Меню

Портреты 19 века таблица



Портреты 19 века таблица

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 15 (2) Русский портрет. Конец XIX — начало XX.

Портрет рубежа столетий многообразен по своим формам, стилистическим особенностям, средствам выражения, но общим является воздействие на портретную живопись пленэра – модель и окружающая среда связываются светом, воздухом и единым настроением, все это работает на передачу естественности и динамичности изображения, выявлению индивидуальной неповторимости и внутреннего состояния человека. Другими словами, в русскую портретную живопись сначала робко, но потом все активнее приходит импрессионизм, опирающийся на достижения предшествовавшего искусства, о котором мы говорили в предыдущих статьях.

Конечно, не все художники и не сразу воспринимали новые тенденции, но постепенно робкие веяния превращались в наполненные светом и воздухом потоки, пока не появился художник, которого можно с полным правом назвать отцом русского импрессионизма, но о нем позже. А пока…

Одним из выдающихся художников того времени, был Василий Иванович Суриков (1848-1916), о котором Максимилиан Волошин написал в своей монографии так: «Кровь старых бунтовщиков, покоривших Сибирь вместе с Ермаком, отстоенная в умиротворенном быту старой Руси, исключительно здоровое детство, обставленное суровыми, трагическими и кровавыми впечатлениями природы и человеческой жизни, глубоко потрясавшими детскую душу, но не осложнявшимися никакими личными катастрофами, образовали в нем сосредоточенный и мощный заряд огромной творческой силы.»

Источник

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 15. Русский портрет. XIX век. (1).

«Верить можно только тем портретам,
На которых почти не видно модели,
Зато очень хорошо виден Художник.»
Оскар Уайльд.
Первая половина 19 века в жизни русского общества была драматической вначале, но и романтической позже. События войны 1812 года, поражения русской армии и захват территорий Наполеоном в начале века, победоносное шествие по Европе и всплеск национального самосознания стали основой для последующего зарождения и становления интереса к познанию конкретного человека в важные для него моменты жизни, к его внутреннему миру и переживаниям. Немного раньше эти тенденции проявились в Европе и породили искусство романтизма, который в России приобрел свою особенность: в начале века он был героическим, связанным с интересом к национальной культуре и истории, к отечественным талантам. А это привело к выдающимся достижениям в портретной живописи, которая непосредственно связывала художника и с обществом, и с выдающимися современниками.
Одним из самых известных художников-портретистов того времени был Орест Кипренский (1782-1836), в искусстве которого даже одного периода отразились как черты классицизма, так и романтизма.

Кипренский прожил бурную жизнь, в которой было все: незаконнорожденность от крепостной матери, придуманная фамилия, обучение с 6 лет в училище при Академии художеств под руководством Левицкого, обвинение в мошенничестве при представлении 22-летним художником портрета приемного отца в Италии (там сначала посчитали эту работу неизвестным шедевром Рубенса или Рембрандта).

Он был необыкновенно красив, и безумен в страсти, обладал бешеным темпераментом и впечатлительностью, пережил взлет славы в Италии и России (где его называли «русским Ван Дейком»). А затем все пошло под откос: слухи об убийстве своей натурщицы, принятие католичества и ненужный брак, пьянство, нищета и смерть вдали от родины.

Счастливый случай сделал его учеником Боровиковского, постепенно он приобрел некоторую известность и смог полностью посвятить себя живописи. Вскоре после женитьбы Венецианов покупает небольшое имение и полностью погружается в новое для русской живописи направление — портреты и жанровые сцены из крестьянского быта. Тогда же он открыл в себе второе призвание – учить способных крестьянских детишек живописи, а некоторых, бывших крепостными, даже сам выкупал. Он вырастил более 70 способных учеников в своей «Школе Венецианова».

Источник

Самые известные русские художники-портретисты и их портреты с названиями

Великие русские художники-портретисты
Портреты самых известных русских художников
Самые дорогие портреты русских художников

Портретная живопись на Руси появилась еще в эпоху Средневековья и ограничивалась в основном писанием икон, хотя есть и более ранние произведения от XI и XII веков. Первые портреты конкретных людей стали появляться лишь в XVII веке, однако многие из них не дошли до нашего времени. Поэтому мы рассмотрим известных живописцев XVIII – XX веков, чьи работы сегодня представлены в государственных и частных коллекциях и высоко ценятся на аукционах.

