Меню

План маршалла и доктрина трумэна таблица



Различие между доктриной Трумэна и планом Маршалла

Знаете ли вы, когда вы понимали, что вам следовало уделять больше внимания в школе? Например, когда кто-то говорит о Доктрине Трумэна или Плане Маршалла, а вы ничего о них не знаете! Но никогда не поз

Содержание:

Знаете ли вы, когда вы понимали, что вам следовало уделять больше внимания в школе? Например, когда кто-то говорит о Доктрине Трумэна или Плане Маршалла, а вы ничего о них не знаете! Но никогда не поздно узнать больше, и вы можете начать с изучения разницы между доктриной Трумэна и планом Маршалла.

Таблица результатов

Доктрина Трумэна План Маршалла
Получил в качестве бенефициаров две некоммунистические страны Восточной Европы: Грецию и Турцию. Были бенефициарами все страны Западной Европы
Сделано для сдерживания Сделано для поддержки и помощи в восстановлении
Продвинутый президент США Гарри С. Трумэн Продвинутый Государственный секретарь США Джордж Маршалл.
Представлен в марте 1947 г. Представлен в апреле 1948 г.
Подарил 400 миллионов долларов двум странам Подарил Западной Европе 13 миллиардов долларов
Отметил начало американского интервенционизма Поддержал самый быстрый экономический рост в Европе в истории

Определения

В Доктрина Трумэна была американской внешней политикой, направленной на сдерживание распространения советского влияния в Восточной Европе. Греция и Турция, единственные некоммунистические страны в регионе, были прямыми бенефициарами доктрины. Доктрина была представлена ​​Конгрессу президентом Гарри Трумэном в марте 1947 года. В своем обращении президент просил Конгресс утвердить военную и экономическую помощь этим двум странам в размере 400 долларов.

В План Маршалла была американской внешней политикой, разработанной, чтобы помочь восстановить Западную Европу после Второй мировой войны. В общей сложности на проект, продвигаемый госсекретарем США Джорджем Маршаллом, было потрачено 13 миллионов долларов. Идея заключалась в том, чтобы предотвратить попадание любой из этих стран в ловушку коммунизма из-за бедности и отчаяния после войны.

Доктрина Трумэна против плана Маршалла

Вокруг этих двух доктрин существует большая путаница, поскольку обе они являются американской внешней политикой, начатой ​​после Второй мировой войны, и обе связаны с началом холодной войны. Однако это очень разные доктрины с разными результатами. В этом разница между доктриной Трумэна и планом Маршалла.

Бенефициары

Доктрина Трумэна указала лишь на две восточноевропейские страны, оставшиеся вне сферы влияния России, как на страны, нуждающиеся в помощи. А именно Греция и Турция. План Маршалла был направлен на Западную Европу, регион, опустошенный войной. Бенефициарами были все западные страны, начиная с границы с Западной Германией.

Сдерживание было целью, заявленной в Доктрине Трумэна. Греция и Турция были слишком близки к Советскому Союзу, чтобы не стать жертвой коммунистической доктрины. С другой стороны, восстановление и поддержка были главными причинами вмешательства на Западе через план Маршалла. На самом деле они оба были созданы для того, чтобы Советский Союз перестал распространять свое влияние.

Авторы

Президент Трумэн был первым, кто идентифицировал советскую угрозу в регионе и высказал предположение о необходимости американского вмешательства в этот регион. Идея доктрины Трумэна была просто разработана Планом Маршалла. Джордж Маршалл в то время был госсекретарем США. Он был тем, кто планировал план Маршалла, боролся за него и следил за тем, чтобы он был осуществлен.

Суммы

Доктрина Трумэна выделила 400 миллионов долларов на военную и экономическую помощь Греции и Турции. План Маршалла предоставил странам Западной Европы 13 миллиардов долларов.

Лента новостей

Доктрина Трумэна была впервые упомянута Конгрессу в обращении президента в марте 1947 года. План Маршалла был объявлен в апреле 1948 года и действовал в течение четырех лет.

Результаты

Доктрина Трумэна была первой политикой сдерживания и открыла путь для многих других аналогичных американских инициатив, включая план Маршалла. Это также ознаменовало начало обязательства Америки прийти на помощь всем «свободным людям», которые рискуют оказаться порабощенными.

План Маршалла помог Европе пережить период самого быстрого роста и устранить риск бедности и голода в регионе. В результате экономических связей, сформировавшихся в этот период, родился Североатлантический альянс.

