Меню

Основные школа здоровья таблица



Рекомендации

Методологические аспекты организации модели проведения школ здоровья

Методологические аспекты

организации модели проведения школ здоровья

Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояние окружающей среды, качество и структура питания), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенического, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.

В последнее время медицинские специалисты обращают внимание на тот факт, что все достижения современной медицинской науки могут оставаться нереализованными на практике, если между врачом и пациентом не будет сформирован партнерских отношений и истинного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что в конечном итоге только сам больной выбирает, что и как ему предпринимать, следовать ли только рекомендациям врача по приему лекарств, изменить ли свое питание в сторону оздоровления, повысить ли физическую активность, отказаться от вредных для здоровья привычек. В этом обоюдном процессе роль врача и пациента неотделима. Только партнерский союз врача и пациента даст позитивный результат и обеспечит приверженность пациентов к лечению. Одним из путей формирования партнерства «врач-пациент» является обучение в Школах здоровья

Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах здоровья способствуют снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут давать ощутимый социально-экономический эффект.

Школа здоровья – это организационная форма профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания). При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Школа здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиеническое обучение и воспитание – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.

Школы здоровья для пациентов включены в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ Министерства здравоохранения РФ от 16 июля 2001 года № 268 «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).

Основная идея обучения – обучить не болезни, а тому, как сохранить здоровье, как уменьшить ее проявление, снизить риск развития осложнений, обучить практическим навыкам по самоконтролю за состоянием здоровья, по оказанию доврачебной самопомощи при обострении заболевания.

Цели школы здоровья:

— повышение информированности пациентов о заболеваемости и факторах риска развития заболеваний и осложнений;

— повышение ответственности пациента за сохранение здоровья;

— формирование рационального и активного отношения пациента к своему здоровью, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению;

— формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи в неотложных ситуациях;

— формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска.

При групповом методе консультирования процесс профилактического консультирования облегчается и повышается его эффективность, пациенты не только получают важные знания, но и необходимую им социальную поддержку.

Обучение в группе усиливает действенность обучения – создается атмосфера коллектива, нивелируется чувство одиночества, улучшается эмоциональный контакт. Эффективность повышается за счет обмена опытом между пациентами, примеров из их жизни и прочие.

Школа здоровья, как форма группового консультирования позволяет в полной мере обеспечить эффективную реализацию основ углубленного профилактического консультирования – при групповом обсуждении создаются условия для более эффективного применения основных принципов и приемов обучения взрослого человека с учетом психологии изменения поведения и поведенческих навыков.

Основные принципы проведения Школ здоровья:

— формирование «тематической» целевой группы пациентов с относительно сходными характеристиками: например, больные с неотложным течением артериальной гипертонии, ишемической болезнью сердца, пациенты с высоким риском сердечно-сосудистых заболеваний без клинических симптомов болезни и т.п. Такие формирования групп создают атмосферу социальной поддержки, что немаловажно для эффективного консультирования и получения долгосрочного устойчивого результата;

— для избранной целевой группы проводится цикл занятий по заранее составленному плану и по согласованному графику (план и график утверждается руководителем лечебного учреждения); одно из основных требований – посещение всех циклов занятий;

— численность целевой группы пациентов не должна превышать 10- 12 человек;

— Организация группового консультирования должна проводиться в специально оборудованном помещении (стол, стулья, демонстрационный материал, раздаточный материал и т.д.).

При организации Школы здоровья необходимо избегать наиболее распространённой ошибки. Школа здоровья – это не лекторий, где врач читает пациентам лекции, чаще всего с непонятными медицинскими терминами, это цикл структурированных занятий. Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие навыков и умений у пациентов. Все занятия должны быть заранее хронометрированы, иметь четкие инструкции по ведению.

Информационная часть проводится в течение каждого занятия дробно, не более 10-15 минут, что бы избежать лекционной формы обучения (психологи считают, что материал, который читается одним человек более 20 минут перестает усваиваться слушателем, а воспринимается как монотонный фоновый звук).

Активная часть занятий содержит активную часть работы с пациентами, которая может проводиться в разных формах:

— проведение расчетов и оценок;

— обучение практических навыкам – измерение артериального давления, подсчета пульса и др.

— знакомство со справочными таблицами.

Психологические факторы и личностные качества врача играют важную роль в эффективном профилактическом консультирование могут, как повышать его результативность, так и создавать барьер для восприятия пациентам рекомендаций.

Факторы, влияющие на результативность и эффективность Школ здоровья, неразрывно связаны с качеством профилактической медицинской помощи в целом. Их можно разделить на несколько групп:

1. Факторы межличностных отношений между работниками и пациентами (взаимопонимание и сопереживание, умение объяснить, убедить).

