Меню

Персонажи отцы и дети тургенева таблица

Характеристика героев романа «Отцы и дети» в таблице: описание персонажей (список)

geroi-otcy-i-deti-harakteristika-tablica
Аркадий Кирсанов.
Художник К. И. Рудаков

Роман «Отцы и дети» Тургенева — один из самых знаменитых произведений русской литературы XIX века.

В этой статье представлена характеристика героев романа «Отцы и дети» в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

Смотрите:
Краткое содержание романа
— Все материалы по роману «Отцы и дети»

Характеристика героев романа «Отцы и дети» в таблице: описание персонажей (список)

Это была характеристика героев романа «Отцы и дети» Тургенева в таблице: описание главных и второстепенных персонажей.

12 Комментарии

Дорогой друг, спасибо за ваше замечание. На счет «читать по складам», это обозначает читать по слогам, просто так выражались в те временам. В тексте есть цитата об этом — «. читал по складам. «. Мы используем это выражение, чтобы быть ближе к тексту.

На счет повторения местоимений, мы понимаем вас. Правда, таблица создана не как художественный текст, а как «сухое досье» на героя, с перечислением особенностей персонажа. Поэтому текст в таблице не претендует на «готовое красивое сочинение». Мы не преследовали такой цели. Но мы прислушались к вашему пожеланию и убрали повторы местоимений, где это возможно. Спасибо!

Источник



Отцы и дети Тургенев И.С. — читательский дневник

Тургенев Иван Сергеевич

В романе «Отцы и дети» Тургенев показал новый тип личности, к которому общество пока не готово. Поэтому Базаров одинок и не понят современниками.

Читательский дневник помогает сформулировать выводы и выявить, как художественные приемы дополняют смысловое содержание.

  1. Время и место сюжета
  2. Главные герои и их характеристика
  3. Краткий пересказ
  4. Главная мысль
  5. Вывод
  6. Система образов произведения
  7. Словарь незнакомых слов
  8. Понравившиеся цитаты

Время создания — 1860-1861 годы.
Время в книге — 1859-1860 годы.
Место сюжета — провинциальные поместья Марьино, Никольское, деревня Базарова.

Евгений Базаров — человек с новым мировоззрением, отрицающий авторитеты и старые правила. Вызывает раздражение и непонимание у старшего поколения, остается непонятым ровесниками. Умирает от тифа в возрасте 25 лет.
Аркадий Кирсанов — 23-летний юноша, приятель Базарова. Разделяет его взгляды до тех пор, пока не собирается жениться. Легко принимает традиционный уклад семьи и общества.
Николай Петрович Кирсанов — отец Аркадия, 44-летний помещик, вдовец. Добрый, мягкий, чувствительный человек. Имеет маленького сына Митю от любовницы Фенечки, на которой потом женится.
Павел Петрович Кирсанов — старший брат Николая, дядя Аркадия, отставной военный. Человек, живущий воспоминаниями. Долго хранит верность умершей женщине, которую любил. Ненавидит Базарова за его убеждения.
Анна Сергеевна Одинцова — светская красавица, вдова. Не отвечает Базарову взаимностью, но ценит его неординарность и прогрессивный ум. Любовь к ней становится испытанием Базарова, отрицавшего чувства.
Катя — сестра Анны 18-ти лет, умная, образованная и чувствительная девушка. Любовь к ней раскрывает натуру Аркадия.
Фенечка — девушка недворянского сословия, любовница Николая Петровича, родившая ему сына Митю. Ее красота и естественность вызывают влечение и у Павла Петровича, и у Базарова.

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов приезжают после университета в поместье Кирсановых. Базаров медик и естествоиспытатель, больше всего уважает науку. А еще он нигилист, поэтому отвергает любые авторитеты.

Из-за этого у него идейный конфликт со старшим поколением.

Друзья едут в город по делам, где попадают на бал губернатора. Базаров знакомится с Одинцовой, в которую влюбляется, хотя сам отрицал любовь и романтизм. Девушке нравится Евгений, но она не готова отдаться чувствам и выбирает спокойную жизнь.