Великие русские художники-портретисты

Начнем рассмотрение списка известных русских художников с Боровиковcкого и Кипренского, трудившихся в XVIII – начале XIX веков.

Владимир Боровиковский начинал свою живопись с иконописи, однако после переезда в Санкт-Петербург быстро прославился на весь город своими прекрасными портретами. Его заметила сама Екатерина II, поэтому художнику позировала не только она, но многие знатные особы и целые семейства. В те годы набирал моду сентиментализм, который в исполнении Боровиковского умело сочетался с академической живописью. В результате этого акцент смещался со статуса на индивидуальность героя, на передачу его чувств и внутреннего мира через плавность линий, мягкость переходов, органично подобранный фон. Яркими примерами его портретов являются «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке», потрет М. Лопухиной, портрет Павла I и другие.

В. Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке». 1794 г.

Знатные особы заметили и талантливого Ореста Кипренского. Они пригласили его работать при дворе великой княгини Екатерины Павловны, а затем при поддержке императрицы помогли совершить поездку за рубеж для знакомства с работами известных мастеров. Кипренский рисовал не только богатых персон, но и запечатлел популярных современников, благодаря чему сохранились прекрасные портреты Пушкина, Жуковского, Давыдова, Трубецкого и многих других выдающихся людей. Его трудами на свет появились и портреты многих участников Отечественной войны 1812 года.

О. Кипренский. Портрет А. Пушкина. 1827 г.

В XIX веке трудилась целая плеяда талантливых русских художников, среди которых такие известные мастера, как Репин, Васнецов, Суриков, Брюллов, Перов и другие. Каждый из них внес в русскую портретную живопись что-то свое, что способствовало расцвету этого жанра.

Карл Брюллов стал основателем романтического портрета, так как он уделял большое внимание не статусу героя или передаче его портретного сходства, а его психологическому образу. Благодаря особому колориту, передаче эмоций и подбору подходящего интерьера художнику удавалось знакомить зрителя с характером и интересами героя.

К.П. Брюллов. «Всадница». 1832 г.

Василий Перов работал над неким социально-психологическим портретом, демонстрируя духовный мир через разнообразные чувства моделей. Критики отмечали, что художнику удалось добиться невероятной правдивости в своей портретной живописи и чего-то неизменного, что никогда не выйдет из моды. Перов написал множество портретов известных русских писателей, ученых, деятельных персон. Многие из них художник писал по заданию Павла Третьякова, и они выходили столь удачно, что образы различных известных русских представителей культуры, искусства или науки слились с теми, что созданы умелой рукой талантливого Перова.

Читайте также:  Работа с таблицами советы

В. Перов. Портрет Ф. Достоевского. 1872 г.

Блестящими портретами известных людей порадовал зрителей и известный живописец Илья Репин. Он создал столь огромную серию великолепных портретов своих современников, что превзошел в этом остальных портретистов. Если одни художники сосредотачивались на чувствах своих моделей, другие на их характере, то Репин пытался изобразить каждого известного человека как творчески мыслящую личность. И этот живой пытливый ум читается во взгляде многих его героев, среди которых были такие известные люди, как Толстой, Шишкин, Пирогов и Мусоргский.

И. Репин. Портрет писателя Л. Толстого. 1887 г.

Интеллигенцию изображали и такие художники, как Крамской, Маковский, Васнецов или Суриков. Иван Крамской использовал особый глухой фон, который позволял зрителю сосредоточиться только на чертах лица изображенной персоны и не рассматривать ненужные детали. Константин Маковский, напротив, окружал каждого героя изобилием деталей, а самого его изображал идеальным в роскошной обстановке. Критикам такой подход не нравился, однако заказчики нисколько не были против такой идеализации и платили художнику огромные деньги. Для Виктора Васнецова и Василия Сурикова портретная живопись основной не была, тем не менее, они подарили миру множество прекрасных работ.

