§32. Смена природных сообществ и ее причины
1) Рассмотрите рисунок 143 учебника. Запишите изменения, происходящие в растительных сообществах с течением времени. Кратко охарактеризуйте каждый этап естественной смены растительных сообществ.
1 – На территории появляются мелколиственные растения. Они начинают активно использовать ресурсы земли
2 – Вскоре они истощают природные запасы на своей территории, и другие мелколиственные растения не могут вырасти. Вырастают хвойные.
3 – Мелколиственные деревья еще могут существовать на этой территории, а тем временем уже начинает формироваться хвойный лес.
4 – Крона мелколиственных деревьев снизу уменьшается, а тем временем хвойные дорастают до размеров мелколиственных растений.
5 – аналогично 4 пункту.
6 – Новые мелколиственные растения уже не могут вырасти – условия слишком изменились. Мелколиственные растения стареют и умирают, а на их месте формируется устойчивое сообщество – хвойный лес. Хвойные деревья теневыносливы и могут существовать в самых суровых условиях среды.
2) Назовите причины, вызывающие смену сообществ. Приведите два-три примера. Запишите их в таблицу.
Причины смены сообществ
Примеры
Внешние
Засуха, пожары, вызванные воздействием солнечных лучей
Внутренние
Истощение почв, большая конкуренция, недостаток света
Антропогенные
Вырубка лесов, загрязнение почв и воздуха
3) Составьте прогноз последствий воздействия человека на природные сообщества. Поясните на одном из примеров.
Если человек и дальше продолжит разрушать природу, строя заводы близ лесов, вырубая леса, разжигая в лесах пожары, убивая лесных животных, собирание лесных растений, это может кончиться тем, что данный биогеоценоз исчезнет с лица Земли.
Источник
Что такое сукцессия и каковы ее виды, примеры первичной и вторичной сукцессий
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. На первый взгляд может показаться, что в конкретной климатической зоне природный ландшафт – явление постоянное и неизменное.
В самом деле, такие природные сообщества как сибирская тайга, тундра или пустыня Сахара существуют веками и не превращаются во что-то другое.
Тем не менее нередко можно наблюдать, как на месте озера появляется болото, на месте болота – луг, на месте луга – лес, а в пустыне – оазис.
Впечатляющий пример – судьба Аральского моря (точнее, озера). Когда-то оно входило в пятёрку величайших озёр мира, но всего лишь за одно поколение обмелело настолько, что его береговая линия сократилась почти на 100 км, а обнажившаяся земля превратилась в безжизненную зону.
Сукцессия — это .
Почему и как произошла эта экологическая катастрофа – отдельная тема. Здесь же отметим, что смена одного биогеоценоза другим в рамках одного ландшафта – явление не такое уж редкое.
Подобные изменения происходят как в силу природных катаклизмов (лесной пожар, засуха), так и в результате хозяйственной (правильней сказать, бесхозяйственной) деятельности человека.
Они включают в себя несколько стадий, имеющих разную протяжённость по времени. Этот процесс в научном мире получил название сукцессия (лат. succesio – последовательность, преемственность).
Термин появился в экологической литературе о второй декаде ХХ века с подачи американского ботаника Ф.Клементса и подразумевал сменяющие друг друга природные сообщества, которые образуют так называемый сукцессионный ряд.
В этом ряду предшествующая стадия создаёт условия для развития последующего этапа, который чаще всего заканчивается устойчивым биоценозом с постоянной численностью видов и сбалансированным обменом веществ.
Этот биоценоз (биологическое сообщество) называют климаксным. Он может существовать сколь угодно долго, пока какое-либо воздействие извне не повредит его естественную структуру или экосистему в целом.
Классификация (виды сукцессий)
Сукцессии классифицируются по следующим признакам:
- по скорости протекания (медленные, быстрые);
- по обратимости (обратимые и необратимые);
- по стабильности (постоянные и непостоянные);
- по характеру изменения видового разнообразия и продуктивности (прогрессивные и регрессивные);
- по происхождению (природные и антропогенные).
Сукцессии также можно сгруппировать по характеру протекающих в них процессов. В этом случае исследователи выделяют две обособленные группы: эндогенную и экзогенную.
