Меню

Радиальное биение зубчатого венца таблица



Радиальное биение зубчатого венца таблица

Лабораторная работа № 18

Контроль радиального биения зубчатых колес

Цель работы: Лабораторная работа знакомит с методами контроля величины радиального биения зубчатого венца цилиндрических и конических зубчатых колес.

НОРМЫ ТОЧНОСТИ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Нормы и показатели точности цилиндрических зубчатых колес установлены ГОСТ 1643-81 и характеризуют определенные эксплуатационные свойства колес и передач.

Установлено четыре группы норм точности, имеющих взаимную связь и влияние:

1. Норма кинематической точности.

2. Норма плавности работы.

3. Норма контакта зубьев.

4. Норма бокового зазора.

Нормы кинематической точности определяют требования и к таким параметрам колеса и передачи, погрешности которых вызывают неточности вращения ведомого колеса передачи при его повороте на угол, равный . Требования норм кинематической точности особенно важны для передач точных кинематических цепей.

Нормы плавности работы передачи относятся к тем параметрам колеса, погрешности которых проявляются многократно при повороте ведомого колеса на угол, равный . Эти показатели являются главными для силовых высокоскоростных передач, в которых нарушение равномерности хода колес при работе проявляются в виде шума и вибраций.

Нормы контакта зубьев имеют особо важное значение для тяжело нагруженных передач, так как именно эти нормы определяют прочность и долговечность таких передач. Под контактом зубьев понимается величина и расположение области прилегания боковых поверхностей зубьев колес, собранных в передачу.

Нормы бокового зазора устанавливают требования к показателям точности, влияющим на величину зазора между неработающими поверхностями зубьев при соприкосновении их рабочих поверхностей.

Погрешности зубчатых колес, которые регламентируются нормами кинематической точности, особо учитываются в передачах, предназначенных для обеспечения заданного передаточного отношения с высокой точностью. Одной из таких погрешностей является биение зубчатого венца в радиальном направлении.

ГОСТ 1643-81 определяет радиальное биение зубчатого венца как разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса. Схема измерения радиального биения представлена на рис.1.

Одиночный зуб 1 эвольвентной рейки (исходного контура) занимает определенное положение во впадине зубчатого колеса 2 (показано сплошными линиями). Положение зуба рейки в следующей впадине (показано пунктиром) при наличии радиального биения зубчатого венца будет отличаться от предыдущего.

Биение зубчатого венца — наибольшая разность положений исходного контура во всех впадинах колеса.

Рис. 1. Схема измерения:

1 — зуб эвольвентной рейки; 2 — зубчатое колесо

Целью данной лабораторной работы является ознакомление студентов с методом контроля радиального биения зубчатого венца цилиндрических и конических зубчатых колес биениемером Б-10.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ПРИБОРА

Контроль биения зубчатого венца осуществляется с помощью биениемеров. Схемы биениемеров представлены на рис. 2.

Измерительный наконечник (1) занимает во впадине между зубьями определенное положение, которое фиксируется индикатором (2).

Измерительный наконечник (1) может отводиться от оси О колеса по радиусу и возвращаться в исходное положение с помощью пружины растяжения (3).

Биение зубчатого венца определяется как разность наибольшего и наименьшего показаний индикатора при расположении наконечника во всех впадинах контролируемого колеса.

По форме наконечники подразделяются на тангенциальные (рис. 2,а), выполненные в виде конуса, и шариковые (рис. 2,б).

Рис. 2. Схемы биениемера:

а) схема измерения с тангенциальным наконечником; б) схема измерения с шариковым наконечником; 1 — наконечник биениемера; 2 — индикатор; 3 — пружина растяжения

При контроле конусным наконечником выявляются лишь радиальные погрешности обработки, если угол при вершине конуса равен двойному углу профиля исходного контура. Отечественные биениемеры снабжены набором наконечников для контроля зубчатых колес разных модулей. Все наконечники имеют форму наружного конуса с углом при вершине 400.

При контроле шариковым наконечником, кроме радиальных погрешностей обработки, выявляются еще и тангенциальные погрешности, определение которых данными методическими указаниями не предусматривается.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ ПРИБОРА

На станине (1) прибора (рис. 3) имеются взаимно перпендикулярные направляющие для измерительной (2) и установочных (4) и (7) бабок. В установочных бабках расположены центры для установки измеряемого колеса. Центр левой бабки (4) неподвижен, а центр правой бабки (7) может отводиться рукояткой (8) и возвращаться в исходное положение под действием пружины, скрытой в корпусе бабки. Положение бабок (4) и (7) на станине фиксируется рукоятками (3).

