Меню

Просвещение и научные знания таблица



Просвещение и научные знания

Культурная жизнь XVII в., как, впрочем, и вся общественная жизнь этого времени, находилась как бы на перепутье, когда, по словам современников, «старина и новизна перемешалися». Исследователи приходят к выводу, что в это время происходит культурный переворот, означающий переход от древнерусской культуры к культуре «нового времени». Определяющим в происходящем культурном перевороте стало обращение к личностному началу, к человеку.

Современный исследователь русской культуры А.М.Панченко на примере развития литературы показывает истоки этого культурного феномена XVII столетия. В Смуту «словесность — была практически свободна от внелитературных запретов, от правительственного и церковного контроля», а русский писатель «пользовался «свободой слова» и правом идеологического выбора. В оценке персонажей он не зависел от их положения на лестнице социальной, церковной, государственной иерархии, даже если они занимали самые верхние ступени. Это способствовало «открытию характера» в искусстве в целом — открытии, которое стало необратимым завоеванием».

В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов — 96%, среди помещиков — 65%.

Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах.

По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий.

Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около 200 книг различных названий. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. — печатная таблица умножения. Для «учебных целей» выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф.М.Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения подьячих

открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680 г. — основывается школа при Печатном дворе.

Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии (первоначально — училища) во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии. до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки «для лечбы» ратных людей.

Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника.

Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу», в Новгороде создается «Чертеж. городам русским и шведским до Варяжского моря».

Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд С.У.Ремизова «Чертежная книга Сибири».

Литература и фольклор

Литература первой половины XVII в. в центре своего внимания имела события Смутного времени. В основном это были публицистические произведений. Так, в конце 1610 — начале 1311 гг. в Москве стала распространяться «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском». Она была проникнута страстным патриотическим призывом к борьбе с иноземцами, осуждала пособников интервентов. Анонимный автор обращается ко «всяких чинов людям» подняться с оружием на врага. Глубоко скорбит о судьбе, постигшей Отечество, автор другого произведения: «Плача о пленении и о конечном разорении превысокого и пресветлейшего Московского государства в пользу и наказание слушающим» (1612). Неизвестные литераторы того времени обращались и к изображению героев смуты — положительных и отрицательных. Одному из предводителей сопротивления М.В.Скопину-Шуйскому посвящено «Писание о преставлении и погребении князя Михаила Васильевича, рекомого Скопина», а Лжедмитрию I — «Сказание. о Гришке Отрепьеве и о похождении его».

Первыми попытками объяснить причины и события Смутного времени стали «Временник» дьяка Ивана Тимофеева и «Сказание» келаря Тронце-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, а также так называемое «Иное сказание» и сочинения князя И.А.Хворостинина и князя П.М.Катыревя-Ростовского. Около 1630 г. создастся «Новый летописец», в котором излагались события от смерти Ивана Грозного до возвращения из плена патриарха Филарета.

«Новый летописец» был одной из последних русских летописей, в которых на разнообразные сюжеты обязательно накладывалась временная сетка. Так называемые Сибирские летописи («Есиповская летопись» и другие) представляют собой уже литературно-повествовательные произведения.

Общественно-политическая жизнь России XVII в. отразилась и в произведениях, написанных во второй половине века. Защита самодержавия звучит со страниц трактата Юрия Крижанича «Политика» и сочинений Симеона Полоцкого. Выдающимся памятником русской литературы стало «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». «Житие» -остросюжетное произведение, в котором автор на примере полной страданий и драматических коллизий собственной жизни повествует о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его рассказ написан простым языком, повествование ведется динамично и эмоционально.

Своеобразным литературным памятником является сочинение бежавшего в Швецию в 1664 г. подьячего Посольского приказа Григория Котошихина, в котором деловым языком дается подробное (но не всегда объективное) описание русского государственного аппарата.

Новым литературным жанром явилась бытовая реалистическая повесть. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о «предопределенной» свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда — создание чисто литературных образов.

Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства. Наиболее значительными произведениями являются «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть об Улиании Осорьиной».

Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них — «Сказание о куре и лисице», «Калязинская челобитная», «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о бражнике» — своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются «Повесть о Шемякином суде» и «Повесть о Ерше Ершовиче».

С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического стихосложения. В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион». В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко»: стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Среди популярных переводных повестей необходимо отметить «Повесть о Бове королевиче» и «Повесть о Еруслане Лазаревиче». Обе они испытали сильнейшее влияние русского фольклора, в связи с чем приобрели сказочный характер.

В широких массах по-прежнему бытовали произведения устного народного творчества. Одним из любимых героев становится Степан Разин, вокруг имени, которого складываются легенды, песни, сказания. Интересно, что в переработанных древних былинах народный вождь оказывался в одном кругу былинных героев вместе с Ильей Муромцем, а в некоторых вариантах последний становился есаулом на корабле Разина.

Источник

Просвещение и научные знания

Просвещение и научные знания

В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40 % грамотных, среди купцов — 96 %, среди помещиков — 65 %.

Читайте также:  Таблица коэффициентов для учителей

Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах.

По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий.

Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около 200 книг различных названий. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. — печатная таблица умножения. Для «учебных целей» выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф.М.Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения подьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680 г. — основывается школа при Печатном дворе.

Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии (первоначально — училища) во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии… до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и почти не затрагивалась его теоретическая основа. Например, математические знания связывались с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

Медицинские знания основывались на народных традициях лечения, а также на опыте переводимых иностранных лечебников и «травников». В Аптекарском приказе были сосредоточены специалисты, умевшие изготавливать лекарства; здесь же производилось обучение фармацевтов и врачей. В 1654 г. в приказе обучались 30 стрельцов, отправленных затем в полки «для лечбы» ратных людей.

Накапливаются и развиваются знания об окружающей природе и мире: астрономические и географические. В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с гелиоцентрической системой Коперника.

Еще в первой половине века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу», в Новгороде создается «Чертеж… городам русским и шведским до Варяжского моря».

Расширению географических представлений способствовали материалы экспедиций по освоению Сибири (Стадухина, Пояркова, Дежнева, Хабарова, Атласова). После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Оно и предыдущие описания и чертежи подготовили труд С.У.Ремизова «Чертежная книга Сибири».

Читайте также

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ

НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ Эпоха бурного строительства Российского царства, формирования новых социальных и экономических отношений поставила особые задачи перед русской культурой, по-прежнему пронизанной христианскими догмами. Государство же было заинтересовано в развитии

Научные знания

Научные знания 1 У истоков русского книгопечатания. М., 1959, с. 239,

ГЛАВА ВТОРАЯ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ГЕОМЕТРИЯ ПИРАМИД

ГЛАВА ВТОРАЯ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ГЕОМЕТРИЯ ПИРАМИД Мы видели, насколько осторожно следует относиться к различным высказываниям, касающимся поразительных, познаний, какими якобы обладали строители пирамид, даже тогда, когда эти высказывания исходят от авторов, научная

§ 4. Научные труды

§ 4. Научные труды Параллельно с оживлением белорусских идей шла работа по выяснению белорусского прошлого и настоящего в научном отношении. С каждым годом прибавлялись работники на этом поприще. Разумеется, нет нужды и возможности в этом кратком очерке очертить всю эту

♦ Научные труды

? Научные труды Давайте теперь поговорим о науке — какой ее понимали в то время, то есть такой, какой она была в средневековой Исландии.Теология в ту пору занимала основное место, что и неудивительно. Приведем в качестве примера Люцидарий Гонория Августодунского,

Научные публикации

Научные публикации С начала XX в. научные журналы издавались во всей Восточной Азии; большинство, особенно финансируемые государственными органами, печаталось на английском языке. В 1937 г. японцы публиковали на своем языке 6 журналов по астрономии, 5 — по математике, 22 — по