- Первая включает в себя изменения, вызванные деятельностью членов сообщества. Инициирует процесс обычно дисбаланс в ходе метаболизма. То есть, изменения происходят под воздействием внутренних факторов.
- При экзогенной сукцессии смена биоценоза провоцируется явлениями, происходящими в окружающей среде.
Исходя из вышеизложенного, экологическую сукцессию можно представить как закономерный природный процесс, который характеризуется последовательным замещением одного биоценоза другим в течение определённого временного интервала. Она подразделяется на первичную и вторичную.
Первичная сукцессия
Данный вид сукцессии начинает развиваться на «голом» месте, то есть на изначально безжизненных территориях и отдельных участках. К таковым относятся скалы, песчаные дюны, вулканическая лава и т.п. И всё-таки медленно и постепенно происходит заселение даже таких пространств.
Главная роль здесь принадлежит простейшим организмам, способным приживаться на камнях и песчаниках. Отмирая и сменяя друг друга, эти «первопроходцы» оставляют после себя почвенный слой и продукты разложения, создавая питательную среду для следующего биотипа.
В упрощённом виде последовательность происходящих в первичной сукцессии процессов можно проследить на примере южной тайги. Вначале на безжизненном участке появляются цианобактерии (сине-зелёные водоросли) и лишайники.
Со временем они отмирают, образуя тонкий почвенный слой. На нём начинают поселяться мхи и папоротники, укрепляя и обогащая питательную среду. Таким образом создаётся база для появления трав, кустарников и деревьев. Параллельно расширяется видовой состав биоценоза. Весь процесс занимает сто и более лет.
Вторичная сукцессия
Этот вид сукцессии получил название восстановительной, поскольку он начинает развиваться на месте прежде существовавшего биоценоза, разрушенного по тем или иным причинам (лесной пожар, осушение болота, опустошительный ураган и т.п.).
Восстановительный период при вторичной сукцессии короче, чем при первичной, поскольку предыдущее растительное сообщество оставляет после себя много питательных веществ и хорошо развитый почвенный покров.
Упрощённо смену растительного биоценоза в результате вторичной сукцессии в средней полосе России можно представить следующим образом.
На повреждённом участке первыми появляются «однолетки»: одуванчик, мать-и-мачеха, осот и прочие сорные растения. Растут они быстро, а их семена разносятся ветром либо переносятся животными на дальние расстояния. Но проходит совсем немного времени (4-5 лет), и их начинают вытеснять многолетние травы.
Далее приходят более «серьёзные» представители растительного мира – кустарники и светолюбивые деревья (сосна, берёза, осина). Наконец, приживаются и теневыносливые виды деревьев: клён, липа, ель. Таким образом формируется климаксное (устойчивое) сообщество и завершается сукцессионный ряд.
Причиной вторичной сукцессии может также быть нарушение круговорота веществ. Например, на каком-нибудь участке постепенно накапливается избыточное количество биогенных элементов из-за того, что часть останков организмов и продуктов их жизнедеятельности остаётся не переработанной консументами и редуцентами.
Это способствует заселению новых видов и возникновению более длинных пищевых цепочек. Появляются условия для замещения одних видов другими.
Общие черты и различия (первичной и вторичной)
Любая сукцессия сопровождается саморазвитием экосистемы.
Показателями саморазвития являются такие факторы, как:
- однонаправленность – процесс не имеет обратного хода;
- увеличение видового разнообразия;
- разветвление пищевых цепочек;
- нарастание потребления первичной продукции.
Смена фаз в сукцессионном ряду протекает по определённым правилам. В частности, изменение сообщества всегда осуществляется в направлении, возвращающем его в равновесное состояние, а предыдущая фаза готовит основу для следующего этапа.
Длительность каждой фазы колеблется в широких пределах – от нескольких лет до нескольких столетий, так как факторов влияния очень много (структура и возраст сообщества, природные изменения, вмешательство человека и т.д.).
