Меню

Показатели внутриличностного конфликта таблица



Показатели внутриличностных конфликтов профессионального

Становления сотрудников ОВД

Когнитивная сфера Эмоциональная сфера Поведенческая сфера Интегральные показатели
· противоречивость профессионального «образа Я», · снижение самооценки, · осознание наличия внутриличностных противоречий · психоэмоциональное напряжение, · тревожность и другие значительные отрицательные переживания · снижение удовлетворенности различными видами деятельности, · конфликтность в общении · интернальность, · наличие противоречивых мотивационно-смысловых образований, · нарушение нормального механизма адаптации и усиление психологического стресса

Общая схема разрешения внутриличностных конфликтов предусматривает:

1. Установление и осознание факта такого конфликта.

2. Определение типа конфликта и его причины.

3. Применение соответствующего способа разрешения.

Рассмотрим основные способы разрешения внутриличностных конфликтов. Прежде всего, заметим, что всякий внутриличностный конфликт всегда индивидуален, носит личностный характер. Поэтому его разрешение зависит от таких факторов личности, как возраст, пол, характер, темперамент, социальное положение, ценности и др. Другими словами, универсальных способов разрешения внутриличностных конфликтов, одинаково подходящих для всех людей и ситуаций, не существует. Тем не менее, несмотря на необходимость индивидуального подхода к преодолению внутриличностных конфликтов, можно сформулировать наиболее общие и типичные принципы и способы их разрешения, которые с учетом индивидуальной специфики могут использовать все:

1. Адекватно оцените ситуацию. Возьмите ее под контроль, попытайтесь выявить те противоречия, которые послужили причиной конфликта и вызвали чувство тревоги, страха или гнева.

2. Осознайте смысл конфликта. Проанализируйте степень важности его для вас, оцените с точки зрения места и роли в вашей жизни его последствия. Может статься, причину, вызвавшую конфликт, сразу же следует отодвинуть на задний план в системе ваших ценностей или забыть вовсе.

3. Локализуйте причину конфликта. Выявите самую сущность его, отбросив все второстепенные моменты и сопутствующие обстоятельства.

4. Проявите смелость б анализе причин внутриличностного конфликта. Умейте посмотреть правде в глаза, даже если она вам и не очень приятна. Отбросьте все смягчающие обстоятельства и безжалостно рассмотрите причину вашего беспокойства.

5. “Выпустите пар”. Дайте выход накопившемуся гневу, эмоциям или тревоге. Для этого можно использовать как физические упражнения. так и творческие занятия. Сходите в кино, театр, возьмите любимую книжку. Они лечат в внутриличностные конфликты. Лучше испытать потрясение на сцене, экране, в своем воображении, чем в жизни. Не случайно, кстати, что криминальная хроника, по данным социологических опросов, входит в число наиболее популярных телепередач — большое распространение стрессов и фрустраций требует постоянной антидепрессивной терапии.

6. Прибегните к расслабляющему тренингу. Сегодня имеется много публикаций по конкретным приемам и механизмам психологического тренинга, выберите наиболее приемлемые для вас лично.

7. Измените условия и / или стиль своей работы. Это следует сделать в том случае, если внутриличностный конфликт возникает постоянно из-за неблагоприятных условий деятельности.

8. Подумайте над возможностью снижения уровня ваших притязаний, Может быть, ваши способности и/или возможности не соответствуют вашим устремлениям и запросам.

9. Умейте прощать. Причем не только других, но и себя. В конце концов, все люди “не без греха” и мы тут не исключение.

10. Плачьте на здоровье. Американский биохимик У. Фрей, специально занимавшийся исследованием слез, обнаружил, что в том случае, когда они вызваны негативными эмоциями, в их состав входит вещество, действующее подобно морфию и обладающее успокаивающими свойствами. По его мнению, слезы являются защитной реакцией на стресс. Плач со слезами служит сигналом для головного мозга ослабить эмоциональное напряжение. Но помимо научных исследований почти каждый на собственном опыте знает, что слезы приносят эмоциональную разрядку и облегчение.

