Меню

Основы социального государства таблица



Социальное государство: понятие, признаки, функции, типы

date image2015-04-20
views image103689

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Социальное государство (государство всеобщего благосостояния, государство всеобщего благоденствия) — политическая система, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ: занятость, жильё, медицинская помощь, образование, пенсия и т. д.

Признаки социального государства.

Становление социального государства — это процесс не только экономический и политический, но и процесс нравственный, требующий «человеческого» измерения.

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

10. Закрепление формулы «социальное государство» в конституции страны.

Функции социального государства.

Говоря о функциях социального государства, следует иметь в виду следующие обстоятельства:

а) ему присущи все традиционные функции, обусловленные его природой государства как такового;

б) на содержание всех функций социального государства налагает отпечаток его общее социальное назначение, то есть традиционные функции как бы преломляются через призму целей и задач социального государства, и в этом плане можно вести речь о наличии у него общей социальной функции (общем социальном назначении);

в) в рамках общей социальной функции можно выделить специфические направления деятельности социального государства — специфические функции.

К последним, в частности, относятся:

1. Поддержка социально незащищенных категорий населения;

2. Охрана труда и здоровья людей;

3. Поддержка семьи, материнства, отцовства и детства;

4. Сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы;

5. Поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность);

6. Финансирование и поддержка фундаментальных научных исследований и культурных программ;

7. Борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения, выплата пособий по безработице;

8. Поиск баланса между свободной рыночной экономикой и мерой воздействия государства на ее развитие с целью обеспечения достойной жизни всех граждан;

9. Участие в реализации межгосударственных экологических, культурных и социальных программ, решение общечеловеческих проблем;

10. Забота о сохранении мира в обществе.

Типы социального государства:

— первичное социальное государство;

— государство социальных услуг;

— государство социального благоденствия;

Периодизация развития социального государства:

— первый этап (с 70-х годов ХIХ в. до 30-х годов ХХ в.) — социалистический;

— второй этап (с 30-х годов ХХ в. до конца 40-х годов) — правового социального государства;

— третий этап (с конца 40-х годов по 60-е годы ХХ в.) — государство социальных услуг;

— четвертый этап (с конца 50-х годов до середины 80-х) — государство всеобщего благоденствия;

— пятый этап (с начала 80-х годов по середину 90-х) — деструкции и кризиса государства всеобщего благоденствия;

— шестой этап (с середины 90-х годов ХХ в. по настоящее время) — либеральное социальное государство.

Первый тип социального государства — первичное социальное государство был связан с появлением у государства функций социального обеспечения, социальной защиты, государственного здравоохранения и образования на основе распространенности данных функций на всех, их правовой основы, наличия социального бюджета и специализированных социальных структур. Этот тип соотносится с первым («социалистическим») и вторым («правовым») этапами развития социального государства. Это первая форма социального государства, в котором наличие правовых основ, социального бюджета и специализированных социальных структур порождает специфические функции, не свойственные иным государствам.

На третьем этапе развития, обозначенном как государство социальных услуг, происходит переход государства к активной социальной политике, выражающейся в появлении таких функций, как предоставление социальных услуг и обеспечение занятости.

Для второго типа государства – государство социальных услуг свойственно уже не только удовлетворение индивидуальных социальных потребностей в социальной защите, минимизации социальных рисков и прочее, но и активная социальная политика создания социально комфортной жизненной среды, удовлетворения социальных потребностей, не регулируемых рынком, создание полезностей для всего государства.

Государство становится субъектом удовлетворения социальных потребностей человека, государством, которое служит обществу и отдельному человеку. К государству социальных услуг сегодня относятся многие страны Европы и Америки и некоторые страны Азии и Африки. Для них характерны наличие всего комплекса функций первичного социального государства, предоставление государством социальных услуг, усилия по обеспечению полной занятости и активная (предупреждающая) социальная политика.

Читайте также:  Род стран во французском языке таблица

Третий тип – государство всеобщего благоденствия.