Для лучшего понимания разницы между первичной и вторичной сукцессией приводится нижеследующая таблица:
Формирование биогеоценоза начинается на изначально безжизненном пространстве:
Комментарии и отзывы (5)
В природе все едят друг друга, одни растут для того, чтобы стать питательной средой для других, но это естественный процесс, который проходит без участия человека, но потом и человек станет удобрением, такова жизнь.
Слово незнакомое, а процесс известный — изменения на планете происходили всегда. Может и сейчас экологам успокоиться? Ну вымерли мамонты — ничего страшного не произошло, может и за амурских тигров не переживать?
Что касается деятельности человека, то тут трудно предугадать в перспективе. Вот сейчас влезли в Арктику, разумеется и это вмешательство даст свои побочные эффекты для тамошней экосистемы.
Наверное самый чудовищный катаклизм на нашей планете произошёл тогда, когда огромный астероид врезался в нашу Землю, после его удара семидесяти процентов жизни как не бывало.
Если мы и дальше будем загрязнять окружающую среду, то сами станем удобрениями для каких-нибудь патогенных организмов.
Источник
Урок №66.1. Смена природных сообществ
Тип урока — комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
— осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.
Воспитательные:
Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
Формирование ответственного отношения к учению;
3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Познавательные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.
Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.
Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Планируемые результаты
Предметные: знать — понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь — определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.
Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос
Метапредметные:.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Формирование навыка смыслового чтения.
Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.
Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.
Цели: дать представление о развитии и смене растительных сообществ; раскрыть естественные причины смены природных сообществ и взаимосвязь смены сообществ с изменениями природно-климатических условий; сформировать представление о временных и конечных (климаксных) сообществах.
Оборудование и материалы: большие карточки (формата А4) с изображениями различных биоценозов, небольшие карточки с изображениями и названиями растений, характерных для различных биоценозов, таблицы: «Природное сообщество», «Растения елового леса», «Растения соснового леса», «Растения широколиственного леса», «Растения луга», «Растения болота», «Ярусность в растительном сообществе», «Смена растительных сообществ».
Ключевые слова и понятия: растительное сообщество, фитоценоз, биогеоценоз, экосистема; ярусность в растительном сообществе; подрост, подлесок, травянистый ярус, надпочвенный ярус; подземная ярусность; промежуточные (временные) сообщества, конечные (постоянные, климаксные) сообщества; внешние и внутренние причины смены растительных сообществ.
Актуализация знаний
1.Какие процессы являются главным признаком биогеоценоза;
1.какое значение в природном сообществе имеет его ярусное строение.
Проверь себя
Кроссворд «Природные сообщества»
По горизонтали
1. Избыточно увлажненный участок земли со стоячей водой и зыбкой поверхностью, заросший влаголюбивыми растениями
2. Организмы- потребители
4. Микроскопические грибы
5. Организмы, потребляющие питательные вещества
8. Участок, покрытый травянистой растительностью
По вертикали
3. Пространство, заросшее множеством деревьев
4. Организмы, способные из веществ неживой природы производить питательные вещества
Изучение нового материала
Понятие о смене природного сообщества. Наблюдая какое-либо природное сообщество в течение ряда лет, можно заметить, что оно не остаётся одинаковым: со временем в нём меняются условия обитания, его заселяют новые виды, изменяется его строение и особенности взаимоотношений между видами. В результате на данной территории биогеоценоз становится другим. Он существенно отличается от того, который был здесь ранее. В этом случае говорят, что произошла смена одного биогеоценоза другим.
Смена биогеоценоза — это замена одного природного сообщества качественно иным природным сообществом.
Развитие и смена биогеоценоза
Чаще всего смена природного сообщества начинается с изменений в составе растительных видов. Так как комплекс растений в природном сообществе более других влияет на условия обитания и видовой состав животных и других обитателей, то вскоре изменяется и состав гетеротрофного населения биогеоценоза.
Смена природных сообществ на нашей планете происходит повсюду, но с разной скоростью и по различным причинам. Благодаря этому в растительном покрове Земли имеется огромное количество разных природных сообществ.
Причины смены природных сообществ. Причины, вызывающие смену природного сообщества, бывают внешние по отношению к природному сообществу и внутренние, заключённые в нём самом.
