Меню

Особенности строения образовательной ткани таблица



Образовательные ткани растений

«Всякая клетка от клетки» — Рудольф Вирхов (Omnis cellula e cellula)

Удивительным и бесконечно гениальным кажется то, что живые организмы берут начало от одной клетки. Задумайтесь, вы ведь тоже когда-то были всего лишь одной маленькой клеткой 😉

С тех пор процессы пролиферации и дифференцировки клеток ушли далеко вперед, создав настоящее чудо — вас, человека. У растения жизнь начинается точно так же — с одной маленькой клетки, из которой в дальнейшем будут развиваться ткани и органы самых разных форм. Главная заслуга роста растения принадлежит образовательной ткани.

Образовательные ткани растений

Как вы видите, на картинке схематично изображено месторасположение образовательной ткани. Главным образом это:

  • Кончик побега — конус нарастания в почках
  • Кончик корня — зона деления, прикрытая корневым чехликом для защиты
  • Камбий — обеспечивает рост растения в ширину
  • Основание междоузлий и черешков листьев — это также зоны активного роста растения

Именно в этих местах и происходит деление клеток и рост растения. Важно отметить, что сезонные изменения активности клеток камбия являются причиной возникновения годичных колец древесины. Внешний вид годичных колец обусловлен хронологической закономерностью: весной больше образуется проводящей ткани (более тонкая и рыхлая внутри), а осенью — механическая (толстая, более твердая). Именно поэтому годичные кольца на спиле дерева выглядят как чередование колец, отличающихся друг от друга.

Годичные кольца

На внешний вид годичных колец оказывают весьма сильное влияние условия внешней среды. Так, при дефиците трофического компонента (питательных веществ), к примеру, у растений, растущих на болоте, годичные кольца выглядят тоньше своих обычных размеров.

Ветер также оказывает существенное влияние: при его постоянном действии происходит перераспределение древесины по стволу. Оказывая действие на крону, ветер смещает центр тяжести дерева, что сказывается на его нижележащих отделах. Они начинают компенсаторно утолщаться для предотвращения слома дерева. При постоянно дующем ветре ствол сильно искривляется, а форма кроны становится флагообразной.

Камбий

Тема камбия и форм стволов растений весьма занимательна, и все-таки мы должны разобраться в строении самой образовательной ткани. Она представлена живыми мелкими быстро делящимися клетками с относительно крупным ядром. Объем цитоплазмы небольшой, она вязкая по консистенции, оболочка клетки тонкая. Это уязвимые клетки, которые растение оберегает по-своему, подобно тому, как животные оберегают только что появившееся потомство.

Влияние условий внешней среды на рост растения

Другое название образовательных тканей — меристемы (с др.-греч. — «μεριστός» — делимый). По времени возникновения различают первичные и вторичные меристемы.

Первичные меристемы — закладываются в эмбриогенезе

1) Вставочные меристемы (интеркалярные) — в виде отдельных участков в зоне активного роста в разных частях растения. Такие ткани можно найти в основании междоузлий у злаков, черешков листьев у многих растений. У злаковых наблюдается быстрый рост стебля за счет множественного расположения данной ткани на стебле — «вставочный рост».

2) Прокамбий — основа будущего камбия, перицикла, окружающего проводящие ткани в один или несколько слоёв (у голосеменных). В корнях перицикл является корнеродным слоем, так как в корне с него начинается формирование осевого цилиндра, наружным слоем которого он является. В нём закладываются придаточные и боковые корни, что имеет принципиальное значение для формирования корневой системы растения.

Читайте также:  Направление чистое искусство таблица

3) Верхушечные (апикальные) — формируются на верхушках стеблей и кончиках корней. В периферической части корня различают три слоя:

  • Дерматоген — в дальнейшем преобразующийся в первичную покровно-всасывающую ризодерму (эпиблему или ризодерму)
  • Периблема — образующая ткани первичной коры
  • Плерома — внутренний слой ткани центрального осевого цилиндра

Образовательная ткань

Вторичные меристемы — закладываются в постэмбриональном развитии

Камбий и феллоген (пробковый камбий) — занимают боковое положение по отношению к оси органа, обеспечивают рост вширь. Растения часто повреждаются, их задевают животные, нарушая целостность тканей и органов. На этот случай в группе вторичных меристем есть раневые меристемы, дающие начало защитной ткани в местах повреждения растения.

Вторичные меристемы

Топографическая классификация меристем

Спешу заверить, это отнюдь не сложная классификация, которой нужно бояться. Речь пойдет о взгляде на те же образовательные ткани с другой стороны. В переводе с греч. τόπος — место. Мы рассмотрим меристемы в соответствии с их месторасположением на растении.

