Меню

Основные формы дизартрии таблица

Основные формы дизартрии таблица

Ожидайте

Менеджер свяжется с Вами сразу в рабочее время с Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Александра
Ответственная и отзывчивая! 😊

Статья

Аннотация: Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга.

Статья:

Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.

ЧТО ТАКОЕ ДИЗАРТРИЯ

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

ВИДЫ ДИЗАРТРИИ ПО ПРАВДИНОЙ О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

ДРУГИЕ ВИДЫ КЛАССИФИКАЦИЙ

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ ДИЗАРТРИИ

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

КАК РАСПОЗНАТЬ ДИЗАРТРИЮ

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

КОГДА НАЧИНАТЬ ЛЕЧЕНИЕ

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.
Читайте также:  Сидераты совместимость с культурами таблица

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Источник



Виды дизартрии: принципы классификации (таблица) и причины развития

Дизартрия представляет собой речевую патологию, связанную с поражением головного мозга. Дисфункция ЦНС приводит к тому, что нервные импульсы от речевых центров либо вообще не поступают к речевому аппарату, либо сильно искажаются. Вследствие этого речь человека становится невнятной. Обычно про таких людей говорят: «У него каша во рту!». Нарушается также темп, ритм и выразительность речи, а при тяжелых патологиях ЦНС человек может вовсе утратить способность к говорению.

Что такое дизартрия

Впервые о речевом нарушении, которое впоследствии было названо дизартрией, заговорили около ста лет назад. Тогда исследователи выделили группу звукопроизносительных расстройств, назвав их косноязычием. Чуть позже оно было разделено на функциональное и органическое. Тогда же были выделены факторы, способные повлечь за собой дизартрические расстройства речи.

Несмотря на то, что дизартрия исследуется столь долгое время, многое до сих пор остается неясным. Сегодня существует два основных подхода к изучению данного речевого расстройства:

  • неврологический. Это направление учитывает клинические проявления дизартрии и область поражения ЦНС. Речевые нарушения рассматриваются совместно с другими двигательными расстройствами, имеющимися у пациента.
  • нейрофонетический. Фонематический анализ речи дизартрика проводится с учетом психолингвистических методик. Большее внимание уделяется выявлению и изучению нейрофонетических синдромов дизартрии, а клиническая картина патологии отходит на второй план.

Именно поэтому разные исследователи дают различное понятие патологии. Кто-то считает, что дизартрией стоит называть расстройство произношения, при котором нарушается просодическая сторона речи. В этом случае определение патологии дается исходя из ее внешних проявлений. Ряд исследователей называет дизартрию координационным сбоем речи, возникающим в результате повреждения эфферентной системы и моторного анализатора. То есть, неразборчивая речь является лишь симптомом другой патологии.

Оба эти определения верны и в некотором роде дополняют другу друга. Если говорить простым языком, то дизартрией можно назвать любое нарушение звукопроизношения, вызванное органическим поражением мозга. Это может быть как полное отсутствие речи, так гнусавый невнятный оттенок произношения.

Разногласия затрагивают не только само определение дизартрии. Классификация видов этой речевой дисфункции также вызывает много споров.

Виды дизартрии по Правдиной О.В.

Сейчас существует несколько принципов деления на виды такой речевой патологии, как дизартрия. В отечественной логопедии наиболее распространенной является классификация, исходящая из расположения пораженной части ЦНС.

Неврологический подход нашел свое отражение в классификации, предложенной О. В. Правдиной. Их описание представлено в таблице ниже:

Зона поражения ЦНС

Корковые структуры головного мозга. Именно кора отвечает за работу речевой мускулатуры и способность человека к говорению.

Частичный паралич мышц артикуляционного аппарата, последовательность движений при постановке артикуляционных поз нарушена.

Страдает произношение согласных звуков.

Стриатум и паллидум – подкорковые ядра. Эти структуры регулируют мышечный тонус, а также позволяют придать речи эмоциональную выразительность.

Мышечный тонус речевого аппарата нестабилен, мышцы сокращаются непроизвольно. Человек испытывает трудность при попытке сохранить артикуляционную позу.

Проводящие пути и ядра мозжечка. Дыхательный, голосовой и артикуляционный аппарат перестают работать синхронно.

Речь человека звучит скандировано, это получается непроизвольно. Большинство звуков приобретает назальный оттенок. Речь теряет эмоциональную окраску.

Системы, отвечающие за проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам мозга продолговатого.

Двусторонний паралич мышц речевого аппарата, повышение тонуса мышц, они практически неподвижны.

Характерное смягчение звуков. Сложные и дифференцированные звуки страдают избирательно.