Принятие государством на себя ответственности за уровень благосостояния всех граждан, стремление достичь равенства в высоком уровне жизни обусловливают появление у государства таких функций, как государственное регулирование и необходимое пополнение из бюджета страховых фондов, оказание социальной помощи при страховых случаях, защита от не страховых рисков, тотальное перераспределение доходов, стимулирование социальной ориентации экономики.

Последний выделенный этап развития социального государства был обозначен как этап либерального социального государства, и переход к этому этапу был обусловлен неэффективностью механизмов социального страхования и как следствие разрушением принципа солидарности, техническим прогрессом и противоречиями между рыночным и государственным регулированием экономики. Главной особенностью данного этапа является появление у социального государства функции проведения социальной политики.

Четвертый Тип социального государства, формирующегося на данном уровне, содержит все признаки такого государства и может быть обозначен как собственно социальное государство. Только в таком государстве совпадают социальные цели и механизмы их достижения, получают развитие основные принципы социального государства, реализуются его основные функции, снимаются вынужденные противоречия, существующие в прежних, переходных видах.

Источник

Основы социального государства

Социальным называют государство, достигшее вершин эволюции, наиболее высокого развития государственной системы. Государство является социальным в том случае, когда его внутренняя политика нацелена на создание благоприятных условий и высокого уровня жизни граждан. Существующие основы социального государства закреплены в его конституции, где прописаны гарантии, обеспечивающие охрану здоровья, труда людей. Государством устанавливается размер минимальной заплаты, поддержка семьи, отцовства, материнства и детства, пожилых граждан и инвалидов. В конституции содержится описание системы социальных государственных служб, установленные государственные пенсии и пособия. Рассматриваются и другие гарантии обеспечения государственной социальной защиты граждан, например, добровольное страхование, занятия благотворительностью.

В России основы социального государства содержатся в статьях Конституции под номерами тридцать семь-сорок три и в отдельных Федеральных законах, в которых говорится о мерах поддержки ветеранов, о социальном обслуживании граждан России (1995 г.), об инвалидах и их социальной защите в РФ (1995 г.) и др.

Как правило, демократия имеет основы социального государства. В нашей стране впервые были записаны такие демократические положения, которые позволяют людям самостоятельно определять свою национальность и указывать ее. Нет запрета на использование родного языка, есть свобода выбора при общении, воспитании и обучении.

Будучи многонациональным государством, Россия заинтересована в соблюдении принципов равноправия, которые закреплены в государственной конституции. Там же нашли свое отражение принципы самоопределения народов, проживающих на территории России. Установлены равные права и свободы граждан, вне зависимости от национальности, расы и языка. При этом любые действия, призванные ограничить права человека исходя из его национальной, расовой или языковой принадлежности, запрещены.

Если рассматривать признаки социального государства, то к ним относятся свобода труда, запрет на принудительный труд. Граждане имеет право самостоятельно выбирать профессию. Условия труда должны отвечать правилам техники безопасности, гигиены, причем оплата обязана производиться без дискриминации по какому-либо признаку. Размер зарплаты должен быть не ниже установленного минимума, который зафиксирован ФЗ. Государство должно проявлять заботу о гражданах и защиту их от безработицы. Основным принципом социального государства является уравнивание граждан в правах и перераспределение доходов государства таким образом, чтобы налоговые поступления служили сглаживанию социального неравенства между гражданами.

Существующие основы социального государства направлены в первую очередь на поддержку охраны здоровья и труда людей, чтобы обеспечить им высокий уровень жизни. В то же время, если государство переживает нестабильность в экономике или политической обстановке, то это сказывается на социальной незащищенности граждан. Современная Россия не в полной мере соответствует понятию социального государства, и многие социальные гарантии, закрепленные в Конституции, остаются пока только на бумаге.

