Меню

Политический лидер это таблица

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 31. Политическая элита и политическое лидерство

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Политическая элита.
  2. Политическое лидерство. Типология политического лидерства.

Политическая элита — это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти.

Политическое лидерство – это способность определенного лица определённым образом влиять на все общество, группу, организацию.

Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 272— 281.

2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

  1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : профильный уровень /[Л. Н. Боголюбов, Лазебникова А.Ю. и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 242— 253.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что одним из важнейших субъектов политической деятельности являются политические элиты. Политическая элита— это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти. К политической элите общества можно отнести главу государства, лиц, занимающих высокое положение в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (премьер-министра, спикера парламента, лидеров политических партий, фракций в парламенте и других). В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют правящую элиту и неправящую (или контрэлиту). К правящей относятся лица, участвующие в управлении государством. К контрэлите, соответственно, те, кто обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к управлению. Какие же задачи решает политическая элита, или по другому, какие функции она осуществляет:

  1. анализ интересов различных социальных групп;
  2. выдвижение политических идей и выработка политической идеологии; определение целей и направлений развития общества и государства;
  3. создание механизма реализации политических идей;
  4. формирование кадрового аппарата органов управления и институтов политической системы;
  5. выдвижение политических лидеров.

Как же формируется или рекрутируется элита? Как происходит отбор новых лиц в нее? В политологии различают закрытую и открытую систему отбора. При закрытой системе, характерной для недемократических государств, отбор осуществляется высшими руководителями. Элита не может пополняться талантливыми людьми из народа. При открытой системе отбора элита пополняется в результате выборов в различные органы власти, есть возможность продвижения на них выходцев из любых социальных слоев.

Каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе

  • Государственная служба
  • Общественная деятельность
  • Система образования и культуры
  • Экономическая деятельность

Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица — политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.

Лидер есть в любой группе. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без руководства. То есть лидер воздействует на поведение людей. Но политическое лидерство – это не любое влияние. Политическое лидерство – это способность определенного лица определенным образом влиять на все общество, группу, организацию. Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Какие же ролевые функции осуществляет политический лидер?

1. Учет запросов различных групп в обществе;

2. определение политических целей и средств их достижения;

3. мобилизация масс на достижение политических целей;

4. Интеграция (сплочение) обществ, поддержка законности и общественного порядка;

5. осуществление связи с другими группами, организациями.

Выполнять подобные функции способен далеко не каждый политик. Какими же качествами должен обладать политический лидер? Он должен обладать высокими нравственными качествами: быть честным, смелым, решительным; иметь острый ум и твердую волю, заботиться об общественном благе. Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками. Необходимы управленческие способности, политическая мудрость, гибкость, умение вести за собой людей.

Политология выделяет различные типы лидерства:

  1. По масштабам лидерства:

2. по стилю лидерства:

— демократический (лидер учитывает мнение подчиненных, открыт для критики)

— авторитарный (лидер не допускает критики, инакомыслия; использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы. )

3. по степени легитимации:

-легальное или рационально-легальное

Легитимность власти означает признание народом законности политической власти, готовность ей подчиняться. Последнюю типологию предложил немецкий ученый Макс Вебер. Традиционное лидерство, по его мнению, основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость наследования власти . Это может быть власть вождя, монарха.

Рационально-легальное лидерство означает лидерство на основе закона, то есть лидер получает власть на основе законных процедур – выборов.

Следующий тип – харизматическое лидерство. Народ признает такого лидера в силу того, что верит в его исключительные, сверхъестественные качества. Такой тип лидеров чаще всего появляется в кризисные моменты истории: во время революций, войн, крупных социальных реформ.

Классификация типов политических лидеров (на основе имиджа, автор М.Херманн)

  • Лидер-знаменосец (определяет характер происходящего)
  • Лидер-служитель (действует от имени своих приверженцев)
  • Лидер-торговец (обладает способностью убеждать)

Примеры и разбор решения заданий:

  1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные элементы из предлагаемого списка.

Политический лидер анализирует обстановку, верно оценивает состояние ________. На основе анализа обстановки он формулирует ____, определяет ________ их достижения. Политический лидер заботится о ________ своей организации, сплочении своих сторонников.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Варианты ответов: общество; мотив; цель; экономика; средство; достаток; единство.

Правильный вариант: общество; цель; средство; единство.