Существуют и другие способы разрешения внутриличностного конфликта, они заимствованы из психологических защитных механизмов:

· Компромисс – это попытка сделать выбор в пользу какого-либо варианта и приступить к его реализации. Этот способ является самым быстрым среди других, он позволяет снизить психотравмирующее влияние конфликтной ситуации. В то же время, компромисс не связан с анализом причин конфликта, поэтому он позволяет лишь частично реализовать болезненные импульсы;

· Уход – это сознательное уклонение от решения проблемы с надеждой на ее дальнейшее исчезновение. Этот способ также отличается относительным быстродействием; он не связан с воздействием на причину конфликта, поэтому может принести лишь временное облегчение;

· Переориентация представляет собой изменение притязаний в отношении объекта, вызвавшего внутреннюю причину. Данный способ предполагает выявление действительной причины конфликта и его носителя. Он так же требует наличия навыков управления собственной мотивацией и направленностью. Для переориентации необходимо определенное время, однако обычно она дает гарантированный результат. Поскольку ориентация связана с основанием оценивания личностью тех или иных действий и поступков, постольку переориентация приводит к изменению этих оценок;

· Сублимация – процесс перевода психической энергии из неприемлемых в приемлемые формы, чем достигается устранение причины внутреннего конфликта. Сублимация представляет собой наиболее адекватный способ разрешения конфликта, т.к. связана не только с определением причины, но и с воздействием на нее. Поэтому сублимация представляет собой относительно длительный способ. Способностью к сублимации обладают все люди, однако она требует развития и упражнений;

· Идеализация – процесс наделения объекта, вызывающего внутренний конфликт, качествами и свойствами, на самом деле ему не присущими. Благодаря идеализации объект, не изменяясь в сущности, становится более значимым и оценивается выше. Идеализация проявляется в форме ухода от действительности, предавания мечтам и фантазиям. Этот способ является временным, т.к. не связан с выявлением причин конфликта;

· Вытеснение (репрессия) – это процесс подавления неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний и переживаний вплоть до полного изгнания их из сознания и перевода в сферу бессознательного. Считается самым примитивным и относительно малоэффективным способом разрешения конфликта. Обращение к вытеснению характеризует личность, как инфантильную и незримую;

· Коррекция – это изменение элементов Я – концепции в направлении достижения адекватного представления о себе. Под «Я – концепцией» условимся понимать систему представлений индивида о самом себе. Коррекция представляет собой воздействие не на причину конфликта, а на собственные представления о ней. Вместе с тем, этот способ показал свою относительную эффективность.

Таким образом, внутриличностные конфликты являются объектом исследования представителей различных направлений в психологии. В результате возникла определенная множественность суждений, затрудняющая разработку практических рекомендаций по разрешению таких конфликтов. Рассмотренные способы разрешения внутриличностных конфликтов не являются универсальными, но эффективность их использования доказывается на собственной практике.

Несмотря на то, что в житейских представлениях конфликт ассоциируется с деструктивными последствиями, по данным исследований межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем отрицательно. Поэтому не нужно бояться конфликтов, а необходимо извлекать положительный опыт из каждого конфликта. Руководителям органов внутренних дел кроме этого необходимо стремиться создавать условия для оздоровления климата в коллективе, создания условий для максимального самоутверждения сотрудников в профессиональной и служебной деятельности, оптимальном взаимодействии коллектива с другими подразделениями и ведомствами.

Уровень сложности конфликтов, возникающих в деятельности органов внутренних дел, обязывает сотрудников и руководителей грамотно использовать разнообразные методы для диагностики конфликтов, а также прибегать к помощи специалистов в наиболее сложных ситуациях. Информация о конфликтах необходима сотрудникам органов внутренних дел для прогнозирования конфликта и управления им.