К. Маковский. Портрет В. Волконской. 1884 г.

В XX веке яркие портреты представили общественности Коровин, Серов, Богданов-Бельский, Нестеров и многие другие. В этот период в портретной живописи начинается уход от академической школы и развиваются разнообразные живописные стили. Так, Константин Коровин и Валентин Серов в числе первых создали картины в стиле импрессионизма. Портрет хористки Коровина даже сняли с выставки, посчитав слишком вызывающим и непонятным, однако позже он был признан подлинным шедевром, равно как и «Девочка с персиками» Серова. У Зинаиды Серебряковой импрессионистская манера письма наложилась на умение подмечать все красивое. Ее модели выглядели хрупкими и женственными, что значительно выделяло ее работы среди других.

З. Серебрякова. Портрет О. Лансере. 1910 г.

У Бориса Кустодиева к импрессионизму добавился модерн: помимо характерных для импрессионистов широких мазков он использовал прием разворота героя на три четверти к зрителю и размещения его в углу комнаты.

Б. Кустодиев. Портрет Ю. Кустодиевой с дочерью Ириной. 1908 г.

Константин Сомов изобрел так называемый ретроспективный портрет, при котором он изображал модель в нарядах или обстановке прошлых столетий.

К. Сомов. Портрет Е.П. Носовой. 1911 г.

Портреты самых известных русских художников

Рассмотрим ряд известных работ именитых русских портретистов, которые высоко оценили зрители и коллеги по цеху.

У Владимира Боровиковского назовем несколько чувственных портретов женщин: портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных, портрет М.И. Лопухиной и портрет Е.А. Нарышкиной. Все три работы написаны художником в течение пяти лет и стали отправной точкой для его сентиментальных портретов. В них на первое место выдвигается женственность, мягкость и чувственность девушек вместо их высокого положения в обществе, что подчеркивается спокойным гармоничным фоном, плавными линиями и мягкими переходами одного оттенка в другой. Такой подход был оригинальным для своего времени и быстро сделал художника знаменитым.

Портрет сестёр А.Г. и В.Г. Гагариных. 1802 г.

У Кипренского есть такие широко известные произведения как «Бедная Лиза», портрет В.А. Жуковского, портрет отца А.К. Швальбе, упомянутый выше портрет А.С. Пушкина и автопортрет 1828 года. Расскажем подробнее о последнем. В автопортрете Кипренский изобразил себя в характерной для него манере романтизма. Мы видим на нем восточный халат, на которые тогда была мода, некоторую небрежность в прическе и рубашке и целую гамму чувств на лице. Это и любезная полуулыбка, и проницательность ко всему происходящему, и некоторая тревога за будущее. Интересно, что за несколько лет до этого в 1820 году художник написал более строгий автопортрет по заказу галереи Уффици, расположенной во Флоренции (старейшая и наиболее известная в Европе галерея). Фактически Кипренский стал одним из первых русских художников, чья работа украсила знаменитую галерею. Рассматриваемый нами автопортрет от 1828 года тоже не остался незамеченным, так как в 1870 году его приобрел в свою коллекцию Павел Третьяков. Работа и поныне находится в Третьяковской галерее.

О. Кипренский. Автопортрет. 1828 г.

У Карла Брюллова помимо упомянутой выше картины «Всадница» есть замечательные портреты знаменитого баснописца И.А. Крылова, княгини М.А. Бек и картины «Итальянское утро» и «Итальянский полдень». О последних расскажем подробнее, так как они стали судьбоносными в жизни художника.

К. Брюллов. «Итальянское утро». 1823 г.

Жанровый портрет «Итальянское утро» с изображением полуобнаженной умывающейся девушки сделал Брюллова известным и столь понравился Обществу поощрения художников, что оно преподнесло его императору Николаю I и его супруге. Императорская чета наградила мастера бриллиантовым перстнем и заказала парную к ней картину. Однако вторая работа под названием «Итальянский полдень» привела к обратному эффекту: коллеги по живописи обвинили художника в том, что он отошел от академических эталонов красоты и осмелился рисовать пышнотелую девицу. Брюллов в ответ на такое неприятие разорвал связи с обществом художников и заявил, что картина — не статуя, и в ней вполне допустимо приближаться к тем формам, которые реалистичны и больше нравятся нам.

