Меню

Радиальный зазор подшипника таблица

Зазоры подшипников качения

Зазором в подшипнике качения называется растояние между кольцами и телами качения, которое обеспечивает небольшую свободу перемещения колец относительно друг друга в радиальном или осевом направлениях.

Радильный зазор подшипника — это смещение в радиальном направлении на расстояние, на которое можно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца подшипника без приложения усилия.

Осевой зазор подшипника — это смещение в осевом направлении, на расстояние, на которое можно сместить наружное кольцо подшипника относительно внутреннего кольца подшипника без приложения усилия.

Для чего нужен зазор в подшипнике?
Зазор в подшипнике качения нужен для предотвращения заклинивания тел вращения (шариков, роликов) подшипника с кольцами при работе.
Этот зазор компенсирует уменьшение растояния между внутренним и внешним кольцом подшипника
— при значительном нагревании подшипникового узла во время работы и расширении или сжатии деталей
— при посадке с натягом
— для компенсации некоторого смещения подшипника относительно других частей

Зазор является одним из важных факторов, влияющих на долговечность работы подшипника.При этом в радиальных (нерегулируемых) подшипниках принято рассматривать радиальные зазоры, а в радиально-упорных подшипниках, где радиальный и осевой зазор регулируются, принято рассматривать только осевой зазор. Выбор подшипника с оптимальным для данных условий эксплуатации радиальным или осевым зазором позволяет обеспечить рациональное распределение нагрузки между телами качения, максимальное уменьшение вибрации подшипника при работе, уменьшение шума, возникающего при работе подшипника.

Группы зазоров

Применение подшипников с уменьшенным зазором. Необходимость повышения жесткости в осевом и радиальном направлениях.
Например:
— в скоростных узлах;
— по условиям эксплуатации ожидается повышенный нагрев наружного кольца относительно внутреннего кольца.
Применение подшипников с
нормальной группой зазора
Относительно небольшие частоты вращения и нагрузки.
Наружные кольца монтируются в корпус с зазором.
Внутренние кольца монтируются на вал с натягом.
Температура внутреннего кольца выше чем у наружного на 5-10 градусов.
Применение подшипников с увеличенным зазором. Повышенный нагрев внутреннего кольца.
Подшипник работает с высокими динамическими нагрузками, поэтому кольца монтируют с повышенным натягом.
Наличие перекосов внутренних колец относительно наружных по различным причинам.

Различают три вида радиальных зазоров: начальный, посадочный и рабочий.

Начальный радиальный зазор — это зазор в подшипнике до установки его на вал и в корпус.
Посадочный радиальный зазор — это зазор в подшипнике после установки его на рабочее место, т.е. после уменьшения внутреннего диаметра наружного кольца и увеличения наружного диаметра внутреннего кольца в результате образования посадочного натяга. При этом в подшипнике либо сохраняется некоторый зазор, либо образуется натяг.
Рабочий зазор образуется во время работы механизма при установившимся температурном режиме в подшипниковом узле . Посадочный зазор всегда меньше начального вследствие изменения диаметров колец подшипника при их установке с посадочным натягом, а рабочий зазор уменьшается или увеличивается под влиянием перепада температур и увеличивается под действием приложенной нагрузки.
Отмеченная взаимосвязь между начальным, посадочным и рабочим зазором справедлива лишь для нерегулимых подшипников и не относится к подшипникам, у которых радиальный зазор и осевая игра регулируются при сборке узла.

Основная область применения подшипников с увеличенными радиальными зазорами — опоры, в которых кольца подшипника вследствие больших динамических нагрузок монтируют на вал и в корпус со значительными посадочными натягами, а также опоры со значительными колебаниями рабочих температур. В принципе же, чем меньше зазоры, тем выше точность вращения подшипника, больше его долговечность, одновременно — работает большее количество тел качения. Однако, подшипники с зазорами, равными нулю, не выпускаются. Дело в том, что при тугих насадках в корпус и на вал из-за нагрева подшипникового узла может возникнуть защемление (заклинивание) тел качения и, в конечном счете, даже разрушение подшипника.

Большинство стандартных подшипников изготавливаются по нормальной группе радиального зазора, которая обеспечивает при обычных для большинства случаев посадках и температурных условиях удовлетворительную работу подшипникового узла.

Маркировка зазора подшипников по ГОСТ.

Подшипникам, изготовленным с радиальным зазором, соответствующим нормальной группе, дополнительное условное обозначение не присваивается.
Большинство стандартных подшипников изготавливаются по нормальной группе радиального зазора, которая обеспечивает при обычных для большинства случаев посадках и температурных условиях удовлетворительную работу подшипникового узла.