2. Факторы профессиональной компетенции медицинских работников (знание основ понятий риска, уровней факторов риска, разумная повседневная интеграция лечения и долгосрочных мер по профилактике осложнений и улучшению прогноза);

3. Факторы организации профилактической работы в целом, которые определяют и ее качество (обсуждение с пациентом проблем здоровья, а не только болезни, простота и доступность рекомендаций и их реалистичность для конкретного пациента, наличие письменных инструкций и памяток, формы и методы обучения, обстановка и оснащение помещения, где проводится обучение).

Учет пациентов, обучающихся в Школе здоровья, осуществляется в отдельном журнале для каждого вида Школы. В журнале заполняется таблица на каждый вид занятий. Отметка о присутствии пациента на занятии должна сопровождаться полной подписью фамилии медицинского работника, проводящего занятие. Целесообразно перед началом первого занятия предложить пациентам заполнить анкеты для получения информации согласно графам таблицы 2-4.

В амбулаторной карте должны быть записи о начале обучения в Школе здоровья, даты и теме каждого занятия, заверенные медицинскими работниками, проводящими занятие.

Оценку деятельности Школ здоровья можно оценить по нескольким критериям, это:

— объем и полнота профилактической помощи;

— организация и качество обучения в Школе;

— оценка уровня знаний, приобретенных пациентами за время прохождения обучения.

Показатели объема и полноты оцениваются ежегодно.

Занятие в Школе здоровья проводятся не чаще 1 раза в неделю, группами не более 10-12 человек, следовательно, в одной Школе здоровья максимально за год могут обучиться не более 600 человек.

Оценка организации и качества обучения в Школе здоровья проводится на основании опроса пациентов на последнем занятии. На слайде вы видите примерный вопросник, позволяющий выяснить мнение пациента как основного потребителя предлагаемого вида профилактической помощи (индивидуальная рефлексия. От латинского — отражение).

— менее 30 баллов – неудовлетворительная работа;

— 30-40 баллов – удовлетворительная оценка;

— более 40 баллов – хорошая работа.

Оценка уровня приобретенных за время обучения в Школе знаний дает возможность получить информацию о достижении поставленной цели обучения. В качестве примера может быть использована анкета Школы здоровья по артериальной гипертонии, приведенная на слайде. Анкетирование необходимо проводить на первом и на последнем занятии, что бы увидеть динамику первоначальных и приобретенных знаний и скорректировать на дальнейшее свои занятия и формы обучения.

Также вашему вниманию предлагается вопросник по оценке знаний слушателей Школы здоровья по сахарному диабету II типа.

История создания школ здоровья (или Школ пациентов) в нашей стране насчитывает историю в более чем 10 лет, накоплен достаточный опыт, разработаны методические рекомендации. Предлагаемый Вам список литературы поможет разработать школы здоровья в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями.

Так же на сайте Областного центра медицинской профилактики размещены рекомендации по организации Школ здоровья, разработанные нашим центром, которые Вы так же можете использовать в своей работы.

Читайте также:  Изучите фасетную классификацию управления заполните таблицу

Информация подготовлена для выступления на совещании 08.10.2013г. в департаменте здравоохранения и социальной защиты населения области.

М. Ичева – заведующая редакционно-издательским отделом.

Список используемой литературы:

1. Школа здоровья: артериальная гипертония. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова.-М:-Гэотар-Медия,2008. – 192с.

2. Школа здоровья: факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Руководство для врачей/под ред.Р.Г.Оганова.- М.:-Гэотар-Медиа, 2009. – 160с.

3. Школа здоровья: избыточная масса тела и ожирение. Руководство для врачей/под ред. Р.Г.Оганова. – М.:-Гэотар-Медия, 010.-112с.

4. Профилактика хронических неинфекционных заболеваний. Рекомендации. ГНИЦ.,- М,2013, — 135с.

5. Михайлова Н.В. Качество медицинской помощи. Школа здоровья для пациентов – важнейший фактор качества медицинской помощи. / Калинина А.М., Олейников В.Г. и др// Врачебная газета.2004.- № 1

Источник

Основные школа здоровья таблица

01.jpg 02.jpg
Е.И. Вольфсдорф
специалист Центра Содействия
здоровью
обучающихся,
воспитанников
ГОУ СОШ «Школа здоровья»
№ 149 С АО, г. Москва
А.А. Дедов
педагог-психолог
ГОУ СОШ «Школа здоровья»
№ 149 С АО, г. Москва

В декабре 2005 года ГОУ СОШ № 149 САО г. Москвы получила статус «Школа здоровья». В школе создана модель, обеспечивающая гармоничное развитие обучающихся. Особенностью модели является наличие Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников как структурного подразделения, призванного координировать усилия педагогов, специалистов школы, родителей, учащихся в области здоровьесбережения.

