Меню

Особенности скелета человека связанные с трудовой деятельностью таблица

ОТДЕЛЫ СКЕЛЕТА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Скелет принято разделять на осевой (позвоночный столб, грудная клетка, череп) и добавочный (кости конечностей и их поясов).
Позвоночный столб образован позвонками (состоит из тела и дуги с суставными, поперечными и остистыми отростками). В разных отделах позвоночника части позвонков имеют разную форму и величину. Тела позвонков соединены межпозвоночным хрящом (остаток эмбриональной хорды). Позвоночный столб взрослого человека имеет два изгиба: лордозы (выпуклостью вперед — шейный и поясничный) и кифозы (выпуклостью назад — грудной и крестцово-копчиковый).
Грудная клетка образована грудиной и ребрами: 7 первых пар истинные (переходят в реберные хрящи и соединяются с грудиной), 8-10 пары ложные (хрящи соединяются с хрящом вышележащего ребра), 11 и 12 пары не имеют реберных хрящей и их концы остаются свободными.
Череп состоит из двух отделов: лицевого и мозгового, в полости которого размещается головной мозг. Крыша мозгового образована теменными и лобной костью, основание — затылочной, клиновидной и височными костями.
Лицевой отдел образует костную основу дыхательного и пищеварительного трактов, образован верхними и нижними челюстями.
Пояс верхних конечностей образован лопаткой и ключицей (одним концом соединяется с грудиной, другим — с лопаткой малоподвижными суставами, отодвигает плечевой сустав от грудной клетки и есть только у приматов). Тазовый пояс образован крестцом и тазовыми костями (подвздошная, лобковая и седалищная у человека срастаются в единую кость). Свободные конечности человека имеют то же строение, что и у всех наземных позвоночных.

Строение кости

Строение кости

Схема строения кости

Строение кости

Плотное и губчатое вещество кости

Скелет человека. Череп

Скелет человека череп

Основание черепа

Череп вид сбоку

Череп, вид сбоку

Позвоночный столб и грудная клетка

Грудная клетка

Грудная клетка

Плечевой пояс

Плечевой пояс

Позвоночный столб и его изгибы

Позвоночный столб и его изгибы

Тазовый пояс и нижние конечности

Cтопа

Cтопа

Коленный сустав

Коленный сустав

Тазовый пояс

Тазовый пояс

Особенности скелета человека связаны с прямохождением и трудовой деятельностью:

  • размеры мозгового отдела черепа преобладают над размерами лицевого (что отражает степень развития головного мозга);
  • отсутствуют выступы и гребни на поверхности черепа (в связи с редукцией жевательных мышц);
  • подковообразная нижняя челюсть (членораздельная речь);
  • изгибы позвоночника: лордозы (шейный и поясничный), кифозы (грудной и крестцово-копчиковый) связаны с прямохождением — амортизация при ходьбе, свобода движения туловища;
  • грудная клетка сжата в переднезаднем направлении (прямохождение — смещение центра тяжести вниз);
  • большая подвижность плечевого сустава, большой палец отставлен (предметная деятельность);
  • широкий и массивный скелет таза (прямохождение — опора для всей верхней части тела);
  • ограниченные движения в тазобедренном суставе, мощная пяточная и таранная кости, длинные массивные кости нижних конечностей, сводчатая форма стопы.

Источник



Эволюция человека (антропогенез)

Факторы эволюции человека

На ранних этапах эволюции человека главенствовали биологические факторы эволюции – изменчивость, борьба за существование, естественный отбор и т.п.

На поздних этапах эволюции человека главными стали социальные факторы эволюции – общественный образ жизни, использование орудия труда, использование огня, развитие речи.

Этапы эволюции человека

300-30 тыс.
человек разумный (подвид неандертальский)

Это подразделения внутри вида, приспособленные к конкретным условиям. Расы имеются у всех широко распространенных видов. У человека выделяют 3 большие расы (негроиды, европеоиды, монголоиды).

Расистская теория (расизм) отвергает единство человеческих рас, т.е. утверждает, что разные расы человека произошли от разных предков. Это неправда, все расы человека легко скрещиваются и дают плодовитое потомство, т.е. относятся к одному виду.