Внутриличностные конфликты изучаются в психологии в различных ее направлениях. Несмотря на множественность суждений об этом виде конфликта, затрудняющих разработку практических рекомендаций по разрешению таких конфликтов, в психологии разработаны эффективные способы их разрешения. Целесообразность их применения для сотрудника органов внутренних дел также очевидна, как и очевидно наличие внутриличностных конфликтов.

Использование сотрудником органов внутренних дел стратегий и тактик поведения, адекватных конфликтной ситуации, позволяет оптимизировать процесс управления конфликтом. Поэтому практический уровень профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел должен содержать психологическую и педагогическую составляющие. Владение сотрудниками психологически и педагогически оправданными технологиями – есть залог успеха в разрешении конфликтов.

Учитывая, что проблема конфликтности и конфликтов остается актуальной на всех уровнях жизнедеятельности человека и, в частности, в органах внутренних дел, исследования в области психологии конфликта и междисциплинарные исследования должны быть направлены на разработку методологически обоснованной концепции психолого-педагогического управления конфликтами.

Читайте также:  Создание order by для таблицы

Источник

Основные виды внутриличностных конфликтов и их характеристика

Подходы к пониманию внутриличностного конфликта. Показатели

Несмотря на многообразие определений существует ряд параметров, которые их все объединяют. К ним следует отнести:
— внутриличностный конфликт появляется в результате взаимодействия внутренних элементов структуры психики личности;
— субъектами («S») внутриличностного конфликта выступают одновременно существующие в структуре психики личности разноплановые и противоречивые интересы, цели, мотивы и желания;
— внутриличностный конфликт возникает только тогда, когда противоречия являются равновеликими и значимыми для личности;
— внутренний конфликт сопровождается острыми негативными эмоциями.

Таким образом, внутриличностный конфликт — это острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Основу любого внутриличностного конфликта составляет ситуация, характеризующаяся:
— противоречивостью позиций;
— противоположностью мотивов, целей и интересов;
— противоположностью средств достижения целей в конкретных условиях;
— отсутствием возможности удовлетворения какой-либо потребности и вместе с тем невозможность ее удовлетворения.

Существуют определенные показатели внутриличностного конфликта:
1. Когнитивная сфера: снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, глубокие сомнения в истинности принципов.
2. Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение, частые и значительные отрицательные переживания;
3. Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения;
4. Интегральные показатели: ухудшение механизма адаптации, усиление стресса.

Основные виды внутриличностных конфликтов и их характеристика.

Основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт :
• Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т.п.). Они могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).
• Ценности, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие благодаря этому как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).
• Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).
В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.
1. Мотивационный конфликт. Один из часто изучаемых видов внутриличностного конфликта, в частности, в психоаналитическом направлении. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — классическая дилемма «буриданова осла» (К. Левин), или как столкновение различных мотивов.
2. Нравственный конфликт. В этических учениях его часто называют моральным или нормативным конфликтом. Рассматривается как конфликт между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Иногда рассматривается как конфликт между долгом и сомнением в необходимости следовать за ним.

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью, которая блокирует их удовлетворение. Иногда его трактуют как конфликт между «хочу быть таким, как они» (референтная группа) и невозможностью это реализовать. Конфликт может возникать не только когда действительность блокирует реализацию желания, но и в результате физической невозможности человека его осуществить. Это конфликты, возникающие из-за неудовлетворенности своей внешностью, физическими данными и способностями. К данному виду относятся и внутриличностные конфликты, в основе которых лежат сексуальные патологии.
4. Ролевой конфликт выражается в переживаниях, связанных с невозможностью одновременно реализовать несколько ролей, а также в связи с Различным пониманием требований, предъявляемых самой личностью к выполнению одной роли (внутриролевой конфликт). К виду относятся внутриличностные конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5 . Адаптационный конфликт понимается как в широком смысле, т. е. как возникающий на основе нарушения равновесия между субъектом и окружающей средой, так и в узком смысле, при нарушении процесса социальной или профессиональной адаптации. Это конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими. Несоответствие возможностей личности требованиям среды или деятельности может рассматриваться как временная неготовность, так и неспособность выполнить предъявляемые требования.
6. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди конфликтов неадекватной самооценки выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека, а также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительно сохраняющегося «простого» внутрилич-ностного конфликта.