Гостя у родителей, Базаров помогает отцу во врачебной практике. Заразившись тифом, молодой человек умирает. Перед смертью его навещает Одинцова. Родители Евгения тяжело переживают смерть сына.

Роман учит жить осознанной полной жизнью на протяжении всей жизни. Мысли и чувства поколения «отцов» обращены в прошлое, они с удовольствием и грустью вспоминают молодые годы. В романе постоянно звучат мотивы утраченных возможностей и невозвратности времени.

«Детям» же стоит снисходительнее относиться к старшим поколениям, а не казнить их за неудачи и отличие жизненных установок. Когда-то все повзрослеют и «отстанут» от молодежи, но это не повод превращать разногласия в ненависть. Наоборот, поиск общих ценностей – это точка роста и духовного развития.

Общество не готово воспринять новые прогрессивные идеи, хотя нуждается в этом. Традиционные семейные и сословные связи устойчивы, поэтому даже молодежь забывает о желании изменить социум. Но в основе традиционных ценностей лежат природные начала, поэтому им трудно противостоять. Новые идеи прекрасны, однако каждый человек стремится к счастью, любви, теплому кругу общения, а не к одинокой правоте.

Главный герой – Евгений Базаров, остальные образы подчеркивают, как он одинок.

✓Антагонисты/ противники — старшие Кирсановы.
✓Идейные последователи и союзники — друг Аркадий действительно увлечен идеями Базарова, но потом от них отходит. А вот Ситников и Кукшина пародируют прогрессивных личностей.
✓Женские образы, вызывающие чувства в герое.
✓Анна Одинцова — это его любовь; Фенечка вызывает страсть, влечение; Катя привлекает своим характером, ради нее Аркадий отказывается от идей Базарова.
✓Родители Евгения — подчеркивают разобщенность между поколениями. Символично, что герой умирает раньше них – общество не готово принять людей с новым мышлением.

Барежевое (платье) — сшитое из барежа, тонкой полупрозрачной ткани в несколько слоев.
Коренная — самая крепкая лошадь, которую ставят первой или по центру упряжки.
Паллиативный — метод поддержания неизлечимо больного человека без лечения.
Феска — мужская шапочка восточных народов, напоминает усеченный короткий колпак с кисточкой.
Пиэмия — то же, что и заражение крови.

✓Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник.

✓Русский человек только тем и хорош, что он сам о себе прескверного мнения.

✓Исправьте общество, и болезней не будет.

✓Нигилист – это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип.

Источник

Главные и второстепенные герои романа «Отцы и дети» (для школьников и студентов)

«Отцы и дети» — это одно из самых известных произведений Ивана Сергеевича Тургенева. После своей публикации в 1862 году книга стала сенсационной и привлекла внимание общественности своей актуальной проблематикой.

Сохрани этот сайт в закладки и поделись с друзьями в соцсетях! Портал «Знания!» — твой верный помощник в обучении 🙂

Сам Иван Сергеевич Тургенев говорил о том, что его произведение направлено против того, чтобы дворянство было передовым классом. Он говорил, что даже если учесть, что система образов в романе построена вокруг положительных представителей дворянства, они отражают собой все негативные черты своего класса – ограниченность, слабость, вялость и отсутствие интереса к жизни.

  1. Главные герои
  2. Евгений Васильевич Базаров
  3. Николай Петрович Кирсанов
  4. Аркадий Николаевич Кирсанов
  5. Павел Петрович Кирсанов
  6. Второстепенные персонажи
  7. Василий Иванович Базаров
  8. Арина Власьевна Базарова
  9. Анна Сергеевна Одинцова
  10. Катерина
  11. Виктор Ситников
  12. Авдотья Кукшина
  13. Фенечка
  14. Дуняша
  15. Петр
  16. Княгиня Р Нелли
  17. Таблица характеристики персонажей «Отцы и дети»
  18. Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети»
Читайте также:  Болонская система образования таблица

Главные герои

В романе «Отцы и дети» главный герой – это Евгений Базаров, революционер, демократ и нигилист. Также в произведении фигурируют центральные персонажи из двух различных семей:

  1. Аркадий Кирсанов. Недавно окончил университет, ученик Базарова.
  2. Николай Кирсанов. Добрый и романтичный вдовец.
  3. Павел Кирсанов. Одинокий офицер, строго придерживается либеральных взглядов.
  4. Василий Базаров. Небогат, но имеет неплохое образование, консерватор. Очень любит своего сына.
  5. Арина Базарова. Очень религиозна, обеспокоена тем, что ее сын отрекся от веры.

