Меню

Основные показатели видов транспорта таблица

Сравнительные характеристики видов транспорта

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Сравнительная характеристика видов транспорта по отдельным показателям приведена в таблице 2.

Таблица 2. Сравнительная характеристика видов транспорта по отдельным показателям

Показатель Морской Железнодорожный Речной Автомобильный Воздушный
Пропускная способность Неограниченная Высокая Высокая Невысокая Малая
Себестоимость Низкая Низкая Низкая Средняя Высокая
Скорость перевозки Низкая Высокая Низкая Высокая Очень высокая
Регулярность Иногда ограничена Стабильная Сезонная Контролируемая Лимитируется погодой
Дальность перевозок Межконтинентальная Внутриконтинентальная Внутри водно­го бассейна Небольшая Неограничен­ная
Объем перевозок Большой Большой Большой Небольшой Небольшой
Необходимость в специальной сети дорог Не требуется Требуется Не требуется Требуется Не требуется
Необходимость в специальных терминалах Требуется портовое хозяйство Требуются термина­лы на станции Требуются терминалы на пристани Не требуется Требуются ; аэропорты

В таблице 2 показана структура постоянных и переменных издержек в каждом виде транспорта.

В таблице 3 они сопоставляются по скорости, доступности, надежности, грузоподъемности и частоте использования.

Таблица 3Структура издержек различных видов транспорта

Вид транспорта Издержки
Постоянные Переменные
Железнодорожный Высокие расходы на подвижной состав, терминалы, рельсовые пути и пр. Низкий уровень
Автомобильный Низкие издержки (шоссе уже построены и поддерживаются из дорожных фондов) Средний уровень (горючее, техническое обслуживание и пр.)
Водный На среднем уровне (суда и оборудование) Низкий уровень (возможна разовая перевозка большого тоннажа)
Воздушный Низкий уровень (самолеты, погрузочно-разгрузочное оборудование, контейнеры) Высокий уровень (горючее, оплата труда, техническое обслуживание и пр.)
Трубопроводный Самый высокий уровень (земля, строительство, насосные станции, система контроля и управления). Самый низкий уровень (затраты на оплату труда крайне незначительны)

Скорость определяется временем движения на определенное расстояние. Самый быстрый из всех – воздушный транспорт.

Доступность – это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Показатель надежности отражает потенциальные отклонения от ожидаемого или установленного графика доставки. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видов транспорта. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит водному транспорту. Частота – это число перевозок (транспортировок) в графике движения. Поскольку трубопроводы работают в непрерывном режиме, они и здесь занимают первое место. Относительные характеристики видов транспорта в таблице 4.

Таблица 4.Относительные характеристики видов транспорта

Характеристика Железно-дорожный транспорт Авто-транспорт Водный транспорт Воздушный транспорт Трубопроводы
Скорость
Доступность
Надежность
Грузоподъемность
Частота
Суммарная оценка

Транспортные средства различных видов имеют определенные характеристики:

Показатели водных судов:

1) водоизмещение (массовое или объемное) определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном;

2) грузоподъемность — перевозочная способность данного судна;

3) дедвейт (или полная грузоподъемность) — величина груза, которую судно способно принять до осадки по летнюю грузовую марку на ватерлинии;

4) грузовместимость — способность судна вместить груз определенного объема (отдельно для тарно-упаковоч­ных, штучных и сыпучих грузов).

Эксплуатационные показатели железнодорожного состава:

Различают одинарную грузовместимость, когда объем всех грузовых помещений используется одновременно, и двойную, когда грузовые помещения используются по очереди для равномерности загрузки судна.

коэффициент использования грузоподъемности, равный отношению фактической массы груза в вагоне к его грузоподъемности;

техническая норма загрузки — это согласованной с грузоотправителем количество груза, которое может быть загружено в данный вагон при наилучшем использовании его грузоподъемности и вместимости. К таким показателям относятся характеристики автомобиля по его габаритам, массе, грузоподъемности, проходимости, скорости и другим динамическим качествам, устойчивости и маневренности и, наконец, по экономичности. Эффективность использования автомобильного транспорта определяется такими показателями, как себестоимость пе­ревозок, их производительность, энергоемкость и др.

