Меню

Развитие советской культуры 1945 1991 годы таблица

Советская культура послевоенного периода 1945-1991гг. : основные направления и её яркие представители.

Первое послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма. Важнейшей задачей, стоявшей перед государством, победившим в самой кровопролитной из всех воин в мировой истории, было восстановление народного хозяйства, всех его отраслей, включая науку и культуру, которые понесли в военные годы огромные потери. В 1945-1955 гг. развитие отечественной науки было направлено на обеспечение лидерства СССР в оборонных отраслях, а культуры — на изоляцию от Запада. В народном образовании главной задачей стало введение обязательного семилетнего обучения, а для молодежи, не сумевшей получить образование в военную пору, — создание системы вечернего обучения. Эта цель была достигнута к 1950 г. Увеличилось количество высших учебных заведений, в вузах активно вводились вечерняя и заочная формы обучения. Была усилена административная система управления народным образованием. В 1946 г. Всесоюзный комитет по делам высшей школы был преобразован в Министерство высшего образования СССР, в 1950 г. в структуре ЦК ВКП(б) был организован Отдел науки и высших учебных заведений. Во второй половине 1940-х гг. была создана сеть научно-исследовательских институтов: Институт точной механики и вычислительной техники, Институт радиотехники и электроники, Институт прикладной геофизики, Институт физической химии, Институт ядерных проблем, Институт атомной энергии и др. Приоритетными являлись исключительно те научные направления, которые служили укреплению обороны страны. В частности, особое внимание уделялось работам в области использования атомной энергии. Научным руководителем проекта по созданию ядерного оружия с 1943 г. был академик И. В. Курчатов. 29 августа 1949 г. на полигоне под Семипалатинском впервые в СССР было проведено испытание атомной бомбы. Советским ученым принадлежит первенство в разработке термоядерного оружия, в которой принимали участие выдающиеся физики И. Е. Тамм, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров. Испытание водородной бомбы впервые было произведено в СССР в 1953 г.

Академики С. И. Вавилов, И. Е. Тамм, Т. А. Черенков, И. М. Франк внесли большой вклад в развитие экспериментальной физики по изучению нейтронов и люминесценции. Под руководством М. И. Франка был создан импульсный реактор на быстрых нейтронах. В 1947 г. под руководством С. П. Королева была успешно завершена работа по созданию первой советской баллистической ракеты-носителя. Это позволило уже в 1954 г. оснастить Советскую Армию новейшими образцами ракетно-ядерного оружия.

Советская литература не могла выходить за рамки современных или исторических, а чаще историко-революционных тем. Даже тема войны после выхода в свет романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия», провозглашенного образцовым, считалась исчерпанной. Если в первые послевоенные годы правдивые и талантливые книги о войне еще выходили и даже получали положительную оценку (например, повесть писателя-фронтовика В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда»), то по мере усиления идеологического контроля тема войны, лишений, нелегкого ратного труда, фронтовых и тыловых будней исчезала со страниц книг и журналов. Считалось, что это отвлекает советских людей от насущных задач дня, вызывает трагические воспоминания. Предпочтение отдавалось «праздничной», бесконфликтной и бесцветной литературе. Такие лучшие произведения, как «Русский лес» Л. М. Леонова, «Первые радости» и «Необыкновенное лето» К А. Федина, «Времена года» В. Ф. Пановой, «Открытая книга» В. А. Каверина, отражают общее состояние литературного процесса тех лет, в котором отсутствует новаторский поиск, довлеет идеологическая схема, нет жанрового и стилистического многообразия.

Крайне тяжелое положение сложилось в музыкальном и театральном искусстве. После выхода в свет постановления Политбюро ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 г. «Об опере «Великая дружба» В. Мурадели»» началась кампания борьбы с «формализмом» в советской музыке, жертвами которой стали талантливые композиторы Вано Мурадели, обвиненный в разжигании национальной розни в опере «Великая дружба», а также Д. Д. Шостакович («Леди Макбет Мценского уезда»), С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин.

41.Рыночные реформы и социально-экономическое развитие России в 1991 — 1999гг: цели и результаты, последствия преобразований. Ценз «ельцинского лихолетья».

Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»).

Экономический кризис тяжело отразился на развитии аграрного производства. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота.

В декабре 1992 г. на VII Съезде народных депутатов Российской Федерации работа правительства Е. Т. Гайдара была признана неудовлетворительной. На пост премьер-министра страны был избран В. С. Черномырдин (декабрь 1992 — апрель 1998г.), выражавший интересы так называемого директорского корпуса, известный крупный хозяйственник с большим опытом работы. Первым шагом нового премьера в сфере экономики стало решение о финансовой поддержке топливно-энергетического комплекса. Это обстоятельство послужило поводом для некоторых аналитиков заключить, будто у нового премьера есть некая собственная модель экономического развития страны: приоритетными будто бы становятся базовые отрасли. Однако существенных перемен не происходило.

Одной из причин продолжавшегося кризиса была политика монетаризма, согласно которой количество денег (а не уровень развития производства) является определяющим фактором экономики.

По итогам 1993 г. национальный доход сократился на 14%, промышленное производство упало на 25%, сельскохозяйственное — на 5,5%. Существенно ухудшилось материальное положение населения. Ситуация в экономике мало изменилась и в 1994—1995 гг. Рост дефицита госбюджета продолжался, несмотря на то что с лета 1994г. начался новый этап экономических и социальных реформ. Летом было обнародовано несколько экономических решений правительства, касавшихся акционирования, реформирования предприятий, продажи предприятий-должников, а также дальнейшей либерализации внешней торговли.

Ельцинское «лихолетье» и его воздействие на материальное положение и духовно-нравственное состояние России еще не получили в нашей исторической литературе и в СМИ объективной, правдивой и всесторонней оценки, хотя написано об этом много. Для народа не раскрыто должным образом, какие внешние и внутренние силы стояли за «реформами» Ельцина и определяли их характер и направленность. И это понятно: пришедшие к власти неолибералы отнюдь не заинтересованы в правде о том, как их политика привела к обвалу России.

Оформление российской государственности. Поиски новых моделей федерализма в 1990-х гг. Чеченский кризис. Первый президент России Ельцин.

К концу 1991 г. в стране складывается весьма сложная социально-экономическая ситуация. За год национальный доход снижается более чем на 11 %, падает промышленное производство, уменьшается производство нефти и угля, пищевой продукции. В разряд дефицитных переходят практически все виды потребительских товаров. К началу ноября 1991 г. валютные запасы страны полностью исчерпываются, и Внешэкономбанк прекращает все платежи за границу, за исключением платежей по обслуживанию внешнего долга, который к этому времени достигает 76 млрд долларов. Угроза реального голода нависает над страной.

В силу постоянно ухудшающихся условий жизни эйфория в обществе быстро сменяется всеобщим разочарованием. Обретенная свобода от марксистской догмы принесла населению страны чувство облегчения, но вместе с тем возникли и растерянность перед неопределенным будущим, и ощущение утраты социальных и нравственных ориентиров. «Перестройка» расшатала устои советской системы, но практически не создала политико-экономических основ капиталистического строя.

Осенью 1991 г. государственные органы СССР фактически перестают функционировать как органы власти. Попытка создать новый союзный государственный аппарат в форме Межреспубликанского экономического комитета (МЭК) заканчивается провалом. Бывшие союзные республики отказываются выполнять экономические обязательства перед Союзом. Часть из них решительно выбирают путь радикальных социально-экономических реформ. Другие всеми силами и средствами стремятся их избежать или максимально отсрочить.

