Меню

Основные концепции культуры таблица



Виды и формы культуры

О чем эта статья:

10 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Понятие культуры

У термина «культура» десятки определений, но нам в рамках школьного курса обществознания пригодятся только некоторые из них.

Культура — это все, что создал человек: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и многое другое.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

В узком смысле культура — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Как еще понимают культуру:

как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передается биологическим путем;

как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

как образ жизни определенного народа (например, культура Древнего Египта).

Элементы культуры

Культура состоит из множества различных элементов, которые можно разделить на такие группы:

Символы — условный знак, слово или предмет, который раскрывает смысл и значение конкретной культуры. Например, в национальной культуре это язык, система традиций и ритуалов, эмблематика.

Герои — реальные и вымышленные люди, которых стали воспринимать в качестве примера для подражания после подвига или иной деятельности. Например, писатели, актеры, полководцы.

Ритуалы — коллективная деятельность со строгой структурой и установленным порядком. Например, креститься перед входом в церковь.

Ценности — это самый глубокий уровень культуры, который включает в себя общечеловеческие представления о добре и зле, хорошем и плохом, правдивом и ложном.

Функции культуры

Перечислим основные функции культуры:

Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры.

Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе.

Оценочная — дифференциация ценностей, обогащение традиций.

Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества к каждому человеку во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения).

Информативная — передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение.

Социализация — усвоение человеком системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

Основные формы культуры

В зависимости от того, кто создает и потребляет продукты культурной деятельности, выделяют следующие формы и разновидности культур:

по связи с религией — религиозная и светская;

по региональному признаку — культура Востока и Запада;

по национальному признаку — русская, американская и т. д.;

по принадлежности к историческому типу общества — культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

по связи с территорией — сельская и городская культура;

по сфере общества или виду деятельности — культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т. п.;

по характеру удовлетворяемых потребностей — материальная и духовная.

по уровню мастерства и типу аудитории — элитарная, народная, массовая.

Рассмотрим подробнее некоторые формы культур.

Элитарная

Элитарная культура создается привилегированной частью общества либо профессиональными творцами по заказу. Ее особенности:

включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллектуальную литературу;

трудна для понимания для неподготовленных людей;

эту культуру потребляет высокообразованная часть общества — критики, литературоведы, театралы, художники, писатели, музыканты.

Народная

Народная культура создается анонимными творцами, у которых нет профессиональной подготовки. Ее продукт — мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы. Характерные признаки народной культуры:

следование традициям и ритуалам;

ограниченное информационное поле.

Массовая

Массовая культура — это культура быта, развлечений и информации, которая преобладает в современном обществе (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации). Особенности массовой культуры:

имеет самую широкую аудиторию и при этом считается авторской;

чаще всего обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

носит коммерческий характер;

в отличие от элитарной и народной культуры она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Массовая культура неоднозначна — у нее есть как положительные, так и отрицательные стороны.

Позитивное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

формирует представления о мире, о взаимоотношениях между людьми, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в быстро меняющемся мире;

произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, они обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

отличается демократичностью, так как потребители причастны к разным социальным группам;

отвечает потребностям большого количества людей, например, потребность в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

Негативное влияние массовой культуры на духовную жизнь общества:

снижает общий уровень духовной культуры общества;

ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления;

рассчитана на пассивное потребление;

формирует стереотипы в сознании людей;

формирует искусственные потребности.

Материальная

Материальная культура— это система материальных ценностей, которая возникает в процессе деятельности человека.

Задачи материальной культуры:

адаптация человека к окружающему миру;

удовлетворение его потребностей в пропитании и убежище.

Мир материальной культуры включает в себя все предметы человеческого быта и обихода: одежда, утварь, сооружения, оружие, украшения, жилища и др.

Суть материальной культуры в том, чтобы преобразовать природный объект в вещь, которая обусловлена творческими способностями человека и направлена на удовлетворение его потребностей.

Каждая вещь, которую когда-либо создал человек, несет в себе значимую смысловую нагрузку. Например, артефакты предыдущих поколений позволяют восстановить их быт, верования, историю, проследить траекторию развития.

Духовная

Духовная культура — это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению.

Духовные ценности культуры отражаются в сферах:

Человеческая деятельность в рамках духовной культуры направлена на духовное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое и политическое развитие человека и общества. Духовность общества формируется осознанно, через приобщение к социальным ценностям, моральным законам и нормам.