Работа подвижного состава автомобильного транспорта оценивается системой технико-эксплуатационных показателей, характеризующих количество и качество выполненной работы.

Снабженческо-сбытовые организации участвуют в транспортном процессе и тем самым оказывают существенное влияние на себестоимость перевозки грузов автомобильным транспортом. Знание работниками организаций влияния эксплуатационных показателей на себестоимость 1 т. км позволяет правильно использовать транспортные средства при доставке продукции потребителям и тем самым снизить себестоимость перевозок грузов. При повышении коэффициентов использования грузоподъем­ности и пробега подвижного состава резко снижается себестоимость перевозок, так как при этом уменьшается сумма и переменных и постоянных расходов, приходящихся на 1 т. км.

Огромную роль в снижении себестоимости перевозок играют эффективная организация перевозок и комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ.

Рациональное решение этих вопросов позволяет максимально использовать грузоподъёмность автомобилей и обеспечить минимальный их простой при погрузке и разгрузке. Значительное снижение себестоимости достигается применением прицепов, которые резко увеличивают производительность автомобиля и способствуют повышению коэффициента использования пробега.

Источник



Виды транспорта и их показатели

При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Сравнительная оценка эксплуатационных показателей для различных видов транспорта с точки зрения пользователя приведена в таблице 1.

Таблица 1 – Сопоставление различных видов транспорта

Показатель Морской Железнодорожный Речной Автомобильный Воздушный Трубопроводный
Пропускная способность Неограниченная Высокая Высокая Невысокая Малая Ограниченная
Себестоимость перевозок Низкая Низкая Низкая Средняя Высокая Высокая/низкая
Скорость перевозок Низкая Высокая Низкая Высокая Очень высокая Очень высокая
Регулярность перевозок Иногда ограниченная Стабильная Сезонная Контролируемая Лимитируется погодой Неограниченная
Дальность перевозок Межконтинентальная Внутриконти-нентальная Внутри водного бассейна Небольшая Неограниченная Внутри-континентальная
Объем перевозок Большой Большой Большой Небольшой Небольшой Большой
Необходимость в специал сети дорог Не требуется Требуется Не требуется Требуется Не требуется Требуется
Необходимость в специал терминалах Требуется портовое хозяйство Требуются терминалы на станции Требуются терминалы на пристани Не требуется Требуются аэропорты Требуются насосные станции

Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70–90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки.

Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения – это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля. Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки. Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.

Читайте также:  Премьер лига германии таблица и результаты календарь

Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта – это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные и дизельные баржи. Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость.

Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.

В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта – перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация – новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество – скорость доставки, главный недостаток – высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.

Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.

Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного.

Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, – либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек. Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

В таблице 2 показана структура постоянных и переменных издержек каждого вида транспорта.

Таблица 2 – Структура издержек различных видов транспорта

Вид транспорта Издержки
Постоянные Переменные
Железнодорожный Высокие расходы на подвижной состав, терминалы, рельсовые пути и пр. Низкий уровень
Автомобильный Низкие издержки (шоссе уже построены и поддерживаются из дорожных фондов) Средний уровень (горючее, техническое обслуживание и пр.)
Водный На среднем уровне (суда и оборудование) Низкий уровень (возможна разовая перевозка большого тоннажа)
Воздушный Низкий уровень (самолеты, погрузочно-разгрузочное оборудование, контейнеры) Высокий уровень (горючее, оплата труда, техническое обслуживание и пр.)
Трубопроводный Самый высокий уровень (земля, строительство, насосные станции, система контроля и управления) Самый низкий уровень (затраты на оплату труда крайне незначительны)

В таблице 3 они сопоставляются по скорости, доступности, надежности, грузоподъемности и частоте использования.