Источник

План Маршалла

5 июня 1947 года в Гарвардском университете государственный секретарь США Джордж Маршалл заявил о необходимости поддержки послевоенной Европы и выдаче государствам, пострадавшим от военных действий денежных дотаций. При этом Маршалл призывал протягивать руку помощи, невзирая на различия в политических взглядах: не только капиталистическим державам, но и социалистическим странам. Однако в этой речи государственный секретарь обозначил лишь экономические цели, политические же задачи, которые США хотели решить при помощи этого плана, были скрыты от широкой публики. Несмотря на заявленный альтруизм (и вполне реальные положительные сдвиги в европейской экономике, наступившие после реализации намеченных мероприятий), план Маршалла стал одним из важнейших этапов развития «холодной войны».

С 1948 по 1952 годы план Маршалла определял всю американскую внешнюю политику в Европе и стал отправной точкой для создания блока НАТО в 1949 году.

Причины и цели

Помимо восстановления европейской экономики, план Маршалла преследовал и вполне прагматические цели, направленные на укрепление позиций самой Америки. Одной из основных причин появления плана Маршалла был экономический спад, начавшийся в США в 1947 году. Послевоенная Европа из-за нехватки долларов не могла закупать американские товары в прежних масштабах, что грозило США кризисом перепроизводства и безработицей. Кроме того, США не устраивал возросший после победы статус СССР. Установление экономического влияния позволило бы США ослабить положение Советского Союза в Европе.

Таким образом, план Маршалла преследовал следующие цели:

  • Поддержка разорённых войной государств: восстановление промышленности и сельского хозяйства, ликвидация торговых барьеров;
  • Восстановление товарооборота с Европой: создание платёжеспособных и стабильных рынков сбыта за океаном;
  • Перестройка европейской экономики: оттягивание капиталов из военной сферы в производство товаров широкого потребления;
  • Установление американского влияния в государствах, ориентировавшихся на СССР: недопущение прихода к власти представителей «левых» партий.

В целом, можно сказать, что в долгосрочной перспективе план Маршалла должен был стать важным инструментом сначала экономической, а потом и политической экспансии США. Он позволил начать атлантическую интеграцию. План Маршалла был логическим продолжением появившейся в марте 1947 года «доктрины Трумэна», согласно которой США должны были сдерживать развитие социализма. В рамках этой же программы позже стала осуществляться военная помощь странам, поддерживающим США.

Подготовка реализации плана

Высокопарная речь Маршалла не содержала в себе конкретного плана действий. Многие специалисты склоняются к тому, что она явно была составлена на скорую руку. Но, несмотря на это, речь встретила горячую поддержку в Великобритании и Франции. Американские политики выступали за скорейшую реализацию плана. Простые американцы также поддержали идеи Маршалла, но сугубо из альтруистических побуждений, не видя реальной политической подоплёки. Против плана Маршалла выступил только бывший вице-президент США Генри Уоллес, придерживавшийся леволиберальных взглядов. Но на него обрушилась критика.

Уже 12 июля в Париже для обсуждения дальнейших действий собрались представители США и 16 западноевропейских стран: Австрии, Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Швейцарии, Греции и Турции. В конце 1949 года к перечисленным государствам примкнула Западная Германия.

Вопреки планам Вашингтона, СССР и страны Восточной Европы, на которые оказывала влияние Москва, отказались от участия в проекте послевоенного восстановления, хотя Польша и Чехословакия дали своё предварительное согласие. Вскоре парижский форум получил название Комитет по европейскому экономическому сотрудничеству (КЕЭС). Главной задачей Комитета было определение нужд Европы и оценка имеющихся у неё ресурсов. 22 сентября был подписан экспертный доклад КЕЭС, призывавший к немедленным действиям. Доклад лёг в основу американского закона «О европейском восстановлении», утверждённом в апреле 1948 года. Осуществить все необходимые мероприятия предстояло за 4 года.

Для реализации плана Маршалла была создана Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На тот момент в её задачи входили: экономическая интеграция европейских государств; создание международного рынка; устранение барьеров, препятствующих международной торговле; определение размеров финансовой помощи для каждой страны и выработка экономических стратегий с учётом национальных особенностей того или иного хозяйства. На помощь иностранным государствам уходило около 15% бюджета США. Европе выделялись как деньги, так и оборудование. Всего в рамках плана Маршалла государствам Европы планировалось передать 17 млрд. долларов. Однако из-за начавшейся войны в Корее реализация плана была частично свёрнута, и Европа получила только 13 млрд. При перерасчёте на сегодняшние цены, эта сумма равна приблизительно 150 млрд. долларов.

Самые большие суммы на восстановление получили: Великобритания, Франция и Западная Германия – 3,2, 2,2 и 1,4 млрд. долларов соответственно. Самые скромные выплаты были выданы Португалии и Исландии – 70 и 43 млн. долларов соответственно.

