Меню

Особенности поэтики песен таблица



Чичеров В.И.: Русское народное творчество
Поэтические и композиционные приемы народной песни. Сорники песен.

ПОЭТИЧЕСКИЕ И КОМПОЗИЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ НАРОДНОЙ ПЕСНИ.

СБОРНИКИ ПЕСЕН

Различные жанры народной лирики, в основном, имеют общие поэтические и композиционные приемы. Существенное отступление от традиционной поэтики наблюдается лишь в песенных переработках стихов поэтов, сохраняющих особенности литературного стихосложения. Во всех других жанрах отдельные специфические черты формы песенных текстов — лишь детали, придающие своеобразные очертания тому общему, что характерно для народной песенной поэзии в целом.

Основные, характерные черты традиционной народной лирики, которые позволяют отличить ее от литературного стихотворения даже на слух, при чтении, и будут отмечены при рассмотрении поэтики песни.

Для большинства жанров традиционной песенной лирики не характерно строфическое или куплетное строение песни. Ритмическое своеобразие и характер рифмовки в значительной мере зависят от того, как поется народная песня. Подлинный текст песни существует в распеве, а не в прозаическом пересказе. Хоровое пение обычно ведется запевалой; выделяются верхний и нижний голоса, свободно варьирующие мелодию. Обычно хор подхватывает запев и развивает музыкальную фразу так, что четкость деления на строки текста песни исчезает. Художественный образ возникает из сочетания слова и напева. Насколько существенно может измениться текст песни в распеве ее хором, показывает сопоставление записей одного из вариантов песни «Горы Воробьевские», сделанных под диктовку и во время пения хором.

Текст, записанный под диктовку:

Уж вы горы мои, Воробьевские,
Ничего вы, мои горы, да не спородили,
Снородили вы, горы, Сер горюч камень.

Текст, записанный во время пения:

Эх, да уж вы, э. эх, да горы.
Эх, да горы, вы горы да мои, эх,
Эх, да горы Во. горы Воробьевские.
Воробьев. Воробьевские ниче. эх,

Ничего вы, мои горы, да.
Горы не спородили.
Спородили. эх, да спородили вы,
Спородили вы, да, эй, да вы, горы,

Горы да вы сер,
Сер горюч камень.

Песня, записанная под диктовку, по существу только костяк, на основе которого певец и хор импровизируют вариант произведения. Как видно из приведенного примера, ритмическое строение песни при пении его может совершенно измениться, ударения переносятся с обычных слогов на другие, слова рассекаются пополам, текст дополняется восклицаниями, концы и начала строк сливаются воедино. Рифма, завершающая строку, разумеется, в такой песне не может повторяться закономерно.

Распев песни может и менее ощутимо отражаться на изменении текстового костяка ее, но характер самих изменений в принципе остается тот же; ритмическое строение песни определяется ее мелодией. Мелодия же оказывает воздействие и на рифмовку. Народная лирика не следует правильному чередованию рифмы. Несколько строк могут быть вовсе не рифмованы, и тут же следующие три-четыре строки связываются рифмой (скопление рифм). Чаще всего в народной песне встречается не рифма (мужская или женская), а консонансы и ассонансы (созвучия гласных и созвучия согласных звуков).

Народная песня, как мы уже говорили, всегда сюжетна. Нередко сюжет имеет введение, заставку, иногда называемую запевом. Песенный запев имеет форму или обращения к чему- либо, или эмоционального восклицания, передающего состояние, настроение лица, которое в песне говорит о своей жизни, о своих переживаниях. В песне о безрадостной жизни молодца, заключенного в тюрьму, в песне «Жавороночек» запев:

Моя голова вянет как трава!
Ты воспой, воспой, жавороночек,
Сидючи весной на проталинке!
Куда ни пойду — в беду попаду.

Запев может иметь и простую форму обращения, как в известной «Дубравушке» («Не шуми, мати, зеленая дубравушка») или в песне о побеге разбойников:

Ты взойди, взойди, солнце красное!

Основная часть песни, следующая за запевом, описывала действие, используя прием повествования от третьего лица (от исполнителя песни), монолог, диалог. Так, в хороводной песне «На улице дождик большой — дробный поливает» рассказывается, как в непогоду брат встречает сестру. За этой экспозицией сюжета следует диалог — разговор брата и сестры. Сестра рассказывает о своей тяжкой жизни в семье мужа; брат убеждает ее потерпеть. Этот диалог и является основным звеном в сюжете песни, повествующей о мытарствах молодой женщины в чужой семье. В форме диалога построены известные песни о том, как молодец у колодца загадывал загадки девушке; о том, как дочь, проснувшаяся ночыо и не нашедшая матери, спрашивала отца, куда он «склал-сдевал родну матушку»; о том, как молодой казак уговаривал девку ехать в чужу сторону, говоря, что там речка медом потекла, а девка отвечала, что она знает, как речи его обманчивы, и многие другие песни.