Таблица 3 – Относительные характеристики видов транспорта

Характеристика Железнодорожный транспорт Автотранспорт Водный транспорт Воздушный транспорт Трубопроводы
Скорость
Доступность
Надежность
Грузоподъемность
Частота
Суммарная оценка

Скорость определяется временем движения на определенное расстояние. Самый быстрый из всех – воздушный транспорт. Доступность – это способность транспорта обеспечить связь между любыми двумя географическими пунктами. Наибольшей доступностью отличается автотранспорт, так как грузовики могут взять груз непосредственно в месте отправления и доставить его непосредственно в место назначения. Показатель надежности отражает потенциальные отклонения от ожидаемого или установленного графика доставки. Поскольку трубопроводы работают круглые сутки и не боятся ни погоды, ни перегрузки, они являются самым надежным видом транспорта. Грузоподъемность характеризует способность перевозить грузы любого веса и объема. По этому признаку наивысшая оценка принадлежит водному транспорту. Частота – это число перевозок (транспортировок) в графике движения. Поскольку трубопроводы работают в непрерывном режиме, они и здесь занимают первое место.

Дата добавления: 2015-10-26 ; просмотров: 10314 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Таблица Виды транспорта (география, 9 класс)

1 ответ

В России развиты все виды транспорта. Транспортная сеть лучше развита не европейской территории. Здесь она имеет радиально-кольцевую структуру. В азиатской части транспортные магистрали имеют широтное направление, проходят по южной части региона.

Влияние на окружающую среду

Не зависит от природных условий.

Универсальность(перевозка грузов и пассажиров).

Отсутствие сети дорог на северо-востоке.

Высокая стоимость строительства.

Перегруженность основных магистралей.

Невозможно доставить грузы «от двери до двери»

Изменение среды шириной 50 м по всей трассе.

Читайте также:  Таблица размеров шрусов уаз

Большой расход воды для мытья подвижного состава.

Загрязнение твёрдыми отходами полотна, станций.

Большая манёвренность и скорость движения.

Доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»

Недостаточно автомобилей малой и большой грузоподъёмности.

Высокая себестоимость перевозок.

Низкое качество дорог.

Низкое качество отечественных автомобилей.

Лидер загрязнений среди транспорта

газообразными и твёрдыми отходами.

Доставка в труднодоступные районы.

Высокая скорость перевозки.

Более короткие маршруты.

Зависимость от погодных условий.

Высокая стоимость перевозок.

Высокая стоимость строительства самолётов и аэропортов.

Велик уровень загрязнения атмосферы.

Продукты горения топлива сохраняются длительное время.

Шумовое загрязнение при взлёте и посадке.

Низкая себестоимость перевозок.

Большая грузоподъёмность судов.

Не нужно создавать транспортные пути.

Зависимость от природных условий.

Высокая стоимость строительства судов и портов.

Медленный вид транспорта.

Загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

При перевалке сыпучих грузов загрязнение атмосферы пылью.

Небольшие затраты на обустройство портов и путей.

Низкая себестоимость перевозок.

Использование естественных путей.

Сезонность работы транспорта.

Несовпадение направлений перевозок грузов и течений рек.

Загрязнение нефтепродуктами и твёрдыми отходами рек.

Высокая пропускная способность.

Низкая себестоимость транспортировки.

Сохранность транспортируемого груза.

Возможность укладывать трубопроводы повсеместно.

Возможность транспортировать грузы газообразные и жидкие.

Невозможно перемещать небольшие объёмы.

Оценка: 4 ( 23 голоса)

Похожие вопросы

  • 1. Положение относительно транспортных путей
  • 2. Характеристика России по плану
  • 3. Сколько регионов в РФ?
  • 4. Направление Транссибирской магистрали
  • 5. Через какие города проходит Транссибирская магистраль?
  • 6. Таблица по географии Отрасли специализации (9 класс)
  • 7. Таблица по географии, 9 класс Отрасли специализации

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. AC DC 474
  2. 2. Ксения Шабунина 362
  3. 3. Надя БороваяНадя Боровая 241
  4. 4. София Бурдукова 163
  5. 5. Екатерина Рыбкина 161
  6. 6. Игорь Проскуренко 150
  7. 7. Nominee .Nominee . 143
  8. 8. Никита ДейнекоНикита Дейнеко 138
  9. 9. Анна ИвановаАнна Иванова 110
  10. 10. Михаил Варфоломеев 109
  1. 1. Игорь Проскуренко 25,266
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия БроЮлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА

date image2015-09-06
views image15530

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

Отмечается, что значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

По назначению выделяют две основные группы транспорта:

1. Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль – основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае, в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный).

