Этапы эволюции растительного мира
Изучение ископаемых остатков, которыми занимается палеоботаника, позволяет установить этапы развития растительного мира на Земле. Возраст Земли, по современным представлениям — 4,5-4,6 млрд. лет. Геологическую историю Земли делят на эры: архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую и периоды.
Растительность на нашей планете непрерывно изменялась. От многих, когда-то широко распространённых групп остались отдельные представители. Например, от хвощевидных — только один род хвощ, от гинкговых — один вид, секвойи сохранились только в Калифорнии, а древовидные папоротники — только в Австралии и Новой Гвинее. Сравнительно редкими стали саговники, магнолии и многие другие виды. Появились новые виды, которые лучше приспособлены к современным климатическим условиям.
Доказательства развития растительного мира
Современная классификация растительного мира вполне позволяет сформировать представление о пути становления тех или иных систематических групп. Все растения по строению вегетативного тела делятся на:
- низшие (водоросли), не имеющие дифференцированных тканей и органов;
- высшие (имеющие органы и ткани).
Доказательствами родства между существующими систематическими группами живых организмов могут служить разнообразные палеонтологические находки. Среди них достаточно часто называют строматолиты.
Строматолиты – это многослойные образования из остатков древних примитивных водорослей, которые прежде обитали в морях и океанах.
Также к палеонтологическим доказательствами относят отпечатки древних хвощей и гигантских плаунов внутри залежей каменного угля и торфяников.
Палеозойская эра
Палеозойская эра продолжалась примерно 340-350 млн. лет. Её делят на 6 периодов: кембрийский, ордовикский, силурийский, девонский, каменноугольный и пермский.
Кембрийский период
В кембрийский период (80-90 млн. лет) оледенение в начале периода сменяется умеренно—влажным, а затем сухим климатом. Наступление моря на сушу в конце периода сменяется его отступлением. Жизнь развивается в водной среде. Фотосинтезирующие организмы представлены сине-зелёными, красными, зелёными и другими группами водорослей.
Ордовикский период
В ордовикском периоде (50-60 млн. лет) продолжается процесс эволюции водорослей. Они представлены разнообразными формами и группами. Благодаря их жизнедеятельности в атмосфере повышается содержание кислорода, создаются условия для образования озонового экрана. В конце ордовикского периода в связи с интенсивным горообразованием значительная часть территории освобождается от воды.
Силурийский период
В силурийский период (35 млн. лет) появились первые наземные высшие растения, которыми были, как предполагается, псилофиты, жившие 420 — 350 млн. лет назад. Предками высших растений были зелёные водоросли. Выход на сушу потребовал приспособления к совершенно новым условиям и дал толчок к перестройке всей организации растения. Произошло разделение тела на органы, возникли ткани (проводящие, механические, покровные и др.).
Девонский период
Девонский период (55 млн. лет) характеризуется оледенением современных Южной Америки и Южной Африки и освобождением от моря Сибири и Европейской части России. Происходит массовое расселение псилофитов, которые в конце этого периода вымирают. В девоне появляются древние плауны, хвощи и папоротники, представленные древовидными формами. В конце этого периода появились первые древние голосеменные растения — семенные папоротники.
Каменноугольный период
Каменноугольный период (65 млн. лет) был эпохой господства в растительном мире древовидных форм споровых растений, которые образовывали леса. Тёплый влажный климат обусловил широкое распространение болот и мелких морей, в которых накапливались растительные остатки, погребались в наносах и постепенно обугливались, превращались в залежи каменного угля.
Наряду со споровыми растениями широко распространились семенные папоротники и появились кордаиты, гинкговые и первые хвойные деревья.
Пермский период
Пермский период (60 млн. лет) характеризуется резкой зональностью климата. Южное полушарие подвергалось оледенению. Происходило отступление морей и формирование полузамкнутых водоёмов. Исчезают леса карбона из-за вымирания древовидных хвощей, плаунов и папоротников. Хвойные распространяются в Северном полушарии.
Эволюция растений
Первые живые организмы возникли примерно 3,5 млрд лет назад. Они, по-видимому, питались продуктами абиогенного происхождения и были гетеротрофами. Высокая скорость размножения привела: к возникновению конкуренции за пищу, а следовательно,» к дивергенции. Преимущество получили организмы, способные к автотрофному питанию, — сначала к хемосинтезу, а затем и к фотосинтезу. Около 1 млрд лет назад эукариоты разделились на несколько ветвей, от части которых возникли многоклеточные фотосинтезирующие организмы (зеленые, бурые и красные водоросли), а также грибы.
