Меню

Плюсы и минусы раскольникова таблица с цитатами



Сочинение: Характеристика Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание» (+ таблица)

(375 слов) В психологическом романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на передний план выведены чувства и мысли главного героя – Родиона Романовича Раскольникова. Автор в произведении использует несколько приёмов психологизма: сны, интерьер, внешний вид, диалоги.

Так, внешний вид главного героя автор нам описывает уже на первых страницах произведения, как и внутреннее убранство его комнаты. Родион Романович высокий, худой молодой человек, «с прекрасными тёмными глазами». Его одежда говорит о бедном состоянии бывшего студента юридического факультета: старый, поношенный костюм, шляпа вся в дырах, рыжая. В таком виде стыдно было появляться на улице, но Раскольникову на тот момент уже абсолютно неважно, как он выглядит. Его несколько дней мучили одни и те же мысли, терзал страх, тревожили сомнения. Герой метался из стороны в сторону, не мог решиться испытать свою теорию.

Несколько факторов побудили Раскольникова совершить преступление. Прежде всего, это та обстановка, в которой зародилась такая негуманная теория. Родион Романович жил в тесной, маленькой комнатушке, похожей на шкаф, на гроб. Мысли теснились в этой душной комнате, душа требовала простора. Даже обои в комнате имели болезненный вид: стены были жёлтые, в некоторых местах обои отходили от стен. Вся мебель отражала нищету героя. Стулья, стол были все в пыли, огромный старый диван уже был совсем непригодный. И в такую обстановку развала, гниения каждый день приходил Раскольников.

Характер Раскольникова лучше всего проявляется во взаимодействии с окружающими людьми. Многие говорят о нём, как о странном, скрытном, высокомерном человеке. После преступления он ведет себя резко, грубит, нервно разговаривает. Поэтому может сложиться негативное впечатление об этом герое. Однако нельзя забывать о великодушии Раскольникова. Будучи бедным студентом, он отдает последние деньги семье Мармеладова на похороны. Долгое время Родион Романович помогал другому студенту, пересылал ему средства на жизнь. Также следует не забывать, что герой пытался помочь пьяной девочке, с которой случайно столкнулся среди улиц Петербурга. Такие поступки говорят о добросердечности персонажа, о его умении сострадать людскому горю.

Несмотря на то, что теория Раскольникова подразумевала разрешение на убийство, её создатель «всё-таки не безнадежный подлец». Родион Романович неравнодушен к чужим бедам, он всегда старается бороться с несправедливостью, помогать униженным и оскорбленным. Герой способен любить – это чувство открывается ему благодаря Соне, однако лишь на каторге. Роман Достоевского «Преступление и наказание» не о жестоком убийце, который оказался по ту сторону добра и зла, а о «задавленным бедностью», честном человеке, который был вынужден пойти на преступление.

«ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то.» (разумихин о родионе)

Источник

Образ и характеристика Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание»

Роман Достоевского – удивительное произведение русской литературы. О нем спорят во все столетия. Никто не может пройти мимо текста, не оставив в нем частичку своей души.

Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — это основные части содержания, дающие понимание всему сюжету книги и состоянию целой эпохи русской истории.

Внешность героя

Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности. Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды. О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:

    пронзительные глаза темного цвета;

«…все лицо прекрасное…»;

замечательно «…хорош, … привлекателен собой…»;

Чуть выше среднего по росту;

Тонкая и стройная фигура;

Черты лица юноши тонкие и выразительные;

Контраст внешности и одежды удивителен. Вещи поражают мешковатостью, грязью и бедностью. Обычный прохожий посчитал бы его одежду лохмотьями и постеснялся бы выйти в ней на улицу, но Родион спокоен и уверен в себе. Как одет Родион:

    «…широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто…»;

«…очень широкое, настоящий мешок…» (о пальто);

«… рассыльный, лучше одет…».

Одежда – становится причиной нелюдимости, от юноши просто хочется отодвинуться, отойти в сторону.

Положительные черты характера

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.

Автор выделяет особенные черты героя, объясняет, почему он является главным персонажем сюжета романа. Какие черты характера можно считать положительными у человека, пришедшего к преступлению:

    Ум и образованность. Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка.

Хороший сын и брат. Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания.

Владение литературным талантом. Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом.

Смелость. Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:

    Чрезмерная необоснованная гордость. Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.

