Меню

Правовой релятивизм примеры опр таблица



Правосознание. Правоотношение

7.4 Правосознание. Правоотношение

Поскольку право представляет собой социальное явление, то у людей, живущих в рамках одного общества, формируются опре­деленные представления, чувства, взгляды по поводу права. Их совокупность и образует отношение людей к этому важному ин­ституту. В одних случаях люди превозносят право, возлагая именно на него свои надежды, в других, напротив, доказывают ненуж­ность права, его неэффективность в решении конкретных проблем.

Современные юристы считают, что правосознание включает в себя два элемента.

Правовая психология . Человек в своих поступках всегда руководствуется определенными чувствами; на его поведе­ние оказывают влияние настроение, переживания, которые появляются в результате формирования определенного от­ношения к праву. Современный законодатель даже придает юридическое значение душевным волнениям и настроениям людей при совершении определенных поступков.

Правовая идеология. У людей также существуют опреде­ленные убеждения, понятия, принципы в отношении права. Этот элемент правосознания считается главным, ибо он свя­зан с рациональным мышлением людей, на базе которого вырабатывается осмысление правовых явлений.

По содержанию и глубине осмысления права выделяют обы­денное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание выражает массовое представление людей о праве, которое складывается на основе жизненного опыта, общей инфор­мации из газет, радио и телевидения. Профессиональное право­сознание более глубокое. Оно складывается у профессиональных юристов, которые умеют грамотно толковать, применять нормы права и знают их роль в обществе. Научное правосознание выра­жается в концепциях, понятиях, которые складываются на основе исследования правовых явлений в теории и на практике.

Иногда в основу классификации видового разнообразия право­сознания закладывается такой критерий, как субъект права. В связи с этим выделяют индивидуальное правосознание, напрямую свя­занное с конкретной личностью, и коллективное правосознание, которое может выражать представления отдельных групп людей или всего населения страны.

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетво­ряет общепризнанным требованиям. Оно может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.

Деформация правосознания — это различного рода искривле­ния сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении. В зависимости от характера искривлений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный. В случае репрессивной деформа­ции правосознания сотрудники правоохранительных органов вос­принимают население как контингент правонарушителей, для изоб­личения которых приемлемо применение любых мер, в том числе и незаконного насилия. В случае криминальной деформации со­трудники правоохранительных органов вступают во взаимосвязь с преступными элементами, что свидетельствует об их криминаль­ном перерождении.

Дефекты правосознания — это недостатки правового созна­ния, которые свидетельствуют о его несформированности и тен­денциозности. К наиболее распространенным дефектам правового сознания относятся правовые идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и нигилизм

Правовой идеализм — это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право. Идеалисты счита­ют, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм — это дефект правосознания, выражаю­щийся в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опыт­ных руках» толкование закона зачастую превращается в профессио­нальные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право.

При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по своей сути представляет замаскированное беззаконие.

Правовой субъективизм — это одностороннее отношение ин­дивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отри­цание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм — это слабое знание права и отноше­ние к нему как к явлению постороннему, далекому и не повсе­дневному. Носители инфантильного правосознания редко замеча­ют ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовой нигилизм — это дефект правосознания, который за­ключается в отрицательном отношении к праву, законам и право­вым формам организации общественных отношений. Правовой ни­гилизм как социальное явление имеет различные формы: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Различают разные уровни правового нигилизма: 1) общесоци­альный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур;

отдельных социальных структур — государственных, негосудар­ственных, формальных и неформальных; 3) отдельной личности.

Знание и понимание права, а также совершение поступков в соответствии с ним позволили юристам сформировать еще одно юридическое понятие, которое получило название правовая культура. Это понятие более широкое, ибо включает в себя не только представления о праве, эмоции и чувства по поводу него, но и важное правовое поведение. Человек должен не только знать пра­во, но и уметь руководствоваться им в своих поступках.