Признаки духовной культуры:

стремление к совершенствованию себя и окружающего мира;

ориентация на идеальные формы;

глубокая нравственная традиция;

большая свобода творчества;

неутилитарность и бескорыстие.

Для каждого общества культура обладает особенными уникальными чертами, которые воплощаются в форме мифологической системы, эпоса и философских концепций.

Функции духовной культуры:

хранение культурного опыта;

средство понимания и объяснения мира;

регулирование взаимодействия людей в социуме;

формирование общественных ценностей и идеалов;

воспитание и образование.

Деление культуры на материальную и духовную условно. Бывают случаи, когда между ними сложно провести четкую грань, так как в чистом виде они просто не существуют. Например, духовная культура может воплощаться и в материальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда.

Разновидности культур

Есть еще две разновидности культуры, которые нужно знать школьникам на уроках обществознания: субкультура и контркультура.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, которая присуща определенной группе.

подростково-молодежная, члены которой стремятся выйти за пределы традиционных общепринятых форм, чтобы создать свой особенный стиль жизни (рокеры, рэперы);

криминальные субкультуры действуют против норм и правил общей культуры (воры, хулиганы, наркоманы);

религиозные, авторитарные секты создают свой культ верований и обязательных правил (секты);

этнические общности, у которых есть отличных от языковой нормы диалект.

Характерные черты субкультур:

наличие особенных ценностей, установок и правил, которые отличаются от доминирующей культурной картины мира;

специфический образ жизни и привычное поведение;

наличие внешней атрибутики, которая отражается во внешнем виде, сленге, манерах;

Читайте также:  Работа с информационными таблицами программирование

формирование инициативного ядра, которое генерирует идеи.

Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (хиппи, левые радикалы, андеграунд).

Характерные черты контркультур:

нетрадиционные культурные формы,

нетрадиционные формы религии.

Таблица «Виды культуры»

Массовая

Элитарная

Народная

Коммерциализация духовной деятельности

Приоритетное развитие развлекательных жанров

Ориентация на запросы широкого круга потребителей

Направленность на получение прибыли

Носит развлекательный характер

Ориентируется на запросы широкого круга избирателей

Тиражирование стандартизированных ценностей

На массовую культуру влияют сиюминутные предпочтения населения, уровень его духовных запросов

Использование спецэффектов, увлекательность сюжетов

Привлечение популярных актеров

Характеризуется частой повторяемостью сюжетов

Адресована всем, без различия классов, наций, пола

Действует как механизм «внушения и заражения»

Является порождением технического прогресса

Оказывает влияние на формирование общественного сознания, ценностных ориентаций

Переводит социально значимую информацию на понятный язык для неподготовленных людей

Создается профессионалами, специалистами, которые подчиняются законам производства

Осуществляет универсализацию содержания транслируемого социального опыта

Необходимость специальной подготовки для усвоения информации

Нестандартность художественных средств

Доступность для понимания преимущественно кругу ценителей и специалистов

Безграничное самовыражение творца

Отличается сложностью выразительных средств, которые отражают изысканные вкусы и предпочтения художника

Произведения культуры адресованы в первую очередь экспертам, знатокам, не нацелены на получение максимальной прибыли

Характеризуется закрытостью и сложностью культурных кодов

Оригинальность и индивидуальность работ

Основывается на иррациональном, бессознательном и эмоциональном

Передача преимущественно в устной традиции

Отличается коллективностью творческих процессов и анонимностью создателей

Сохранение и трансляция продуктов культуры из поколения в поколение

Отражает национальный характер

Является источником вдохновения для представителей элитарной культуры

Основывается на идее самобытности развития отдельной страны или народа

Источник

Основные концепции культуры

Вы будете перенаправлены на Автор24

К основным концепциям культуры относятся:

  • Эволюционистская теория
  • Циклическая теория
  • Антропологическая, функциональная теория культуры

Эволюционистская теория культуры

Представители данного подхода в изучении культуры – Л. Морган и Э. Тайлор. Подход возник на основе эмпирико-этнографических материалах и определенных закономерностях развития культуры.

Сущность концепции: формируется и утверждается принцип единства человеческого рода, который обосновывает родство разнообразных народов в процессе развития и становления культуры.

В результате анализа культур первобытных сообществ Тайлор сделал вывод, что становление какого-либо из народов протекает прямолинейно, начиная путь от простого к всё более сложному.