Радиальный зазор стандартных подшипников условно характеризуется номером группы (ряда), поставленным перед обозначением подшипника.
Например, 75-313ЕШ2:
цифра 7 означает радиальный зазор по 7-му ряду, класс точности 5 ,
313 — обозначение стандартного шарикового подшипника с внутренним диаметром d=65 мм.
E— текстолитовый сепаратор ,
Ш2 — требования по уровню вибрации.
Номер группы зазоров может стоять отдельно от обозначения, например, на торце кольца со стороны, противоположной нанесенному обозначению.

Расшифровка и порядок расположения знаков, обозначающих дополнительные требования, соответствуют следующей схеме:

категория, момент трения, группа радиальнного зазора, точность, основное условное обозначение подшипника, конструкция, материал, температура, смазка, вибрация.

Примечание: обозначения групп зазоров приведено в порядке увеличения значения зазора.

Обозначение группы зазоров Тип подшипника
6, нормальная, 7,8,9 Шариковые радиальные однорядные без канавок для вставления шариков с цилиндрическим отверстием:
2, нормальная, 3,4 Шариковые радиальные однорядные без канавок для вставления шариков с коническим отверстием:
2, нормальная, 3,4,5 Шариковые радиальные сферические двухрядные с цилиндрическим отверстием:
2, нормальная, 3,4,5 Шариковые радиальные сферические двухрядные с коническим отверстием:
1,6,2,3,4 Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием; роликовые радиальные игольчатые с сепаратором с взаимозаменяемыми деталями
0,5, нормальная, 7,8,9 Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием; роликовые радиальные игольчатые с сепаратором с невзаимозаменяемыми деталями
2, 1, 3, 4 Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с коническим отверстием с взаимозаменяемыми деталями
0, 5, 6, 7, 8, 9 Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с коническим отверстием с невзаимозаменяемыми деталями
Нормальная, 2 Роликовые радиальные игольчатые без сепаратора
2, нормальная, 3, 4, 5 Роликовые радиальные сферические однорядные с цилиндрическим отверстием:
1, 2, нормальная, 3,4, 5 Роликовые радиальные сферические однорядные с коническим отверстием:
1, 2, нормальная, 3, 4, 5 Роликовые радиальные сферические двухрядные с цилиндрическим отверстием:
1, 2, нормальная, 3, 4, 5 Роликовые радиальные сферические двухрядные с коническим отверстием:
2, нормальная, 3, 4 Шариковые радиально-упорные двухрядные с неразъемным внутренним кольцом
2, нормальная, 3 Шариковые радиально-упорные двухрядные с разъемным внутренним кольцом

Специальные требования к величине радиального зазора (не предусмотренные группами зазоров по ГОСТ) обозначаются буквой Н — ненормализованный радиальный зазор.
пример: H0-32426
Буква H — ненормализованный радиальный зазор подшипника
Цифра 0 — класс точности подшипника

Подшипникам тугой подборки, которые собирают с малыми радиальными зазорами, присваивают дополнительные условные обозначения: НТ и НУ.
Символы НТ соответствуют пониженным точности вращения и размерам посадочных мест.
символы НУ – только пониженной точности вращения.

Если в обозначении подшипника присутствет маркировка момента трения подшипника который проставляется перед обозначением радиального зазора то при этом в условном обозначении радиально-упорных и радиальных однорядных подшипников с радиальным зазором по нормальной группе на месте обозначения радиального зазора проставляется буква М.

пример: 2М5-1000905
цифра 2 — это момент трения по 2 ряду
М-радиальный зазор по нормальной группе
5-класс точности подшипника
1000905 — основное условное обозначение подшипника

Маркировка зазора подшипников по стандарту ISO.
Подшипники , величина внутреннего зазора которых отличается от нормального, обозначаются суффиксами в маркировке подшипника C1, C2, CN, C3, C4, C5.

С1 – зазор подшипника меньше чем С2
С2 – зазор подшипника меньше нормального
СN – нормальный зазор- используется только в комбинации с буквами, обозначающими уменьшенное или смещенное поле зазора
С3 – зазор подшипника больше нормального
С4 — зазор в подшипнике больше чем С3
С5 — зазор в подшипнике больше чем С4
По стандарту ISO, если в обозначении подшипника ничего не указано – зазор подшипника нормальный.

Соответствие группы радиального зазора подшипников ГОСТ — ISO

ISO ГОСТ
Шариковые радиальные однорядные Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами и игольчатые Роликовые радиально сферические двухрядные с цилиндрическими или коническими отверстиями
с взаимозаменяемыми деталями
C1 1
C2 6
Нормальная Нормальная 6 Нормальная
С3 7 2 3
С4 8 3 4
С5 9 4 5
с невзаимозаменяемыми деталями
C1NA
C2NA 5
NA Нормальная
C3NA 7
C4NA 8
C5NA 9

Если у импортного подшипника есть класс точности и зазор, то в маркировке может отсутствовать буква С и обозначение будет выглядеть как сочетание класса и зазора с буквой P
например: P51 — 5 класс точности и зазор С1 ( NN3012KP51 )

Источник



Подшипники в России

Продажа подшипников в России. Поставщики. Советы при покупке подшипников. Цены. Каталоги. Производители. Импортные и отечественные.