Читайте также:  Как считаются таблица коэффициентов уефа

Измерительная бабка (2) несет на себе каретку (14) с измерительным механизмом (10). Перемещение бабки (2) по станине производится вручную, а ее крепление — рукояткой (15).

При вращении маховика (18) каретка (14) может перемещаться относительно измерительной бабки (2) параллельно оси центров прибора. Крепится каретка (14) винтом (6).

В корпусе измерительного механизма (10) расположен подвижный шток с цанговым зажимом для закрепления измерительного наконечника (9) и с упором (16) для индикатора. Перемещение штока осуществляется поворотом рукоятки (5) на себя. Для закрепления измерительного наконечника (9) в крайнем отведенном положении рукоятки (5) поворачивается на себя до отказа и поворотом винта (11) фиксируется в таком положении. При вращении маховичка (17) измерительный механизм (10) может перемещаться в направлении движения измерительного наконечника (9). Фиксация измерительного механизма (10) относительно каретки (14) производится рукояткой (12).

Для измерения радиального биения конических зубчатых колес измерительный механизм (10) имеет возможность поворачиваться на необходимый угол вокруг вертикальной оси. Установка механизма (10) ведется по шкале (20). После установки необходимого угла поворота измерительный механизм (10) крепится рукояткой (13).

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Контроль цилиндрических колес

1. В цанговом зажиме измерительного механизма (10) закрепляется измерительный наконечник (9), соответствующий модулю контролируемого колеса.

2. Рукояткой (8) отводится центр правой бабки (7) и проверяемое колесо устанавливается в центрах прибора.

3. Измерительная бабка (2) вручную подводится к проверяемому колесу так, чтобы между ними был зазор в 4-5 мм, и крепится рукояткой (15).

4. Вращением маховичка (17) наконечник (9) вводится в контакт с боковыми поверхностями зубьев колеса и дается натяг в 1,5-2 мм.

5. Ножка индикатора подводится к упору (16) и дается натяг 1,5-2 оборота стрелки по шкале, после чего индикатор закрепляется винтом (19).

6. Поворотом рукоятки (5) на себя до отказа наконечник выведите из впадины зуба и зафиксируйте в отведенном положении винтом (11).

7. Проверяемое колесо поворачивается рукой так, чтобы следующая впадина зуба встала против измерительного наконечника.

8. Придерживая рукоятку (5), ослабьте винт (11), и вновь ввести измерительный наконечник в контакт с боковыми поверхностями зубьев колеса. По разности показаний индикатора определите величину текущего радиального биения зубчатого венца.

9. Измерения проделайте для всех впадин колеса и по наибольшему значению радиального биения определите степень точности зубчатого колеса по нормам кинематической точности, используя ГОСТ 1643-81.

Контроль конических колес

1. Поворотом рукоятки (13) на 1,5-2 оборота необходимо освободить измерительный механизм и повернуть его относительно вертикальной оси на угол, соответствующий половине угла начального конуса измеряемого колеса, чтобы производить измерение в плоскости, перпендикулярной образующей делительного конуса (рис. 4).

Рис. 4. Схема измерения конического колеса

2. Контроль величины биения конических колес производится в том же порядке, что и контроль цилиндрического колеса.

3. Определите степень точности конического зубчатого колеса по нормам кинематической точности, используя ГОСТ 19325-81.

1. Назовите нормы точности цилиндрических зубчатых колес.

2. Дайте понятие радиального биения зубчатого венца.

3. К какой норме точности относится радиальное биение?

4. Расскажите о принципе измерения радиального биения.

Адрес: Россия, 450071, г.Уфа, почтовый ящик 21

Источник

Измерение радиального биения

Зубчатого венца колеса

Радиальным биением зубчатого венца Frr называют разность действительных предельных положений исходного контура в пределах зубчатого колеса, отсчитываемых от его рабочей оси. Эта погрешность возникает из-за непостоянства радиального расстояния между осями зубчатого колеса и формирующего его инструмента.

Для измерения радиального биения зубчатого венца применяют измерительные приборы – биениемеры, измерительные наконечники которых представляют собой призму (рис. 25.1а) или усеченный конус (рис. 25.1б) с углами, равными двойному углу зацепления 2a = 40°. В подавляющем большинстве случаев отечественные биениемеры снабжаются набором наконечников, изготовленных в виде усеченного конуса. В этом случае при измерениях контакт наконечника с профилями зубьев происходит в точках С и D расстояние между которыми представляет собой постоянную хорду впадины.

