Меню

Результат диагностики семьи таблица

Сайт психолога Пяташовой Е.В.

TPL_BEEZ3_NAV_VIEW_SEARCH

TPL_BEEZ3_NAVIGATION

TPL_BEEZ3_SEARCH

Главная Для Вас, коллеги! Диагностика Методика Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис)

Назначение методики

Тест «Семейная социограмма» позволяет выявить положение субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, определить характер коммуникаций в семье – прямой или опосредованный.

Тест «Семейная социограмма» относится к рисуночным проективным методикам. Для проведения обследования испытуемым выдают бланки: на каждом бланке нарисован круг диаметром 110 мм.

Члены семьи выполняют задание индивидуально.

Инструкция: «Перед Вами на листе изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».

Интерпретация результатов.

Авторами предложены критерии, по которым производится оценка результатов тестирования:

1) число членов семьи, попавших в площадь круга;

2) величина кружков;

3) расположение кружков относительно друг друга;

дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отношениях, не попадет в большой круг, он будет забыт. В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков. Больший по сравнению с другими кружок «Я» говорит о достаточной или завышенной самооценке, меньший — о пониженной самооценке. Величина кружков других членов семьи говорит об их значимости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в площади тесто поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности личности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, символизирующих других членов семьи, может указывать на переживание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанализировав расстояния между кружками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о конфликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении испытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаиваются один на другой, соприкасаются или находятся друг в друге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей. В качестве примера можно привести тест матери девочки (рис. № 1), больной шизофренией (примерно в 3% случаев тестирования здоровых социально адаптируемых родителей встречается такой результат, который условно называется авторами «матрешкой»).

Рис. № 1 Лена — дочь, Петр — отец, Я — мать девочки

Другой пример иллюстрирует динамику семейных взаимоотношений в процессе семейной психотерапии.

В начале психотерапии мать изобразила себя, сына и своих родителей в одну «линию» (с мужем она в разводе). Интерпретируя результаты тестирования, можно сказать, что у испытуемой недостаточно дифференцированное отношение к членам семьи и опосредованное (через бабушку) отношение к отцу (рис. № 2):

Рис. № 2

При завершении семейной психотерапии мать мальчика сказала, что у нее «есть своя семья — это я и мой сын. К вам, родители, у меня есть уважение, но мои семейные дела для меня важней». Заключительная социограмма имела вид, приведенный на рис. № 3.

Рис. № 3

Использование теста «семейной социограммы» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь-и-теперь», до сеанса семейной психотерапии или во время сеанса, наглядно представить себе взаимоотношения в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.

К примеру, пришедшие на сеанс терапии мать и сын рисуют семейные социограммы, которые отражают их видение взаимоотношений в семье — их взаимно друг с другом и с остальными членами семьи. В процессе интерпретации семейные социограммы сравниваются и выявляются их сходные взгляды на семейные взаимоотношения, а также нюансы, где наблюдается принципиальное различие. Обсуждение социограмм позволяет за короткое время выявить, где именно кроются наиболее травмирующие ребенка ситуации семейного мироустройства.

Методика «Семейной социограммы» и ее интерпретация также используется для оценки изменения семейных отношений в процессе психотерапии. Это позволяет выявить эффективность терапии и наглядно проанализировать, что именно поменялось в мировоззрении пациентов.

Семейные психологи могут применять метод семейной социограммы в более усложненном варианте. Так, испытуемому могут предложить нарисовать последовательно несколько вариантов семейной социограммы: стандартную социограмму, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи; социограмму, на которой могут отсутствовать некоторые члены семьи и/или присутствовать объекты и люди, которые к семье не принадлежат; а также, социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи. Такой подход дает возможность прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальную, с точки зрения испытуемого, и реальную систему взаимоотношений. Сравнение и совместная интерпретация полученных семейных социограмм позволяет специалисту и клиенту увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке точного диагноза, лучшему осознанию трудной ситуации и эффективному поиску вариантов выхода из нее. Кроме этого, методика «Семейная социограмма» дает возможность выявления неосознанных аспектов взаимоотношений между членами семьи, что делает ее эффективным инструментом семейной диагностики, консультирования и психотерапии.