Сюжет романа построен вокруг противопоставления интересов старого поколения (консервативных дворян) и молодежи (новая интеллигенция, пропагандирующая прогрессивные взгляды).

Евгений Васильевич Базаров

Главным героем произведения является Евгений Базаров. Ему около 30 лет, но он является студентом-медиком. Пропагандирует нигилизм и скептическое отношение ко всему окружающему. Учит Аркадия своим взглядам, но портит отношения с его семьей и многими людьми из своего окружения. Был влюблен в Анну Одинцову до самой смерти.

Евгений – жестокий и холодный человек, который редко способен на выражение искренней привязанности. Ближе к концу романа он навсегда прощается с Аркадием и возвращается домой, где его принимают, несмотря на прежние выходки. Он начинает помогать отцу в лекарском деле и в финале произведения умирает, заразившись тифом. Примечательно, что на смертном одре Евгений все же признает, что питал чувства к Анне Одинцовой всю жизнь (она проводит время с ним в его последние дни), а после смерти над его телом проводят религиозный обряд (который он презирал при жизни).

Николай Петрович Кирсанов

Добрый отец Аркадия остался вдовцом, поэтому все свои силы вложил в любовь к сыну. На протяжении романа он не раз демонстрировал терпение и доброе отношение к меняющимся взглядам Аркадия, несмотря на вызывающее поведение его друга Базарова. Николай Петрович влюблен в Фенечку, дочь простой экономки, но скрывает свои чувства из-за того, что боится осуждения окружающих. Он имеет прогрессивные взгляды, но не разделяет увлечения сына нигилизмом, так как сам испытывает сильную влюбленность.

Это самый добрый и положительный персонаж романа, который преодолевает все предрассудки на пути к искреннему чувству и личному счастью.

Аркадий Николаевич Кирсанов

Молодой мужчина Аркадий Кирсанов только окончил университет и встретил Евгения Базарова, чьи нигилистические взгляды очень его увлекли. По своей натуре – мягкий и сентиментальный человек, который верит в искреннюю любовь и привязанность.

На протяжении романа читатель может наблюдать, как взрослеет Аркадий. Он легко поддается влиянию Базарова, но со временем пересматривает свои суждения и находит себя настоящего. Точно также меняется и его любовный интерес, а в финале Аркадий женится на скромной и доброй девушке Катерине.

Павел Петрович Кирсанов

Вместе с Николаем Кирсановым проживает и его брат Павел, бывший офицер. Он не разделяет взгляды Базарова и часто спорит с ним о различных сферах жизни.

До начала событий романа Павел был влюблен в загадочную княгиню, но пережил тяжелый разрыв и замкнулся в себе. Новым объектом его симпатии стала Фенечка, поэтому попытка Евгения Базарова поцеловать девушку приводит Павла в бешенство. Он стреляется с Базаровым на дуэли и получает легкое ранение.

В конце романа Павел получает известие о смерти его бывшей возлюбленной, а Фенечка выходит замуж за Николая. Одинокий Павел с разбитым сердцем окончательно замыкается в себе и навсегда покидает страну.

Второстепенные персонажи

Большую роль в романе играют также и второстепенные персонажи, на примерах которых автор демонстрирует разное отношение людей к жизни, происходящему вокруг них и других людей.

Василий Иванович Базаров

Отец Евгения – это небогатый, но добрый человек, который живет и управляет хозяйством своей жены. Занимается хирургией, так как ранее был медиком в армии. Он очень любит своего сына, поэтому беспокоится за его взгляды и поведения.

Василий Базаров уже давно живет в деревне, поэтому он не понимает большинство прогрессивных идей (и он даже немного переживает по этому поводу). Он религиозен и консервативен, но не стремится переубедить своего сына.