Отдел продаж +7(499) 322 93 30
Почта для заявок: samip@bearingshop.ru

Зазоры в подшипниках

Виды зазоров, основные сведения

Под зазором в подшипнике качения или скольжения подразумевают величину перемещения, образующуюся при сдвиге одного кольца подшипника относительно другого в радиальном (радиальный зазор) Gr или осевом (осевой зазор) Ga направлениях. Внутренний зазор оказывает большое влияние на рабочие характеристики подшипников (усталостная долговечность, вибрация, шумность, нагревание и другие), поэтому правильно подобранный зазор по важности при подборе подшипников занимает третье место после определения его типа и размера.

Читайте также:  Таблица количества петель для фасадов

Приходится часто сталкиваться с ошибочным мнением некоторых потребителей, которые, видимо, не представляя, что такое зазор и зачем он нужен, проверяют «качество» (по их мнению) изделия, перемещая кольца относительно друг друга и из того, насколько возможно это смещение (осевой зазор), делают вывод о том, насколько данный подшипник качественный. При этом нелепой процедуре часто подвергаются подшипники с заведомо увеличенным зазором или такой конструкции (например, радиально-упорные шариковые), где по определению кольца обязаны перемещаться относительно друг друга.

Зазоры в подшипниках

Помимо радиального и осевого различают также три других вида зазоров: начальный, посадочный и рабочий .

Для чего нужен радиальный зазор в подшипниках качения

Выделяемое при работе подшипника тепло передается валу и корпусу. Поскольку теплопроводность корпусов почти всегда выше, чем валов, температура внутреннего кольца подшипника и его тел качения зачастую на 5 — 10°С бывает выше, чем температура наружного кольца, при этом может расти в зависимости от условий работы до очень больших значений. Вследствие термического расширения существующий радиальный зазор уменьшается вплоть до недопустимо минимальных величин, что может повлечь за собой повышения силы трения и выход подшипника из строя. Для того.ю чтобы подобное не допустить и выпускаются изделия с заведомо увеличенным зазором. Отсюда пошло и принятое выражение «увеличенный тепловой зазор».

Полагают, что наиболее благоприятным условием для радиальных шариковых подшипников (наиболее распространенной группы) является рабочий зазор близкий к нулю или даже натяг малой величины. Но если эти подшипники воспринимают высокие осевые нагрузки, то они должны иметь увеличенный зазор, что позволяет увеличить рабочий угол контакта и, тем самым, повысить осевую грузоподъемность.

Начальный зазор в подшипниках

Под начальным (или теоретическим) радиальным зазором понимают зазор подшипника в состоянии поставки. Замеры осуществляются с помощью прибора путем смещения одного из колец подшипника в крайнее его положение под определенной нагрузкой. Для некоторых типов замеры радиального зазора выполняют методом подбора щупа соответствующей зазору толщины. Для разных конструктивных групп радиальных подшипников имеются свои группы (ряды) радиальных зазоров. Каждая группа ограничена минимальной и максимальной величинами допускаемого радиального зазора и обозначается номером (см. табл. 1). Наибольшее распространение получила нормальная группа, которая никак не кодируется в номере, 3 и 7. Чуть меньше распространены группы 6 и 8 (последний, а также 3 характерен для жд подшипников).

Рассмотрим на примерах несколько обозначений типов подшипников:

Группа радиального зазора — 7 (увеличенный), класс точности проставляется сразу после обозначения группы радиального зазора, это 6. Далее идет номер подшипника — 180306, а после него кодируются конструктивные особенности — У1С2Ш2У.

В номере этого роликового двухрядного подшипника можно заметить обозначение зазора 3 (также увеличенный, см. таблицу ниже), класса точности (0) и Н — канавка.

Далее приведена таблица групп радиальных зазоров для разных типов подшипников по отечественной системе обозначений.

Группы радиального зазора в подшипниках

В качестве обозначения радиального зазора в подшипнике могут применяться не только цифры, но и буква Н — она указывает на специальные требования к величине радиального зазора, не предусмотренной группами зазоров по ГОСТ или другим стандартам. Эта буква ставится на второе место в ДУОЛ и обозначает ненормализованный радиальный зазор, например, Н0-32330МУ1.

Зазоры в импортных подшипниках

По международной системе условных обозначений принято гораздо меньшее количество групп радиального зазора, их выделяют 5, при этом фактически потребители сталкиваются только с тремя — нормальным CN (в номере не указывается), С3 (неполный, но аналог нашего обозначения 7) и С4 (8 группа). Ниже приведена таблица зазоров для шариковых подшипников (на примере японских NSK).

В последнее время в продаже все чаще встречаются подшипники японских производителей (KOYO, NSK) с зазором CM — это специальный зазор для электродвигателей, который не фигурирует в ISO и являющийся чуть больше нормального, но значительно меньше, чем C3 или 70 по-нашему (позволяет снизить уровень шума).