Ядра периферических двигательных нервов (ствол головного мозга)

Паралич мышц речевого аппарата (право- или левосторонний), теряется способность к непроизвольным и произвольным движениям.

Речь приобретает носовой оттенок.

Несмотря на то, что классификация Правдиной используется большим количеством специалистов, все же многие исследователи считают ее неточной. Больше всего споров возникает по поводу корковой дизартрии. Эту разновидность патологии часто расценивают как проявление моторной афазии, особенно у взрослых.

Другие виды классификаций

Французский невропатолог Тардье предложил классифицировать дизартрию по тому, насколько окружающие могут понять речь дизартрика. В результате он выделил четыре степени тяжести нарушения:

  1. Нарушения может выявить только специалист.
  2. Проблемы речи заметны окружающим, однако речь понятна.
  3. Ребенка способны понять только люди из его ближайшего окружения.
  4. Речь отсутствует вовсе или она непонятна даже близким ребенка.

Данная классификация очень понятна и удобна. Ее часто в своей работе используют не только логопеды, но и воспитатели, психологи, педагоги.

В логопедической работе также часто применяется деление дизартрии на виды исходя из синдромологического подхода. В этом случае логопед должен работать вместе с невропатологом. Врач определяет ведущий симптом, а педагог выявляет аналогичные дефекты в работе речевого аппарата.

Использование данного подхода позволило выделить следующие виды дизартрии:

  • спастико-паретическая – при ведущем синдроме спастическом параличе;
  • спастико-ригидная – синдромы спастический паралич и ригидность;
  • гиперкинетическая – гиперкинезы;
  • атактическая – атаксия;
  • спастико-атактическая – спастический паралич и атаксия;
  • спастико-гиперкинетическая – спастический паралич и гиперкинезы;
  • спастико-атактикогиперкинетическая – спастический паралич, атаксия, гиперкинезы;
  • атактико-гиперкинетической – атаксия и гиперкинезы.

Дизартрию делят также на виды исходя из тяжести расстройства. При легкой форме расстройства речи незначительны, часто они заметны лишь при утомлении. Эту форму также называют стертой.

Легкая форма дизартрии имеет много общего с дислалией. Отличием является лишь то, что у дизартрика наблюдается неврологическая микросимптоматика.

Средняя степень — непосредственно дизартрия (выраженная), характеризуется явными нарушениями речи, она становится невнятной, смазанной, но в целом остается понятной для окружающих.

При тяжелой форме дизартрии речь человека невозможно разобрать. Если же произносительная сторона речи невозможна, то такую форму называют анартрией.

Причины развития дизартрии

Дизартрия развивается в результате органического поражения центральной нервной системы. Патология может возникнуть в разные периоды жизни человека. Но современные исследования показали, что примерно в 80% случаев она является врожденной. То есть, поражение мозга происходит в момент внутриутробного периода жизни.

К основным причинам развития врожденной патологии можно отнести:

  1. Вирусные и инфекционные заболевания матери.
  2. Почечная недостаточность, а также патологии сердца и сосудистой системы у женщины.
  3. Травмы во время беременности, причем, как физические, так и психологические.
  4. Радиоактивное облучение беременной женщины.
  5. Конфликт резус-фактора и несовпадение групп крови у матери и плода.
  6. Сильные интоксикации, в том числе алкоголем, никотином и наркотиками.

Наибольшую опасность для плода вышеперечисленные факторы имеют в первые три месяца беременности.

Патология может возникнуть и в момент родов. Ранее именно родовые травмы считали основным фактором развития дизартрии. Однако современные исследования позволили проблемные роды отнести к вторичным факторам, которые усугубляют имеющиеся у плода патологии. Первичной причиной можно считать лишь неудачное использование медперсоналом средств родовспоможения. Полученные в результате врачебной ошибки травмы головного мозга могут привести к развитию ДЦП и других патологий.

Нарушение моторной функции речевого аппарата может возникнуть у ребенка, родившегося вполне здоровым. Дизартрия может возникнуть в результате перенесенной нейроинфекции, отравления (сильной интоксикации), травмы головного мозга или онкологических патологий ЦНС. У взрослых людей дизартрия может быть обусловлена перенесенным инсультом.

Коррекция дизартрии ведется сразу по двум направлениями. Прежде всего, необходимо восстановить работу ЦНС, насколько это позволяет степень ее поражения. Этим занимается врач-невропатолог. В то же время дефектолог или логопед осуществляют логопедическую работу, которая направлена на нормализацию работы артикуляционного аппарата.

Как распознать дизартрию

Несмотря на то, что дизартрия является очень сложным речевым нарушением, она все же поддается коррекции, особенно если речь идет о стертой форме расстройства.

