Меню

Особенности культуры киевского княжества таблица

Особенности культуры киевского княжества таблица

Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров — Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв. активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить. Так же была развита мифология и устное народное творчество. Сказания передавались из уст в уста.

Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.

Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси. Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях. Они переписывали книги и переводили их, вели летописи. Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв., при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.

Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.

Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси. Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры. основные принципы были взяты со строительства Византии. Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.

Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

Художественная культура киевской Руси 9-12 вв.

Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси. Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет. Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

  • развитие письменности;
  • принятие христианства;
  • открытие школ;
  • перепись книг;
  • развитие зодчества;
  • народный фольклор;
  • развитие прикладного искусства.

Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.

Источник



Культура Киевской Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример — масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.
Читайте также:  Таблица цивилизация и формация

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года.

Лаврентьевская летопись

Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить.

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность — центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

Мозаика Софийского собора в Киеве

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Читайте также:  Таблица сведения об успеваемости студентов бмкк

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Источник

Культура Киевского княжества

Несмотря на политический распад Руси, Киевское княжество по-прежнему сохраняло свои претензии на центр культурной жизни русских земель. На рубеже XII-XIII столетия в Киеве был создан летописный свод, в котором описывались события, происходившие в Чернигове, Галиче, Владимиро-Суздальской Руси, Рязани и других русских городов. Анализ летописного свода доказывает, что автор летописи имел в своем распоряжении летописи различных русских княжеств.

Архиерейский собор 1274 года, по данным некоторых историков, был собран в Киеве, а уже позже во Владимире. Проведение собора, имевшего целью устранить разногласия в церковном праве, во Владимире, а не в Киеве свидетельствует о постепенной потере Киевом статуса не только политического центра страны, но и центра культурной и православной жизни русских земель.

Общественная мысль и литература

Общественная жизнь Киевского княжества не отличалась активностью в удельный период развития русских земель. Постепенно возвышались другие княжеские центры (Новгород, Владимир, позже – Москва), центр общественной жизни смещался из Киева в другие княжества. Ярким событием киевской общественной жизни стало создание в 1288 году списка «Мерила праведного» – переводного законодательного памятника.

К основным жанрам, получивших развитие в Киевском княжестве, относятся:

  • агиография (биографические описания жизни святых, монахов;
  • послания, поучения, моления (литературные произведения общественно-политического характера, публицистика);
  • литературные произведения художественного характера.

Агиографический жанр формируется в рамках Киевско-Печерского патерика – сборника рассказов и легенд об истории основания Киево-Печерского монастыря и первых монахах.

Патерик – сборник изречений святых отцов, подвижников или их житий.

В литературе и общественной мысли прослеживаются тенденции к формированию гуманистической линии русской литературы. Литература удельного периода развивалась в русле литературной традиции киевского периода. Литературный язык сохраняет свой старый строй.

В середине XII века киевским митрополитом Климентием Смолятичем в «Послании» священнику Фоме был описан образ высоконравственного человека, противника властолюбия, сребролюбия и тщеславия. В «Послании» были использованы идеи Аристотеля, Платона, Гомера.

Известный писатель Серапион Владимирский начинал свою литературную деятельность в Киевском княжестве, в Киево-Печерском монастыре. Его произведения ярко иллюстрируют картину разорения Руси и пленения народа.

Удивительным памятником древнерусской литературы удельного периода является «Слово о полку Игореве» (написано в 1185-1188 гг.). Большинство современных исследователей считают, что данное литературное произведение имеет южнорусские корни и по всей вероятности было написано на землях Киевского княжества. Часть историков считают автором «Слова. » князя Владимира Галицкого, сына Ярослава Осмомысла. Сюжет произведения описывает неудачный поход на половцев новгород-северского князя Игоря Святославовича в 1185 году. Для автора «Слова о полку Игореве» Киевское княжество было первым среди всех русских княжеств. Он не считает Киев столицей Руси.

После Куликовской битвы 1380 года Киевское княжество окончательно потеряло статус центра русских земель. В литературе XIV века понятие «русская земля» ассоциируется с Московским княжеством, а не с Киевом.