Отличия человека от человекообразных обезьян

1) Речь, подбородочный выступ.
2) Вторая сигнальная система, большой мозг, мозговая часть черепа больше лицевой.
3) Трудовая деятельность (создание и использование орудий труда), большой палец кисти противопоставлен остальным и хорошо развит.

4) Прямохождение: сводчатая стопа, расширенный таз, изгибы в позвоночнике (S-образный позвоночник), грудная клетка расширена в стороны.

Еще можно почитать

Задания части 1

Выберите один, наиболее правильный вариант. В основе расовой теории лежит отрицание
1) сходства человека и антропоидов
2) единства происхождения рас человека
3) принадлежности человека к приматам
4) морфологического единства рас

Выберите один, наиболее правильный вариант. Приспособленность человека к трудовой деятельности проявляется в
1) подвижном соединении костей
2) наличии различных отделов головного мозга
3) наличии пяти пальцев
4) разнообразии функций руки

Выберите один, наиболее правильный вариант. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа

БИОЛОГИЧЕСКИЕ — СОЦИАЛЬНЫЕ
1. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, который его иллюстрирует: 1) биологический, 2) социальный

А) пространственная изоляция
Б) дрейф генов
В) речь
Г) абстрактное мышление
Д) социальная трудовая деятельность
Е) популяционные волны

2. Установите соответствие между примером и фактором антропогенеза, для которого он характерен: 1) биологический, 2) социальный
А) трудовая деятельность
Б) абстрактное мышление
В) изоляция
Г) мутационная изменчивость
Д) популяционные волны
Е) вторая сигнальная система

СОЦИАЛЬНЫЕ
Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания социальных факторов антропогенеза. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Эволюция человека началась несколько миллионов лет назад и продолжается до сих пор. (2) Благодаря силам естественного отбора человечество приобрело характерные черты, отличающие его от остальных приматов. (3) Важной составляющей в становлении человека как разумного вида была его способность к коллективному труду. (4) Человек слишком слаб, чтобы охотиться на крупную и опасную добычу в одиночку. (5) Совместная охота и способность договориться с помощью речи значительно увеличивали шансы на выживание. (6) Появление и усовершенствование речи также способствовало более эффективной передаче навыков от старшего поколения младшему. (7) Владение различными навыками делало группу более успешной в борьбе за существование.

АВСТРАЛОПИТЕКИ — ДРЕВНЕЙШИЕ — ДРЕВНИЕ
Установите соответствие между характеристиками и древними представителями гоминид: 1) австралопитек, 2) питекантроп, 3) неандерталец. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) использование различных способов добывания огня
Б) обитание исключительно в Африке
В) объём мозга 500–600 см 3
Г) изготовление простых орудий – каменных сколов и отщепов
Д) обитание на территории современной Европы
Е) загонная охота на хищных животных

ДРЕВНЕЙШИЕ
Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. К архантропам (древнейшим людям) относятся

1) гейдельбергский человек
2) человек умелый
3) синантроп
4) питекантроп
5) неандерталец
6) кроманьонец

ДРЕВНЕЙШИЕ — ДРЕВНИЕ
1. Установите соответствие между признаком и ископаемой формой человека: 1) неандерталец, 2) питекантроп.

А) использование скребел и наконечников
Б) появление зачатков речи
В) принадлежит к виду Человек прямоходящий
Г) объем мозга 900-1100 см 3
Д) умел поддерживать огонь

ДРЕВНИЕ
Прочитайте текст. Выберите три верных утверждения. Запишите цифры, под которыми они указаны.
(1) Неандерталец — древний человек, ископаемые остатки которого были обнаружены в долине Неандерталь в Германии. (2) Жили неандертальцы в пещерах, охота велась коллективно с использованием костяных орудий. (3) Череп неандертальцев имел мощный надглазничный валик, лоб был низким, лицо скуластым. (4) Неандертальцы — самые близкие предки человекообразных обезьян. (5) Немногочисленные ветви неандертальцев сохранились до сегодняшнего дня в Африке

