Меню

Признаки лютеранства и кальвинизма таблица

КАЛЬВИНИ́ЗМ

КАЛЬВИНИ́ЗМ, од­но из осн. те­че­ний про­тес­тан­тиз­ма, на­зван­ное по име­ни его ос­но­ва­те­ля Ж. Каль­ви­на.

Ис­то­рия К. бе­рёт на­ча­ло в сер. 16 в. Каль­вин, по­лу­чив­ший в Па­ри­же, Ор­леа­не и Бур­же хо­ро­шую под­го­тов­ку в об­лас­ти тео­ло­гии, пра­ва и ли­те­ра­ту­ры, под влия­ни­ем М. Лю­те­ра и др. про­тес­тант­ских дея­те­лей вклю­чил­ся в борь­бу за ре­фор­ми­ро­ва­ние ка­то­лич. Церк­ви. Вы­ну­ж­ден­ный по­ки­нуть Фран­цию, К. пе­ре­ехал в Ба­зель, где в 1536 из­дал на лат. яз. своё осн. тео­ло­гич. соч. «На­став­ле­ние в хри­сти­ан­ской ве­ре», ко­то­рое мно­го­крат­но пе­ре­из­да­ва­лось с вно­си­мы­ми ав­то­ром из­ме­не­ния­ми и до­пол­не­ния­ми. В этом тру­де, за­ду­ман­ном как сво­его ро­да вве­де­ние к Биб­лии, про­воз­гла­ша­лись прин­ци­пы Ре­фор­ма­ции в их по­ни­ма­нии Каль­ви­ном, да­ва­лось из­ло­же­ние важ­ней­ших дог­ма­тич. по­ло­же­ний К. В том же 1536 Каль­вин пе­ре­ехал в Же­не­ву, где впер­вые бы­ли реа­ли­зо­ва­ны его ре­фор­ма­тор­ские идеи. Во 2-й пол. 16 в. К. по­лу­чил рас­про­стра­не­ние в Юж. Фран­ции [см. в ст. Ре­ли­ги­оз­ные (гу­ге­нот­ские) вой­ны], Швей­ца­рии, Ни­дер­лан­дах (см. в ст. Ни­дер­ланд­ская ре­во­лю­ция 16 в.), ря­де об­лас­тей Гер­ма­нии (Рейн­ский Пфальц, Гес­сен, Бре­мен), Шот­лан­дии, Анг­лии (см. в ст. Пу­ри­та­не), Венг­рии. В кон. 16 – нач. 17 вв. с К. сли­лось цвинг­ли­ан­ст­во, ока­зав­шее на не­го зна­чит. влия­ние. Док­три­ны К. бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны с не­боль­ши­ми ва­риа­ция­ми в не­сколь­ких ис­по­ве­да­ни­ях: Гал­ли­кан­ском (1559), Бель­гий­ском (1561), Вто­ром Гель­ве­ти­че­ском (1566), Вест­мин­стер­ском (1647), а так­же в Гей­дель­берг­ском ка­те­хи­зи­се (1563) и др. до­ку­мен­тах. В нач. 17 в. от К. от­ко­ло­лось уче­ние Я. Ар­ми­ния (ар­ми­ни­ан­ст­во), осу­ж­дён­ное по­сле­до­ва­те­ля­ми стро­го­го К. на Дор­д­рехт­ском (Дорт­ском) си­но­де 1618–19. В 17 в. в свя­зи с го­нения­ми на каль­ви­ни­стов во Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, не­ко­то­рых герм. зем­лях на­чи­на­ет­ся их эмиг­ра­ция в др. стра­ны Ев­ро­пы (пре­ж­де все­го в Ни­дер­лан­ды и Швей­ца­рию), а за­тем и за её пре­де­лы. С 1620-х гг. К. рас­про­стра­ня­ет­ся в Сев. Аме­ри­ке (см. Но­вая Анг­лия), со 2-й пол. 17 в. – в Аф­ри­ке (в Кап­ской ко­ло­нии). В 18–20 вв. бла­го­да­ря даль­ней­шей эмиг­ра­ции из Ев­ро­пы, а так­же ак­тив­ной мис­сио­нер­ской дея­тель­но­сти зна­чит. чис­ло по­сле­до­ва­те­лей К. поя­ви­лось в ря­де стран Сев. и Юж. Аме­ри­ки, Аф­ри­ки, Азии и Океа­нии.

Об ис­то­рии К. в Рос­сии см. в ст. Ре­фор­ма­ты.