На правовую культуру общества большое влияние оказывает уро­вень правосознания и активности людей, живущих в обществе, уро­вень развития права, юридической техники и самих правовых норм, уровень юридической деятельности в области правотворчества, правоприменения, толкования и т. д. Опыт, накопленный за многие годы в области права, передавался из поколения в поколения, приобре­тая целенаправленный и закономерный характер. Это позволило говорить о правовом воспитании и правовом обучении людей.

В реальной жизни право регулирует более 70% отношений, которые возникают в обществе. Общественное отношение, кото­рое урегулировано нормами права, образует правоотношение. Однако любое правоотношение возникает на основе определен­ных жизненных обстоятельств. Кто-то решил купить машину — возникло правоотношение по договору купли-продажи. У кого-то сгорел дом — возникло правоотношение по выплате денег страхо­вой компанией. Наступление разного рода жизненных обстоя­тельств приводит к возникновению, изменению или прекращению правоотношений. Условия правоотношений предусматриваются нормами права и называются юридическими фактами.

Во многих случаях для наступления определенных правовых последствий необходима совокупность юридических фактов. В этом случае говорят о фактическом составе. Например, для того чтобы возникли пенсионные правоотношения, нужно, чтобы человек дос­тиг определенного возраста, имел трудовой стаж и оформил соот­ветствующие документы в органах социальной защиты населения.

Все юридические факты можно разделить на две большие группы:

действия — юридические факты, которые связаны с волей и сознанием людей (например, дарение, перевозка груза и др.);

события — юридические факты, которые не связаны с во­лей человека и возникают, как правило, в силу различных обстоятельств, порождая тем не менее правовые последствия (например, стихийные бедствия).

В основу данной классификации был положен критерий созна­ния личности. Однако юридические факты разделяются между со­бой и по правовым последствиям. В связи с этим выделяют право­образующие, правоизменяющие, правопрекращающие юридичес­кие факты. В первом случае человек, устраиваясь на работу в фир­му, вступает в трудовые правоотношения со своим работодателем. Во втором случае работник может переводиться на другую долж­ность. А в третьем он вовсе увольняется, разрывая правоотношения.

В некоторых случаях один и тот же юридический факт может порождать различные правовые последствия. Смерть гражданина рассматривается и как правообразующий (открывается наследство), и как правоизменяющий (наследник умершего становится ответственным квартиросъемщиком), и как правопрекращающий (пре­кращаются любые правоотношения) факт.

Традиционно многие юристы делят правоотношения по отрас­левому принципу на гражданские, уголовные, административ­ные, трудовые и др.

Правоотношение как юридическая категория имеет свою струк­туру. В ней выделяются субъекты права, субъекты и объекты пра­воотношений и содержание правоотношений.

Потенциальными участниками правоотношений являются субъекты права. Иными словами, каждый человек является носи­телем юридических прав и обязанностей. Если он их реализовы­вает по какому-либо прецеденту, считается, что он вступает в пра­воотношение. Людей и их объединения, которые участвуют в пра­воотношении, называют субъекты правоотношений. Ими могут быть не только физические лица — граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, но и организа­ции (государственные или негосударственные), социальные общ­ности (народ, нация, население региона, трудовые коллективы и др.) и даже само государство. Например, согласно гражданско­му законодательству клад, имеющий историческую либо художе­ственную ценность, поступает в распоряжение государства. Сово­купность прав и обязанностей, которыми наделены субъекты пра­ва и субъекты правоотношений, образует их компетенцию.

Читайте также:  Повышающий коэффициент каско после дтп таблица

Способность быть участником правоотношений называется пра­восубъектность, она состоит из правоспособности и дееспособ­ности.

Правоспособность понимается как способность иметь опреде­ленные права. Она возникает у людей с момента рождения. Одна­ко гражданские права закрепляются и за теми, кто еще не родил­ся. Например, наследником по закону может быть лицо, зачатое до смерти наследодателя и родившееся после его смерти. Прекра­щается правоспособность в связи со смертью человека.

Дееспособность — это способность распоряжаться правами и нести обязанности. Полная дееспособность наступает с 18 лет.