Помогает в решении задач сбережения здоровья участие в работе городской площадки по теме: «Система школьных мониторингов здоровья как составляющая медико-педагогического инструментария «Единый Паспорт здоровья школьника». В этой работе приняли участие специалисты Центра, педагоги и учащиеся начальной школы. Экспериментальную работу мы рассматриваем как неотъемлемую часть деятельности школы по здоровьсбережению.

Научными исследованиями НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, Научного центра здоровья детей установлено, что в последние 10 лет произошло значительное ухудшение здоровья школьников.

Особенно большую тревогу вызывает состояние здоровья детей, обучающихся в начальной школе. Изменилось в худшую сторону и распределение детей на группы здоровья. Если в 1998 году к первой группе здоровья, т.е. к абсолютно здоровым, относилось 4,8% обследованных учащихся младших классов, то в 2008 году — 1,8%.

В отдельных московских школах не было выявлено ни одного учащегося младших классов, которого можно было отнести к первой группе здоровья. В нашей школе за последние три года, благодаря проведению в школе ряда оздоровительных мероприятий, количество детей, относящихся к первой группе здоровья, незначительно увеличилось (на 2%). Но наряду с этим отмечается некоторое уменьшение количества детей третьей группы здоровья (на 3%). Максимальное количество детей относится ко второй группе здоровья.

03.jpg

Актуальность проблемы здоровья школьников в целом по стране создает предпосылки к созданию и реализации в нашей школе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий обучения, эффективных моделей организации учебного и оздоровительного процессов для учащихся. На данном этапе школа решает следующие задачи:

■ Создание благоприятной образовательной среды, психологически комфортных условий обучения, реальной системы профилактических мер, направленных на оздоровления учащихся;

■ Формирование эффективной психолого-педагогической службы, направленной на организацию помощи учащимся, родителям и педагогам;

■ Формирование здоровья, воспитание потребности вести ЗОЖ, обеспечения необходимыми знаниями и умениями;

■ Достижение положительных изменений в состоянии детей и подростков, в их способности к выживанию в условиях современности;

■ Предупреждение школьных болезней: мероприятия по профилактике близорукости, нарушения осанки, гиподинамии.

Деятельность данной работы осуществляется по двум направлениям:

1-е направление: Выявление детей «группы риска» с помощью донозологической диагностики (мониторинги). Мониторинги позволяют:

■ качественно оценить состояние ученика;

■ избрать наиболее эффективные пути в здоровьесбережении;

■ дать прогноз дальнейшего развития и обучения;

■ найти средства коррекционно-развивающей работы;

■ выявить на ранних стадиях проблемы ребенка и организовать индивидуальные программы оздоровления.

Для своевременного выявления заболеваний и оказания помощи учащимся были проведены офтальмологический, физический, соматический, саногенетический, психолого-педагогический и антропологический мониторинги. Обследованы дети (2 — 4-х классов), участвующие в экспериментальной программе.

Учащимся с заболеваниями органов зрения специалистами ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова и офтальмологами детской поликлиники № 22 два раза в год проводится офтальмологический мониторинг. Ученики группы риска проходят диагностику и лечение на корригирующих аппаратах в школе. За последние три года осмотрено 648 детей, лечение получили 358 человек. В результате повторной диагностики отмечена положительная динамика. Данные о состоянии обследованных детей сообщаются классным руководителям и родителям, выдаются индивидуальные рекомендации. У нас созданы необходимые условия для профилактики и коррекции зрения; соблюдаются нормативы по освещению, проводятся уроки здоровья по соблюдению учащимися режима дня и охраны зрения; на занятиях и после работы на компьютерах ребята выполняют упражнения для снятия напряжения.

С помощью ассоциации Народно-спортивный Парк ежегодно проводится осмотр детей с целью выяснения их физического индекса здоровья. Это дает возможность проследить за динамикой физического развития учащихся. Индекс физического здоровья составил -3,4 балла (по 5-балльной шкале), что является высоким показателем. Результаты обследований выдаются преподавателям физкультуры и родителям с конкретными рекомендациями.

Проблема роста патологических состояний костно-мышечной системы приобрела высокую медико-социальную значимость и рассматривается как критериальный показатель здоровья организма в целом. С целью изучения состояния опорно-двигательного аппарата врачами НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М. Сеченова проведена дополнительная диагностика учащихся. По результатам обследования были выявлены дети «группы риска», которые занимаются лечебной физкультурой под руководством инструктора лечебной физкультуры. По результатам соматического мониторинга в школе сократилось количество учащихся с заболеваниями костно-мышечной системы на 2% за 2008-2009 г.