Источник

Внутриличностный конфликт. Предупреждение и разрешение внутриличностных конфликтов

Внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Показатели внутриличностного конфликта

1. Когнитивная сфера — противоречивость образа Я, снижение самооценки, осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения, субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и ценностей, принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

2. Эмоциональная сфера — психоэмоциональное напряжение, значительные отрицательные переживания.

3. Поведенческая сфера — снижение качества и интенсивности деятельности, снижение удовлетворенности деятельностью, негативный эмоциональный фон общения.

4. Интегративные показатели — нарушение нормального механизма адаптации, усиление психологического стресса.

Длительность и интенсивность конфликта зависит от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры. Захватывает всю личность, она как бы внутренне расщепляется, и этот конфликт может перерасти в невроз.

Таким образом, внутриличностный конфликт можно определить как острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Основные виды внутриличностных конфликтов

Выделяют следующие основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. Шипилов):

• мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (мотивы, потребности, интересы, желания, влечения), они выражаются как «Я хочу»;

• ценности, воплощающие в себе общественные нормы («Я должен»);

• самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Будучи выражением уровня притязаний, она есть своеобразный побудитель ее активности, поведения («Я могу»).

В зависимости от того, какие стороны внутреннего мира личности вступают во внутренний конфликт, выделяются шесть основных видов внутриличностного конфликта.

1. Мотивационный конфликт. Выделяют конфликты между бессознательными стремлениями (З. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями — «хочу и хочу» (К. Левин).

2. Нравственный конфликт. Между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями — «хочу и надо».

3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности. Это конфликт между желаниями и действительностью (которая блокирует их удовлетворение) — «хочу и не могу».

4. Адаптационный конфликт — конфликт между требованиями действительности и возможностями человека — профессиональными, физическими, психологическими.

5. Конфликт неадекватной самооценки. Адекватность самооценки личности зависит от ее критичности, требовательности к себе, отношения к неудачам и успехам. Расхождение между притязаниями и оценкой своих возможностей ведет к тому, что у человека возникают повышенная тревожность, эмоциональные срывы и др. Среди этих конфликтов выделяют конфликты между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности, между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений человека. А также между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех и понизить притязания, чтобы избежать неудачи.

6. Невротический конфликт. Это результат длительно сохраняющегося «простого» внутриличностного конфликта.

Внутриличностный конфликт может иметь положительные и отрицательные последствия.

Конструктивным является конфликт, который характеризуется максимальным развитием конфликтующих структур и минимальными личностными затратами на его разрешение. Конструктивно преодолеваемый внутриличностный конфликт — это один из механизмов гармонизации личностного развития.

Позитивно разрешенные конфликты закаляют характер, формируют решительность, устойчивость поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности.

Читайте также:  Таблица excel для сервиса

Внутриличностный конфликт может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.

Деструктивные последствия внутриличностных конфликтов

Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.

Длительные внутренние конфликты могут тормозить развитие личности.

Частые внутриличностные конфликты могут привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.

ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА

Под разрешением внутриличностного конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества. Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. При конструктивном разрешении достигается душевное равновесие, углубляется понимание жизни, возникает новое ценностное сознание. Разрешение внутриличностного конфликта осознается через отсутствие болезненных состояний, связанных с имевшимся конфликтом, снижение проявлений негативных психологических и социально-психологических факторов внутриличностного конфликта, повышение качества и эффективности профессиональной деятельности.

