КАЛЬВИНИ́ЗМ
КАЛЬВИНИ́ЗМ, одно из осн. течений протестантизма, названное по имени его основателя Ж. Кальвина.
История К. берёт начало в сер. 16 в. Кальвин, получивший в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, под влиянием М. Лютера и др. протестантских деятелей включился в борьбу за реформирование католич. Церкви. Вынужденный покинуть Францию, К. переехал в Базель, где в 1536 издал на лат. яз. своё осн. теологич. соч. «Наставление в христианской вере», которое многократно переиздавалось с вносимыми автором изменениями и дополнениями. В этом труде, задуманном как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Кальвином, давалось изложение важнейших догматич. положений К. В том же 1536 Кальвин переехал в Женеву, где впервые были реализованы его реформаторские идеи. Во 2-й пол. 16 в. К. получил распространение в Юж. Франции [см. в ст. Религиозные (гугенотские) войны], Швейцарии, Нидерландах (см. в ст. Нидерландская революция 16 в.), ряде областей Германии (Рейнский Пфальц, Гессен, Бремен), Шотландии, Англии (см. в ст. Пуритане), Венгрии. В кон. 16 – нач. 17 вв. с К. слилось цвинглианство, оказавшее на него значит. влияние. Доктрины К. были зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647), а также в Гейдельбергском катехизисе (1563) и др. документах. В нач. 17 в. от К. откололось учение Я. Арминия (арминианство), осуждённое последователями строгого К. на Дордрехтском (Дортском) синоде 1618–19. В 17 в. в связи с гонениями на кальвинистов во Франции, Великобритании, некоторых герм. землях начинается их эмиграция в др. страны Европы (прежде всего в Нидерланды и Швейцарию), а затем и за её пределы. С 1620-х гг. К. распространяется в Сев. Америке (см. Новая Англия), со 2-й пол. 17 в. – в Африке (в Капской колонии). В 18–20 вв. благодаря дальнейшей эмиграции из Европы, а также активной миссионерской деятельности значит. число последователей К. появилось в ряде стран Сев. и Юж. Америки, Африки, Азии и Океании.
Об истории К. в России см. в ст. Реформаты.
В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание, слово Божие, являющееся откровением Бога человеку, записанное людьми по наитию Святого Духа, в К., как и в др. теченияхпротестантизма, считается единственным непогрешимым руководством в вере и жизни. Центр. место в теологии К. занимает принцип всевластия Бога над миром, в котором всё определяется только Его ничем не ограниченной волей. Она непостижима для человеческого разума, поскольку грехопадение коренным образом изменило природу человека, превратив её в сугубо греховную, лишённую свободы воли. Всё, что делает падший человек, – греховно и ведёт к неизбежной гибели, даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела. Из этих положений в К. логически выводится доктрина абсолютного предопределения, согласно которой Бог ещё до грехопадения человека и даже до Сотворения мира определил одних к спасению, других – к вечным мукам в аду. К. чужда характерная для некоторых др. христианских конфессий (напр., православия) идея синергии, соучастия Божией благодати и человеческой воли в деле спасения человека. С точки зрения кальвинистов, искупительная жертва Христа открыла путь к спасению грешникам, но не всем, а лишь избранной их части. При этом спасение возможно только через благодать, действие которой на избранных столь же неодолимо, как и действие греха на осуждённых. Таким образом, вера и благочестивая жизнь рассматриваются не как основание для спасения, а как признак избранности человека. Часто в качестве указания на предопределённость к спасению рассматривается и успех в делах (в т. ч. материальный).
В догматич. учении о Едином в трёх Лицах Боге К. унаследовал западнохристианский принцип filioque (лат. – «и от Сына»), согласно которому Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына. Большинство кальвинистов признаёт Апостольский, Афанасьевский и Никейский (Никео-Константинопольский c filioque) Символы веры, а также выработанное на Халкидонском соборе (см. в ст. Вселенские соборы) понимание Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном Лице.