04.jpg

В связи с употреблением калорийной и богатой углеводами пищи, а также с гиподинамией, увеличилось количество детей с избыточной массой тела. Поэтому мы привлекли к сотрудничеству специалистов-антропологов МГУ им. М.В. Ломоносова и диетологов Клиники питания. В настоящее время совместно с ними проводится антропологический мониторинг; изучается оценка состава тела (биоимпедансный анализ); состояние костно-мышечной системы. При помощи анкетирования собрана информация об образе питания и физической активности учащихся.

05.jpg

Психологами школы проводился психологический мониторинг. По полученным данным наблюдается положительная динамика психологического состояния учащихся. В результате коррекционной работы дети лучше переносят школьные нагрузки: снизилась тревожность, улучшился психологический климат в классах, повысилась мотивация на сохранение собственного здоровья.

2-е направление: Формирование здорового образа жизни.

На первом этапе учащиеся знакомятся с основными понятиями и представлениями — узнают основы ЗОЖ, у них формируются элементарные правила здоровьесбережения. В начальной школе проводятся гигиеническая, дыхательная и корригирующая гимнастика.

В своей работе мы апробировали экспериментальный Паспорт здоровья, он служит для своевременного выявления проблем ребенка.

На втором этапе формируется полноценное понимание основ ЗОЖ.

На этом этапе формируются практические навыки. Учащиеся обучаются навыкам самодиагностики, самомассажу, оказанию первой медицинской помощи. Сознательно выполняют элементарные правила здоровьесбережения.

Эффективность на этом этапе знаний зависит от правильного подбора методов, приемов и средств обучения. Важна наглядность, доступность для восприятия. Педагоги- организаторы проводят Уроки здоровья, на которых в интересной, игровой форме (викторины, тренинги, КВН) дают ученикам представления об актуальных вопросах здоровья, демонстрируют фильмы по актуальным вопросам здоровья.

Третий этап — заключительный. На этом этапе дети должны уметь автоматически выполнять правила, уметь использовать знания, умения, навыки в зависимости от конкретных обстоятельств. Обратная связь осуществляется с помощью тестов и контрольных вопросов. Средства для решения задач по формированию ЗОЖ выбираются в соответствии с конкретными условиями работы. Это различные виды гимнастики (оздоровительная, пальчиковая, корригирующая, дыхательная — для профилактики простудных заболеваний), лечебная физкультура под руководством специалиста, массаж, самомассаж, витаминотерапия, оздоровительные тренинги, различные реабилитационные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья. Совместно с учащимися осуществляется подготовка материалов для «Уголка здоровья».

Инструментом данной работы служат экспериментальные Паспорта здоровья. На основе их разработаны сценарии классных часов, посвященных вопросам здоровья. «Мое здоровье», «Как работает мое сердце», «Дыхание — учимся дышать правильно», «Профилактика вредных привычек», «Моя семья», «Моя школа — мой учитель»; «Мои привычки», «Наши праздники», «Ведем наблюдения». В рамках Урока здоровья дети учатся ухаживать за зубами, проводится беседа по теме: «Береги зубы смолоду».

06.jpg

Экспериментальные Паспорта используют в своей работе специалисты Центра содействия здоровью обучающихся, воспитанников. В Паспорта вносятся рекомендации специалистов. На основании анкет, заложенных в паспортах, осуществляется обратная связь с родителями учащихся. На родительских собраниях до сведения родителей доведены данные о состоянии здоровья детей, розданы индивидуальные рекомендации.

Проводятся консультации для родителей на базе консультационного пункта. Паспорта Здоровья способствуют мотивации детей на здоровый образ жизни, используют для формирования культуры здоровья.

Серьезной гуманистической проблемой для школы будет поступление в школу детей с ОВЗ (имеющие нарушения психического или физического развития.) С одной стороны, мы готовы принять на обучение этих детей, но возникает много вопросов. Например: ребенок-колясочник не сможет перемещаться по школе, так как отсутствуют пандусы и лифты; детям с выраженной психопатологией, необходимы занятия с дефектологом, но данная ставка в штатном расписании не предусмотрена; еще одна острая проблема заключается в психологической неготовности педагогов и родителей к совместному обучению с детьми ОВЗ (в особенности с психопатологиями). Также «болевой точкой» станут внутриклассные отношения учащихся, особенно подростков.