Одновременно союзная бюрократия растаскивала федеральную собственность по срочно создаваемым «концернам» и «ассоциациям». Процесс спонтанной приватизации захватывает регионы страны.

Ситуация в стране осложнялась бездействием демократических сил, не имевших ясной, проработанной программы системной трансформации. Исчезновение врага в лице КПСС вызвало в их рядах раскол и апатию.

Нарастающий хаос и социальное напряжение требовали от российского руководства срочно осознать новую реальность, сформировать национальные государственные институты, определить цели и задачи внешней и внутренней политики Российской Федерации, решить наиболее острые социально-экономические вопросы, наконец, запустить конкурентно-рыночные механизмы. Совпадение во времени задач, которые в других странах решались в разное время, неимоверно осложнило деятельность правительства Б. Н. Ельцина. Создание основ нового социально-экономического строя происходило в обстановке острого дефицита предпосылок для него. В силу исторических причин советские люди имели лишь крайне негативные представления о капитализме и рынке, а потому не испытывали желания участвовать в их создании.

По указанным причинам вопрос о цели трансформации российского общества не мог быть сразу гласно поставлен осенью—зимой 1991 г. ни властными структурами, ни средствами массовой информации. Президент Б. Н. Ельцин ни в одном из своих программных выступлений 1991–1992 гг. не говорил о капитализме как о конечной цели начинающихся структурных реформ. Таким образом, вопрос, куда должна идти Россия, чтобы не утратить свои государственные и международные позиции, фактически был оставлен без ответа. В силу этого внутриполитическая ситуация в стране осенью 1991 г. оставалась неопределенной, российское общество жило смутными ожиданиями перемен.

В конце 1994 г. российское руководство предприняло попытку разрубить «чеченский узел». Три года с момента прихода к власти в республике национал-радикалов во главе с Д. Дудаевым в Москве ждали, что режим, установленный генералом, сам себя изживет, но этого не случилось. За эти годы Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России создавали реальную опасность повторного передела постсоветского пространства, угрожали целостности Российской Федерации. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.

Время правления Ельцина и его воздействие на материальное положение и духовно-нравственное состояние России еще не получили в нашей исторической литературе и в СМИ объективной, правдивой и всесторонней оценки, хотя написано об этом много. Для народа не раскрыто должным образом, какие внешние и внутренние силы стояли за «реформами» Ельцина и определяли их характер и направленность. И это понятно: пришедшие к власти неолибералы отнюдь не заинтересованы в правде о том, как их политика привела к обвалу России.

Источник



Развитие советской культуры (1945-1991 годы)
презентация к уроку

Маткриал предназначен для проведения комбинированных занятий по дисциплине «История» у студентов 1-2 курсов

Скачать:

Вложение Размер
razvitie_sovetskoy_kultury_1945-1991_gody_-_kopiya.pptx 2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ по теме: «РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ 1945-1991 ГОДЫ»

ПЛ АН Кинематограф Живопись Графика Скульптура Литература

КИНЕМАТОГРАФ 4 сентября 1946 г. появилось новое постановление ЦК ВКП(б), на этот раз посвященное критике «безыдейности» ряда кинофильмов. В их числе были названы фильмы: « Кавалер Золотой Звезд ы » — художественный фильм , снятый в 1950 году в СССР по одноимённому роману С. П. Бабаевского

ОБРАЗОВАНИЕ В период Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики уничтожили и разрушили на территории, подвергшейся немецкой оккупации, 82 тыс. школ, в которых до войны обучалось 15 млн. учащихся. Но и в эти годы Коммунистическая партия и Советское правительство делали всё возможное для развития и совершенствования общеобразовательные школы. К концу 50-х гг. наша страна располагала одной из лучших в мире систем среднего, профессионального и высшего образования. Она занимала второе место в мире по численности студентов на 10000 человек населения.

ЖИВОПИСЬ В живописи этих лет широкое распространение получили исторический, «историко-революционный», бытовой и реалистический жанры. Во второй половине 1940-х – 1950-х годов в Союз пришли молодые талантливые художники: живописцы В.С.Зинов, Б.К.Смирнов, А.Ф.Бурак, В.А.Игошев, О.Э.Бернгард, и многие другие. Также стали известными картины А. Лактионова , В. А. Серова. А.Ф.Бурак « Плавка выдана », 1957г. В. А. Серов « Ходоки у Ленина » ,1950 г.

ЖИВОПИСЬ Сатирическая графика послевоенного времени — один из наиболее массовых и «боевых» видов советского изобразительного искусства. Активно работали мастера политической карикатуры на международные темы, которые работали для «Правды» и других центральных газет. Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Васильевич Куприянов (1903—1991), Порфирий Никитич Крылов (1902—1990) и Николай Александрович Соколов (1903—2000 ).

ЖИВОПИСЬ Б. Пророков. «Разгон демонстрации» (Из цикла «Вот она Америка!») «Чернильный» заокеанского клеветника 1957г.

СКУЛЬПТУРА В послевоенные годы в скульптуре усиливаются монументальные тенденции. Этому способствовало издание постановления правительства о сооружении памятников-бюстов дважды Героев Советского Союза и дважды Героев Социалистического Труда для последующей установки их на родине. Скульптурный монумент и памятник-монумент как жанр стали чрезвычайно востребованными.

СКУЛЬПТУРА Евгений Вучетич Монумент «Родина-Мать зовет !» Волгоград 1967 г.

ЛИТЕРАТУРА Во время Великой Отечественной войны цензура сосредоточилась на сохранении военной тайны, но после окончания военных действий снова развернулась идеологическая чистка. Цензура стремилась контролировать не только информацию внутри СССР, но и публикуемую за границей информацию иностранных корреспондентов. 25 февраля 1946 года было принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) о цензуре информации из СССР.

ЛИТЕРАТУРА Борис Леонидович Пастернак родился 29 января 1890 г. в Москве. Умер 30 мая 1960 г. в Переделкино Московской области. Писатель, один из крупнейших русских поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе за роман «Доктор Живаго». Б. Пастернак был объявлен врагом народа за публикацию романа «Доктор Живаго» зарубежом. Его заставили отказаться от получения Нобелевской премии, не выпустив из страны. Произведения: «Зимняя ночь» «Сестра моя- жизнь» «Быть знаменитым некрасиво» «О любви» «Строку диктует чувство»

ЛИТЕРАТУРА Анна Андреевна Ахматова (фамилия при рождении — Горенко) родилась 11 июня 1889 г. в Одессе, скончалась 5 марта 1966 г. в Домодедово Московской области. Русская поэтесса, писатель, литературовед, литературный критик, переводчик. По постановлению Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» от 14 августа 1946 года, в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко, оба они были исключены из Союза советских писателей.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Загладин Н . В ., Петров Ю.А. История. Конец XIX- начало XXI века. Базовый уровень — М., 2019. ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ www.statehistory.ru (История государства) www.gumer.info (Библиотека Гумер )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драматизация как эффективный метод развития коммуникативной культуры учащихся

Презентация к ранее опубликованной статье.

Понятие «корпоративная культура» в последние годы все шире используется педагогическим сообществом. Это обусловлено тем, что в условиях рынка, система образования обязана формировать у специалистов/пр.

Достижения и противоречия советской культуры

Достижения и противоречия советской культуры.

Развитие образования на 2013-2020 годы

Презентация для студентов и педагогов.

Развитие речевой культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Исследование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: Основные подходы к выбору репертуара как базиса для развития музыкальной культуры ребенка.

