, Роберт отказался дальше издавать газету и полностью посвятил себя написанию музыки. Но такое усердное рвение к работе пагубно стало сказываться на его состоянии. Расстраивало композитора и то обстоятельство, что его повсюду встречали как мужа знаменитой пианистки Клары Вик. Путешествуя с женой в гастрольных турах, он всё больше убеждался, что его слава не вышла за пределы Лейпцига и Дрездена. Но Роберт никогда не завидовал успеху супруги, ведь это Клара была первой исполнительницей всех произведений Шумана и делала его музыку знаменитой.

Личная жизнь

В сентябре 1840 года Роберт женился на дочери своего музыкального наставника Фридриха Вика. Этот брак встретил много препятствий на своём пути. При всём уважении к Шуману, Фридрих Вик желал для своей дочери более подходящего жениха. Влюблённые даже прибегли к крайней мере – обратились в суд с просьбой решить их судьбу.

Суд вынес решение в пользу молодых, и они сыграли скромную свадьбу в селе Шенфельд. Осуществилась мечта Шумана, теперь рядом с ним были любимая Клара Вик и фортепиано. Блестящая пианистка соединилась с великим композитором, у них родилось восемь детей – четыре девочки и четыре мальчика. Супруги были безумно счастливы, пока у Роберта не начались психические отклонения.

Последние годы жизни

В 1850 году Шумана пригласили в Дюссельдорф занять место городского директора музыки. Приехав с женой в этот город, они поразились тёплой встрече, которую им оказали. Роберт с радостью начал работать на новой должности: вёл духовные концерты в церкви, каждую неделю занимался с хором, управлял симфоническими оркестрами.
Под свежими впечатлениями в Дюссельдорфе композитор создал «Рейнскую симфонию», «Мессинскую невесту», увертюры к Шекспировской драме «Юлий Цезарь» и к произведению Гёте «Герман и Доротея».
Однако вскоре начались размолвки с оркестром, и в 1853 году с Шуманом не продлили контракт. Он с женой уехал путешествовать в Голландию, но там начали проявляться симптомы психической болезни. Вернувшись в Германию, легче не стало. Наоборот, апатия и признаки болезни усиливались. Сознание такого печального состояния подтолкнуло Роберта к самоубийству, он пытался свести счёты с жизнью, кинувшись в реку Рейн с моста. Композитора спасли и поместили в психиатрическую клинику неподалёку от Бонна.

Поначалу ему разрешали переписываться с Кларой и принимать друзей. Но вскоре врачи заметили, что после посещений Шуман дико возбуждался, и товарищам запретили приходить к больному. Роберт впал в состояние глубочайшей меланхолии, помимо слуховых и зрительных у него начались галлюцинации обоняния и вкуса. Силы душевные угасали, физическое здоровье иссякало ещё быстрее, так как композитор полностью отказался от еды. Он ушёл из жизни 29 июля 1856 года в результате истощения организма.
При вскрытии черепа обнаружили, что причина болезни находилась именно здесь: у Шумана были переполнены кровеносные сосуды, кости в основании черепа стали утолщёнными и пустили новую костную массу, которая острыми кончиками прорвала внешний мозговой покров.
Тело великого композитора перевезли в Бонн и предали земле при огромном стечении народа.

Источник

Роберт шуман биография таблица

Галина Столярова

Галина Столярова

. п р о д о л ж е н и е .

1829.- Перевод в Гейдельбергский ун-т.- 11. У- 21.У.
По пути в Гейдельберг посещение городов, расположенных на Майне и Рейне.- У111- Х.- Путешествие по Швейцарии и Сев. Италии ( Базель, Баден, Цюрих, Брешия, Милан, Венеция).- Успехи Шумана-пианиста ( Гейдельберг, Мангейм).
1830.- Поездка во Франкфурт-на -Майне на концерт Паганини.- Совершенствование фортепианной игры и первые зрелые фп. сочинения- У11- У111. Переписка с матерью о выборе муз. профессии.- Х. Возвращение в Лейпциг и возобновление занятий у Вика.
1831.- У1. В дневниковых записях появляются имена персонажей будущего » Давидсбунда».- 12 У11. Начало занятий муз.-теоретическими предметами у Г.Дорна ( занимался до 1У 1832 ).-Усиленная техническая тренировка на фортепиано.- Х. Первые признаки болезни правой руки._ Выход в свет первого фортепианного произведения.- 7 Х11.Публикая первой статьи Шумана ( о Шопене, лейпцигская » Allgemeine musikalische Zeitung»).
1832.- У. Возвращение Клары Вик в Лейпциг после длительного турне и ее повседневное общение с Шуманом.- Неизлечимая болезнь руки, потеря надежды на артистическую будущность пианиста- виртуоза.
-18 Х1.- Исполнение 1-ой части » Юношеской» симфонии ( g-moll) в Цвиккау.
1833.- Формирование шумановского » Давидсбунда».- Глубокое душевное потрясение, вызванное смертью брата Шумана — Юлия и невестки Розалии ( жены брата Карла); первая вспышка психического недуга.
1834.-3 1У. Выход в свет первого номера муз.журнала » Neue Zeitscyrift fur Musik, основанного Шуманом.- Увлечение ученицей Ф.Вика Эрнестиной фон Фриккен.- 1Х. Помолвка с Эрнестиной ( разрыв в 1835).
(продолжение следует. )