Таблица зазоров импортных шарикоподшипников

Для получения информации о радиальных зазорах (такие же таблицы) самоустанавливающихся шарикоподшипников, подшипников для электродвигателей, роликовых цилиндрических, игольчатых, сферических и конических роликоподшипников скачайте каталог NSK здесь.

Посадочный зазор

Под посадочным радиальным зазором понимают зазор, установившийся после монтажа подшипников. Причинами его изменения является упругая деформация колец, вызванная посадочными натягами и погрешностями формы посадочных мест.

Рабочий зазор

Рабочим радиальным зазором называют зазор в подшипнике при установившихся температурном и рабочем циклах машины. При этом из-за перепада температур он может уменьшаться или увеличиваться вследствие того, какое из колец более нагрето.

Тепловое удлинение вала может увеличивать или уменьшать зазор в зависимости от конструкции подшипника и схемы его монтажа. Зазор возрастает пропорционально увеличению нагрузки на подшипник.

С учетом изложенного необходимо выбирать соответствующую группу радиального зазора подшипника.

Роликовые подшипники с цилиндрическими, коническими и сферическими роликами, как правило, должны иметь небольшой рабочий зазор в узлах общего применения. Но в отдельных случаях они устанавливаются и с преднатягом, как, например, роликовые подшипники с цилиндрическими роликами в точных шпинделях станков или конические роликовые подшипники в главной передаче автомобиля. Для удовлетворительной работы роликовые сферические подшипники всегда должны иметь положительный рабочий зазор.

Подшипник с коническим отверстием имеет несколько больший начальный радиальный зазор, чем подшипник с цилиндрическим отверстием. Это обусловлено спецификой создания обязательного натяга при установке подшипников на конические шейки валов, либо на закрепительные и стяжные втулки.

Зазоры в подшипниках скольжения

Значения зазоров неразъемных подшипников скольжения приведены в данной таблице:

Неразъемные подшипники скольжения

Разъемные подшипники скольжения должны иметь зазоры между шейкой вала и вкладышем, приведенные в данной таблице:

Зазоры в подшипниках скольжения

Зазоры в неразъемных подшипниках скольжения определяют щупом с торцевых сторон втулок либо измерением диаметров втулок и шеек валов при разборке электрических машин.
В подшипниках скольжения с разъемными вкладышами зазоры определяются методом «оттисков» при помощи кусочков свинцовой проволоки диаметром 1—1,5 мм, укладываемых на шейку вала, и прижимаемых верхним вкладышем при полной затяжке обеих половин. Зазоры между крышкой и телом вкладыша измеряются так же. Зазор должен быть в пределах 0,05 — 0,1 мм, натяг крышки и вкладыша недопустим.

Источник

Зазоры в подшипниках

Виды зазоров, основные сведения

Под зазором в подшипнике качения или скольжения подразумевают величину перемещения, образующуюся при сдвиге одного кольца подшипника относительно другого в радиальном (радиальный зазор) Gr или осевом (осевой зазор) Ga направлениях. Внутренний зазор оказывает большое влияние на рабочие характеристики подшипников (усталостная долговечность, вибрация, шумность, нагревание и другие), поэтому правильно подобранный зазор по важности при подборе подшипников занимает третье место после определения его типа и размера.

Приходится часто сталкиваться с ошибочным мнением некоторых потребителей, которые, видимо, не представляя, что такое зазор и зачем он нужен, проверяют «качество» (по их мнению) изделия, перемещая кольца относительно друг друга и из того, насколько возможно это смещение (осевой зазор), делают вывод о том, насколько данный подшипник качественный. При этом нелепой процедуре часто подвергаются подшипники с заведомо увеличенным зазором или такой конструкции (например, радиально-упорные шариковые), где по определению кольца обязаны перемещаться относительно друг друга.

Зазоры в подшипниках

Помимо радиального и осевого различают также три других вида зазоров: начальный, посадочный и рабочий .

Для чего нужен радиальный зазор в подшипниках качения

Выделяемое при работе подшипника тепло передается валу и корпусу. Поскольку теплопроводность корпусов почти всегда выше, чем валов, температура внутреннего кольца подшипника и его тел качения зачастую на 5 — 10°С бывает выше, чем температура наружного кольца, при этом может расти в зависимости от условий работы до очень больших значений. Вследствие термического расширения существующий радиальный зазор уменьшается вплоть до недопустимо минимальных величин, что может повлечь за собой повышения силы трения и выход подшипника из строя. Для того.ю чтобы подобное не допустить и выпускаются изделия с заведомо увеличенным зазором. Отсюда пошло и принятое выражение «увеличенный тепловой зазор».