Читайте также:  Насыпная плотность скального грунта кг м3 таблица

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ
1. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза

1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец

2. Установите хронологическую последовательность антропогенеза
1) человек умелый
2) человек прямоходящий
3) дриопитек
4) человек разумный

3. Установите последовательность эволюции ископаемых предков современного человека в хронологическом порядке. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек африканский
2) человек разумный неандертальский
3) питекантроп
4) дриопитек (ксениапитек)
5) человек умелый

4. Установите хронологическую последовательность этапов антропогенеза. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) австралопитек
2) человек умелый
3) человек прямоходящий
4) неандерталец
5) кроманьонец

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ УМЕНИЙ
Установите последовательность совершенствования орудийной деятельности человека на разных этапах антропогенеза. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) производство каменных заготовок для изготовления ножей
2) изготовление орудий из меди-сырца
3) использование рогов, костей, перьев
4) создание «галечных орудий» путём создания сколов на камне
5) изготовление железных наконечников

ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
Выберите три варианта. В чем состоит сходство скелета человека и скелетов млекопитающих животных?

1) позвоночник имеет пять отделов
2) стопа имеет свод
3) мозговой отдел черепа больше лицевого
4) имеются парные суставные конечности
5) в шейном отделе семь позвонков
6) форма позвоночника S-образная

ЧЕЛОВЕК — ЖИВОТНЫЕ ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три варианта. Человек в отличие от животных

1) имеет кору больших полушарий
2) образует различные природные популяции
3) обладает второй сигнальной системой
4) может создавать искусственную среду обитания
5) имеет первую сигнальную систему
6) может создавать и использовать орудия труда

2. Выберите три варианта. Человек, в отличие от животных
1) влияет на среду обитания в процессе жизнедеятельности
2) имеет S-образный позвоночник
3) образует различные популяции
4) имеет первую сигнальную систему
5) обладает второй сигнальной системой
6) создает и использует орудия труда

3. Выберите три варианта. У человека в отличие от млекопитающих животных
1) тело расположено вертикально
2) позвоночник не имеет изгибов
3) позвоночник образует четыре плавных изгиба
4) грудная клетка расширена в стороны
5) грудная клетка сжата с боков
6) лицевой отдел черепа преобладает над мозговым

4. Выберите три варианта. Скелет человека в отличие от скелета млекопитающих животных имеет
1) прямой позвоночник без изгибов
2) грудную клетку, сжатую в спинно-брюшном направлении
3) грудную клетку, сжатую с боков
4) позвоночник S-образной формы
5) сводчатую стопу
6) массивный лицевой отдел черепа

ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА
Установите соответствие между признаками и представителями класса Млекопитающие, для которых эти признаки характерны: 1) шимпанзе обыкновенный, 2) человек разумный. Запишите цифры 1 и 2 в порядке, соответствующем буквам.

А) преобладание лицевого отдела черепа над мозговым
Б) пояс нижних конечностей в виде чаши
В) сводчатая стопа
Г) наличие подбородочного выступа
Д) развитые надбровные дуги
Е) сжатая с боков грудная клетка

ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА СХОДСТВО
Выберите три варианта. Сходство человека и человекообразных обезьян подтверждается

1) одинаковыми группами крови и резус-фактором
2) одинаковым набором хромосом
3) восприимчивостью к сходным болезням
4) равным числом извилин в коре больших полушарий мозга
5) сходными видами паразитов
6) преобладающим развитием мозгового отдела черепа над лицевым

ЧЕЛОВЕК — ОБЕЗЬЯНА ОТЛИЧИЯ
1. Выберите три особенности скелета, свойственные только человеку

1) наличие ключиц
2) наличие подбородочного выступа
3) облегчение массы костей верхних конечностей
4) наличие пятипалых конечностей
5) S-образная форма позвоночного столба
6) сводчатая стопа

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры под которыми они указаны. У человека, в связи с трудовой деятельностью сформировались следующие видовые особенности:
1) мелкая моторика рук
2) абстрактное мышление и речь
3) чашеобразная форма таза
4) S-образный по форме позвоночник
5) сводчатая стопа
6) значительное увеличение размеров головного мозга