Мероприятия, осуществляемые в рамках плана Маршалла

С самого начала реализации плана США выдвинули собственные требования странам, получающим помощь:

  • Исключение из состава правительств представителей «левых» партий, что было прямым нарушением суверенитета европейских государств;
  • Предоставление США всей необходимой информации о состоянии национальной экономики;
  • Отказ стран-участниц от реализации собственных национальных проектов, несмотря на то, что внедрение американских моделей часто негативным образом сказывалось на состоянии местного бизнеса;
  • Возвращение 20% дотаций экспортом сырья (в целом, финансовая помощь была практически безвозмездной, местную валюту, вырученную от продажи продукции, предлагалось вкладывать в бюджет);
  • Принудительная либерализация торговли – устранение таможенных, валютных и иных преград, создание единого европейского рынка;
  • Создание Европейского платёжного союза, который обслуживал сделки между странами-участницами;
  • В зависимости от региона, его нужд и специализации, США могли накладывать особые торговые ограничения на любую из стран. Например, Франция была вынуждена покупать не дешёвый польский уголь, а дорогой американский.
Читайте также:  Приложения для ios для работы с таблицами

Для либерализации торговли в 1949 году были подписаны Женевская и Гаванская конвенции. Они снижали таможенные тарифы и уничтожали ряд лицензий, необходимых для реализации иностранных товаров в некоторых странах. Создание единого экономического пространства подразумевало слияние национальных предприятий в огромные промышленно-добывающие конгломераты. Это, с одной стороны, позволило бы выжать из промышленности максимум, а с другой – упростило бы поставки товаров и сырья за океан.

Так обстояло дело с установлением общеевропейских правил экономической жизни. Восстановление же отдельных хозяйств шло по индивидуальным сценариям.

Во Франции и Швеции, например, внедрялись жёсткие директивные модели с централизованным планированием и национализацией крупных отраслей. В Италии же, напротив, несмотря на определённое увеличение государственного сектора, возлагались большие надежды на местных предпринимателей. Итальянские бизнесмены получали достаточно инвестиций для покупки американского оборудования и расширение производства. А в Великобритании большая часть средств была пущена на попытку стабилизации национальной валюты.

Важным шагом, принятым США в рамках реализации плана Маршалла, стало восстановление Западной Германии. Об этом решении было объявлено ещё в мае 1947 года и тогда оно вызвало возмущение в Париже. Подобные мероприятия прямо противоречили условиям, выработанным на Потсдамской конференции. Однако Вашингтон считал необходимым делать ставку именно на Германию как на главного антагониста коммунистического режима. Поэтому с августа 1947 года в Западной Германии началось активное строительство заводов и фабрик. Огромные средства вливались в кредитно-банковскую систему. Именно банкиры вывели, в итоге, страну из кризиса, скупая акции наиболее важных для национальной экономики предприятий. В дальнейшем, укрепление Германии серьёзно повлияло на расстановку политических сил на континенте. Любопытно, что предоставление экономической помощи Западной Германии происходило одновременно с выплатой Берлином репараций пострадавшим в ходе войны государствам. В этой ситуации без американской помощи европейские страны так и не получили бы своих законных компенсаций.

К 1951 году план Маршалла перерос в программу «Взаимного обеспечения безопасности», которая предусматривала не только экономическую, но и военную поддержку. Окончательное сворачивание плана Маршалла произошло во второй половине 1960-х годов, когда европейские державы стали отказываться от доллара и требовать от Вашингтона обмена американской валюты на золото. Это стало причиной серьёзного финансового кризиса в США.

Итоги

План Маршалла оздоровил европейскую экономику и привёл к повышению уровня жизни европейцев. США не только предоставили Европе деньги и обрудование, но и программу наиболее эффективного использования этих средств. Как показывает статистика, до 1947 года национальный европейский капитал использовался не совсем разумно. До вмешательства американских специалистов деньги вкладывались в нежизнеспособные проекты, не имеющие потенциала, реализовать конверсию экономики, переведя её на мирные рельсы, Европе также не удавалось. План Маршалла позволил восстановить разрушенные предприятия и построить новые; реструктурировать промышленные отрасли; возродить европейский средний класс и дать толчок дальнейшему экономическому процветанию стран-участниц проекта. К началу 1950-х годов уровень промышленного производства превысил на 40% довоенные показатели, сельского хозяйства – на 20%.

Лидерами послевоенного экономического роста стали: Италия, Западная Германия, Греция и Франция, где полученные средства были использованы весьма рационально. Американские экономические модели были гармонично вписаны в собственный хозяйственный опыт и дали максимальные плоды.