Широко используется монолог в народной песне. Нередко он имеет форму лирического раздумья, как в приведенной песне о «Жавороночко», в песне «Спасибо тебе синему кувшину, что развеял мое горе, горе да кручину», «Ах ты молодость, моя молодость, ты когда прошла, прокатилася» и в других. Распространен также прием монолога — обращения к товарищам, коню, птице с просьбой рассказать о герое (героине) и его судьбе на чужой стороне или передать весть любимому человеку. Такая форма монолога, составляющего основную часть песни, встречается, например, в песне «Уж ты, степь Моздокская» (ямщик умирает и наказывает товарищам передать наказ жене), «Горы Воробьевские» (солдат умирает, наказывает коню передать весть о нем родным), «Черный ворон» (просьба передать весть родным) и др. Встречается также монолог, как рассказ героя о себе, своей любви или о случившихся событиях (например, ямщицкие песни) и другие приемы введения в текст песни монологического развития действия.

Повествовательные части народных песен строятся различно. Обычный рассказ о происходящем нередко осложняется детализацией описаний, введением многочисленных подробностей, как в следующей песне:

Ко колодезю было ко студеному,
Еще ко ключику было ко гремучему —
Добрый молодец свел коня поить,
Напоивши коня, во луга пустил,
Из лугов-то привел, стал овсом кормить,
Накормивши овсом, стал оседлывать.

Замечательным приемом детализации повествовательной части, а иногда и монологов, включаемых в текст песни, является прием ступенчатого сужения образов. В песне последовательно перечисляются образы в порядке постепенного уменьшения их емкости, их значения и через этот ряд «уменьшающихся ступеней» песня подводит к герою или героине, о жизни и переживаниях которых идет речь. Такова песня, в которой образы расположены в следующем порядке: долина, на долине река, у реки берега, на берегах пески, на песках сады, в саду герой. Текст этой песни следующий:

Долина, долина ты зеленая,
По тебе, долина, дорожка широкая,
Дорожка широкая, реченька быстрая,
Реченька быстрая, круты бережочки;
Как на крутеньком бережочке,
На нем желтые песочки;
На желтеньких песочках

А во третьем садочке
Мать с сыном гуляла,
Мать с сыном гуляла,
Мать сыну пеняла.

Ступенчатое сужение в данном случае строится на использовании образов природы. Очень часто в лирической песенной поэзии встречается ступенчатое сужение, перечисляющее членов семьи в последовательности их значимости. Во главе старой семьи всегда стоял отец, следующим по степени значимости человеком была мать, затем сыновья, затем дочери. Аналогичный порядок значимости был в чужой семье; в ней главенствовал свекр (отец мужа), за ним шла свекровь (мать мужа), затем шли деверья (братья мужа), золовки (сестры мужа), наконец, самый муж и жена.

Такой порядок сохраняется во множестве песен, являясь нередко основой композиционного построения текста. Приме-ром может служить песня, рассказывающая о том, как жена вошла в чужую семью, как она сначала не покорилась мужу и как муж ее стал учить плетью; она обращается к свекру;

Свекор-батюшка
Отними меня
От лиха-мужа,
Змея лютого!
Свекор-батюшка
Велит больше бить,
Велит больше бить,
Велит кровь пролить.

Молодая жена обращается к свекрови, но и

Свекровь-матушка
Велит больше бить,
Велит больше бить,
Велит кровь пролить.

Так же отзываются на просьбы молодой женщины деверья, наконец, золовки. Песня завершается тем, что, не найдя защиты, молодая жена

Мужу покорилася,
В нраву ноженьку поклонилася.

Менее распространенными типами ступенчатого сужения являются такие песни, которые используют описание жилища, описание наряда и перечень социальных отношений.

В описании наряда (наиболее часто этот прием встречается в свадебных песнях) рассказывается, в какие наряды и как облачена, например, невеста.

Социальные отношения, включаемые в песню, дают перечень продета кителей различных социальных групп в порядке того положения, которое они занимают в данном обществе.