3. Выберите три варианта. Какие особенности сформировались у человека в связи с трудовой деятельностью?
1) сводчатая стопа
2) развитие ключиц в плечевом поясе
3) чашеобразная форма таза
4) усложнение коры больших полушарий головного мозга
5) противопоставление большого пальца руки всем остальным
6) речь и мышление

ПРЯМОХОЖДЕНИЕ
1. Выберите три варианта. В связи с прямохождением у человека

1) освобождаются верхние конечности
2) стопа приобретает сводчатую форму
3) большой палец руки противостоит остальным
4) таз расширяется, его кости срастаются
5) мозговой отдел черепа меньше лицевого
6) уменьшается волосяной покров

2. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Приспособлениями человека к прямохождению являются следующие признаки:
1) позвоночный столб человека приобрел отчетливо выраженные изгибы в форме лука, два из которых направлены вперед, два других – назад
2) большой палец руки противопоставлен всем остальным
3) развитие коры больших полушарий головного мозга
4) формирование сводчатой конструкции стопы
5) поворот таза и резкое его расширение
6) наличие диафрагмы

3. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник образует четыре изгиба
2) кости в суставах соединены подвижно
3) пальцы руки соединены с пястью
4) пояс нижних конечностей широкий, имеет вид чаши
5) в стопе хорошо выражен свод
6) большой палец кисти противопоставлен всем остальным

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. У человека в связи с прямохождением
1) позвоночник имеет S-образную форму
2) грудная клетка сплюснута с боков
3) пояс нижних конечностей чашеобразный
4) масса тел позвонков уменьшается от шейного к поясничному отделу
5) сформировался свод стопы
6) кости верхних конечностей более массивные

Таблица

Проанализируйте таблицу «Различия в строении человека и человекообразных обезьян». Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка. Запишите выбранные цифры, в порядке, соответствующем буквам.
1) преобладает лицевой отдел черепа, имеются сплошные надбровные дуги, отсутствует подбородочный выступ, объем мозга около 700 см3
2) руки длиннее ног, большой палец стопы противопоставлен остальным, имеется свод стопы
3) грудная клетка
4) шейный и поясничный отделы позвоночника
5) преобладает лицевой отдел черепа, имеются надбровные дуги, подбородочный выступ развит слабо, объем мозга около 1100 см3
6) грудной и крестцовый отделы позвоночника
7) ноги длиннее рук, большой палец кисти противопоставлен остальным, стопа сводчатая
8) позвоночник

Источник

Урок биологии в 8 классе по теме: «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Вайс Марина Григорьевна

Методическая разработка урока биологии в 8 классе

Читайте также:  Воспользуйся данными таблицы и запиши температуру кристаллизации свинца

Скачать:

Вложение Размер
urok_biologii_8_klass_skelet_cheloveka.docx 31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Вайс Марина Григорьевна, учитель биологии МКОУ «Покровская СОШ»

Урок биологии в 8 классе

по теме : «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

Цель урока: Сформировать представление о строении опорно-двигательной системы человека

— Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, путем сравнения скелетов человека и других млекопитающих.

— Ввести понятия «осевой скелет», «добавочный скелет».

— Показать связь между строением и функциями опорно-двигательной системы.

— Формировать логическое мышление.

— Формировать навыки самонаблюдений.

— Развивать навыки здорового образа жизни.

Оборудование урока: Модели «Скелет человека», «Скелет кролика», «Позвонки скелета человека», микроскоп, микропрепарат костной ткани

Тип урока: Комбинированный урок

Планируемая деятельность учащихся

Развиваемые (формируемые) учебные действия

Приветствие, проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, устраняют недостатки

Регулятивные учебные действия

2.Проверка домашнего задания

На доске «магический квадрат» из 9 клеток.

Каждая клетка имеет свое число, под которым спрятана буква. Учитель задает вопросы, на которые предлагает два варианта ответов, каждый из которых подразумевает свою букву.

Слушают условия игры

Отвечают на вопросы

Умение использовать имеющиеся знания в нестандартных учебных ситуациях

Итак, ключевое слово «Скелет».