Тщеславие. Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.

Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

Источник

Характер Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, черты, особенности, противоречивость, своеобразие

harakter-raskolnikova-cherty-osobennosti-opisanie-protivorechivost-svoeobrazie
Раскольников
(актер Г. Тараторкин),
фильм 1969 г.

Родион Раскольников является главным героем знаменитого романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлено описание характера Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: черты, особенности, противоречивость и своеобразие характера героя.

Смотрите:
— Все материалы по «Преступлению и наказанию»
— Все материалы о Раскольникове

Характер Раскольникова в романе «Преступление и наказание»: описание, черты, особенности, противоречивость, своеобразие


Родион Романович Раскольников — бывший студент, бедный 23-летний молодой человек. Три года назад он приехал из провинции в Петербург, чтобы учиться на юриста в Петербугском университете.

Характер Раскольникова отличается противоречивостью и двойственностью. Эту особенность отмечают сразу несколько его близких людей:

При всех своих недостатках и пороках Родион Раскольников является любящим сыном и братом:

Основные черты характера Раскольникова

Это было описание характера Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Достоевского: черты, особенности, противоречивость, своеобразие характера героя.

Источник

Родион Раскольников

Содержание

  1. Описание героя
  2. Роль героя в произведении
  3. Развитие героя по мере сюжета
  4. Отношение автора к герою
  5. Прототипы
  6. Экранизации героя

Родион Романович Раскольников – главный герой романа Ф.М. Достоевского, бывший студент университета, вынужденный оставить обучение из-за отсутствия средств. Юноша живет в крайней нищете на деньги, присылаемые матерью. Является автором собственной концепции, следуя которой, решается на убийство человека.

Читайте также:  Оперативная память разгон таблица

Подлинным прототипом Раскольникова является Герасим Чистов, приказчик, принадлежавший к общине раскольников. Его жертвами стали две пожилые женщины, убитые им с целью грабежа. Также существуют исторические и литературные прототипы героя, информацию о которых можно найти в соответствующем разделе статьи.

Описание героя

Биография, внешность

Раскольников – молодой человек в возрасте двадцати трех лет, до недавнего времени – студент юридического факультета университета. Из близких родственников у юноши есть мать, Пульхерия Александровна и сестра Дуня, которые живут в Рязанской губернии. Отец Раскольникова давно умер, умер и младший братик Родиона, не доживший до полугода. Почти три года Раскольников не видел родных, поэтому в письмах, которые он получает от матери, сквозит тревога. Пульхерия Александровна переживает, не поддался ли ее Родя «новейшему модному безверию», не оставил ли он веру в «благодать Творца и Искупителя нашего?»

Внешность у Родиона привлекательная и броская. Молодой человек «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темнорус, ростом выше среднего, тонок и строен». Разумихин, университетский товарищ Раскольникова за полтора года общения хорошо узнал Родиона и так рисует его психологический портрет: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время (а может, гораздо раньше) мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр… Иногда… холоден и бесчувственен до бесчеловечия… точно в нем два противоположные характера поочередно сменяются». Уже несколько месяцев Раскольников не посещает университет «за неимением чем содержать себя», в данное время у него нет ни уроков, ни денег.

Характеристика личности

Уход из университета негативно отразился как на внутреннем состоянии, так и на внешнем виде героя. На него навалилась тяжелейшая депрессия, он постоянно пребывал «в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию». Сутками он мог не покидать свою каморку, похожую на гроб, а если и появлялся на улице – сразу привлекал внимание прохожих своим опустившимся видом. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Из-за отсутствия денег Родион давно перестал платить за квартиру, поэтому старался как можно реже попадаться на глаза хозяйке.

Эта ситуация была настолько унизительна для Раскольникова, что в нем постепенно нарастало злобное презрение ко всему окружающему, а в глазах все чаще появлялось выражение «глубочайшего омерзения». Все эти признаки указывали на то, что всей его сущностью начинала овладевать пока еще неясная, но навязчивая идея.