Морган, в процессе изучения культур и развития обществ обнаружил фундаментальные стадии:

  • Дикость
  • Варварство
  • Цивилизацию

Готовые работы на аналогичную тему

Находясь на разных ступенях развития, народы образуют самобытную культуру, но в результате экономических, политических, духовных, социальных контактов наполняет культуры и предполагает общность ценностей культуры.

Ключевая идея эволюционистского подхода – прямолинейный культурный прогресс и необходимость каждому народу преодолеть все ступени развития.

Циклическая концепция развития культуры

Представители – Дж.Вико, Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер.

Дж. Вико является основоположником циклического типа развития культур. По мнению мыслителя, народы проходят циклы развития культуры, и формирует три эпохи: детство (безгосударственный этап), где правят жрецы, юность, с оформляющимся государством, где почитаются герои, зрелость, с монархической и демократической формой правления.

Н.Данилевский предпринял попытку разработать свою теорию многолинейного, замкнутого становления культуры при помощи методов биологии. Он выделял 11 типов культур, каждый из которых возник на основе этнографических материалов, затем вступает в период расцвета и переживает дальнейший упадок.

Одной из влиятельных разновидностей циклической концепции была теория Шпенглера, изложенная в известном труде «Закат Европы». Шпенглер отвергает линейное развитие мировой культуры, выступая за теорию полноценного циклического процесса. Шпенглер полагал каждую культуру «живым организмом», который имеет свою историю. Шпенглер выступал против общечеловеческой истории культуры, считая, что история состоит из замкнутых культур.

По следам идей Шпенглера пошёл А. Тойнби, который придерживался той же теории исторического круговорота в развитии локальных культур. Свои исследования Тойнби изложил в 12-ти томном труде «Исследования истории», в котором разделил историю человечества на отдельные цивилизации, выделив 21 цивилизацию. Каждая цивилизация проходит четыре ступени:

  1. возникновение,
  2. рост,
  3. надлом,
  4. спад.

Цивилизации способны сменять друг друга. На первых этапах становления цивилизации ключевая роль в обществе отводится творческому меньшинству, которое формирует ядро цивилизации и дает ответы на вызовы истории, пространства, других народов, на последних этапах творческое меньшинство превращается в элиту, которая оказывается не в состоянии удовлетворять потребности общества и времени, утверждая свою власть насилием.

Антропологическая концепция

Представители – Б. К. Малиновский, К. Леви-Стросс, А. Кребер.

Суть концепции заключается в том, что возникновение культуры обосновывается потребностями человека.

Б. Малиновский внес вклад в развитие этого направления деля потребности человека на первичные потребности, которые направлены на продолжение рода, производные и интегративные.

К. Леви-Стросс включил в концепцию методы структурной лингвистики, отводя особое значение процесс перехода человека из природы в культуру. Он разрабатывает теорию иерархии культурных систем.

А. Крёбер дополнил антропологическую концепцию теорией стилей фундаментальных форм культуры, полагая, что стиль является неотъемлемой чертой всех крупных культур.

Источник

ОСНОВНЫЕ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ

Основные школы и течения в культурологии 20 века сложились на базе всего предшествующего знания. В настоящее время сложилось многообразие подходов, направлений и школ в понимании культуры. Конечно, с некоторой долей схематизма, в обобщенном плане, можно выделить следующие основные концепции в современной культурологии.

Общественно – историческая концепция была представлена такими известными учеными Западной Европы как О. Шпенглер, А. Тойнби, а в России – Н.Я. Данилевским, К. Леонтьевым.

О. Шпенглер (1880 – 1936) – немецкий философ и историк культуры, автор знаменитого «Заката Европы». Культура сравнивается им с организмом, который рождается, развивается и умирает. Умирая, культура перерождается в цивилизацию. Он делает неожиданный для общественности того времени вывод: «Цивилизация есть смерть культуры». Выделяет ряд признаков, которые характеризуют негативные стороны цивилизации: агрессивное отношение человека к природе, подавление духовной жизни в пользу материальной выгоды и потребительства. Жизнь людей в это время становится формальной и искусственной, во всех сферах усиливается влияние бюрократии, культура обретает механистические черты. О. Шпенглер утверждал, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может, также разработал концепцию локальных замкнутых культур. Он выделил 8типов культур, ныне живой – европейской (фаустовской), прогнозировал рождение русско — сибирской культуры.