В ос­но­ве каль­ви­ни­ст­ско­го ве­ро­уче­ния ле­жит пред­ло­жен­ная Каль­ви­ном ин­тер­пре­та­ция Биб­лии. Свя­щен­ное Пи­са­ние, сло­во Бо­жие, яв­ляю­щее­ся от­кро­ве­ни­ем Бо­га че­ло­ве­ку, за­пи­сан­ное людь­ми по наи­тию Свя­то­го Ду­ха, в К., как и в др. те­че­ни­яхпро­тес­тан­тиз­ма, счи­та­ет­ся един­ст­вен­ным не­по­гре­ши­мым ру­ко­во­дством в ве­ре и жиз­ни. Центр. ме­сто в тео­ло­гии К. за­ни­ма­ет прин­цип все­вла­стия Бо­га над ми­ром, в ко­то­ром всё оп­ре­де­ля­ет­ся толь­ко Его ни­чем не ог­ра­ни­чен­ной во­лей. Она не­по­сти­жи­ма для че­ло­ве­че­ско­го ра­зу­ма, по­сколь­ку гре­хо­па­де­ние ко­рен­ным об­ра­зом из­ме­ни­ло при­ро­ду че­ло­ве­ка, пре­вра­тив её в су­гу­бо гре­хов­ную, ли­шён­ную сво­бо­ды во­ли. Всё, что де­ла­ет пад­ший че­ло­век, – гре­хов­но и ве­дёт к не­из­беж­ной ги­бе­ли, да­же ес­ли внеш­не его по­ступ­ки вы­гля­дят как до­б­рые де­ла. Из этих по­ло­же­ний в К. ло­ги­че­ски вы­во­дит­ся док­три­на аб­со­лют­но­го пре­до­пре­де­ле­ния, со­глас­но ко­то­рой Бог ещё до гре­хо­па­де­ния че­ло­ве­ка и да­же до Со­тво­ре­ния ми­ра оп­ре­де­лил од­них к спа­се­нию, дру­гих – к веч­ным му­кам в аду. К. чу­ж­да ха­рак­тер­ная для не­ко­то­рых др. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (напр., пра­во­сла­вия) идея си­нер­гии, со­уча­стия Бо­жи­ей бла­го­да­ти и че­ло­ве­че­ской во­ли в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка. С точ­ки зре­ния каль­ви­ни­стов, ис­ку­пи­тель­ная жерт­ва Хри­ста от­кры­ла путь к спа­се­нию греш­ни­кам, но не всем, а лишь из­бран­ной их час­ти. При этом спа­се­ние воз­мож­но толь­ко че­рез бла­го­дать, дей­ст­вие ко­то­рой на из­бран­ных столь же не­одо­ли­мо, как и дей­ст­вие гре­ха на осу­ж­дён­ных. Та­ким об­ра­зом, ве­ра и бла­го­чес­ти­вая жизнь рас­смат­ри­ва­ют­ся не как ос­но­ва­ние для спа­се­ния, а как при­знак из­бран­но­сти че­ло­ве­ка. Час­то в ка­че­ст­ве ука­за­ния на пре­до­пре­де­лён­ность к спа­се­нию рас­смат­ри­ва­ет­ся и ус­пех в де­лах (в т. ч. ма­те­ри­аль­ный).

В дог­ма­тич. уче­нии о Еди­ном в трёх Ли­цах Бо­ге К. унас­ле­до­вал за­пад­нох­ри­сти­ан­ский прин­цип filioque (лат. – «и от Сы­на»), со­глас­но ко­то­ро­му Свя­той Дух ис­хо­дит не толь­ко от От­ца, но и от Сы­на. Боль­шин­ст­во каль­ви­ни­стов при­зна­ёт Апо­столь­ский, Афа­нась­ев­ский и Ни­кей­ский (Ни­кео-Кон­стан­ти­но­поль­ский c fi­l­ioque) Сим­во­лы ве­ры, а так­же вы­ра­бо­тан­ное на Хал­ки­дон­ском со­бо­ре (см. в ст. Все­лен­ские со­бо­ры) по­ни­ма­ние Ии­су­са Хри­ста как ис­тин­но­го Бо­га и ис­тин­но­го че­ло­ве­ка в од­ном Ли­це.

В со­от­вет­ст­вии с уче­ни­ем о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию трак­ту­ют­ся в К. и цер­ков­ные та­ин­ст­ва как не имею­щие са­ми по се­бе спа­си­тель­ной си­лы. Та­инств в К. два – кре­ще­ние и Ве­че­ря Гос­под­ня (при­ча­ще­ние). Кре­ще­ние счи­та­ет­ся ини­циа­ци­он­ным зна­ком член­ст­ва че­ло­ве­ка в Церк­ви и его ос­во­бо­ж­де­ния от гре­хов, ко­то­рое да­ёт ве­ра в Хри­ста. До­пус­ка­ет­ся кре­ще­ние мла­ден­цев ве­рую­щих ро­ди­те­лей как чле­нов «об­щи­ны спа­сён­ных». Свое­об­раз­но по­ни­ма­ет­ся каль­ви­ни­ста­ми и при­ча­ще­ние. Каль­вин, в от­ли­чие от Лю­те­ра, счи­тал, что во вре­мя Ев­ха­ри­стии Те­ло и Кровь Хри­ста при­сут­ст­ву­ют в эле­мен­тах при­час­тия не фи­зи­че­ски, а ду­хов­но. В на­стоя­щее вре­мя мн. каль­ви­ни­сты при­ня­ли нес­коль­ко от­лич­ную от точ­ки зре­ния Каль­ви­на трак­тов­ку при­ча­ще­ния, пред­ло­жен­ную У. Цвинг­ли, со­глас­но ко­то­рой при­ча­ще­ние рас­смат­ри­ва­ет­ся лишь как уве­ко­ве­чи­ва­ние па­мя­ти о Ве­че­ре Гос­под­ней, вос­по­ми­на­ние об ис­ку­пи­тель­ной жерт­ве Хри­ста.