У физического лица как субъекта правоотношений обязательно должно быть имя (участвовать в правоотношении можно только под своим именем). Имя человека включает в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не предусмотрено законом или национальным обычаем. Выступать в правоотношениях под чу­жим именем невозможно, хотя это не лишает человека права ис­пользовать псевдоним (вымышленное имя). На основании закона граждане могут в некоторых случаях изменять свои имена или фамилии, что никак не влияет на их права.

У физического лица есть также определенное место жительства (место фактической регистрации и место, где он фактически про­живает). В том случае, когда о месте пребывания гражданина не­известно и он фактически отсутствует по месту своего жительства, по решению суда через пять лет его могут объявить умершим.

Законодательством предусмотрена возможность ограничивать в дееспособности отдельных людей. В Древнем Риме такие про­цедуры допускались в отношении расточителей, слабовольных, ко­торым назначали попечителя, чтобы сохранить имущество и не допустить разорения.

Если гражданин страдает психическим расстройством, то над ним устанавливается опека. Недееспособность признается только по решению суда. Судебное рассмотрение вопроса осуществляет­ся с обязательным участием прокурора. Опекун совершает все сделки от имени опекаемого. Гражданин также может быть огра­ничен в дееспособности при злоупотреблении спиртными напит­ками, употреблении наркотиков. Ограниченный в дееспособности человек вправе совершать лишь мелкие бытовые сделки.

Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений. Это могут быть матери­альные блага (вещи, ценности, имущество), нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство и честь), продукты духовного творчества (произведения литературы, музыки, компьютерные программы), ценные бумаги и документы.

Содержание правоотношения — это совокупность прав и обя­занностей, которыми наделены субъекты правоотношений. В ли­тературе выделяют фактическое и юридическое содержание. К пер­вому относятся сами действия, а ко второму — зафиксированная в действующем законодательстве возможность поступать или не поступать определенным образом.

Субъективное право — это мера возможного поведения участ­ника правоотношений. Оно складывается из четырех правомочий:

права совершать определенные действия, например заключить договор; 2) права не совершать определенных действий, напри­мер не следовать рекомендации нотариально удостоверить дого­вор; 3) права требовать от другой стороны исполнения обязанно­сти, например требовать соблюдения условий договора; 4) права обратиться за защитой нарушенного права, например права обра­титься в суд с заявлением о взыскании с обязанной стороны неус­тойки за несоблюдение договора.

Юридическая обязанность есть мера должного поведения уча­стника правоотношений. Она имеет три формы:

1) воздержание от запрещенных действий (пассивное поведение);

2) совершение определенных действий (активное поведение);

3) ограничения в правах личного, имущественного или организационного характера (меры юридической ответственности).

Субъективное право и юри­дическая обязанность неразрывно связаны между собой: нет субъек­тивного права, не обеспеченного обязанностью, как и нет обязан­ности, которой не соответствовало бы право.

1. Что представляет собой правосознание? Какова его структура?

2. Что такое деформация правосознания? Какие дефекты правосо­знания существуют? Почему правовой нигилизм наиболее опасен для общества?

3. Что такое правовая культура? В чем состоит взаимосвязь право­вой культуры и правосознания?

4. Что называют правоотношением? Приведите примеры вступления людей в правоотношения.

5. Объясните понятия «юридические факты», «фактический состав». Какие виды юридических фактов существуют? Приведите примеры.

6. Какова структура правоотношения?

7. Кто является субъектом правоотношения?

8. Как взаимосвязаны правоспособность и дееспособность? Как и при каких условиях дееспособность может быть ограничена?

9. Что выступает объектом правоотношения?

10. Что называют содержанием правоотношения? В чем выражаются права и обязанности?

Прочитайте следующее высказывание современного автора (Гриб формирования правосознания молодежи: опыт прошлого, реалии настоящего).