получил большое развитие в русской песенной лирике, так как органически связан с сюжетностью ее, позволяет, строя сюжет, точно и глубоко очертить конфликт’ героя песни с окружающими его людьми Ч

Читайте также:  Политическая культура запада и востока таблица

Широко распространен в песенной поэзии также прием исключения единичного из множественного, который строится на противопоставлении героя или героини окружающим людям. Этот прием встречается, например, в любовной лирической песне «Одна девица сирота уродилася». Песня говорит: «Все подружки-то гуляют, одна девушка плачет». Эта девушка — сирота, у нее нету роду-племени, и мил друг обманул ее.

Такова же песня, начинающаяся словами: «А все цыганеночки пыот, они гуляют, один цыганеночск не пьет, не гуляет». Дальше в песне рассказывается, что цыганеночку горько, больно, потому что девушка, которую он любит, не любит его.

Одним из выразительных приемов поэтики фольклора, особенно богато разработанным в народной лирике, является психологический параллелизм. Параллелизм — сопоставление или противопоставление двух образов: первый заимствован из внешнего, обычно растительного или животного мира, второй — образ человека. Через сопоставление образов, через сближение явлений растительного или животного мира характеризуется состояние или действия человека. В лирической поэзии распространен параллелизм трех типов:

1) положительный (иначе: логический, прямой); в нем действия развиваются в одном направлении («Белая березонька к земле приклоняется, добрый молодец с матушкой прощается»);

«Не белая береза к земле приклоняется — добрый молодец с матушкой прощается»). Отрицательный параллелизм очень близок отрицательному сравнению. Образуется отрицательный параллелизм большей частью независимо от других форм параллелизма и от сравнений; но есть также случаи превращения положительного параллелизма в отрицательный, как в приведенном примере;

3) формальный; в нем параллели логически не связаны, сохраняется только форма сопоставления. Так, например, в логическом параллелизме мы встречаем сопоставление образов: «Утушка плывет по реченьке — Машенька идет по бережку» (параллель создает образ плавно, неторопливо идущей девушки). В формальном параллелизме сопоставляемые образы не дополняют и не раскрывают друг друга; например: «Утушка плывет по реченьке — молодец с Машенькой разговаривает».

Параллелизм различается также по количеству параллелей: двухчленный, трехчленный, многочленный. В отдельных случаях развернутый параллелизм представляет собой цельный (и всегда высокохудожественный) песенный текст. Так, песнь говорит, как сокол летал по воле, бил разну птицу, гроз’зн был,но его поймали, посадили в клетку, опутали путами ноги, одели на очи занавески, клетку заперли крепко-накрепко; гулял добрый молодец по широкой реке, бил купцов-бояр, грозен им был, но его поймали, посадили в земляную тюрьму, сковали кандалами ноги, не видно ему свету белого, заперли тюрьму замками крепкими, немецкими («А еще сокол по воле летал. »). На поэтическом приеме многочленного параллелизма построены варианты песни о соколе, которого ловят вражьи вороны, подпаливают ему крылья; о казаке (атамане Краснощекове), которого ловят враги и допрашивают — пытают его; варианты песни о том, как соколы отбили от лебединого стада белую лебедушку, добры молодцы отбили от подружек красну девушку; варианты ряда других песен

Близки параллелизму краткие и развернутые сравнения несенных образов. Параллелизм сопоставляет образы; следовательно, сохраняет их самостоятельность, неподчиненность друг другу; в нем образы взаимно дополняются. Сравнение, по песенному выражению, «применяет» один образ к другому, подчиняет главному образу тот, с которым он сравнивается. Формально это различие обычно выражается в том, что образ человека в параллелизме дан второй параллелью, в сравнении же он дан начальным, исходным образом (см. «Ясен сокол-добрый молодец»; «Добрый молодец ровно ясен сокол»). Образы, вводимые в песшо для характеристики человека, его действий, его состояния, в параллелизмах и в сравнениях одинаковы. Эти образы настолько прочно входят в сознание людей, как характеристики тех, о ком поется в песне, что могут выдвинуться на первый план, стать основными. Процесс осознания сравниваемого или сопоставляемого образа, как главного, особенно ясен в параллелизме; в нем первая параллель как бы вбирает в себя содержание второй. Когда, например, говорится о лебедушке, летящей по поднебесью, все хорошо понимают, что речь идет о невесте. Или когда говорится о соколе, ясно, что речь идет о добром молодце. В результате такого перенесения содержания второго образа параллелизма на первый надобность в расшифровке (т. е. во второй параллели) может исчезнуть, тогда вторая параллель отпадает. Так образовываются песни-символы, в которых весь текст состоит только из первой параллели.