В то же время нельзя сказать, что реализация плана Маршалла была единственной причиной стабилизации экономики европейских стран. Несмотря на разрушительную войну, Европа всё же не потеряла все свои ресурсы и возможности. Осуществить все мероприятия в рамках плана Маршалла удалось только половине кредитуемых держав. Великобритания, получившая самую большую финансовую помощь, и вовсе потеряла свои лидерские позиции в экономической жизни Европы и погрузилась в циклический кризис. Кроме того, весьма показателен тот факт, что послевоенный экономический подъём произошёл в такой стране как Испания, не получившей американской экономической помощи.

Впрочем, план Маршалла стал причиной глобальных перемен в международной политике, не исчерпывающихся одними только изменениями национальных экономик:

  • Доллар стал главной валютой для международных расчётов;
  • Усилилась зависимость Европы от США;
  • Сложилась биполярная система, где друг другу противостояли Вашингтон и Москва, то есть, НАТО и Организация Варшавского Договора соответственно;
  • Возникло единое европейское экономическое пространство, основы которого были заложены в 1957 году Римским договором о создании Европейского экономического сообщества.

Источник

Начало Холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла

Начало Холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла

железный занавес

После окончания Второй Мировой войны руководство СССР делало всё возможное, чтобы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к власти пришли просоветские силы, прежде всего коммунистические партии. СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В Греции набирало мощь партизанское движение, руководимое коммунистами и подпитываемое поставками из пограничных Албании, Югославии и Болгарии, где уже находились у власти коммунисты. На Лондонском совещании министров иностранных дел стран постоянных членов Совета Безопастности, СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить присутствие в Средиземноморье.

СССР стремился использовать систему коллективной безопасности для расширения своего могущества. Это было замечено странами Запада и вызвало тревогу. Во Франции и Италии компартии стали самыми крупными политическими партиями в своих странах. Здесь и ещё в ряде стран Западной Европы коммунисты были в составе правительств. Кроме того, после вывода из Европы основной части американских войск, СССР превратился в доминирующую военную силу в континентальной Европе. Всё благоприятствовало планам советского руководства.

Поиск ответа на советский вызов шёл и в государственном департаменте США. Важную роль в этом сыграл американский дипломат, специалист по России Джордж Кеннан. В феврале 1946 года, работая в посольстве США в Москве, он в телеграмме в Вашингтон изложил основные принципы политики «сдерживания». По его мнению, правительству США надлежало жестко и последовательно реагировать на каждую попытку СССР расширить сферу своего влияния. Далее, для того чтобы успешно противостоять проникновению коммунизма, странами Запада следует стремиться к созданию здорового, благополучного, уверенного в себе общества. Политика «сдерживания» рассматривалась им как способ предотвращения войны и не была нацелена на нанесение СССР военного поражения.

Таким образом, американская политика в отношении СССР приняла новое направление: был взят курс на ограничение распространения коммунистической идеологии в странах западной Европы и поддержки Советским союзом коммунистических движений.

Новая политика выражалась в экономической, финансовой и военной помощи некоммуннистическим, в том числе антидемократическим, режимам. Новую внешнеполитическую доктрину США изложил президент Гарри Трумэн в выступлении 12 марта 1947 г. в американском конгрессе. Она получила название доктрины Трумэна. Начинался длительный период холодной войны. Противники доктрины Трумэна опасались, что её осуществление может привести к вооружённому столкновению с СССР.