Дисциплина: 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность:44.02.01 Дошкольное образование.Курс: 3.

Стратегии развития московского образования до 2025 года. Город- школа.

Становление современного общества в России, новые геополитические факторы, важнейшим из которых является глобализация, интеграция Российской Федерации в мировое образовательное пространство объективно.

Источник

Тема: Развитие советской культуры (1945 —1991 годы).

Основные достижения в послевоенной литературе были связаны с разработкой темы Великой Отечественной войны. Наряду с признанными литерато­рами М. Шолоховым, К. Паустовским, М. Пришвиным и др. появляются новые писатели Э. Казакевич, Б. Полевой, Дудин, В. Па­нова и др.
Б. Полевому Принадлежит замечательное произведение «Повесть О настоящем человеке», очень популярное не только в СССР но и за границей. По мотивам Повести, был поставлен фильм, ‘который стал одним из самых любимых у советских зрителей. А. Фа­деев написал роман «Молодая гвардия, в Котором показал мужественную борьбу советских людей против фашистов. Почти сразу после воины, в 1946 Г., известный поэт А. Твардовский создал сти­хотворение «Я убит ПОДО Ржевом», ставшее одной из вершин всей послевоенной поэзии. О событиях войны. Пишут Э. Казакевич («Звезда», «Весна на Одере»), Л. Соболев («Зеленый луч»), О. Гон­чар («Знаменосцы»), П.Вершигора («Люди с чистой совестью») Б. Лавренев («За тех, кто в море») и др.

Поскольку литература всегда признавалась самой значимой частью культуры, внимание власти к ней было наиболее присталь­ным. В 1946-1948 гг. был Принят ряд партийных и правительствен­ных постановлений относительно литературы. В этих постановлениях содержались Отрицательные оценки таких литературных деятелей, как А.Ахматова, М Зощенко и др. Творчество этих авторов считалось аполитичным, безыдейным, буржуазным. На литератур­ные произведения распространялась строгая цензура, авторы по­стоянно были Вынуждены переделывать свои произведения.

На сценах, прежде всего Московских театров начинают ИДТИ пьесы А. Сафронова («Московский характер» и «В одном городе,) Б. Ромашова «Великая сила», А. Крона («Кандидат партии,), А. Kopнеичука («Калиновая роща,) и др.

В заданном ключе ряд драматических Произведений рассказы­вал о гнилости буржуазного общества, тлетворности его идеоло­гии и особенно об «американском образе жизни»: «Голос Амери­ки» Б.Лавренева, «Русский вопрос» К. Симонова, «Заговор обре­ченных» Н. Вирте, «Я хочу домой,) С. Михалкова.

Во время войны киносеть в оккупированных фашистами райо­нах была полностью разрушена. Однако производство фильмов не прекратилось. Фильмы создавались на студиях Ташкента и других городов. В послевоенные годы советская кинематография была в значительной мере восстановлена, но производство художествен­ных фильмов сократилось. Однако именно в эти годы были сняты художественные ленты («Молодая гвардия», «Подвиг разведчика,), «Повесть О настоящем человеке», «Сельская учительница», «Ку­банские казаки», «Весна,), «Встреча на Эльбе,) и Др., до сих пор пользующиеся популярностью.

В послевоенные годы в изобразительном искусстве появилось немало полотен на военную тематику. К ним можно отнести кар­тины А. Лактионова «Письмо с фронта», В. Костецкого «Возвра­щение» и др. Всеми способами поощрялось создание картин, изоб­ражающих «вождя народов» И. В. Сталина, строительство комму­низма. В портретной живописи наряду с образом героя-победите­ля появляется и образ мирного труженика. Здесь нужно отметить творчество П. Корина.

Музыка после войны приобрела новые черты. Появилось такое понятие, как военная песня, массовая песня и Т.Д. Композиторы активно сочиняли музыку к кинофильмам. Творчество таких ком­позиторов, как Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян, при­обрело всемирную известность.

Развитие культуры в период «оттепели».

Духовная атмосфера времен «оттепели» была весьма либеральной. Шла активная реа­билитация писателей, которые стали жертвами репрессии. Но од­новременно действовала установка авторам наделить своих героев лучшими моральными качествами строителей коммунизма.

В области киноискусства тоже царила относительная свобода.: Если раньше требовалось снимать фильм только с четко заданной направленностью, то теперь от этого в тои или иной степени от­казались.

При Хрущеве получили большое распространение различные вечера поэзии, на которых проходили встречи с молодыми поэта­ми — кумирами поколения. Устраивались также художественные выставки (например, в Манеже), кинофестивали.

В период «оттепели» произошли сдвиги в сфере общественного сознания. Всячески проводилась концепция «возврата К ленинизму», культивировалась революционная романтика. Ликвидация черт сталинизма консолидировала власть и общество, породив куль­турный феномен «шестидесятников».

Развитие науки, техники и образования.

В СССР увеличилось число научных учреждений и научных работников. В каждой союзной республике была своя Академия наук, в подчинении которой находилась целая система научных учреждений. В развитии науки были достигнуты значительные успехи. 4 октября 1957 г. был осу­ществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли, затем космические аппараты достигли Луны. 12 апреля 1961 г. со­стоялся первый в истории полет человека в космос. Первопроход­цем космоса стал Ю.А. Гагарин.

Строились новые все более мощные электростанции. Успешно развивались самолетостроение, ядерная физика, астрофизика и другие науки. Во многих городах создавались научные центры. На­пример, в 1957 г. возле Новосибирска был построен Академгородок

После войны катастрофически уменьшилось количество школ, поэтому одной из задач правительства было создание новых сред­них учебных заведений. Увеличение числа выпускников средних школ вело к росту числа студентов вузов.

С 1954 г. в школах было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек. Была также отменена плата за обучение старшеклассников, студентов. Студентам стали выплачивать стипен­дию. В 1958 г. было введено обязательное восьмилетнее образова­ние, а десятилетняя школа переводилась на ll-летнее обучение. Вскоре в учебные планы школ был включен труд на производстве.

Духовная жизнь и культура «развитого социализма».

Идеологи КПСС стремились поскорее забыть идею Хрущева построить к 1980 г. коммунизм. Эта идея сменилась лозунгом о «развитом социализ­ме». Считалось, что при «развитом социализме» сближаются на­ции и народности, сложилась единая общность — советский народ. Говорилось о бурном развитии производительных сил страны, о стирании граней между городом и деревней, о распределении богатства на принципах «От каждого по его способностям, каж­дому по его труду». Наконец, провозглашалось превращение госу­дарства диктатуры пролетариата в общенародное государство ра­бочих, крестьян и народной интеллигенции, между которыми грани также непрерывно стираются.

В 60 — 70-е гг. хх в. культура перестала быть синонимом идеоло­гии, утратил ось ее единообразие. Идеологическая составляющая культуры отступала на задний план, уступая место простоте и искренности. Популярность приобрели произведения, созданные в провинции — В Иркутске, Курске, Воронеже, Омске и т.д. За культурой был признан особый статус.

Тем не менее, идеологические тенденции в культуре были еще очень сильны. Отрицательную роль играл воинствующий атеизм. Усилились гонения на Русскую православную церковь. В стране закрывались храмы, священников смещали, лишали сана. Воин­ствующие безбожники создавали специальные организации для проповеди атеизма.

Культура второй половины ХХ в.

Новые черты культуры.