2. Транспорт не общего пользования – внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие не транспортным организациям.

Организация перемещения грузов транспортом не общего пользования является предметом изучения производственной логистики. Задача выбора каналов товародвижения решается в области распределительной логистики.

Итак, существуют следующие основные виды транспорта:

· внутренний водный (речной)

Каждый из видов транспорта имеет конкретные особенности с точки зрения логистического менеджмента, достоинства и недостатки, определяющие возможности его использования в логистической системе. Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс.Транспортный комплекс Белоруссии образуют зарегистрированные на её территории юридические и физические лица – предприниматели, осуществляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно-экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных дорог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщений, проведением научных исследований и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта предприятия, изготавливающие транспортные средства, а также организации, выполняющие иную связанную с транспортным процессом работу.

В табл.1 Приведены сравнительно логистические характеристики различных видов транспорта.

Таблица 1. Характеристика видов транспорта.

Вид Транспорта Достоинства Недостатки
Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Высокая регулярность перевозок. Относительно низкие тарифы; значительные скидки для транзитных отправок. Высокая скорость доставки грузов на большие расстояния . Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоёмкость и энергоёмкость перевозок. Низкая доступность к конечным точкам продаж (потребления). Недостаточно высокая сохранность груза.
Морской Возможность межконтенентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоёмкость перевозок. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки (большой время транзита груза). Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.
Внутренний Водный (речной) Высокие провозные возможности на глубоководных реках и водоёмах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоёмкость. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки грузов. Зависимость от неравномерности глубин рек и водоёмов, навигационных условий. Сезонность. Недостаточная надёжность перевозок и сохранность груза.
Автомобильный Высокая доступность. Возможность доставки груза «от двери до двери» Высокая маневренность, гибкость, динамичность. Высокая скорость доставки. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза. Возможность отправки груза маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее подходящего перевозчика. Низкая производительность. Зависимость от погодных и дорожных условий.относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Недостаточная экологическая чистота.
Воздушный Наивысшая скорость доставки груза. Высокая надёжность. Наивысшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоёмкость, материало- и энергоёмкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность.
Трубопроводный Низкая себестоимость. Высокая производительность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоёмкость. Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты, эмульсии сырьевых материалов). Недостаточная доступность малых объёмов транспортируемых грузов.

Итак, прежде всего логистический менеджер должен решить вопрос создавать ли свой парк транспортных средств или использовать наёмный транспорт (общего пользования или частный). При выборе альтернативы обычно исходят из определённой системы критериев, к которым относятся:

• Затраты на создание и эксплуатацию собственного парка транспортных средств.

• Затраты на оплату услуг транспортных, транспортно–экспедиционных фирм и других логистических посредников в транспортировке.

• Качество транспортировки (надёжность доставки, сохранность груза и т.п.).

В большинстве случаев фирмы-производители прибегают к услугам специализированных транспортных фирм.

Источник

Виды транспорта и их показатели

При выработке стратегий транспортного обслуживания необходимо опираться на анализ грузопотоков в этом направлении и на способы транспортировки, грузовые устройства и транспортные средства, находящиеся в распоряжении лиц и фирм, занимающихся транспортными перевозками. Для этого необходима соответствующая классификация транспортируемых грузов и транспортных средств процессов.

Существуют пять основных видов транспорта: железнодорожный, водный (морской и речной), автомобильный, воздушный и трубопроводный.

Сравнительная оценка эксплуатационных показателей для различных видов транспорта с точки зрения пользователя приведена в таблице 1.