Но были в характере Раскольникова и другие черты, которые выявляли в нем способность сопереживать и делать добро. Так, из показаний Разумихина следствию, становится известно, что Родион Романович, еще будучи студентом, содержал на своем иждивении больного туберкулезом сокурсника, а после его смерти взял опеку над его старым и немощным отцом. Возил старика по больницам, а когда тот умер, похоронил его на свои средства. Квартирная хозяйка Раскольникова рассказала о пожаре, в котором едва не погибли ее дети. Родион успел вытащить их из квартиры и сам при этом получил ожоги. Недавно Раскольников совершил еще один благородный поступок, отдав последние деньги на похороны Семёна Захаровича Мармеладова.

Зарождение теории Раскольникова

Раскольников не вписывается в рамки обычных героев. Это особый тип героя-мыслителя, главным для которого является поиск истины, правды и справедливости. Но благородство этой цели меркнет перед методами, которые он собирается применить для ее достижения. Несмотря на то, что общество, к которому принадлежит герой, уже пропитано идеями нигилизма и социализма, он выбирает особый путь, который приводит его к созданию собственной теории.

Примерно шесть месяцев назад, в то самое время, когда Раскольников решил оставить университет, его посетила мысль написать статью. Темой для нее он выбрал психологическое состояние преступника и назвал ее «О преступлении». Спустя несколько месяцев она была опубликована в газете «Периодическая речь». Весь смысл статьи сводился к тому, что все люди делятся на две категории: низшую и высшую. К низшей принадлежит большинство, которое Раскольников называет материалом для воспроизведения себе подобных. В высшую входят собственно люди, способные привнести в общество что-то новое, благодаря своим талантам. Подвластные люди из низшей категории призваны приумножать численность людских особей, быть послушными и не нарушать законы. Представителей высшей категории Раскольников называет «законодателями и установителями человечества». Ради идеи этим избранным властителям дается право перешагнуть «через кровь», преступить закон, ликвидировать любое количество людей, чтобы «сделать известными свои открытия всему человечеству».

Вопрос, который не дает покоя Раскольникову, заключается в следующем: к какому разряду людей принадлежит он сам? Его восхищают Наполеон и Магомет. Они грешили, уничтожали огромное количество людей, но не только остались безнаказанными, но и вошли в историю, как великие личности. Обычные люди не способны на такие поступки. Само устройство мира предполагает попрание подвластных людей «Наполеонами». Фигура «сверхчеловека» Бонопарта становится для Родиона символом его теории. Обсуждая статью Раскольникова, Разумихин и Порфирий Петрович ужасаются ее античеловеческой идеологией и приходят к выводу, что его теория страшнее военной доктрины, где официально разрешено «кровь проливать».

Тем временем, теория полностью овладевает мыслями и волей Раскольникова. Она разрастается до такой степени, что Родион уже не сомневается в том, что сможет убить. Но убить не только ради обогащения и продолжения учебы, и даже не только ради помощи матери и Дуне, а для того, чтобы испытать ее на себе, доказать себе тварь ли он дрожащая или право имеет. Следовательно, не теория в данном случае подвергается проверке (для Родиона она остается незыблемой), а сам герой. Его цель – определить, к какому разряду людей принадлежит он: «… Мне надо было узнать тогда, … вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!»

Принятие решения

Адрес процентщицы Алёны Ивановны Раскольников узнал у своего сокурсника в тот период, когда буквально умирал от голода. Он заложил у нее золотое кольцо, подарок Дуни, и выручил за него совсем маленькие деньги. С первого визита в нем зародилось чувство брезгливого отвращения к этой жадной и гнусной старушонке. В этот же вечер он стал невольным свидетелем разговора между студентом и военным, предметом которого была все та же Алёна Ивановна. Студент горячо доказывал, что жизнь этой старухи, которая богата, как жид, но берет с клиентов огромные проценты, не приносит никакой пользы обществу. Далее следовало предложение убить процентщицу, а ее деньги пустить на благие цели.

Услышанный разговор и теория «крови по совести» – все это постепенно начинает приобретать черты пока еще туманного плана. Одолеваемый мыслями, Родион идет в трактир, где знакомится с Семеном Мармеладовым. Его пьяная исповедь и поразившая Родиона история Сони, письмо матери, в котором сообщается о вынужденном замужестве Дуни, доводит молодого человека до крайности и обнажает «старые, наболевшие, неразрешимые» проблемы.