Рис. 25.1. Схемы измерения радиального биения зубчатого венца

Наряду с биениемерами для измерения радиального биения зубчатого венца можно использовать и универсальные приборы. Для этого в каждую впадину зубчатого венца последовательно закладывается специальный ролик (рис. 25.1в). Ролик должен касаться зубьев в тех же точках постоянной хорды С и D, что и конусный наконечник. Диаметр ролика d p определяют как проекцию половины шага EF = p m на линию зацепления, следовательно d p = 0,5 pm×сosa = 0,5p m×сos20° = 1,475 m.

На станине универсальных центров (рис. 25.2) установлены две бабки с центрами 5, между которыми закрепляется насаженное на оправку 6 проверяемое зубчатое колесо 1. Положение ролика 2 во впадине зубчатого венца определяется измерительной головкой 3, закрепляемой в штативе 4.

Рис. 25.2. Измерение радиального биения зубчатого венца

Цена деления прибора соответствует цене деления измерительной головки, наибольший диаметр проверяемой детали определяется высотой центров над станиной.

Порядок выполнения работы

1. Определить модуль проверяемого зубчатого колеса. Для этого измерить диаметр вершин зубьев d a, и сосчитав число зубьев z, определить модуль по формуле m = d a/( z + 2), округлить полученный результат до стандартного значения (табл. П24 Приложения 2).

2. Определить диаметр ролика по формуле: d p = 1,475 m.

3. Настроить прибор. Для этого установить проверяемое зубчатое колесо на оправку 6 и вместе с ней в центрах 5, закрепить бабки в нужных положениях. Поместить ролик 2 во впадину между теми зубьями, которые находятся в самом верхнем положении. Установить индикатор 3 так, чтобы его измерительный наконечник касался образующей ролика и давал показания 1…2 мм, закрепить его в этом положении.

4. Определить радиальное биение зубчатого венца. Для этого последовательно поворачивая зубчатое колесо на один зуб и установив во впадину ролик, покачивая колесо, определить максимальное показание индикатора Di на каждом зубе. Внести результаты измерения в форму отчета.

По результатам измерения найти наибольшее и наименьшее показания индикатора и по их разности определить радиальное биение зубчатого венца Frr.

5. Дать заключение о годности зубчатого колеса, если оно выполнено по степени точности 9- С, 9- В и т. п. по ГОСТ 1643-81 (табл. П18 Приложение 2).

6. Оформить отчет о работе, согласно прилагаемой формы.

Источник

Обработка результатов измерений

Действительное значение радиального биения F rr определяется разностью между наибольшим и наименьшим показаниями индикатора.

По результатам измерений строится диаграмма радиального биения зубчатого венца в отчетном бланке (рисунок 3).

Заключение о годности зубчатого колеса по радиальному биению.

Сравнивая действительное значение радиального F rr (полученное в результате измерений)с допустимым F r по ГОСТ 1643-81 (таблица 1) (степень точности колеса задается преподавателем) дать заключение о годности колеса по этому показателю. Если F rr Контрольные вопросы к лабораторной работе № 3

1.Назовите степени и нормы точности зубчатых колес?

2.Какую норму точности зубчатого колеса определяет радиальное биение зубчатого венца?

3.От каких погрешностей зависит кинематическая точность цилиндрического зубчатого колеса?

4.Что называется радиальным биением зубчатого колеса?

5.Что такое исходный контур зубчатого колеса?

6.Что называется рабочей и технологической осью зубчатого колеса?

Таблица 1 — Допуски на радиальное биение зубчатых венцов по ГОСТ 1643-81

1. Якушев, А.И. Взаимозаменяемость, стандартизация и технические измерения /А.И.Якушев, Л.Н.Воронцов, Н.М.Федотов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1987. — 352 с.

2 . Зябрева, А.Н. Лабораторные занятия по курсу «Основы взаимозаменяемости и технические измерения» /А. Н. Зябрева, М.Я. Шегал, — М.: «Машиностроение», 1974. — 363 с.

3. Тайц , Б. А. Точность и контроль зубчатых колес / — М.: «Машиностроение», 1975. — 323 с.

4. ГОСТ 1643-81. Передачи зубчатые цилиндрические. Допуски.