Распознать дизартрию можно с первых дней жизни ребенка, и родителей должны насторожить такие моменты:

  • при грудном вскармливании слабый захват соска и сосательный рефлекс могут свидетельствовать о слабости мышц артикуляционного аппарата. Молоко вытекает изо рта и даже носа;
  • ребенок позже своих сверстников начинает держать голову (5-7 месяцев), пытаться садиться и ползать (8-11 месяцев), ходить (после 18 месяцев);
  • у ребенка поздно появляется речь, звуки однообразные, артикуляция невыраженная;
  • повышенное слюноотделение. Ребенок не может сглатывать собственную слюну из-за вялых мышц языка, щек и губ. Рот всегда открыт;
  • проблемы с питьем из чашки, пережевыванием пищи;
  • отсутствие предметной деятельности. Малыш не проявляет интерес к игрушкам, его действия с ними неадекватны или не соответствуют возрасту;
  • малыш не реагирует на близких людей, не проявляет радости. Отсутствует улыбка, гуление, двигательная активность ручек и ножек.

В более позднем возрасте о дизартрии может свидетельствовать нарушение дыхания и ритма речи. Ребенок, разговаривая, произносит слова с различной громкостью и интонацией или по слогам. При дизартрии появляется гнусавость. Из-за повышенного тонуса артикуляционных мышц ребенок может уставать в процессе разговора.

Кроме речевых нарушений при дизартрии возникают и двигательные нарушения. Ребенок может слишком сильно или слабо захватывать предметы. Хватательный рефлекс может отсутствовать вовсе. Также страдает пространственное и зрительное и пространственное восприятие. Ребенок не может правильно определить форму и размер предмета, например, при играх с различными сортерами или пирамидками. Возникают трудности при выполнении физических упражнений.

Особенно сильно страдает у детей дизартриков мелкая моторика. Уже давно доказано, что существует взаимосвязь между умением выполнять точные скоординированные движения кистями, становлением речи и психическим восприятием. Недостаточность двигательного отдела головного мозга приводит к тому, что пинцетный захват пальцами ребенку выполнить очень сложно, либо он не выполняется вообще. При стертых формах дизартрического расстройства развитие мелкой моторики помогает быстро «запустить» речь.

Читайте также:  Десятичные счетчики таблица состояний

Дети, которые имеют в анамнезе патологии, связанные с внутриутробным и родовым периодом, в обязательном порядке наблюдаются у детского невролога. Врач должен обратить внимание на имеющиеся проблемы. Если выраженные отклонения в развитии малыша не наблюдаются, то его снимают с учета.

Дальнейшее наблюдение за состоянием ребенка осуществляется его родителями. При появлении первых тревожных симптомов лучше сразу обратиться к специалистам.

Когда начинать лечение

Большинство речевых нарушений диагностируется у детей в возрасте 4-5 лет. Считается, что до этого возраста невыговаривание отдельных звуков – норма. Но если речь идет о дизартрии, то ждать этого возраста не нужно. Коррекцию расстройства можно начать еще до того, как ребенок произнесет первые звуки. Точную схему лечения должен составить врач, ориентируясь на возраст и состояние ребенка.

Комплекс коррекционных мероприятий может в себя включать:

  1. Медикаментозное лечение. На сегодняшний день не существует таблетки от дизартрии. Врач невропатолог осуществляет подбор препаратов, которые способны облегчить состояние пациента и устранить некоторые из проявлений расстройства.
  2. Логопедические занятия. При легких формах расстройства заниматься с ребенком могут родители после консультации с логопедом. Для этого достаточно выучить специальную логопедическую гимнастику. Такие упражнения достаточно просты, но они позволят разработать мышцы речевого аппарата.
  3. Дыхательную гимнастику. Упражнения для развития речевого дыхания позволят научить ребенка бесшумно и достаточно быстро вдыхать воздух, а затем экономно расходовать его на выдохе. В результате ротовое дыхание становится плавным.
  4. Массаж. Мануальные процедуры можно проводить с самого раннего возраста, но только после консультации с лечащим врачом. Мама дома может самостоятельно разминать малышу подушечки пальцев, тем самым стимулировать мелкую моторику. Массаж может быть логопедическим. Его выполняет логопед при помощи специального инструмента.
  5. Лечебную физкультуру и физиотерапию. Занятия спортом полезны для всех, но дети с неврологическими патологиями могут приступать к ним только после консультации или по рекомендации врача.

Если вы заметили у своего ребенка тревожные симптомы, то не стоит откладывать визит к специалисту. Чем раньше начать коррекцию расстройства, тем выше вероятность того, что ребенок не будет испытывать проблем с речью!