В процессе воздействия право оказывает влияние на формирование ценностных ориентаций личности и на правовую культуру как часть об­щей культуры человека. Особую актуальность приобретают проблемы правовой культуры молодежи. Специфика сознания молодежи как со­циально-демографической группы, глубокая заинтересованность об­щества в целенаправленном правовом воздействии на правовое по­нимание молодых с целью формирования в нем устойчивых внутрен­них убеждений выдвинули на первое место проблемы объективных и субъективных факторов формирования ценностных ориентаций, ве­дущих к правомерному поведению.

Объясните взгляд автора на роль правовой культуры и правового воспитания.

Источник

Моральный релятивизм. Пример 1

Александр Альбов Моральный релятивизм. Пример 1.

Относительность в отношении к чему-либо субъективному проявляется всегда и везде, и логически, независимо от культуры, обычаев, и бесконфликтно неразрешима. Всякие вещи хорошо рассматривать на ярко выраженных примерах. Поэтому привожу острую и сложную ситуацию.

Есть племя Брутогази, которое своих умерших съедает. Мотивация проста и элементарна. Родной человек должен остаться в племени, а не отдан на съедение совершенно неродным для Брутогази червякам и прочей земельной живности.

У них давний, застарелый конфликт с племенем Неттошмази, которые считают, что тело перед съедением необходимо промариновать в уксусе, полученном из священного растения Рьячмунха. По их верованиям из первого семени первой Рьячмунхи появился цветок, из аромата которого возник наш мир.

Данная мысль очень огорчает Брутогази, считающих, что при мариновании часть естества теряется и нарушается целостность, передаваемая едокам-потомкам.

И у обоих конфликт с авангардистами в виде племени Сьягнукхи. Те вообще сторонники кремации и использования пепла для приправы священного напитка из Рьячмунхи. Так как по идее, осенившей их основателя лет пятьсот назад, именно огонь позволяет перевести естество в легкоусвояемую форму.

А теперь представьте, что туда забрёл христианский миссионер, и его, как человека постороннего, просят их рассудить. Именно РАССУДИТЬ, в рамках существующего конфликта, а не проталкивать собственные идеи и мысли, в этом никто не нуждается. Что он может рассудить?
Для полноты комизма ситуации введите ещё парочку субъектов со своими непробиваемыми убеждениями. И ситуация из комической может перейти в военные действия. Хотя для них достаточно «продвиженца» одной, посторонней для местных религии, пришедшего с взводом солдат.

Вот такой вот пример морального релятивизма, когда всё зависит от субъективной точки зрения и никак не «завязано» на реальность, то есть это невозможно проверить экспериментально.

Автор неправ.
Эксперимент реален и объективен.
Если субъект умеет рассуждать.
И независимо от формы субъектов процесса поедания —
не станет объектом эксперимента.
Вот такие границы всех экспериментов.
Не более.
И к морали не имеют — никакого отношения.
Так что хочется пожелать автору.
Не путай Божий дар с яишницей.
Автор.

Солнца Г.И. 05.04.2012 15:23 Заявить о нарушении «Эксперимент реален и объективен.
Если субъект умеет рассуждать.
И независимо от формы субъектов процесса поедания —
не станет объектом эксперимента.» — можно раскрыть вашу мысль? Кого в данном случае вы понимаете под субъектом?
Что такое «форма субъектов процесса поедания»?
И кто сможет не стать объектом гипотетического эксперимента?

Александр Альбов 05.04.2012 23:08 Заявить о нарушении Это равносильно тому, что каждый кулик хвалит болото, а не богом данною область обитания. По большому счету, нас сама Земля перерабатывает на гнус. из чего Новое вырастит или прорастет, а потом Вечность и Землю скушает, и только Черные Дыры, якобы способны обновить все и начать с нуля, стерев с памяти прошлую жизнь. и Мы туда летим, наша Галактика и Вселенная, ибо в Мироздании их уйма, даже то что Я видел впечатляет. а За ним еще более Гениальней свет-сияние, мыслей-формы, или и того бесподобной, первоосновы, самой мыслительной флоры и фауны. Удивительное зрелище ; и все по Вашему, моему хотению. Описать невозможно, я пробовал, подделка выходить в стихо форме и Откровениях.