В 40 — 50-е п. ХХ в. главной темой про­изведений искусства являлась прошедшая война. Событиям вой­ны были посвящены памятники и монументы, литературные про­изведения, важнейшее место военная тема занимала в кинемато­графе, музыке, живописи. Во Франции к теме войны обращались писатели Л.Арагон, П.Элюар, А.Лану. В Германии главной стала тема преодоления нацистского прошлого (тема «расчета с прош­лым»). В ГДР вышли такие романы, как «Пляска смерти» Б.Кел­лермана, «Мертвые остаются молодыми» А.Зегерс. В ФРГ с ог­ромной силой эти проблемы были подняты в произведениях ставшего впоследствии всемирно знаменитым писателя Г. Бёлля (ро­ман «Где ты был, Адам?»). Об этом же писали в своих произведе­ниях немецкие писатели, жившие в годы войны в эмиграции (Т. Манн, Э. Ремарк). Для всех этих произведений характерен реалистический под­ход. Это же отличает творчество американских писателей того вре­мени У. Фолкнера, Э. Хемингуэя. Реализм в литературе сохранял­ся и позже. Подобные явления наблюдались и в кинематографе.

После войны огромную известность получают итальянские фильмы, созданные в рамках неореализма. Первым из них стал фильм Р. Росселини «Рим — открытый город» об участниках движения Сопротивле­ния. В 60-70-х гг. ХХ в. В Италии снималось немало фильмов, обращенных к социальной и политической тематике. В них остро ставились проблемы власти и справедливости, свободы и анар­хии. Важнейшую роль в кинематографе играли США. Среди амери­канских фильмов также немало таких, которые обращались к ак­туальной социально-политической тематике. Так, многие выдаю­щиеся произведения посвящены войне во Вьетнаме «Возвращение домой» Х. Эшби, «Апокалипсис сегодня» Ф. Копполы, «Взвод» О.Стоуна). Однако в США преобладают фильмы развлекательных жанров — вестерны, боевики, детективы, фильмы ужасов, фан­тастические фильмы, мелодрамы, комедии. Классическими здесь стали «Звездные войны» ДЖ.Лукаса, «Крестный отец» Ф. Коппо­лы, «Терминатор» и «Титаник» Дж. Камерона и др. Некоторые из подобных фильмов затрагивают острейшие проблемы, в том чис­ле в критическом плане оценивают состояние американского об­щества (трилогия «Матрица» братьев Вачовски, «Бойцовский клуб» Д. Финчера).

Популярными остаются различные модернистские направле­ния. В 40 — 50-е гг. ХХ в. французские писатели Ж. П. Сартр и А. Ка­мю стали пропагандистами философско-литературного течения экзистенциализма. Они проповедовали идеи абсурдности окружа­ющего мира, внутренней свободы человека как возможности сде­лать выбор перед лицом судьбы, его права быть единственным судьей своих поступков. В основе серии романов Сартра «Дороги свободы» лежали сюжеты, связанные с конфликтом между требо­ваниями общества и убеждениями героев романов. В романе Камю «Чума» ставил ась проблема выполнения общественного долга в условиях бедствий. С 50-х гг. ХХ в. популярными становятся авангардистские тече­ния, связанные с понятием «абсурд». Создаются произведения, в которых отсутствует сюжет, рассказывается о бессвязных ощуще­ниях и переживаниях героев

Появляется театр абсурда. В 1953 г. С. Беккет поставил в Париже пьесу «В ожидании Годо», ставшую классикой этого театра. В этом же направлении творил известный румынский драматург Э.Ионеско. Героем абсурдистских пьес яв­лялся «маленький человек» с его беспомощностью перед судь­бой, паническими настроениями. Большим успехом с 60-х п. ХХ в. пользуются авангардистские произведения писателей и поэтов Латинской Америки (Х.Борхес, Х. Кортасар, Г. Маркес и др.). Одно из господствующих положений в литературе занял жанр «фэнтези», В котором авторы помещают своих героев в придуман­ный ими мир. Среди таких произведений особо следует выделить серию романов «Властелин колец» англичанина Дж.Толкиена. Модернистские направления господствовали и в изобразитель­ном искусстве.

Здесь начался новый этап, названный постмодер­низмом. В отличие от модернизма, который следовал определен­ным эстетическим нормам и стандартам, постмодернизм основан на смешении разных стилей, художественных форм и приемов. Популярным в 40-60-е гг. ХХ в. был абстрактный экспрессионизм. Для произведений этого направления характерна беспредметность искусства. В 60 — 70-е гг. ХХ в. как определенная реакция на абстрактный экспрессионизм возник поп-арт (популярное искусство). В этом направлении любая вещь может стать предметом искусства. Ху­дожник не создает свое произведение, а собирает, составляет, конструирует нечто из различных материалов. Это нечто объявля­ется «фактом искусства». Поп-арт помимо изобразительного искусства занял господству­ющее положение и в других жанрах. Именно с ним связано появ­ление в 60-е гг. ХХ в. рок-н-ролла. В музыкальной сфере его класси­ками стали певец Э. Пресли, группы «Битлз» и «Роллинг Стоунз». Позже появились и другие направления. Возникает огромная ин­дустрия шоу-бизнеса, охватившая весь мир, заполнившая его зву­ко- и видеозаписями. В целом для культуры второй половины ХХ в. характерен процесс глобализации. Единые эстетические вкусы, стандарты, сте­реотипы начинают господствовать в культуре разных стран и народов.

Развитие науки и техники.

Основой развития экономики пере­довых стран мира во второй половине ХХ в. стали достижения в сфере науки. Исследования в области физики, химии, биологии позволили кардинально изменить многие стороны промышлен­ного и сельскохозяйственного производства, дали толчок к даль­нейшему развитию транспорта. Так, овладение секретом атома привело к рождению атомной энергетики. Огромный рывок впе­ред совершила радиоэлектроника, что стало основой массового производства радиоаппаратуры и телевизоров. Стало возможным и массовое производство товаров длительного пользования для населения — автомобилей, холодильников, микроволновых пе­чей и т.д. Достижения в генетике позволили получать новые сорта сельскохозяйственных растений, повысить эффективность живот­новодства. Научные открытия вели к созданию таких новых транс­портных средств, как реактивная авиация и космические ракеты. В 70-е гг. ХХ в. начался новый этап научно-технической револю­ции. Наука полностью сливается с производством, превращаясь в непосредственную производительную силу. Еще одной чертой дан­ного этапа стало резкое сокращение сроков между научным от­крытием и его внедрением в производство. Своеобразным симво­лом этого времени стал персональный компьютер, который с последних десятилетий ХХ в. стал неотъемлемой частью как про­изводства, так и частной жизни в развитых странах.

Появление Интернета сделало общедоступной огромное количество инфор­мации. Микропроцессоры начали широко при меняться для авто­матизации производства. Огромные перемены произошли в сред­ствах связи. Здесь появились факсы, пейджеры, сотовые телефоны. Принципиально новыми устройствами являются также копиро­вальные аппараты (ксероксы), сканирующие устройства и т.д. Ярчайшие достижения науки второй половины ХХ в. связаны с освоением космоса. Запуск СССР в 1957 г. искусственного спутни­ка Земли и полет в 1961 г. Юрия Гагарина дали толчок к советско-­американской гонке в исследовании космоса. Достижениями этой гонки стали: выход человека в скафандре в открытый космос, стыковка космических аппаратов, мягкие посадки искусственных спутников на Луне, Венере, Марсе, полет человека на Луну, со­здание орбитальных космических станций и многоразовых косми­ческих кораблей и т.д. После распада СССР интенсивность кос­мических исследований заметно снизилась, однако они продол­жаются. Так, началось создание Международной космической станции, в котором принимают участие США, Россия, страны ЕС и др.