Источник

Основные клинические формы дизартрии: сравнительная характеристика

Медицинский эксперт статьи

Алексей Портнов, медицинский редактор
Последняя редакция: 29.06.2018

В зависимости от типов нарушений движения мускулатуры артикуляционного аппарата, обеспечивающего произношение звуков, определяются различные формы дизартрии – нейрогенного расстройства речи.

Данное неврологическое состояние возникает при недостаточности иннервации речевого аппарата из-за органических поражений премоторной коры, мозжечка или лимбико-ретикулярных структур головного мозга, а также при заболеваниях ЦНС и периферической нервной системы цереброваскулярной или нейродегенеративной этиологии.

Характеристика форм дизартрии

Каждый тип дизартрии – бульбарная, псевдобульбарная, мозжечковая, корковая, экстрапирамидная (подкорковая) – приводит к разным формам нарушения мышечного механизма речи и негативно отражается на артикуляции согласных звуков, делая речь нечленораздельной. А тяжелая форма дизартрии проявляется и в искажении произношения гласных. При этом разборчивость речи сильно варьируется в зависимости от степени повреждения нервной системы.

Независимо от патогенеза речевых нейромоторных нарушений характеристика форм дизартрии учитывает антропофонические особенности речи, то есть интеграцию и координацию основных физиологических подсистем звуковоспроизведения. Это сопряженность движений мускулатуры частей артикуляционного аппарата (языка, губ, мягкого нёба, челюстей), то есть артикуляционная моторика или артикуляционные уклады воспроизведения звуков; характер речевого дыхания; голосообразование (звуковая часть речи или фонация), которое зависит от иннервации мышц гортани и колебаний голосовых складок.

Обязательно оценивается просодия (темп, ритмичность, интонация и громкость речи), а также резонирование – прохождение воздушной струи через резонирующие полости (ротовую, носовую и глоточную). Для большинства клинических форм дизартрии характерна назальность и гиперназальность речи (гнусавость), которые связаны с нарушением опускания/подъема нёбной занавески – небно-глоточной фиброзно-мышечной пластины (velum palatinum) и перенаправлением части потока воздуха через полость носа.

В отечественной неврологической практике на основе ключевых симптомов выделяются такие формы дизартрии, как:

  • спастическая форма дизартрии,
  • спастико-паретическая форма дизартрии (спастико-гиперкинетическая),
  • спастико-ригидная форма дизартрии,
  • атактическая форма дизартрии (или спастико-атактическая),
  • смешанная форма дизартрии,
  • стертая форма дизартрии.

Западные специалисты при диагностике нарушений речи двигательного характера различают спастическую, вялую, атактическую, гиперкинетическую и гипокинетическую формы дизартрии.

Для лучшего понимания терминологии стоит напомнить, что под спастикой подразумевается

повышение тонуса мышц с их непроизвольным сокращением; при мышечной ригидности мышцы зажаты и малоподвижны; парез представляет собой частичный паралич, то есть значительное уменьшение силы мышц из-за патологий передачи нервных импульсов; отсутствие координации движений разных мышц называется атаксией. Если без видимых причин у человека возникают непредумышленные движения, то речь идет о гиперкинезе, а для гипокинезии свойственно снижение скорости движений и их амплитуды.

trusted-source[1]

Основные нарушения при различных формах дизартрии

Поскольку нарушение речи является частью симптокомплекса многих нейрогенных патологий, важнейшую роль играет дифференциальная характеристика клинических форм дизартрии, включающая максимально полную оценку таких факторов, как выраженность снижения мышечного тонуса и степень общих и локальных проявлений

Рассмотрим, какие основные нарушения при различных формах дизартрии выделяются

неврологами и логопедами в ходе проведения диагностики.

trusted-source[2], [3]

Спастическая форма дизартрии

Возникающая вследствие двустороннего повреждения верхних двигательных нейронов, а также поражения кортикобульбарных путей передачи нервных импульсов спастическая форма дизартрии проявляется:

  • слабостью лицевых мышц и снижением диапазона движения артикуляционного аппарата;
  • спастичностью и повышением тонуса мышц лица;
  • протрузией (выпадением) языка;
  • гиперактивным рвотным рефлексом;
  • замедлением темпа речи;
  • напряжением голоса с повышением или снижением его громкости при общей монотонности речи;
  • прерывистым дыханием при разговоре;
  • гиперназальностью произношения.

Люди со спастической формой дизартрии произносят звуки «размазано» и обычно выражаются короткими фразами; нередко у них бывают трудности с глотанием (дисфагия).