Основные условия и этапы эволюции растении:
- в протерозойской эре широко распространены одноклеточные аэробные организмы (цианобактерии и зеленые водоросли);
- образование почвенного субстрата на суше в конце силурийского периода;
- возникновение многоклеточности, которая делает возможным специализацию клеток в пределах одного организма;
- освоение суши псилофитами;
- от псилофитов в девонском периоде возникла целая группа наземных растений — мхов, плаунов, хвощей, папоротников, размножающихся спорами;
- от семенных папоротников в девоне произошли голосеменные растения. Возникшие необходимые для семенного размножения структуры (например, пыльцевая трубка) освободили половой процесс у растений от зависимости от водной среды. Эволюция шла по пути сокращения гаплоидного гаметофита и преобладания диплоидного спорофита;
- каменноугольный период палеозойской эры отличается большим разнообразием наземной растительности. Распространились древовидные папоротникообразные, образовавшие каменноугольные леса;
- в пермский период древние голосеменные стали господствующей группой растений. В связи с появлением засушливого климата исчезают гигантские папоротники, древовидные плауны;
- в меловом периоде начинается расцвет покрытосеменных, продолжающийся до сего дня.
Основные особенности эволюции растительного мира:
- переход к преобладанию диплоидного поколения над гаплоидным;
- развитие женского заростка на материнском растении;
- переход от сперматозоидов к впрыскиванию мужского ядра через пыльцевую трубку;
- расчленение тела растений на органы, развитие проводящей сосудистой системы, опорных и защитных тканей;
- совершенствование органов размножения и перекрестного опыления у цветковых в связи с эволюцией насекомых;
- развитие семени для защиты эмбриона от неблагоприятных влияний внешней среды;
- возникновение разнообразных способов распространения семян и плодов.
Эволюция животных
Самые древние следы животных относятся к докембрию (свыше 800 млн лет). Предполагается, что они произошли либо от общего ствола эукариот, либо от одноклеточных водорослей, подтверждением чего является существование эвглены зеленой и вольвокса, способных как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию.
В кембрийском и ордовикском периодах преобладают губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты, появляются моллюски.
В ордовике появляются бесчелюстные рыбоподобные организмы, а в силуре — рыбы, обладавшие челюстями. От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных. Из этой группы рыб возникли амфибии и затем другие классы позвоночных.
Наиболее древние амфибии — жившие в девоне ихтиостеги. Расцвет амфибий произошел в карбоне.
От амфибий ведут свое начало рептилии, завоевавшие сушу в пермском периоде, благодаря появлению механизма засасывания воздуха в легкие, отказу от кожного дыхания, появления покрывающих тело роговых чешуй и оболочек яиц, защищающих эмбрионы от высыхания и других воздействий среды. Среди рептилий предположительно выделилась группа динозавров, давшая начало птицам.
Первые млекопитающие появились в триасовом периоде мезозойской эры. Основные прогрессивные биологические особенности млекопитающих — вскармливание детенышей молоком, теплокровность, развитая кора головного мозга.
Особенности эволюции животного мира:
- прогрессивное развитие многоклеточности и, как следствие, специализации тканей и всех систем органов;
- свободноподвижный образ жизни, который определил выработку различных механизмов поведения, а также относительную независимость онтогенеза от колебаний факторов внешней среды. Развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма;
- возникновение твердого скелета: наружного у ряда беспозвоночных — иглокожих, членистоногих; внутреннего у позвоночных. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что он не ограничивает увеличение размеров тела.
Прогрессивное развитие нервной системы стало основой для возникновения системы условных рефлексов и совершенствования поведения.
Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.
Источник
§ 19. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира — Пасечник. 5 класс. Рабочая тетрадь
65. Заполните схему «Многообразие растений». Укажите также примерное число видов современных растений в каждой группе.
Схема «Многообразие растений»
66. Рассмотрите рисунок «Основные этапы развития растительного мира». Укажите, растения каких отделов доминировали (были основными) для каждого из этапов эволюции растительного мира.