Внешней причиной смены природного сообщества могут быть пожар от незатушенного костра, выпас скота, вырубка деревьев в лесу. Приводят к быстрым сменам и другие естественные причины: изменения климата или рельефа, состава и структуры почвы, подтопление территории, воздействие вулканов, обвалы и оползни, землетрясения. Изменения от внешних причин бывают настолько глубокими, что природное сообщество может полностью разрушиться и исчезнуть.
Смена биоценозов. Сукцессии
Внутренней причиной смены природного сообщества является
воздействие самих растений и других живых организмов, входящих
в состав биогеоценоза, на среду их обитания. Такое воздействие назы-
вают средообразующим влиянием населения биогеоценоза?
Примером смены природного сообщества, происходящей под воз-
действием внутренних причин, может служить появление елового леса
на луговых или заброшенных землях в северных районах нашей стра-
ны. Развивающиеся здесь вначале травянистые сообщества, а затем
мелколиственные леса: березняки, осинники, ольховники — являются
неустойчивыми природными сообществами. Поэтому их называют
временными.
Смена такого неустойчивого природного сообщества происходит
потому, что обитающие здесь виды растений своим средообразующим
влиянием создают условия, в которых не могут развиваться их же молодые особи. Такие сообщества существуют недолго. Кроме того, во
временное сообщество с соседних территорий, как правило, начинают вселяться новые виды, среди которых оказываются более сильными
средообразователи, например ель. Они коренным образом меняют условия существования биотопа. При этом и молодые, и взрослые
особи вновь вселившихся видов оказываются способными хорошо
развиваться, давать семена и надолго удерживать данную территорию. Так, в течение нескольких лет на месте мелколиственного леса, например березняка, появляется еловый лес. В этом случае говорят, что появилось устойчивое, или коренное, природное сообщесто.
1-2 года 5-8 лет 10-15 лет
20-25лет 30-50лет
70-80лет 80-20лет
Коренными биогеоценозами являются ельник, дубрава, торфяное болото. Березняк, осинник, ивняк, луга — временные биогеоценозы.
Торфяное болото
Постепенный процесс смены природных сообществ называют сукцессией (от лат. сукцессио — «преемственность»).
Уроки биологии: Экологические сукцессии
Изменение растительного покрова в биогеоценозе всегда ведёт
за собой смену не только сообщества растений, но и всего живого населения биогеоценоза.
Вторичная сукцессия
Смена биогеоценозов — важное природное явление, постоянно происходящее в живом покрове Земли. Причины, вызывающие смену, разные: одни обусловлены внешним воздействием, в том числе деятельностью человека, другие — внутренним, связанным с жизнедеятельностью и средообразующими свойствами самих видов, населяющих природное сообщество.
Последовательность самовосстановления елового леса при вторичной сукцессии
Закрепление знаний и умений
1.В чём отличие коренного природного сообщества от временного?
2.Каковы причины смены биогеоценозов на Земле?
3.Спрогнозируйте последствия воздействия человека на природные сообщества.
Материалы для учеников, интересующихся биологией
Даже в случае одновременного попадания семян ели и берёзы на какую-либо территорию вначале разовьётся временный — берёзовый — лес, а потом его сменит коренной — еловый. Дело в том, что берёза растёт быстрее ели. Опад листьев берёзы создаёт плодородие почвы. В таких условиях: под пологом берёзового леса, на плодородной почве, защищённые от яркого света и сильного ветра — хорошо растут теневыносливые молодые ели. Спустя годы (30-50 лет) ель вырастает до больших размеров, выходит в верхний ярус (см. рис. 161). К этому времени старые деревья берёзы постепенно выпадают из древостоя, а молодые берёзки не появляются. Дело в том, что берёза светолюбива и в затенении под еловыми кронами расти и развиваться не может.