2. Ответьте на вопросы:

  1. Как называется лидерство на основе закона?
  2. Как в политологии называется признание народом законности политической власти, готовность ей подчиняться?
  3. Как называется стиль руководства, при котором лидер опирается на активность подчиненных, учитывает их мнение?

Источник



Типы политического лидерства в обществе и их характеристики

  • Что такое политическое лидерство — общее понятие
  • Типы и функции политического лидерства
  • Современные тенденции развития
  • Ситуационная и синтетическая теории
    • Харизматическая теория, или теория черт
    • Ситуационная
    • Синтетическая

Что такое политическое лидерство — общее понятие

Политическое лидерство — процесс взаимодействия, в рамках которого наделенные властью люди осуществляют влияние на общество, наделившее их частично своими полномочиями и правами.

Политическое лидерство — это символ общности и образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти.

Лидерство — феномен власти, способность одного лица заставлять что-либо делать других.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Политический лидер может быть руководителем политической партии, общественного движения, государства. Однако значения понятий «руководство» и «лидерство» не совпадают.

Руководство подразумевает обладание формальным правом принимать решения, но не обязательно подразумевает авторитетность.

Лидер может не занимать руководящих постов, и такого лидера называют неформальным. Наилучшие перспективы для эффективной политической деятельности имеются у лица, которое одновременно занимает руководящий пост и выступает авторитетным лидером. Способность к лидерству подразумевает наличие у человека таких качеств, как интеллект, интуиция, организаторские способности, готовность брать на себя ответственность, умение нравиться публике.

К инструментам власти, используемым политическим лидером относятся:

  • общественно-политические партии;
  • судебная система;
  • законодательные органы;
  • средства массовой информации;
  • бюрократический аппарат.

Типы и функции политического лидерства

Немецкий социолог, историк, экономист Макс Вебер построил классификацию авторитета осуществляющих власть лиц. Наиболее распространенная типология, основанная на этой классификации, предполагает деление на следующие типы общественного управления:

  • традиционное — подчиненные верят в законность власти, которая существовала всегда. Пример: безальтернативное принятие племенных вождей, монархов;
  • рационально-легальное, или бюрократическое — на ведущие позиции политик избирается на основе определенных законных процедур. Пример: лидерство должности и кресла;
  • харизматическое — в кризисные периоды появляются наделенные экстраординарными качествами люди. Пример: личностный тип идейного субъекта, способного повести за собой массы.

Автор трудов по психологии политики Маргарет Херман выделила четыре репрезентативных типа фронтменов:

  • знаменосцы — имеют собственные цели и видение объективной действительности, занимаются разработкой программ и стратегий на политическую систему общества;
  • служители — транслируют взгляды приверженцев в общество;
  • торговцы — их имидж связан с умением ярко преподносить свои идеи населению, убеждать в правильности решения и желании осуществить задуманное;
  • пожарные — решают острые вопросы по мере возникновения, стремясь разрешить проблемы и удовлетворить потребности избирателей.

Существуют и другие критерии различия в концепциях лидерства.

1. Стиль управления и организации:

  • авторитарный ориентирован на единоличное принятие решений;
  • демократический — направлен на активность и инициативу последователей.
Читайте также:  Уровни конфиденциальности информации таблица

2. Характер деятельности:

  • универсальный, когда качества лидера проявляются постоянно;
  • ситуационный, когда эти качества проявляются только при определенных обстоятельствах.

3. Содержание активности:

  • главный вдохновитель разрабатывает и предлагает программу действий;
  • главный исполнитель организует выполнение уже заданной программы.

Оба вида могут совмещаться в одном лице.

4. Отношение к существующей социальной системе:

  • функционалист — способствует развитию системы;
  • дисфункционалист — ставит целью ее разрушение;
  • конформист — принимает господствующие в обществе нормы и ценности;
  • нонконформист — стремится их изменить.

Функции политического лидерства представляют собой главные направления его деятельности. Объем и количество зависят от преобладающего типа культуры, государственно-правового режима, зрелости гражданского общества.

  1. Интегративная объединяет понятие согласования и объединения интересов различных слоев населения на основе общих идей, ценностей, идеалов.
  2. Ориентационная направлена на выработку внешне- и внутреннеполитического курса с учетом тенденции мирового развития и потребности различных групп в социуме.
  3. Инструменталистская предлагает не только провозглашение программы ее ведущим, но и механизма ее осуществления.
  4. Мобилизационная предполагает возможность лидера проводить общественные преобразования после создания развитых стимулов деятельности для народных масс.
  5. Функция социального арбитража и патронажа подразумевает роль главы, как гаранта справедливости, законности и порядка, защиты гражданских свобод.