Источник



Ваш психолог. Работа психолога в школе.

Самое популярное

  • Психологическая характеристика ученика (образец)
  • Картотека методик диагностики для разных возрастных периодов (2)
  • Самооценка подростка
  • Годовой план работы школьного психолога
  • Аналитический отчет о работе психолога (образец)

На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении — Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики

Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении — Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики
Документация школьного психолога — Информация школьному психологу
Индекс материала
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Социальные технологии: работа с семьей, находящейся в социально опасном положении
Практическая работа по преодолению проблем семей, находящихся в социально опасном положении
Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности работы с семьей
Приложение 1 Примерная схема первой беседы
Приложение 2 Сводная таблица для проведения социальной диагностики
Приложение 3 Акт материально-бытового обследования неблагополучной семьи
Приложение 4 Признаки социального неблагополучия семьи. Виды возможной помощи
Приложение 5 Виды помощи несовершеннолетним, которые находятся в социально опасном положении, и их семьям
Приложение 6 Формы и методы работы, используемые в социально-педагогической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении и их семьями
Приложение 7. Рекомендации к совместным действиям разных ведомств в оказании помощи детям и подросткам из неблагополучной семьи
Все страницы

Приложение 2

Сводная таблица для проведения социальной диагностики

Социальная дезадаптация семьи

— среднедушевой доход ниже прожиточного минимума

Анализ документов (справка с места работы о зарплате)

Безработица трудоспособных членов семьи

Анализ документов (копия трудовой книжки, справка из центра занятости населения)

Неоформленность социальных пособий и льгот

Анализ документов (справка о з/плате, копии свидетельства о рождении детей, справка о смерти, справка МСЭ)

— инвалидность;
— хронические заболевания;
-часто болеющие
дети

Врожденная патология или приобретенные болезни

Анализ документов (справка медицинского учреждения о болезни, копил справки МСЭ)

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий, сведения от лечащего врача); наблюдение

Несоблюдение санитарно-гигиенических норм и условий

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий)

Неблагоприятная экология среды жизнедеятельности

Анализ документов (акт ЖЭУ, справка из мед. учреждения, характеристика с места работы, учебы, справка КДН, УВД, характеристика с места работы, учебы); беседа (с родственниками, соседями, сослуживцами)

Алкоголизм, токсикомания и наркомания взрослых членов семьи

— состоит на учете в наркологическом диспансере;
— зависимость от употребления ПАВ

Неудовлетворительные жилищные условия

— отсутствие жилья; несоответствие жилой площади установленным нормам;
— несоответствие условий санитар-ным нормам

Нарушение жилищных прав несовершеннолетних и взрослых членов семьи

Анализ документов (справка органов опеки, заявление одного из членов семьи, ходатайство образовательного учреждения)

Отсутствие материальных средств для ремонта жилья

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий, справка о заработной плате, справка о составе семьи)

Несоблюдение санитарно-гигиенических норм

Анализ документов (справка из ЖЭУ, социально-бытовая характеристика на семью); наблюдение; беседа (с соседями, мед. работниками и др.)

— отсутствие постоянного источника дохода

Анализ документов (копия трудовой книжки)

Невостребованность профессии на рынке труда (в т.ч. физические или возрастные ограничения)

Анализ документов (справка из центра занятости населения)

Отсутствие профессионального образования

Анализ документов (копия диплома, др. документа об образовании); беседа

Отсутствие мотивации на трудоустройство

Анализ документов (характеристика с места работы); беседа; психологическая диагностика

— постоянные деструктивные конфликты;
-отсутствие взаимопонимания

Различие в жизненных установках и статусе

Опрос родственников; беседа (со всеми членами семьи); психологическая диагностика

Неумение конструктивно решать конфликты

Беседа (с членами семьи, классным руководителем, соседями); психологическая диагностика

Неопределенность гражданского статуса

Утеря, порча документа

Анализ документов (заявление члена семьи, справка из паспортно-визовой службы); беседа

— неудовлетворенность членов семьи существующими отношениями;
— нарушение детско-родительских отношений