Часто в ряде районов России территория после вырубки ценного хвойного леса надолго (на 80-120 лет) оказывается занятой менее ценным осинником, а на местах выгоревшего леса зачастую быстро развиваются моховые болотные биогеоценозы. Своевременное вмешательство человека может продлить жизнь природного сообщества
И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений
Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы
Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»
В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы
Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс
Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к
Источник
Причины смены сообществ примеры таблица
Причины смены экосистем. Наблюдая за одним и тем же биогеоценозом, можно увидеть, как заметно изменяется его облик в течение года. Выжженная в конце лета степь не похожа на ту же степь весной, красочную от цветущих тюльпанов, ирисов, примул, крокусов. Зимний лес, одетый в снежные «шапки», совершенно не похож осенний, окрашенный в оранжевые, желтые, багряные краски. Изменяется облик луга по мере того, как весной и летом зацветают на нем разные травы. В то же время, кроме сезонных изменений, в экосистемах происходят и многолетние изменения.
Несмотря на то, что экосистема — это устойчивая, саморегулирующаяся система, ей свойственно развитие. Под развитием любой системы понимают необратимое качественное изменение, которое обычно сопровождается количественными переменами . Так, в процессе развития экосистемы простые сообщества в ней замещаются более сложными, с богатым видовым составом, со сложной пространственной и трофической структурами. То есть в основе развития экосистемы лежит смена сообществ (растительных, животных, грибных, микробиологических), входящих в состав биоценоза данной экосистемы.
Развитие и смену сообществ можно наблюдать на кротовинах, которые зарастают, сменяя ряд последовательных этапов, несколько лет. Обнажения почвы, образовавшиеся в результате падения старых деревьев, восстанавливаются более длительно — десятки лет. Крупные вырубки леса или участки после пожарищ требуют для восстановления 100-200 лет.
Смена природных сообществ может проходить под влиянием биотических абиотических факторов и человека.
Смена сообществ под влиянием жизнедеятельности организмов длится сотни и тысячи лет. Главную роль в этих процессах играют растения.
Примером смены сообщества под влиянием жизнедеятельности организмов может служить процесс зарастания водоемов. Большинство озер постепенно мелеет и уменьшается в размерах. На дне водоема со временем накапливаются остатки водных и прибрежных растений и животных, частички почвы, смываемые со склонов. Постепенно на дне образуется толстый слой ила. По мере того, как озеро мелеет, его берега зарастают камышом и тростником, затем осоками. Органические остатки накапливаются еще быстрее, образуют торфянистые отложения. Многие растения и животные замещаются видами, чьи представители более приспособлены для жизни в новых условиях. Со временем на месте озера образуется иное сообщество — болото. Но на этом смена сообществ не прекращается. На болоте могут появляться неприхотливые к почве кустарники и деревья, а в конечном итоге болото может смениться лесом.
Таким образом, смена сообществ происходит потому, что в результате изменения видового состава сообществ растений, животных, грибов, микроорганизмов постепенно изменяется среда обитания и создаются условия, благоприятные для обитания других видов.
Замечено, что процесс смены сообществ имеет тенденцию завершаться стадией зрелого сообщества : с богатым видовым составом, разветвленными пищевыми сетями, способностью к саморегуляции. В итоге формируется устойчивая экосистема — находящаяся в относительном равновесии со средой.
Смена сообществ под влиянием деятельности человека. Если смена сообществ под влиянием жизнедеятельности самих организмов — постепенный и длительный процесс, охватывающий период в десятки, сотни и даже тысячи лет, то смена сообществ (лежащая в основе смены экосистем), вызванная деятельностью человека, происходит быстро, в течение нескольких лет.
Быстрое (скачкообразное) развитие экосистем часто сопровождается сокращением их видового разнообразия, замедлением процессов саморегуляции и устойчивости. В результате в таких экосистемах формируются сообщества упрощенного типа, с бедной видовой структурой. Например, разнотравные степи человек превращает в пашни, пойменные луга оказываются залитыми водохранилищами. Так, распашка целинных земель во второй половине ХХ века привела к уничтожению естественных степных экосистем в Казахстане и на юге России. В результате исчезли многие виды насекомых, млекопитающих, различные виды трав.
Большую нагрузку испытывают пригородные леса из-за массового посещения их людьми. Вследствие вытаптывания травостоя наземные органы растений травмируются, почва уплотняется, повреждается подрост. В результате лес изреживается , осветляется. Тенелюбивые и теневыносливые травы сменяются на светолюбивые, характерные для луговых экосистем.