Современные тенденции развития

В XX веке наметились новые тенденции в эволюции политического лидерства, обусловленные ходом общественно-политического развития человеческой цивилизации, глобализацией мировых процессов.

  1. Рост профессионализма в условиях современного информационного общества. Профессионализация обусловлена:
  • усложнением управленческих задач и политических функций;
  • возрастанием требований к уровню компетентности, профессиональной подготовленности и широте эрудиции политиков;
  • необходимостью специальной квалификации, знаний и навыков при решении сложных государственных проблем управления;
  • обязательностью владения арсеналом различных методов и средств разрешения политических противоречий и конфликтных ситуаций;
  • необходимостью разбираться в сфере общественных коммуникаций, контактах с гражданами, партиями, СМИ, общественными организациями, парламентскими и правительственными структурами;
  • обязательностью принципа научного подхода к выработке стратегии развития всех сфер социальной жизни.

Центры подготовки политиков-профессионалов с подросткового возраста сложились в Гарварде, Оксфорде, Кембридже.

  1. Учет хедлайнерами демократических государств вызовов современности: терроризм, экологические проблемы. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составную часть общемирового процесса.
  2. Усиление демократического характера. Проявляется в том, что в практической деятельности передовых лидеров на первый план выходит проблема гуманистических ценностей, принцип гуманизма выступает доминирующим ориентиром во внутренней и внешней политике.
  3. Появление понятия «технократическая легитимность». Легитимность власти теперь находится в прямой зависимости от практических успехов, степени эффективности. В условиях расширенного участия граждан в управлении и усиления контроля со стороны гражданского общества за деятельностью государственных структур в цивилизованных странах лидеры вынуждены думать об общественной поддержке, заботиться о росте популярности в народе, следить за рейтингом.
  4. Концентрация активности на экономических и социальных проблемах. Рост благосостояния нации, связанный с активностью того или иного деятеля, считается зримым показателем его признания как лидера. Высокий экономический результат — прочный фундамент для надежды быть избранным еще на один срок.
  5. Сокращение границ власти. Снижаются сроки пребывания у руля одного лица, совершенствуется система разделения властей.

В соответствии с современными тенденциями изменения характера политического лидерства, современным стало понятие политической технологии.

Политическая технология — это сумма последовательных, целенаправленных, заведомо эффективных в действии средств, направленных на достижение необходимого политического результата.

Популярным ее видом выступает политический маркетинг, суть которого заключается в объяснении политики с позиций рынка. На экономическом политическом рынке своего рода этикеткой товара под названием «политический хедлайнер» становятся партия, доверенные лица, предшествующая деятельность, репутация

Политический маркетинг — это совокупность методов изучения рынка под названием «население» и эффективной коммуникации с ним для воздействия на поведение электората.

Политический маркетинг направлен на грамотное и целенаправленное выявление и подчеркивание различным социальным и национальным группам тех качеств и достоинств претендента на лидерство, к которым эти группы проявляют особый интерес. Технология определяет и то, посредством каких форм деятель будет общаться с разными сегментами избирателей.

Применительно к институту лидерства политический маркетинг включает:

  • формирование имиджа деятеля — центральный момент в деятельности современного политика;
  • сегментирование рынка — разделение людей исходя из политических симпатий для выработки действий;
  • позиционирование — занятие позиции в конкретном сегменте, апеллирование к конкретной группе;
  • воздействие на выбранную группу — выступления в СМИ, контакты с потенциальными сторонниками.

Ситуационная и синтетическая теории

В процессе исследований в начале ХХ века феномена лидерства сформировались различные теории, каждая из которых объясняла происхождение, сущность, особенности, влияние на функционирование социальных групп.

Харизматическая теория, или теория черт

Говорит о том, что лидерами рождаются, научить этому нельзя.

Одна из показательных моделей этой концепции представлена в работах ведущего ученого в области организационной психодинамики и психодинамики лидерства, преподавателя Гарвардской школы бизнеса Авраама Залезника. Ученый построил модель на сравнительных характеристиках руководителя-менеджера и лидера.

  1. Культура менеджмента ставит во главу угля рациональность и контроль. Лидер должен иметь подлинно сильный характер и способность к рефлексии, менеджер обходится без этого.
  2. Отношение к задачам. Менеджер относится бесстрастно, лидер пытается вовлечь как можно больше ресурсов. Девиз руководителя «делай, что приказано», девиз ведущего «делай, как я».
  3. Взаимоотношения с окружающими. Менеджер заботится о том, кто выполнит работу, лидер — что значат события для участников.