В соответствии с учением о предопределении к спасению трактуются в К. и церковные таинства как не имеющие сами по себе спасительной силы. Таинств в К. два – крещение и Вечеря Господня (причащение). Крещение считается инициационным знаком членства человека в Церкви и его освобождения от грехов, которое даёт вера в Христа. Допускается крещение младенцев верующих родителей как членов «общины спасённых». Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. Кальвин, в отличие от Лютера, считал, что во время Евхаристии Тело и Кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время мн. кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Кальвина трактовку причащения, предложенную У. Цвингли, согласно которой причащение рассматривается лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.
Церковная иерархия в К. практически отсутствует. На основе идеи о всеобщем священстве верующих в К. признаются как установленные Богом 4 чина церковных служителей: пасторы (священники), доктора (учители), старейшины (пресвитеры) и диаконы. Пасторы проповедуют и являются служителями таинств, доктора преподают богословие, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы ведают благотворительностью. Часто доктора и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, а пасторы и старейшины – как основные. В некоторых кальвинистских церквах (напр., в Венгрии) имеются епископы, но только как должности церковных руководителей, а не как особая степень священства. В каждой общине (конгрегации) присутствуют пастор и неск. старейшин, образующие сессию, или консисторию. Церкви управляются либо пресвитериями (церковными советами), куда входят пасторы и старейшины из нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций. Подобно др. протестантским деноминациям, К. отвергает принятый в католичестве целибат духовенства, а также монашество. В некоторых церквах к пасторскому служению допускаются женщины.
Совр. К. существует в 3 формах: реформатство, пресвитерианство (см. Пресвитериане) и конгрегационализм (см. Конгрегационалисты). Первые две мало отличаются друг от друга: реформатство возникло в континентальной Европе (Франции, Швейцарии, Германии), пресвитерианство – на Британских о-вах. Конгрегационализм отличается от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна. Термин «К.» сами кальвинисты, как правило, не используют, отказываясь связывать себя с к.-л. др. именем, кроме Христа. Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно: его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем др. церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении, напр. к большинству баптистских церквей (см. Баптизм).
В целом для кальвинистских церквей характерны открытость к развитию, постоянное обновление, отсутствие привязанности к строгой конфессиональной идентичности. Б. ч. кальвинистов объединяет Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), созданный в 1970 в результате слияния Всемирного союза реформатских церквей (пресвитерианского устройства) и Междунар. конгрегационалистского совета. В нач. 21 в. в альянс входило более 200 церквей. Руководящие органы – в Женеве. Многие кальвинистские церкви активно участвуют в деятельности Всемирного совета церквей.
Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Важное место в литургии отводится проповеди, которая, как и Слово Божие, считается осн. средством получения благодати. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, реликвий и мощей; но если лютеране, удалив из церквей иконы, допускают там настенную живопись, то кальвинисты отвергли любые изображения, считая их идолопоклонством. Церковные помещения отличаются непритязательностью, отсутствуют к.-л. спец. облачения для духовенства, во время богослужений не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы совершаются на языках верующих.
Согласно доктрине Кальвина, культовая музыка может быть только вокальной и одноголосной. В 1539 в Страсбурге под наблюдением Кальвина были изданы «Некоторые псалмы и гимны для пения» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 в Женеве была опубликована полная Псалтирь, т. н. Женевская, или Гугенотская, содержащая 125 простых мелодий, написанных малоизвестными композиторами (в отношении мн. мелодий авторство не установлено); в дальнейшем она была переведена на др. европ. языки. Вскоре после смерти Кальвина в богослужение проникло многоголосие. Композиторы сочиняли мотеты на тексты и мелодии Женевской Псалтири (а также и на свои собств. мелодии) не только в простом гомофонном, но и в развитом полифонич. стиле; среди авторов – К. Гудимель, Я. П. Свелинк. В совр. К. исполняются как традиц. одноголосные, так и многоголосные песнопения (гл. обр. композиторов 16–17 вв.).
К. не ограничивается богословием. Это также религ.-филос. система, включающая определённые взгляды на общество, науку, культуру и государственность. Сам Ж. Кальвин настаивал на автономии Церкви от светской власти, но на практике создал в Женеве своеобразную модель теократич. государства. Кальвинистские церкви являлись государственными в ряде стран (Нидерланды, б. ч. швейц. кантонов, амер. штаты Новой Англии и др.), но ныне они утратили прежний статус, лишь Церковь Шотландии сохранила положение «национальной» Церкви, хотя и она является официально отделённой от государства. В совр. К. признаётся необходимость полной свободы вероисповедания (за исключением антигосударственных по своей сути учений) и равенства всех конфессий перед государством.