Читайте также:  Плотность гипсокартона кг м3 таблица

Инклюзивное образование пока недостаточно разработано и не отражено в законах, необходимо оборудование и специальная подготовка учителей, иначе, качественного образования не получится.

Здоровье подрастающего поколения зависит от родителей, педагогов, медицинских работников, от самих обучающихся. Только совместными усилиями мы сможем решить эту задачу.

  1. Здоровьесберегающая деятельность: планирование, рекомендации, мероприятия; авт. — со-ст. Н.В. Лободина, Т.Н. Чурилова. — Волгоград: Учитель, 2010.
  2. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры; Е.А.Воронова,- Изд. 3-е. — Ростов н /Д: Феникс, 2009.
  3. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Методическое пособие. Методика. Тематическое планирование. Разработки занятий. Разработки внеклассных мероприятий. — М: Издательство «Глобус», 2010.
  4. Паспорт здоровья. Часть 2. Работа классного руководителя. Методические рекомендации. — М: МИОО, 2007.
  5. Паспорт здоровья. Часть 3. Планирование работы. Методические рекомендации — Составитель Клокова Т.И. — М.: МИОО, 2007.
  6. Азбука здоровья, авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш». 2007.
  7. Азбука чистоты — авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш. 2007.
  8. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие — Исаева С.А. — 4-е изд. М.: Айрис — пресс, 2007
  9. Школа физкультминуток: 1-4 классы — М.: Вако, 2009.
  10. Мониторинг здоровья в школе — МИОО, Москва, 2006.
  11. Здоровьесберегающее образование № 1, 2, 3- М., 2009.
  12. Групповые методы в работе школьного психолога — автор И.В. Бачков, 2009.

Источник

Табель оснащения Школы здоровья

1. Обязательное оборудование Школы:

— помещение для занятий площадью 4 м 2 на 1 место, не менее 24 м 2 ;

— столы и стулья в количестве 15 штук;

— доска (большой блокнот – флипчарт), мелки, бумага, фломастеры, ручки, карандаши;

— информационные материалы для пациентов (дневники, памятки, буклеты, плакаты и пр.).

2. Дополнительное (желательное) оборудование Школы:

— проектор (мультимедиа или оверхед), компьютер, экран;

— программное обеспечение для создания и обновления базы данных на прошедших обучение пациентов;

— аудио- и видеоаппаратура и аудио- и видеоматериалы;

3 . Обязательное оснащение в зависимости от профиля Школы:

Школа здоровья для пациентов с артериальной гипертонией – тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Школа здоровья для пациентов с бронхиальной астмой – пикфлоуметры – не менее 5, мундштуки (загубники) картонные одноразовые; различные формы доставки лекарственных препаратов – дозированные аэрозольные ингаляторы, порошковые ингаляторы, спейсер, небулайзер.

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом 2 типа – визуальные тест-полоски для определения сахара в крови и/или глюкометр с тест-полосками, скарификаторы (ланцеты) автоматические одноразовые стерильные, салфетки спиртовые для инъекций одноразовые, ватные шарики; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические), фонендоскопы (при наличии механических или полуавтоматических тонометров); напольные весы, ростомер, сантиметр для измерения окружности талии; продукты (или упаковки от продуктов), содержащие легкоусвояемые углеводы (кусочки сахара, сладкие напитки, фруктовые соки), препарат, содержащий глюкагон.

Школа психологической подготовки семьи к рождению ребенка – кукла, набор пеленок.

Школа для желающих бросить курить – газоанализатор окиси углерода в выдыхаемом воздухе с определением карбоксигемоглобина или смокилайзер, загубники картонные одноразовые.

Перечень учетно-отчетной документации для Школ здоровья

1. Журнал регистрации пациентов, обучающихся в Школе здоровья.

2. Медицинская карта амбулаторного больного.

Приложение № 3 к приказу МЗ СО от 19.03.2012 г. № 250-п.

Методика проведения занятий в Школе здоровья для пациентов

С артериальной гипертонией

Обучение пациентов с артериальной гипертонией (АГ) в Школе здоровья является комплексной медицинской профилактической услугой (отраслевой классификатор «Сложные комплексные медицинские услуги» — 91500.09.0002-2001, приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001 г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации») и классифицируется 04.015.01:

04 – медицинские услуги по профилактике;

01 – Школа для больных с АГ.

Полный цикл состоит из 5 занятий по 90 минут, посвященных основным наиболее важным проблемам контроля АГ.

Что надо знать об артериальной гипертонии?