Полагают, что наиболее благоприятным условием для радиальных шариковых подшипников (наиболее распространенной группы) является рабочий зазор близкий к нулю или даже натяг малой величины. Но если эти подшипники воспринимают высокие осевые нагрузки, то они должны иметь увеличенный зазор, что позволяет увеличить рабочий угол контакта и, тем самым, повысить осевую грузоподъемность.

Начальный зазор в подшипниках

Под начальным (или теоретическим) радиальным зазором понимают зазор подшипника в состоянии поставки. Замеры осуществляются с помощью прибора путем смещения одного из колец подшипника в крайнее его положение под определенной нагрузкой. Для некоторых типов замеры радиального зазора выполняют методом подбора щупа соответствующей зазору толщины. Для разных конструктивных групп радиальных подшипников имеются свои группы (ряды) радиальных зазоров. Каждая группа ограничена минимальной и максимальной величинами допускаемого радиального зазора и обозначается номером (см. табл. 1). Наибольшее распространение получила нормальная группа, которая никак не кодируется в номере, 3 и 7. Чуть меньше распространены группы 6 и 8 (последний, а также 3 характерен для жд подшипников).

Рассмотрим на примерах несколько обозначений типов подшипников:

Группа радиального зазора — 7 (увеличенный), класс точности проставляется сразу после обозначения группы радиального зазора, это 6. Далее идет номер подшипника — 180306, а после него кодируются конструктивные особенности — У1С2Ш2У.

Читайте также:  Таблица очков для глаз

В номере этого роликового двухрядного подшипника можно заметить обозначение зазора 3 (также увеличенный, см. таблицу ниже), класса точности (0) и Н — канавка.

Далее приведена таблица групп радиальных зазоров для разных типов подшипников по отечественной системе обозначений.

Группы радиального зазора в подшипниках

В качестве обозначения радиального зазора в подшипнике могут применяться не только цифры, но и буква Н — она указывает на специальные требования к величине радиального зазора, не предусмотренной группами зазоров по ГОСТ или другим стандартам. Эта буква ставится на второе место в ДУОЛ и обозначает ненормализованный радиальный зазор, например, Н0-32330МУ1.

Зазоры в импортных подшипниках

По международной системе условных обозначений принято гораздо меньшее количество групп радиального зазора, их выделяют 5, при этом фактически потребители сталкиваются только с тремя — нормальным CN (в номере не указывается), С3 (неполный, но аналог нашего обозначения 7) и С4 (8 группа). Ниже приведена таблица зазоров для шариковых подшипников (на примере японских NSK).

В последнее время в продаже все чаще встречаются подшипники японских производителей (KOYO, NSK) с зазором CM — это специальный зазор для электродвигателей, который не фигурирует в ISO и являющийся чуть больше нормального, но значительно меньше, чем C3 или 70 по-нашему (позволяет снизить уровень шума).

Таблица зазоров импортных шарикоподшипников

Посадочный зазор

Под посадочным радиальным зазором понимают зазор, установившийся после монтажа подшипников. Причинами его изменения является упругая деформация колец, вызванная посадочными натягами и погрешностями формы посадочных мест.

Рабочий зазор

Рабочим радиальным зазором называют зазор в подшипнике при установившихся температурном и рабочем циклах машины. При этом из-за перепада температур он может уменьшаться или увеличиваться вследствие того, какое из колец более нагрето.

Тепловое удлинение вала может увеличивать или уменьшать зазор в зависимости от конструкции подшипника и схемы его монтажа. Зазор возрастает пропорционально увеличению нагрузки на подшипник.

С учетом изложенного необходимо выбирать соответствующую группу радиального зазора подшипника.

Роликовые подшипники с цилиндрическими, коническими и сферическими роликами, как правило, должны иметь небольшой рабочий зазор в узлах общего применения. Но в отдельных случаях они устанавливаются и с преднатягом, как, например, роликовые подшипники с цилиндрическими роликами в точных шпинделях станков или конические роликовые подшипники в главной передаче автомобиля. Для удовлетворительной работы роликовые сферические подшипники всегда должны иметь положительный рабочий зазор.

Подшипник с коническим отверстием имеет несколько больший начальный радиальный зазор, чем подшипник с цилиндрическим отверстием. Это обусловлено спецификой создания обязательного натяга при установке подшипников на конические шейки валов, либо на закрепительные и стяжные втулки.

Зазоры в подшипниках скольжения

Значения зазоров неразъемных подшипников скольжения приведены в данной таблице:

Неразъемные подшипники скольжения

Разъемные подшипники скольжения должны иметь зазоры между шейкой вала и вкладышем, приведенные в данной таблице:

Зазоры в подшипниках скольжения

Зазоры в неразъемных подшипниках скольжения определяют щупом с торцевых сторон втулок либо измерением диаметров втулок и шеек валов при разборке электрических машин.
В подшипниках скольжения с разъемными вкладышами зазоры определяются методом «оттисков» при помощи кусочков свинцовой проволоки диаметром 1—1,5 мм, укладываемых на шейку вала, и прижимаемых верхним вкладышем при полной затяжке обеих половин. Зазоры между крышкой и телом вкладыша измеряются так же. Зазор должен быть в пределах 0,05 — 0,1 мм, натяг крышки и вкладыша недопустим.