Общая численность последователей К. в мире ок. 75 млн. чел. (2008). В Европе они представлены в Нидерландах (2,97 млн. чел., ок. 20% всего нас., часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 млн. чел., 36% нас., причём доля кальвинистов велика как среди германошвейцарцев, так и франкошвейцарцев), Германии (ок. 2 млн. чел.), Венгрии (1,6 млн. чел.), Великобритании (1,4 млн. чел., преим. шотландцы и ольстерцы). Имеются кальвинисты в Румынии (696 тыс. чел., гл. обр. венгры), Франции (469 тыс. чел.), Украине (130 тыс. чел., в подавляющем большинстве венгры), Чехии (125 тыс. чел.), Словакии (120 тыс. чел., в осн. венгры) и др. странах.
Значит. группы сторонников К. существуют в Америке: в США (6,9 млн. чел., лица голландского, шотландо-ирландского, шотландского, швейцарского, венгерского, корейского и др. происхождения), Канаде (3,3 млн. чел.), Мексике (1,2 млн. чел.), Бразилии (769 тыс. чел.) и др. странах.
В Азии кальвинисты имеются в Юж. Корее (св. 6 млн. чел.), Индонезии (5,7 млн. чел., преим. в вост. районах страны), Индии (св. 1 млн. чел., гл. обр. на северо-востоке: кхаси, мизо и др.), Республике Филиппины (св. 1 млн. чел.), в Пакистане (св. 0,5 млн. чел.) и др. странах.
В Африке последователей К. много в ЮАР (св. 6 млн. чел., 15% нас., большинство африканеров и многие банту), Нигерии (5,6 млн. чел., игбо и др.), Кении (ок. 3 млн. чел.), Республике Мадагаскар (св. 2,5 млн. чел.), в Камеруне (ок. 2,5 млн. чел.), Демократич. Республике Конго (св. 2 млн. чел.), Эфиопии (св. 2 млн. чел.), Замбии (ок. 1,5 млн. чел.) и др. странах.
Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (613 тыс. чел., св. 16% нас., в осн. лица шотл. происхождения), Франц. Полинезии (97 тыс. чел., 39% нас.), Зап. Самоа (70 тыс. чел., 40%), Вануату (66 тыс. чел., 31%), Кирибати (28,3 тыс. чел., 34%), в Республике Маршалловы Острова (42,5 тыс. чел., 70%) и др. странах. Имеются кальвинисты также в Австралии (ок. 600 тыс. чел.).
Источник
Что такое лютеранство? Сравнение лютеранства и кальвинизма. Сходства и различия лютеранства и кальвинизма: таблица
Лютеранство относится к протестантскому течению в христианстве. Это одно из древнейших направлений, которое возникло в 16 веке. В настоящее время лютеранство распространено там, откуда оно произошло — в основном это скандинавские страны, Германия, Эстония и Латвия.
История происхождения лютеранства
История лютеранства началась в 1517 году в Германии с протестантского движения. Католический богослов по имени Мартин Лютер решил очистить религию от догматических ошибок, в связи с чем был объявлен еретиком. Позже он стал реформатором, но прежде был вынужден скрываться в замке Вартбург в Айзенахе под именем Георг Юнкер, где переводил Новый Завет на немецкий язык. Позже в лютеранстве он стал называться Библией Лютера. В 1529 году протестантизм официально стал течением католицизма после того, как двадцать подписей были поставлены под Шпайерским протестом. Это был протест четырнадцати городов Римской империи и шести князей. Но уже через полгода на диспуте в городе Марбург между Лютером и Ульрихом Цвингли произошли разногласия, приведшие к расколу протестантского лагеря на лютеранство и кальвинизм.
За этим последует смерть Мартина Лютера и Шмалькальденская война, в которой лютеране потерпят поражение. Легализацию они получат только в 1555 году благодаря Аугсбургскому религиозному миру. Это соглашение позволяло представителям имперских сословий самостоятельно выбирать вероисповедание и признавало лютеранство религией на территории Священной Римской империи.