Менеджеры реактивны, реагируют на среду, лидеры — активны, сами ставят цели и достигают их.

Ситуационная

Считает лидерство продуктом ситуации.

Модель, разработанная Полом Херси и Кеннетом Бланшаром, выводит на передний план теорию жизненного цикла. Согласно ей, эффективность стиля лидерства зависит от зрелости исполнителей. Под зрелостью индивидов и групп подразумевается способность нести ответственность за собственное поведение, желание достигнуть поставленной цели, образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Важно иметь в виду два типа зрелости:

  • производственную, опирающуюся на знания;
  • психологическую, имеющую в основе самомотивацию.

В связи с убеждением основателей в том, что единственного, самого лучшего, стиля управления не существует, выделяют четыре стиля руководства, соответствующие конкретному уровню зрелости исполнителей.

  1. Указывающий ассоциируется с авторитарным.
  2. Наставнический тесно связан с демократическим и ассоциируется со спортивными тренерами.
  3. Поддерживающий позиционируется равным членом команды, участвует.
  4. Делегирующий схож с либеральным, сфокусирован на формирование картины будущего, чем на ежедневном управлении.

Синтетическая

Синтез — это форма познания, объединяющая однородные или разнородные элементы воедино. Здесь воедино объединены три переменные: вожак, ситуация, группа.

  1. Вожак воздействует на группу и группа на него.
  2. Вожак воздействует на ситуацию и ситуация на него.
  3. Группа воздействует на ситуацию и ситуацию воздействует на группу.

Согласно теории, лидерство, как основной процесс, направлен на организацию межличностных отношений в группе. Лидер здесь выступает основным субъектом управления этим процессом.

Источник

Политический лидер — типология, основные функции и характеристики

Феномен политического лидерства

Лидерство не является изобретением человека, оно заложено природой. Чтобы в этом убедиться, достаточно повнимательнее взглянуть на любых стайных животных. Например, группа волков или обезьян не может обойтись без вожака, которым становится выдающаяся особь, обладающая рядом качеств — сила, решительность и авторитет.

Каждая историческая эпоха имеет своих знаменитых лидеров. Они не приходят случайно, а как бы рождаются для нужд своего века. В пример можно привести Александра Македонского. Знаменитый полководец появился в нужное время. Это был очень интересный период, когда рабовладельческая цивилизация уже не могла обойтись внутренним рынком.

Колонизация восточных земель удовлетворила потребности всех слоёв населения. Богатые завладели большим количеством рабов, а бедняки получили возможность зарабатывать на военной службе.

Феномен политического лидерства на протяжении веков будоражит умы исследователей. Во всех древних мифах вожди наделялись сверхчеловеческими способностями.

Долгое время основой историографии были исключительно действия правителей. Большинство античных, средневековых и даже буржуазных философов придерживались взгляда, что в государстве всё происходит по воле Бога и власти. Лидер воспринимался как сверхчеловек, с лёгкостью управляющий тупым народом и способный изменить ход истории.

На сегодняшнее понимание феномена заметно повлияли теоретические труды Карла Маркса о личности и народе. Немало инноваций в развитие современной концепции лидерства внёс известный психиатр Зигмунд Фрейд и его последователи.

В современности решающая роль нередко уделяется народным массам, а все достижения выдающихся мировых деятелей считаются своего рода квинтэссенцией человеческих стремлений. Толпа не подчиняется воле управленца, любой популярный политик планеты, чтобы добиться хорошего результата, должен идеально соответствовать представлениям публики, удовлетворять её запросы и меняться в зависимости от общественных веяний.

Определение и функции

В современной политологии понятие лидера не имеет однозначного определения. Несмотря на множество разногласий, большинство исследователей сходятся в том, что народный руководитель оказывает легальное влияние на общество и отвечает потребностям народа.

Политическое лидерство имеет несколько особенностей:

  1. Для оправдания народных ожиданий необходимо сложное согласование интересов всех социальных групп.
  2. Любая деятельность лидера ограничена чёткими рамками традиционных законов и особенностями государственного управления.
  3. Управление массами происходит не напрямую, но через посредников — партии, исполнительные органы, средства массовой информации.
  4. Глава не может действовать без своего окружения, все его решения — результат работы множества людей.
Читайте также:  Футбол турнирная таблица кубка италии

Далеко не каждый президент или другой правитель государства является лидером. Благодаря монархическому и советскому прошлому России, отечественная концепция власти имеет небольшие отличия от западной.