Архитектура Киевского княжества

В Киеве как центре княжества появляются двухэтажные срубные дома, каркасно-столбовые сооружения. Планировка города носит усадебно-уличный характер. Улицы мостились деревянными мостовыми. В княжеской части Киева возводились каменные дома.

В храмовой архитектуре Киевского княжества удельного периода наблюдается стремление к упрощению структуры интерьеры, к созданию простых и четких объемов. Наиболее ярким примером проявления данной тенденции был Успенский собор Печерского монастыря.

Новый тип киевского храма — очень простая по объемному решению четырех столпная церковь. В целом киевские храмы уравновешены и статичны, сложная живописность композиции памятников XI века полностью отсутствует.

Изменилась и строительная техника: на смену кладке со скрытым рядом пришла равнослойная техника, при которой все ряды плит выходят на поверхность стены. Стали широко использовать не применявшиеся ранее крестовые своды. Перешли к другой технике формовки кирпичей. Очень существенно изменились декоративные элементы фасадов: аркатурные пояски, полосы поребрика, двух- и трехуступчатые амбразуры порталов. К новому типу храмов относится церковь Успения на Подоле в Киеве (так называемая Пирогоща).

В удельный период Киевского княжества были возведены храмы:

  • Михайловский Златоверхий собор;
  • Андреевская церковь;
  • Ильинская церковь;
  • Кирилловская церковь;
  • церковь Успения на Подоле.

К сожалению, большинство памятников архитектуры того периода было уничтожено в период татаро-монгольского нашествия на Русь.

Живопись и искусство Киевского княжества

Живопись и искусство в Киевском княжестве было тесно связано с религиозной тематикой. Известным представителем живописи Киевского княжества удельного периода являлся иконописец и ювелир Алимпий. Известно, что в период иночества в Киево-Печерском монастыре Алимпий принимал участие в росписи Успенского собора Киево-Печерской лавры.

Развитие художественного ремесла в Киевском княжестве выразилось в создании изящных украшений. До наших дней дошли серьги, изготовленные киевским ремесленником: кольца с полукруглыми щитами , к которым припаяны по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из проволоки диаметром 0,02 см. На колечках закреплены зернышки серебра диаметром 0,04 см.

Широкое распространение получают стеклянные браслеты и техника отливки копий ювелирных изделий из свинца и олова.

Читайте также:  Таблица эксель что как называется

Еще одним своеобразным видом искусства является переплет и украшение книг. В Киеве этим занимались не только церковники, но и писцы-ремесленники, среди которых широкую известность получил Моисей Киянин. Художники и мастера по росписи золотом украшали книги заставками, концовками и миниатюрами. Книга являлась произведением искусства.

Таким образом, развитие культуры Киевского княжества иллюстрирует постепенный процесс децентрализации русских земель и утрату Киевом статуса политического и культурного центра. В летописной традиции Киева сохранялось стремление к главенству над русскими городами, но уже после Куликовской битвы Киев не воспринимался великим городом Руси.

Источник

Культура киевской Руси.

Развитие культуры киевской Руси происходит после объединения больших центров — Новгород и Киев. Столицей Руси становиться Киев. Первые князья расширили территорию за счет присоединения славянских племен, приобрели внешнюю независимость и обрели внешнеэкономические связи с Византией.

Государство киевской Руси стремилось развивать хозяйство, экономику, объединяло земли. Развитие культуры киевской Руси IX-XII вв. активно начинается с принятием христианства, но и до этого было развито язычество, поклонялись богам, верили в приметы. Считалось, что у всего живого есть душа, которую надо задобрить. Так же была развита мифология и устное народное творчество. Сказания передавались из уст в уста.

Славянская письменность существовала в дохристианской Руси. Создание письменности и азбуки связывают с созданием алфавита монахами Кириллом и Мефодием. Сначала была глаголица, но её заменил более удобный алфавит – кириллица.

Культура и быт киевской Руси складывается в основном из дохристианских традиций и язычества, изменившихся после крещения Руси.