Особенности вероучения
Отвечая на вопрос о том, что такое лютеранство, нельзя не описать основы вероучения, которое, к слову, очень близко к католичеству. В основе лютеранства лежит вера в Святую Троицу — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. Святая Троица — это единая сила одного Бога.
В основе философского учения лежит равенство всех перед богом. Священнослужители в лютеранстве не имеют никаких привилегий, в том числе и при принятии причастия.
Таинства лютеранского течения:
- Крещение.
- Причастие.
- Исповедь.
Крещение — это таинство, приводящее человека в христианство, причастие связывает человека и бога, а исповедь помогает в отпущении грехов.
Нет строгости в соблюдении отпевания, венчания и миропомазания в лютеранских церквях. Священнослужитель в лютеранстве — это всего лишь профессия, и не более того. Она не выходит за рамки и не повышает священника в ранге перед прихожанами. Наивысшая церковная служба — литургия — сопровождается песнопениями.
Особенности лютеранства
Принципы лютеранства основываются на Книге Согласия, написанной в 1580 году. Общая численность лютеран во всем мире сегодня примерно равна 85 миллионам человек. Эта относительно небольшая цифра разделена внутренне на несколько различных направлений и церквей. Главной особенностью лютеранства является отсутствие единой церкви и целостности.
Сложности на пути становления единой церкви ознаменовались географическими причинами, догматическими и историческими.
По Книге Согласия лютеранством признаются три символа веры:
- Никейский.
- Афанасьевский.
- Апостольский.
Однако не все лютеране признают Книгу Согласия как единую теорию. Сегодня довольно распространены либеральные течения в лютеранстве, которые позволяют не посещать богослужения.
Церковь Швеции
Крупнейшей церковью лютеранского толка считается Церковь Швеции, прихожанами которой являются более 60 % населения страны. По численности это почти 6,5 миллионов человек. Мало кто из них посещает богослужения регулярно, но относят себя к преемникам именно этой религии.
Лютеранская церковь Швеции считается либеральной, поскольку объединена во Всемирную лютеранскую федерацию. Здесь разрешено женское священство, в том числе и из числа сексуальных меньшинств, а также с 2005 года церковь регистрирует гомосексуальные пары, в связи с чем был даже придуман абсолютно новый обряд.
Раскол протестантства и его последствия
Обсуждая вопрос, что такое лютеранство, нельзя не коснуться истории кальвинизма. По сути оба направления вытекают из реформаторского течения Мартина Лютера, но кальвинизм обозначил себя впервые на диспуте в городе Марбург, о котором сказано выше. Этот диспут расколол протестантов-реформаторов на два лагеря — немецкие протестанты и швейцарские протестанты.
Несмотря на то что кальвинизм получил свое название по имени Жана Кальвина, раскол был допущен благодаря усилиям Ульриха Цвингли, который имел спор с самим Мартином Лютером. Спор заключался в формальности обряда причастия, на котором настаивал Цвингли, что было одной из главных идей реформ католицизма. Лютер же настаивал на сохранении причастия в качестве основного таинства.
После гибели Цвингли дело его продолжил французский богослов Жан Кальвин. Кальвин считается истинным реформатором, от которого и пошло истинное течение — кальвинизм. Различия лютеранства и кальвинизма достаточно весомые, если смотреть на эти направления сегодня, по прошествии веков. Ранее же, когда основоположниками двигали идеи реформаторства, различия казались еще более серьезными.
Сравнение двух направлений
Изначально кальвинизм зарождался как очищение церкви от всего, что не нужно ей по Библии. Он предполагал более серьезные реформы церкви. Сравним лютеранство и кальвинизм. Таблица, описанная ниже, позволит более детально рассмотреть данный вопрос.