Читайте также:  Каскадные таблицы стилей css текст

Валентин Стронин 26.06.2012 12:54 Заявить о нарушении Не сразу ответил, в тот период в разъездах был.

«Это равносильно тому, что каждый кулик хвалит болото, а не богом данною область обитания. » — раскройте фразу. Какую кулику Бог дал область обитания? Если не болото? В своём ответе вы не ответили на мой вопрос а продолжили что то своё говорить. Непонятно получилось.

Источник

Что такое Релятивизм

Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — философская доктрина, которая утверждает, что все знания относительны и абсолютной истины не существует, а есть только истины, в которые верит конкретный человек или культура.

Это точка зрения, согласно которой всё это является субъективным результатом различных условностей и систем оценки: где истина, а где ложь, что правильно и неправильно, стандарты рассуждений и процедуры обоснования также субъективны. А их важность ограничена контекстом, который их породил.

Синоним слова релятивизм — относительность.

Быть релятивистом — значит считать, что разные люди могут иметь разные взгляды на то, что морально и аморально.

Примеры релятивизма

Истина субъективного утверждения (заявление предпочтения, например, «Пломбир — самое вкусное мороженое») относится к человеку, т. е. субъекту, предъявляющему это заявление, поэтому это заявление предпочтения может быть верно для одного человека, но не для другого.

  • употребление говядины для нас считается абсолютно нормальной, каждодневной ситуацией, однако это совершенно неприемлемо в Индии;
  • в исламских странах Ближнего Востока запрещено играть в азартные игры и распивать алкогольные напитки, а у нас это не карается ни законом, ни моралью;
  • женщины не могут получать образование или реализовывать себя в бизнесе в Афганистане, это считается аморальным, а у нас это не запрещено;

Релятивизм софистов

Одним из известнейших утверждений Протагора (ок. 485 до н. э. – ок. 410 до н. э.) является следующее:

«Человек является мерой всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют».

Это заявление объясняется следующим образом: у каждого человека способ видеть вещи отличается, ведь все мы разные. Таким образом, вещи не видятся такими, какие они есть, каждому видна только его субъективная оценка этих вещей (их отдельные свойства или стороны).

Рассмотрим эту фразу на примере отвёртки? Рабочий будет решать хорошая эта отвёртка или нет, посмотрев на её качества: удобна она для работы или нет. Для продавца магазина, который ему эту отвёртку продал, она имеет абсолютно другие качества: цена, за которую он её купил, за какую он может её продать, сложно или легко продаются отвёртки вообще.

А люди науки, например физики, видят ту же самую отвёртку как возможный объект исследования с определённой молекулярной структурой и физическими свойствами.

Но это лишь одна из множества интерпретаций этого знаменитого утверждения.

Это видение мира привело мыслителей к эпистемологическому перспективизму, разновидность теории познания, в которой видение мира каждого индивидуума продиктовано личной перспективой каждого человека (т. е. особенности оценки вещей человеком предопределяют процесс его познания).

Из перспективизма уже вышел эпистемологический плюрализм, который говорит о том, что нужно целое разнообразие способов для получения полного описания какой-то области.

Этот перспективизм, в свою очередь, считается и релятивизмом: мы понимаем вещи в зависимости от того, как мы думаем и в какой ситуации находимся; в действительности наше знание становится ситуативно-относительным (релятивным).

Представители релятивизма

Очень немногие философы готовы назвать себя релятивистами, но среди них числятся:

  • Томас Сэмюэл Кун (аналитическая философия);
  • Людвиг Витгенштейн (аналитическая философия);
  • Ричард Рорти (постаналитическая философия);
  • Жак Деррида (постструктурализм);
  • Мишель Фуко (постструктурализм, структурализм).

Цинизм и релятивизм

Цинизм (или циничность, от греч. kynismos — «собачий образ жизни человека», образование от kyōn — собака) — учение циничных философов подразумевает демонстративное пренебрежение к нормам нравственности, наглость, дерзость, бесстыдство.