Цер­ков­ная ие­рар­хия в К. прак­ти­че­ски от­сут­ст­ву­ет. На ос­но­ве идеи о все­об­щем свя­щен­ст­ве ве­рую­щих в К. при­зна­ют­ся как ус­та­нов­лен­ные Бо­гом 4 чи­на цер­ков­ных слу­жи­те­лей: пас­то­ры (свя­щен­ни­ки), док­то­ра (учи­те­ли), ста­рей­ши­ны (пре­сви­те­ры) и диа­ко­ны. Пас­то­ры про­по­ве­ду­ют и яв­ля­ют­ся слу­жи­те­ля­ми та­инств, док­то­ра пре­по­да­ют бо­го­сло­вие, ста­рей­ши­ны за­бо­тят­ся о дис­ци­п­ли­не, диа­ко­ны ве­да­ют бла­го­тво­ри­тель­но­стью. Час­то док­то­ра и диа­ко­ны рас­смат­ри­ва­ют­ся как вспо­мо­га­тель­ные слу­жи­те­ли, а пас­то­ры и ста­рей­ши­ны – как ос­нов­ные. В не­ко­то­рых каль­ви­ни­ст­ских церк­вах (напр., в Венг­рии) име­ют­ся епи­ско­пы, но толь­ко как долж­но­сти цер­ков­ных ру­ко­во­ди­те­лей, а не как осо­бая сте­пень свя­щен­ст­ва. В ка­ж­дой об­щи­не (кон­гре­га­ции) при­сут­ст­ву­ют пас­тор и неск. ста­рей­шин, об­ра­зую­щие сес­сию, или кон­си­сто­рию. Церк­ви управ­ля­ют­ся ли­бо пре­сви­те­рия­ми (цер­ков­ны­ми со­ве­та­ми), ку­да вхо­дят пас­то­ры и ста­рей­ши­ны из не­сколь­ких со­сед­них об­щин, ли­бо не­по­сред­ст­вен­но со­б­ра­ния­ми кон­гре­га­ций. По­доб­но др. про­тес­тант­ским де­но­ми­на­ци­ям, К. от­вер­га­ет при­ня­тый в ка­то­ли­че­ст­ве це­ли­бат ду­хо­вен­ст­ва, а так­же мо­на­ше­ст­во. В не­ко­то­рых церк­вах к пас­тор­ско­му слу­же­нию до­пус­ка­ют­ся жен­щи­ны.

Совр. К. су­ще­ст­ву­ет в 3 фор­мах: ре­фор­мат­ст­во, пре­сви­те­ри­ан­ст­во (см. Пре­сви­те­риа­не) и кон­гре­га­цио­на­лизм (см. Кон­гре­га­цио­на­ли­сты). Пер­вые две ма­ло от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га: ре­фор­мат­ство воз­ник­ло в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе (Фран­ции, Швей­ца­рии, Гер­ма­нии), пре­сви­те­ри­ан­ст­во – на Бри­тан­ских о-вах. Кон­гре­га­цио­на­лизм от­ли­ча­ет­ся от ре­фор­мат­ст­ва и пре­сви­те­ри­ан­ст­ва тем, что в нём от­сут­ст­ву­ют пре­сви­те­рии и ка­ж­дая кон­гре­га­ция впол­не са­мо­стоя­тель­на. Тер­мин «К.» са­ми каль­ви­ни­сты, как пра­ви­ло, не ис­поль­зу­ют, от­ка­зы­ва­ясь свя­зы­вать се­бя с к.-л. др. име­нем, кро­ме Хри­ста. Ино­гда тер­мин «каль­ви­ни­ст­ский» по­ни­ма­ет­ся рас­ши­ри­тель­но: его от­но­сят не толь­ко к каль­ви­ни­ст­ско­му те­че­нию про­тес­тан­тиз­ма, но и ко всем др. церк­вам, при­ни­маю­щим каль­ви­ни­ст­скую док­три­ну об аб­со­лют­ном пре­до­пре­де­ле­нии, напр. к боль­шин­ст­ву бап­ти­ст­ских церк­вей (см. Бап­тизм).

В це­лом для каль­ви­ни­ст­ских церк­вей ха­рак­тер­ны от­кры­тость к раз­ви­тию, по­сто­ян­ное об­нов­ле­ние, от­сут­ст­вие при­вя­зан­но­сти к стро­гой кон­фес­сио­наль­ной иден­тич­но­сти. Б. ч. каль­ви­ни­стов объ­е­ди­ня­ет Все­мир­ный аль­янс ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан и кон­гре­га­цио­на­ли­стов), соз­дан­ный в 1970 в ре­зуль­та­те слия­ния Все­мир­но­го сою­за ре­фор­мат­ских церк­вей (пре­сви­те­ри­ан­ско­го уст­рой­ст­ва) и Ме­ж­ду­нар. кон­гре­га­цио­на­ли­ст­ско­го со­ве­та. В нач. 21 в. в аль­янс вхо­дило бо­лее 200 церк­вей. Ру­ко­во­дя­щие ор­га­ны – в Же­не­ве. Мно­гие каль­ви­ни­ст­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в дея­тель­но­сти Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей.