Неполное удовлетворение личностных потребностей

Беседа (с членами семьи, родственниками); психологическая диагностика

Завышение требований к другим членам семьи

Низкий уровень педагогической компетенции

Беседа (со взрослыми членами семьи, педагогами школы); социально-педагогическая диагностика

Личностные психологические особенности

Беседа; психологическая диагностика

Социальная дезадаптация несовершеннолетних

Школьная дезадаптация ребенка

— девиантное поведение;
— низкая успеваемость;
— нарушение взаимоотношений со сверстниками, учителями:
— пропуск занятий в школе

Отсутствие или низкая мотивация на получение
знаний

Беседа (с учеником,
классным руководителем, учителями); психологическая диагностика

Возрастные и индивидуальные психологические особенности

Беседа (с классным руководителем, со сверстниками, учителями);
психологическая диагностика

Низкий уровень педагогической компетенции

Социально-
педагогическая диагностика; беседа (с педагогами школы, с несовершеннолетним, с родителями)

— неудовлетворен-
ность собой (положением и т.д.)

Низкий уровень самооценки

Беседа; анализ документов (характеристика
классного руководителя); психологическая
диагностика

Нарушение детско-родительских отношений

— конфликты между родителями и детьми;
— отсутствие взаимопонимания между ними

Высокий уровень тревожности

Анкетирование; беседа;
Опрос

Низкий уровень самооценки

Беседа; психологическая диагностика

Низкий уровень педагогической компетенции

Беседа; социально-педагогическая диагностика

Личностные психологические особенности

Беседа; психологическая диагностика

Возрастные психологические особенности

Неполное удовлетворение личностных потребностей, в т.ч. недостаточность внимания

Беседа (с членами семьи, классным руководителем); анкетирование; тестипование

Завышение требований к другим членам семьи

Анализ документации (характеристика классного руководителя); беседа (с ребенком)

— незанятость подростка во внеурочное время

Неинформирован-ность подростка о возможностях и местах проведения досуга

Беседа; психологическая диагностика

Возрастные психологические особенности

Отсутствие материальных средств (для органи- зации досуга ребенка)

Анализ документов (акт жилищно-бытовых условий. справка о доходах); беседа

Источник

Тест семейных отношений Бене и Антони

Часто трудности ребёнка связаны с взаимоотношениями в семье, поэтому проведение диагностики детско-родительских отношений является неотъемлемой частью исследования проблемы ребёнка. В этом плане мне очень нравится «Тест семейных отношений Бене и Антони». Он в отличие от проективной методики «Рисунок семьи» не требует от ребёнка даже элементарных навыков рисования. К тому же не все дети умеют рисовать, очень часто отказываются, ссылаясь на не умение это делать.

  1. Цели методики:
  2. Что необходимо для методики
  3. Вопросы теста
  4. Описание методики
  5. Методика Бене и Антони имеет две формы:
  6. Вариант для детей 4 – 6/8 лет содержит следующие отношения:
  7. Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:
  8. Процедура проведения теста
  9. Этап 1. Выяснение состава семьи ребенка.
  10. Этап 2. Установление семейного круга ребенка.
  11. Этап 3. Проведение теста.
  12. Обработка результатов теста
  13. Интерпретация теста
  14. Относительная психологическая значимость члена семьи.
  15. Эгоцентричные ответы
  16. Амбивалентность
  17. Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им
  18. Защиты
  19. Отсутствие нормальной защищённости

Цели методики:

  • изучение эмоциональных отношений ребенка с семьей;
  • определение позиций ребёнка в семье;
  • оценка чувств, которые ребёнок испытывает к членам своей семьи и как он воспринимает их отношение к себе;
  • выявление психологических защит, используемых ребёнком.

Что необходимо для методики

Тест семейных отношений Бене и Антони

  • 20 фигур людей.
  • 1 фигура безликая – господин «Никто».
  • Карточки высказывания с положительными и отрицательными чувствами.
  • 10 коробочек с прорезями.

В качестве диагностического материала можно использовать диагностический комплект «Моя семья» от Умнясиков.