Отличительная черта | Лютеранство | Кальвинизм |
Принцип реформы церкви | Убрать из церкви все, что противоречит Библии. | Убрать из церкви все, в чем нет необходимости по Библии. |
Священная книга | Библия и Книга Согласия | Только Библия |
Священство | Официально является лишь одной из мирских профессий. | Отвержено как таинство так же, как и в лютеранстве. Священник является лишь человеком, исполняющим обязанности по профессии. |
Обрядность | Допускается некоторая обрядность, в том числе и иконы, но поклонение им не допускается. Здание церкви скромное, но допустимы некоторые изображения святых. | Не допускается, отсутствуют песнопения, любые изображения на стенах, запрещались даже развлечения на государственном уровне. Из изображений в церкви допустим лишь крест. |
Монашество | Ранее присутствовало, сегодня официально — нет. | Отвергнуто. |
Общая численность прихожан | 85 миллионов человек | 50 миллионов человек |
Таинства | Основными таинствами являются крещение и причастие. | Таинства отвергнуты и не имеют значения в вероучении, причем даже символичного. |
Понятие спасения | Не было раскрыто до конца, но подразумевало спасение в вере. | Спасение отвергалось, считалось, что грехопадение делает человека внутренне злым помимо его воли. |
Распространение религии | Скандинавские страны, Германия, Латвия, Эстония. | Швейцария, Нидерланды, Англия, США. |
Церковь и государство изначально | Лютер настаивал на отделении церкви от государства и свободе вероисповедания. | Кальвин был сторонником слияния государства и церкви, что было осуществлено при его жизни. Церковь занималась даже наблюдением за жителями в их домах и семьях. |
Сходства лютеранства и кальвинизма заключаются в том, что данные течения изначально являлись реформаторскими и брали свое начало от протестантства.
Основные сходства течений
Лютеранство и кальвинизм, по сути, преследовали единую цель — реформу церкви. В отличие от Мартина Лютера, Жан Кальвин пошел в своих реформах значительно дальше. Среди сходств можно отметить знаковый отказ от таинства священства, а также значительные шаги в отказе от обрядности, хотя кальвинизм в этом плане имеет более жесткое направление.
Исторические противоречия, географические предпосылки и иные причины оказали на оба направления довольно большое давление, в связи с чем сама религия, будь то кальвинизм или лютеранство, не дошла до наших дней единым течением и церковью. Кальвинисты расколоты на три лагеря:
- Пресвитерианство.
- Конгрегационализм.
- Реформаторство, изначально возникшее и сохранившееся в Европе сегодня как истинное течение.
Этим сходства лютеранства и кальвинизма ограничены.
Различия двух течений
Основываясь на том, что такое лютеранство, сам Мартин Лютер не смог до конца определить важность и суть священных таинств и учения о спасении.
По мере развития кальвинизм стал итогом более строгих реформ, чем лютеранство. Церковь в Швейцарии была полностью очищена от произведений искусства, было строго отвергнуто монашество, тогда как в лютеранстве оно долгое время сохранялось. В кальвинизме изначально отношение к мистике и чему-то неизведанному было отрицательным. Практиковалось сожжение на кострах. Сравнение лютеранства и кальвинизма сегодня имеет иной характер.
О лютеранстве и кальвинизме сегодня
Лютеранство на сегодняшний день — одно из наиболее либеральных религиозных течений, где нет монашества, зато есть ординация лиц женского пола. Конфессиональное направление лютеранства и по сей день ведет споры относительно отношения к этому вопросу, а также к вопросу однополых браков, но все споры с либеральным течением ограничиваются лишь разговорами.
Кальвинизм сегодня остался достаточно строгой религией. Истинные верующие не почитают никакие праздники, кроме воскресенья, совершают молитвы в простых церквях и даже на улице. Многие осуждают кальвинизм за излишнюю простоту.
Вместо заключения
Рассуждая над вопросом, что такое лютеранство и в чем его отличие от кальвинизма, понимаешь вдруг, как по прошествии веков незначительные разногласия между Мартином Лютером и Ульрихом Цвингли дало миру две совершенно разные по своей направленности ветки христианства.
С течением времени они были несколько видоизменены, но в целом сохранили свою первобытность.
Источник
Презентация по истории для 7 — 10 класса по теме «Лютеранство и кальвинизм»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Протестантизм Лютеранство и кальвинизм Учитель истории: Княжева Т.Н.