Идеология, культура и религия периода среднего царства. Письменность и научные знания

Идеология, культура и религия периода среднего царства. Письменность и научные знания Письменность Древние египтяне использовали для письма папирусную бумагу. В сухих песках северной Африки до сих пор продолжают находить древние манускрипты. Сначала считалось, что на

Научные знания

Научные знания Подъем культуры и науки при XII династии кажется особенно впечатляющим на фоне упадка предшествующих времен. Впрочем, признаки улучшения ситуации намечаются уже при XI династии, потеснившей суровый аскетизм гераклеопольских владык. Фиванские фараоны во

Научные знания майя

Научные знания майя Разрабатывая эту тему, большинство авторов ограничивается изложением успехов майя в астрономии, математике, календаре и письменности, не заботясь об объяснении условий, которые позволили майя достичь таких успехов, и не разъясняя, как создаваемые

3. Научные знания

3. Научные знания 3.1. В XVII в., как и ранее, шел процесс накопления практических знаний, особенно быстро в областях, связанных с решением конкретных задач организации производства, строительства и торговли: измерение площади, расстояния, массы сыпучих тел. Большие успехи

§ 2. Научные знания

§ 2. Научные знания Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о «пищалях винтовальных» – нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой

1. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ

1. ПРОСВЕЩЕНИЕ. НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. КНИГОПЕЧАТАНИЕ Начальное обучение. На Украине сохранялся многолетний опыт организации школьного обучения. На Левобережье при церквях функционировали приходские школы, где церковные дьячки являлись одновременно и учителями. Туда

Научные теории

Научные теории Русские неоязычники черпают информацию и из современных научных концепций, связанных с разработкой индоевропейской проблематики. Наиболее популярными в последние полвека были три теории о прародине индоевропейцев и их связях с известными

2. ПИСЬМЕННОСТЬ. БИБЛИОТЕКИ И ШКОЛЫ. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. ЛИТЕРАТУРА. МУЗЫКА

2. ПИСЬМЕННОСТЬ. БИБЛИОТЕКИ И ШКОЛЫ. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ. ЛИТЕРАТУРА. МУЗЫКА Письменность. Происхождение славянской письменности до сих пор еще не полностью выяснено. Сложность заключается в том, что до нашего времени сохранились две славянские азбуки —

Часть I Теория исторического знания Главнейшие направления в теории исторического знания

Часть I Теория исторического знания Главнейшие направления в теории исторического знания С теоретико-познавательной точки зрения научное знание характеризуется его систематическим единством. Подобно нашему сознанию, отличающемуся единством, и наука должна быть

Источник

Книги по истории для студентов

§ 2. Просвещение и научные знания

В XVII в. возникает достаточно много различных учебных заведений. В 1-й половине века это, видимо, были традиционные школы при церквах. В 1634 г. для них был выпущен «Букварь» В. Бурцева и «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В конце века появился новый «Букварь» Кариона Истомина и практическое руководство для счета – таблица умножения.

В середине веке один «из ревнителей благочестия» – царский постельничий Ф. Ртищев по собственной инициативе открыл в Андреевском монастыре рядом со столицей светское училище, в котором ученые монахи из Киева обучали юношей славянскому и греческому языкам, философии, риторике, всевозможным словесным наукам.

В 1665 г. на Никольской улице было открыто Заиконоспасское училище, во главе которого был назначен Симеон Полоцкий. В нем обучались молодые подьячие из разных приказов. Главными предметами были: русский язык, латынь и некоторые другие.

В этом же году было организовано училище при церкви Иоанна Богослова в Китай-городе. Его учениками были дети прихожан.

В 1680 г. была открыта школе при Печатном дворе. Сначала в ней было не больше 30 учеников из разных сословий. К концу века их стало более 100.