12 марта 1947 г. Трумэн произнес речь на объединенном заседании сената и палаты представителей. Отметив вначале, что серьезность положения заставила его явиться перед общим собранием конгрессменов, он обрисовал мрачными красками положение в Греции. «Греческое правительство, говорил он, работает в условиях хаоса. Греческая армия мала и плохо экипирована. Она нуждается в снабжении и в вооружении для того, чтобы восстановить власть правительства над всей территорией Греции». Признавая, что он предлагает вмешиваться во внутренние дела других, далеких от Америки государств и что курс, который он рекомендует взять, очень серьезный, Трумэн пытался оправдать свою политику тем, что США должны вмешиваться в жизнь других народов якобы для того, чтобы помогать большинству против меньшинства. В действительности, как отметил Д.Горовиц в книге «Колосс Свободного мира», США неуклонно поддерживают за границей имущих против неимущих, образующих явное большинство. Заявив, что «мир не стоит на месте и что статус кво не нерушим», Трумэн дал понять, что США согласятся лишь с такими изменениями в мире, какие они считают правильными. Если, говорил он дальше, США откажутся «от оказания помощи Греции и Турции в этот роковой час, то это будет иметь далеко идущие последствия для Запада, так же как и для Востока». И Трумэн просил конгресс ассигновать на «помощь» этим двум государствам в течение ближайших 15 месяцев 400 млн. долл. В заключение Трумэн сказал, что США потратили на вторую мировую войну 341 млрд. долл., что ассигнования, которые он сейчас предлагает, это пустяки: всего лишь 0,1% расходов США на эту войну. Обращение президента США 12 марта 1947 г. к конгрессу получило название «доктрины Трумэна». Несмотря на проведенную подготовительную работу, «доктрина Трумэна» встретила сильную оппозицию в конгрессе. Прения затянулись на два месяца. В конгрессе многие отдавали себе отчет в том, что означает затея президента США. Один конгрессмен в своем выступлении заявил: «Мистер Трумэн требует вмешательства Америки в крупном масштабе в политические, военные и экономические дела Балкан. Он говорит о таком вмешательстве также в другие страны. Если бы это даже было желательным, США не так сильны, чтобы управлять миром с помощью военных сил.» Трумэн сравнивал свою доктрину с «доктриной Монро». Но «доктрина Монро» предусматривала не вмешательство Америка в дела других континентов. Трумэн не только распространил свою доктрину на государства, расположенные в Европе и в Азии, но пошел гораздо дальше. Монро выступил против вмешательства иностранных государств во внутренние дела латиноамериканских стран. Трумэн взял на себя защиту существующего строя Турции и Греции не только против внешней, но и против внутренней угрозы. Он поступил так же, как за столетия до него «Священный союз» европейских монархов, который защищал старые реакционные режимы и против которого как раз выступил Монро. Таким образом, между этими двумя доктринами имеется существенное различие. 22 мая 1947 г. «доктрина Трумэна» вступила в силу. Конгресс, санкционируя вмешательство США во внутренние дела стран Ближнего Востока, одобрил поддержку Вашингтоном реакционных сил и режимов во всем мире, курс, поистине чреватый далеко идущими последствиям. Своей доктриной Трумэн добился того, что конгресс возложил на США односторонние обязательства, не обеспечив себя ни союзниками, ни поддержкой ООН. В соответствии с этой доктриной правительство Трумэна, в частности, решило оказать военную помощь Франции в ее колониальной войне в Индокитае, что в конечном итоге привело к скандальной и позорной для Америки войне во Вьетнаме. В Греции и Турции Вашингтон преследовал военно-стратегические цели, и в их числе — укрепление позиций нефтяных монополий США на Ближнем Востоке. Но в общем большом плане «холодной войны» «доктрина Трумэна» представляла лишь предварительную, подготовительную операцию. Основным полем действий в этой войне Вашингтон в то время считал Западную Европу.

Читайте также:  Быт 19 века таблица это

После всестороннего обсуждения Маршалл изложил публично основные моменты этого плана в своей речи 5 июня 1947 г. в Гарвардском университете. Так зародился «план Маршалла». Этот план преследовал далеко идущие экономические, политические и военно-стратегические цели. Западная Европа служит не только прямо, но и косвенно важнейшим рынком для американского капитализма. Экспорт продовольствия и сырья в Европу из Латинской Америки, Канады и других стран увеличивает покупательную способность, а следовательно, и значение этих стран как рынка для товаров США. В 1947 г. экспорт США превысил импорт примерно в 2,5 раза, а экспорт США в Европу превысил импорт из Европы в 7 раз. Такой ненормальный баланс в американской торговле с Европой неизбежно должен был в дальнейшем оказывать пагубное воздействие на все состояние внешней торговли США. Принимая во внимание обострившуюся борьбу двух систем в результате развернутой Соединенными Штатами политики «холодной войны», в Вашингтоне считали, что стабилизация и усиление позиций капитализма в Западной Европе выгодны для США экономически и необходимы политически. Между тем в первые послевоенные годы частный капитал США неохотно шел за границу. Со временем окончания ленд-лиза в 1945 г. до весны 1949 г. правительство США предоставило иностранным государствам в виде займов и субсидий около 20 млрд. долл., а экспорт частного капитала из США составил за это время лишь около 1,5 млрд. долл. А главное, в Вашингтоне в это время готовились планы объединения капиталистической Европы против СССР.