Мартин Лютер (1483–1546)- основатель лютеранства и его родители: Ганс и Маргарита
Начало Реформации в Германии-1517 г. 95 тезисов Виттенбергский университет
Папа Римский Лев X предает Лютера анафеме на соборе в Вормсе. 1520 г. Лютер публично сжигает во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.
Украшение лютеранских храмов
Жан Кальвин(1509—1564) французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма. Кальвин редко говорил о себе, хотя однажды написал: “Мой отец с раннего детства направил меня на путь теолога . затем, передумав, он послал меня изучать право . пока, наконец, Бог не направил мою жизнь в иное русло тайной рукою Своего провидения. Внезапным обращением Он сделал способным к учению мой упрямый молодой ум, потому что я так глубоко погряз в предрассудках папства, что ничто меньшее, чем Божия воля, не смогло бы вырвать меня из этой пучины”.
Письмо Кальвина Эдуарду IV 4июля 1552 г. Он призвал казнить анабаптистов: «Все они заслуживают смертной казни за то, что они противятся Богу, который возвёл его [Эдуарда] на королевский престол». Кальвин подкреплял мечом христианские доктрины и практику. В октябре 1563 г. правительство Женевы сожгло Мишеля Сервета за ересь. Сервет придерживался унитаристских позиций и был, несомненно, лжеучителем, но Новый Завет не содержит никакого учения о сожжении лжеучителей.. Многие другие люди подверглись смертной казни во владениях Кальвина. «Он полностью оправдывал применение карательных мер и написал трактат в защиту таковых, где приводил доказательства законности смертной казни для еретиков
Ж.Кальвин и его труды
Ж.Кальвин в конце жизни
Реформаторы Женевы: Г. Фарель,Ж.Кальвин, Т.Беза, Д.Нокс
Женевский собор Сен-пьер
Общее и различия В лютеранстве, как и в кальвинизме, приняты доктрина об оправдании верой и доктрина о предопределении некоторых избранных людей к спасению, однако в этом течении протестантизма, в отличие от кальвинизма, отсутствует положение об избрании людей к осуждению. Догматика лютеранства строго христоцентрична, в отличие от учений кальвинизма, для которого скорее характерен богоцентризм, и пятидесятничества с его духоцентристскими тенденциями. В отличие от католиков и кальвинистов, лютеране строго разделяют сферы действия Евангелия и закона. Первая из них связана с церковью, вторая — с государством. Богослужебная практика в лютеранских церквах, как и в других церквах протестантизма, сильно упрощена по сравнению с католическим культом. Тем не менее лютеране не пошли так далеко в упрощении обрядности, как кальвинисты, баптисты, методисты, и сохранили ряд элементов католической литургии. В отличие от кальвинистских священнослужителей, лютеранские пасторы надевают особые церковные облачения, хотя они гораздо скромнее, чем у католических священников. Отсутствует в лютеранстве и единая система церковного устройства Таинств у кальвинистов и лютеран два — крещение и Вечеря Господня (причащение), причём они не имеют спасительной силы, а являются только знаками спасения человека. Крещение считается знаком членства человека в церкви с освобождением его от грехов, поскольку вера в Христа даёт такое освобождение. Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. В отличие от М. Лютера, Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. кальвинисты отвергли любые изображения. Церковные помещения у них отличаются непритязательностью. В отличие от лютеран и англикан, у кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужения не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Кальвинистские церкви управляются либо пресвитериями, образуемыми священниками и старейшинами из числа мирян нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин).