Источник: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н.. История. 0000

Вопросы для самопроверки

1. Укажите наиболее значимые события советской культуры

2. Каковы были особенности развития культуры в период перестройки?

3. Как развивалась система образования в СССР в 1945 -1991 гг?

4. Что вы считаете главные достижениями советской культуры?

5. Назовите наиболее яркие явления советской культуры

Источник

Культура Советской эпохи

Культура периода Советского Союза была разнообразной и многогранной. В свое нелегкое время, она терпела неудачи и подъемы. После падения царской системы правления, у руля нового государства, стали большевики. В процессе этого, впервые года существования нового государственного порядка, одни из лучших умов России, эмигрировали на запад. Несмотря на это, новая «советская страна» с самого начала, взяла курс на ликвидацию, повальной безграмотности. Были даны возможности обучению, без отрыва от производства, а главное – бесплатное начальное обучение простых советских граждан. Результатом этого, стало невиданное культурно-техническое развитие государства, наравне с лучшими западными конкурентами. Уверенно и планомерно развивались военно-промышленные комплексы, которые создавали лучшие образцы техники. Культурный аспект страны привнес миру настоящих классиков своей эпохи, труды которых считают лучшими по сей день. Победы в этой неотъемлемой сфере, стали результатом плодотворной роботы всего государственного аппарата коммунистического строя, который был нацелен на равенство, достаток, и развитие человеческой мысли.

Материальная культура (наука, техника, строительство, транспорт)

Духовная культура (образование, литература, искусство)

К. А. Тимирязев, В. М. Бехтерев

А.В. Луначарский, U.K. Крупская, А. А. Блок, А. А. Богданов, В.Я. Брюсов

Восстановление народного хозяйства, транспорта. План ГОЭЛРО, первые ГЭС. ГО. Графтио, Я. М. Гаккель

АХРР (Ассоциация художников революционной России), РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), рабфаки; СЛ. Есенин, Д. А. Фурманов, В.Э. Мейерхольд

Синтетический каучук, учение о центрах происхождения культурных растений. С. В. Лебедев Н.И. Вавилов И. В. Мичурин В. И. Вернадский

Марксизм-ленинизм, атеизм, Ликвидация неграмотности, всеобщее бесплатное начальное обучение, обучение без отрыва от производства. ССП (Союз советских писателей), социалистический реализм. М. Горький, А. Н. Толстой, Д. Бедный, В. В. Мая­ковский, Н. А. Островский, М. А. Шолохов, М.А. Булгаков, А.А. Ахматова, М.А. Зощенко

«Катюши», Т-34, Ил-2, ППД (пистолет-пулемет Дегтярева), ППШ (пистолет-пулемет Шиапша) С. В. Ильюшин, А. С. Яковлев, А. Н. Туполев, В. А. Дегтярев

А. Т. Твардовский, И. Г. Эренбург. А. П. Гайдар

Атомная и водородная бомбы, термоядерная реакция на установке «Токамак», освоение космоса, спутник, Ан-124 («Руслан»), лазеры, автоматизация, механизация, электрификация. И. В. Курчатов Л.А. Арцимович Ю.Б. Харитон, А. Д. Сахаров, СП. Королев, Ю.А. Гагарин

О. К. Антонов, Н. Г. Басов, А. М. Прохоров, Л. Д. Ландау

Всеобщее бесплатное обязательное среднее образование. Абстракционизм, авангардизм, формализм, «самиздат», «тамиздат».

А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, В. И. Мурадели, А. И. Хачатурян, А. П. Довженко, А. И. Солженицын, А. А. Фадеев, А.Т. Твардовский, В. Ы. Войнович, А. А. Тарковский, Ф.А. Абрамов, A.M. Адамович, Г Я. Бакланов, Ю. В. Бондарев, В. В. Быков, В. Г Распутин, А. А. Бек, Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, И. А. Бродский, Г. А. Товстоногов

A. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В.Т. Шаламов, В.П. Аксенов,

B. C. Гроссман, И.С. Глазунов, М.М. Шемякин

Культура советской эпохи

После 1917 г. часть деятелей культуры и науки эмигрировала из страны (И. А. Бунин, Д. С. Мережковский, В. В. Кандинский, Ф.И. Шаляпин, СВ. Рахманинов и др.). Некоторые (Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин) были высланы Советской властью или расстреляны (Н. С. Гумилев, профессора В. Н. Таганцев, М. М. Тихвинский, философ П. А. Флоренский). Некоторые из эмиг­рантов (А. Н. Толстой, М. И. Цветаева, А. И. Куприн) по разным причинам вернулись на родину.

К середине 30-х гг. была ликвидирована неграмотность у взрослого населения, получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки, народные университеты и т.д.). На протяжении 30-х гг. было введено всеобщее бесплатное обязательное начальное обучение, затем — неполное (семилетнее) среднее образование, сначала в городах, позже в сельской местности. В 70-х гг. было введено всеобщее обязательное среднее политехническое десятилетнее образование. Численность вузов и студентов выросла в десятки раз.

В СССР наряду с Всесоюзной Академией Наук сложились рес­публиканские и отраслевые академии. Сформировались советские научные школы: С. В. Лебедев — производство синтетического кау­чука; Н. И. Вавилов — генетика; И. В. Мичурин — биология и селекция; И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, С. П. Королев — атомное и ракетное оружие и др. Значительная часть научных сил была сосредоточена в военно-промышленном комплексе.

Литература и искусство от борьбы различных направлений в 20-х гг. пришли к «сплочению» на основе «социалистического реализма», который с 30-х гг. считался единственно правильным методом художественного творчества. Официальное признание получили писатели М. Горький, В .В. Маяковский, Д. Бедный, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, Н.А. Островский, А. Т. Твардовский. Некоторым талантливым художникам приходилось работать «в стол» (А.А. Ахматова, М.А. Булгаков), перебиваться случайными заработками (М.А. Зощенко), уезжать за границу (А. И. Солженицын, В. Н. Войнович, А. А. Тарковский).

Все сферы культурного, духовного производства были поставлены под контроль государства, Коммунистической партии. Под лозунгами «Культуру —в массы», «Искусство принадлежит народу» происходила демократизация культуры, приобщение широких масс трудящихся к культуре. С другой стороны, сфера культуры, духовной жизни общества подверглась жесткой идеологизации и всеобъемлющей поли­тизации. Коммунисты являлись материалистами, воинствующими атеистами (безбожниками) и стремились ликвидировать влияние всех религий, в которых видели конкуренцию марксизму-ленинизму. В целом народ в основной массе мог приобщиться только к той культуре, которую ему давало руководство страны.