Железнодорожный транспорт. Обеспечивает экономичную перевозку крупных грузов, предлагая при этом ряд дополнительных услуг, благодаря чему он занимал почти монопольное положение на транспортном рынке. И лишь бурное развитие автомобильного транспорта в 70–90-е гг. XX в. привело к сокращению его относительной доли в совокупном доходе транспорта и общем грузообороте.

Читайте также:  Таблица частот мобильной связи

Значение железных дорог до сих пор определяется их способностью эффективно и относительно дешево перевозить большие объемы грузов на дальние расстояния. Железнодорожные перевозки отличаются высокими постоянными издержками в связи с большой стоимостью рельсовых путей, подвижного состава, сортировочных станций и депо. При этом переменная часть издержек на железных дорогах невелика.

Основную часть грузооборота дает железным дорогам вывоз минерального сырья (угля, руды и пр.) от источников добычи, расположенных вдалеке от водных путей. При этом соотношение постоянных и переменных издержек на железнодорожном транспорте таково, что для него по-прежнему выгоды дальние перевозки.

Сравнительно недавно появилась тенденция к специализации железнодорожных перевозок, что связано со стремлением повысить качество предоставляемых ими услуг. Так появились трехъярусные платформы для перевозки автомобилей, двухъярусные контейнерные платформы, сочлененные вагоны, составы специального назначения. Состав специального назначения – это товарный поезд, все вагоны которого предназначены для перевозки одного вида продукта, например, угля.

Такие составы экономичнее и быстрее традиционных смешанных, потому что могут, минуя сортировочные станции, следовать прямо к месту назначения. Сочлененные вагоны имеют удлиненную ходовую часть, которая способна принимать до 10 контейнеров в одной гибкой сцепке, что уменьшает нагрузку вагона и сокращает время, необходимое для перевалки.

Двухъярусные контейнерные платформы, как следует из названия, могут быть загружены контейнерами в два этажа, что удваивает грузовместимость подвижного состава. Подобные технические решения помогают железным дорогам уменьшить грузовую нагрузку вагонов, увеличить грузоподъемность составов и облегчить процессы погрузки-выгрузки.

Таблица 1 – Сопоставление различных видов транспорта

Показатель Морской Железнодорожный Речной Автомобильный Воздушный Трубопроводный
Пропускная способность Неограниченная Высокая Высокая Невысокая Малая Ограниченная
Себестоимость перевозок Низкая Низкая Низкая Средняя Высокая Высокая/низкая
Скорость перевозок Низкая Высокая Низкая Высокая Очень высокая Очень высокая
Регулярность перевозок Иногда ограниченная Стабильная Сезонная Контролируемая Лимитируется погодой Неограниченная
Дальность перевозок Межконтинентальная Внутриконти-нентальная Внутри водного бассейна Небольшая Неограниченная Внутри-континентальная
Объем перевозок Большой Большой Большой Небольшой Небольшой Большой
Необходимость в специальной сети дорог Не требуется Требуется Не требуется Требуется Не требуется Требуется
Необходимость в специальных терминалах Требуется портовое хозяйство Требуются терминалы на станции Требуются терминалы на пристани Не требуется Требуются аэропорты Требуются насосные станции

Водный транспорт. Здесь принято разделение на глубоководное (океанское, морское) судоходство и внутреннее (речное). Главное преимущество водного транспорта – это способность перевозить очень крупные грузы. При этом используют два типа судов: глубоководные и дизельные баржи. Главными недостатками водного транспорта являются ограниченные функциональные возможности и небольшая его скорость.

Причина в том, что для доставки грузов в порты и из портов приходится использовать железные дороги или грузовики, за исключением случаев, когда и пункт отправления, и пункт назначения расположены на одном и том же водном пути. Водный транспорт, таким образом, отличающийся большой грузоподъемностью и незначительными переменными издержками, выгоден тем грузоотправителям, для которых важны низкие транспортные тарифы, а скорость доставки имеет второстепенное значение.