Есть модели социального государства, которые распространены в мире и у которых есть богатый опыт в социальной поддержке населения. К ним относятся германская, японская, американская, шведская и другие. Многие из них, ранее считавшиеся образцовыми, теперь не отвечают общественным вызовам и стали негодными. Люди, не желая заниматься низкооплачиваемым трудом, предпочитают вовсе не работать и получать пособие по безработице. Современное социально-экономическое положение Западной Европы находится в противоречии с принципами, лежащими в основе социального государства.

Можно сделать вывод, несмотря на то, что социальное государство ориентировано на благополучие граждан и их достойную жизнь, оно способно и негативно влиять на положение населения страны. Поэтому очень важно, чтобы государство отвечало современным требованиям, необходимым для функционирования страны.

Источник

Российская Федерация – социальное государство

Государство считается социальным, если в его основе лежат принципы социальной справедливости и оно возлагает на себя обязательства обеспечивать достойное существование своих граждан.

Концепция такого государства заключается в возможности и обязанности каждого взрослого дееспособного гражданина содержать как себя, так и свою семью. Государство может вмешиваться только тогда, когда указанные потребности граждан не удовлетворяются по причине объективных обстоятельств, которые не зависят от их воли (инвалидность, отсутствие работы и тому подобное).

Читайте также:  Животный мир россии таблица степи

Российская Федерация — социальное государство

Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, чья политика направлена в сторону обеспечения условий для достойной жизни граждан, а также их свободного развития. В этом заключается государственная цель и программа деятельности, ориентированные (на уровне Конституции) на социальный характер функционирования. При этом наблюдается прочная связь между демократическим/правовым характером государства и его социальным предназначением.

Цель положений Конституции России заключается в обеспечении политикой государства максимальных возможностей для создания благоприятных условий на определенных этапах развития страны, которые смогут обеспечить свободу граждан и их достойную жизнь, включая регулирование социально-экономических прав, защиту/поддержку малоимущих граждан, а также социально незащищенных.

Вторая часть статьи 7 главы 1 «Основы конституционного строя» Конституции Российской Федерации содержит перечень главных обязательств, которые государство несет перед своими гражданами. Так, среди них упоминаются:

  • охрана труда/здоровья граждан;
  • наличие обязательного минимального размера оплаты труда;
  • обеспечение господдержки материнства/отцовства, семьи, детства, пожилых, инвалидов;
  • развитие соцслужб;
  • установка государственных пенсий;
  • представление пособий и прочих гарантий соцзащиты.

Российская Федерация обладает следующими базовыми конституционно-правовыми характеристиками, которые обозначают ее как социальное государство:

  • в Конституции страны закреплена система социально-экономических прав/свобод человека/гражданина согласно международным стандартам, которые были установлены в 1948 году во Всеобщей Декларации прав/свобод человека, а также в 1966 году в Международном пакте о социально-экономических/культурных правах;
  • установление прожиточного минимума (стоимость потребительской корзины, которая включает в себя минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственных товаров, необходимых/обязательных платежей и услуг, которые необходимы для поддержания здоровья гражданина и его жизнедеятельности), который определен в постоянно обновляемом Федеральном законе «О прожиточном минимуме в РФ».

Обязательства социального государства

В главе 2 Конституции Российской Федерации содержатся основные гражданские и человеческие права/свободы, а социальные обязательства получают развитие. В заботы государства входит обеспечение гражданам: безопасных условий труда, полноценного отдыха, жилищных условий, возможности получить образование, укрепления здоровья, охраны окружающей среды, включая поощрение действий, улучшающих экологическую ситуацию. В социальном государстве такие отрасли, как наука, образование, здравоохранение, культура, воспитание поддерживаются органами государственной власти с применением средств госбюджета.

В демократических условиях социальным государством предоставляется большой простор всяким общественным силам, желающим предоставлять помощь тем слоям населения, которые являются социально необеспеченными. В статье 39 Конституции упоминается о том, что в РФ поощряются дополнительные формы соцобеспечения, а также благотворительность.