Куль­то­вая прак­ти­ка в раз­ных каль­ви­ни­ст­ских церк­вах нес­коль­ко раз­ли­ча­ет­ся, но в це­лом для неё ха­рак­тер­но су­ще­ст­вен­ное уп­ро­ще­ние бо­го­слу­же­ния не толь­ко по срав­не­нию с пра­во­сла­ви­ем, ка­то­ли­циз­мом, анг­ли­кан­ст­вом, но да­же по срав­не­нию с лю­те­ран­ст­вом. Важ­ное ме­сто в ли­тур­гии от­во­дит­ся про­по­ве­ди, ко­то­рая, как и Сло­во Бо­жие, счи­та­ет­ся осн. сред­ст­вом по­лу­че­ния бла­го­да­ти. Как и лю­те­ра­не, каль­ви­ни­сты от­ка­за­лись от по­чи­та­ния свя­тых, ре­ли­к­вий и мо­щей; но ес­ли лю­те­ра­не, уда­лив из церк­вей ико­ны, до­пус­ка­ют там на­стен­ную жи­во­пись, то каль­ви­ни­сты от­верг­ли лю­бые изо­бра­же­ния, счи­тая их идо­ло­по­клон­ст­вом. Цер­ков­ные по­ме­ще­ния от­ли­ча­ют­ся не­при­тя­за­тель­но­стью, от­сут­ст­ву­ют к.-л. спец. об­ла­че­ния для ду­хо­вен­ст­ва, во вре­мя бо­го­слу­же­ний не за­жи­га­ют­ся све­чи. В хра­мах нет ал­та­ря, крест не счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным цер­ков­ным сим­во­лом. Цер­ков­ные служ­бы со­вер­ша­ют­ся на язы­ках ве­рую­щих.

Читайте также:  Доказать формулу склеивания составив таблицы истинности

Со­глас­но док­три­не Каль­ви­на, куль­то­вая му­зы­ка мо­жет быть толь­ко во­каль­ной и од­но­го­лос­ной. В 1539 в Страс­бур­ге под на­блю­де­ни­ем Каль­ви­на бы­ли из­да­ны «Не­ко­то­рые псал­мы и гим­ны для пе­ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 в Же­не­ве бы­ла опуб­ли­ко­ва­на пол­ная Псал­тирь, т. н. Же­нев­ская, или Гу­ге­нот­ская, со­дер­жа­щая 125 про­стых ме­ло­дий, на­пи­сан­ных ма­ло­из­ве­ст­ны­ми ком­по­зи­то­ра­ми (в от­но­ше­нии мн. ме­ло­дий ав­тор­ст­во не ус­та­нов­ле­но); в даль­ней­шем она бы­ла пе­ре­ве­де­на на др. ев­роп. язы­ки. Вско­ре по­сле смер­ти Каль­ви­на в бо­го­слу­же­ние про­ник­ло мно­го­го­ло­сие. Ком­по­зи­то­ры со­чи­ня­ли мо­те­ты на тек­сты и ме­ло­дии Же­нев­ской Псал­ти­ри (а так­же и на свои собств. ме­ло­дии) не толь­ко в про­стом го­мо­фон­ном, но и в раз­ви­том по­ли­фо­нич. сти­ле; сре­ди ав­то­ров – К. Гу­ди­мель, Я. П. Све­линк. В совр. К. ис­пол­ня­ют­ся как тра­диц. од­но­го­лос­ные, так и мно­го­го­лос­ные пес­но­пе­ния (гл. обр. ком­по­зи­то­ров 16–17 вв.).

К. не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся бо­го­сло­ви­ем. Это так­же ре­лиг.-фи­лос. сис­те­ма, вклю­чаю­щая оп­ре­де­лён­ные взгля­ды на об­ще­ст­во, нау­ку, куль­ту­ру и го­су­дар­ст­вен­ность. Сам Ж. Каль­вин на­стаи­вал на ав­то­но­мии Церк­ви от свет­ской вла­сти, но на прак­ти­ке соз­дал в Же­не­ве свое­об­раз­ную мо­дель тео­кра­тич. го­су­дар­ст­ва. Каль­ви­ни­ст­ские церк­ви яв­ля­лись го­су­дар­ст­вен­ны­ми в ря­де стран (Ни­дер­лан­ды, б. ч. швейц. кан­то­нов, амер. шта­ты Но­вой Анг­лии и др.), но ны­не они ут­ра­ти­ли преж­ний ста­тус, лишь Цер­ковь Шот­лан­дии со­хра­ни­ла по­ло­же­ние «на­цио­наль­ной» Церк­ви, хо­тя и она яв­ля­ет­ся офи­ци­аль­но от­де­лён­ной от го­су­дар­ст­ва. В совр. К. при­зна­ёт­ся не­об­хо­ди­мость пол­ной сво­бо­ды ве­ро­ис­по­ве­да­ния (за ис­клю­че­ни­ем ан­ти­го­су­дар­ст­вен­ных по сво­ей су­ти уче­ний) и ра­вен­ст­ва всех кон­фес­сий пе­ред го­су­дар­ст­вом.