Основные функции политического лидера:

  1. Анализ. Доскональное изучение каждой проблемы, всесторонний разбор причин конкретной ситуации для постановки верного диагноза.
  2. Управление. Чёткая разработка плана необходимых действий для решения поставленной задачи и воплощение его в жизнь.
  3. Мобилизация. Высвобождение сил населения для выполнения необходимых программ и достижения политических целей. Лидер должен внушать людям оптимизм, веру в себя, пробуждать энергию масс.
  4. Новаторство. Если в стране наступил застой, появляется необходимость в генерации инновационных идей для движения вперёд. Разработка новых социально-политических программ и планов дальнейшего развития, а также всевозможные реформы.
  5. Коммуникация. Ведущий руководитель не должен забывать, что он — лишь квинтэссенция массовых потребностей. Необходимо постоянно следить за новыми веяниями, возникающими в народе, и соответствовать им.
  6. Координация. Социум — это сложнейший механизм, требующий слаженной работы всех его деталей.
  7. Организация. Постановка правильных целей и достижение желаемых результатов.
  8. Интеграция. Лидер должен объединять все социально-политические силы, не допуская раскола в государстве или партии.
  9. Легитимация политического режима.

Верховный политический деятель выглядит в глазах народа как нечто великое и в то же время близкое. Его сильная личность должна внушать людям уверенность в завтрашнем дне.

Теоретико-методологические подходы

Изучение лидерства и причин его возникновения требует разностороннего научного подхода.

Проблема касается не только политологии, но и философии, истории, социологии и даже психологии.

Для более полного раскрытия такого сложного феномена применяются различные теории:

  1. Теологическая парадигма. Согласно этой концепции, любая власть даётся народу свыше. Бог выбирает представителя на земле и посредством его оказывает сверхъестественное влияние на общество. Сам по себе лидер не обладает могуществом, его роль заключается лишь в качественном отображении воли божества.
  2. Натурализм не допускает наличия сверхъестественных сил. Лидерство рассматривается с эволюционной точки зрения как проявление основной жизненной потребности — иерархической. У более влиятельных индивидов шансы на продление рода и передачу генетического материала заметно возрастают. Таким образом, главный руководитель беспокоится о продлении человеческого рода. Существует немало психологических выкладок, описывающих политическое поведение человека именно в таком ключе.
  3. Рационально-критическая парадигма предлагает рассматривать политическое лидерство как обособленное явление, развивающееся по своим законам.
  4. Социальный подход включает в себя множество разных теорий. Например, К Маркс объявляет политические процессы следствием экономических отношений в обществе. Теоретик сводит роль лидера к социально-классовому администратору без личностных характеристик, который удовлетворяет запросы народа.

Культурологический подход — это своего рода подвид социальной парадигмы, учитывающий личные особенности лидера. Поклонники этой теории рассматривают политический процесс как проявление креативных стремлений руководителя.

Типологический анализ

Для прогнозирования деятельности политических лидеров наука пытается классифицировать их по различным характеристикам.

Самое простое и популярное деление основано на взаимоотношениях власти и подчинённых. Авторитарный правитель — это единоличник, использующий силу и угрозы.

Демократ старается учитывать мнение других и согласовывает свои действия с желаниями народа. Либерал устраивает вседозволенность и пускает процесс на самотёк.

Типы политического лидерства по М. Херманну:

  1. Знаменосец — настоящий вождь своего времени, способный вдохновить толпу на подвиг. Он отлично ориентируется в сложной обстановке, обладает критическим мышлением, знает, куда идти. Цели такого лидера отличаются предельной чёткостью и понятностью. Самые известные представители этого типа — Ленин, Гитлер, Ганди, Наполеон.
  2. Служитель занят удовлетворением интересов своих приверженцев или политической группы. Такие лидеры актуальны в спокойные периоды застоя, яркий пример — Леонид Брежнев.
  3. Торговец — это предприниматель, выгодно продающий свои политические программы за власть. Для принятия наиболее выгодного решения такой политик предпочитает пользоваться услугами многочисленных помощников — Рональд Рейган.
  4. Пожарный умеет быстро мобилизировать все силы для решения кризисных задач. Отлично реагирует на любую ситуацию и действует с большой эффективностью.

Как и любая типология, классификация Херманна весьма условна. Указанные типы редко можно встретить в чистом виде, обычно это смесь в различных пропорциях.