Особо значительным событием стало основание в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии. Она стала первым высшим учебным заведением в стране. В нее принимались любые желающие, независимо от возраста, чина или сана. Обучались в академии самым различным наукам: грамматике, пиитике, риторике, диалектике, философии, и даже богословию и этике. Первыми преподавателями были греки – Иоанникий и Софроний Лихуды. Они же написали учебники по грамматике, психологии, физике, риторике. Особенно успешным было преподавание латинского и греческого языков.

Читайте также:  Закодируйте с помощью кодировочной таблицы ascii windows

Однако церковным кругам не нравилась светская направленность академического обучения. Против братьев начались интриги, и они были отстранены от преподавания.

Научные знания в XVII в. носят сугубо практический характер и связаны со строительством, литейным делом, устройством водяных мельниц, добычей соли, изготовлением оружия и т. д. Мастера своего дела составляют практические руководства для своих учеников и последователей. Примером может служить «Книга сошного письма», написанная, видимо, подьячими в 1628–1629 гг. как наставление для описания земель, «Устав ратных, пушечных и других дел», дающий представление о воинской науке.

Наибольшее развитие получают географические знания, поскольку они были связаны с открытиями в Сибири новых земель. В 1627 г. была составлена «Книга Большому чертежу», в которой собраны сведения о всех городах России с указанием расстояний между ними. В Посольском приказе скапливались многочисленные материалы о соседних странах, «отписки» русских землепроходцев. Появляются также первые карты. Одной из них был чертеж России, составленный Фёдором Годуновым. Он активно используется европейскими картографами при составлении карты Восточной Европы. Широко распространяются исторические труды, в частности «Синопсис» Иннокентия Гизеля, об истории Русского государства с древнейших времен.

Источник

Эпоха Просвещения: понятие и принципы, годы, примеры

  • Сущность эпохи Просвещения
  • Основные черты эпохи
    • Свобода совести
    • Освобождение науки и философии от влияния религии
    • Космополитизм
    • Возрождение науки и естествознания
    • Идеология разума, как источника и двигателя познания
    • Идея прогресса
    • Абсолютизация образования в формировании человека
  • Общие задачи просветителей
    • Борьба с феодализмом
    • Борьба против церкви
    • Идеальная модель общества
  • Примеры эпохи Просвещения

Сущность эпохи Просвещения

Эпоха Просвещения — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли.

Век просвещения отражает дух XVII столетия, которое известно мощным развитием идейного движения, дискредитацией религиозных и политических авторитетов, популяризацией образования, культуры и ценности человеческого разума. Эпоха просвещения зародилась в Англии под влиянием научной революции в конце XVII, но свое название получила во Франции в XVIII веке. Это движение опиралось на гуманистические традиции Возрождения и ставило в основу своего интеллектуального течения понятия рационализма и свободомыслия. Главная цель, стоящая перед прогрессивной эпохой XVII-XVIII вв., состояла в распространении:

  • идеалов научного знания;
  • торжества человеческого разума и человеческой свободы;
  • общественного прогресса:
  • компрометации церкви, различных суеверий и политических авторитетов.

Самыми яркими представителями просвещения были просветители Вольтер, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро во Франции, Джон Локк, Бернард де Мандевиль, Адам Смит в Англии, Готхольд Эфраим Лессинг и Иоганн Гете в Германии, Михаил Ломоносов, Александр Радищев в России. Философы просвещения верили в необъятные возможности человеческого разума, которые наиболее полно могли быть задействованы в научно-технической сфере.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Конец важнейшей для европейской культуры эпохи ознаменован началом Великой французской революции в 1789 году. Идеи и принципы Эпохи просвещения повлияли на создание важных документов того времени, заложив основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Основные черты эпохи

Идеи просвещения дали мощный импульс, который был необходим на этом этапе развития цивилизации и любого государства, переходящего от устоев традиционного общества к новым индустриальным ценностям. Просвещение оказало огромное влияние на развитие культурной, философской и общественной мысли, последующие изменения в этике и социальной мысли, отмену рабства и другие ключевые события, предопределившие ход мировой истории.