Циник — это человек, который демонстративно показывает своё пренебрежение или игнорирует нормы и традиции общественности.

Кудрявцева Валентина Ивановна в своём автореферате диссертации на соискание учёной степени кандидата философских наук «Цинизм античный и цинизм современный: историко-философский анализ концепции П. Слотердайка» говорит, что цинизм представляет собой социальную опасность, разрушая, а моральный релятивизм ему сопутствует:

«Циническая «переоценка ценностей» подразумевает полный отказ от тех способов организации общественной жизни и культуры, которые были выработаны человечеством на протяжении двух с половиной тысячелетий.

Моральный релятивизм, неизбежно сопутствующий цинизму, подрывает устойчивость социальных связей. Современные циники пропагандируют крайний эгоизм, пренебрежение долгом и обязанностями, дают оправдание предательства и измены.

Цинизм представляет собой нигилизм, отрицающий существующую систему ценностей. Иногда он приводит веские критические аргументы. Но ничего позитивного циник, в принципе, предложить не может. В этом случае он перестал бы быть циником, ведь цинизм всецело ориентирован на разрушение».

Разновидности релятивизма

Моральный релятивизм

Моральный релятивизм (или этический релятивизм) — это представление, согласно которому «правильное» и «неправильное» относятся к системе убеждений или культуре человека.

Эпистемический релятивизм

Эпистемический релятивизм означает, что всё может меняться в разных контекстах и культурах. Например, в некоторых культурах люди верят, что могут научиться истине во сне. Если вы когда-либо чувствовали себя обязанным уважать эту мысль, вы могли бы быть эпистемологом-релятивистом.

Культурный релятивизм

Может относиться к любому аспекту культуры: религии, языку, повседневному поведению.

На практике культурный релятивизм обычно связан с тем, какое поведение является приемлемым или неприемлемым (например, давать или нет чаевые, бракосочетание с детьми или употребление в пищу говядины).

Этот тип релятивизма говорит про все практики, которые являются правильными в одних культурах и неправильными в других.

Негативный релятивизм

Это релятивизм софистов, он гласит о неистинности любых суждений. Они мотивируют это тем, что высказывания были сделаны человеком, а для них изречённая мысль всегда считается ложью.

Формальный релятивизм

Проявляется, когда существует «доля правды», подразумевается, что есть некая истина (чаще всего доступная учёным), но вся полнота знаний пока недоступна нам из-за ограниченности наших познавательных возможностей.

Прагматический релятивизм

Этот тип релятивизма более конструктивен: он заявляет о равноправии всех философских концепций, объясняя это тем, что невозможно их рационально сравнить и выявить наилучшую. У каждой философской концепции есть свои сторонники, и это означает, что она помогает решить какую-то мировоззренческую задачу.

Постмодернистский релятивизм

Это вариация негативного релятивизма, но не такая примитивная, как у софистов. Его представители отрицают монистическую форму релятивизма, возможность и необходимость построения единой философской системы (и каких-либо систем в целом), но не саму возможность философского познания.

Анархический релятивизм

Это постмодернистский плюрализм в области эпистемологии, в этом типе релятивизма «дозволено всё». Его можно считать доведённым до логического предела прагматическим релятивизмом — если что-то существует, что бы человеку ни пришло в голову, значит это кому-нибудь нужно, это имеет право на жизнь.

Социальный релятивизм

По словам Чарльза Д. Болтона в своей книге «Социологический релятивизм и новая свобода» (1958 г.): «социологический релятивизм касается любой области человеческого опыта и поведения». Предполагается, что каждая личность «определяется» социальным контекстом, в котором происходит развитие.

Мотивы, эмоции, чувства, умственные перспективы и позиции индивида формируются в одном процессе, который создаёт и поддерживает объективные социальные миры.

Конечно, биопсихологические (биологическая психология, изучает поведение человека и животных) возможности должны присутствовать, но они приобретают свою специфическую форму только в социальном процессе.