Круг образов, раскрывавших состояние души, качества, поступки человека, был определенен и довольно устойчив, так как он выражал взгляды народа, его представления о том, каким должен быть человек, как он должен жить. Определенность и устойчивость образов, привлекаемых для характеристики песенного героя, явилась основой для символики народной лирики (т. е. для иносказательного изображения жизни человека, его чувств, его поступков). В песнях символами девушки являются: лебедь белая, касаточка, перепелочка, березонька, красная калинушка; символы молодца — ясный сокол, сизый орел, дуб; муж с женой — селезень с утушкой; вдова — горькая кукушица; дети при отце — звезды при месяце и т. д. Символы раскрывают и переживания человека, и события его жизни. Тяжкая доля, горькая судьба человека выражена символическим образом полыни — горькой травы; брак раскрывался символом перевода девушки парнем по мостику через речку быструю, или ломаньем в саду вишенья-орешенья или другими символами; ушедшая любовь выражалась в символическом образе отцветшего сада, увядших цветов, мороза, все застудившего, и т. д.

Как и в других жанрах фольклора, в песне широко использованы постоянные эпитеты и одинарные (темный лес, белые рученьки, резвые ноженьки и т. д.), и двойные (чист-ясен сокол, млад-ясен месяц, зла-горючая крапивушка, рус-кудряв добрый молодец и т. д.). Лирика пользуется приемами инверсии (вместо: зелен луг — луг зелененький, вместо: чистое поле — поло чистое и т. д.), различными формами повторов (например, повтор слова, повтор целого стиха и т. д.), звукописью и т. п.

Традиционная форма народной поэзии складывалась веками и долгое время сохранялась как ведущая форма народной лирики. Песенная поэзия начинает меняться и перерабатываться только в период разложения феодально-крепостнического строя, зарождения и созревания капиталистических отношений в России, под воздействием того, что в это время происходит в культуре, литературе и искусстве. Появление в составе народной лирики жанра песенных переработок стихотворений — одно из ярких проявлений тех изменений народной поэзии, которые становятся очевидными во второй половине XVIII — первой половине XIX в. Народная лирическая поэзия в дальнейшем не остается в том виде, как она сложилась к середине XIX столетия. Она продолжает развиваться и изменяться; в лирике теряются одни формы, появляются другие, исчезают одни песенные жанры, рождаются другие. Но, говоря о состоянии народной лирики в феодальной Руси и в период формирования в России капитализма, мы должны признать, что и в то время богатства песни, созданной народом, были огромны, и что эти богатства являются существенной частью того культурного наследства, которое мы берем из прошлого, бережно храним и передаем новым поколениям.

СБОРНИКИ ПЕСЕН

Чулков М. Д. Собрание разных песен, ч. I—IV, 1770—1774 ;(переиздано Академией наук в 1913 г.).

Ефименко П. С. Материалы но этнографии русского населения Архангельской губернии. Труды Этнографич. отдела О-ва любителей естеств., антропол. и этногр. М., 1878.

Соболевский А. И. Великорусские народные песни, т. I—VII. СПб., 1895—1902.

Шейн П. В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях и т. д., т. I, вып. 1. СПб., 1898.

Лопатин Н. М. и Прокунин В. П. Сборник русских народных лирических песен, т. 1—2. М., 1889.

Соколовы Б. и Ю. Сказки и песни Белозерского края. М., 1915.

Линева Е. Э. Великорусские песни в народной гармонизации, выи. 1,2, СПб., 1904, 1909.

Песни Пинежья. Материалы Фоиограмм-архива, собранные и обработанные Е. В. Гиппиус и 3. В. Эвальд, кн. II, М. 1937.

Источник

Особенности поэтики песен таблица

Соловьёва Ф.Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература. 8 класс» (авт.-сост.Г.С.Меркин): в 2 ч. Ч1 /Ф.Е. Соловьёва; под ред.Г.С.Меркина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013

Тема. Исторические песни. Исторические песни XVI века. «Иван Грозный молится по сыне»

1.Прочитайте статьи учебника «Исторические песни и летописи», «Исторические песни и былины». Заполните третью часть таблицы «Отличия исторических песен от летописи и былины».

Летописная запись последовательна и строга в отборе фактов и их описаний. Поступки персонажей мотивированны, сюжет в летописи напряжённый, драматический

Читайте также:  Держатели для карт и таблиц

В былинах действует герой-богатырь, представить которого в жизни невозможно, многие его характеристики гиперболизированы.

2.Прочитайте статью учебника «Темы и герои. XVI век». Заполните вторую часть таблицы.