Свобода совести

Свобода совести — естественное право человека формировать свои убеждения.

Возникновение понятия связано с началом реформирования католической церкви, но особое развитие и теоретическое обоснование принципы свободы совести и вероисповедания получили в трудах философов Нового времени. В общественных и философских дискуссиях Эпохи просвещения вопросы нравственного характера занимали одно из важнейших мест. Свобода начала восприниматься не просто как благо, а как естественное состояние каждого человека.

Наиболее подробно эту идею в своих работах развивал английский мыслитель Жан-Жак Руссо, который выступал за разделение церкви и государства. Он считал, что человек рождается свободным, с правом распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению и самостоятельно выбирать свое будущее. По мнению Руссо, социальные устройство, основанное на ограничениях и требованиях государства и религии, накладывает оковы на свободу человеческой воли.

Просветительская идея свободы делила ее на естественную и гражданскую. Если естественная свобода была ограничена только законами природы, то гражданская предполагала следование законам и моральным нормам, которые защищали общество.

Концепция свободы эпохи Просвещения принята в основу французской «Декларации прав человека и гражданина» и американской «Декларации независимости».

Освобождение науки и философии от влияния религии

Отношение к религии в просветительскую эпоху претерпевает ряд широких изменений, которые в большей степени относятся к осмыслению истоков религии. Наука приобретает эмпирический характер, поэтому слепое подчинение церкви заменяется попыткой докопаться до секретов и тайн природы.

Это не означает, что просветители выступали против религии. Скорее они призывали к ее реформации, уничтожению суеверий и предрассудков, так как считали, что настоящая вера основана на принципах гуманности и разумности.

Многие мыслители считали, что просвещение не может существовать отдельно от истинной религии, которая открывается через познание законов разума. Шотландский философ Дэвид Юм в своих работах доказывал невозможность разумной веры в чудеса, но не отрицал существование религии как таковой.

Космополитизм

Космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках Земли.

Формирования космополитического мировоззрения происходило на фоне участившихся войн, которые убеждали уставших европейцев в необходимости новой объединенной Европы. Пацифистски настроенные мыслители Эпохи просвещения видели решение проблемы в создании единой европейской республики с государствами-провинциями. Идеалы мирового гражданства проповедовали Данте, Гете, Шиллер и другие.

Космополитизм просветительской эпохи — это не отказ от ценностей патриотизма и служения родине. Приверженность всечеловеческим интересам и ценностям не исключала любовь к своей стране.

Возрождение науки и естествознания

Научное знание заняло лидирующие позиции в формировании просветительского мировоззрения и признавалось наиболее продуктивной формой интеллектуальной деятельности. Наука опиралась на принципы эмпиризма и рационализма, отвергая принятые религиозные теории. Интересы ученых просвещения отличались широтой научных взглядов. Основное место в системе знаний занимали точные и естественные науки, такие как математика, химия, биология, физика и другие.

Именно в «век разума», как еще называют эпоху XVII столетия, регулярно происходили различные научные открытия. Шведский ученый Карл Линней написал свой труд «Виды растений», куда внес описание тысячи видов флоры, французский естествоиспытатель Жан Батист Ламарк предложил первую теорию эволюции, математики Исаак Ньютон и Готфрид Лейбниц независимо друг от друга и почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисление и еще десятки открытий, которые составили фундамент современной науки.

Идеология разума, как источника и двигателя познания

Период просвещения отличается своей приверженностью культу разума. Факторы, характеризирующие идеологию разума:

  • разум воспринимался как единственный инструмент, благодаря которому можно преобразовать мир, исходя из принципов свободы, гуманности и равенства;
  • причина всякого зла и несчастья лежит в невежестве, которое можно преодолеть лишь силой разума;
  • любая истина познается через взаимодействие чувства и разума;
  • в основу человеческой культуры должна должны лежать принципы разума;
  • разум является единым и общим для всех людей, независимо от эпохи, национальности, социального статуса и т. д.