Единого рецепта правильного отношения к внутриличностным конфликтам нет. Важно, чтобы человек, отдавая себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутриличностного конфликта, конструктивное отношение к нему.

1. Преодоление внутриличностного конфликта зависит от глубинных мировоззренческих установок личности, содержания ее веры, опыта преодоления себя.

2. Развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутриличностного конфликта. Если же воля развита недостаточно, побеждает то, что требует наименьшего сопротивления, а это не всегда приводит к успеху.

3. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными особенностями темперамента, различны. Например, меланхолик долго размышляет, взвешивает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлективный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамику разрешения внутриличностного конфликта — на скорость переживаний, их устойчивость, собственный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.

4. На процесс разрешения внутриличностного конфликта оказывают влияние половозрастные особенности личности. С возрастом внутриличностные конфликты обретают типичные для данного индивида формы разрешения. Работа над своим прошлым — анализ своей биографии — один из путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.

Условия предупреждения внутриличностных конфликтов

1. Принимайте трудные жизненные ситуации как данность бытия — они побуждают к активности, работе над собой, а часто и к творчеству.

2. Формируйте жизненные ценности и следуйте им. Жизненные принципы помогают избежать многих ситуаций, связанных с сомнениями в истинности того дела, которому человек служит. Надо стараться не быть человеком-флюгером.

3. В тоже время надо стараться быть необходимо гибким, пластичным, адаптивным, уметь реально оценивать ситуацию и если надо, меняться. Постоянство может превратиться в консерватизм.

4. Уступая в мелочах, не превращайте это в систему. Постоянная неустойчивость, отрицание стабильных установок и схем поведения приведут к внутриличностным конфликтам.

5. Необходимо надеяться на лучшее развитие событий, никогда не терять надежды на то, что жизненная ситуация всегда может улучшиться.

6. Не будьте рабом своих желаний, трезво оценивайте свои возможности по удовлетворению потребностей.

7. Необходимо учиться управлять собой, своей психикой.

8. Развитие волевых качеств во многом способствует предупреждению внутриличностного конфликта. Велика роль воли во внутриличностном конфликте, где только с ее помощью человек может преодолеть сложности ситуации.

9. Постоянно уточняйте и корректируйте для себя иерархию ролей. Стремление реализовать все функции, вытекающие из той или иной роли, учесть все пожелания окружающих неизбежно приведет к возникновению внутриличностного конфликта.

10. Стремитесь к высокому уровню личностной зрелости.

Источник

Психологический анализ внутриличностного конфликта

Внутриличностный конфликт чаще всего определяется в конфликтологической литературе как «острое негативно переживаемое противоборство личностных структур, основанное на противоречиях системы ценностей. Причины внутриличностного конфликта по-разному определяются в зависимости от исследовательского подхода. Суммируя различные подходы к пониманию этого типа конфликтов, А.Я.Анцупов и А.И.Шипилов (2001) перечисляют следующие направления исследования: психоанализ (акцент на биопсихологической природе конфликта), бихевиоризм («плохая привычка», реакция на препятствие), гуманистическая психология (нереализованная потребность в самоактуализации и др.), когнитивная психология (когнитивный диссонанс), логотерапия (потеря смысла жизни), интеракционизм (конфликт ролей), психосинтез (снижение целостности «я»).

На первый взгляд может показаться, что внутриличностный конфликт вообще может не рассматриваться с точки зрения социальной психологии, так как его природа скорее может быть раскрыта в рамках психологии личности, психотерапии.