план Маршалла

Для этого необходимо было прежде всего подкрепить экономически и политически позиции капитализма в Европе. И «план Маршалла» действительно послужил экономической и политической основой для агрессивного военного союза. Спустя почти 20 лет в сенате США открыто признали : «План Маршалла положил основу Североатлантическому союзу». Таким образом «план Маршалла» наряду с некоторыми экономическими задачами имел, как и «доктрина Трумэна», военнополитическое назначение. Но официально решили, как рекомендовал Совет по планированию политики, преподнести этот план как чисто экономическое, даже филантропическое, мероприятие. Маршалл в своей речи в Гарвардском университете заявил: «Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса.» В общем «план Маршалла», как и «доктрина Трумэна», преследовал военно-стратегические и политические задачи, но только несравненно более крупные. Он также, хотя более осторожно, завуалированно предусматривал вмешательство США во внутренние дела стран Западной Европы. Но формально Маршалл старался придать своему плану демократическую окраску. Он говорил, что европейские государства, желающие пользоваться его планом, должны сами проявить инициативу и выработать детали этого плана, подсчитывая необходимые средства и т.д. В конгрессе США «план Маршалл» встретил более сильную оппозицию, чем «доктрина Трумэна». Ведь речь сейчас шла о несравненно более крупных ассигнованиях. Первая сессия конгресса закончила свою работу, ничего не предприняв в этом отношении.

Одновременно с подготовкой и проведением «плана Маршалла» США вместе с Англией проводили в оккупированной Германии сепаратные действия, срывающие выполнение решений Потсдамской конференции и работу Контрольного совета четырех держав, восстанавливая западногерманские промышленные монополии-застрельщиков двух мировых войн, подготавливая почву для ремилитаризации Западной Германии и превращения ее в военного союзника США. 2 декабря 1946 г в Вашингтоне было заключено соглашение о слиянии американской и английской зон оккупации в Германии, образовавших так называемую Бизонию. Летом 1948 г. к ним присоединилась и французская оккупационная зона , таким образом, создалась Тризония. 18 июня 1948 г. США, Англия и Франция объявили о проведении в западных зонах Германии сепаратной денежной реформы.

Через пять дней, 23 июня, самовольно, без санкций советских властей, они распространили эту реформу на Западный Берлин, находившейся в советской зоне и имевшей свободное общение с Восточным Берлином и всей Восточной Германией, что спровоцировало первый Берлинский кризис. В Вашингтоне принимали меры к тому, чтобы втянуть в свою политику государства Латинской Америки, обеспечить полную поддержку Соединенным Штатам со стороны этих государств в Организации Объединенных Наций. Эти цели США преследовали на конференции министров иностранных дел американских республик в 1947 г. в Рио-де-Жанейро и на девятой панамериканской конференции состоявшейся в 1948 г. в Боготе. Конференция в Рио-де-Жанейро открылась 15 августа и продолжалась до 2 сентября 1947 г. Делегацию США возглавлял Маршалл. Перед закрытием конференции в столицу Бразилии прибыл Трумэн и выступил перед делегациями американских стран. В Рио-де-Жанейро было повторено более обстоятельное решение Чапультепекской конференции о том, что нападение на одну американскую страну будет рассматриваться как нападение на все американские государства. Участники конференции подписали договор о защите Западного полушария, который в Вашингтоне комментировали как прообраз будущего североатлантического пакта 1949 г. На Ближнем Востоке в 1947-1948 гг. после принятия «доктрины Трумэна» и «плана Маршалла» усилилась активность нефтяных монополий США. На следующий день после опубликования «доктрины Трумэна», 13 марта 1947 г., было сообщено, что американские компании решили инвестировать 227 млн. долл. в нефтеносные земли Саудовской Аравии и строить нефтепровод из района этих земель до Средиземного моря длиной в 1050 миль. 6 июля 1948 г. появилось сообщение о получении американцами большой концессии на добычу нефти в Кувейте. К арабской нефти начали проявлять большой интерес крупнейшии нефтяные монополии США. Вашингтон втягивал в «холодную войну» Западную Европу и Южную Америку, Ближний и Дальний Восток, придавал этой политике глобальный характер, углублял и обострял ее в дальнейшем созданием военных союзов. Правительство США развернуло и проводило «холодную войну» с одобрения и благословения лидеров обеих больших партий в конгрессе, несмотря на то что в отдельных вопросах между этими партиями обнаруживались известные тактические разногласия.

Итак, составной частью нового внешнеполитического курса США была программа экономического возрождения разрушенной войной Европы. Её разработал новый государственный секретарь США Маршалл. Названный его именем план был одобрен на международной конференции в Париже (12.7-22.9.1947). СССР в конференции не участвовал, так как расценил этот план как нацеленный на экономическое закабаление Европы Америкой и оказал давление на восточноевропейские страны с тем, чтобы они отказались от участия в реализации плана Маршалла. Всего же план Маршалла подписали 16 западных стран.

План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 г., когда конгресс США принял «закон об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла ( с апр. 1948 по дек. 1951) составила около 12,4 млрд. долл., причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Испанию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.

Противостояние коммунизму отразилось и во внутренней политике США. С 20 марта 1947 года в стране шла проверка взглядов американских государственных чиновников. Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности приступила к допросам первых подозреваемых.