Идея прогресса

Для мыслителей просвещения движущей силой прогресса и истории являлся человеческий разум, с развитием которого менялась жизнь и строение общества. Идеология прогресса основывалась на неразделимости развития разума и промышленного прогресса, которые влияли друг на друга, приводя к новым открытиям и научным подвигам.

Также прогресс определялся как результат развития индивидуальных навыков человека, отраженные в личном вкладе каждого члена общества на пути к новому миру.

Абсолютизация образования в формировании человека

Одной из важнейших идей просветительского мира была возможность получения образования простыми людьми. Мыслители просвещения считали, что без всеобщей образованности невозможно дальнейшее развитие и прогресс. Просветительская эпоха дала сильный толчок образованию, в некоторых европейских странах ввели общее начальное образование. Во Франции в течение XVIII века количество неграмотных среди населения сократилось с 79 до 63%.

Однако, несмотря на большие надежды просветителей, образовательные реформы привели к еще большему социальному расколу в обществе, так как значительная часть населения оставалась необразованной и не могла поладить с остальной частью привилегированного населения. Народная мудрость и традиционные ценности казались мыслителям просвещения отсталыми и вредными, что тоже становилось причиной конфликтов в обществе.

Общие задачи просветителей

Течение Эпохи просвещения для каждого народа имело свои особенности и различия, но истоки движения и основные принципы были идентичны, независимо от национальности.

Читайте также:  Таблица то для короллы аксио

Борьба с феодализмом

Просвещение ознаменовывает переход общества от феодализма к капитализму и, сопряженными с этими изменениями, выступлениями буржуазии и народных масс против феодализма. Критика феодального строя, системой сословных привилегий и неравенства была краеугольным камнем просветительской концепции. Философы просвещения проповедовали политическую свободу и гражданское равенство. Считая феодализм «неразумным», они противопоставляли ему рационалистические теории морали, общества и религии.

Мыслители просвещения отрицали божественное происхождение феодально-абсолютистского государства, аргументируя его теорией общественного договора. Согласно этому, государство представлялось как социальный институт, который возник в результате заключения соглашения между людьми. Эта теория позволяла народу лишать государя власти, если он нарушает условия соглашения. Окончательный и решающий удар феодальному устройству нанесла Французская буржуазная революция, которая опиралась на идеи просвещения.

Борьба против церкви

С началом просветительского движения начался радикальный пересмотр идей и догм официального христианства и церкви. Абсолютная вера в человеческий разум подорвала авторитет и позиции церкви.

«Естественная» религия разума, к которой причисляли себя просветители, стала называться деизмом, что в переводе с латинского означит «Бог». Последователи деизма признавали существование Бога, но отрицали сверхъестественную природу религиозных воззрений.

К тому времени позиции католической церкви были уже ослаблены под давлением протестантской критики и, в значительной степени, в результате научно-технического прогресса. Духовенство не было готово к таким потрясениям эпохи, и немалая часть церковных служителей поддержала идеи просветителей.

Идеальная модель общества

Просветители выступали не только против феодального устройства, но и против монархического правления. Некоторые мыслители рассчитывали на «просвещенного монарха», независимого от феодального сословия, другая часть представляла интересы простого населения и выступала за народный суверенитет и переход к демократическому правлению. Обе тенденции имели сходные представления об идеальном обществе, среди них:

  • равная ценность каждой личности, независимо от происхождения;
  • гуманизм и человеколюбие, служение всех людей на благо общества;
  • отказ от любых форм принуждения;
  • свобода вероисповедания;
  • единство морального закона для всех;
  • отказ от теологии из интерпретации исторического процесса;
  • осмысление средних веков в резко негативном ключе;
  • подражание идеалам античности.