К. Брюллов. «Итальянский полдень». 1827 г.

Среди многочисленных удачных портретов Перова мы в качестве примера возьмем портрет Островского. Эту картину считают одной из лучших не только среди работ художника, но и в русской портретной живописи в целом. Перов любил творчество Островского и запечатлел его без пафоса и прикрас таким, каким нередко видел. Великий драматург предстает перед зрителем в домашней одежде без эффектного фона или красивых атрибутов. Это помогает сосредоточиться на его пытливом взгляде, проницательности и глубоких эмоциях. Портрет быстро стал известным, переместился в Третьяковскую галерею и позже неоднократно печатался на марках.

В. Перов. Портрет А.Н. Островского. 1871 г.

Как мы отметили ранее, Илья Репин создал огромную галерею портретов популярных современников. Среди них особенно отметим портрет Мусоргского, ставший одной из известнейших работ именитого русского художника. Это единственный портрет, который был создан при жизни Мусоргского, ушедшего из жизни всего в 42 года. Нашего современника может удивить, почему великий композитор изображен с красным носом в халате и всклокоченными волосами. Но это вполне объяснимо, так как Репин спешно писал его портрет в больнице за несколько дней до кончины композитора. Художник не отступил от своих принципов реализма и показал великую личность во всей полноте и многогранности. С одной стороны, мы видим изможденного алкоголизмом, неприятием общества и болезнью человека, с другой сильного человека с ясным и пытливым взглядом.

Читайте также:  Армия древнего рима таблица

И. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского. 1881 г.

У Кустодиева не менее популярен портрет Федора Шаляпина, ставший одним из лучших в портретной живописи мастера. Несмотря на то, что художник на момент написания портрета был прикован к инвалидному креслу, он не отказался от идеи написать большой двухметровый холст. Чтобы воплотить ее в жизнь, Кустодиеву приходилось работать над отдельными частями портрета в положении полулежа и использовать специальные устройства для наклона холста. Жанровый портрет полностью отражал народный дух оперного певца и так понравился ему, что Шаляпин высокого ценил его и бережно хранил в своем доме. Кустодиев же сделал уменьшенную авторскую копию и представлял ее на выставках. Позже обе работы были переданы в музеи, где и хранятся сегодня.

Б. Кустодиев. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1922 г.

Еще одним популярным портретом стала картина Сомова «Дама в голубом». Игорь Грабарь даже называл ее «Джокондой современности», настолько точно образ женщины отражал характер Серебряного века. Современники художника были одновременно и захвачены жизнью, и испытывали грусть от недоверия к ней. Особенностью портрета стали не только противоречивые чувства дамы, но и ее странный наряд из предыдущих веков. Картину быстро заметили на выставке «Мир искусства», однако в Третьяковскую галерею она попала только благодаря В. Серову, так как другие Члены Совета галереи не хотели голосовать за странную работу.

К. Сомов. «Дама в голубом». 1897–1900 гг.

Самые дорогие портреты русских художников

Посмотрим, искусство каких русских художников особенно ценится на крупных аукционах в последнее время. Мы рассмотрим несколько наиболее крупных уходов портретов в период с 2000 по 2020 годы.

Первую тройку самых дорогих портретов открывают образы женщин. Дороже всего оценили образ актрисы кабаре, запечатленной художницей Тамарой де Лемпицки в работе Portrait de Marjorie Ferry. Эта работа была выставлена в аукционном доме Christie`s в 2020 году и ушла с молотка за 21 млн долларов (16,3 млн фунтов стерлингов).

Тамара де Лемпицка. Portrait de Marjorie Ferry. 1932 г.

На втором месте оказался портрет «Шокко» художника Алексея Явленского. Картина была представлена на аукционе Sotheby`s в 2008 году и ушла за 18,6 млн долларов.