Наиболее частыми причинами спастической дизартрии считаются спастический паралич, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз (болезнь Шарко или Лу Герига), а также закрытые черепно-мозговые травмы.

Спастико-ригидная форма дизартрии

При повреждении базальных ганглиев развивается спастико-ригидная форма дизартрии, обычно ассоциируемая с болезнью Паркинсона.

Проблемы с речью при данной форме дизартрии возникают из-за тремора и отсутствия согласованности речевой мускулатуры и включают:

  • нарушение голосообразования (охриплость, снижение громкости);
  • резонирование в нос (назальность);
  • переменный темп речи (то замедленный, то ускоренный);
  • нарушение голосовой модуляции и монотонность речи (диспросодию);
  • растягивание слогов, компульсивное повторение слогов и слов (палилалия) или повторение услышанных звуков или слов (эхолалия);
  • длительные паузы и затруднения при начале разговора.

В общем, специалисты называют неточность произношения звуков при данной форме дизартрии «артикуляторным недолетом».

Спастико-паретическая форма дизартрии

При слабости некоторых мускулов речевого аппарата, связанной с нарушением проведения нервных импульсов от базальных ядер экстрапирамидной системы и парезом мышечных волокон, спастико-паретическая форма дизартрии (и идентичная ей гиперкинетическая форма) отличается общим повышенным мышечным тонусом, который часто сопровождается непроизвольными движениями мышц, в том числе мимических.

Основными нарушениями при этой форме дизартрии являются:

  • напряженность, прерывистость и вибрации голоса;
  • дискинезия на уровне голосовых связок и судорожная дисфония (сдавленный голос из-за неполного смыкания связок);
  • частое и шумное речевое дыхание;
  • спастичность языка («язык плохо ворочается во рту»);
  • затрудненное смыкание губ, отчего рот остается открытым (с истечением слюны);
  • изменение темпа и ритмических особенностей речи (значительное замедление);
  • ярко выраженная гнусавость;
  • отсутствие изменений тона речи (обусловленное повышенным напряжением глоточно-гортанных мышц).

Атактическая форма дизартрии (спастико-атактическая)

Патогенез атактической дизартрии связан с повреждением мозжечка или его подключения к коре и/или стволу головного мозга. В числе дифференциальных характеристик данной формы дизартрии особо отмечены нарушения просодии и артикуляции.

Так, громкость речи иногда описывается как взрывная, несмотря на ее замедленный темп, растягивание слогов и отдельных звуков, а также паузы почти после каждого слова. Пациенты с атактической дизартрией – при неточности в диапазоне, силе и направлении артикуляционных движений даже при воспроизведении гласных звуков – говорят особенно невнятно.

С учетом неустойчивого положения головы и общей несогласованности движений страдающего атаксией человека могут легко принять за пьяного.

trusted-source[4], [5]

Смешанная форма дизартрии

В случаях пареза или паралича мышц артикуляционного аппарата вследствие одновременного повреждения двух или более мотонейронов ЦНС – как это бывает при рассеянном и боковом амиотрофическом склерозе или тяжелых травмах головного мозга – диагностируется смешанная форма дизартрии. По сути, это комбинация различных симптомов стертой формы спастической дизартрии и атактической.

Характеристики речевой патологии будут варьироваться в зависимости от того, какие мотонейроны затронуты меньше – верхние (локализованные в нижней четверти премоторной коры больших полушарий) или нижние (место их дислокации – передние рога спинного мозга). Например, если наиболее повреждены верхние моторные нейроны, нарушение голосообразования буде выражено в снижении тембра, а когда сильнее пострадали нижние моторные нейроны, голос будет хриплым со стридором при дыхании.

Стертая форма дизартрии

Вялая или стертая форма дизартрии или вялая обусловлена степенью повреждений тройничного, лицевого, блуждающего и подъязычного черепных нервов (соответственно – V, VII, X и XII), так как именно они отвечают за иннервацию мышц языка, губ, нёба, нижней челюсти, гортани, голосовых связок и складок. Если локальное поражение затронуло только черепной нерв VII, то ослабнет круговая мышца рта, а если, вдобавок, повреждается V пара нервов, парализуется мышца, которая поднимает верхнюю губу.

Формы дизартрии при ДЦП

Нарушение речевой функции у детей бывает при достаточно большом количестве врожденных аномалий головного мозга и нейрокогнитивной неполноценности различного генеза. И детский церебральный паралич – наиболее частая причина нарушений речи, которые характеризуются отсутствием устойчивости, координации и точности движений мышц речевого аппарата с разной степенью сужения их диапазона.

Отмечаются следующие основные формы дизартрии при ДЦП: спастическая и ее разновидности – спастико-паретическая и спастико-ригидная, а также смешанная форма дизартрии (которая, наряду со спастической, бывает чаще всего).