Оснащение: мультимедийная презентация или слайды к оверхед-проектору по теме занятия – по возможности; тонометры – не менее 5 (желательно автоматические); напольные весы, ростомер, таблицы для определения индекса массы тела, калькулятор для подсчета индекса массы тела, сантиметр для измерения окружности талии; дневники самоконтроля для пациентов артериальной гипертонией (могут представлять собой обычную тетрадь), вопросники по оценке знаний пациентов; информационные материалы для пациентов по теме занятия (плакаты «Органы-мишени при АГ», «10-летний риск смерти от ССЗ в популяциях с высоким риском ССЗ (таблица SCORE)», памятки по факторам риска АГ и самопомощи при гипертоническом кризе); препараты для лечения гипертонического криза (каптоприл, клонидин) и приступа стенокардии (нитроглицерин).

Структура и содержание занятия

1. Вводная часть

1.1. Знакомство, представление участников.

1.2. Описание целей обучения.

1.3.Оценка исходных знаний.

2. Информационная часть

2.1. Что такое артериальное давление и какой уровень артериального давления принято считать нормальным?

2.2. Что такое артериальная гипертония?

2.3. Факторы риска артериальной гипертонии.

2.4. Изменения в организме при артериальной гипертонии.

Источник

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Сизова Н.Н. 1, *, Исмагилова Ю.Д. 2

1 ORCID: 0000-0002-6310-3723,

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Владивостока», Владивосток, Россия;

2 Владивостокский филиал Российской таможенной академии, Владивосток, Россия

* Корреспондирующий автор (nadya_sambo[at]bk.ru)

Аннотация

В работе представлена характеристика здоровья школьников общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Владивостока». На основании результатов социологического исследования, данных медицинских осмотров и тестирования физической подготовленности было изучено состояние здоровья учеников. Полученные данные показали, что большое количество школьников имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья. Зафиксированные в ходе исследования результаты позволяют нам сделать рекомендации по улучшению обстановки со здоровьем подрастающего поколения.

Ключевые слова: школьники, здоровье, самооценка, физическая подготовленность, исследование.

HEALTH ANALYSIS OF MODERN SCHOOLCHILDREN

Sizova N.N. 1, *, Ismagilova Yu.D. 2

1 ORCID: 0000-0002-6310-3723;

1 Municipal budgetary educational institution, Secondary school No. 45 of Vladivostok, Vladivostok, Russia

2 Vladivostok Branch of the Russian Customs Academy, Vladivostok, Russia

* Corresponding author (nadya_sambo[at]bk.ru)

Abstract

The paper presents the health characteristics of schoolchildren in secondary school No. 45 in Vladivostok. Based on the results of a sociological study, data from medical examinations, and testing of physical fitness, the health status of students were studied. The obtained data showed that a large number of students have functional deviations in their health status. The results recorded during the study allow us to make recommendations for improving the health situation of the younger generation.

Keywords: schoolchildren, health, self-esteem, physical fitness, research.

Введение

Наиболее важным компонентом характеризующим здоровье человека является физическая составляющая, которая отражает жизнеспособность всех физиологических систем человека. Образ жизни, наследственные и другие негативные факторы зачастую являются причинами возникновения патологических заболеваний населения уже на ранней стадии развития. Вопросы укрепления и сохранения здоровья детей и подростков на протяжении многих лет являются предметом пристального внимания ученых. Школьники представляют собой специфическую социальную группу, которую объединяет один возраст, особые условиями жизни, манера поведения, нормы культуры и жизненные ценности. Подрастающая молодежь подвержена воздействию огромного числа потенциально опасных факторов, которые могут оказывать негативное влияние на состояние здоровья детей и приводят к длительному напряжению приспособительных физиологических механизмов. Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни.

Особенности современного учебного процесса в школе и свойства молодого организма оказывают предельно допустимые психические, моральные и физические нагрузки на все функциональные системы организма.

Анализ научной литературы, затрагивающий вопросы здоровья учеников, свидетельствует, что за период обучения в школе здоровье детей не только не улучшается, а зачастую ухудшается [7], [9], [10].

По сведениям Министерств образования и здравоохранения численность потенциально здоровых выпускников школ РФ колеблется от 10 до 15 %. Специалисты отмечают, что более 50% школьников, окончивших школу, уже имеют по 2–3 хронических заболевания. Каждый третий выпускник имеет медицинские противопоказания для службы в армии и всего лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми людьми [1], [4].

Регулярный контроль состояния здоровья, физического развития и уровня физической подготовленности обучающихся, установил ежегодное увеличение количества школьников со слабым иммунитетом и ухудшающимся здоровьем. Ежегодно при разделении школьников по группам здоровья для занятий физической культурой четверть учеников относится к специальной медицинской группе. Продолжает увеличиваться доля детей с аномалиями в осанке, болезнями верхних дыхательных путей аллергического характера. Вызывает тревогу тот факт, что у многих выпускников школ обнаружены заболевания, приводящие к хронизации состояния [6], [8], [9].