Источник

Роберт шуман биография таблица

Роберт Шуман

Роберт Шуман

Творчество немецкого композитора Роберта Шумана неотделимо от его личности. Представитель лейпцигской школы, Шуман был ярким выразителем идей романтизма в музыкальном искусстве. «Разум ошибается, чувство — никогда» — таким было его творческое кредо, которому он оставался верен всю свою недолгую жизнь. Такими являются и его произведения, наполненные глубоко личными переживаниями – то светлыми и возвышенными, то мрачными и гнетущими, но предельно искренними в каждой своей ноте.

Краткую биографию Роберта Шумана и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Шумана

8 июня 1810 году в небольшом саксонском городке Цвиккау произошло радостное событие — в семействе Августа Шумана родился пятый ребенок, мальчик, которого назвали Робертом. Родители тогда и подозревать не могли, что эта дата, как и имя их младшего сына, войдет в историю и станет достоянием мировой музыкальной культуры. Они были абсолютно далеки от музыки.

место рождения Роберта Шумана

Отец будущего композитора Август Шуман занимался книгоиздательством и был уверен, что сын пойдет по его стопам. Почувствовав в мальчике литературную одаренность, он сумел с раннего детства привить ему любовь к писательству и научил глубоко и тонко чувствовать художественное слово. Как и отец, мальчик зачитывался Жан Полем и Байроном, впитывая со страниц их сочинений все очарование романтизма. Увлечение литераторством он сохранил на всю жизнь, но его собственной жизнью стала музыка.

Согласно биографии Шумана в семилетнем возрасте Роберт начал брать уроки игры на фортепиано. А спустя еще два года произошло событие, предопределившее его судьбу. Шуман побывал на концерте пианиста и композитора Мошелеса. Игра виртуоза настолько потрясла юное воображение Роберта, что он и думать больше ни о чем не мог, кроме музыки. Он продолжает совершенствоваться в игре на фортепиано и параллельно пробует сочинять.

После окончания гимназии юноша, уступая желанию матери, поступает в Лейпцигский университет на юриспруденцию, но будущая профессия его ничуть не увлекает. Учеба кажется ему невыносимо скучной. Втайне Шуман продолжает мечтать о музыке. Его следующим учителем становится знаменитый музыкант Фридрих Вик. Под его руководством он совершенствует технику фортепианной игры и, в конце концов, признается матери, что хочет быть музыкантом. Сломить родительское сопротивление помогает Фридрих Вик, считающий, что его подопечного ждет блестящее будущее. Шуман одержим стремлением стать виртуозным пианистом и концертировать. Но в 21 год травма правой руки навсегда ставит крест на его мечтах.

Роберт Шуман травмировал руку

Оправившись от потрясения, он решает посвятить свою жизнь сочинению музыки. С 1831 по 1838 год его вдохновенная фантазия рождает фортепианные циклы «Вариации», « Карнавал », «Бабочки», «Фантастические пьесы», « Детские сцены », «Крейслериана». Одновременно Шуман активно занимается публицистической деятельностью. Он создает «Новую музыкальную газету», в которой выступает за развитие нового направления в музыке, отвечающего эстетическим принципам романтизма, где в основе творчества лежат чувства, эмоции, переживания, а также на страницах газеты находят активную поддержку молодые таланты.