Положения Конституции Российской Федерации, в которых обозначены положения ее социальных природы и политики уточняются и развиваются в довольно разветвленной системе федеральных законов, президентских указов и подзаконных нормативных правовых актов. К подобным федеральным законам относятся:

  • закон №195-ФЗ «Об основах соцобслуживания населения РФ» (действует с 10.12.1995 года);
  • закон №181-ФЗ «О соцзащите инвалидов в РФ» (действует с 24.11.1995 года);
  • закон №122-ФЗ «О соцобслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (действует с 02.08.1995 года);
  • закон №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (действует с 11.08.1995 года);
  • закон №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (действует с 19.06.2000 года.

Эти законы, а также многие другие подвергаются периодическим обновлениям и совершенствованиям.

Основные принципы социальной политики Российской Федерации

В России социальные функции осуществляются на федеральном, региональном (для субъектов страны) и муниципальном уровнях.

К основным принципам социальной политики РФ, которые обусловлены ее природой как социального государства относятся:

  • социальная справедливость;
  • дифференциация соцвыплат, льгот и различных услуг;
  • многообразие соцзащиты населения и ее всесторонность.

Пример 1

Так адресность (то есть дифференциация) помощи отдельным категориям граждан обеспечивается посредством получения ими дополнительных льгот, бесплатных услуг или существенных скидок на них, спецпособий, компенсаций.

В становлении Российской Федерации как социального государства большое значение играет утверждение принципов социально ответственного бизнеса. Это на данный момент имеет всего лишь постановочный характер, так как пока еще не принято соответствующее законодательство, которое бы определило подобные принципы и формы ответственности.

Наличие довольно обширного круга социальных проблем в обществе говорит о том, что текущая политика страны как социального государства первоначально должна направляться на создание условий для граждан, обеспечивающих им достойную жизнь, свободное развитие, социальную справедливость и настоящее равноправие. Это может быть достигнуто, когда государство не только закрепляет за гражданами неотъемлемые соцправа, но также формирует реальный механизм, который позволит пользоваться ими на принципах социального государства.

Источник

1. Понятие и сущность социального государства

При определении социального государства, ключевым словом является понятие «социальное(ая)». «Социальное» — интегрированная в совместной дея­тельности совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений данного общества индивидами или груп­пами индивидов о конкретных условиях места и времени в отно­шениях людей друг к другу, своему положению в обществе, яв­лениям, процессам общественной жизни.

Основные из них:

Читайте также:  Таблица освещенность согласно снип

осознание целеполагающей общественной деятельности каж­дым индивидом, социальной группой» общностью;

формирование важнейших социальных закономерностей, тенденций и качеств в процессе взаимодействия различных соци­альных структур и общностей;

утверждение социального статуса, господствующего в со­циальной иерархии различных социальных классов и слоев, орга­низация борьбы, за улучшение жизненных условий, удовлетворе­ние интересов и потребностей;

развитие и утверждение принципа справедливого распреде­ления материальных и духовных благ общества (социальной спра­ведливости);

совершенствование и внедрение действительных правовых демократических основ гражданского общества, воплощение в жизнь принципов свободы, равенства и братства и др.

Термин «социальное» является основой для образования сло­восочетаний (понятий) типа социальная (политика), социальное (государство, развитие), социальные, (связи).

Понятие «социальное государство» впервые появилось в науч­ной литературе в середине XIX в. в трудах немецких ученых под влиянием философии Гегеля и в результате анализа развития ка­питализма и классовой борьбы в Германии. Один из основных разработчиков теории социального государства государствовед и экономист Лоренц фон Штейн считал, что задача государства зак­лючается в становлении общественного равенства и личной свобо­ды, в поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных, что государство должно осуществлять экономический и общественный прогресс всех членов общества, когда развитие одного является условием и следствием развития другого. Наиболее радикальную теоретическую основу соци­ального государства выдвинул в 1879 г. немецкий экономист А. Вагнер. Его концепция предусматривала превращение буржуазного госу­дарства в государство всеобщего благоденствия (welfare state). Опре­деленный вклад в разработку проблем социального государства внесли А. Абендрот, Г. Геллер, Т. Маршалл, Ф. Нойманн.