Продолжает развивать эту концепцию английский историк и социолог, автор «Исследования истории» Арнольд Тойнби (1889 – 1975). Как и Шпенглер, он исходит из существования многих различных культур (в терминологии Тойнби – «цивилизаций»). Однако в отличие от Шпенглера он рассматривал каждую локальную культуру (цивилизацию) как одну из множества ступеней на пути достижения человеком своего божественного предначертания. Движущей силой в развитии цивилизаций он назвал творческую элиту, увлекающую за собой инертную массу большинства. Он заметил следующие недостатки в цивилизациях: «наши триумфы в науке и технике подчеркивают наши неудачи в установлении межчеловеческих отношений; прогресс цивилизаций в духовном совершенствовании, в слиянии религий».

Наш знаменитый соотечественник, русский социолог, культуролог Николай Данилевский (1822 – 1885) в работе «Россия и Европа» развил концепцию локальных «культурно – исторических типов», имеющих индивидуальный, замкнутый характер, которые в своем развитии подобно биологическим организмам проходят стадии рождения, расцвета, упадка и гибели. Всего он отметил 11 культурно – исторических типов. Одиннадцатый тип — славянский, качественно новый, перспективный. Однако выдающейся заслугой Н.Я.Данилевского является то, что осуществляя типологизацию культур, он одним из первых подошел к классификации культур с позиции преобладания какого либо вида деятельности. Это религиозная, политическая, культурная и нравственно – экономическая деятельности. Идея плюрализма культур у Данилевского не сразу стала популярной, только после мировой войны, передела мира.

Читайте также:  Термоусадочные трубки для проводов таблица

Следующая важная концепция – социологическая, которая ориентируется на поиск истоков культуры и ее объяснение через исследование общества, его структуры и социальных институтов. Наиболее видными представителями были П.Сорокин, А. Вебер.

П. Сорокин (1889 – 1968) – выдающийся русско-американский социолог и историк пришел к выводу, «что культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражает одну и главную ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой культуры» В знаменитом произведении «Социальная и культурная динамика» Сорокин разработал теорию о том, что исторический процесс – это циклические колебания культур, каждая из которых есть самостоятельная ценность. В качестве доказательства он приводит следующий пример: Россия в 19веке преодолела культурное отставание, а в литературе стала мировым лидером.

А. Вебер(1868 – 1958) — немецкий экономист и социолог, автор труда «Социология истории и культуры» выдвинул оригинальную теорию разделения истории на три взаимосвязанных, протекающих по разным законам процессам: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации) и культурный (творчество, искусство, религия и философия). Движение культуры, по Веберу, иррационально, и его творцом является духовно – интеллектуальная элита.

Следующая концепция в культурологии сложилась в результате интенсивного развития средств массовой информации – это символическая. Человека наряду с реальным, естественным миром окружает информационно — символический мир со знаковыми системами и массовыми аудиовизуальными средствами воспроизведения действительности. Такую идею в своей концепции развил немецкий философ Э. Кассирер (1884 – 1945) в работе « Философия символических форм». Он предлагал называть человека не «мыслящим », а «символическим животным». Человек сам создает символический мир, который состоит из языка, науки, искусства, религии, мифов и т.п. Известный французский философ К. Леви – Стросс(1908 -1990) раскрывает механизм знаковых систем через коллективное бессознательное. В известном произведении «Первобытное мышление» он раскрывает модели, универсальные закономерности структур, лежащих в человеческом подсознании, которые проявляются в системах мифа и языка и лежат в основе повседневных действий и обычай.

Психологическая (натуралистическая) концепция стремится подчеркнуть биологическую обусловленность культуры. Ярким ее представителем является З. Фрейд (1856 – 1939). Культура, по Фрейду, основана на отказе удовлетворения желаний бессознательного и существует за счет переключения эротического влечения (либидо), на приемлемые и одобряемые цели. З.Фрейд утверждал, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих под влиянием противоречий между собственными желаниями и нормами культуры, однако необходимость постоянно следовать нормам культуры приводит к неврозам. В знаменитой работе «Неудовлетворенность культурой» З.Фрейд считает, что «культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми». По Фрейду, культура в целом является средством обуздания агрессии и деструктивности, но тогда, когда ее репрессивные функции ослабевают, на поверхность выплывает инстинкт разрушения и общество охватывает коллективный невроз. Противоречивая роль культуры в обществе также рассматривалась в работах «Психоанализ, религия, культура», «Будущее одной иллюзии».