Особенности изображения персонажей

3.Запишите имя русского художника, автора картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» ____________

4.Запишите лексическое значение слов.

5.Исследовательская работа с текстом

В песне, изображающей переживания героя, его внутренний мир, присутствуют элементы лиризма, объединяющего лирические и исторические песни. Заполните вторую часть таблицы примерами.

Особенности поэтики песни

Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека

Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Краткие и усечённые формы прилагательных

6.Каким предстаёт Иван Грозный в исторических песнях? Продолжите фразу.

В песнях XVI века центральным образом был Иван Грозный – мудрый правитель и военачальник.______________________________________

Тема. Исторические песни XVII века. «Плач Ксении», «Возвращение Филарета»

1.Прочитайте статью «Темы и герои. XVII век. Песня-плач». Заполните вторую часть таблицы.

Особенности изображения персонажей

2.Каковы особенности композиции песни «Плач Ксении»?

1 часть _____________________________________________

2 часть _____________________________________________

3.Выпишите из первой части слова, передающие беспомощность, чистоту и невинность поэтического образа перепёлки.

4.Запишите символическое значение образов песни.

Зажечь сырой дуб ____________________________________________

5.Выпишите из второй части песни слова и сочетания слов, передающие сочувственное отношение певцов к Ксении.

6.Какова художественная идея песни «Плач Ксении»? Продолжите фразу.

Трагедия Ксении – это лишь маленькая частичка трагедии в государственном масштабе, выразившейся в «гибели царства». И песня наделяет царевну не только личными переживаниями, но и гражданскими чувствами, пробудившимися в ней перед лицом опасности для всего государства. _____________________________________________

7.Составьте перечень событий встречи Филарета, нашедших отражение в песне «Возвращение Филарета».

8.Исследовательская работа с текстом.

Выпишите примеры художественных приёмов, свойственных фольклору, во вторую часть таблицы.

9.Укажите жанровые особенности песни «Возвращение Филарета». Продолжите фразу.

Песня о возвращении Филарета, посвящённая событию 1619 года и в том же году записанная, представляет собой сложный литературно-фольклорный комплекс: с одной стороны, это официозное документальное произведение, во многом созданное по законам книжной поэзии, с другой – ____________________________________________

Тема. Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII – начало XVIII века. Солдатские песни XVIII XIX века.

1.Прочитайте статью «Песни о Степане Разине», «Солдатские песни XVIII XIX века». Заполните вторую часть таблицы.

Источник

Особенности поэтики песен таблица

Тема: РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ
Цели: Знакомство с видами обрядовых песен, выявление особенностей их поэтики. Выявление особенностей поэтики свадебных, лирических и лироэпических песен.
Формирование навыков выразительного чтения, работы с учебником и иллюстрациями, лексической работы.
Развитие нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе знакомства с обычаями и обрядами русского народа.

1. Анализ текстов колядных, масленичных песен.

Лексическая работа: обряд.

Обращение к статье учебника «Обрядовая поэзия».

• Когда исполнялись произведения обрядовой поэзии?

• Назовите жанры обрядовой поэзии

• Назовите виды обрядов

• Назовите виды обрядовой песни

— В календарных и свадебных обрядах исполнялись заклинательные песни. В соответствии с народным календарем их можно разделить на несколько групп. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, песни другой — со встречей весны, песни третьей — с обрядами, способствовавшими созреванию урожая, песни четвертой — с обрядами, сопровождавшими его уборку. В отдельную группу можно выделить песни, заклинавшие солнце, дождь и радугу.

Часть заклинательных песен представляет собой непосредственное обращение к природе или к сверхъестественным силам.

Величальные песни исполнялись в календарных и семейных обрядах и были предназначены для чествования, возвеличивания кого-либо.

Корильные песни исполнились в календарных и семейных обрядах и были предназначены для высмеивания кого-либо. Их основной художественный прием — гротеск.

Песни хороводные, игровые сопровождались игровыми действиями.

Сообщение учащегося об обряде колядования.

Выразительное чтение колядной песни «Девочки-колядки!».

• Каковы особенности колядной песни?

Мелодии колядных песен основаны на многократном повторении короткого припева.

Сообщение учителя о Масленице.

• Слайдовая презентация. Картины русских художников, посвященные Масленице. Сообщение о картинах.

Обращение к иллюстрации в учебнике.

• Как передано ощущение праздника на литографии (с. 30-31) Василия Федоровича Тимма (1820—1895?)?

Сообщение учащегося о масленичных гуляниях Петербурга.