Таблица типов лидерства

В современной политологии принято различать стили правления, ориентируясь на личность лидера и особенности его взаимодействия с народом. Большое значение имеют психологические наклонности правителя.

Классификация Вебера

Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (1864−1920) — известный политический экономист, историк и социолог Германии.

Идеи этого выдающегося деятеля оказали огромное влияние на становление и развитие общественных наук.

Типология политического лидерства по Веберу основана на легитимном господстве:

  1. Традиционное. В основе лежат давние обряды и привычки. Люди привыкли подчиняться человеку, который получил власть благодаря своему высокому происхождению, по наследству или другим традиционным способом.
  2. Рационально-легальное. Здесь всё основано на логическом подходе и соответствует общемировым правовым стандартам. Приход к власти регламентирован, а полномочия главного руководителя чётко очерчены конституцией и законом.
  3. Харизматическое лидерство основано на вере в эмоции. Образ такого правителя складывается не только из личностных качеств, большое значение имеют представления окружающих и приписываемые достоинства, часто надуманные. Руководитель такого типа является иконой, его истинное лицо не имеет большого значения.

Вебер считал, что харизматический правитель имеет особое значение в тяжёлые переломные моменты истории. Это происходит благодаря тому, что он не связан с прошлым. Рациональный лидер больше подойдёт для спокойного периода.

Знаменитые имена

За время существования человечества сменились тысячи поколений. Государства возникали и разрушались, возрождаясь вновь. История знает много разных правителей, отличившихся своими выдающимися качествами. Однако далеко не все привели свою страну к процветанию, достаточно вспомнить фюрера Третьего Рейха — Адольфа Гитлера — или лидера красных кхмеров — Пол Пота.

Яркие примеры из списка политических лидеров XX века:

  1. Франклин Делано Рузвельт (1882−1945) — единственный президент США, который управлял страной 4 срока подряд. Этот американский лидер сумел справиться с Great Depression и вдохновил общественность на создание ООН. Роль этого политика в мировой истории невозможно переоценить.
  2. Маргарет Хильда Тэтчер (1925−2013) — единственная женщина на посту премьер-министра Великобритании. За свои жёсткие меры по улучшению экономического положения в стране и жёсткую критику советского режима получила прозвище — Железная леди. Авторитарный лидер с холодным аналитическим рассудком и женским взглядом на решение политических задач. Маргарет на личном примере показала, что женщина может добиться невероятных высот.
  3. Нельсон Ролилахла Мандела (1918−2013) стал первым чёрным президентом Южно-Африканской Республики. Его фамилия ассоциируется с беспрецедентной борьбой за права человека, из-за которой африканскому лидеру пришлось 27 лет провести за решёткой. За свои заслуги Мандела был удостоен Нобелевской премии мира.
  4. Уинстон Спенсер Леонард Черчилль (1874−1965) считается величайшим британцем всех времён. Уникальный человек, отличающийся невероятной эрудицией и работоспособностью. За свою биографию он успел дважды побывать на посту премьер-министра, был журналистом, учёным, писателем, являлся лауреатом Нобелевской премии. Будучи прекрасным оратором, Черчилль умел своей речью вселить в человека оптимизм, веру в собственные силы и гордость за Англию.

Появление и существование лидеров — это универсальное и в то же время объективное явление. Любое общество нуждается в людях, способных правильно организовать социально-политические процессы для достижения необходимой цели.

Источник

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок 31. Политическая элита и политическое лидерство

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Политическая элита.
  2. Политическое лидерство. Типология политического лидерства.

Политическая элита — это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти.

Политическое лидерство – это способность определенного лица определённым образом влиять на все общество, группу, организацию.

Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень /[Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 272— 281.

2.Обществознание. Школьный словарь. 10—11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. — М.: Просвещение, 2018 г.