Ночью Раскольникову снится сон, в котором он возвращается в детство, и во время прогулки с отцом становится свидетелем жестокого убийства тщедушной лошадки. Эта сцена настолько шокирует Родиона, что он просыпается, полный решимости отказаться от своего плана. Но в этот же день узнает, что вечером Алена Ивановна будет дома одна. Это известие ставит последнюю точку в его сомнениях. Он бредет в свою убогую клетушку, «как приговоренный к смерти». Его воля, рассудок, свобода остаются где-то за пределами сознания. В день убийства он, словно ведомый чьей-то рукой, не в силах сопротивляться, переступает порог дома своей жертвы.

Терзания Раскольникова

Убийство процентщицы и ее ни в чем не повинной, к тому же, беременной сестры Лизаветы заставляет Раскольникова вновь и вновь пережить огромное потрясение. Теперь он оказывается «по ту сторону добра и зла», словно разделенный с остальным человечеством огромной пустыней. Внезапно он осознает весь трагизм своего предстоящего одиночества, у него развивается четырехдневная нервная горячка. Собрав последние силы и одолев лихорадку, он в полубреду выходит на улицу с одной только целью: решить все одним разом. Но при виде оживленной уличной толпы, к нему вдруг возвращается острое желание жить. «Только бы жить, жить и жить! Как бы ни жить – только жить!» Вернувшись домой, он начинает молиться, но становится смешон самому себе. Его вновь захлестывает волна безысходности, сейчас он желает только одного – уединения.

Читайте также:  Sql запросы создание таблицы и редактирование

Раскольников и Соня Мармеладова

Раскольников терзается не столько от того, что лишил жизни процентщицу и ее сестру, сколько от осознания, что оказался слабым и неспособным перенести последствия этого преступления. Его преследуют не угрызения совести, а мысль, что он не имел никакого права «переступать», оказавшись таким слабым по своей природе. Самобичевание и страдания доводят Раскольникова до полного изнеможения. Он начинает понимать, что не сможет самостоятельно выбраться из этого кошмара и в отчаянии идет к Соне Мармеладовой. Девушка не отвергает его после признания, а, наоборот, с участием выслушивает и дает совет пойти на площадь и покаяться перед людьми. «Убивать? Убивать-то право имеете?» – спрашивает она его. Непреложная истина Сони заключается в том, что каждый человек – божье создание и его жизнь неприкосновенна. Соня сама находится в нелегком положении, но она черпает силы из Библии и делится ими с Раскольниковым, у которого эти силы отсутствуют.

Соня терпеливо разъясняет Родиону, насколько важны любовь и жертвенность по отношению к людям, что лишь любовь может отогреть человеческую душу и вернуть смысл жизни. Раскольникову чужда теория Сони, и он долгое время сопротивляется ее доводам. Но ей удается на примере своей собственной жизни доказать свою правоту. Родион начинает верить девушке и вскоре осознает полную несостоятельность своей теории, что подтверждается его словами: «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?» Именно Соня, юная девушка, почти ребенок, оказывается спасительницей измученной души Раскольникова и выводит его на путь раскаяния. После приговора она не оставляет его и следует за ним на каторгу, чем еще больше укрепляет в Раскольникове веру в любовь. Герой окончательно осознает, что выбранный им путь был ошибкой, теперь же перед ним открывается другой путь – возрождение через страдания, путь, который приведет его к духовному очищению.

Роль героя в произведении

Создавая сложный психологический образ Раскольникова, Достоевский ставит своей целью обнажить нравственные проблемы современного общества и дать анализ набиравшей популярность идеи «наполеонизма» с точки зрения христианской морали. Он изображает героя, который в своем стремлении изменить мир, выбирает бесчеловечные и антигуманные способы. Автор пытается доказать эгоизм и полную несостоятельность идеи «сверхчеловека». Для этого он в мельчайших подробностях описывает крах теории Раскольникова, который так и не смог стать «Наполеоном». Наказание за преступление оказывается таким же страшным, как и само преступление. Ведь нет ничего ужаснее мук совести и страданий раскаявшегося человека. Писатель подводит своего героя к очищению через веру и любовь, которые доказывают ему всю безнравственность теории «сверхчеловека».

Развитие героя по мере сюжета

В начале повествования Раскольников описывается автором, как добрый и умный, гордый человек. Он готов прийти на помощь другим и не лишен сострадания. Но нищета, в которой он вынужден прозябать, делает его угрюмым и замкнутым. Он с трудом переносит свое унизительное положение. Отсутствие возможности что-либо изменить постепенно приводит героя к потере нравственных ориентиров. У него зарождается теория, согласно которой одним людям можно все, включая убийство, а другим – ничего. Раскольников хочет доказать, что относится к первой категории людей.