Об­щая чис­лен­ность по­сле­до­ва­те­лей К. в ми­ре ок. 75 млн. чел. (2008). В Ев­ро­пе они пред­став­ле­ны в Ни­дер­лан­дах (2,97 млн. чел., ок. 20% все­го нас., часть гол­ланд­цев и фри­зы), Швей­ца­рии (2,5 млн. чел., 36% нас., при­чём до­ля каль­ви­ни­стов ве­ли­ка как сре­ди гер­ма­нош­вей­цар­цев, так и фран­кош­вей­цар­цев), Гер­ма­нии (ок. 2 млн. чел.), Венг­рии (1,6 млн. чел.), Ве­ли­ко­бри­та­нии (1,4 млн. чел., пре­им. шот­ланд­цы и оль­стер­цы). Име­ют­ся каль­ви­ни­сты в Ру­мы­нии (696 тыс. чел., гл. обр. венг­ры), Фран­ции (469 тыс. чел.), Ук­раи­не (130 тыс. чел., в по­дав­ляю­щем боль­шин­ст­ве венг­ры), Че­хии (125 тыс. чел.), Сло­ва­кии (120 тыс. чел., в осн. венг­ры) и др. стра­нах.

Зна­чит. груп­пы сто­рон­ни­ков К. су­ще­ст­ву­ют в Аме­ри­ке: в США (6,9 млн. чел., ли­ца гол­ланд­ско­го, шот­лан­до-ир­ланд­ско­го, шот­ланд­ско­го, швей­цар­ско­го, вен­гер­ско­го, ко­рей­ско­го и др. про­ис­хо­ж­де­ния), Ка­на­де (3,3 млн. чел.), Мек­си­ке (1,2 млн. чел.), Бра­зи­лии (769 тыс. чел.) и др. стра­нах.

В Азии каль­ви­ни­сты име­ют­ся в Юж. Ко­рее (св. 6 млн. чел.), Ин­до­не­зии (5,7 млн. чел., пре­им. в вост. рай­онах стра­ны), Ин­дии (св. 1 млн. чел., гл. обр. на се­ве­ро-вос­то­ке: кха­си, ми­зо и др.), Рес­пуб­ли­ке Фи­лип­пи­ны (св. 1 млн. чел.), в Па­ки­ста­не (св. 0,5 млн. чел.) и др. стра­нах.

В Аф­ри­ке по­сле­до­ва­те­лей К. мно­го в ЮАР (св. 6 млн. чел., 15% нас., боль­шин­ст­во аф­ри­ка­не­ров и мно­гие бан­ту), Ни­ге­рии (5,6 млн. чел., иг­бо и др.), Ке­нии (ок. 3 млн. чел.), Рес­пуб­ли­ке Ма­да­га­скар (св. 2,5 млн. чел.), в Ка­ме­ру­не (ок. 2,5 млн. чел.), Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ке Кон­го (св. 2 млн. чел.), Эфио­пии (св. 2 млн. чел.), Зам­бии (ок. 1,5 млн. чел.) и др. стра­нах.

Каль­ви­ни­сты со­став­ля­ют вы­со­кий про­цент на­се­ле­ния в ря­де стран Океа­нии: Но­вой Зе­лан­дии (613 тыс. чел., св. 16% нас., в осн. ли­ца шотл. про­ис­хо­ж­де­ния), Франц. По­ли­не­зии (97 тыс. чел., 39% нас.), Зап. Са­моа (70 тыс. чел., 40%), Ва­нуа­ту (66 тыс. чел., 31%), Ки­ри­ба­ти (28,3 тыс. чел., 34%), в Рес­пуб­ли­ке Мар­шал­ло­вы Ост­ро­ва (42,5 тыс. чел., 70%) и др. стра­нах. Име­ют­ся каль­ви­ни­сты так­же в Ав­ст­ра­лии (ок. 600 тыс. чел.).

Источник



Что такое лютеранство? Сравнение лютеранства и кальвинизма. Сходства и различия лютеранства и кальвинизма: таблица

Лютеранство относится к протестантскому течению в христианстве. Это одно из древнейших направлений, которое возникло в 16 веке. В настоящее время лютеранство распространено там, откуда оно произошло — в основном это скандинавские страны, Германия, Эстония и Латвия.

История происхождения лютеранства

История лютеранства началась в 1517 году в Германии с протестантского движения. Католический богослов по имени Мартин Лютер решил очистить религию от догматических ошибок, в связи с чем был объявлен еретиком. Позже он стал реформатором, но прежде был вынужден скрываться в замке Вартбург в Айзенахе под именем Георг Юнкер, где переводил Новый Завет на немецкий язык. Позже в лютеранстве он стал называться Библией Лютера. В 1529 году протестантизм официально стал течением католицизма после того, как двадцать подписей были поставлены под Шпайерским протестом. Это был протест четырнадцати городов Римской империи и шести князей. Но уже через полгода на диспуте в городе Марбург между Лютером и Ульрихом Цвингли произошли разногласия, приведшие к расколу протестантского лагеря на лютеранство и кальвинизм.

За этим последует смерть Мартина Лютера и Шмалькальденская война, в которой лютеране потерпят поражение. Легализацию они получат только в 1555 году благодаря Аугсбургскому религиозному миру. Это соглашение позволяло представителям имперских сословий самостоятельно выбирать вероисповедание и признавало лютеранство религией на территории Священной Римской империи.