Но проблема внутреннего мира человека неразрывно связана с социумом, с проблемами межличностных отношений, поэтому проведем краткое рассмотрение подходов различных психологических направлений к внутриличностному конфликту. Именно в рамках психоанализа З.Фрейд впервые описал причины внутриличностного конфликта между инстанциями «Оно» (Id), «Я» (Ego) и «Сверх-Я» (Super-Ego). Наиболее опасными, с этой точки зрения, являются ситуации, в которых желаемое поведение индивида оказывается в противоречии с его нравственной позицией. Осознание невозможности удовлетворения своих потребностей может привести индивида к состоянию фрустрации. Для того чтобы человек мог принять себя как цельную и непротиворечивую личность, возникает необходимость преодоления этого состояния. И тогда «Я» использует различные защитные механизмы: вытеснение, фантазии, проекции, замещение, рационализацию и т.д. Защитные механизмы помогают человеку справиться с противоречием между его ожиданиями и реальными фактами жизни. Однако в случае внутриличностного конфликта человек, не находя продуктивных средств разрешения противоречий, сосредотачивается на постановке защиты, тем самым не решая конфликт, а загоняя его вглубь. Психоаналитик помогает человеку высветить противостояние «Оно» и «Сверх-Я» с помощью осознания возникшего противоречия, а также найти продуктивный способ его разрешения.

Постфрейдистские концепции психоанализа также внесли свой вклад в исследование внутриличностного конфликта. Ученики, а впоследствии оппоненты З.Фрейда предложили свои трактовки причин и следствий внутриличностных противоречий. Основой теории А.Адлера стало положение о том, что любой ребенок переживает устойчивое чувство неполноценности, невозможности достичь желаемого. Детское ощущение собственной слабости, незрелости, несамостоятельности проявляется затем и в течение взрослой жизни индивида. Человек стремится компенсировать свое чувство неполноценности, самоутверждаясь за счет достижений в каких-либо видах деятельности: личностном развитии, завоевании положения в обществе, приобретении материальных ценностей и т.д. С точки зрения А.Адлера, человек, преодолевая собственную неполноценность, развивает в себе социально позитивные качества – общительность, стремление к сотрудничеству и взаимопониманию. Если же человеку не удается справиться с гнетущим ощущением собственной ущербности, может возникнуть стремление к сверхкомпенсации, и тогда у него возникает как самоцель желание иметь как можно больше власти, а также негативное отношение к окружающим. Так внутренний конфликт выносится в социальную жизнь, а конфликтная личность вовлекает окружающих в навязанную ею борьбу.

Если А.Адлер полагал, что внутриличностный конфликт существует только в случаях неудачного его преодоления, то, с точки зрения К.Юнга, конфликт заложен в основе личности и представляет собой регресс на бессознательный уровень психики. Выделенные им восемь типов личности (К.Юнг, 1995) распределены с учетом четырех функций психики (мышление, ощущение, чувство и интуиция), и ориентацией человека на экстравертированность или интравертированность. Какие-либо нарушения в балансе сознания и бессознательного вызывают компенсаторную деятельности личности и делают ее поведение конфликтным.

К.Хорни, рассматривая внутриличностный конфликт, говорит о столкновении стремлений индивида к удовлетворению желаний и к безопасности. Вторым фактором возникновения этого рода конфликтов она считает «невротические потребности» личности, удовлетворение которых приводит к фрустрации других.

Э.Фромм, развивая мысль З.Фрейда о конфликте двух фундаментальных влечений личности – к жизни и смерти, обозначил любовь к жизни словом «биофилия», а любовь к смерти – «некрофилия». С точки зрения Фромма, эти стремления, в отличие от точки зрения Фрейда, не являются равноправными и неустранимыми, а представляют собой следствия благоприятного (биофилия) или неблагоприятного (некрофилия) психосексуального развития личности. «Биофилия — это страстная любовь к жизни и ко всему живому. Это стремление поддерживать рост и развития независимо от того, идет ли речь о развитии личности, растения, идеи или социальной группы» (Э.Фромм, 1992, с.78). Биофил склонен к конструктивной деятельности и предпочитает кем-то «быть», а не что-то «иметь». Биофилию Э.Фромм понимает как биологически нормальный импульс, в то время как некрофилия, по его мнению, — психопатологическое явление (там же, с.79).