Лютеране и кальвинисты сегодня Общая численность последователей лютеранства во всём мире составляет 76 млн. человек. Наибольшее число лютеран по-прежнему сосредоточено в Германии (27 млн., или 35% населения страны). в странах Северной Европы: в Дании (4,6 млн., или 89%), Швеции (4,4 млн., или 53%; Финляндии (4,2 млн., или 85%), Норвегии (3,8 млн., или 89%), Исландии (243 тыс., или 96%), в Эстонии (569 тыс., или 36%), Латвии (491 тыс., или 18%), Венгрии (450 тыс., или 4%), Австрии (359 тыс., или 5%), Словакии (326 тыс., или 6%), Франции (263 тыс., или 0,5%), России (170 тыс., или 0,1%, — преимущественно немцы), В Америке самые крупные группы сторонников лютеранства имеются в США (12 млн., или 5% населения) и Бразилии (1,1 млн., или 0,7%). В Африке крупные группы последователей лютеранства имеются в Танзании (1,5 млн., или 5%), Эфиопии (1 млн., или 2%) и Намибии (около 1 млн., или 51%). В Азии: Индонезия (3,5 млн., или 2%), и Индия (1,2 млн., или 0,1%). В австралийско-океанийском регионе приверженцы лютеранства представлены в Папуа — Новой Гвинее (около 1 млн., или около 1/4 населения) и Австралии (134 тыс., главным образом немцы). Общая численность последователей кальвинизма 62 млн. человек. В Европе они представлены прежде всего в Нидерландах (3,7 млн. человек, или 25% всего населения), Швейцарии (2,5 млн., или 38% населения), Венгрии (2 млн., или 19% населения), Германии (2 млн., или более 2% населения), Великобритании (1,9 млн., или свыше 3% населения, в Америке: США (6,5 млн. человек) , В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 5 млн.), Индонезии (около 5 млн., Индии (0,6 млн. чел.), В Африке последователей кальвинизма много в ЮАР (4,2 млн., или 12% населения, Нигерии (1,6 млн. чел.), Кальвинисты составляют высокий процент населения в ряде стран Океании: Новой Зеландии (559 тыс., или 17% населения), Французской Полинезии (86 тыс., или 47% населения), Имеются кальвинисты также в Австралии (159 тыс.чел.).
Источник
Признаки лютеранства и кальвинизма таблица
Кальвинизм и лютеранство. Дальнейшее развитие двух ветвей.
Интересным образом с 17го века по век 19й лютеранской Пруссией правят кальвинисты. Самый известный кальвинист во главе Пруссии — король Фридрих Великий, он же Старый Фриц, положивший начало всему замечательному и ужасному в истории современной Германии. Его кальвинизм был настолько последовательно — индивидуалистическим, а Фриц настолько твердо веровал в свою судьбоносную избранность, что при нем широко развилась религиозная толерантность и свобода совести, небывалым доселе в Европе образом.
В Берлине в 1770х свободно печатали сочинения Канта и Вольтера, католики, лютеране, кальвинисты наравне могли занимать высокие государственные посты — все это в то время было делом неслыханным. Неслыханным был и открытый гомосексуализм великого императора, выражавшийся не только в брезгливом отношении к женскому полу, но и в культе исключительно мужской дружбы, и в гомоэротической живописи Сан-Суси, и серии любовных связей — со слугами и даже с неким аббатом Бастиани. Вольтер нашел этот мужской клуб совершенно неудобоваримым и, пользуясь убежищем при дворе Фридриха, постоянно искал повод повздорить. Наконец он устроил большой скандал с пасквилем на милейшего Мопертюи и был Фридрихом выставлен вон. После чего немедля написал пасквиль на самого Фридриха, вставив его в свои мемуары.
Фашистские идеологи полагали Фридриха идеалом немецкой расы, воплощением всех её доблестей. Неудивительно, что даже и неофашизм нашей эпохи имеет этот самый гомосексуальный душок, совершенно неистребимый со времен самого Фридриха.
Но при чем тут кальвинизм?
Оказывается, очень даже при чем. Кальвинизм c железной последовательностью, вослед за гностиками, манихеями, ап. Павлом и блаженным Августином, полагает сексуальные отношения мужчины и женщины и деторождение источником повреждения человеческой природы. Гетеросексуальность ущербна как таковая, особенно с высокой философской точки зрения, до которой плодовитая чернь дорасти не способна. Примечательным образом Кальвин ничего не говорит о гомосексуальных страстях. То есть абсолютный молчок. Перечисляя дьявольские соблазны и «внутренние искушения» Кальвин находит множество примеров человеческой слабости где угодно, в отношениях мужчин и женщин, и особенно отношениях родителей и детей (подробно разбирая жертву Авраамову) — но оставляет тайную лазейку для высокой мужской дружбы, никогда не завершающейся грязным и греховным деторождением, ослабляющим богоподобие в человечестве.
Источник