Выдающийся последователь З.Фрейда К.Юнг(1875 – 1961) в работах «Архетип и символ», «Душа и миф», «Типы личности» утверждал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует еще и « коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений. Этот опыт сохраняется в так называемых « культурных архетипах» — изначальных представлений о мире, лежащих в основе человеческой психики и находящих свое отражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства. Наряду с инстинктами, архетипы являются врожденными, находящимися в глубинах «коллективного бессознательного», и составляют основу общечеловеческой символики. Например, архетип «Тень» — примитивное, темное в человеке, который предстает в мифологии в образе антигероев. Также им рассматриваются архетипы Матери – земли, Мудрого старца, Демона.

Психологическое направление также развивал английский этнограф и социолог Б. Малиновский(1884 – 1942) в работе «Миф в примитивной культуре». Культура, по его убеждению, сначала зародилась как « ответ» на элементарные биологические потребности человека: в еде, жилище, продолжение рода, выполняющие функцию по удовлетворению так называемых первичных потребностей (физиологических и психических). Вторичные потребности — духовные Б. Малиновский считает необходимо развивать и передавать потомкам. Если уничтожить какой – то элемент культуры (запретить вредный с нашей точки зрения обряд), то вся этнокультура может быть подвержена деградации и гибели.

Фридрих Ницше(1844 – 1900), представитель иррационализма, родоначальник философии жизни, в работе «Рождение трагедии из духа музыки» разрабатывает основополагающий типологический критерий своей модели, который заключается в способе восприятия, освоения мира.

Ф. Ницше выделяет два начала бытия и культуры: «дионисийское» (жизненное, титаническое) и «аполлоновское» (созерцательное, размеренное). В аполлоновском восприятии мира господствует рациональность, в дионисийском мировосприятии – иррациональное, основанное на приоритете чувственного начала. Ф. Ницше усматривал идеал в равновесии, культуре нужны оба начала: художественные шедевры возможны тогда, когда оба начала уравновешены.

Вопросы и задания:

Как вы понимаете выражение О.Шпенглера «цивилизация есть смерть культуры»?

Какие нежелательные последствия видит А.Тойнби в развитии локальных цивилизаций?

Какой смысл Н.Данилевский вкладывает в понятие «культурно – исторический» тип?

Источник

Таблица «Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби

“ Человек. Общество. Государство, 11 класс, профиль”

Таблица : Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби»

Критерии сравнения

Н. Я. Данилевский

1. Ввели в научны оборот синоним понятия “цивилизация”

2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития

3. Типология цивилизаций

4. Определение исторического процесса

5. Основные закономерности развития цивилизаций

6. Прогнозы развития Западного общества

7. Место славянской цивилизации в историческом процессе

8. Отличительные черты концепции

“ Человек. Общество. Государство, 11 класс, профиль”

Таблица : Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби»

Критерии сравнения

Н. Я. Данилевский ( 1822-1885 гг.)

О. Шпенглер (1880-1936 гг.)

А. Тойнби ( 1889-1975 гг.)

1. Ввели в научны оборот синоним понятия “цивилизация”

2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития

“ Россия и Европа” (1869 г.)

“ Закат Европы” (1918-1922 гг.)

“ Изучение истории” (1934-1961 гг.)

3. Типология цивилизаций

Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории:

ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую;

новосемитическую или аравийскую;

германо-романскую или европейскую;

Две цивилизации — мексиканскую и перуанскиую или американскую выделял в отдельную группу, так как они умерли насильственной смертью на ранней стадии развития.

Он выделяет восемь типов культур:

Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение.

В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых):

две православные (русскую и византийскую);

дальневосточную в Корее и Японии;

4. Определение исторического процесса

Н е существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур»

Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций — локальных цивилизаций.

Читайте также:  Как составить таблицу дизайн

5. Основные закономерности развития цивилизаций

Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии:

этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;

политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость;

цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.

Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов:

зрелость и старость.

Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна.

Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.

6. Прогнозы развития Западного общества

Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина Х І Х века)

Кризисные умонастроения, предвещал грядущую гибель Запада.

Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от «единения в духе», благодаря объединению существующих мировых религий и приобщения к вселенской религии.

7. Место славянской цивилизации в историческом процессе

Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина Х І Х века)

Р усская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается

Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию

8. Отличительные черты концепции

Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему – Почему Европа (Запад) враждебно относится к России

Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер – «окостенелая культура»

Тойнби в своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий.

Вывод : любая цивилизация характеризуется прежде всего проявлениями культуры, а затем общественно-производственной технологией и социальной структурой общества.

“ Человек. Общество. Государство, 11 класс, профиль” Таблица : Сравнительный анализ концепций развития цивилизации и культуры Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби»

Критерии сравнения

Н. Я. Данилевский ( 1822-1885 гг.)