Читайте также:  Таблица замерзания трансмиссионного масла

К основным особенностям «некрофила» Э.Фромм относит склонность к деструктивным действиям (нанесение вреда себе, другим людям, животным, а также неживым объектам); повышенный интерес к тематике смерти, болезней и похорон; сосредоточенность на материальных проблемах и на событиях прошлой жизни; холодность в общении и т.д. Если следовать логике Фромма, то пристрастие к фильмам ужасов и «черному» юмору, склонность к культам, имеющим «дьявольский» характер, также свидетельствуют о «некрофилизме» личности – то есть, о наличии у нее значительных внутриличностных конфликтов.

В отличие от психоаналитической традиции, предполагающей, что источниками внутриличностного конфликта являются внутренние структуры психики человека, в интеракционистском подходе (Дж.Мид, Ч.Кули и др.) личность выполняет различные роли, нередко противоречащие одна другой. В результате складываются внутриличностные проблемы, порой трудноразрешимые. Например, весьма распространен конфликт женщины, сочетающей роли матери и работника-профессионала. Другой пример —конфликт ролей секретарши или лаборантки, выбранной председателем профсоюза.

На основе подходов другого популярного направления в западной социальной психологии ХХ века — когнитивизме (К.Левин, Л.Фестингер и др.) — выделяется еще один тип внутриличностного конфликта — когнитивный диссонанс. Он возникает «в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми «знаниями» (мнениями, понятиями) об одном объекта» (Социальная психология. Словарь, 2005, с. 10.11).

К сожалению, объем данного учебного пособия не позволяет изложить подходы других психологических направлений к внутриличностному конфликту, рассмотреть проблему невротизации личности, депрессивных состояний, проблемы суицидального поведения, хотя все эти проблемы неразрывно связаны с взаимоотношениями личности на межличностном уровне и на уровне «личность — группа». С данными вопросами можно познакомиться в психотерапевтической литературе. Среди наиболее известных показателей внутриличностного конфликта можно выделить неадекватность самооценки, противоречия в образе «Я», противоречия ценностно-мотивационного выбора, отрицательные переживания, психоэмоциональное напряжение и т.д. В конфликтологической литературе часто встречается следующая классификация конфликтных личностей, которую мы даем в нашей редакции (Таблица 2).

Источник

Тема 1. Внутриличностные конфликты

date image2015-04-23
views image3526

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Определение внутриличностного конфликта. Концепции. Специфика. Условия возникновения. Виды внутриличностных конфликтов.

Категория внутриличностных конфликтов объединяет психологические конфликты, состоящие в столкновении различных личностных образований (мотивов, целей, интересов и т. д.), представленные в сознании индивида соответствующими переживаниями (Краткий психологический словарь, 1985, с. 152). Конфликты этого вида в психологической литературе обозначаются как внутриличностные, личностные, внутренние, интрасубъектные, интраперсональные, наконец, как просто психологические. Все указанные понятия используются как синонимичные.

Личностный конфликт представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

По В. С. Мерлину, психологический конфликт — это “состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или в возникновении новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности” (В.С. Мерлин «Личность и общество», Пермь, 1990).

Психологический конфликт возникает при определенных условиях. Внешние условия должны быть таковы, что “удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности или становится вовсе невозможным или ставится под угрозу” (там же). Возникновение этих внешних условий конфликта неизбежно вследствие ограничений, диктуемых общественной жизнью, а также в силу того, что на основе удовлетворения одних мотивов возникают другие, неудовлетворенные, и т. д.

Однако психологический конфликт возникает, только если эти внешние условия порождают определенные внутренние условия, которые представляют собой противоречия между различными мотивами и отношениями личности или между ее возможностями и стремлениями. Именно поэтому, подчеркивает В. С. Мерлин, психологические конфликты возможны только у человека. Еще одно необходимое, по В. С. Мерлину, условие психологического конфликта — это субъективная неразрешимость ситуации.