Вопросы теста

Детям 4-6/8 лет предъявляется 28 вопросов, а детям 6/8 — 10 лет и подросткам — 99 вопросов.

Описание методики

Методика Бене и Антони имеет две формы:

  1. для детей 4-6/8 лет;
  2. для детей 6/8 — 10 лет и подростков.

Вариант для детей 4 – 6/8 лет содержит следующие отношения:

  • положительные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются ребенком как исходящие от других;
  • отрицательные чувства, которые исходят от ребенка и переживаются им как исходящие от других;
  • зависимость от других.

Вариант для старших детей направлен на исследование следующих отношений:

  • двух видов положительного отношения: слабого и сильного. Слабые чувства связаны с дружеским одобрением и принятием, сильные — с переживаниями, относящимися к интимному психическому контакту и манипуляции;
  • двух видов отрицательного отношения: слабого и сильного. Слабые связаны с недружественностью и неодобрением, сильные выражают ненависть и враждебность;
  • родительского потакания, выражающегося высказываниями типа «этого члена семьи мама слишком балует»;
  • родительской сверхопеки, представленной в высказываниях типа «мама беспокоится, что этот человек может простудиться».

Все эти пункты, кроме пунктов, касающихся сверхопеки и потакания, представляют две направленности чувств: исходят ли чувства от ребенка и направляются другим людям, или ребенок ощущает себя объектом чувств других. Примером первой категории будет: «я люблю прижиматься к этому члену семьи». А примером второй: «этот человек любит крепко обнимать меня».

Процедура проведения теста

Тест семейных отношений Бене и Антони

Все фигуры должны быть поставлены перед входящим в комнату ребенком и распределены в следующем порядке по группам: 4 женщины, 4 мужчины, 5 девочек, 5 мальчиков, старик (старушка), грудной ребенок и «Никто».

Этап 1. Выяснение состава семьи ребенка.

После установления контакта с ребёнком психолог переходит к выяснению состава семьи ребёнка. На этом этапе психологу необходимо выяснить концепцию семьи. Для этого можно использовать следующие вопросы:

  • Расскажи мне о людях, которые живут с тобой в доме?
  • Расскажи мне, кто входит в твою семью?

Люди, упомянутые ребенком, вносятся в список на листе бумаги.

Чтобы интерпретировать результаты теста, важно знать полная или неполная семья у ребенка, не умерли ли один или оба родителя, не разведены ли они и не живут ли раздельно, не отсутствует ли временно один из родителей, и с кем ребенок живет сейчас. То же самое нужно узнать о братьях и сестрах, если они есть. Данную информацию можно уточнить у воспитателя или учителя.

Включение ребенком в список семьи собаки, канарейки или других четвероногих или пернатых любимцев семьи не учитывается и не оценивается.

Этап 2. Установление семейного круга ребенка.

На этапе установления семейного круга ребёнка психолог предлагает ему среди фигур женского пола выбрать маму, среди фигур мужского пола — папу, среди детей — себя и т.д. Так продолжается до тех пор, пока ребенок не выберет всех членов семьи. Также ребёнку в ходе выбора фигур разрешается включать забытых братьев, сестёр, бабушек, дедушек. Все фигуры ставятся перед ребёнком на стол.

После того, как семейный круг составлен психолог вводит в игру фигуру господина «Никто» и ставит его рядом с фигурами членов семьи.

Этап 3. Проведение теста.

Тест семейных отношений Бене и Антони

Ребенок усаживается за стол с фигурами на удобном расстоянии. Если он хочет разместить фигуры членов семьи в определенном порядке, ему разрешается это сделать.

Вопросы теста Бене и Антони психолог размещает кучкой перед собой и говорит:

«Видишь, здесь много маленьких карточек с написанными на них посланиями. Я прочитаю тебе, что на них сказано, и ты положишь каждую карточку к той фигуре, к которой она подходит больше всего. Если послание на карточке никому не подходит, ты отдаешь его „Никому“. Понятно, что я имею в виду? Иногда тебе кажется, что послание подходит нескольким людям. Тогда скажи об этом и дай мне эту карточку. А теперь внимание! Я повторяю: если карточка подходит одному человеку больше всего, ты кладешь эту карточку к той фигуре, если карточка не подходит никому, ты даешь ее фигуре „Никто“; если карточка подходит нескольким людям, ты даешь ее мне».