Источник

Зазор подшипника

Одним из ключевых моментов надежной работы узлов с вращающимися деталями является подшипник. Являясь опорой, он передает нагрузку от вала на корпус или другие детали, предусмотренные конструкцией. Правильный подбор посадки и рабочего зазора является гарантией надежной работы всего механизма.

По мере усовершенствования механизмов возрастают требования к узлам трения. Воспринимая различные виды нагрузок подшипники должны обеспечить: вращение валов, соосность, обеспечивать смещение в заданных размерах от возникающих усилий продольного и поперечного направлений.

Что такое зазор и для чего он нужен

Для наиболее распространенной группы подшипников с круглыми и цилиндрическими телами качения, очень важным является наличие небольшого пространства между рабочими органами – телами вращения и обоймами (зазоры) в которых они перемещаются и которые служат для них опорой. Формы тел качения на рис.1.

Конфигурация тел качения

Рис. 1. Конфигурация тел качения

В следствии разного диаметра наружных и внутренних колец угловая скорость перемещения по внутренней обойме тел трения – качения всегда выше, поэтому возникает неравномерный нагрев, при этом, чем выше скорость вращения, тем температура выше. По причине термического расширения металла зазор между рабочими кольцами уменьшается.

В случае небольшого (меньше нормы) зазор может сократиться до нуля, или даже перейти на работу с натягом, что неизменно вызовет интенсивный нагрев деталей всего узла.

Сюда же необходимо добавить необходимое пространство для смазки между роликами и обоймой.

Кроме величины оборотов на нагрев подшипника влияет радиальная нагрузка, чем она выше, тем больше возникает трение между роликами и обоймой вызывая повышенное трение между ними. Радиальное направление это направление силы, действующей на обойму, строго перпендикулярно оси вращения (по радиусу). Схемы нагрузок на подшипник показаны на рис.2.

Зазор подшипника | 1

Рис. 2. 1- Распределение нагрузки при увеличенном зазоре; 2- при нормальном зазоре; 3 – при предварительном натяге.

Величина зазоров

Внутренние зазоры делятся на эксплуатационный и изначальный. Зазор это максимальное перемещение внутренней или наружной обоймы относительно друг друга. Работа подшипника, превышающая температуру узла на 5-10°С считается нормальной. Для более высокой разницы требуется боле увеличенный зазор.

Конструктивно группы подшипников имеющих радиальное направление нагрузки сгруппированы в ряды по величине зазоров. Каждая группа регламентируется по максимальной и минимальной величине радиального зазора и обозначается номерами (см. табл. 1).

Самая распространённая – это нормальная группа, которая в обозначении подшипника не кодируется, более увеличенные зазоры в группах 3 -7 распространены меньше, 6 и 8 имеет специальное назначения в машиностроении.

Рассмотрим где указывается величина зазора в обозначении подшипника:

  • 76-180306У1С2Ш2У Группа зазора — 7 (увеличеная),
  • 30-3610Н здесь зазор обозначен цифрой 3 (увеличенный, см. таб.1 и табл. 2).
Группы
зазоров подшипников и их обозначения
Обозначение группы зазоров Наименование типов подшипников
Шариковые радиальные однорядные без канавок для вставления шариков с отверстием:
6, нормальная, 7, 8, 9 цилиндрическим
2, нормальная, 3, 4 коническим
Шариковые радиальные сферические двухрядные с отверстием:
2, нормальная, 3, 4, 5 цилиндрическим
2, нормальная, 3, 4, 5 коническим
Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с цилиндрическим отверстием; роликовые радиальные игольчатые с сепаратором:
1, 6, 2, 3,4 с взаимозаменяемыми деталями
0, 5, нормальная, 7, 8, 9 с невзаимозаменяемыми деталями
Роликовые радиальные с короткими цилиндрическими роликами с коническим отверстием:
2, 1, 3, 4 с взаимозаменяеыми деталями
0, 5, 6, 7, 8, 9 с невзаимозаменяемыми деталями
Нормальная, 2 Роликовые радиальные игольчатые без сепаратора
Роликовые радиальные сферические однорядные с отверстием:
2, нормальная, 3, 4, 5 Цилиндрическим
1, 2, нормальная, 3, 4, 5 Коническим
Роликовые радиальные сферические двухрядные с отверстием:
1, 2, нормальная, 3, 4, 5 цилиндрическим
1, 2, нормальная, 3, 4, 5 коническим
Шариковые радиально-упорные двухрядные:
2, нормальная, 3, 4 с неразъемным внутренним кольцом
2, нормальная, 3 с разъемным внутренним кольцом
Размеры зазоров для однорядных радиальных шариковых подшипников без канавок для вставления шариков с цилиндрическим отверстием
Номинальный диаметр d отверстия подшипника, мм Размер зазора Gr, мкм
min max min max min max min max min max
Группа зазора
6 нормальная 7 8 9
Св. 10 до 18 включ. 9 3 18 11 25 18 33 25 45
18 – 24 10 5 20 13 28 20 36 28 48
24 – 30 1 11 5 20 13 28 23 41 30 53
30 – 40 1 11 6 20 15 33 28 46 40 64
40 – 50 1 11 6 23 18 36 30 51 45 73
50 – 65 1 15 8 28 23 43 38 61 55 90
65 – 80 1 15 10 30 25 51 46 71 65 105
80 – 100 1 18 12 36 30 58 53 84 75 120
100 – 120 2 20 15 41 36 66 61 97 90