А. Явленский. «Шокко (Шокко в широкополой шляпе)». Около 1910 г.

Замыкает тройку портрет Марии Цетлиной, созданный Валентином Серовым. Это великолепная работа попала на аукцион Christie`s в 2014 году из музея и, конечно, вызвала ажиотаж среди покупателей. Ее охотно купили за 14,5 млн долларов (9,3 млн фунтов). Подробнее о трех описанных картинах вы можете почитать в статье о самых известных женских портретах.

В. Серов. Портрет Марии Цетлиной. 1910 г.

На четвертом месте расположился портрет «Маленький ковбой», созданный известным русских художником Николаем Фешиным. Эта работа поступила на аукцион MacDougall`s в 2010 году из галереи Stendahl Лос-Анджелеса. Холст считается одним из самых блестящих портретов художника, в котором Фешину удалось создать целостный и колористически изящный образ маленького ковбоя. Так как за полгода до этого картина уже уходила с аукциона William Doyle за 500 тыс. евро, на MacDougall ее выставили по стартовой цене 500-700 тыс. фунтов. Однако один из телефонных покупателей так горячился, что нередко прибавлял сразу по полмиллиона фунтов. В итоге жарких торгов цена взлетела до рекордных 7 млн фунтов (10,9 млн долларов), что стало сенсационной продажей. После этого Фешин оказался в десятке самых дорогих продаж картин в категории русской живописи. На февраль 2021 года он переместился на 13 место, но по-прежнему обгоняет своего учителя Илью Репина.

Н.И. Фешин. «Маленький ковбой». 1940 г.

Еще один портрет, проданный за миллионы долларов, принадлежит талантливому русскому художнику Юрию Анненкову. Живописец создавал картины в своей оригинальной манере, используя самые разные приемы, смешивая стили и направления так, что даже критики не могли предугадать его следующей работы. Именно эта оригинальность и живописная смелость привели его к славе и узнаваемости его картин, особенно портретов. В 2014 году на торги аукционного дома Christie`s попал один из таких ярких портретов, созданный в смешанных стилях. На картине запечатлен А.Н. Тихонов, а сама она экспонировалась на международной выставке в Венеции в 1924 году. С аукциона портрет ушел за 6,2 млн долларов (4 млн фунтов).

Ю.П. Анненков. Портрет А. Тихонова. 1922 г.

Портреты известных русских художников можно перечислять еще долго, ведь в этом жанре работали не только портретисты, но и пробовали себя практически все именитые мастера живописи. Одни из них писали популярных современников и знатных особ, другие искали и создавали свой образ женщины через женские портреты, а третьи не менее увлеченно писали самих себя. Благодаря этому зритель сегодня может найти в русском портрете большое разнообразие образов, эмоций, идей и художественных приемов.

Источник

Портреты 19 века таблица

Женские портреты на выставке «Аристократический портрет в России»

Женские портреты XVIII-XIX веков на выставке «Аристократический портрет в России» — настоящий гимн красоте, изяществу, нравственности хранительницы очага.

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769-1841) — племянница князя Потемкина, фрейлина императрицы Екатерины II. В 1785 году Татьяна Васильевна вышла замуж за своего дальнего родственника, бывшего на 25 лет старше, генерал-поручика Михаила Сергеевича Потемкина и принесла в семью Потёмкиных огромное состояние и наследственное имя Татьяна. У супругов родилось двое детей, причём крёстной дочери Екатерины была сама императрица.
На портрете кисти французской портретистки Виже-Лебрен Татьяна Энгельгардт плетет венок из роз и одета уже по новой моде — в платье с высокой талией.

Графиня Анна Петровна Шереметева — фрейлина, дочь П. Б. Шереметева; невеста наставника великого князя графа Н.И. Панина. Помолвка графини Анны Петровны и графа Никиты Панина, обер-гофмейстера великого князя Павла Петровича, старого друга и ровесника её отца, состоялась в начале 1768 года в Петербурге. А 23 мая 1768 года, за несколько дней до свадьбы Анна Шереметева скончалась от чёрной оспы. Поговаривали, что неизвестная соперница подложила в табакерку, которую Шереметевой подарил жених, кусочек материи, имевшей контакт с оспенным больным.
Графиня Шереметева изображена на портрете в маскарадном костюме древнеримской богини войны Беллоны, в котором участвовала в первой русской придворной карусели, состоявшейся 16 июня 1766 на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Карусель была повторена в том же году 11 июля, в ней графиня «славно отличилась в римской кадрили», за что получила третий приз.