Далее психолог переходит к тесту семейных отношений, зачитывая карточки и передавая их одну за другой ребёнку. Если вопрос теста подходит нескольким членам семьи, психолог записывает на бланке, кто эти люди, и откладывает карточку в сторону.

Вопросы зачитываются ребенку в случайном порядке, чтобы предотвратить появление одинакового вида вопросов рядом.

Однако порядок зачитывания вопросов все время должен быть под контролем. Начало должно быть осторожным, чтобы дать ребенку возможность привыкнуть к этому заданию, избежать появления тревожности и не вызвать сопротивления. Две первые карточки должны выражать нежные положительные чувства, следующие 8 вопросов — смесь слабых положительных и слабых отрицательных чувств. Остаток вопросов, за исключением двух последних, может быть прочитан как угодно, при условии того, что подряд не будут долго идти вопросы из одной группы, чтобы не создать установку у ребенка. Если выпало три вопроса, выражающих одинаковый вид чувств, то экспериментатор подбирает четвертый вопрос так, чтобы он непременно был из другого вида. Он должен подобрать две последних карточки с вопросами положительного характера, чтобы ребенок не ушел с отголоском агрессии в сердце.

Для того, чтобы решить вопрос о том, какую форму тестирования (форму для меленьких детей или форму для старших детей) выбрать, исследователь должен в ходе предыдущих этапов тестирования установить, насколько ребенок взросл и сообразителен. Линия границы проходит где-то между 6−8 годами.

Если кажется, что ребенок сам бы хотел читать вопросы и к этому нет никаких препятствий, то психолог прекращает чтение после первых четырех вопросов и спрашивает ребенка, не хочет ли он прочитать послания сам. При утвердительном ответе исследователь отдает ему пачку карточек и предлагает читать про себя или вслух, как захочется.

Проведение теста семейных отношений Бене и Антони занимает не более 25 минут и не вызывает у ребёнка затруднений.

Обработка результатов теста

Когда ребенок закончит задание, психолог забирает у фигур карточки и отмечает на бланке, кому оказалась адресована каждая карточка (помечая в столбике номер карточки).

Таблица для фиксации результатов диагностики с детьми 4-6/8 лет

Члены семьи Исходящие позитивные чувства. Сумма. Исходящие негативные чувства. Сумма. Получаемые позитивные чувства. Сумма. Получаемые негативные чувства. Сумма.
Мама
Папа
Я
…….
Никто

Таблица для фиксации результатов диагностики с детьми 6/8 — 10 лет и подростками.

№ вопроса Мама Папа Я Брат …. Никто
1
2
….
99

Обработка состоит в записи номеров вопросов в соответствующих клеточках и суммировании количества вопросов, которые были присвоены каждому человеку, в пределах каждой группы вопросов. Это покажет, сколько каждого «вида чувств» направляется ребенком каждому члену семьи.

Интерпретация теста

Относительная психологическая значимость члена семьи.

Выстраивается диаграмма относительного (ожидаемого) распределения вопросов. Важно установить, не смещено ли распределение чувств от родителей к другим членам семьи, нет ли преувеличенной реакции — положительной или отрицательной — на одного из родителей.

Эгоцентричные ответы

Они содержат два элемента: любовь к себе и ненависть к себе. Оба они указывают на чрезмерную занятость собой. Высокий уровень любви часто наблюдается у привилегированных детей или детей, чрезмерно идущих на поводу своих желаний, а высокий уровень ненависти к себе — у отвергаемых и ненавидимых детей или детей с чувством неполноценности, вины и стыда.

Амбивалентность

Амбивалентность (двойственность) имеет место, если члену семьи было направлено положительных пунктов не более, чем в два раза больше, чем отрицательных, или если количество отрицательных пунктов, направленных члену семьи, не превышает количество положительных не более, чем в два раза. Те вопросы, которые выражают получаемые ребенком чувства, и те, которые выражают исходящие чувства, рассматриваются независимо друг от друга.