Читайте также:  Физика открытия 20 века таблица

Источник

Доктрина Трумэна: понятие, суть, цели

Двенадцатого марта 1947 года президент Америки Гарри Трумэн выступил с речью, которая осталась в истории под названием доктрина Трумэна. Этому внешнеполитическому курсу Соединенные Штаты следовали следующие два десятилетия. Документ позволил американскому правительству установить собственные правила игры в Европе. Интересно, что отдельным положениям этого плана Белый дом следует до сих пор.

Исторический контекст

В 1947 году, когда Гарри Трумэном была предложена внешнеполитическая программа, определившая отношения США с европейскими странами на два десятилетия вперед, холодная война продолжалась уже как минимум два года. К определению даты начала этой идеологической конфронтации историки подходят по-разному. Одни полагают, что мировой порядок, то есть условные границы влияния Советского Союза и стран Запада, определила Ялтинская конференция 1945 года. Другие считают отправной точкой противостояния «Фултонскую речь» Черчилля.

«Фултонская речь»

Пятого марта 1946 года Уинстон Черчилль в присутствии президента США заявил, что Запад не может и дальше не обращать внимания на то, что свободы и права, которые имеют граждане Соединенных Штатов и Британской империи, не существуют в большом количестве государств, отдельные из которых очень сильны. Все, кто присутствовал на выступлении в Вестминстерском колледже города Фултон, что находится в штате Миссури, поняли, что под этими словами бывший премьер имел в виду Советский Союз.

Контроль СССР в Восточной Европе

Политиков беспокоил тот факт, что столицы восточноевропейских государств фактически оказались под контролем Москвы. Кроме того, в Соединенных Штатах и Западной Европе росла обеспокоенность ростом популярности социалистических и коммунистических партий.

В Греции, например, коммунисты чуть не сосредоточили в своих руках всю полноту власти. При этом страну от захватчиков освобождал не Советский Союз, а Британская империя. С 1944 по 1949 год коммунистическое крыло Демократической партии Греции даже занимало большую часть Афин и вело военные действия против официального (прозападного) руководства. Конечно, это совершалось при поддержке Советского Союза и Югославии. В 1947 году Великобритания вывела свои вооруженные силы из Греции, так что проблема легла «на плечи» Соединенных Штатов.

Источник

План Маршалла: методы экономического принуждения

В марте 1947 года президент США Гарри Трумэн озвучил новую внешнеполитическую доктрину своей страны, известную как «доктрина Трумэна». Ее основу составляла идея препятствования расширению сфер влияния СССР и коммунистической идеологии в любой точке мира и любыми способами. Инструментом реализации доктрины в экономической сфере стал «план Маршалла», призванный сделать возможно большее число государств зависимыми от США.

Политические и экономические цели «плана Маршалла»

Официально и формально «план Маршалла» представлял собой программу американской экономической помощи странам Европы с целью облегчения им послевоенного восстановления. Впервые его обнародовал Дж.К. Маршалл, бывший генерал и министр обороны, Госсекретарь США при Г. Трумэне, 5 июня 1947 года в Гарвардском университете. Так возникло название «план Маршалла», хотя разрабатывал его не Госсекретарь.

Европейские государства, разоренные войной, действительно нуждались в помощи. Значительные людские и материальные потери затрудняли для них экономическое восстановление, нарастали социальные проблемы. США же фактически не пострадали в ходе войны – их территория не подвергалась атакам, а людские потери были относительно небольшими.

Поэтому в целом ситуация складывалась удачно: Европа была заинтересована в получении американской помощи, а США были способны эту помощь оказать. При этом сама страна получала рынок сбыта для значительного количества своих товаров и дополнительный стимул к развитию.

Плакаты, рекламирующие

Однако цели «плана Маршалла» были далеки от филантропии. Также у этой якобы исключительно экономической доктрины имелся политический подтекст, отвративший многие страны от присоединения к плану.

В экономике план был нацелен на установление зависимости Европы от американских поставок. США стремились поставлять не сырье и оборудование, а готовые товары. Присоединение к плану требовало от участников определенных бюджетных изменений и кредитной политики, сообразной с американскими требованиями, снабжения американской промышленности некоторыми видами сырья. «План Маршалла» также был нацелен на максимальную нивелировку европейских экономик, устранение барьеров между ними. Экономические же связи с Восточной Европой и СССР осуждались.

План имел и политическую составляющую. Американские политики даже не скрывали, что имеют целью максимально отдалить от СССР восточноевропейские страны и помешать распространению коммунистических и социалистических идей в Западной Европе. Важнейшим условием присоединения к плану было удаление коммунистов из властных структур, и для США не имело значения, что эти люди получили свои должности в соответствии с законом, полностью демократическим путем. Вскоре в правительствах западноевропейских стран коммунистов не осталось.