Путеводители прошлого века и многочисленные записки путешественников почти всегда затрагивали такую яркую сторону жизни Петербурга, как народные гуляния, которые проходили на центральных площадях, по берегам Невы, на окраинах города, в пригородах. На первом месте стояли знаменитые масленичные и пасхальные гуляния, отличавшиеся разнообразием увеселений, большим стечением народа, приподнятостью настроения, яркостью красок и оглушающим звуковым сопровождением множества оркестров и одиночных музыкантов, шарманками, выкриками продавцов и зазывал, громким смехом и разговорами гуляющей публики. Здесь были качели, карусели, катальные горы, выступления цирковых артистов, кукольников, фокусников, дрессировщиков с учеными собачками, канарейками, обезьянками и пр., целая армия разносчиков, райки и всякого рода косморамы, диорамы.

В центре подобных гуляний на площади находились балаганы. В круп \ных балаганах-театрах шли «обстановочные спектакли» — пантомимы, арлекинады, феерии, баталии, а позднее разыгрывались пьесы «для народа», основанные на адаптированных отечественных и зарубежных произведениях «большой» литературы.

Индивидуальное задание . Сообщение учащихся о масленичных песнях. В дни празднования Масленицы исполняли масленичные песни.

Во время «встречи» Масленицы песни имели вид величаний: в них воспевались «широкая честная Масленица», масленичные яства и развлечения. Соломенная Масленица называлась «дорогой гостейкой» и изображалась молодой нарядной женщиной, ей даже давалось имя (Авдотьюшка Изотьевна, Акулина Саввишна). Правда, величание было ироническим.

Во время «проводов» Масленицы могли пародийно исполнять похоронные причитания, но чаще пели корильные песни. Масленицу упрекали за то, что наступает Великий пост. Ей давали обидные прозвища: «мокрохвостка», «кривошейка», «полизуха», «блиноеда».

Выразительное чтение масленичной песни «Наша Масленица дорогая».

• Слова какой части речи чаще встречаются в тексте? Почему?

• Почему в песне множество повторов?

• Почему в песне ограничено число образно-выразительных средств: эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений?

2. Анализ свадебных, лирических, лироэпических песен.

Сообщение учащегося о свадебном обряде.

Сообщение учащегося о свадебных песнях.

Для свадьбы севернорусского типа основным фольклорным жанром являлись причитания, которые выражали только одно чувство печаль. Во время сватовства подруги невесты уже могли исполнять ритуальные и лирические песни, в которых звучала тема утраты девушкой ее воли. В сговорных песнях изображался переход девушки и молодца от свободного состояния девичества и «молодечества» к положению жениха и невесты.

В сговорных песнях появляются парные образы-символы из мира природы (например, «калинушка и соловей»). Углубляется тема попранной девичьей воли: невеста изображается через символы расклеванной «ягодки», ловленной «рыбицы», подстреленной «куны» (куницы), сломанной «веточки виноградной», растоптанной «зеленой заломленной «березоньки»

Самым торжественным моментом свадьбы был пир («княжий стол»). Здесь пели только веселые песни и плясали. Яркое художественное развитие имел ритуал величания. Величальные свадебные песни пели новобрачным, свадебным чинам и всем гостям, за это игриц (певиц) одаривали конфетами, пряниками, деньгами. Скупым исполняли пародийные величания — корильные песни, которые могли спеть и просто для смеха.

Обращение к репродукции картины В.Е. Феклистова «Приготовление невесты к венцу».

• Какой эпизод свадебного обряда запечатлен на картине?

Обращение к учебнику. Чтение свадебных песен.

• В какие моменты свадьбы пели эти песни?

Песня «Говорили сваты на конях будут» пародийное величание не очень щедрым гостям.

Песню «Вылетала сизая голубка» пели на девичнике и утром свадебного дня.

Веселую плясовую песню «Подушечка моя пуховая» пели в самом торжественном моменте свадебного пира.

• Каковы художественные особенности свадебных песен?

Повторы, преобладание глаголов, ограниченное количество изобразительных средств.

Обращение к статье учебника «Лирические песни»

• В чем отличие обрядовых песен от лирических?

• Кто является героем лирических песен?

• О чем поют герои лирических песен?

Выразительное чтение песни «Во сыром бору кукушечка кукует», «Да во батюшкином во садику не с кем погулять».

• Какую из приведенных песен исполнял юноша, а какую пела девушка?

• Какое настроение передано в этих песнях?

4. Выявление особенностей поэтики лирической песни. Заполнение правой части таблицы.