Типичными грузами для перевозки по внутренним водным путям являются руда, минеральное сырье, цемент, зерно и некоторые другие сельскохозяйственные продукты. Возможности транспорта ограничены не только его привязкой к судоходным рекам и каналам, но и зависимостью от мощностей для погрузки-разгрузки и хранения таких насыпных грузов, а также растущей конкуренцией со стороны железных дорог, обслуживающих параллельные дороги.

В будущем значение водного транспорта для логистики не уменьшится, так как медленные речные суда могут служить своего рода передвижными складами при надлежащей интеграции в общую логистическую систему.

Автомобильный транспорт. Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. От железных дорог автотранспорт отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Однако в автотранспорте величина переменных издержек (оплата труда водителей, затраты на горючее, шины и ремонт) в расчете на 1 км пути велика, постоянные же расходы (накладные расходы, амортизация автотранспортных средств) невелики. Поэтому в отличие от железнодорожного автотранспорт лучше всего для перевозки небольших партий грузов на малые расстояния. Это определяет сферы использования автотранспорта – перерабатывающая промышленность, торговля и пр.

Несмотря на определенные проблемы в автотранспортной отрасли (рост расходов на замену и техническое обслуживание оборудования, на оплату труда водителей, грузчиков и ремонтников) в обозримом будущем именно автотранспортные перевозки сохранят центральные позиции в обеспечении транспортных потребностей логистики.

Воздушный транспорт. Грузовая авиация – новейший и наименее востребованный вид транспорта. Главное его преимущество – скорость доставки, главный недостаток – высокая стоимость перевозки, который иногда перекрывается скоростью доставки, что позволяет отказаться от других элементов структуры логистических издержек, связанных с содержанием складов и запасов. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1 % всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъемностью и грузовместимостью самолетов, а также их ограниченной доступностью.

Традиционно для междугородных грузовых перевозок использовались по большей части попутные пассажирские рейсы, что было выгодно и экономично, но привело к потере гибкости и задержке технического развития. Фрахт реактивного лайнера обходится дорого, а спрос на такие перевозки нерегулярен, поэтому парк самолетов, осуществляющих исключительно грузовые перевозки, очень невелик.

Воздушный транспорт отличается меньшей величиной постоянных издержек по сравнению с железными дорогами, водным транспортом или трубопроводами. Постоянные издержки воздушного транспорта включают затраты на покупку самолетов и, при необходимости, специального оборудования грузопереработки и контейнеров. Переменные издержки включают расходы на керосин, техническое обслуживание самолетов и оплату труда летного и наземного персонала.

Поскольку для размещения аэропортов нужны очень большие открытые пространства, воздушные перевозки, как правило, не объединены в единую систему с другими видами транспорта, за исключением автомобильного.

Воздушным транспортом перевозят самые различные грузы. Главная особенность этого вида транспорта заключается в том, что им пользуются для доставки грузов главным образом в случае экстренной необходимости, а не на регулярной основе. Таким образом, основные грузы, перевозимые воздушным транспортом, – либо дорогостоящие, либо скоропортящиеся товары, когда высокие транспортные расходы оправданы. Потенциальными объектами грузовых авиаперевозок являются также такие традиционные для логистических операций продукты, как сборочные детали и компоненты, товары, продаваемые по почтовым каталогам.

Трубопроводный транспорт. Трубопроводы являются важной частью транспортной системы и предназначены в основном для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращенных в водную суспензию сухих сыпучих продуктов (цемент). Такой вид транспорта уникален: он работает круглые сутки по семь дней в неделю с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание.

Трубопроводы отличаются самой высокой долей постоянных издержек и самыми низкими переменными издержками. Уровень постоянных издержек высок, так как очень велики расходы на прокладку трубопроводов, на содержание полосы отчуждения, на строительство насосных станций и создание системы управления трубопроводом. Но то, что трубопроводы могут работать практически без участия человека, определяет низкий уровень переменных издержек. Явными недостатками трубопроводов являются отсутствие гибкости и ограниченность их использования транспортировкой только жидких, газообразных и растворимых веществ или суспензий.

В таблице 2 показана структура постоянных и переменных издержек каждого вида транспорта.

Источник

Adblock
detector