Общее же значение психологических конфликтов в психической жизни человека определяется тем, что “в психологическом конфликте изменяются прежние и формируются новые отношения личности; изменяется самая структура личности”. Таким образом, “развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности”.

Отечественные исследователи (См., например, [5]) подразделяют все концепции, описывающие механизм внутриличностного конфликта по определению предмета столкновения (или по критерию связи со внешней средой): интрапсихические, ситуативные и когнитивистские.

· Психодинамические (интрапсихические) подходы опираются на биопсихическую основу индивида и представлены в теориях З. Фрейда, К.Г. Юнга; А. Адлера; Э. Фромма; К. Хорни.

· Ситуационные подходы, опирающиеся на представление конфликта как реакции на внешнее стечение обстоятельств в работах бихевиористов Д. Скинера, необихевиористов Н. Миллера, Дж. Долларда.

· Когнитивные подходы основываются на понимании конфликта как познавательного феномена в работах К. Роджерса; А. Маслоу; К. Левина; В. Франкла; Л. Фестингера.

Т.е. решение вопроса о том, что сталкивается — связано с общей методологической ориентацией исследователя. Эти общие парадигмы сливаются у некоторых авторов в синтетические концепции, которые становятся в большей или меньшей степени эклектичными.

Внутриличностный конфликт — это острое негативное переживание, вызванное борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решений. Э. Шостром сравнивает ситуацию конфликта с двухпартийной системой демократии: в каждом из нас заложена такая двухпартийная система, при которой одна часть у власти, другая в лояльной оппозиции. Но оппозиция может предполагать не только контроль и критику, но и жесткую бескомпромиссную борьбу, т.е. конфликт.

Специфика внутриличностного конфликта состоит в следующем:

· особенность структуры конфликта отсутствие субъектов конфликтного противостояния в лице отдельных личностей или групп, сторонами конфликта становятся различные внутриличностные образования;

· специфичность форм протекания и проявления: такой конфликт протекает в форме тяжелых переживаний, сопровождается специфическими состояниями страхом, депрессиями, стрессом, может вылиться в невроз или психоз;

· латентность протекания как для окружения, так зачастую и для самого индивида.

Внутриличностные конфликты можно разделить на 2 группы, исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

· результат перехода объективных противоречий во внутренний мир человека (моральные, адаптационные конфликты);

· возникающие из противоречий внутреннего мира личности как отражение отношения личности к окружающей среде (мотивационные конфликты, неадекватная самооценка).

Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:

· психологическое равновесие внутреннего мира личности;

· нарушение равновесия, осложнения, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими;

· невозможность реализации планов и программ, разрыв жизни, невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится жизненный кризис.

Показатели внутриличностного конфликта по А.Я. Анцупову и А.И. Шипилову [3]:

Когнитивная сфера: противоречивость образа я; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Условия возникновения внутриличностного конфликта:

Личностные условия связаны с возможностью осознания существующего противоречия:

· актуализация сложности внутреннего мира личности (при ее наличии);

· сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;

· высокий уровень развития чувств и ценностей;

· сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу, рефлексии.

Т.е. конфликт возможен только при условии наличия у индивида сложного внутреннего мира и актуализации этой сложности. Здесь проходит теоретическая граница между ситуациями фрустрации и конфликта. Ситуация фрустрации предполагает наличие материального или идеального запретов или преград, которые выступают для индивида как самоочевидные, не обсуждаемые, являясь по существу психологически внешними. Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации превращается в собственно конфликтную ситуацию.

· внешние: борьба с природой, порождение новых мотивов в результате удовлетворения старых, ограничение важных для человека мотивов со стороны общества;

· внутренние: противоречия равно значимых сторон личности, осознание субъективной неразрешимости ситуации.

Источник

Adblock
detector