Для осуществления этой идеи он разрабатывает план убийства, как ему кажется, лишнего человека – старухи процентщицы. Он осуществляет задуманное, непреднамеренно убивая еще и сестру Алёны Ивановны, Лизавету. После преступления героя мучают кошмары, одиночество сводит его с ума, он начинает ненавидеть самого себя. Соня Мармеладова, которой он рассказывает свою тайну, убеждает героя совершить признание. Под ее влиянием меняются взгляды Раскольникова, он начинает проникаться верой, его сердце оттаивает для любви. Он отрекается от своей бессмысленной теории. Ему предстоит провести долгие годы на каторге, где его ждет полное искупление вины и духовное возрождение.

Отношение автора к герою

Достоевский не обозначает четкую позицию по отношению к своему герою, предоставляя читателям самим оценить образ этого персонажа. Вместе с тем, автор, будучи гуманистом, не оправдывает поступок Раскольникова. Он считает, что каждый человек, включая отвратительную процентщицу, имеет право на жизнь, и Раскольников не бог, чтобы решать, оставлять ее в живых или убить.

Таким образом, Достоевский является противником даже тех преступлений, которые совершаются ради благих дел, включая глобальные цели изменения общества в лучшую сторону для облегчения участи «униженных и оскорбленных». На примере Раскольникова автор показал всю безнравственность насилия, как способа изменения мира к лучшему, потому что насилие, в первую очередь, является огромной разрушающей силой для самого преступника.

Прототипы

Кроме реального прототипа Чистова, у Раскольникова есть и другие прототипы. Так, например, московский профессор А.Т. Неофитов проходил по делу о подделке билетов пятипроцентного займа. Еще одним прототипом является французский преступник Пьер Франсуа Ласенер, который был законченным убийцей, но считал себя жертвой общества.

Историческими прототипами Раскольникова являются французский император Наполеон и Магомет. Но автор при создании образа своего героя взял не характеры этих исторических личностей, а их идеи, которые пропагандируют «право сильной личности».

Литературными прототипами героя являются: персонаж из Библии Иов, который так же, как и Раскольников олицетворяет собой бунт против несправедливости; персонажи произведений Байрона (Корсар, Манфред); пират романа Ж. Санд Ускок, который разбогател путем преступления; Жюльен Сорель из романа Стендаля «Красное и черное»; пушкинский Германн из «Пиковой дамы», стремящийся разбогатеть, убив старую графиню и некоторые другие персонажи произведений разных авторов.

Экранизации героя

Самая первая экранизация романа «Преступление и наказание» состоялась в в Российской Империи, в 1909 году. Роль Родиона Раскольникова в ней исполнил Павел Орленев. К сожалению, фильм был утерян, поэтому оценить игру этого актера не представляется возможным. В 1935 году вышла американская версия фильма, в котором роль «идейного убийцы» исполнил Петер Лорре. В 1963 году итальянские режиссеры представили свою киноверсию романа Достоевского, в которой роль Раскольникова досталась актеру Луиджи Ванукки. В 2007 году был снят серил «Преступление и наказание», роль Раскольникова в котором исполнил Владимир Кошевой.

Самой известной экранизацией считается работа режиссера Льва Кулиджанова, которому удалось максимально передать все великолепие романа. Фильм вышел на экраны кинотеатров СССР в 1969 году и получил заслуженное признание зрителей и кинокритиков. Черно-белая кинолента длительностью более трех часов в точности передает мрачность Петербурга Достоевского. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой двадцатичетырехлетний актер Георгий Тараторкин.

Актеру настолько убедительно удалось войти в образ Раскольникова, что создается впечатление, как будто он сам прожил жизнь этого героя. Ему замечательно удалось передать характер и эмоции Родиона, особенно восхищает талант актера в эпизоде с лихорадкой. Раскольников Тараторкина – это идеальное попадание в цель. Это тот самый Родя, которого одолевают сомнения «тварь он дрожащая или право имеет», а передача состояния героя после убийства – пик мастерства Георгия Георгиевича. Глядя на игру Тараторкина, видишь того самого Раскольникова, которого так стремился представить читателю Ф.М. Достоевский.