Особенности вероучения

Отвечая на вопрос о том, что такое лютеранство, нельзя не описать основы вероучения, которое, к слову, очень близко к католичеству. В основе лютеранства лежит вера в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Святая Троица — это единая сила одного Бога.

В основе философского учения лежит равенство всех перед богом. Священнослужители в лютеранстве не имеют никаких привилегий, в том числе и при принятии причастия.

Таинства лютеранского течения:

  • Крещение.
  • Причастие.
  • Исповедь.

Крещение — это таинство, приводящее человека в христианство, причастие связывает человека и бога, а исповедь помогает в отпущении грехов.

Нет строгости в соблюдении отпевания, венчания и миропомазания в лютеранских церквях. Священнослужитель в лютеранстве — это всего лишь профессия, и не более того. Она не выходит за рамки и не повышает священника в ранге перед прихожанами. Наивысшая церковная служба — литургия — сопровождается песнопениями.

Особенности лютеранства

Принципы лютеранства основываются на Книге Согласия, написанной в 1580 году. Общая численность лютеран во всем мире сегодня примерно равна 85 миллионам человек. Эта относительно небольшая цифра разделена внутренне на несколько различных направлений и церквей. Главной особенностью лютеранства является отсутствие единой церкви и целостности.

Сложности на пути становления единой церкви ознаменовались географическими причинами, догматическими и историческими.

По Книге Согласия лютеранством признаются три символа веры:

  • Никейский.
  • Афанасьевский.
  • Апостольский.
Читайте также:  Таблица времена глаголов английски

Однако не все лютеране признают Книгу Согласия как единую теорию. Сегодня довольно распространены либеральные течения в лютеранстве, которые позволяют не посещать богослужения.

Церковь Швеции

Крупнейшей церковью лютеранского толка считается Церковь Швеции, прихожанами которой являются более 60 % населения страны. По численности это почти 6,5 миллионов человек. Мало кто из них посещает богослужения регулярно, но относят себя к преемникам именно этой религии.

Лютеранская церковь Швеции считается либеральной, поскольку объединена во Всемирную лютеранскую федерацию. Здесь разрешено женское священство, в том числе и из числа сексуальных меньшинств, а также с 2005 года церковь регистрирует гомосексуальные пары, в связи с чем был даже придуман абсолютно новый обряд.

Раскол протестантства и его последствия

Обсуждая вопрос, что такое лютеранство, нельзя не коснуться истории кальвинизма. По сути оба направления вытекают из реформаторского течения Мартина Лютера, но кальвинизм обозначил себя впервые на диспуте в городе Марбург, о котором сказано выше. Этот диспут расколол протестантов-реформаторов на два лагеря — немецкие протестанты и швейцарские протестанты.

Несмотря на то что кальвинизм получил свое название по имени Жана Кальвина, раскол был допущен благодаря усилиям Ульриха Цвингли, который имел спор с самим Мартином Лютером. Спор заключался в формальности обряда причастия, на котором настаивал Цвингли, что было одной из главных идей реформ католицизма. Лютер же настаивал на сохранении причастия в качестве основного таинства.

После гибели Цвингли дело его продолжил французский богослов Жан Кальвин. Кальвин считается истинным реформатором, от которого и пошло истинное течение — кальвинизм. Различия лютеранства и кальвинизма достаточно весомые, если смотреть на эти направления сегодня, по прошествии веков. Ранее же, когда основоположниками двигали идеи реформаторства, различия казались еще более серьезными.

Сравнение двух направлений

Изначально кальвинизм зарождался как очищение церкви от всего, что не нужно ей по Библии. Он предполагал более серьезные реформы церкви. Сравним лютеранство и кальвинизм. Таблица, описанная ниже, позволит более детально рассмотреть данный вопрос.

Отличительная черта Лютеранство Кальвинизм
Принцип реформы церкви Убрать из церкви все, что противоречит Библии. Убрать из церкви все, в чем нет необходимости по Библии.
Священная книга Библия и Книга Согласия Только Библия
Священство Официально является лишь одной из мирских профессий. Отвержено как таинство так же, как и в лютеранстве. Священник является лишь человеком, исполняющим обязанности по профессии.
Обрядность Допускается некоторая обрядность, в том числе и иконы, но поклонение им не допускается. Здание церкви скромное, но допустимы некоторые изображения святых. Не допускается, отсутствуют песнопения, любые изображения на стенах, запрещались даже развлечения на государственном уровне. Из изображений в церкви допустим лишь крест.
Монашество Ранее присутствовало, сегодня официально — нет. Отвергнуто.
Общая численность прихожан 85 миллионов человек 50 миллионов человек
Таинства Основными таинствами являются крещение и причастие. Таинства отвергнуты и не имеют значения в вероучении, причем даже символичного.
Понятие спасения Не было раскрыто до конца, но подразумевало спасение в вере. Спасение отвергалось, считалось, что грехопадение делает человека внутренне злым помимо его воли.
Распространение религии Скандинавские страны, Германия, Латвия, Эстония. Швейцария, Нидерланды, Англия, США.
Церковь и государство изначально Лютер настаивал на отделении церкви от государства и свободе вероисповедания. Кальвин был сторонником слияния государства и церкви, что было осуществлено при его жизни. Церковь занималась даже наблюдением за жителями в их домах и семьях.