Культурный советской эпохи: деятели культуры по сферам деятельности

конструкторы — оборона, вооружение

Ж.Я. Котин, В.М. Петляков, А.Н. Туполев,

A. С. Яковлев, А.Ф. Иоффе, Г. С. Шпагин,

B. А. Дегтярев, И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон,
СП. Королев, М.Т. Калашников, В.П. Бармин,
Г. В. Кисунько, В.Ф. Уткин, И. Д. Спасский

Ученые в гражданских отраслях

Химик С. В. Лебедев, биолог Н. И. Вавилов,

селекционер И. В. Мичурин,

физики П.Л. Капица, СИ. Вавилов, Н.Г. Басов,

A.M. Прохоров, П.А. Черенков,

математики Л. В. Канторович, М.В. Келдыш,

врач-офтальмолог С. Н. Федоров

К. С. Мельников, А. В. Щусев

А. А. Ахматова, С. А. Есенин, В. В. Маяковский,

Демьян Бедный, В.Я. Брюсов, А.Т. Твардовский,

Н.С. Тихонов, Б. А. Пастернак,

Е. А. Евтушенко, М. И. Алигер, О.Ф. Бергольц,

А. А. Вознесенский, И. А. Бродский,

Б. А. Ахмадулина, Р. Г. Гамзатов, А. Д. Дементьев,

Н. Н. Добронравов, Р. И. Рождественский,

М. Горький, М.А. Шолохов, Д. А. Фурманов, В. П. Катаев, И. Э. Бабель, Л. М. Леонов, А. С. Серафимович, М.Е. Кольцов, К. М. Симонов, А. А. Фадеев, А. П. Гайдар, М. М. Джалиль, Б. Н. Полевой, В. А. Каверин, А. С. Грин, К. И. Чуковский, И. Г. Эренбург, А.Н. Толстой, М.А. Булгаков, М.М. Зощенко, А. И. Солженицын, Ф. А. Абрамов,

A. M. Адамович, Г.Я. Бакланов, Ю.В. Бондарев,

B. В. Быков, В. Г. Распутин, А. А. Бек,

Б. А. Можаев, Ю. В. Трифонов, А. Н. Рыбаков, Е.С Гинзбург, В. Т. Шаламов, В. П. Аксенов, B.C. Гроссман

B. И. Лебедев-Кумач, И. О. Дунаевский,

C. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович,
Н.Я. Мясковский, А.Н. Пахмутова,
О. Б. Фельцман, Д. Ф. Тухманов

С.Я. Лемешев, И. С. Козловский,

Г П. Вишневская, И. К. Архипова,

Е. В. Образцова, Т. И. Синявская,

Е. Е. Нестеренко, З.Л. Соткилава,

М.Л. Ростропович, В.Т. Спиваков,

К. И. Шульженко, Л. А. Русланова, Л. О. Утесов,

Л. Г Зыкина, М. М. Магомаев, Э. С. Пьеха,

И. Д. Кобзон, А. Б. Пугачева

A. А. Дейнека, П.Д. Корин, Ю. И. Пименов,
М. В. Нестеров, К. С. Петров-Водкин,

П. П. Конч&повский, А. А. Пластов, Кукрыниксы (М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов),

И. С. Глазунов, М.М. Шемякин;

Режиссеры кино, театра, балета

A. П. Довженко, С. М. Эйзенштейн,

Г. М. Козинцев, Э.А. Рязанов, А. А. Тарковский,

B. Я. Мотыль, Л. И. Гайдай, С. Ф. Бондарчук,
М. М. Хуциев, О. Н. Ефремов, В. М. Шукшин,
Н. С. Михалков, Г. Н. Данелия, С. В. Образцов,
Ю. Н. Григорович

Актеры кино, театра, балета

Л. П. Орлова, М. Н. Ермолова, Ф. Г. Раневская, Н.А. Черкасов, И.М. Смоктуновский, М.А. Ульянов, А.И. Райкин, B.C. Высоцкий,

A. А. Миронов, Л. М. Гурченко, Е. П. Леонов,

B. В. Тихонов, А. Б. Фрейндлих, Ю. В. Яковлев,
А. В. Мягков, Г. С. Уланова, М. Г. Плисецкая,

Е. С. Максимова, В. В. Васильев, М. Э. Лиепа

Русская культура в эмиграции

Авиаконструктор И. И. Сикорский,

социолог П. А. Сорокин, писатель И. А Бунин,

оперный певец Ф. И. Шаляпин,

композитор СВ. Рахманинов,

художник Н.К. Рерих,

философы Н.А. Бердяев, И.А. Ильин,

Д. С. Мережковский

Культура советской эпохи: творения деятелей культуры

Творения деятелей культуры

Г. С. Шпагин, В. А. Дегтярев, И.Я. Стечкии, М.Т Калашников

Пулеметы, автоматы, противотанковое ружье, подствольный гранатомет

М. И. Кошкин, Ж. Я. Котин

Танки, самоходные артиллерийские установки

В. М. Петляков, А. Н. Туполев, А. С. Яковлев, О. К. Антонов

Самолеты: АНТ-25, Ту-104 (первый реактивный пассажирский самолет), Ту-114, -134, -154: Ан-124 «Руслан»

И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, А. Д. Сахаров, Я. Б. Зельдович, Е. П. Славский

Атомное и водородное оружие

С. П. Королев, В. П. Глушко, В. Н. Челомей, Н.А. Пилюгин, В. П. Бармин

Искусственные спутники земли («Про­тон», «Полет»), космические корабли «Восток», «Восход», «Буран-Энергия», орбитальные космические станции («Са­лют»)

Н. Г. Басов, А. М. Прохоров

Создали первый квантовый генератор — лазер

Л. Н. Руднев, С. Е. Чернышев

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова на Воробьевых горах в Москве

Башня телецентра в Останкино в Москве

«Стихи о Прекрасной Даме», «Двена­дцать», «Последние дни старого режима», представитель символизма

Лирика — «Вечер», «Четки» и др., «Рекви­ем», «Бег времени»

Лирика, цикл «Москва кабацкая»

Поэмы «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин»

Творения деятелей культуры

«Донские рассказы», «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Судьба человека»

Повесть «Оттепель» в журнале «Новый мир» (1954) стала метафорой для обозна­чения ситуации в стране после смерти Сталина и в начале реформ Хрущева

Повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», романы «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо»

Комедии «Операция Ы…», «Кавказская пленница» и др.

Комедии «Карнавальная ночь», «Гусарская баллада», «Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Гараж», «Вокзал для двоих» и др.

Авторская песня, сборник стихов «Нерв», роли в кино — «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», в театре на Таганке

В СССР сложилась уникальная в своём роде система поддержки культуры. Фактически деятели искусства были госслужащими. Конечно, у такой системы тоже были издержки, но, видимо, только в СССР сотни писателей, художников и режиссёров могли заниматься своим делом, не беспокоясь о хлебе насущном.

В нашей стране вообще много уникальных фактов. Только у нас например, могли судить поэта за тунеядство. Это я о Бродском. Это, правда, позже было.

Ну, не только в нашей. В Чехословакии Вацлав Гавел за тунеядство был сослан работать на пивной завод. А что касается этой статьи — очень впечатляет выписанные в одну графу пулеметы, танки, гранатометы и водородная бомба с «Тихим Доном», «Москвой кабацкой» и «Реквиемом». (Это не сарказм, действительно впечатляет).

В третьей таблице в «Москве кабацкой» С.А. Есенина можно добавить не менее значимые «Анна Снегина», «Страна негодяев» и «Черный человек». И Симонов заслуживает упоминания в ней за стихи о войне и трилогию «Живые и мертвые».

Это все — такое родное!! Есть ли что-то лучше и красивее «Катюши»? Или что-то более «близкое» песен Пугачевой, Кобзона? Это то, что прошло через все наши семьи… Настоящее искусство.

Источник

Развитие советской культуры 1945 1991 годы таблица

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.21* Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения советского образования, науки и техники.
Код элемента ЕГЭ: 3.2.16. Особенности развития советской культуры в 1950-1980-х гг.

Характерные черты советской культуры
во второй половине XX в.