Читайте также:  Зональная специализация растениеводства таблица

Здоровье является основным условием для удачной самореализации потенциала молодых людей в учебе и последующей взрослой жизни. По мнению некоторых ученых, наблюдается ежегодное ухудшение состояния здоровья детского населения и тенденции к улучшению за последние годы не наблюдается [2], [3], [5]. Однако в доступной литературе, нам не удалось обнаружить данные, исследуемые состояние здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. Наличием данного факта и была обусловлена актуальность нашего исследования.

Целью исследования явился анализ состояния здоровья школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока.

Основные результаты

Чаще всего под здоровьем понимают совокупность разнообразных критериев определяющих жизнеспособность организма человека. На сегодняшний момент достаточно часто при анализе состояния здоровья людей используют материалы социологических исследований. Как правило, это субъективные данные отношения респондентов к здоровью и факторов воздействующих на него.

В рамках нашего исследования мы рассмотрели несколько категорий отражающих состояние здоровья учеников: оценку и самооценку здоровья; отношение школьников к здоровью и способы сохранения здоровья.

Социологическое исследование, составившее эмпирическую базу работы, проводилось в сентябре – декабре 2019 г. на базе средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока. В обследовании приняло участие 62 человека из числа учеников 9-х классов.

Такой субъективный показатель, как самооценка здоровья является одним из основных критериев в социологических исследованиях касаемых темы здоровья.

Исследование самооценки здоровья обучающихся нашей школы показал, что значительная часть интервьюированных признают уровень своего здоровья как хороший и отличный, но определенное опасение вызывает тот факт, что определенная часть респондентов оценивают состояние своего здоровья как «удовлетворительное» и что еще хуже, как «очень плохое» (рис.1).

21-05-2020 20-53-18

Рис. 1 – Самооценка состояния здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, (%)

Оценка собственного здоровья школьниками выявила, что по большому счету ученики, скорее всего не думают о своем здоровье, чем в действительности располагают им. Данный факт подтверждается тем обстоятельством, что, по данным медицинских осмотров всего лишь 18,5% обследованных учеников нашей школы были признаны здоровыми (рис.2).

21-05-2020 20-53-38

Рис. 2 – Распределение школьников средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока по группам здоровья в 2020-2021уч.году, (%)

У половины учеников – зафиксированы функциональные отклонения – это II группа здоровья, а значительная часть обучающихся имеют хронические заболевания и по состоянию здоровья отнесены к III и IV группам здоровья.

Одной из ключевых составляющих здоровья человека является физическое здоровье, которое характеризуется функционированием всех органов и систем человеческого организма. А основным критерием физического здоровья является физическая подготовленность.

В результате анализа результатов контрольных испытаний мы выявили, что лишь небольшая часть учащихся нашей школы имеет высокий уровень физической подготовленности, и стоит отметить, что чем старше класс, тем больше наблюдается учеников, обладающих низким уровнем физической подготовленности (табл.1).

Таблица 1 – Уровень физической подготовленности школьников

Примечание: * НС – ниже среднего уровня подготовленности, С – средний уровень подготовленности, ВС – выше среднего уровня подготовленности

Серьезность наличия данного факта обусловлена тем, что школьники с низким уровнем физической подготовленности в большей степени, чем лица с высоким уровнем указанного показателя, подвержены риску возникновения нарушений здоровья.

На здоровье отдельно взятой личности, так же как и на здоровье группы людей оказывает влияние целый ряд факторов. По отношению к задачам нашего исследования детям предлагалось указать из шести представленных вариантов два обстоятельства, которые, по их мнению, имеют наибольшее влияние на здоровье. Респонденты-юноши считают, что определяющими являются «природная среда» и «наличие вредных привычек». У девушек ведущие позиции заняли «наличие вредных привычек» и «усилия самого человека» (рис.8).

Реже других факторов ученики называют «качество медицинского обслуживания»: юноши – 14,7 %, девушки – 18,3 %. Скорее всего, данный факт связан с юным возрастом респондентов, когда поправить возникающие проблемы со здоровьем возможно без серьезного вмешательства врачей. Таким образом, ведущие места по влиянию на здоровье школьники отдали внешним обстоятельствам, что может указывать о собственной безответственности за свое личное здоровье или о том, что наличию вредных привычек и состоянию природной среды на данный момент времени в школе уделяют особое внимание на классных часах и в беседах с учениками.