Сходства лютеранства и кальвинизма заключаются в том, что данные течения изначально являлись реформаторскими и брали свое начало от протестантства.

Основные сходства течений

Лютеранство и кальвинизм, по сути, преследовали единую цель — реформу церкви. В отличие от Мартина Лютера, Жан Кальвин пошел в своих реформах значительно дальше. Среди сходств можно отметить знаковый отказ от таинства священства, а также значительные шаги в отказе от обрядности, хотя кальвинизм в этом плане имеет более жесткое направление.

Исторические противоречия, географические предпосылки и иные причины оказали на оба направления довольно большое давление, в связи с чем сама религия, будь то кальвинизм или лютеранство, не дошла до наших дней единым течением и церковью. Кальвинисты расколоты на три лагеря:

  • Пресвитерианство.
  • Конгрегационализм.
  • Реформаторство, изначально возникшее и сохранившееся в Европе сегодня как истинное течение.

Этим сходства лютеранства и кальвинизма ограничены.

Различия двух течений

Основываясь на том, что такое лютеранство, сам Мартин Лютер не смог до конца определить важность и суть священных таинств и учения о спасении.

По мере развития кальвинизм стал итогом более строгих реформ, чем лютеранство. Церковь в Швейцарии была полностью очищена от произведений искусства, было строго отвергнуто монашество, тогда как в лютеранстве оно долгое время сохранялось. В кальвинизме изначально отношение к мистике и чему-то неизведанному было отрицательным. Практиковалось сожжение на кострах. Сравнение лютеранства и кальвинизма сегодня имеет иной характер.

О лютеранстве и кальвинизме сегодня

Лютеранство на сегодняшний день — одно из наиболее либеральных религиозных течений, где нет монашества, зато есть ординация лиц женского пола. Конфессиональное направление лютеранства и по сей день ведет споры относительно отношения к этому вопросу, а также к вопросу однополых браков, но все споры с либеральным течением ограничиваются лишь разговорами.

Кальвинизм сегодня остался достаточно строгой религией. Истинные верующие не почитают никакие праздники, кроме воскресенья, совершают молитвы в простых церквях и даже на улице. Многие осуждают кальвинизм за излишнюю простоту.

Вместо заключения

Рассуждая над вопросом, что такое лютеранство и в чем его отличие от кальвинизма, понимаешь вдруг, как по прошествии веков незначительные разногласия между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли дало миру две совершенно разные по своей направленности ветки христианства.

С течением времени они были несколько видоизменены, но в целом сохранили свою первобытность.

Источник

Презентация по истории для 7 — 10 класса по теме «Лютеранство и кальвинизм»

Протестантизм Лютеранство и кальвинизм Учитель истории: Княжева Т.Н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Протестантизм Лютеранство и кальвинизм Учитель истории: Княжева Т.Н.

Мартин Лютер (1483–1546)- основатель лютеранства и его родители: Ганс и Маргарита

Начало Реформации в Германии-1517 г. 95 тезисов Виттенбергский университет

Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме на соборе в Вормсе. 1520 г. Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Украшение лютеранских храмов

Жан Кальвин(1509—1564) французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Кальвин редко говорил о себе, хотя однажды написал: “Мой отец с раннего детства направил меня на путь теолога . затем, передумав, он послал меня изучать право . пока, наконец, Бог не направил мою жизнь в иное русло тайной рукою Своего провидения. Внезапным обращением Он сделал способным к учению мой упрямый молодой ум, потому что я так глубоко погряз в предрассудках папства, что ничто меньшее, чем Божия воля, не смогло бы вырвать меня из этой пучины”.

Письмо Кальвина Эдуарду IV 4июля 1552 г. Он призвал казнить анабаптистов: «Все они заслуживают смертной казни за то, что они противятся Богу, который возвёл его [Эдуарда] на королевский престол». Кальвин подкреплял мечом христианские доктрины и практику. В октябре 1563 г. правительство Женевы сожгло Мишеля Сервета за ересь. Сервет придерживался унитаристских позиций и был, несомненно, лжеучителем, но Новый Завет не содержит никакого учения о сожжении лжеучителей.. Многие другие люди подверглись смертной казни во владениях Кальвина. «Он полностью оправдывал применение карательных мер и написал трактат в защиту таковых, где приводил доказательства законности смертной казни для еретиков

Читайте также:  Таблицы present perfect tense и past simple

Ж.Кальвин и его труды

Ж.Кальвин в конце жизни

Реформаторы Женевы: Г. Фарель,Ж.Кальвин, Т.Беза, Д.Нокс

Женевский собор Сен-пьер

Общее и различия В лютеранстве, как и в кальвинизме, приняты доктрина об оправдании верой и доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, однако в этом течении протестантизма, в отличие от кальвинизма, отсутствует положение об избрании людей к осуждению. Догматика лютеранства строго христоцентрична, в отличие от учений кальвинизма, для которого скорее характерен богоцентризм, и пятидесятничества с его духоцентристскими тенденциями. В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране строго разделяют сферы действия Евангелия и закона. Первая из них связана с церковью, вторая — с государством. Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, методисты, и сохранили ряд элементов католической литургии. В отличие от кальвинистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства Таинств у кальвинистов и лютеран два — крещение и Вечеря Господня (причащение), причём они не имеют спасительной силы, а являются только знаками спасения человека. Крещение считается знаком членства человека в церкви с освобождением его от грехов, поскольку вера в Христа даёт такое освобождение. Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. В отличие от М. Лютера, Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. кальвинисты отвергли любые изображения. Церковные помещения у них отличаются непритязательностью. В отличие от лютеран и англикан, у кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужения не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Кальвинистские церкви управляются либо пресвитериями, образуемыми священниками и старейшинами из числа мирян нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин).