Абсолютный релятивизм

Для развития познания в абсолютном релятивизме всё считается необходимым. Для этого рассматриваются все точки зрения, считаются необходимыми все уровни рассмотрения предмета, не только грандиозных полотен-систем, но и лёгких зарисовок-гипотез.

Читайте также:  Джинсы фаберлик размерная таблица

Он не отрицает объективности познания, но заявляет, что развитие целостного познания возможно только с помощью релятивизма.

Абсолютизм, универсализм и релятивизм

Абсолютизм

Идея абсолютизма в увеличении сходности между культурами: не принимаются во внимание различия между ними и отвергаются все специфические детали. В случае если расхождения выявляются, они объясняются как количественные, т. е. происходит сравнение оценочного характера. Таким образом, культуры исследуются как одинаковые, но всё же неравные.

Универсализм

Сторонники универсализма полагают, что существует единство психики, но с допустимыми довольно значительными внешними расхождениями. Они считают, что основные психологические процессы — общие для всего человечества. Хотя культура оказывает существенное влияние на эти выражения.

Универсалисты проводят исследования с соответствующими поведенческими сравнениями, однако с огромной предусмотрительностью — они пытаются удерживаться от оценок или отдавать предпочтение своей культуре.

Релятивизм

Для сравнения, релятивизм заинтересован в том, чтобы выделить расхождения между культурами, т. е. увеличить различия между культурами (может быть в содержании или в структуре психических процессов каждой культуры).

Релятивисты уважают все исследуемые культуры/народы, их целью является познать эту нацию на их собственном диалекте и отталкиваясь от их ценностей. Для них все культуры разные и все равные.

Метамодернизм, постмодернизм и релятивизм

Метамодернизм — это философия культуры, система понимания мира и система логики, которая помогает нам лучше ориентироваться в эпоху цифровых технологий; а философы культуры помогают нам осмыслить наше время, замечая закономерности в работе целых культур (и отдельных субкультур в этих культурах).

Русская культура, как и любая другая культура, имеет политические и экономические субкультуры, а также те, в которых регулярно создаётся новое искусство.

Поэтому метамодернизм даёт нам объектив, с помощью которого можно рассмотреть почти всё, что произошло в России с момента изобретения Интернета в политическом, социально-экономическом и социокультурном смысле.

Постмодернизм отличается: деконструкцией (понимание через уничтожение стереотипов), иронией, стилизацией (имитация типичных особенностей стиля), релятивизмом, нигилизмом, отречением от общих концепций.

Источник

Вопрос № 79 Деформация правового сознания: правовой идеализм, правовой нигилизм

date image2015-04-30
views image8571

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Правосознание отдельно взятой личности не всегда удовлетворяет общепризнанным требованиям, оно (правосознание) может иметь различные отклонения, которые в юридической науке подразделяются на дефекты и деформации.

Деформации правосознания — это различного рода искривления сформированного профессионального правового сознания, которые свидетельствуют о его перерождении.
В зависимости от характера искривлений можно выделить два типа деформаций: репрессивный и криминальный.

Дефекты правосознания— это недостатки правового сознания, которые свидетельствуют о его несформированности и тенденциозности.

Наиболее распространенными дефектами правового сознания являются правовой фетишизм, идеализм, релятивизм, субъективизм, инфантилизм и правовой нигилизм.

Правовой идеализм — это безоговорочная вера в торжество закона при полном отказе от борьбы за право.

Идеалисты считают
, что право защищает интересы граждан автоматически, без вмешательства заинтересованных лиц.

Правовой релятивизм — дефект правосознания, выражающийся в убеждении относительности права, проявляется в убеждении, что право есть нечто относительное. В «опытных руках» толкование закона зачастую превращается в профессиональные кривотолки. Ловкий юрист нередко фальсифицирует право и выдает за него суррогаты своего толкования. При этом поведение такого субъекта выглядит внешне правомерным, но по сути своей является замаскированным беззаконием.