— Как вы думаете, почему именно это слово является ключевым?

Записывает тему урока на доске «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности»

— Что мы уже знаем о скелете?

Записывает на доске то, что уже знаем:

— выполняет опорную, двигательную, защитную функции;

— функционирует вместе с мышцами.

Исходя из знаний, которые у нас имеются, я предлагаю вам дать определение скелета. Варианты записывает на доске.

Верно ли вы сформулировали определение, давайте посмотрим в учебнике на стр. 50

Итак, тема сегодняшнего урока «Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности» и мы уже знаем, что такое скелет, тогда давайте сформулируем цель нашего урока

Отвечают на вопрос – это тема урока

Находят определение в учебнике и сравнивают его с записанным на доске. Верный вариант записывают в тетрадь

Изучить приспособления скелета к прямохождению, трудовой деятельности

Умение применять имеющиеся знания, обобщать их

Умение работать с учебником

Умение четко формулировать свои мысли

4.Изучение нового материала

Начнем с того, что человек является млекопитающим. Я предлагаю сравнить скелет человека со скелетом другого млекопитающего животного – кролика.

— Что общего в рассмотренных скелетах?

— Чем они отличаются?

— В скелете человека различают осевой скелет и добавочный (рассказ учителя сопровождается выполнением схемы на доске).

— Для чего служит череп?

Череп имеет мозговой и лицевой отделы.

— Чем они отличаются?

Кости черепа неподвижно соединены между собой, кроме нижней челюсти.

— Как вы думаете, почему?

Основу скелета туловища составляет позвоночник (рассказ сопровождается показом на модели).

Он имеет S-образную форму, образован отдельными позвонками (показ моделей), которые имеют тело, дугу и отростки. Межпозвоночные хрящевые диски придают позвоночному столбу подвижность, упругость, смягчают сотрясения при ходьбе и беге. Позвоночник человека имеет 4 изгиба (шейный, грудной, поясничный и крестцовый) и 5 отделов (шейный – 7 позвонков, грудной – 12, поясничный – 5, крестцовый – 5 сросшихся позвонков, копчиковый – 4-5 сросшихся маленьких позвонков).

Итак, мы рассмотрели строение скелета человека, но цель наша: изучить его приспособления к прямохождению и трудовой деятельности.

— Какие приспособления из рассказа вы уже можете назвать?

— Кроме этого, приспособлением к прямохождению является массивность костей нижних конечностей, широкая стопа. А преобладание мозгового отдела над лицевым говорит о приспособлении человека еще и к трудовой деятельности.

Таким образом, скелет человека состоит примерно из 208-210 костей (это зависит от индивидуальных особенностей каждого человека) весом около 10-15 кг. Самая маленькая кость 3 мм (стремечко), самая большая 70 см (бедренная). Позвоночник выдерживает нагрузку 2 т, большеберцовая кость – 1,6 -1,8 т, бедренная кость -1,5 т, плечевая кость — 850 кг. 1 мм кости выдерживает нагрузку 15 кг, это в 30 раз больше, чем строительный кирпич.

— Так почему же наши кости не ломаются от таких нагрузок, что же способствует прочности костной ткани?

Рассматривают модели скелетов человека и кролика

Отвечают на вопрос (Отделы скелетов, строение костей, внешняя форма некоторых костей)

Ответы учащихся (человек стоит на двух конечностях, кролик – на четырех, кости человека крупнее)

Выполняют схему в тетради

Ответы учащихся (Защита головного мозга, органов слуха, обоняния, зрения)

Ответы учащихся (в мозговом – находится головной мозг, в лицевом – находятся органы зрения, обоняния)

Ответы учащихся (нижняя челюсть выполняет жевательные движения, благодаря ее движению люди разговаривают)

Слушают учителя и рассматривают модель «Скелет человека» и «Позвонки скелета человека»

Источник

Урок по теме «Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением»

Цель: сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся

Оборудование: модель скелета, презентация к уроку (Приложение 1), мультимедийное учебное пособие нового образца “БИОЛОГИЯ. Анатомия и физиология человека”, 9 класс — уроки “Скелет” и “Гигиена органов чувств”, интерактивная доска.