С самого начала многим политикам (даже на Западе) было очевидно, что «план Маршалла» – программа экономического принуждения, инструмент реализации «доктрины Трумэна». Одним из первых на это обратил внимание вице-премьер США периода третьего срока президента Рузвельта Г.Э. Уоллес.

Европейская карикатура на

Методы реализации «плана Маршалла»

12 июля 1947 года в Париже начала работу конференция представителей европейских государств, посвященная «плану Маршалла». Участники обсуждали саму идею получения американской помощи, а также высказывали свои соображения относительно того, в каком количестве и в каком составе желали бы ее получить.

Однако реальная американская помощь зависела не от пожеланий европейских партнеров, а от мнения самих Штатов. Просьбы о предоставлении сырьевой и технической помощи обычно отклонялись либо выполнялись ограниченно. В значительных объемах осуществлялись поставки продовольствия и других сельскохозяйственных продуктов – таким образом США обеспечивали вытеснение с западноевропейских рынков советской и восточноевропейской продукции.

Поставки и кредиты сопровождались целым рядом требований, ограничивающих экономические возможности стран-участниц. Чаще всего требования запрещали импорт более дешевых товаров с Востока; но, к примеру, Англии было поставлено условие не импортировать канадскую пшеницу.

Реализация «плана Маршалла» началась с апреля 1948 года. Всего в нем приняли участие 17 европейских государств; позже план распространили на Японию и некоторые другие азиатские страны. Изначально рассчитанный на 4 года, он был свернут только во второй половине 1960-х годов. Максимальные вливания получили экономики Великобритании, Франции, Италии и Западной Германии.

Масштабы помощи Европе по

СССР и «план Маршалла»

Изначально США предложили присоединиться к «плану Маршалла» также СССР и странам Восточной Европы. Предложение заинтересовало советское руководство, ибо масштабные разрушения на значительных территориях СССР требовали огромных средств для восстановления. Страна готова была брать американские кредиты и получать американские поставки на выгодных для США условиях.

Однако советское руководство быстро разобралось в политическом подтексте «плана Маршалла». СССР не желал допускать отступления от своей идеологии и фактического отказа от независимости в обмен на американскую помощь. Соответствующие рекомендации были даны и руководству стран советского блока, поэтому их представители не приехали на конференцию в Париже.

Кроме стран советского блока, от участия в «плане Маршалла» отказалась Финляндия. Ее руководство открыто назвало план инструментом «холодной войны» и не приняло его.

Европейские государства, отказавшиеся от

Последствия реализации «плана Маршалла»

Реализация «плана Маршалла» сыграла определенную положительную роль в послевоенном восстановлении европейской экономики. Принявшие в нем участие страны получили возможность реструктуризировать и восстановить основные отрасли экономики. Вновь сформировалась прослойка «среднего класса», служившего политической опорой западных демократий. Уровень жизни населения за 20 лет заметно вырос в сравнении с довоенным. Участники плана сумели выплатить свои военные долги.

Однако в результате установилось фактическое доминирование США в европейской экономической политике. Военные долги сменились новыми – помощь предоставлялась не безвозмездно. Мировой статус европейских держав (в первую очередь Великобритании) существенно понизился. Реализация плана способствовала расколу Европы, обострению противоречий между западным и советским блоками.

«План Маршалла» фактически лежит в основе всей современной системы промышленной, финансовой и политической глобализации. Именно он привел к тому, что политические союзники США фактически стали зависимыми, лишились права проводить самостоятельную внешнюю и экономическую политику. «План Маршалла» поспособствовал появлению современных международных финансовых структур, предоставляющих помощь экономически слабым государствам в обмен на серьезные политические уступки – таких, как Международный валютный фонд.

Во многом «план Маршалла» следует считать причиной возникновения ЕС и НАТО. Условия его реализации требовали унификации различных торговых, производственных и таможенных норм, а также мер безопасности.

При этом для СССР и его союзников отказ от участия в плане вовсе не стал катастрофой. СССР вернулся к довоенному уровню производства даже быстрее, чем страны Западной Европы и сумел сам обеспечить помощь странам своего блока. Хотя уровень жизни в Восточной Европе и СССР оставался ниже, чем в США и на Западе, он все же стабильно рос, а многие недостатки компенсировались высоким уровнем социальных гарантий.

Но главное – отказ от «плана Маршалла» позволил СССР сохранить реальную независимость и способность при любых политических шагах ориентироваться лишь на собственные интересы (как их тогда понимали). В результате США не сумели стать единственным мировым лидером и навязать свои политические правила и ценности другим государствам вне зависимости от их желания.

Источник

Adblock
detector