  • Верхушечная или апикальная (лат. apex — вершина) — расположена на кончике корня и конусе нарастания побега
  • Боковая или латеральная (лат. latus — бок): камбий – обеспечивает рост стебля и корня в толщину
  • Краевая или маргинальная (лат. margo — край) меристема даёт начало листовой пластинке
  • Вставочная или интеркалярная (лат. inter — между и calaris — вставочный, добавочный) — расположена преимущественно у основания стеблевых междоузлий между зонами дифференцированных тканей.

© Беллевич Юрий Сергеевич 2018-2021

Данная статья написана Беллевичем Юрием Сергеевичем и является его интеллектуальной собственностью. Копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного согласия правообладателя преследуется по закону. Для получения материалов статьи и разрешения их использования, обратитесь, пожалуйста, к Беллевичу Юрию.

Источник

Ткани растений – строение и функции в таблице, виды и типы

Содержание

  1. Образовательные ткани (меристемы)
  2. Покровные ткани
  3. Основные ткани (паренхима)
  4. Проводящие ткани
  5. Механические ткани
  6. Выделительные ткани
  7. Что мы узнали?

Группы растительных клеток с единой функцией, строением и происхождением называются тканями растений. Важнейшими из них являются: покровные, основные, выделительные, проводящие, механические и образовательные. Рассмотрим строение и функции растительных тканей.

Образовательные ткани (меристемы)

Располагаются в зонах роста:

  • на верхушках побегов;
  • на кончиках корней;
  • вдоль стеблей и корней (камбий или боковая меристема, обеспечивает рост стеблей и корней в толщину).

Клетки меристем активно делятся и даже не успевают вырасти, они как бы всегда молодые, и потому не имеют вакуолей, стенки их тонкие, ядро крупное.

Поразительна активность верхушечной меристемы бамбука. Он растёт буквально на глазах, каждый час на 2 – 3 см!

Покровные ткани

Известно, как быстро высыхают плоды со снятой кожурой, или как легко заражается гнилью плод с нарушенной кожицей. Именно барьер покровных тканей обеспечивает сохранность мягких частей растения.

Существует три вида покровных тканей:

  • эпидерма;
  • перидерма;
  • корка.

Эпидерма (кожица) – поверхностные живые клетки различных органов. Защищает нижележащие ткани и регулирует газообмен и испарение воды растением.

Читайте также:  Изоляция энергофлекс для труб размеры таблица

Рис. 1. Клетки эпидермы под микроскопом.

Перидерма образуется у древесных растений, когда зелёный цвет побега переходит в бурый. Перидерма состоит из пробковых клеток, которые защищают побег от мороза, микробов и потерь влаги.

Корка – мёртвая ткань. Она не может растягиваться, следуя за утолщением ствола, и трескается.

Основные ткани (паренхима)

Существует три вида паренхимы:

  • фотосинтезирующая (ассимиляционная);
  • аэренхима, обеспечивает проведение воздуха внутрь растения через межклеточное пространство;
  • запасающая.

Рис. 2. Паренхима зелёного листа под микроскопом.

Проводящие ткани

Обеспечивают перемещение веществ в растительном организме. Движение осуществляется в двух основных направлениях:

  • восходящий ток, осуществляемый ксилемой;
  • нисходящий ток, осуществляемый флоэмой.

Ксилема и флоэма образуют непрерывную, похожую на водопровод, систему.

Рис. 3. Схема строения флоэмы и ксилемы.

Сосуды флоэмы составлены из ситовидных элементов, или трубок, – вытянутых клеток, поперечные грани которых похожи на сито. Ток веществ идёт через поры сита из одной клетки в другую. Клетки в сосуде как бы поставлены одна на одну.

Проводящие элементы ксилемы тоже представлены вытянутыми клетками, но поры у них расположены также и на боковых стенках клеток.

Механические ткани

Обеспечивают защиту и устойчивость растения или отдельных его частей (косточки плодов). Оболочки клеток утолщены.

Виды механической ткани:

  • колленхима(живые клетки);
  • склеренхима(мёртвые клетки).

Колленхима расположена в растущих листьях и стебле, она не препятствует их росту. Содержит клетки вытянутой формы. После прекращения роста данного участка растения колленхима постепенно превращается в склеренхиму – становится жёстче, оболочки одревесневают и толстеют.

Одревеснение повышает хрупкость склеренхимы. Льняное волокно является исключением из правила, это не одревесневшая склеренхима. Поэтому из льна получается такая мягкая ткань как батист.

Выделительные ткани

Это ткани, выделяющие из растения воду или какой-либо секрет (эфирное масло, нектар, смолу, соли и т. д.). К этому типу тканей относятся и такие, секрет которых остаётся внутри растения. Это, например, млечники, которые содержат в вакуолях млечный сок (чистотел, одуванчик).