1. Опрос (комплексный).

А) Работа с интерактивной доской:

1. Двояковогнутые линзы применяются для коррекции:

А) миопии (близорукости)

Б) гиперметропии (дальнозоркости)

2. Закончите предложение: “Коррекция астигматизма проводится с помощью…”:

А) двояковогнутых линз

Б) двояковыпуклых линз

В) цилиндрических линз

Г) затемненных линз

3. Впишите определения:

4. Шум приводит к:

А) снижению работоспособности

Б) нарушению зрения

В) появлению головной боли

Г) повышению работоспособности

5. Закончите предложение: “Боль в ушах начинается при…”:

6. Выберите правильное положение при чтении.

Б) Решение биологических задач:

Вопрос: Почему свет на рабочее место при письме должен падать слева?

Вопрос: Вы знаете, что при взлете самолета пассажирам рекомендуется сосать леденцы, либо жевать жевательную резинку. Чем это можно объяснить?

2. Изучение нового материала.

“Движение – это жизнь”, — заметил Вольтер. Действительно, человек приспособлен, а может быть, и приговорен природой к движению. Люди не могут не двигаться и начинают делать это осознанно уже на четвертом месяце после рождения – тянуться, хватать различные предметы.

Благодаря чему же мы перемещаемся в пространстве, бегаем, шагаем, прыгаем, ползаем, совершаем каждый день многие тысячи разнообразных выпрямлений, сгибаний, поворотов? Обеспечивает все это костно-мышечная система, или опорно-двигательный аппарат. Он включает кости, связывающие их соединительные ткани и мышцы. Кости головы, конечностей и туловища образуют твердый остов тела, или скелет, о котором мы поговорим с вами на сегодняшнем уроке.

Запишите тему сегодняшнего урока: “Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением”.

  1. Познакомиться с основными отделами скелета человека, их строением и функциями;
  2. Научиться доказывать сходство млекопитающих животных и человека;
  3. Выявить особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.

Скажите мне, пожалуйста, каково значение опорно-двигательного аппарата млекопитающих животных?

(Данная система органов у млекопитающих животных выполняет опорную и защитную функции, обеспечивает движение тела)

О существовании костей в нашем организме знает каждый. Будучи твердым остовом, скелет (от греч. “скелетон” — “высохший”, “высушенный”) выполняет в нашем организме различные функции, главная из которых опорная: он удерживает в определенном положении все органы, принимает на себя всю тяжесть тела. И вместе с мышцами и соединительнотканными образованиями – хрящами, связками, сухожилиями – дарит нам способность двигаться, создает структурную форму тела, определяет его размеры. Кроме того, кости, мышцы и связки служат надежным панцирем для скрывающихся в теле внутренних органов и тканей.

Скелет человека состоит из соединенных между собой костей. Костной ткани в общей массе организма – 10–15 кг (у мужчин несколько больше), т.е. составляет 1/5–1/7 массы тела человека. Указать точное количество костей в организме человека не представляется возможным. Во-первых, оно несколько различно у разных людей. Примерно у 20 % людей есть отклонения в количестве позвонков. Один человек из каждых 20 имеет лишнее ребро, причем у мужчин это встречается примерно в три раза чаще, чем у женщин (вопреки библейской легенде о сотворении Евы из ребра Адама). Во-вторых, количество костей меняется с возрастом: со временем некоторые кости срастаются, образуя плотные швы. Поэтому современные ученые осторожно указывают, что у человека “несколько более 200 костей”, а в теле ребенка их около 300. каждая кость имеет определенную форму, величину и занимает определенное положение в скелете. Часть костей соединена между собой подвижными суставами, которые приводятся в движение прикрепленными к ним мышцами.

В скелете человека различают: осевой скелет и периферический скелет. (Звуковое сопровождение – осевой скелет состоит из черепа, позвоночника, грудной клетки).