Примеры эпохи Просвещения

Помимо активного развития философской и общественной мысли, идеи просвещения осмыслялись деятелями искусства. Первым направлением творчества был классицизм, который воплотился в литературе, музыке и живописи. Мастера, работающие в этом направлении, следовали принципам античности. Основными чертами классицизма являются рациональность и строгое соответствие форме. В литературе классицизма обожествляется человеческий разум, восхваляется борьба за свободу и движение научного прогресса. Каноническим произведением классицизма считаются произведения французского поэта Пьера Корнеля. В России это направление обрело популярность в середине XVIII века. К классицизму причисляют оды Державина, в которых он восхвалял Екатерину и трагедии Сумаркова.

Второе направление просветительского искусства — это романтизм, отвечающий эмоциональным запросам общества и художника. В русской литературе ярким примером романтизма является повесть «Бедная Лиза» Николая Карамзина. В живописи — картина «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, в которой показана зависимость человека от естественных законов природы.

Источник

Век просвещения в Европе и Америке.

Просвещение и научные знания

В XVII в. возрастает количество грамотных (умевших читать и писать) людей. Так, среди посадского населения было 40% грамотных, среди купцов — 96%, среди помещиков — 65%. Значительно расширяется деловая письменность, причем квалифицированное делопроизводство велось не только в центральных приказах, но и в земских учреждениях, и даже в вотчинах. По-прежнему большое распространение имели рукописные книги. А с 1621 г. для царя стала изготовляться рукописная газета «Куранты», состоящая в основном из переводных иностранных известий. Наряду с рукописными изданиями все более в обиход входила печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Уже в первой половине XVII в. было выпущено около 200 книг различных названий. Частными лицами стали собираться библиотеки. В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. Книгопечатание позволило издавать массовыми тиражами пособия по грамматике и арифметике. Букварь («Азбука») Василия Бурцева, опубликованный в 1634 г., впоследствии несколько раз переиздавался. В конце века появился иллюстрированный букварь Кариона Истомина, в 1882 г. — печатная таблица умножения. Для «учебных целей» выпускались также «Псалтыри» и «Часословы». Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по инициативе одного из видных государственных деятелей Ф.М.Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения подьячих открывается в Заиконоспасском монастыре, в 1680 г. — основывается школа при Печатном дворе. Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии (первоначально — училища) во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение «от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии. до богословия» людей «всякого чина, сана и возраста». Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы. Что касается научного знания, то развивалась преимущественно его практическая сторона и

Век просвещения в Европе и Америке.

XVIII век обычно называют эпохой Просвещения. Это идейное течение было основано на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Личность постепенно эмансипируется, осознает свой внутренний мир как важный и ценный. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Эмоциональная жизнь европейцев становится все насыщенней и утонченней. XVIII век – век практиков, вот почему мыслителей не удовлетворяют пустые схоластические умствования. Критерием истины выступает опыт. Философы восхищаются совершенством мира (Лейбниц) и немилосердно критикуют его (энциклопедисты), поют осанну разуму и прогрессу цивилизации (Вольтер) и объявляют прогресс и разум врагами естественных прав человека (Руссо). При этом весьма долго философы пребывают в уверенности, что человек разумен и благ от природы, что в его несчастьях виноваты лишь «обстоятельства». Общий настрой европейской философии XVIII века можно назвать «осторожным оптимизмом», а ее лозунгом – призыв Вольтера каждому «возделывать свой сад». Однако кровавые ужасы Французской революции заставят в корне пересмотреть благодушное заблужденье философов, – но сделает это уже следующее столетие, а чисто европейская идея прав личности утвердится тогда, в XVIII веке, – утвердится как самая базовая ценность.

Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А. Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «веком Просвещения») — Вольтер, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро, К. А. Гельвеций, П. А. Гольбах; в Германии — Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, И. В. Гете; в США — Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России — Н. И. Новиков, А. Н. Радищев).

и всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами. азум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами.

В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества. Экономические, политические, правозащитные идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.

Источник

Adblock
detector