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • Восстановление и укрепление материально-технической базы культуры.
  • Ужесточение идеологического контроля.
  • Преследование деятелей культуры (поэты и писатели: А. А. Ахматова, М. М. Зощенко, Э. Г. Казакевич, Ю. П. Герман, композиторы: В. И. Мурадели, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Д. Д. Шостакович, кинорежиссёры: С. М. Эйзенштейн, В. И. Пудовкин и др.).
  • Восстановление сети научных учреждений, увеличение капиталовложений в научные разработки.
  • Приукрашивание советской действительности в произведениях литературы и искусства.
  • Преобладание военной тематики в произведениях литературы и искусства.
  • Поддержка культа личности И. В. Сталина в произведениях литературы и искусства

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

  • Реорганизация системы управления культурой → март 1953 г.— создание Министерства культуры СССР.
  • Восстановление разрушенных войной памятников, музеев, театров, дворцов культуры и др.
  • Ослабление прямого идеологического давления на сферу культуры при сохранении партийного контроля.
  • Реабилитация ряда научных направлений (генетика, кибернетика).
  • Успешное развитие ракетно-космической техники.
  • Возникновение новых тем в искусстве («деревенская тема»).
  • Начало выпуска запрещённой литературы («самиздат», «тамиздат»). «Самиздат» — термин, возникший на рубеже 1950—1960-х гг., означавший неподцензурную печать в СССР, ходившую по рукам в списках и машинописи. Через «самиздат» происходило знакомство с литературным наследием Н. С. Гумилёва, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой, переводной литературой, запрещённой в СССР, диссидентскими журналами и бюллетенями. «Тамиздат» — термин, обозначавший печатную продукцию антисоветского содержания, нелегально ввозимую в СССР, как правило запрещённую советской цензурой и изданную на русском и других языках народов СССР.
  • Расширение международных культурных контактов (Московский кинофестиваль, Международный конкурс исполнителей им. П. И. Чайковского, выставки картин зарубежных собраний и т. д.).
  • Оживление антирелигиозной пропаганды, жёсткое административное давление на Русскую Православную Церковь.
  • Борьба с альтернативными направлениями художественной культуры.

«Застой» (эпоха «развитого социализма») (1964—1985 гг.)

  • Запреты и ограничения в духовной жизни (1970 г.— смещение А. Т. Твардовского с должности главного редактора журнала «Новый мир»).
  • Идейная реабилитация сталинизма.
  • Противостояние официально-догматической и неофициальной демократической культуры, создание духовных предпосылок для перестройки.
  • Развитие авторского кинематографа (А. А. Тарковский, К. Г. Муратова).
  • Расцвет театрального искусства (театры «Современник», «Ленком», «Таганка» в Москве).
  • Широкая популярность песенного творчества (В. С. Высоцкий, Ю. П. Визбор, Б. Ш. Окуджава и др.).
  • Эмиграция из СССР деятелей культуры: в 1966—1988 гг. 175 чел. (высланные или уехавшие сами) были лишены советского гражданства (театральный режиссёр Ю. П. Любимов, скульпторы М. М. Шемякин, Э. И. Неизвестный, писатели и поэты Н. М. Коржавин, И. А. Бродский, А. А. Галич, А. И. Солженицын, В. П. Аксёнов, виолончелист и дирижёр М. Л. Ростропович, оперная певица Г. П. Вишневская, артисты балета Р. X. Нуреев, М. П. Барышников и др.)

«Перестройка» (1985—1991 гг.)

  • Частичный отказ от идеологической цензуры.
  • Государственное признание приоритета общечеловеческих ценностей (над классовыми, национальными, идеологическими). Общечеловеческие ценности — ценности, воспроизводимые в любом типе культуры, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох: жизнь отдельного человека, творчество, истина, справедливость и др.
  • Попытки объективного переосмысления прошлого своей страны.
  • Расцвет публицистики (от лат. publicus — общественный) — вида литературы, связанной с обсуждением насущных социальных проблем с целью воздействия на общественное мнение.
  • Оживление прессы (журналы «Огонёк», «Новый мир», «Знамя», газеты «Аргументы и факты», «Московские новости») и телевидения (программы «Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд»).
  • Постепенный отказ от метода социалистического реализма.
  • Сокращение финансирования научных разработок.
  • Нормализация отношений церкви и государства

Этапы развития культуры

1. Наука, техника, образование

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Наука

  • Создание в каждой союзной республике своей Академии наук.
  • 1949 г. — СССР — обладатель атомной бомбы.
  • 1953 г. — создание водородной бомбы

Образование. Завершение перехода к всеобщему семилетнему образованию. Развитие форм вечернего и заочного образования

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

Физика

  • 1956 г. — организация П. В. Курчатовым Института ядерных исследований в Дубне.
  • 1956 г. — создание А. П. Туполевым первого советского реактивного самолёта ТУ-104.
  • 1957 г. — открытие Академгородка (около Новосибирска).
  • 1957 г. — создание первого в мире атомного ледокола «Ленин».

Развитие ракетной техники (под руководством С. П. Королёва) и освоение космического пространства

  • 4 октября 1957 г. — запуск в космос первого искусственного спутника Земли.
  • 12 апреля 1961 г. — Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток» совершил первый в истории полёт в космос (108 мин.).
  • 1962 г. — первый в истории групповой полёт в космосе вокруг Земли двух космических кораблей «Восток-3» (А. Г. Николаев) и «Восток-4» (П. Р. Попович).
  • 1963 г. — полёт осуществила первая женщина-космонавт В. В. Терешкова (71 ч.).

Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

  • 1958 г. — И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков разработали теорию излучения.
  • 1962 г. — Л. Д. Ландау создал работы по сверхпроводимости и сверхтекучести.
  • 1964 г. — А. М. Прохоров, П. Г. Басов обосновали основы квантовой электротехники.

Образование. 1958 — 1959 гг. — реформа системы среднего образования → переход к обязательному 8-летнему образованию. Перевод 10-летней школы на 11-летнее обучение. Расширение системы вечернего и заочного образования

«Застой» (эпоха «развитого социализма») (1964—1985 гг.)

Физика. Советские учёные, удостоенные Нобелевской премии

1965 г. — Н. П. Семёнов создал теорию теплового взрыва газовых смесей.
1975 г. — Л. В. Канторович разработал основы линейного программирования.
1978 г — П. П. Капица сделал фундаментальные изобретения и открытия в области физики низких температур.

Освоение космического пространства

  • 1965 г. — первый выход человека из корабля в открытый космос (А. А. Леонов). Запуск автоматической станции для исследования Луны и Венеры.
  • 1975 г. — совместный полёт советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлон». Развитие программы «Интеркосмос».

Образование. Введение всеобщего обязательного среднего образования (по Конституции СССР 1977 г.)

Перестройка (1985—1991 гг.)

Наука

  • Большие кадровые потери в научных коллективах страны вследствие эмиграции и оттока учёных в другие, чаще всего не связанные с наукой сферы деятельности.
  • Кризис в методах научного исследования применительно к общественным наукам.