  1. Наседкин Н.Н. Достоевский: Энциклопедия. — М.: Алгоритм, 2003. — (Русские писатели).
  2. Терлецкий А.Д. Словарь литературных персонажей: Русская литература: Середина XIX — начало XX вв. — М.: Московский лицей, 1997.
  3. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. — М.: Олимп, 2002.
  4. Пишем сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». — М.: Грамотей, 2007.
  5. Абельтин Э.А., Литвинова В.И. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского в контексте современного изучения классики. Абакан, 1999.
Читайте также:  Что такое ненормализованная таблица

Источник

О внутренней противоречивости Раскольникова

Зоя Орлова В романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский создал образ человека, критически относящегося к действительности и желающего сыграть в обществе значительную роль. Размышления Родиона Раскольникова о «маленьких» людях, не пытающихся защитить себя, и о противоположных личностях, способных свои человеческие права отстаивать, привели к созданию теории «о тварях дрожащих и право имеющих». Раскольников вынашивал эту идею долгое время и не решался применить на практике. Суть её в том, что в благих целях преступление, даже убийство, может быть оправдано. Родион предполагал некую справедливость, компенсирующую совершаемое во имя добра зло: разве «не загладится» убийство никому не нужной, «зловредной старушонки» «тысячами добрых дел?» А главное, Раскольников должен был проверить, является ли он сам сильной личностью.

Размышления по этому вопросу «подогрел» подслушанный в трактире разговор студента и офицера о старухе-процентщице и её сестре Лизавете. Студент говорил, что ему хочется убить и ограбить эту вредную старуху, чтобы помочь тем, кто нуждается, но признавался в своей неспособности на убийство. Высказывания студента соответствовали внутренним монологам Родиона. Мрачные мысли возникали и как результат собственной неустроенности: за обучение платить было нечем, учёбу бросил, за квартиру задолжал. На еду зарабатывать не всегда получалось, так как оплата за уроки низкая, да и «без сапог нельзя детей учить». Его тесная каморка, похожая на шкаф, вызывала тоску и раздражение, а в ней приходилось проводить большую часть суток. И район, где снимал комнату Раскольников, представлял собой трущобы с питейными заведениями, пылью, духотой на улицах.

Немаловажную роль сыграло знакомство с семьёй Мармеладовых, жившей в нищете. Катерина Ивановна была больна, трое маленьких детей голодали, сам Мармеладов прокормить всех не мог и с горя пил, а его дочь Соня «пошла по жёлтому билету», пожертвовав собою ради спасения близких ей людей. Раскольникова возмущает такое положение в обществе, когда одни идут на самопожертвование, а другие эту жертву принимают.
Своё воздействие на душевное состояние Раскольникова оказало также письмо матери, в котором она сообщала о последних событиях в их жизни. Решение сестры Дуни выйти замуж за Лужина (по расчёту) Родион воспринимает, как жертву ради него: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка. . Не хочу я этой жертвы. не бывать тому, не принимаю!»

В дальнейшем он понимает, что от лужиных и свидригайловых спастись нельзя, жертвы будут и дальше. Свидригайлов – это ещё один представитель «сильных», живущих по собственным законам. И тогда появляется вывод: «Надо решиться. Или отказаться от жизни совсем!» Значит, если теорию отвергнуть, то и жизнь, по мнению Раскольникова, не нужна, так как это равносильно отказу «от всякого права действовать, жить и любить».

Символический сон, приснившийся Раскольникову незадолго до убийства, вызывает новые раздумья: «Уж не горячка ли. начинается? Боже! да неужели. я в самом деле возьму топор, стану бить по голове, красть и дрожать. прятаться, весь залитый кровью. Господи! покажи мне путь мой». Поначалу картина жестокого убийства мужиком лошади (во сне) привела Родиона Раскольникова в ужас: он не хочет быть убийцей, в окровавленной одежде, с руками в крови. Но у него возникает мысль: «А почему приснился такой безобразный сон именно сейчас?» Жадную старуху отождествлять с бедной лошадкой не приходится, скорее, наоборот. А раз так, значит, ни сострадания, ни жалости старушонка не заслуживает, поскольку пользы не приносит, от неё только вред людям. В соответствии со своей теорией, Родион считает, что не из потребности убийства и не из-за жестокости в сердце пойдёт он на преступление, а чтобы себе самому доказать верность своих выводов. Он хочет убедиться в собственной значимости, в том, что принадлежит к людям избранным, готовым вершить суд в борьбе за справедливость. И этот сон имел особое значение для воспалённой психики человека, уже месяц размышлявшего над задуманным экспериментом. Раскольников даже на «пробу» сходил.