Особенности поэтики

Примеры

Принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека

Внутреннее состояние лирического героя передано через внешние формы

Милый друг идет, машет, машет своим ситцевым платком.
Слезу льет об сударке своей

Разнообразные композиционные и стилевые приемы

Во сыром бору кукушечка кукует,
У нас в тереме молодушка горюет.

Тошно, матушка, да весною жить одной.

Сердце болит, милый друг, красная девка, горюча слеза

В основе большинства способов выражения лирического начала лежит принцип аналогии между миром природы и внутренним миром человека. Свойства человеческой души переносились на природные объекты, а об разы животных, растений небесных светил указывали на того или иного героя лирической песни, на его душевное состояние. Почему в песнях по является образ кукушки и незрелой черемушки?

Читайте также:  Культура народов америки таблица

Вещей птицей многие народы считали кукушку. «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» — спрашивают кукушку девушки, могут задавать вопрос и по-другому: «Кукушка, кукушка, сколько мне в девках ходить?» Кукование кукушки возле дома иногда вообще считалось предвестием свадьбы.

Образ белой черемухи — зто образ нежной девичьей красоты, невесты в подвенечном наряде. Незрелая черемушка — несбывшаяся надежда на счастье.

• Каково символическое значение образа сокола в песне?

В славянской мифологии сокол является символом мужской бога красоты и отваги, это традиционный образ жениха в свадебном фольклоре.

Фольклорная традиция всегда стремилась выразить внутреннее состояние лирического героя через внешние формы, поэтому обычно он показан в микросюжете: гуляет «в зеленом саду», лежит израненнмй «под ракитовым кустом», прохаживается «по новой горенке», едет «к любезной сударушке», поит коня или черпает воду из реки, сидит «пригорюнившись», идет с горя «в чисто поле», сидит «в темнице», плывет по реке «на кораблике»…

• Как передано состояние лирического героя в песнях?

В лирических песнях применяются разнообразные композиционные и стилевые приемы: параллелизм, всевозможные повторы, лирические обращения и др.

• Обращение к статье учебника «Лиро-эпические песни».

• Чем лиро-эпическая песня отличается от лирической?

• Когда зародились лиро-эпические песни?

Сообщение учащегося о солдатских песнях.

Солдатская песня — это внеобрядовые лирические и лиро-эпические пески социального содержания. Они начали создаваться с конца ХУII в., когда Петр 1 ввел обязательную воинскую службу, сначала пожизненную, а затем сроком на 25 лет. Солдатские песни соприкасались с песнями историческими, изображая войны ХУIII—Х1Х вв., в которых участвовала Россия. В этих песнях выражен патриотизм русских солдат, полное отречение от личной жизни, дана психология простого солдата. Солдатские песни обобщенно воспроизводили весь его жизненный путь: рекрутство; «службу государеву» и глубокую тоску по дому, по «отцу-матери» и «жене молодой»; наконец, смерть от ран «в чистом поле». Над солдатом вьется «черный ворон», которого он просит слетать к родному дому, передать близким «поклончик слезовой».

В группе песен о смерти солдата использованы древнерусские воинские песни с их мифологическими элементами.

• Когда начали создаваться солдатские песни?

• Какие эпизоды солдатской жизни находят отражение в солдатских песнях?

• Выразительное чтение песни «Солдатская».

• Какие чувства солдата нашли отражение в песне?

Солдат тоскует по родному дому, по своей возлюбленной.

4. Итоги урока.

• О каких событиях народной жизни рассказывают обрядовые песни?

Песни рассказывают о буднях и праздниках: об обычаях встречи весны и Нового года, сборе урожая, о верованиях русского народа.

Обращение к статье учебника «В художественном мире народной песни».

5. Д/з Выучить наизусть колядную или масленичную песню.

Прочитать фрагмент «Повести временных лет» «. И вспомнил Олег коня своего. », записать ключевые слова для близкого к тексту пересказа. Приготовить художественный пересказ фрагмента.

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение «историка» о князе Олеге, «литературоведа» о викинге Орваре Одде, «искусствоведа» об оформлении древнерусских книг (слайдовая презентация)

Источник

Особенности поэтики песен таблица

Народное Творчество ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН

ПОЭТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ПЕСЕН

По содержанию народные песни различны, но все они имеют общие черты в построении, в приёмах раскрытия настроений героев, а также в языке.

Во многих песнях применяется приём сравнения. Он состоит в том, что человеческие чувства и переживания сравниваются (сопоставляются) с миром природы. Благодаря этому какой-либо предмет или явление природы помогает понять чувства и настроения человека. Так, в песне «Ах, кабы на цветы не морозы» женщина сопоставляется с цветами, мороз — с кручиной, грустью, от которой героиня завяла, как цветы от мороза.