О. Шпенглер (1880-1936 гг.)

А. Тойнби ( 1889-1975 гг.)

1. Ввели в научны оборот синоним понятия “цивилизация”

2. Монография, в которой изложили свою теорию исторического развития

“ Россия и Европа” (1869 г.)

“ Закат Европы” (1918-1922 гг.)

“ Изучение истории” (1934-1961 гг.)

3. Типология цивилизаций

Он насчитывает десять цивилизаций в мировой истории:

ассирийско-вавилоно-финикийска-халдейскую или древнесемитическую;

новосемитическую или аравийскую;

германо-романскую или европейскую;

Две цивилизации — мексиканскую и перуанскиую или американскую выделял в отдельную группу, так как они умерли насильственной смертью на ранней стадии развития.

Он выделяет восемь типов культур:

Из этих культур мексиканская погибла насильственной смертью, арабская и русская потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение.

В первоначальном варианте Тойнби выделял 21 относительно замкнутую цивилизацию (сократив их число затем до 13, не считая второстепенных, побочных и недоразвитых):

две православные (русскую и византийскую);

дальневосточную в Корее и Японии;

4. Определение исторического процесса

Н е существует всемирной истории, а есть лишь история отдельных культурно-исторических типов (цивилизаций), имеющих индивидуальный замкнутый характер.

Что история предстает не как единый процесс, а как множество «великих культур»

Всемирная история представляет собой лишь совокупность историй отдельных своеобразных, относительно замкнутых цивилизаций

5. Основные закономерности развития цивилизаций

Данилевский считал, что каждый из культурно-исторических типов проходит в своем развитии три стадии:

этнографическую (древнюю), которая начинается с момента выделения племени от родственных с ним племен и обретения способности к самобытной деятельности;

политическую (государственную), когда народы выходят из чисто этнографической формы бытия, строят свое государство и обеспечивают свою политическую независимость;

цивилизационную, которая, как правило, обеспечивается толчком извне и обеспечивает народам возможность реализации своих духовных идеалов в науке, искусстве, общественном благоустройстве и личном благосостоянии.

Каждая культура проходит в своем развитии через стадии, аналогичные стадиям развития живых организмов:

зрелость и старость.

Не пытается выяснить причины возникновения культур и движущих факторов их развития, поскольку, с его точки зрения, принцип причинности не применим к истории. Рождение великих культур — это всегда необъяснимая тайна.

Каждая цивилизаций проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения. Некоторые из них погибают, не успев расцвести, иные останавливаются в развитии и застывают в монотонном прозябании.

6. Прогнозы развития Западного общества

Он считал, что Европа уже вступила в период упадка (вторая половина Х І Х века)

Кризисные умонастроения, предвещал грядущую гибель Запада.

Несмотря на присущие ей признаки надлома и разложения, А. Тойнби надеется на ее будущую жизнеспособность. Спасение переживающей кризис западной цивилизации может прийти от «единения в духе», благодаря объединению существующих мировых религий.

7. Место славянской цивилизации в историческом процессе

Славянская цивилизация входит в период расцвета своих творческих сил (вторая половина Х І Х века)

Р усская «великая культура» потерпели на ранней стадии развития человечества подавление и разрушение, но возрождается

Большое будущее, т.к. русское общество имеет многовековую историю и религию

8. Отличительные черты концепции

Через свою концепцию исторического развития хотел объяснить частную проблему – Почему Европа (Запад) враждебно относится к России

Понятие «цивилизация» носит отрицательный характер – «окостенелая культура»

В своих конечных выводах стремится реставрировать идею мировой истории вопреки самодовлеющей замкнутости отдельных цивилизаций на основе культурной преемственности и духовного единства мировых религий.

Вывод : любая цивилизация характеризуется прежде всего проявлениями культуры, а затем общественно-производственной технологией и социальной структурой общества.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДВ-257183

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Цены на канцелярские товары перед школьным сезоном вырастут на 10–30%

Время чтения: 1 минута

Специалисты ВШЭ предложили по-новому рассчитывать зарплату учителям

Время чтения: 2 минуты

В Калининграде работникам образования выплатят по 10 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения намерено ограничить продвижение готовых домашних заданий

Время чтения: 2 минуты

Москва приступила к созданию единого стандарта школ

Время чтения: 1 минута

Программа по сокращению срока обучения в колледжах начнется с сентября 2022 года

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Adblock
detector