Портрет графини Анны Алексеевны Матюшкиной поступил в 1928 году в составе портретной галереи князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых после расформирования музея-усадьбы Покровское-Стешнево. В портретной галерее князей Шаховских-Глебовых-Стрешневых портреты графини и членов ее семьи оказались в связи с тем, что ее муж граф Дмитрий Михайлович Матюшкин и владелец Покровского-Стрешнева Петр Иванович Стрешнев были четвероюродными братьями, такая степень родства в XVIII веке считалась достаточно близкой. Их предки были женаты на родных сёстрах, одна из которых — Евдокия Лукьяновна Стрешнева, стала второй женой царя Михаила Федоровича и матерью царя Алексея Михайловича. Родство с царской фамилией, хоть и отдаленное, придавало Стрешневым и Матюшкиным особую значимость в обществе.
На портрете графиня изображена в «русском» придворном платье, введенном Екатериной II. На груди — миниатюрный портрет императрицы, обрамленный алмазами, на голубом муаровом банте — знак стас-дамы, пожалованный в день коронации Екатерины II.

Читайте также:  Таблица согласно положениям строевого устава вс рф

Анна Кирилловна Разумовская — четвёртая дочь гетмана Малороссии и Президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1773 году вышла замуж за Камергера Двора Её Императорского Величества Екатерины II Василия Семёновича Васильчикова. Красавица Анна, хотя и получила одинаковое с сестрами французское образование, до конца жизни осталась простой русской женщиной и с детства была богомольна. В 1797 году Анна Кирилловна, передав все своё состояние мужу, решила принять постриг, но муж ей не позволил и настоял, чтобы она продолжила светскую жизнь. С этого времени она стала странствующей «монахиней» и часто отправлялась на богомолье к разным русским святыням. Овдовев 1808 году, Васильчикова постриглась в монахини под именем Агния. Скончалась в калужском монастыре 20 июня 1826 года и была похоронена рядом с мужем в Ильинской церкви села Скурыгино Подольского уезда, построенной на средства Васильчиковых в 1781 году.

Наталья Ивановна Мельгунова, младшая дочь генерал-аншефа Ивана Алексеевича Салтыкова и сестра будущего фельдмаршала Николая Ивановича Салтыкова, вышла замуж за Алексея Петровича Мельгунова, сына санкт-петербургского вице-губернатора Петра Наумовича Мельгунова. У них было трое детей. Наталья Ивановна разделяла с мужем пышную и весёлую жизнь, была хозяйкой роскошных празднеств, которые он устраивал на Елагином острове и в Ярославле. Она умерла в 1782, в возрасте 40 лет в Ярославле и похоронена в Толгском монастыре.

Княгиня Екатерина Петровна Барятинская — единственная дочь вступившего на русскую службу принца Петра-Августа-Фридриха Гольштейн-Бекского, эстляндского генерал-губернатора и фельдмаршала, от второго брака с графиней Натальей Николаевной Головиной. Будучи самой знатной в России невестой, Екатерина Петровна была сосватана императрицей Екатериной II за поручика князя Ивана Сергеевича Барятинского. Выйдя замуж, молодая княгиня блистала в петербургском свете, где считалась одною из первых красавиц. Она имела громадный успех и множество любовных похождений. В неё был влюблен великий князь Павел Петрович, а её роман с графом Андреем Кирилловичем Разумовским привел в конце концов к разрыву с мужем.
Занимая очень высокое положение в свете, где её многие не любили и осуждали, она была окружена поклонниками. Последние годы жизни княгиня Барятинская провела в Берлине, где и скончалась 28 ноября 1811 года. С разрешения прусского короля именовалась, как и до замужества, принцессой Голштейн-Бекской.