Их основная функция – выведение ненужных веществ и защита. Так, смола в древесине хвойных защищает её от гниения.

Источник

Таблица «Растительные ткани»

группа клеток и межклеточное вещество, имеющие единое строение и происхождение и выполняющая одинаковые функции.

Характеристика растительных тканей

Тип тканей и месторасположение

Строение и жизнедеятельность клеток

Образовательная

Верхушка корня и конус нарастания стебля, в почке,

— клетки круглые, мелкие; оболочки тонкие

— крупные ядра, нет хлоропластов, вакуолей или они мелкие;

рост органов и образование других тканей

— запасающая

— всасывающая

— фотосинтезирующая.

Мякоть листа, плодов.

Середина корня, стебля

Мягкие части цветка

Главная масса коры

— Клетки округлые, крупные и средние с тонкими оболочками

— клетки вытянутые тонкостенные,

— ядро у стенки, крупные вакуоли, много хлоропластов;

— хорошо развито межклеточное вещество;

— образуются органические вещества из неорганических

— превращение и накопление веществ.

— запас питательных веществ (крахмал, белки, сахар)

— поглощение воды с минеральными веществами

Механическая:

Скорлупа грецкого ореха

— мёртвые и живые клетки вытянутые, их оболочка утолщена, одревесневела;

— цитоплазма часто отсутствует

Читайте также:  Заполните таблицу виды обществ особенности

опора, упругость, эластичность

Кожица (с устьицами) листа, пробка (с чечевичками) дерева

— мелкие и средние живые клетки с тонкими оболочками, плотно прилегают друг к другу;

— мёртвые клетки, оболочка одревесневает, оболочки толстые

связь с внешней средой (газообмен)

Жилки листа, в корне, стебле

— сосуды – мёртвые вытянутые клетки с разрушенными поперечными оболочками

— ситовидные трубки – живые клетки без ядра, вакуолей и пластид, между ними есть отверстия

передвижение воды и минеральных веществ по древесине снизу вверх

Источник

Меристемы — образовательные ткани, их признаки (Таблица, схема)

Меристема (от греческого переводится как — делимый) — это образовательная ткань, которая появляется, когда зигота делится. Она формирует тело зародыша и по мере роста растения движется во всех точках роста: верхушках корней, стеблях и основаниях междоузлий и листьев. Такие меристемы называются первичными. По положению на растении они делятся на верхушечные (апикальные), боковые (латеральные) и вставочные (интеркалярные). Клетки меристемы среднего размера, с плотной цитоплазмой, без вакуолей, с относительно большим ядром, которое занимает центральное положение. Основным свойством меристем является способность делиться по митозу и дифференцироваться, то есть превращаться в любую другую ткань. Меристемы также могут происходить из существующих тканей, например, из первичных тканей или из первичных меристем — это вторичные меристемы; к ним относят камбий, пеллоген (пробковый камбий), раневые меристемы.

Наиболее существенным отличием между меристемами является направление деления клеток относительно поверхности органа: в первичных меристемах клетки делятся в поперечном, радиальном и тангенциальном направлениях (параллельно поверхности), а во вторичных — только в тангенциальном. Это отражается в порядке расположения образованных ими клеток: клетки, образованные первичной меристемой, расположены случайным образом, а клетки, образованные вторичной меристемой, — четкими рядами, одна ячейка сверху другой, что особенно заметно в поперечных срезах корней и стеблей. Вторичные меристемы свойственны только двудольным покрытосемянным и голосемянным растениям, первичные же — являются универсальными. Органы, где функционируют вторичные меристемы, приобретают вторичное строение, а те органы, где функционируют первичные меристемы, имеют только первичное строение. Лист, цветок имеют только первичное строение, даже если они находятся на двудольном растении.

Схема классификация меристем

Таблица признаки меристем образовательных тканей

Для каких растений характерны

Для всех растений

Для двудольных и голосеменных растений

Закладываются в зародыше семени

Закладываются в сформированных тканях

Находятся в верхушках корней и стеблей

Находятся в боковых частях органов

Примеры меристем, их местоположение и функции

Верхушечные (апикальные) — протодерма и основная меристема

Апекс (верхушка) корня и апекс стебля — нарастание органов в длину

Камбий — расположен между ксилемой и флоэмой. Образует вторичную ксилему и вторичную флоэму. Обеспечивает нарастание органов в толщину.

Феллоген (пробковый камбий) расположен между феллемой (пробкой) и феллодермой. Образует комплекс перидермы (феллоген, феллема, феллодерма)

Прокамбий — образование первичной ксилемы и первичной флоэмы. Перицикл — образует камбий и феллоген

В основаниях междоузлий; обеспечивают рост стебля в длину и рост листа

_______________

Источник информации: Биология: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы/ Т.Л.Богданова —М.: 2012.

Источник

Adblock
detector