Скелет головы (череп) состоит в основном из плоских, неподвижно соединенных между собой костей. Единственная подвижная кость черепа — нижняя челюсть. Череп защищает от внешних повреждений головной мозг и органы чувств, дает опору мышцам лица и начальным отделам пищеварительной и дыхательной систем.

В черепе выделяют крупный мозговой и меньший лицевой (висцеральный) отделы. Мозговой отдел образуют кости: непарные – лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая и парные – теменные и височные.

Наиболее крупные кости лицевого отдела – парные скуловые, верхнечелюстные, носовые, слезные и непарные – нижняя челюсть и расположенная на шее подъязычная кость.

Запишем это с помощью схемы “Строение скелета человека”:

Скелет туловища состоит из позвоночника и грудной клетки.

Позвоночник связывает части тела, выполняет защитную функцию для спинного мозга и опорную для головы, рук и туловища. Длина позвоночника составляет 40 % длины тела человека. Позвоночник образован 33–34 позвонками. В нем различают следующие отделы: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5), крестцовый (5) и копчиковый (4-5). У взрослого человека крестцовые и копчиковые позвонки срастаются в крестец и копчик. У человека копчиковые позвонки наименее развиты. Они соответствуют хвостовым позвонкам позвоночника животных.

Позвоночник имеет 4 изгиба, играющих роль амортизаторов: благодаря ним смягчаются толчки при ходьбе, беге, прыжках, что очень важно для предохранения внутренних органов и особенно головного мозга от сотрясений.

Позвоночник образован позвонками. Типичный позвонок состоит из тела, от которого сзади отходит дуга. От дуги отходят отростки. Между задней поверхностью тела позвонка и дугой находится позвоночное отверстие. Накладываясь друг на друга, позвоночные отверстия образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг.

Грудная клетка образована 12-ю парами ребер, грудными позвонками и плоской грудной костью – грудиной Ребра представляют собой плоские изогнутые дугою кости. их задние концы подвижно соединены с грудными позвонками, а передние концы 10 верхних ребер при помощи гибких хрящей соединяются с грудной костью. Это обеспечивает подвижность грудной клетки при дыхании. Две нижние пары ребер короче остальных и оканчиваются свободно. Грудная клетка защищает сердце, легкие, печень, желудок и крупные сосуды от повреждений.

Продолжим заполнение схемы:

( Звуковое сопровождение – периферический скелет состоит из верхних и нижних конечностей и их поясов)

Скелет любой конечности состоит из двух отделов: скелета свободной конечности и пояса конечности. Кости пояса конечности соединяют свободные конечности со скелетом туловища. Благодаря тому, что конечности прикреплены к надежной опоре, они обладают подвижностью во всех направлениях, способны выдерживать большие физические нагрузки.

У человека функции конечностей – рук и ног – четко разграничены. Верхними человек совершает трудовые операции, множество сложных движений, нижние – для опоры и передвижения.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья (лучевая и локтевая) и кисти (3 отдела – запястье, пясть, фаланги пальцев). Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения.

Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют три неподвижно соединенные между собой кости, сросшиеся с крестцом, что позволяет им выдерживать большие физические нагрузки и выполнять защитную функцию для внутренних органов. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка кости свободной нижней конечности.

Скелет нижних конечностей состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав.

Завершим заполнение схемы:

А теперь попытаемся ответить на вопрос “Каково сходство и различия между скелетом человека и млекопитающих животных; каковы особенности скелета человека, связанные с прямохождением, трудовой деятельностью и развитием мозга?”

Беседа с выводом особенностей строения скелета человека

А) связанные с прямохождением:

  1. Позвоночник имеет изгибы.
  2. Грудная клетка расширена в стороны.
  3. Тазовый пояс широкий, имеет вид чаши.
  4. Массивные кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук.
  5. Стопа сводчатая.

Б) связанные с трудовой деятельностью:

  1. Большой палец руки противопоставлен остальным
  2. Мозговой отдел черепа преобладает над лицевым.

Заполнение кроссворда (по С.И.Ожегову):

1. Главная функция скелета человека и животных (поддержка).

2. Кости, образующие твердую основу головы у позвоночных животных и человека.

Источник

Adblock
detector