Читайте также:  Таблица свойств воды кинематическая вязкость

Роберт Шуман с женой

1840 год ознаменовался для композитора желанным брачным союзом с Кларой Вик. Испытывая необыкновенный душевный подъем, он создает циклы песен, обессмертивших его имя. Среди них — « Любовь поэта », «Мирты», «Любовь и жизнь женщины». Вместе с супругой они много гастролируют, в том числе дают концерты в России, где их принимают очень восторженно. Большое впечатление на Шумана произвела Москва и особенно Кремль. Эта поездка стала одним из последних счастливых моментов в жизни композитора. Столкновение с реальностью, заполненной постоянными заботами о хлебе насущном, повлекло за собой первые приступы депрессии. В своем стремлении обеспечить семью он переезжает сначала в Дрезден, затем в Дюссельдорф, где ему предлагают пост музыкального директора. Но очень быстро выясняется, что талантливый композитор с трудом справляется с обязанностями дирижера. Переживания по поводу своей несостоятельности в этом качестве, материальные трудности семьи, в которых он считает себя виновным, становятся причинами резкого ухудшения его душевного состояния. Из биографии Шумана мы узнаём, что в 1954 году стремительно развивающаяся душевная болезнь чуть не довела композитора до самоубийства. Спасаясь от видений и галлюцинаций, он полуодетый выскочил из дома и бросился в воды Рейна. Его удалось спасти, но после этого случая его пришлось поместить в психиатрическую больницу, откуда он больше не вышел. Ему было всего 46 лет.

Роберт Шуман Шуман биография

Роберт Шуман краткая биография Роберт Шуман биография

Интересные факты о Роберте Шумане

  • Имя Шумана носит международный конкурс исполнителей академической музыки, который так и называется — Internationaler Robert-Schumann-Wettbewerb. Впервые он состоялся в 1956 году в Берлине.
  • Существует музыкальная премия имени Роберта Шумана, учрежденная мэрией Цвиккау. Лауреатов премии чествуют, по традиции, в день рождения композитора — 8 июня. В их числе — музыканты, дирижеры и музыковеды, внесшие весомую лепту в популяризацию произведений композитора.
  • Шумана можно считать «крестным отцом» Иоганнеса Брамса . Будучи главным редактором «Новой музыкальной газеты» и уважаемым музыкальным критиком, он очень лестно отозвался о таланте молодого Брамса, называя его гением. Тем самым он впервые обратил на начинающего композитора внимание широкой публики.
  • Приверженцы музыкотерапии рекомендуют для спокойного сна слушать «Грезы» Шумана.
  • В подростковом возрасте Шуман под чутким руководством отца работал в качестве корректора над созданием словаря с латыни.
  • В честь 200-летия Шумана в Германии была выпущена серебряная монета номиналом 10 евро с портретом композитора. На монете выгравирована фраза из дневника композитора: «Звуки — это возвышенные слова».

монета в честь Роберта Шумана

  • Шуман оставил не только богатое музыкальное наследие, но и литературное – в основном автобиографического плана. На протяжении всей жизни он вел дневники — «Studententagebuch» (Студенческие дневники), «Lebensbucher» (Книги жизни), есть еще«Eheta-gebiicher» (Дневники брака) и «Reiseta-gebucher» (Дорожные дневники). Кроме того, его перу принадлежат литературные заметки «Brautbuch» (Дневник для невесты), «Erinnerungsbtichelchen fiir unsere Kinder» (Книжечки воспоминаний для наших детей), Lebensskizze (Очерк жизни) 1840 года, «Musikalischer Lebenslauf -Materialien – alteste musikalische Erinne-rungen» (Музыкальная жизнь – материалы – ранние музыкальные воспоминания), «Книга проектов», в которой описывается процесс написания собственных музыкальных произведений, а также сохранились его детские стихи.
  • К 150-летнему юбилею немецкого романтика в СССР выпустили почтовую марку.
  • В день свадьбы Шуман преподнес своей невесте Кларе Вик цикл романтических песен «Мирты», которые написал в ее честь. Клара не осталась в долгу и украсила свадебный убор миртовым венком.

подпись Роберта Шумана

  • Супруга Шумана Клара всю жизнь старалась пропагандировать творчество мужа, включая в свои концерты его произведения. Последний концерт она дала в 72 года.
  • Младшего сына композитора звали Феликс — в честь друга и коллеги Шумана Феликса Мендельсона .
  • Романтическая любовная история Клары и Роберта Шумана была экранизирована. В 1947 г. был снят американский фильм «Песнь любви» (Song of Love), где роль Клары исполнила Кэтрин Хепбёрн.