Перевыпас скота изменяет луговые и степные экосистемы: широко распространяются те травы, которые не поедаются животными (полынь, чертополох), снижается обилие кормовых злаков. Многие растения не успевают зацвести и дать семена. В результате уменьшается видовое разнообразие экосистемы, упрощаются ее структура, пищевые сети.
Водоемы также испытывают на себе антропогенное воздействие. Если в них попадают сточные воды, удобрения с полей, бытовые отходы, то кислород, растворенный в воде, тратится на их окисление. В результате снижается видовое разнообразие, различные водные растения (сальвиния плавающая, горец земноводный) заменяются ряской, водоросли — синезелеными, возникает «цветение воды». Ценные промысловые рыбы сменяются малоценными, исчезают моллюски, многие виды насекомых. Богатая водная экосистема превращается в экосистему загнивающего водоема.
Известно немало случаев, когда человек нарушал видовую структуру экосистемы в результате внесения в него новых видов. Так, в начале XIX в. в Австралию из Америки был завезен кактус опунция для создания колючих изгородей на пастбищах. Он размножился настолько, что стал формировать облик многих сообществ, вытесняя привычные виды растений, привел к смене целого ряда экосистем. К середине ХХ в. Австралия могла превратиться в континент из сплошных колючих зарослей, однако этого не случилось благодаря завезенной на материк бабочке кактусовой огневке, гусеницы которой поедают опунцию. После того, как численность кактуса удалось отрегулировать с помощью гусениц, нарушенные экосистемы постепенно восстановились.
Если воздействие человека, вызвавшее смену сообществ, прекращается, то, как правило, начинается естественный процесс самовосстановления экосистемы . Ведущую роль в нём продолжают играть растения. Так, на пастбищах после прекращения выпаса появляются высокорослые травы, в лесу — типичные лесные растения, озеро очищается от засилия одноклеточных водорослей и синезеленых, в нем вновь появляются рыбы, моллюски, ракообразные.
Если же видовая и трофическая структуры экосистемы упрощены настолько, что процесс ее самовосстановления уже не может происходить, то человек вновь вынужден вмешиваться в это природное сообщество, но теперь с благими целями: на пастбищах высевают травы, в лесу сажают новые деревья, водоемы очищают и запускают туда молодь рыб.
Интересен опыт, применяемый в Ставропольском крае: на уже непродуктивные пастбища завозят сено, разбрасывая его по поверхности. Сено содержит семена всего комплекса видов растений степной экосистемы. Через три — четыре года этот участок становится уже близким к естественной степи.
Экосистема способна к самовосстановлению лишь при частичных нарушениях. Поэтому влияние хозяйственной деятельности человека не должно превышать того порога, после которого экосистема не может осуществлять процессы саморегуляции. Для этого воздействие человека на экосистемы нормируют: определяют, сколько скота можно содержать на 1 га пастбища, сколько отдыхающих могут посещать пригородный лесопарк, соизмерять общее количество сточных вод с тем, какое может обезвредить сама водная экосистема.
Смена экосистем под влиянием абиотических факторов. На развитие и смену экосистем большое влияние оказывали и оказывают резкие изменения климата, колебания солнечной активности, горообразовательные процессы, извержения вулканов. Эти факторы называют абиотическими — факторами неживой природы . Они нарушают стабильность среды обитания живых организмов.
Рассмотрим примеры смены экосистем под влиянием климатических изменений. В истории развития жизни на Земле климат менялся неоднократно. В теплые периоды, когда выпадало большое количество осадков, в экосистемах преобладали виды с повышенными требованиями к теплу и влаге. На планете распространялись влажные тропические леса. Значительное поднятие суши в результате тектонических процессов приводило к развитию засушливого климата. В результате на большой части Земли происходила смена экосистем: леса сменялись саваннами, степями, возникали пустыни. Новые экосистемы характеризовались иным комплексом видов, обладали иной видовой, пространственной, трофической структурой.
1. Аллен Р.Д. Наука о жизни: пособие для учителя. — М.: Мир, 1981. — С. 284-290.
Источник