Вся идея убийства сводилась к проверке собственных сил: сможет ли он совершить то, на что не всякий имеет право, дело, на которое способны только сильные личности. Иными словами, может ли он, Родион Раскольников, принадлежать к людям избранным? Вот почему позднее он не воспользовался награбленными вещами и деньгами. Гордость и самолюбие были сильно развитыми у Раскольникова чувствами, он не хотел даже помощь друга принимать или пользоваться деньгами матери, сестры. И чужое, взятое после убийства, ему тоже было не нужно.

В результате «казни» над собой после убийства Раскольников приходит к выводу о бесполезности жестокой расправы над старухой-процентщицей. Ничего не изменилось в жизни отдельных людей или в обществе к лучшему, зато ему лично этот «эксперимент» принёс страдания, болезнь, муки совести. Кому стало лучше? И почувствовал ли он себя «Наполеоном»? Ничего подобного. А старушонка, которая ему приснилась, смеётся над ним, и убить её нельзя, как нельзя изменить Свидригайлова, его образ жизни, привычки. Во сне он привиделся Раскольникову в образе мещанина, а затем появился в квартире Родиона со своими предложениями. В этом также есть своя символика: Раскольников во сне идёт за Свидригайловым, который поманил его за собой, то есть это намёк на преступность замыслов того и другого. Действительно, чем лучше поступок Раскольникова в сравнении с делами того человека, который ему неприятен? Ведь он так же, как и Свидригайлов, не считался с чувствами и желаниями других людей, хоть и не заслуживающих уважения. Позднее, уже наяву, Свидригайлов говорит Родиону, что между ними есть какое-то сходство. Родиону это не нравится, и этот факт вызывает у него новые размышления. Можно ли жить с мыслями о совершённом грехе? Удаётся ли это Свидригайлову? Ведь у него тоже бывают видения: например, по его рассказам, к нему приходит умершая жена.

Совесть продолжала терзать Раскольникова и мучила его сильнее в присутствии родных, которые приехали к нему. Родион любил, даже боготворил мать и сестру. Дуня, в его понимании, может повторить судьбу Сони, если выйдет замуж по расчёту, продаст себя, чтобы помочь брату. Но ведь Раскольников, по его теории, как раз и выразил убийством старухи-процентщицы протест против бесправного, несправедливого положения людей в обществе. В то же время шло какое-то расхождение, нестыковка принципов и убеждений: если он не «тварь дрожащая», если он принадлежит к избранным, сильным личностям, то кто тогда его мать и сестра? Неужели он должен их презирать, если нужно их отнести к другому разряду, противоположному?

Все эти вопросы не были решены в болезненном сознании Раскольникова, ему нужно было много думать, чтобы сделать какой-либо вывод. Позднее этот вывод ему поможет сделать Соня Мармеладова, которая была уверена в необходимости через покаяние прийти к осознанию вины и неизбежности наказания за совершённое преступление. Зло есть зло, человек не имеет права своим судом приговаривать кого бы то ни было к смерти. И христианский принцип «не убий» остаётся главным в жизни человечества.

Правильно, мне кажется, Зоинька,вы отметили мотивы самоубийства Свидригайлова. Но при этом не делаете главного вывода: он убился именно от безверия, представляя загробный мир как баньку с пауками по углам. Да почему бы пресыщенному страстями и не убиться, если Бога нет? Вот и вы злитесь на несправедливости человеков, а грешите на Бога, не решив для себя окончательно главного вопроса.

Слушали ли вы рок-оперу «Преступление и наказание» ?

Глеб Тропин 20.10.2020 00:24 Заявить о нарушении Здравствуйте, Глеб! Я не хочу вступать в споры по религиозным вопросам, хотя моё мнение с вашим не совпадает.
Современная трактовка классических произведений вызывает раздражение, поэтому смотреть вовсе не хочется.
Всего доброго.

Источник

Adblock
detector