Нарушение глотания (дисфагия) – прямое указание на нарушение проведения сигналов по тройничному нерву, что также проявляется снижением тонуса мышц всего лица и губ с характерными признаками: открытый рот и слюнотечение. А из-за паралича подъязычного нерва при ДЦП происходит девиации языка (отклонении его кончика) на стороне тела, противоположной церебральному поражению.

Спастическая форма дизартрии при ДЦП со спастической гемиплегией (односторонним параличом) связана с частичной дисфункцией подъязычного черепного нерва, что выражается в снижении тонуса лицевой (жевательной и мимической) мускулатуры. В таких случаях диагностируется стертая форма дизартрии спастико-паретического типа с повышенным диапазоном движения нижней челюсти, ретрузией нижней губы, тремором языка, вялостью голосовых связок и слабостью нёба и глотки. В совокупности это вызывает стойкое нарушение артикуляционных укладов большинства согласных звуков и нечленораздельность речи. Причем при левосторонней гемиплегии отмечается более легкая форма дизартрии, чем при правосторонней.

Читайте также:  Комплект таблиц основы православной культуры

Для большинства пациентов с ДЦП характерна монотонность и назальность речи со стридором. Могут быть затронуты дыхательные мышцы, что приводит к ограниченной дыхательной поддержке речи и нарушениям фонации. Из-за слабости мышц грудной клетки при атетоидной разновидности ДЦП происходит насильственное сокращение диафрагмы, поэтому больному сложно регулировать силу и громкость голоса, и часто все звонкие согласные звуки оглушаются.

Артикуляционные дисфункции такой формы дизартрии при ДЦП, как спастико-ригидная, определяются напряженным состоянием всех мышц лица, сенсорной недостаточностью подбородка и губ, значительным ограничением подвижности языка и голосовых складок.

trusted-source[6]

Источник

Дизартрия

Дизартрия – это патологическое состояние, при котором человек не может нормально выговаривать звуки, в результате чего речь становится невнятной. Подобная проблема, чаще всего, возникает у детей на фоне родовых травм или врожденных патологий, реже у взрослых из-за тяжелого поражения центральной нервной системы. Сочетание медикаментозной терапии, физиопроцедур и занятий с логопедом во многих случаях позволяет хотя бы частично восстановить речевую функцию.

Общая информация

Дизартрия входит в тройку самых распространенных логопедических нарушений. В зависимости от степени поражения нервной системы, она может быть едва заметной или выраженной настолько, что человека невозможно понять. При этом расстройстве в той или иной степени страдают:

  • артикуляция;
  • фонация;
  • речевое дыхание;
  • темп и ритм речи;
  • интонации.

Причины

Подавляющее большинство случаев дизартрии регистрируется в детском возрасте и нередко является врожденной патологией, вызванной следующими проблемами:

  • ДЦП;
  • выраженный токсикоз и гестоз во время беременности;
  • нехватка кислорода во время внутриутробного развития;
  • резус-конфликт;
  • заболевания матери во время беременности;
  • тяжелые роды, родовые травмы, асфиксия новорожденных;
  • желтуха новорожденных;
  • недоношенность.

В число причин приобретенной дизартрии входит:

  • инфекционное поражение головного мозга и его оболочек (энцефалит, менингит);
  • тяжелые гнойные формы отита;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • острые или хронические нарушения мозгового кровообращения;
  • кровоизлияния в головной мозг;
  • аутоиммунные поражения;
  • болезнь Паркинсона;
  • тяжелые интоксикации;
  • рассеянный склероз;
  • хирургические вмешательства на головном мозге или костях черепа;
  • злоупотребление алкоголем или наркотиками;
  • сифилитическое поражение центральной нервной системы и т.п.

Нередко дизартрия возникает после длительной комы, возникшей после тяжелой травмы, отравления или обширного инсульта.

Виды и степени

Классификация дизартрии основана на локализации патологического очага, который определяет выраженность тех или иных симптомов. Различают следующие виды патологии:

  • бульбарная: связана с поражением нервных ядер в продолговатом мозге;
  • псевдобульбарная: возникает при патологии нервных волокон, отвечающих за проведение импульсов от коры к ядрам черепно-мозговых нервов;
  • экстрапирамидная (подкорковая): нарушена работа подкорковых ядер;
  • мозжечковая: возникает при патологии мозжечка и нервных волокон, идущих от него;
  • корковая: патологические очаги формируются непосредственно в коре головного мозга.