Читайте также:  Кубок франции 2019 2020 таблица

Инструкция по мерам безопасности при проведении лабораторной работы № 3

1. До начала работы ознакомьтесь с инструкцией по эксплуатации, охране труда на биениемере.

2. Перед началом работы убедитесь в исправности прибора.

3. В случае обнаружения неисправности или повреждения поставьте в известность преподавателя.

4. После окончания работы привести в порядок рабочее место.

Составил: канд. техн. наук, ст. преподаватель

кафедры «Технология машиностроения» Е.Н. Антонова

ИЗМЕРЕНИЕ РАДИАЛЬНОГО БИЕНИЯ ВЕНЦА

Источник

Допуски и посадки — часть 29

Допуски и посадки. В.И. Анухин

поэтому допуск торцового биения выбирается из условия нормальной работы зубчатого

колеса по ГОСТ 24643-81 (см. табл. П.2.4):

ТCA = 6 мкм.

П о з и ц и я 5 . Допуск радиального биения посадочной поверхности для зубчатого колеса.
Назначение технического требования – обеспечение выполнения норм кинематической точности

Величина допуска радиального биения шейки вала выбирается в зависимости от допуска на ра-

диальное биение зубчатого венца F .

Радиальное биение зубчатого венца вызывают три вида погрешностей:

радиальное биение подшипников качения;

радиальное биение посадочной поверхности вала относительно общей оси;

биение зубчатого венца колеса относительно оси посадочного отверстия.

Поэтому можно допустить, чтобы радиальное биение посадочной поверхности вала было не бо-

Наибольшее допускаемое радиальное биение посадочной поверхности вала:

выбирается по ГОСТ 1643-81 (см. разделы 2.6 и 5.4) для цилиндрических зубчатых

передач либо по соответствующим стандартам для других видов зубчатых колес.

Допуск радиального биения выбирается по ГОСТ 24643-81 (см. табл. П.2.5):

ТCR = 12 мкм.

П р и м е ч а н и е . Допускается назначить ТСR = 16 мкм, что не предусмотрено степенью точности

для данного интервала номинальных размеров, но это числовое значение соответствует ряду, ука-
занному в стандарте (см. табл. П.2.1).

П о з и ц и я 6 . Допуск радиального биения посадочных поверхностей для муфт, шкивов, звездо-

чек. Допуск задается на диаметре посадочной поверхности по табл. 5.1.

Назначение технического требования – ограничение возможного дисбаланса как самого вала, так

и вала в сборе с деталью. Принимается, что частота вращения вала равна 1460 мин

Допуск радиального биения принимается по ГОСТ 24643-81:

ТCR = 10 мкм.

Частота вращения вала, мин

Допуск радиального биения
посадочных шеек вала, мм

П о з и ц и я 7 . Допуск радиального биения поверхности вала под манжетное уплотнение. Допуск

принимается по данным

Назначение технического требования – не допускать значительной амплитуды колебаний рабочей

кромки манжеты, вызывающих усталостные разрушения резины.

Источник

Зубчатого цилиндрического колеса

Базирование. Допуски формы и расположения поверхностей

Технологию изготовления цилиндрических зубчатых колес можно представить в виде следующих укрупненных операций:

§ штампованную или кованую заготовку подвергают механической обработке по одному торцу,

§ растачивают посадочный цилиндр ступицы (поле допуска “ H7”) и механически обрабатывают наружную поверхность цилиндра выступов (поле допуска “ h8”);

§ механически обрабатывают другой торец колеса;

§ обработанную таким образом заготовку надевают на оправку и нарезают зубья.

Метод обкатки имеет основное применение для нарезания зубьев цилиндрических колес внешнего зацепления при помощи червячных фрез и долбяков. Нарезание зубьев по этому методу основано на воспроизведении зацепления зубчатой пары, одним из элементов которой является режущий инструмент, а другим заготовка колеса.

В качестве основной базы при изготовлении зубчатого цилиндрического колеса принимают ось посадочного цилиндра ступицы, так как длина ступицы: l > 0,8 d B [1, c.63]. На посадочный цилиндр назначают допуск формы – допуск цилиндричности, равный половине допуска на размер [1, c. 394].

До нарезания зубьев заготовку колеса механически обрабатывают по цилиндру выступов с допуском радиального биения относительно основной базы, выбираемым по табл. 2.3.

На оба торца зубчатого венца и на оба торца ступицы назначают допуски торцевого биения. Величину допуска назначают с учетом степени точности изготовления и размеров колеса (табл. 2.4).

Источник

Adblock
detector