Чувства, исходящие от ребенка и получаемые им

Исходящие — это те чувства, источником которых является ребенок и которые делают его любящим, амбивалентным или ненавидящим. В случае обычного ребенка можно ожидать, что эти чувства будут связаны с его поведением. Сдержанный ребенок, не способный выразить свои чувства в реальной ситуации, возможно сможет это сделать в тестовой ситуации, но он может быть также сдержан в обеих ситуациях. Выраженные ребенком получаемые чувства зависят от его жизненного опыта и от его системы защиты.

Данные о полученных чувствах ставят нас перед двумя «реальностями» ребенка — реальность «действительных» эмоций, направленных на ребенка, и его «психической» реальностью воспринятых эмоций в соответствии с тем, каких он хотел и в каких он нуждался. Чувства, которые ребенок направляет другим, тесно соотносятся с чувствами, которые направляются ему.

Защиты

Тестовая ситуация имеет тенденцию создавать систему «защиты» против чувств, вызывающих у ребенка ощущение вины. Здесь могут быть обнаружены следующие защитные механизмы:

  1. отказ, т. е. ребенок отдает большинство положительных и отрицательных пунктов «Никому»;
  2. идеализация, т. е. ребенок отдает преимущественно положительные вопросы членам семьи, в то время как отрицательные — «Никому»;
  3. смещение, т. е. ребенок отдает большинство пунктов периферическим членам семьи;
  4. осуществление желаний, регрессия, т. е. ребенок направляет на себя большинство вопросов, выражающих сверхпокровительственные, сверхпотакающие чувства;
  5. проекция, т. е. ребенок преувеличенно и нереально приписывает положительные и отрицательные чувства другим и в то же время отрицает их у себя;
  6. реакция формирования, т. е. ребенок подменяет свои ответы противоположными с целью скрыть слишком положительные или отрицательные чувства.

Отсутствие нормальной защищённости

Если результаты показывают чрезмерное проявление сильных положительных или отрицательных чувств, мы можем говорить о недостатке защищенности.

Источник: Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. — М., 2019 год.

Источник

Аналитическая справка по результатам исследования «Представление подростков о семье».

Аналитическая справка по результатам мониторингового исследования «Представления подростков о семье»

Аналитическая справка
по результатам мониторингового исследования

«Представления подростков о семье»

Дата составления: 11 мая 2012г.

Анкетирование проводилось среди учеников 7- 9- классов в рамках мониторингового исследования «Представления подростков о семье». Всего в исследовании приняли участие 10 подростков Обработку анкет и составление справки осуществляла педагог-психолог Снегиной Светланы Ивановны

Цель психологической диагностики:

1. Изучение представлений подростков о семье.

Используемые методы и методики:

1. Анкетирование с последующим контент анализом.

Всего подросткам в рамах анкетирования предлагалось ответить на 7 вопросов:

1. Какие отношения между супругами должны быть в «Хорошей» семье?

2. Для чего, по твоему мнению, нужна семья?

3. Сколько детей ты хочешь иметь в своей будущей семье?

4. Допускаешь ли ты возможность брака без любви?

5. Допускаешь ли ты возможность сексуальных отношений без любви?

6. Во сколько лет, по твоему мнению, уместны сексуальные отношения?

7. Есть ли в твоем окружении счастливые семьи?

Таблица 1. Ответы подростков на вопрос

«Какие отношения между супругами должны быть в “хорошей” семье?

Ответы подростков


Доверие


Дружба

Общие темы, интересы, увлечения

Полученные результаты показывают, что ответы на этот вопрос оказались достаточно разнообразные, особенно у девочек, мальчики были более лаконичны и за редким исключением предлагали одну или две характеристики. Гендерные различия также просматриваются в различии представленности ответа «не знаю». Так 23% мальчиков(каждый четвертый) не знают, какой должна быть «хорошая» семья, из девочек не смогли найти характеристики лишь 6%. Необходимо отметить, что в 2011 году, не ответили на этот вопрос 19,5% подростков.