В зависимости от тяжести патологии различают 4 степени заболевания:

  • первая (стертая): проблемы с произношением звуков обнаруживаются только в процессе обследования у логопеда;
  • вторая: дефекты произношения хорошо заметны окружающим, но речь пациента остается понятной;
  • третья: звуки изменены до такой степени, что больного понимают только близкие родственники, контактирующие с ним постоянно;
  • четвертая: речь невозможна или представляет собой непонятный набор звуков.

Симптомы

Проявления дизартрии очень обширны и во многом зависят от уровня поражения. Изменения артикуляции возникают на фоне следующих нарушений:

  • повышенный или пониженный тонус мышц, отвечающих за артикуляцию (мускулатура губ, языка, мягкого неба);
  • спазмы лицевой и шейной мускулатуры;
  • ограничения движений языка;
  • повышенное выделение слюны;
  • отсутствие полного смыкания губ или, наоборот, чрезмерное смыкание;
  • нарушение дыхания, в результате которого речь становится прерывистой.

Каждая из форм дизартрии имеет свои характерные речевые и неречевые проявления.

  • Бульбарная форма, помимо невнятности речи проявляется глухостью голоса, выраженным нарушением речевого дыхания. Пациенты отмечают, что им стало трудно зажмуривать глаза и сдвигать брови к переносице. При одностороннем поражении отмечается легкая асимметрия овала лица. В дальнейшем развивается патология глотания: при питье жидкость попадает в носовую полость, в дальнейшем появляются аналогичные проблемы при употреблении более густой пищи. У многих людей отмечается головная боль, головокружения, тошнота и слабость.
  • Псевдобульбарная форма характеризуется заторможенностью и обрывистостью речи. Высокий тонус языка не позволяет нормально произносить шипящие звуки, а также гласные «и», «е», «ы». Губы не сжимаются полностью, в результате чего слюна постоянно подтекает из уголков рта. При развитии патологи в младенческом возрасте отмечаются проблемы с сосанием и глотанием молока.
  • Главным признаком корковой формы является гнусавость голоса в сочетании с трудным произношением согласных. Речь становится растянутой, медленной. Это связано с поражением кончика языка, отвечающего за произношение букв «т», «д», «с» и других. У детей эта патология вызывает трудности с концентрацией внимания, чтением и письмом, взрослые нередко впадают в депрессию из-за проблем с речью.
  • Экстрапирамидная дизартрия проявляется постоянным изменением скорости речи от быстрой к медленной и наоборот. Нередко больной повторяет одни и те же слова, фразы или слоги. Значительно страдает психоэмоциональное состояние. Рот часто полуоткрыт, в уголках рта скапливается слюна.
  • При мозжечковой дизартрии речь теряет плавность и ритмичность, в словах пропадают ударения. Сила голоса непостоянно, а речь затруднена из-за постоянного напряжения человека. Патология сопровождается нарушением координации движений, избыточным потоотделением и нарушением пережевывания твердой пищи.

Диагностика заболевания

Диагностикой дизартрии занимаются неврологи и логопеды. Для точной постановки диагноза назначаются следующие обследования:

  • подробный опрос с выявлением основных жалоб, времени и обстоятельств их возникновения; сбор сведений о перенесенных травмах и заболеваниях, наличии хронической патологии;
  • неврологический осмотр с обязательной оценкой состояния мышц глотки, качества нижнечелюстного и глоточного рефлексов;
  • логопедические тесты для оценки речевых нарушений;
  • осмотр ЛОРа при гнусавости голоса (для исключения других причин появления этого симптома);
  • общие анализы и обследования для оценки состояния организма: общий анализ крови и мочи, тесты на базовые инфекции и гормоны, ЭКГ;
  • электронейромиография: оценка проведения нервного импульса по нервным волокнам и мышцам, а также качества реакции мускулатуры на стимуляцию;
  • транскраниальная магнитная стимуляция: воздействие на кору головного мозга магнитным излучением для оценки возбудимости отдельных нейронов и коры, в целом; позволяет оценить работы центров речи и зрения, способности воспринимать информацию и т.п.;
  • электроэнцефалография: регистрация электрических импульсов, возникающих в процессе работы головного мозга; позволяет выявить ряд патологических процессов;
  • МРТ головного мозга: позволяет выявить абсцессы, очаги некроза после инсульта, признаки нехватки кислорода, опухоли и другие патологические образования.

При необходимости назначаются дополнительные тесты и консультации для исключения иных причин возникшей симптоматики.

Лечение дизартрии

Лечение требует комплексного подхода. Занятия с логопедом, выверенная медикаментозная схема, физиотерапия, артикуляционная гимнастика – все это позволяет добиться хорошего результата.