В конституциях ряда стран понятие «социальное государство» появилось после Второй мировой воины. Государственными деятелями и учеными ставилась задача найти и определить место и роль госу­дарства в регулировании справедливого распределения дохода меж­ду трудом и капиталом, в восстановлении равенства и свободы граждан, обеспечении социальной солидарности общества и забо­ты имущих и работающих о неимущих и неработающих.

Многие зарубежные и отечественные исследователи наряду с понятием «социальное государство» в качестве синонимов неред­ко употребляют также термины как «государство всеобщего бла­годенствия», «государство благосостояния.

В теоретическом плане концепция государства всеобщего благо­денствия вбирает в себя концепцию английского экономиста Дж. Кейнса, обосновавшего в свое время необходимость активного вмешательства государства в экономическую жизнь общества. При­верженцы этой концепции связывают свои надежды с перспекти­вами развития смешанной экономики, сочетанием частного и го­сударственного секторов. В этой концепции государству отводится роль нейтральной, «надклассовой» силы, способной удовлетворить интересы всех социальных слоев путем установления принципа справедливого распределения и обеспечения благосостояния всех членов общества, перераспределения доходов, уничтожив, таким образом, неравенство. Государство всеобщего благоденствии ставит своей целью утвердить возможности радикального преобразования общества, прежде всего в вопросах распределения собственности, доходов, организации управления предприятиями, а также функ­ций государства в интересах всех его граждан, При этом главным средством обеспечения всех членов общества материальными и со­циальными благами является экономический рост.

Сегодня многие авторы по разному трактуют понятие «соци­альное государство». Так, например, М.П. Бочаров определяет социальное государство, как способ организа­ции социальных взаимодействий институтов государства и граж­данского общества, характеризующийся равенством сторон или доминированием управляемых над постоянными профессиональ­ными управляющими.

В.А.Каменецкий и В.П.Патрикеев считают, что социальное государство — это такая форма организации об­щества, которая, во-первых, обеспечивает правовые и законода­тельные предпосылки для наиболее эффективного экономичес­кого развития общества в целях максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и духовных потребностей об­щества, во-вторых, обеспечивает максимальное соответствие между естественными правами и обязанностями члена общества и его материальным вознаграждением, т.е. создает в обществе наиболее благоприятный социальный климат.

Авторы учебника «Основы социального государства» считают, что социальное государство — это правовое демократическое государство, которое провозглашает высшей ценностью социальную справед­ливость, политика которого направлена на обеспечение гражда­нами достойной жизни, социальной защиты, минимизацию со­циальных рисков, создание условий для самореализации творчес­кого (трудового) потенциала личности.

Социальную ориентацию могут иметь и государства, которые пока не в состоянии в полной мере решать современные соци­альные проблемы. Поэтому правильнее было 614 называть Россию страной, ставшей на путь строительство социального государства. Путь этот можно спрогнозировать по трем этапам. На первом этапе должна быть создана научная кон­цепция социального государства и с ее учетом обновлена или вновь создана правовая основа на всех уровнях власти, управле­ния, местного самоуправления, системы социального партнер­ства и гражданского общества. За этот период должны быть под­готовлены необходимые кадры» структуры и механизмы, выра­ботаны основные направления социальной и экономической по­литики для функционирования социального государства с социальным рыночным хозяйством. Второй этап — переходный — мо­жет занимать от пяти до десяти лет. На этом этапе должны быть апробированы законы, подзаконные акты, эффективность рабо­ты органов власти и управления, местного самоуправления, со­циального партнерства и др., после чего соответствующие кор­рективы вносятся во всю законодательную базу, в структуры органов руководства и управления, в государственные образова­тельные стандарты и др. Третий этап включает период стабильно­го функционирования и развития социального государства.

Источник

Adblock
detector