Образование

  • 1987 г. — реформа высшей школы → интеграция (объединение) образования, производства и науки. Введение принципа взаимоотношений между вузом и предприятием на договорных основах; отмена различных льгот и привилегий при поступлении в вузы (рабфаков, квот на подготовку национальных кадров и др.).
  • Возникновение новых учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей

2. Литература

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

  • 1946 г — постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» и «Ленинград» («проводники чуждой советскому духу идеологии») → критика творчества период поэтессы А. А. Ахматовой и писателя, сатирика, драматурга М. М. Зощенко.
  • 1946 — публикация повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

  • 1954 г. — опубликование повести И. Г. Эренбурга «Оттепель», название — символ наступающей эпохи.
  • Творчество писателей Д. А. Гранина, В. Ф. Тендрякова, В. Д. Дудинцева, В. М. Шукшина и др.
  • 1957 г. — исключение Б. Л. Пастернака из Союза писателей СССР (за опубликование за рубежом романа «Доктор Живаго») → вынужден отказаться от получения Нобелевской премии в области литературы.
  • 1962 г. — публикация повести А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир»

«Застой» (1964—1985 гг.)

  • 1960 — 1970-е гг. — появление жанра «деревенской прозы» (С. П. Залыгин, Б. Л. Васильев, В. М. Быков, В. П. Астафьев, В. Г. Распутин, Ф. А. Абрамов и др.): проблемы сельского быта, характер сельских жителей.
  • 1965 г. — присуждение М. А. Шолохову Нобелевской премии в области литературы.
  • 1965 г. — арест писателей А. Д. Синявского и Ю. М. Даниэля за издание своих произведений за рубежом → приговорены к заключению в колонии строгого режима.
  • Формирование нового взгляда на прошлое, особенно на события Великой Отечественной войны: Ю. В. Бондарев («Горячий снег», «Берег»), Г. Я. Бакланов («Пядь земли»), К. Д. Воробьёв («Убиты под Москвой»), К. М. Симонов («Живые и мёртвые»), В. О. Богомолов («В августе сорок четвёртого»), В. В. Быков («Третья ракета», «Сотников») и др.
  • 1970 — 1980-е гг. — приход в литературу писателей, размышляющих над общечеловеческими темами, психологическим складом человеческой души (произведения П. Грековой, Л. С. Петрушевской, А. П. Битова, Ч. Г. Айтматова и др.).
  • Создание писателем В. С. Пикулем целого ряда остросюжетных исторических романов («Пером и шпагой», «Слово и дело», «Фаворит» и др.): картина прошлого России.

Перестройка (1985—1991 гг.)

  • Публикация запрещённых ранее в СССР произведений: «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака, «Жизнь и судьба» В. С. Гроссмана, «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына и др.
  • Стремление к переосмыслению и переоценке с морально-этической точки зрения событий прошлого: романы «Дети Арбата» А. П. Рыбакова, «Факультет ненужных вещей» Ю. О. Домбровского, «Белые одежды» В. Д. Дудинцева, повесть «Зубр» Д. А. Гранина и др.

3. Кинематограф, живопись и театр

Послевоенный период (1945—1953 гг.)

Кинематограф. Киноленты «Небесный тихоход» (реж. С. А. Тимошенко, 1946), «Большая жизнь» (2-я серия) (реж. Л. Д. Луков, 1946), «Адмирал Нахимов» (реж. В. И. Пудовкин, 1947), «Подвиг разведчика» (реж. Б. В. Барнет, 1947), «Весна» (реж. Г. В. Александров, 1947), «Звезда» (реж. А. Г. Иванов, 1949), «Кубанские казаки» (реж. И. А. Пырьев, 1950) и др.

«Оттепель» (1953—1964 гг.)

Живопись

  • Стремление молодых художников к поискам новых форм выражения, отход от рамок официального искусства с его методом социалистического реализма (О. Я. Рабин, Д. М. Краснопевцев, В. Н. Немухин, А. Т Зверев, Э. М. Белютин и др.).
  • Декабрь 1962 г. — разгром в печати приверженцев абстрактного искусства → часть художников ушла в «подполье» (андеграунд).

Театр

  • 1956 г. — открытие в Москве театра «Современник» (под руководством актёра и режиссёра О. Н. Ефремова).
  • Настоящим явлением общественной жизни становились спектакли Театра на Таганке в Москве, Большого Драматического театра им. М. Горького в Ленинграде

Кинематограф. Киноленты «Летят журавли» (реж. М. К. Калатозов, 1957), «Баллада о солдате» (реж. Г Н. Чухрай, 1959), «Судьба человека» (реж. С. Ф. Бондарчук, 1959), «Девять дней одного года» (реж. М. И. Ромм, 1962), «Иваново детство» (реж. А. А. Тарковский, 1962), «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия, 1964) и др.

«Застой» (1964—1985 гг.)

Живопись

1970 — 1980-е гг. — чёткое размежевание на официальное искусство и альтернативные художественные направления:

— художники, группировавшиеся вокруг Академии художеств СССР, работали в основном в реалистической манере: жанр портрета (Т Т. Салахов), пейзажа (Т Н. Яблонская, П. П. Оссовский), современные темы (Б. С. Угаров, А. А. Мыльников, В. Е. Попков, Д. Е. Жилинский)

— неофициальное искусство находилось на полулегальном положении.

  • 15 сентября 1974 г. — выставка на московском пустыре: разогнана с помощью бульдозеров («бульдозерная выставка») → многие полотна уничтожены, к художникам применены административные санкции.
  • московского концептуализма (И. И. Кабаков, В. Д. Пивоваров и др.): использование необычных художественных средств — символов, подписей, лозунгов.
  • Формирование соц-арта (В. А. Комар, А.Д. Меламид), переосмысление традиционных для социалистического реализма сюжетов советского образа жизни в иронической и уродливо-причудливой форме.

Кинематограф

1970 — 1980-е гг. — период нового подъёма отечественного киноискусства:

  • фильмы-экранизации русской классики: «Война и мир» (реж. С. Ф. Бондарчук, 1966 — 1967), «Братья Карамазовы» (реж. И. А. Пырьев, 1969), «Анна Каренина» (реж. А. Г. Зархи, 1968), «Преступление и наказание» (реж. Л. А. Кулиджанов, 1970) и др.;
  • фильмы о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны: «А зори здесь тихие» (реж. С. И. Ростоцкий, 1972), «Восхождение» (реж. Л. Е. Шепитько, 1977), «Двадцать дней без войны» (реж. А. Г. Герман, 1977) и др.
  • фильмы, утверждающие нравственную красоту человека, его внутреннюю свободу: «Начало» (реж. Г. А. Панфилов, 1970), «Калина красная» (реж. В. М. Шукшин, 1974).
  • фильмы комедийного жанра: «Бриллиантовая рука» (реж. Л. И. Гайдай, 1969), «Мимино» (реж. Г. Н. Данелия, 1978), «Гараж» (реж. Э. А. Рязанов, 1980) и др.

Перестройка (1985—1991 гг.)

Кинематограф

  • Расцвет документальной публицистики: фильмы «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли» (реж С. С. Говорухин, 1990, 1992), «Легко ли быть молодым» (реж. Ю. Б. Подниекс, 1987).
  • Фильмы о молодёжи: «Маленькая Вера» (реж. В. В. Пичул, 1988), «Асса» (реж. С. А. Соловьёв, 1987).
  • Фильмы, переосмысливавшие историческое прошлое: «Покаяние» (реж. Т. Е. Абуладзе, 1986), «Собачье сердце» (реж. В. В. Бортко, 1988), «Холодное лето 1953-го» (реж. А. А. Прошкин, 1988) и др.

Конспект урока по истории «Культура советского общества». Выберите дальнейшее действие:

  • Вернуться к Списку конспектов по истории России
  • Перейти к Списку конспектов по Всеобщей истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по истории
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по истории

Источник

Читайте также:  Вид глагола таблица русский язык 6 класс
Adblock
detector