Нами было определено, что забота о здоровье учеников, в обеих гендерных группах, основывается на желании быть физически сильным, не отставать от одноклассников. На 2-м месте – ухудшение здоровья, и на 3-м, влияние данных медицинской информации.

Отрадно отметить, что значительная часть учеников считает необходимым вести здоровый образ жизни. И в меньшей степени респонденты согласились с утверждением, что таким образом жить неинтересно, изнурительно и неразумно, и они не видят смысла в отказе от жизненных удовольствий (рис.3).

21-05-2020 20-54-55

Рис. 3 – Результаты суждений о возможности управления ресурсами здоровья школьниками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока, %

Огромная ценность здоровья в системе жизненных ценностей и установка на внимание к нему стимулируют человека обогащать эти знания и систематически их практиковать.

Результаты анкетирования выявили, что основным элементом здорового образа жизни среди наших школьников являются занятия спортом и отказ от вредных привычек.

Следует сказать, что по данным официальной статистики почти половина населения развитых стран регулярно занимается физическими упражнениями и всего лишь 12% жителей России. Данные проведенного анкетирования с учениками средней общеобразовательной школы №45 г. Владивостока показали, что 27,6% опрошенных юношей и 24% девушек систематически занимаются физическими упражнениями. Из них большинство юношей уделяют на это от 3-4 раза в неделю, а основная масса девушек отводит на это 1-2 раза в неделю.

Заключение

На основании полученных данных можно констатировать, что большинство учеников старших классов имеют, средний и ниже среднего, уровень физической подготовленности и данный факт имеет тенденцию к ухудшению по мере взросления молодых людей. Несмотря на высокую самооценку собственного здоровья, большое количество школьников, по итогам медицинских комиссий, имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья.

Все вышеизложенное позволяет нам сделать заключение о наличии у наших школьников достаточно посредственного физического здоровья.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам сделать рекомендации по улучшению состояния здоровья подрастающего поколения.

Необходимо проведение систематического мониторинга состояния здоровья учащихся. Который должен включать в себя не только данные физической подготовленности, но и оценку физического развития с помощью антропометрических измерений и индексов, наиболее доступных в условиях школы (индекс массы тела, жизненный индекс, коэффициент пропорциональности, силовой индекс). Необходимо также проводить контроль функциональной подготовленности, хотя бы фиксируя пробу генчи, штанге, частоту сердечных сокращений, артериальное давление и жизненную емкость легких). Помимо прочего, нужно контролировать психоэмоциональное состояние школьников при помощи анкетирования и психологических тестов.

Требуется создавать базы данных учеников, где фиксируются все исследуемые показатели и которая будет доступна для всех работников образовательного учреждения. Исходя уже из полученных данных, необходимо вносить коррективы в содержание тематических планов.

Список литературы / References

  1. Айзман Р.И. Современные представления о здоровье и критерии её оценки / Р.И. Айзман // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 85-91.
  2. Журавлева, И.В. Здоровье подростков: социологический анализ / И.В. Журавлева – М.: Издательство института социологии РАН, 2002. – 240 с.
  3. Киселева И.В. Здоровье молодого поколения. Гендерные установки на здоровый образ жизни у студенческой молодежи / И.В. Киселева // Здоровье как ресурс. – Нижний Новгород, 2010. – С. 506.
  4. Крукович, Е.В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы: монография / Е. В. Крукович, Л.В. Транковская – Владивосток: Медицина ДВ, 2018. 216 с.
  5. Лучанинова, В.Н. Здоровье детей и подростков из различных социальных групп /В.Н. Лучанинова, В.Н. Рассказова, Е.Б. Кривелевич. –Владивосток: Дальнаука, 2006. – 250 с.
  6. Лучанинова, В.Н. Региональные факторы и здоровье детей и подростков Приморского края / В.Н. Лучанинова и др.: под ред. проф. В.Н. Лучаниновой. – Владивосток: Медицина ДВ, 2012. – 300 с.
  7. Положение детей в Приморском крае: комплексный доклад / РОССТАТ, Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Примор. краю: редкол.: В.Ф.Шаповалов (пред.) [и др.]. – офиц. изд. – Владивосток : Приморскстат, 2011. – 54 с.
  8. Семенкова Т.Н. Состояние здоровья учащейся молодежи/ Т.Н. Семенкова // Вестник КемГУ. №2. С.90-97
  9. Сухарев А.Г. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях / А.Г. Сухарев, С.А. Михайлова// Гигиена и санитария. – №1. – С. 47-51.
  10. Шабунова, А.А. Здоровье населения в России: состояние и динамика: монография / А.А. Шабунова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2010. – 408 с.

Список литературы на английском языке / References in English

Источник

Adblock
detector