Так же, как и в былинах, в народных песнях часто применяются отрицательные сравнения. Ими начинается, например, песня «Не кукушечка во сыром бору куковала»:

Не кукушечка во сыром бору куковала,

Не соловушка в зелёном саду громко свищет;

Добрый молодец, во неволюшке сидя, плачет.

1 Во вновь — в новый.

2 Челобитье — в древней Руси: поклон до земли с прикосновением лбом (челом) к земле, а также письменная просьба, здесь: просьба.

Как и для других видов народной поэзии, для песни характерны постоянные эпитеты: «красная дезица», «добрый молодец», «белы рученьки», «резвы ноженьки», «горючая слеза», «чисто поле», «звёзды чистые», «зелёная дубравушка» и т. п.

Большую задушевность придают песням обращения героев или к природе: к полю чистому, к дубраве зелёной, к цветам и пр., или к людям. Такие обращения обычно даются в начале песни: «Не шуми, мати зелёная дубравушка»; «Ах ты, девица-красавица моя».

В обращениях к природе сказывается глубокая любовь русского народа к своей родине.

Задушевный тон песни усиливается широким применением существительных ласкательного значения: пташечка, цветики, реченька, сердечушко, кручинушка и т. п.

Напевность, музыкальность песен создаётся и поддерживается повторениями обращений, отдельных слов, приставок и т. д. Например:

Все каточки раскатилися; Все каточки раскатилися, Ко дубочку прикатилися.

Ах ты, птушка, птушка вольная!

Ты лети, лети в мою сторонушку.

АХ, КАБЫ НА ЦВЕТЫ НЕ МОРОЗЫ

Много сложено народом песен, которые обычно рисуют тяжёлые и печальные картины жизни замужней женщины в чужой семье. Девушка-крестьянка не могла выйти по своей воле замуж. Она должна была подчиняться воле родителей, а те (особенно малоимущие или совсем бедные) стремились выдать дочь за богатого, хотя бы немилого. Часто такие женщины, грустные, одинокие в чужой семье, слагали песни, в которых с большой искренностью и задушевностью раскрывали свои мысли, чувства, переживания, оплакивали свою печальную долю.

Ах, кабы на цветы не морозы,

И зимой бы цветы расцветали;

Ой, кабы на меня не кручина,

Ни о чём бы я не тужила,

Не сидела бы я подпершися,

Не глядела бы я в чисто поле.:

И я батюшке говорила,

И я свету своему доносила:

Не давай меня, батюшка, замуж,

Не давай, государь, за неровню,

Не мечись на большое богатство,

Не гляди на высоки хоромы:

Не с хоромами жить — с человеком,

Не с богатством жить мне — с советом.

НЕ ШУМИ, МАТИ ЗЕЛЁНАЯ ДУБРАВУШКА

На произвол помещиков, их жестокое обращение с крепостными крестьяне нередко отвечали стихийными бунтами, восстаниями. Отдельные крестьяне уходили з разбойники и мстили обидчикам-угнетателям. Народ сочувствовал этим разбойникам и сложил о них особые песни. Одна из них — песня «Не шуми, мати зелёная дубравушка».

Не шуми, мати зелёная дубравушка, Не мешай мне, доброму молодцу, думу думати! Что заутра мне, доброму молодцу, во допрос идти Перед грозного судью — самого царя. Ещё станет государь-царь меня спрашивать: «Ты скажи, скажи, детинушка, крестьянский сын, Уж как с кем ты воровал, с кем разбой держал, Ещё много ли с тобой было товарищей?» — «Я скажу тебе, надежда, православный царь, Всю правду я скажу тебе, всю истину, Что товарищей у меня было четверо: Ещё первый мой товарищ — тёмная ночь, А второй мой товарищ-булатный нож 3 , А как третий-то товарищ- мой добрый конь, А четвёртый мой товарищ-то — тугой лук; Что рассыльщики мои-то — калёны стрелы» Что возговорит надежда православный царь: «Исполать 4 тебе, детинушка, крестьянский сын, Что умел ты воровать, умел ответ держать! Я за то тебя, детинушка, пожалую Середи поля хоромами высокими — Что двумя ли столбами с перекладиною!»

1 Не мечись — не льстись.

2 Жить с советом — жить в любви и согласии.

3 Булатный нож — нож, сделанный из узорчатой стали высокого качества.

4 Исполать — на многие лета; здесь — хвала: «Ай да молодец»

Источник

Таблицы © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер.

Adblock
detector