Наиболее распространенные ответы, характеризующие семью как «хорошую», оказались следующие: доверие между супругами (40%), взаимопонимание (36%), взаимная любовь (31%). Лишь 1,5% опрошенных связывают понятие «хорошая» семья с материальным благосостоянием ее членов, Необходимо отметить, что в 2011 году о подобной характеристике говорили 14,2% опрошенных подростков.

Таким образом, наблюдается положительная тенденция в уровне осознанности своей позиции по теме семейных отношений и ориентация на общечеловеческие ценности.

Источник

Диагностические методики изучения семьи учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит описание методик изучения семьи учащихся таких как «Анкетирование», «Незаконченные предложения», «Рисуночный тест», «Сочинение — размышление» и другие. Данные методики пригодятся любому классному руководителю при знакомстве с классом, с семьями учеников и для выявления проблем.

Просмотр содержимого документа
«Диагностические методики изучения семьи учащихся»

Диагностические методики изучения семьи учащихся.

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

— к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее ува­жение;

— общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;

— изучение семей учащихся должно быть тактичным и объектив­ным;

— изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее про­свещение родителей и коррекционную работу. Классный руководитель должен иметь следующую информацию о семье ученика:

— общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;

— жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;

— образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;

— уровень педагогической культуры родителей;

— авторитетность семьи в глазах ребенка;

— степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;

— семейные традиции, обычаи и ритуалы;

— положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);

— воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюде­ние, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи пре­вращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить -родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики — это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что полу­чается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью кото­рых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к вос­питанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное и глубокое правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье — это обучение их умению обходиться без родителей».

Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в кото­ром будет учиться ваш ребенок?

2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?

3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?

4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны разви­ваться в детском коллективе?

5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?

6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?

2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?

3. Знаете ли вы друзей своего ребенка в коллективе? Назовите их.

4. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореали­зации в учебной деятельности вашего ребенка?

5. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повы­шения результативности его учебной деятельности?

Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы мо­жете назвать?

2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?

3. Как ведет себя ваш ребенок дома?

4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школь­ной жизни, жизни класса?

5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?

Методика «Незаконченные предложения»

А) Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся (3-4-х классов). Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и про­блемам в воспитании ребенка.

Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно исполь­зовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклас­сных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

Предложения для учащихся:

— Школа для меня — это.

— Класс, в котором я учусь, — это.

— Учителя для меня — это люди, которые.

— Мои одноклассники — это.

— Уроки для меня — это.

— Предметы, которые мне нравятся, — это.

— Предметы, которые мне не нравятся, — это.

Предложения для родителей:

— Школа, в которой учится мой ребенок, — это.

— Класс, в котором учится мой ребенок, — это.

— Одноклассники моего ребенка — это.

— Выполнение домашних заданий для моего ребенка — это.

— Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, — это.

— Предметы, которые не нравятся моему ребенку, — это.

Б) Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравствен­ных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные пред­ложения.

Для учащихся

— Я радуюсь, когда.

— Я огорчаюсь, когда.

— Мне нравится, когда.

— Мне не нравится, когда.

— Если у меня хорошие новости, то я.

— Если у меня, плохие новости, то я.

— Если у меня что-то не получается, то я.

Для родителей

— Я радуюсь, когда мой ребенок.

— Я огорчаюсь, когда мой ребенок.

— Я плачу, когда мой ребенок.

— Я злюсь, когда ребенок.

— Мне нравится, когда мой ребенок.

— Мне не нравится, когда мой ребенок.

— Я не верю, когда мой ребенок.

— Я верю, когда говорят, что мой ребенок.

— Если у моего ребенка хорошие новости, то.

— Если у моего ребенка плохие новости, то. :

— Если у моего ребенка что-то не получается, то.

Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»

Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить детям и родителям на одну и ту же тему. Например, ребятам предлагается нарисовать рисунки по следующим темам: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье».

И детям, и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисо­ваны круги, в которые нужно поместить предметы или членов семьи в выходной день. Члены семьи должны что-либо выполнять.

Источник

Читайте также:  Симпатичная и парасимпатическая нервная система таблица

Таблицы © 2022
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер.

Adblock
detector