Арина Власьевна Базарова

Пожилая дворянка, мать Евгения, очень религиозна и набожна. Она очень добра и ласкова к сыну, и ее очень беспокоит его отречение от веры. Поддерживает своего мужа Василия и всегда ведет себя корректно и умно, ее окружает порядок. После смерти сына очень переживает, поэтому над его телом проводят религиозный обряд, который сам Евгений никогда не признавал.

Анна Сергеевна Одинцова

Молодая вдова Анна Одинцова становится предметом любовного интереса сразу двух мужчин – и Евгения Базарова, и Аркадия. Тем не менее, она симпатизирует лишь одному из них (Базарову), но на признания в чувствах не отвечает взаимностью.

Анна ведет себя высокомерно и гордо, поэтому со временем чувства Аркадия к ней утихают. В финале романа читатель понимает, что она просто одинокая и несчастная женщина, которая никогда никого не любила, кроме себя самой. После того, как ее сестра Екатерина выходит замуж, а тетя умирает, Анна остается совсем одна.

Катерина

Вместе с Анной Одинцовой и ее тетей проживает скромная девушка Катерина (или Катя), которую воспитывали в строгости. Она выросла скромной, но очень доброй и отзывчивой, любит слушать музыку или играть самой, предпочитает проводить время на природе. Когда Аркадий был влюблен в Анну, он проводил много времени с Катериной, так как сама Анна не стремилась отвечать на чувства взаимностью.

По мере взросления Аркадия его взгляды на мир и окружающих людей меняется, поэтому он остывает к Анне Одинцовой и все больше внимания обращает на скромную Катерину. Та отвечает взаимной симпатией, и в финале они с Аркадием женятся.

Виктор Ситников

Сын купца Виктор Ситников – это молодой человек, с которым, как сначала может показаться, приятельствует Евгений Базаров. На самом деле, Ситников не отличается большим умом или сильным характером. Он стыдится своей семьи и слепо подражает новым движениям, даже не разобравшись в их истоках или идеях. Во время общения с Аркадием и Базаровым Виктор проявляет назойливость, часто позволяет себе пошлые и глупые высказывания. Евгений презирает его за такое поведение, в то время как сам Ситников считает Базарова своим учителем.

После того, как Виктор Ситников женился, он получил новый идеал для следования – свою жену. Он во всем с ней соглашается и тем самым перекладывает ответственность на ее плечи.

Авдотья Кукшина

В современном мире Авдотью Кукшину точно называли бы феминисткой, а для того времени она являлась сторонницей эмансипации. Приятельница Ситникова и Базарова с Аркадием предпочитала вызывающее «мужское» поведение, носила вызывающую одежду и проявляла любовь к таким несоответствующим занятиям, как курение папирос или распитие спиртных напитков. Ее взгляды и поведение в романе также можно охарактеризовать как «вульгарный нигилизм».

Читайте также:  Размеры дюймовой цилиндрической резьбы таблица

Фенечка

Дочь простой экономки Фенечка рано осталась без матери. Она простая девушка, крестьянка, с добрым сердцем и чистыми помыслами. После того, как ее мать умерла, она стала любовницей барина и даже родила от него ребенка.

Непорочность, доброта и скромность девушки оставляет неравнодушными сразу нескольких героев романа. Когда Евгений Базаров проводил время у Кирсановых, он попытался поцеловать Фенечку, которой это было не по нраву. Свидетелем сцены стал Павел Петрович, который и сам испытывал симпатию к девушке, поэтому между ним и Евгением состоялась дуэль, окончательно испортившая отношения Базарова с родней Аркадия.

Сама же Фенечка питает взаимные чувства к Николаю Петровичу Кирсанову, но не решается ему об этом сказать. В финале они женятся, несмотря на все общественные предрассудки, и обретают счастье вдвоем.

Дуняша

Простая крестьянка Дуняша – служанка Фенечки, она помогает ей присматривать за рожденным от барина ребенком. Ее поведение имеет сильный контраст с другим слугой – Петров. Дуняша понимает, где ее место, и принимает жизнь радостно: она часто смеется и всегда находит поводы для веселья. В доме же ведет себя строго, но имеет доброе сердце.