Личная жизнь Роберта Шумана

Клара Вик Шуман

Главной женщиной в жизни немецкого композитора стала блестящая пианистка Клара Вик. Клара была дочерью одного из лучших музыкальных педагогов своего времени Фридриха Вика, у которого Шуман брал уроки игры на фортепьяно. Когда 18-летний юноша впервые услышал вдохновенную игру Клары, той было всего 8 лет. Талантливой девочке прочили блестящую карьеру. В первую очередь, об этом мечтал ее отец. Именно поэтому Фридрих Вик, который оказывал всяческую поддержку Шуману в его стремлении связать свою жизнь с музыкой, превратился из покровителя молодого композитора в его злого гения, когда узнал о чувствах дочери и своего ученика. Он был резко против союза Клары с бедным безвестным музыкантом. Но молодые люди проявили в этом случае всю твердость духа и силу характера, доказав всем, что их взаимная любовь способная выдержать любые испытания. Чтобы быть вместе со своим избранником, Клара решилась на разрыв с отцом. Биография Шумана гласит, что в 1840 г. молодые люди обвенчались.

Несмотря на глубокое чувство, связывавшее супругов, их семейная жизнь не была безоблачной. Клара совмещала концертную деятельность с ролью жены и матери, она родила Шуману восемь детей. Композитор мучился и переживал от того, что не мог обеспечить семье достойное безбедное существование, но Клара всю жизнь оставалась ему верной спутницей, стараясь всячески поддерживать мужа. Она пережила Шумана на целых 40 лет. Ее похоронили рядом с супругом.

Могила Роберта и Клары Шуман

Загадки Шумана

  • Шуман обладал склонностью к мистификациям. Так, он придумал двух персонажей – пылкого Флорестана и меланхоличного Эвсебия, и подписывал ими свои статьи в «Новой музыкальной газете». Статьи писались в абсолютно разной манере, и публике было невдомек, что за двумя псевдонимами скрывается один и тот же человек. Но композитор пошел еще дальше. Он объявил, что существует некое Давидово братство («Давидсбунд») – союз единомышленников, готовых бороться за передовое искусство. Впоследствии он признавался, что «Давидсбунд» является плодом его воображения.
  • Существует множество версий, объясняющих, почему у композитора в юности развился паралич руки. Одна из самых распространенных заключается в том, что Шуман в своем желании стать виртуозным пианистом изобрел специальный тренажер для растяжки кисти и развития гибкости пальцев, но в итоге получил травму, которая затем привела к параличу. Однако супруга Шумана Клара Вик всегда опровергала этот слух.
  • Цепь мистических событий связана с единственным скрипичным концертом Шумана. Однажды в ходе спиритического сеанса двум сестрам-скрипачкам поступило требование, которое, если им верить, исходило от духа Шумана, — найти и исполнить его скрипичный концерт, рукопись которого хранится в Берлине. Так и вышло: концертная партитура нашлась в берлинской библиотеке.

Роберт Шуман

  • Не меньше вопросов вызывает виолончельный концерт немецкого композитора. Незадолго до попытки самоубийства маэстро работал как раз над этой партитурой. На столе осталась рукопись с правками, но из-за болезни он больше к этой работе не вернулся. Впервые концерт был исполнен уже после смерти композитора в 1860-м г. В музыке отчетливо ощущается эмоциональная неуравновешенность, но главное — его партитура настолько сложна для виолончелиста, что можно подумать, будто композитор совершенно не учитывал специфику и возможности этого инструмента. Буквально до недавнего времени виолончелисты справлялись с задачей, как могли. Шостакович сделал даже свою оркестровку этого концерта. И только недавно обнаружились архивные материалы, из которых можно сделать вывод, что концерт предназначался не для виолончели, а для…скрипки. Насколько этот факт соответствует действительности, сказать сложно, но, по свидетельству музыкальных экспертов, если ту же самую музыку в оригинале исполнить на скрипке, трудности и неудобства, на которые уже почти полтора века сетуют исполнители, исчезают сами собой.

Музыка Шумана в кинематографе

Образная выразительность музыки Шумана обеспечила ей популярность в мире кино. Очень часто сочинения немецкого композитора, в творчестве которого большое место занимает тема детства, используются в качестве музыкального сопровождения в картинах, рассказывающих о детях и подростках. А мрачность, драматизм, причудливость образов, присущие ряду его произведений, как нельзя более органично вплетаются в картины с мистическим или фантастическим сюжетом.

Музыка Роберта Шумана в кинематографе

Музыкальные произведения

Фильмы

«Arabesque», Op. 18

«Дедушка легкого поведения» (2016), «Сверхъестественное» (2014), «Загадочная история Бенджамина Баттона» (2008)

Источник

Adblock
detector