Крещение Руси и принятие христианства можно отметить как начало расцвета культуры киевской Руси. Большой вклад в развитие письменности и культуры внесло крещение Руси. Христианство разрешало богослужение на родных языках, это способствовало развитию письменности.

Большую роль в развитии письменности играли так же переписи книг. Центрами переписи книг древнерусской культуры киевской Руси были церкви и монастыри. Переписчики книг – монахи, имелись и при князьях. Они переписывали книги и переводили их, вели летописи. Одним из таких центров был Киево-Печерский монастырь. Как известно из летописи xii вв., при монастырях хранились книги, которых насчитывалось до нескольких сотен.

Развитие культуры связывают с организацией школ в киевской Руси. Этим занимался князь Владимир Святославович. Обучали грамоте не только князей, но и горожан.

Долгое время на Руси были только деревянные построения. Деревянные церкви строились везде, но это требовало особенных условий, опыта и мастерства. Такова особенность культуры того времени, времени древней киевской Руси. Они достигали величественных размеров, навыки способствовали быстрому росту каменного строительства Руси и уникальности архитектуры. основные принципы были взяты со строительства Византии. Происходил обмен опытом, византийские мастера научили киевских мастеров культуре строительного мастерства, которое использовалось при строительстве домов в Византии.

Первые каменные строительства — это церкви киевской Руси. Принятие христианства принесло не только развитие письменности и каменного строительства, но так же и развитие живописи.

Художественная культура киевской Руси 9-12 вв.

Если раньше изображали на картинах жизнь народа, их труд, то с развитием духовной культуры, которое начинается в то время, картины стали приобретать более светский характер, при этом с акцентом на духовность. Это особенность картин культуры киевской Руси.

Развивается такая живопись, как мозаика и фреска, развитие иконописи. Это все использовалась для росписи церквей, создавало особенное величие, торжественность и несокрушимость православной церкви и княжеской власти.

Так же использовали живопись для росписи стен киевской Софии. Изображали моменты жизни князей, ярмарку, музыкантов, портреты княжеской семьи. Это была особенность росписи церквей киевской Руси.

Со времен владимиро-суздальской Руси сохранились фрески Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Имеется несколько икон. Можно сказать, что они берут свое начало с владимиро-суздальской школы живописи. Живописью занимались мастера из Греции и Руси. Работа «Боголюбская Богоматерь» очень похожа по стилю на «Владимирскую Богоматерь», которая привезена с Византии.

С развитием светской культуры происходит и развитие культуры в народе. Об этом свидетельствует народный фольклор древней Руси. Имелось разнообразие песен, которые были на похоронах и на свадьбах, заговоры и заклинания, как языческое прошлое. С этим боролась христианская церковь, но в народном фольклоре все равно ярко прослеживались языческие корни.

Широкое развитие получила языческая мифология, представления о боге и мире, как происходили самые необъяснимые явления природы. Но в XIX-XX века это потеряло свой религиозный смысл, и осталось только как народные игры и праздники.

Центрами культурного развития были города. Развитие культуры связывают и с развитием прикладного, декоративного искусства. Мастера владели техниками сканью, эмалью, зернью, чернью. Развивалось металлургическое производство, ювелирное дело.

Развитие литературы начинается с русской летописи — повесть временных лет. Это история государства русского, описание которого начинается еще с библейских времен. Составлена она была в Киеве и дополнялась каждый год, описывая события, которые происходили. Повесть отличается этим от других книг. Поэтому содержит сказания, фольклор и государственные документы.

Если кратко обрисовать из чего формировалась культура киевской Руси, то можно выделить следующее:

  • развитие письменности;
  • принятие христианства;
  • открытие школ;
  • перепись книг;
  • развитие зодчества;
  • народный фольклор;
  • развитие прикладного искусства.

Отличием культуры киевской Руси от современного искусства становиться то, что наследие тех времен дожило до наших дней, и цениться это как предметы истории. По ним можно изучать, чем занимался в те времена народ и как развивалась Русь. Станет ли предметом истории культура наших дней — известно будет только через века.

Источник

Adblock
detector