Правовой субъективизм— это одностороннее отношение индивида к правовым предписаниям: признание своих прав и отрицание своих обязанностей. Носители такого правосознания легко превышают свои полномочия и нарушают чужие права.

Правовой инфантилизм— это слабое знание права и незрелое отношение к нему как явлению якобы постороннему, далекому и неповседневному. Носители инфантильного правосознания редко замечают ущемление собственных прав и не знают средств и способов их защиты.

Правовой нигилизм— это дефект правосознания, который заключается в отрицательном отношении к праву, законам и правовым формам организации общественных отношений.
Правовой нигилизм как социальное явление имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

Основные причины распространенности правового нигилизма:
1) исторические корни репрессивного законодательства, несовершенства правосудия, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод;
2) теория и практика понимания диктатуры пролетариата как власти, несвязанной и не ограниченной законами;
3) правовая система, в которой господствовали административно-командные методы, секретные и полусекретные подзаконные нормативно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законные значительной степени только декларировали права и свободы личности;
4) количественная и качественная корректировка правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе и судебной.

От правового нигилизма надо отличать конструктивную критику права, с одной стороны, а с другой — стремиться избегать юридического фетишизма, т.е. возведения в абсолют роли права и других правовых средств.

Предмет правового нигилизма — отрицание прогрессивных идей, норм, правовых идеалов и ценностей, подрыва правовых устоев общества. Правовой нигилизм — тормоз, сдерживающий фактор прогрессивного правового развития.

Уровни правового нигилизма:

1) общесоциальный, для которого характерно отрицание идеи господства права на уровне всей социальной системы и ее управленческих структур;

2) отдельных социальных структур -государственных, негосударственных, формальных, неформальных;

3) отдельной личности.

Распространение правового нигилизма на общесоциальном уровне означает, что государство как управляющая система в обществе пренебрегает правом либо использует его исключительно как средство подавления индивидуальной воли. Отношения здесь строятся на основе директив, властных распоряжений «сверху». «Верхи», как правило, концентрируют на своем полюсе права, возлагая на «низы» обязанность выполнять исходящие от него команды, не связывая себя при этом какими-либо обязательствами перед населением. Право и правовая система в целом носят консервативный характер. Принимаемые законы не имеют прямого действия и механизмов обеспечения, это позволяет ведомствам и муниципальным органам корректировать их по своему усмотрению, ущемляя при этом права и интересы граждан и их законных объединений. Отсутствуют эффективные юридические механизмы защиты прав личности, в силу чего произвол чиновников не встречает законного «отпора» граждан. Предоставляемые гражданам права и свободы юридически и фактически не обеспечены, вследствие чего их использование затруднено.
Правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности. При такой ситуации население вслед за управляющими отвергает (отрицает) право как социально ценностный институт. Падает престиж права, теряется интерес к нему. Имеет место то, что можно назвать отчуждением общества от права.

Такой уровень присущ административно-командной системе управления. Это не только порождение, но и необходимый атрибут данной системы, ее неизменный спутник. Провозглашенная на государственном уровне задача ликвидации (демонтажа) административно-командной системы одновременно означает отрицание правового нигилизма на общесоциальном уровне и становление общества на путь демократического правового развития.

Что касается других уровней, то правовой нигилизм на каждом из них остается распространенным явлением. Акции гражданского неповиновения, имеющие место в ряде регионов страны и порой перерастающие в массовый произвол, правовой экстремизм националистических организаций, псевдоправовая активность ведомств, местных органов власти и управления, вызывающая устойчивое раздражение у населения, правовые аномалии в поведении граждан и должностных лиц — все это подтверждает сказанное.

Будучи взаимосвязанными, уровни вместе с тем имеют относительно автономное значение. Из этого вытекают как минимум два вывода: во-первых, нет фатальной неизбежности быть подвергнутым разрушительному воздействию правового нигилизма даже в случае нахождения в зоне его активного воздействия, во-вторых, при изменяющейся на одном из уровней ситуации может не произойти заметных преобразований на иных уровнях.

Источник

Adblock
detector