Радиальный зазор

Радиальный зазор в подшипниках это расстояние на которое перемещается одна обойма относительно другой в радиальном направлении. Эта величина получила название – радиальный люфт.

Радиальный зазор

Рис. 3 Радиальный зазор

Замеры величин производятся на специальных стендах с микрометрической головкой. (см рис.4) Самый простой способ замера – щупами, подвесив изделие на горизонтальном стержне. Наружное кольцо под своим весом опуститься вниз, обозначив радиальный зазор. Определить величину которого можно соответствующим по величине щупом протолкнув его между верхней точкой шарика и зеркалом обоймы в самой нижней точке, или поставив подшипник на плиту, но тогда зазор будет замеряться по самой крайней верхней точке (см. рис. 4.).

Замер радиального смещения обойм

Рис. 4. Замер радиального смещения обойм

Осевой зазор

Перемещение внутреннего кольца относительно наружного по осевому направлению называется осевой люфт ли осевой зазор (см. рис.5).

Установка осевых зазоров радиально-упорных или упорных подшипников производится регулировкой установочных шайб, которые ставят между обоймой и упором на торце вала. Рекомендуемые осевые зазоры указаны в каталогах или рекомендациях завода-производителя. Зазоры для наиболее распространенных подшипников можно посмотреть в таблицах 3,4,5.

Читайте также:  Способы задания функции с помощью таблица

Оптимальное значение осевого зазора, при установившемся температурном режиме подшипников равно нулю, так – как при этом отсутсвует осевое биение валов, уменьшается шум и вибрация механизма, подшипник работает без дополнительных нагрузок.

Осевые зазоры

Рис 5. Осевые зазоры

Несмотря на имеющиеся таблицы по параметрам внутренних зазоров, более точные контролируемые параметры можно выяснить только у производителей. Некоторые заводы – изготовители для радиально-упорных, конических или двухрядных радиальных изделий приводят величину осевого зазора, а не радиального, так как этот параметр для подшипников наиболее важен.

Рекомендуемый осевой зазор, мкм, для шариковых радиально-упорных однорядных подшипников

Источник

Радиальный зазор подшипника таблица

Rolling bearings. Internal clearances

Дата введения 2015-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Инжиниринговый центр ЕПК» (ООО «ИЦ ЕПК»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 307 «Подшипники качения»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол N 56-П от 19 мая 2013 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны
по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Госстандарт Республики Беларусь

Госстандарт Республики Казахстан

4 Настоящий стандарт соответствует следующим международным стандартам ISO 5753-1:2009* Rolling bearings — Internal clearance — Part 1: Radial internal clearance for radial bearings (Подшипники качения. Внутренний зазор. Часть 1. Радиальный внутренний зазор радиальных и радиально-упорных подшипников) и ISO 5753-2:2010* Rolling bearings — Internal clearance — Part 2: Axial internal clearance for four-point-contact ball bearings (Подшипники качения. Внутренний зазор. Часть 2. Осевой внутренний зазор шариковых четырехконтактных подшипников).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. — Примечание изготовителя базы данных.

Степень соответствия — неэквивалентная (NEQ)

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 октября 2013 г. N 1132-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 24810-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

ВНЕСЕНА поправка, опубликованная в ИУС N 9, 2016 год

Поправка внесена изготовителем базы данных

Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает условные обозначения групп внутренних зазоров и значения радиального внутреннего зазора для подшипников:

— шариковых радиальных однорядных;

— шариковых радиальных сферических двухрядных;

— роликовых радиальных цилиндрических;

— роликовых радиальных игольчатых;

— роликовых радиальных сферических однорядных;

— роликовых радиальных сферических двухрядных;

и значения осевого внутреннего зазора для подшипников:

— шариковых радиально-упорных двухрядных;

Настоящий стандарт не распространяется на подшипники:

— шариковые радиальные со съемным наружным кольцом;

— шариковые радиальные однорядные с пазом для вставления шариков;

— шариковые радиально-упорные двухрядные с двумя наружными кольцами;

— роликовые радиальные игольчатые со штампованным наружным кольцом,

а также на подшипники качения, для которых установлены особые значения внутренних зазоров.