Петр – это самовлюбленный слуга Павла Кирсанова. Имеет невысокий уровень интеллекта и только недавно научился читать (правда, пока по слогам), хотя уже является достаточно взрослым человеком. Несмотря на это, считает себя очень умным и очень любит демонстрировать свои «способности».

Княгиня Р Нелли

Загадочная Княгиня Р Нелли – персонаж, который встречается в романе только из рассказов других. В эту женщину был сильно влюблен Павел Кирсанов, и она имела большое значение для его судьбы. После того, как пришло известие о ее смерти, Павел покинул страну, закрылся в себе и потерял смысл жизни.

Таблица характеристики персонажей «Отцы и дети»

Для более четкого понимания классификации главных героев романа «Отцы и дети» мы предлагаем ознакомиться с таблицей, где представлена краткая информация о персонажах:

Герой Краткое описание Образ поколения
Евгений Базаров Нигилист, отрекся от веры, студент, либерал. Новое
Аркадий Кирсанов Закончил обучение, хочет следовать взглядам Базарова. Новое
Николай Кирсанов Либерал, имеет прогрессивные взгляды, очень любит сына. Старое
Василий Базаров Консерватор. Религиозен и небогат, имение с крепостными ему досталось от жены. Любит сына и не препятствует его взглядам. Старое
Арина Базарова Пожилая женщина, владелица имения с 15 крепостными. Очень религиозна и беспокоится о сыне. Старое
Анна Одинцова Богатая и самовлюбленная вдова. Устраивает у себя приемы для нигилистов. Не способна любить, в брак вступает только по расчету. Новое
Виктор Ситников Глупый и назойливый человек, который слепо следует за новой модой. Слабохарактерен, но при этом отвергает любые авторитеты. Новое
Авдотья Кукшина Сторонница эмансипации, ведет себя развязно, придерживается нигилизма в его вульгарной форме. Новое

Предметный мир в контексте характеристики героев романа «Отцы и дети»

В романе «Отцы и дети» герои часто описываются с помощью сравнения с предметным миром. С помощью таких оборотов автор раскрывает характер персонажей и показывает их отношение к окружающему миру. Например, про робкую и боязливую Фенечку он пишет, что она «высматривала как зверёк».

Автор также показывает характеристику персонажей с помощью интерьеров. Дом Василия Базарова характеризует его как доброго и образованного, но не всегда собранного и аккуратного человека. А с помощью таких приемов, как описание интерьера комнаты сразу от двух лиц (Фенечки и Павла Кирсанова) Тургенев показывает, как по-разному эти два персонажа относятся к миру.

В романе «Отцы и дети» представлен раскол интересов общества на два поколения: консервативных «отцов» и прогрессивных «детей». Примечательно, что это происходит всего за несколько лет до отмены крепостного права – события, которое сильно пошатнем привычный для русских людей уклад. В произведении есть множество примеров взаимодействия людей из разных поколений, а также показана смерть – как физическая (Евгений Базаров), так и духовная (Павел Кирсанов).

Источник

Отцы и дети (главные герои)

Роман «Отцы и дети» Тургенев написал в 1862 году. Это произведение не столько о конфликте поколений, сколько еще об одном «лишнем» человеке. Таковым стал Базаров.

Главные герои романа «Отцы и дети»:

Евгений Васильевич Базаров — человек высокого роста с темно-белокурыми, длинными волосами. «Чудесный малый, такой простой», по мнению Аркадия. Аристократическую натуру Павла Петровича возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое. Он хоть и пытается работать, делает какие-то опыты, но за ними не видно определенной цели. Его нигилизм – это маска, за которой он прячется от реальности современного бытия. Он никого не любит, не готов никого сделать счастливыми. Зная, что его ждали дома, он не спешил ехать домой, гостил сначала у Кирсановых, потом у Одинцовой. Базаров ничего не создает, он едва не разрушил жизнь в семье Кирсановых, когда, не задумываясь о нравственной стороне своего поступка, стал соблазнять Фенечку. Он возбудил в сердце Одинцовой чувство любви, но тут же отступил. На женщин он смотрел как на самок, которые служат для удовлетворения физиологических потребностей, и отрицал любовь. Но когда сам влюбился – то испугался и сбежал. Его собственные родители рядом с ним чувствовали себя как на вулкане, не смея лишний раз заговорить с ним, или выразить свои чувства. Своих друзей он попросту использует. «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип», так объясняет Аркадий принципы нигилизма Павлу Петровичу.