Лютеране и кальвинисты сегодня Общая численность последователей лютеранства во всём мире составляет 76 млн. человек. Наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн., или 35% населения страны). в странах Северной Европы: в Дании (4,6 млн., или 89%), Швеции (4,4 млн., или 53%; Финляндии (4,2 млн., или 85%), Норвегии (3,8 млн., или 89%), Исландии (243 тыс., или 96%), в Эстонии (569 тыс., или 36%), Латвии (491 тыс., или 18%), Венгрии (450 тыс., или 4%), Австрии (359 тыс., или 5%), Словакии (326 тыс., или 6%), Франции (263 тыс., или 0,5%), России (170 тыс., или 0,1%, — преимущественно немцы), В Америке самые крупные группы сторонников лютеранства имеются в США (12 млн., или 5% населения) и Бразилии (1,1 млн., или 0,7%). В Африке крупные группы последователей лютеранства имеются в Танзании (1,5 млн., или 5%), Эфиопии (1 млн., или 2%) и Намибии (около 1 млн., или 51%). В Азии: Индонезия (3,5 млн., или 2%), и Индия (1,2 млн., или 0,1%). В австралийско-океанийском регионе приверженцы лютеранства представлены в Папуа — Новой Гвинее (около 1 млн., или около 1/4 населения) и Австралии (134 тыс., главным образом немцы). Общая численность последователей кальвинизма 62 млн. человек. В Европе они представлены прежде всего в Нидерландах (3,7 млн. человек, или 25% всего населения), Швейцарии (2,5 млн., или 38% населения), Венгрии (2 млн., или 19% населения), Германии (2 млн., или более 2% населения), Великобритании (1,9 млн., или свыше 3% населения, в Америке: США (6,5 млн. человек) , В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 5 млн.), Индонезии (около 5 млн., Индии (0,6 млн. чел.), В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (4,2 млн., или 12% населения, Нигерии (1,6 млн. чел.), Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (559 тыс., или 17% населения), Французской Полинезии (86 тыс., или 47% населения), Имеются кальвинисты также в Австралии (159 тыс.чел.).

Источник

Признаки лютеранства и кальвинизма таблица

Кальвинизм и лютеранство. Дальнейшее развитие двух ветвей.

Интересным образом с 17го века по век 19й лютеранской Пруссией правят кальвинисты. Самый известный кальвинист во главе Пруссии — король Фридрих Великий, он же Старый Фриц, положивший начало всему замечательному и ужасному в истории современной Германии. Его кальвинизм был настолько последовательно — индивидуалистическим, а Фриц настолько твердо веровал в свою судьбоносную избранность, что при нем широко развилась религиозная толерантность и свобода совести, небывалым доселе в Европе образом.

В Берлине в 1770х свободно печатали сочинения Канта и Вольтера, католики, лютеране, кальвинисты наравне могли занимать высокие государственные посты — все это в то время было делом неслыханным. Неслыханным был и открытый гомосексуализм великого императора, выражавшийся не только в брезгливом отношении к женскому полу, но и в культе исключительно мужской дружбы, и в гомоэротической живописи Сан-Суси, и серии любовных связей — со слугами и даже с неким аббатом Бастиани. Вольтер нашел этот мужской клуб совершенно неудобоваримым и, пользуясь убежищем при дворе Фридриха, постоянно искал повод повздорить. Наконец он устроил большой скандал с пасквилем на милейшего Мопертюи и был Фридрихом выставлен вон. После чего немедля написал пасквиль на самого Фридриха, вставив его в свои мемуары.

Фашистские идеологи полагали Фридриха идеалом немецкой расы, воплощением всех её доблестей. Неудивительно, что даже и неофашизм нашей эпохи имеет этот самый гомосексуальный душок, совершенно неистребимый со времен самого Фридриха.

Но при чем тут кальвинизм?

Оказывается, очень даже при чем. Кальвинизм c железной последовательностью, вослед за гностиками, манихеями, ап. Павлом и блаженным Августином, полагает сексуальные отношения мужчины и женщины и деторождение источником повреждения человеческой природы. Гетеросексуальность ущербна как таковая, особенно с высокой философской точки зрения, до которой плодовитая чернь дорасти не способна. Примечательным образом Кальвин ничего не говорит о гомосексуальных страстях. То есть абсолютный молчок. Перечисляя дьявольские соблазны и «внутренние искушения» Кальвин находит множество примеров человеческой слабости где угодно, в отношениях мужчин и женщин, и особенно отношениях родителей и детей (подробно разбирая жертву Авраамову) — но оставляет тайную лазейку для высокой мужской дружбы, никогда не завершающейся грязным и греховным деторождением, ослабляющим богоподобие в человечестве.

Источник

Adblock
detector