Лекарственные средства подбираются в зависимости от конкретной формы заболевания. Врачи используют:

  • ноотропы (энцефабол, пикамилон) для стимуляции работы головного мозга и улучшения памяти;
  • седативные средства (персен): стабилизируют работу нервной системы, снимают излишнее напряжение;
  • блокаторы кальциевых каналов (циннаризин, глиатилин): улучшают кровообращение в головном мозге, увеличивают поступление кислорода и питательных веществ;
  • средства для ускорения метаболизма (актовегин): улучшают обмен веществ в ЦНС.

При необходимости применяются препараты других групп. Дозировка, сочетание средств и схема приема подбираются в индивидуальном порядке.

Занятия с логопедом – это длительный процесс, направленный на стимуляцию мелкой моторики и разработку мускулатуры, необходимой для произношения звуков. Комплекс включает в себя:

  • арикуляционную гимнастику;
  • упражнения для развития мелкой моторики (особенно актуальны для детей);
  • дыхательные упражнения;
  • восстановление навыков письма и чтения;
  • коррекцию выразительности речи.

Дополнительный эффект оказывают:

  • лечебная физкультура (стабилизирует кровообращение в головном мозге и улучшает дыхательную функцию);
  • общеукрепляющий массаж;
  • логопедический массаж: разминание языка, губ, неба, щек для укрепления артикуляционного аппарата;
  • физиотерапия: магнитотерапия, лазерное воздействие, лечебные ванны и аппликации;
  • лечение на курортах, бальнеотерапия и т.п.

Если дизартрия спровоцировано каким-либо заболеванием, процесс его лечения идет параллельно.

Осложнения

Осложнения дизартрии актуальны, в первую очередь, для ребенка, поскольку нарушенная речь вызывает проблемы с адаптацией и обучением:

  • нарушение процесса чтения и письма;
  • проблемы с обучением в школе за счет нарушенного на фоне патологии восприятия звуков;
  • сложности с общением со взрослыми и сверстниками, вызывающие психологические проблемы.

Профилактика

Чтобы не искать, где и как лечить дизартрию, важно заранее уделить внимание мерам ее профилактики:

  • во время беременности соблюдать все рекомендации врача, полноценно питаться и отдыхать;
  • развивать мелкую моторику;
  • проводить логоритмические занятия;
  • заниматься физкультурой и танцами;
  • посещать логопеда и невролога для раннего выявления проблем и их коррекции;
  • полноценно питаться.

Если речь идет о взрослом человеке, правила профилактики дизартрии включают:

  • соблюдение режима труда и отдыха;
  • контролировать уровень артериального давления, проводить профилактику сосудистых заболеваний;
  • своевременное лечение возникающих патологий, в том числе инфекций;
  • соблюдение правил безопасности, исключающих интоксикацию на рабочем месте;
  • минимизировать курение и употребление алкоголя;
  • придерживаться принципов правильного питания, не допускать ожирения;
  • регулярно гулять на свежем воздухе.

Лечение в клинике «Энергия здоровья»

Клиника «Энергия здоровья» предлагает каждому пациенту комплексное лечение дизартрии любой формы и степени. Опытные специалисты работают в команде, дополняя друг друга. Мы предлагаем:

  • полную диагностику на современном оборудовании;
  • консультации опытных специалистов: неврологов, логопедов, оториноларингологов и т.п.;
  • назначение современных препаратов для коррекции дизаритрии;
  • общеукрепляющий и лечебный массаж;
  • физиотерапию при наличии показаний;
  • ЛФК и мануальную терапию при необходимости;
  • организацию санаторно-курортного лечения;
  • обучение родственников правилам развития речи, массажа и гимнастики.

Преимущества клиники

Современная многопрофильная клиника «Энергия здоровья» — это качественные медицинские услуги по доступной цене. Каждый пациент может рассчитывать на:

  • прием по предварительной записи без длительного ожидания в очереди;
  • вежливое и тактичное обращение со стороны персонала;
  • помощь врачей широкого и узкого профиля;
  • консультации зарубежных специалистов при необходимости;
  • полный спектр лабораторной, инструментальной и функциональной диагностики;
  • современные комплексные подходы к назначению лечения;
  • медицинское наблюдение на протяжении терапии, коррекцию лечения при необходимости;
  • полноценную реабилитацию с использованием физиотерапии, массажа, ЛФК и т.п.;
  • выдачу необходимых справок и заключений;
  • комфортабельный стационар дневного пребывания.

Дизартрия лишает человека возможности быть понятым окружающими. При первых признаках «каши во рту» не тяните с обращением к специалисту, записывайтесь на прием в «Энергию здоровья».

Источник

Adblock
detector