Правда, надо отдать ему должное, на дуэли он повел себя благородно, осмотрев и перевязав рану Павлу Петровичу.

Николай Петрович Кирсанов – барин лет 40 с небольшим, вдовец, владелец имения в 200 душ. Отец хотел отдать его на военную службу, но он был трусоват. И когда должен был отправиться на учебу, сломал ногу. Тогда отец «пустил его по штатской», отвез его учиться в университет. После смерти родителей женился по любви, и 10 лет прожил с женой в любви и согласии. Он распустил своих крестьян до узаконенной отмены крепостного права, организовал ферму, но дела не шли. Не хватало опыта, умения управлять людьми.

Аркадий Николаевич Кирсанов – сын Николая Петровича, «кандидат», окончивший университет. На какое-то время он подпал под влияние Базарова, которым восхищался, и считал что тот во всем прав. Но вернувшись в родную стихию, домой, он все больше становится самим собой. Он любит и отца и аристократа дядю, защищает его от нападок Базарова. Аркадий подпал под влияние Базарова, в глубине души оставаясь прежним. Он не столько разделял его мировоззрения, сколько просто подражал ему. И как только он расстался с Базаровым, он стал прежним. Это подтверждается словами Кати о том, что Аркадий находился под влиянием Базарова, и в нем сохранялись «старые следы… сатирического направления».

Читайте также:  Русские ученые первой половины 19 века таблица

Аркадий все чаще спорит с Базаровым, и однажды дело едва не дошло до драки.

Павел Петрович Кирсанов – 45-летний мужчина в английском костюме. Несмотря на то, что Павел Петрович не жил в столице, а всего лишь в деревне, он сохранил былые привычки. Он уделял много внимания своему туалету и своей внешности. Когда-то это был красавец мужчина. Его лицо и теперь хранило остатки былой красоты. Седые волосы были коротко острижены. Лицо было желчным, но без морщин. Особенно хороши были ясные, черные глаза. Он сохранил юношескую стройность.

Павел Петрович невзлюбил Базарова, который отрицал традиции, жизненные устои, медицину, государство. Между ними часто вспыхивали стычки, споры.

Когда-то Павел Петрович был счастливо влюблен, Но любимая покинула его. Через некоторое время Павел Петрович узнал о ее смерти. В глубинах своей души он хранил память об этой любви. В один прекрасный день он обратил внимание, что Фенечка похожа на княгиню Р. – предмет его любви и восхищения. Он заметил, что Базаров стал оказывать Фенечке знаки внимания, и, посчитав себя оскорбленным, вызвал Базарова на дуэль, где и был ранен.

Катерина – положительная героиня. Тургенев рисует ее доброй и скромной, умной и кроткой, побаивающейся своей старшей сестры.

Прокофьич – слуга в доме Кирсановых. Пожилой человек шестидесяти человек лет, беловолосый, худой и смуглый, с густыми бровями на лице, одетый в коричневом фрак с медными пуговицами и в розовом платочке на шее. Говорил он внушительно.

Фенечка — молодая женщина двадцати трех лет, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с пухленькими по-детски губками и нежными ручками. Фенечка была скромной, до стыдливости. Она была хозяйственной, как и ее мать. Фенечка любила и своего малыша Митю и Николая Петровича.

Княгиня Р. была известна в обществе, как легкомысленная кокетка, увлекалась всякого рода удовольствиями, любила танцевать до упаду, кружила головы мужчинам, которых принимала перед обедом в полумраке гостиной. По ночам она молилась, плакала, или читала псалтырь. Внешне княгина Р. была интересной, хорошо сложенной женщиной. Ее голову украшала золотистого цвета, тяжелая коса. Взгляд ее серых глаз был «быстрый, глубокий, беспечный до удали и задумчивый до уныния, — загадочный взгляд». Часто она вела себя непонятно для окружающих.