Значения радиальных внутренних зазоров, указанные в таблицах 2 и 3, — значения теоретических радиальных внутренних зазоров шариковых радиальных однорядных подшипников.

Примечание — При определении в собранном подшипнике внутренних зазоров, измеренных под воздействием измерительной нагрузки, внутренние зазоры и нагрузки устанавливают по технической документации, утвержденной в установленном порядке.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 3189 Подшипники шариковые и роликовые. Система условных обозначений

ГОСТ 24955 Подшипники качения. Термины и определения

ГОСТ 25256 Подшипники качения. Допуски. Термины и определения

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (www.easc.by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации. Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа. Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 24955 и ГОСТ 25256, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 бочкообразный ролик (convex roller): Ролик, у которого пересечение наружной поверхности с осевой плоскостью является выпуклой изогнутой линией.

3.2 роликовый радиальный цилиндрический подшипник (radial cylindrical roller bearing): Радиальный подшипник качения с цилиндрическими роликами в качестве тел качения.

3.3 взаимозаменяемое кольцо подшипника (interchangeable bearing ring): Съемное кольцо подшипника, которое можно заменить другим кольцом одноименного подшипника без ухудшения рабочих характеристик подшипника.

3.4 невзаимозаменяемое кольцо подшипника (non-interchangeable bearing ring): Съемное кольцо подшипника, замена которого может привести к ухудшению рабочих характеристик подшипника.

3.5 роликовый тороидальный подшипник (toroidal roller bearing): Радиальный однорядный подшипник с бочкообразными роликами в качестве тел качения и с радиусами дорожек качения наружного и внутреннего колец в осевой плоскости большими, чем половина диаметра дорожки качения наружного кольца.

3.6 шариковый четырехконтактный подшипник (four-point-contact ball bearing): Шариковый радиально-упорный однорядный подшипник, в котором при чисто радиальной нагрузке каждый нагруженный шарик контактирует с каждой из двух дорожек качения в двух точках.

1 При чисто осевой нагрузке на подшипник каждый шарик контактирует с каждой дорожкой качения в одной точке.

2 Данный подшипник может применяться как двойной упорно-радиальный подшипник, хотя, как правило, его номинальный угол контакта меньше 45°.

3.7 единичный диаметр дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального подшипника (single raceway diameter of radial contact ball bearing inner ring): Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности дорожки качения внутреннего кольца радиальной плоскостью в середине дорожки качения.

3.8 единичный диаметр дорожки качения наружного кольца шарикового радиального подшипника (single raceway diameter of radial contact ball bearing outer ring): Расстояние между двумя параллельными линиями, касательными к линии пересечения действительной поверхности дорожки качения наружного кольца радиальной плоскостью в середине дорожки качения.

3.9 средний диаметр шарика (mean ball diameter): Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров шарика.

3.10 средний диаметр дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального подшипника (mean raceway diameter of radial contact ball bearing inner ring): Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров дорожки качения внутреннего кольца шарикового радиального подшипника.

3.11 средний диаметр дорожки качения наружного кольца шарикового радиального подшипника (mean raceway diameter of radial contact ball bearing outer ring): Среднеарифметическое значение наибольшего и наименьшего единичных диаметров дорожки качения наружного кольца шарикового радиального подшипника.

3.12 радиальный внутренний зазор (radial internal clearance): Среднеарифметическое расстояние в радиальном направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного эксцентрического крайнего положения в диаметрально противоположное крайнее положение при различных угловых направлениях и без приложения внешней нагрузки.

1 Данное определение применимо при отсутствии преднатяга для подшипника, способного воспринимать чисто радиальную нагрузку.

2 Среднеарифметическое расстояние включает в себя смещения колец в различных угловых положениях относительно друг друга и комплекта тел качения в различных угловых положениях относительно колец.

3 При каждом предельном эксцентрическом положении колец относительно друг друга их относительное осевое положение и положение тел качения относительно дорожек качения должны быть такими, чтобы одно кольцо действительно приняло крайнее эксцентрическое положение относительно другого кольца.

3.13 теоретический радиальный внутренний зазор шарикового радиального однорядного подшипника (theoretical radial internal clearance of single row radial ball bearing): Разность между средними диаметрами дорожек качения наружного и внутреннего колец шарикового радиального однорядного подшипника, уменьшенная на удвоенный средний диаметр шарика.

Примечание — Для образцового подшипника, т.е. подшипника, имеющего незначительные погрешности формы, радиальный внутренний зазор, определенный в статье 3.12, равен теоретическому радиальному внутреннему зазору при условии, что шарики расположены в линии с угловым направлением смещения.

3.14 осевой внутренний зазор (axial internal clearance): Среднеарифметическое расстояние в осевом направлении, на которое одно из колец может быть смещено относительно другого из одного осевого крайнего положения в противоположное крайнее положение без приложения внешней нагрузки.

Источник

Adblock
detector