  1. Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций : профильный уровень /[Л. Н. Боголюбов, Лазебникова А.Ю. и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова [и др.]. — М.: Просвещение, 2017.— С. 242— 253.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже знаем, что одним из важнейших субъектов политической деятельности являются политические элиты. Политическая элита— это относительно немногочисленная социальная группа, сосредоточившая в своих руках значительный объём политической власти. К политической элите общества можно отнести главу государства, лиц, занимающих высокое положение в законодательной, исполнительной и судебной ветвях власти (премьер-министра, спикера парламента, лидеров политических партий, фракций в парламенте и других). В зависимости от места в политической системе и объёма властных полномочий выделяют правящую элиту и неправящую (или контрэлиту). К правящей относятся лица, участвующие в управлении государством. К контрэлите, соответственно, те, кто обладая необходимыми для элиты качествами, не имеет доступа к управлению. Какие же задачи решает политическая элита, или по другому, какие функции она осуществляет:

  1. анализ интересов различных социальных групп;
  2. выдвижение политических идей и выработка политической идеологии; определение целей и направлений развития общества и государства;
  3. создание механизма реализации политических идей;
  4. формирование кадрового аппарата органов управления и институтов политической системы;
  5. выдвижение политических лидеров.
Читайте также:  Таблица для магазина касса

Как же формируется или рекрутируется элита? Как происходит отбор новых лиц в нее? В политологии различают закрытую и открытую систему отбора. При закрытой системе, характерной для недемократических государств, отбор осуществляется высшими руководителями. Элита не может пополняться талантливыми людьми из народа. При открытой системе отбора элита пополняется в результате выборов в различные органы власти, есть возможность продвижения на них выходцев из любых социальных слоев.

Каналы рекрутирования элиты в демократическом обществе

  • Государственная служба
  • Общественная деятельность
  • Система образования и культуры
  • Экономическая деятельность

Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица — политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях.

Лидер есть в любой группе. Никакая деятельность, в которой участвует много людей, невозможна без руководства. То есть лидер воздействует на поведение людей. Но политическое лидерство – это не любое влияние. Политическое лидерство – это способность определенного лица определенным образом влиять на все общество, группу, организацию. Политический лидер – это ведущий субъект политического процесса, осуществляющий функции объединения и сплочения социальных сил, задающий направление деятельности государственных и общественных институтов, определяющий особенности направления политического курса в стране.

Какие же ролевые функции осуществляет политический лидер?

1. Учет запросов различных групп в обществе;

2. определение политических целей и средств их достижения;

3. мобилизация масс на достижение политических целей;

4. Интеграция (сплочение) обществ, поддержка законности и общественного порядка;

5. осуществление связи с другими группами, организациями.

Выполнять подобные функции способен далеко не каждый политик. Какими же качествами должен обладать политический лидер? Он должен обладать высокими нравственными качествами: быть честным, смелым, решительным; иметь острый ум и твердую волю, заботиться об общественном благе. Ему должна быть присуща способность улавливать тенденции развития общества, безошибочно выбирать оптимальный вариант из предлагаемых ему советниками. Необходимы управленческие способности, политическая мудрость, гибкость, умение вести за собой людей.

Политология выделяет различные типы лидерства:

  1. По масштабам лидерства:

2. по стилю лидерства:

— демократический (лидер учитывает мнение подчиненных, открыт для критики)

— авторитарный (лидер не допускает критики, инакомыслия; использует воздействие на людей, основанное на угрозе применения силы. )

3. по степени легитимации:

-легальное или рационально-легальное

Легитимность власти означает признание народом законности политической власти, готовность ей подчиняться. Последнюю типологию предложил немецкий ученый Макс Вебер. Традиционное лидерство, по его мнению, основано на сложившихся традициях, например на вере в незыблемость наследования власти . Это может быть власть вождя, монарха.

Рационально-легальное лидерство означает лидерство на основе закона, то есть лидер получает власть на основе законных процедур – выборов.

Следующий тип – харизматическое лидерство. Народ признает такого лидера в силу того, что верит в его исключительные, сверхъестественные качества. Такой тип лидеров чаще всего появляется в кризисные моменты истории: во время революций, войн, крупных социальных реформ.

Классификация типов политических лидеров (на основе имиджа, автор М.Херманн)

  • Лидер-знаменосец (определяет характер происходящего)
  • Лидер-служитель (действует от имени своих приверженцев)
  • Лидер-торговец (обладает способностью убеждать)

Примеры и разбор решения заданий:

  1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные элементы из предлагаемого списка.

Политический лидер анализирует обстановку, верно оценивает состояние ________. На основе анализа обстановки он формулирует ____, определяет ________ их достижения. Политический лидер заботится о ________ своей организации, сплочении своих сторонников.

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Варианты ответов: общество; мотив; цель; экономика; средство; достаток; единство.

Правильный вариант: общество; цель; средство; единство.

2. Ответьте на вопросы:

  1. Как называется лидерство на основе закона?
  2. Как в политологии называется признание народом законности политической власти, готовность ей подчиняться?
  3. Как называется стиль руководства, при котором лидер опирается на активность подчиненных, учитывает их мнение?