Матвей Ильич Колязин – родственник Аркадия по линии матери, был тоже из «молодых». Ему было 40 лет, и он готовился стать чиновником государственного уровня. Он был тщеславен, высокого мнения о собственной персоне. При этом старался выглядеть простым, «своим парнем»: глядел одобрительно, слушал снисходительно, смеялся добродушно. Но при этом любой чиновник мог оставить его в дураках, и вить из него веревки. Колязин был ловким и хитрым придворным. Свои личные дела умел проворачивать с необычайной ловкостью, и в этом ему не было равных.

Авдотья Никитишна (или Евдоксия) Кукшина – эмансипированная дамочка, с маленькой и невзрачной фигурой, неприятным, чем то недовольным выражением лица. Сама себя она считала добродушной и простой, тем не менее, во всех ее поступках просматривалась неестественность, фальшь.

Ситников – молодой прогрессист небольшого роста. Базаров явно был не в восторге от встречи с ним. Лицо было приятным, но в выражении его просматривались тревога и тупость. Смотрел он пристально и беспокойно. То же беспокойство слышалось в его смехе.

Анна Сергеевна Одинцова – статная женщина высокого роста. От лица ее ласковой и мягкой силой. Взгляд был спокойным и умным. Анне Сергеевне шел 29-й год. С людьми она держалась непринужденно, и неважно, кто это был: сановник или молодой, никому не известный господин. Она любила роскошь, была богата и независима. И потому ни к чему особенно не стремилась. Шла по жизни, без борьбы, без особых устремлений.

Тимофеич, отцовский приказчик Базаровых. Был настоящим дворецким, порою больше аристократ, чем его хозяева. Потертый и проворный старичок с выцветшими от времени, пожелтевшими волосами

Василий Иванович, отец Базарова — высокий, худощавый человек, с взъерошенными волосами и тонким орлиным носом, одетый в старый военный сюртук нараспашку. Василий Иванович был похож на сына. Только лоб немного ниже и рот шире. Пол подвижный и немного суетливый. В молодости был военным врачом, и сейчас иногда оказывал медицинскую помощь своим крестьянам.

Арина Власьевна, мать Базарова — кругленькая, низенькая старушка в белом чепце и короткой пестрой кофточке с трепещущим голосом. Она была настоящей русской дворяночкой. Казалось, что она явилась из прошлого: была набожна, строго соблюдала все посты, телятину и голубей не ела вовсе. Боялась грома мышей, змей и прочих гадов. Верила в предания, заговоры, гадания, сны, домовых, леших, и во все то, во что верила русская деревня. За свою жизнь прочла всего 2 книги, и писала в год по одному два письма.

В домашнем хозяйстве знала толк, но своими руками ни чего не делала. Она была по-своему доброй и неглупой женщиной. С молоком матери, она усвоила, что существуют господа и народ, который должен служить господам. Не чуралась подобострастий и поклонов, но с людьми была ласкова и нищим всегда подавала.

В молодости Арина Власьевна получила неплохое домашнее образование. Играла на клавикордах, говорила по-французски. Замуж вышла не по своей воле, и поэтому всю свою нерастраченную нежность отдавала сыну, которого любила, и в то же время, боялась. Управление имением переложила на плечи мужа и предпочитала ни во что не вмешиваться.

В романе Базаров умирает, заразившись тифом. Этим Тургенев хотел подчеркнуть, что у таких людей, как Базаров нет будущего. Аркадий женится на Кате, а его отец узаконивает свои отношения с Фенечкой. Павел Петрович уезжает за границу, чтобы там окончить свои дни.

Современная жизнь меняется с потрясающей скоростью. И это ускорение было дано примерно в веке XVIII, когда стали развиваться науки и промышленность. XIX век отличается изменениями общественного сознания. Молодежь рассуждала иначе, чем их родители. Отчасти это диктовалось политическими и экономическими событиями, происходящими в жизни страны изменениями, отчасти – желанием самоутвердиться, доказать свою взрослость. Отсюда рождалось непонимание. Но Базаров не был примером для подражания молодым. Он отрицал искусства, религию, чувства между людьми, видя только материальную основу человеческого существования, и забывая о духовной стороне, той самой, которая отличает человека от животных. И все-таки, отрицая любовь, он сам успел влюбиться.

Источник

Adblock
detector