Портрет графини Дарьи Петровны Салтыковой записан в главную инвентарную книгу Исторического музея в 1941 без указания источника поступления. Изображена с «портретом»- знаком статс-дамы Екатерины II, полученным в день празднования заключения мира с Портой в 1793 году, знаком и лентой ордена Святой Екатерины I степени, которым она была награждена в день коронации Павла I в 1797 году.

Екатерина Алексеевна Разумовская (1781(3)-1849) — дочь графа Разумовского Алексея Кирилловича (1748-1822) и графини Шереметевой Варвары Петровны (1750-1824). Супруга графа Уварова Сергея Семеновича (1786-1855) изображена с фрейлинским шифром вдовствующей императрицы Марии Федоровны и императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги императора Александра I.

Жена генерала от инфантерии князя А.Г. Щербатова (с 1809 года), княжна Екатерина Андреевна Вяземская, дочь генерал-поручика А. И. Вяземского, сестра поэта П.А. Вяземского и второй жены историка Н.М. Карамзина. Умерла неожиданно, будучи беременной, имея от роду всего 20 лет. Сам князь Щербатов писал об этой трагедии: «Накануне нового года, она занемогла зубной болью. Казалась безделица — как вдруг открылась жестокая нервная горячка, — все употребленные средства были тщетны. 3 января её уже не было. Никакие слова не могут выразить моего отчаяния».

Екатерина Васильевна Долгорукова (в замужестве Салтыкова) всю жизнь прослужила при дворе, будучи одним из самых близких лиц к царской фамилии, была пожалована в статс-дамы. С вступлением на престол Александра II княгиня Салтыкова была гофмейстериной императрицы, награждена орденом Святой Екатерины большого креста, пользовалась большим влиянием и силой при дворе. Занималась благотворительностью.

Портрет княгини Анны Витгенштейн венгерского живописца М.А. Зичи из коллекции А.Г. Егорова никогда ранее не экспонировался для широкой публики.

Маргарита Михайловна Нарышкина (1781-1852) стала супругой будущего героя Бородинского сражения генерала Александра Алексеевича Тучкова. Маргарита Михайловна постоянно сопровождала своего супруга во всех боевых походах и сражениях, разделяя с ним невзгоды военной жизни. После рождения сына Николая в 1811 году Маргарита Михайловна, проводив мужа до Смоленска, вернулась к родителям в Москву, в дом на Пречистенском бульваре. После Бородинского сражения Маргарита Михайловна поехала на Бородинское поле, но среди убитых не нашла своего мужа. Продав все свои драгоценности, Маргарита Михайловна решила увековечить место гибели мужа сооружением небольшой церкви на месте, где был убит ее муж. За постройкой церкви М.М. Тучкова наблюдала, проживая вместе с маленьким сыном Николаем и его гувернанткой в небольшой сторожке.
Ссылка брата М.М. Нарышкина и неожиданная кончина сына Николая в 15-летнем возрасте, окончательно сразили Маргариту Михайловну. Похоронив сына в построенной ею Спасской церкви, Маргарита Михайловна навсегда переселилась в свою сторожку на Бородинское поле, а потом основала там Спасо-Бородинский монастырь и стала монахиней Марией.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова — дочь Николая Борисовича Юсупова, последнего представителя рода князей Юсуповых по мужской линии; по матери, Татьяне Александровне, — внучка графа А. И. Рибопьера. Зинаида Николаевна вышла замуж за графа Феликса Сумарокова-Эльстона, которому после свадьбы высочайшим указом было пожаловано право именоваться двойным титулом — князем Юсуповым, графом Сумароковым-Эльстоном. Брак был счастливым, несмотря на разность характеров.
Княгиня Юсупова прославилась не только красотой, но и щедростью гостеприимства. Зинаида Николаевна любила посещать балы и великолепно исполняла русские танцы. После смерти мужа Зинаида Николаевна переехала в Париж, к сыну и его жене, где умерла в 1939 году. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа рядом с сыном, невесткой и внучкой.

Источник

Adblock
detector