Источник

Типы политического лидерства

Типы политических лидеров

Описание

Политическая сфера в жизни любого государства отличается сложностью взаимоотношений между участниками процесса, а также обладает большим количеством вариантов регулирования деятельности людей. Наиболее важным моментом при осуществлении политической деятельности является выбор лидера. В зависимости от ситуации и особенностей развития страны принято выделять несколько основных типов руководителей, о которых будет сказано дальше.

В зависимости от стиля управления

Наиболее важной классификацией деятельности правителя является стиль управления, который он выбирает в процессе осуществления своей деятельности. По данному критерию принято выделять авторитарный, демократический и безучастный тип.

  1. Авторитарный тип. При таком подходе руководитель формирует жёсткую систему приказов и требований, которые подлежат обязательному исполнению. Политический деятель подчиняет своей воле все сферы влияния и самостоятельно регулирует их деятельность, в случае невыполнения требований могут применяться жёсткие санкции.
  2. Демократический тип. Демократический подход отличается полной противоположностью взглядов по сравнению с предыдущим вариантом, в данном случае предводитель опирается на мнения участников политического процесса и принимает решения после тщательного рассмотрения вопросов и обдумывания стратегии. Обычно такой подход является более эффективным для государства.
  3. Безучастный тип. В данном варианте лидер старается избегать роли управляющего и стремится занять нейтральное положение. При возникновении затруднительного положения правитель передаёт свои полномочия заместителям или более активным политическим деятелям.

По содержанию деятельности

Для наглядности была разработана современная классификация лидеров, которая отражает наиболее значимые и общие направления политической деятельности. В данном случае выделяют несколько основных категорий или собирательных образов правителей, совмещающих в себе ряд общих принципов управления.

  1. Лидер-«знаменосец». Правители такого типа отличаются активной деятельностью, своей чёткой и нерушимой идеологией, за которой готовы последовать люди. Лидер стремится воодушевить народ на достижение поставленных целей и часто добивается успеха.
  2. Лидер—«служитель». Для данного типа правителя характерной особенностью является служение народу. В его деятельности проявляется сострадание и сочувствие к нуждающимся категориям населения страны. Лидер стремится рассмотреть все поступающие к нему жалобы и найти методы их решения, такой подход заставляет действовать во благо страны.
  3. Лидер-«торговец». Одним из наиболее интересных видов политической деятельности является образ правителя торговца. Такое название собирательный образ правителя получил благодаря возможности к убеждению в правильности выбора его идей. Такой политический деятель показывает преимущества своей деятельности в сравнении с другими типами идеологии.
  4. Лидер-«пожарный». Чаще всего «пожарный» правитель нужен в тех случаях, когда необходимо срочно принять правильное решение для устранения насущной проблемы. Он может проявить себя в трудной политической обстановке или выбраться народом. Такой стиль подходит для решения острых насущных проблем в экстремальных ситуациях, обычно он проявляется после тяжёлых катастроф, глобальных проблем страны или войн.
  5. Лидеры-агитаторы. Основной их задачей является привлечение внимания народа, в связи с этим они используют вербальный подход к убеждению последователей. Ключевая функция таких руководителей заключается в агитации населения для выбора их системы и структуры власти.
  6. Лидеры-организаторы. Организаторская деятельность играет важную роль в принятии серьёзных решений особенно в масштабах государства. Такой подход характеризует человека, как сильного и предприимчивого руководителя, что очень важно для страны.
  7. Лидеры-теоретики. Часто их основной целью становится далёкая и почти недостижимая цель, к которой они стремятся на протяжении жизни. Основным минусом руководителей, строящих теории, является их несостоятельность в принятии решений для устранения насущных проблем.
  8. Лидеры-консерваторы. Такая система характеризуется постоянством и нежеланием изменять существующий строй в системе государственной власти. Часто путь развития не изменяется, сохраняя верность существовавшим до этого традициям.
  9. Лидеры-реформаторы. Реформа отличается постепенным изменением существующего строя в системе управления страной, в связи с этим лидеры-реформаторы отличаются логичностью и последовательностью своих поступков, они тщательно продумывают каждый ход, изменяя систему изнутри.
  10. Лидеры-революционеры. Наиболее радикальной мерой является революция в государстве, она отличается резкими и кардинальными переменами в жизни общества. Исходя из этого формируется образ лидера-революционера, стремящегося резко перестроить власть и структуру управления в государстве.

Источник

Adblock
detector