- Водоросли
- Риниофиты и псилотовидные
- Папоротникообразные
- Голосеменные
- Покрытосеменные
67. Составьте схему «Происхождение и эволюция высших растений», используя следующие термины: водорослевые предки высших растений, моховидные, древние папоротники, плауновидные, папоротниковидные, риниофиты, псилотовидные, хвощевидные, голосеменные, семенные папоротники, покрытосеменные.
Схема «Происхождение и эволюция высших растений»
68. Решите кроссворд № 4.
По горизонтали:
4. Растение, имеющее цветок (покрытосеменное) .
5. Группа низших, обычно водных, растений (водоросли) .
8. Одноклеточная водоросль (хлорелла) .
10. Крупная «пластида» у водорослей (хроматофор) .
11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от семени до образования семян) в течение одного сезона (однолетние) .
12. Органы, в которых образуются споры (спорангии) .
13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий в себе семена (плод) .
14. Высшее споровое растение (папоротник) .
15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем (плаун) .
17. Подвижная мужская половая клетка (гамета) (сперматозоид) .
18. Женская половая клетка (гамета) (яйцеклетка) .
По вертикали:
1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков (голосеменное) .
2. Орган размножения и расселения у высших семенных растений (семя) .
3. Высшее споровое растение, не имеющее корней (мох) .
6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов (ризоид) .
7. Одноклеточная зелёная водоросль (хламидомонада) .
9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли (лишайник) .
10. Высшее споровое растение (хвощ) .
12. Специализированная клетка грибов и ряда групп растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий (спора) .
16. Листья папоротников (вайи) .
Источник
Конспект урока по биологии, 6-й класс. Тема: «Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира»
- обобщить знания учащихся об основных отделах растений, выявить этапы усложнения строения растений и факторы эволюции растительного мира;
- подвести школьников к выводу о родстве и единстве всего живого на Земле, продолжить формирование у учащихся умений анализировать, делать выводы, рассуждать логически, используя проблемные ситуации;
- провести проверку знаний учащихся ранее изученного материала.
- Плоские модели растений (хламидомонада, ламинария, кукушкин лен, сосна)
- Цветные карточки – 6 шт. для проведения теста по методу Брунера.
- Магнитная модель развития растительного мира из цветных плоских картинок.
- Магнитная доска.
- Мультимедийное оборудование.
- Интерактивная доска.
I. Оргмомент. (Слайд № 1.) Приветственное слово учителя, позитивный настрой учеников на работу.
II. Вступительное слово учителя. (Слайд № 2.)
— Сегодня урок я хочу начать со слов С.Я. Маршака, записанных на доске:
Человек – хоть будь он трижды гением –
Остается мыслящим растением.
С ним в родстве деревья и трава,
Не стыдитесь этого родства!
— Прочитайте эти строчки еще раз и скажите, какие мысли возникли у вас при чтении.
Ответы учеников (примерные):
- Клеточное строение имеют все живые организмы…
- Человек-это часть природы…
- Каким бы умным человек не был, он не должен считать себя царём природы…
- Человек, деревья, трава- это всё живые организмы…
- Единство происхождения животных и растений…
— Итак, жизнь существует на нашей планете миллиарды лет. Она заполняет все её уголки: озёра, реки, горы, пустыни, и даже воздух населен живыми существами. Предполагается, что за всю историю жизни на Земле существовало 4,5 млрд. видов растений и животных. Но с глубокой древности лучшие умы человечества интересовали вопросы: как возникла и развивалась жизнь на нашей Земле? Всегда ли растения и животные были такими, как сейчас? Кто был первый на Земле – растения или животные.
— А вас эти вопросы волнуют?
(Уточняю у детей, что их больше всего интересует.)
— Так давайте сегодня на уроке попробуем найти ответы хотя бы на некоторые из них…
— Расставьте слова ОСНОВНЫЕ, РАЗВИТИЯ, МИРА, ЭТАПЫ, РАСТИТЕЛЬНОГО, записанные на табличках, в нужном порядке, чтобы получилось осмысленное предложение. Это и будет тема нашего урока.
(Дети из слов составляют предложение и сообщают тему урока.)
— Тему урока “Основные этапы развития растительного мира” запишем в тетради . (Слайд № 4.)
— И перед всеми нами встают общие задачи (Слайд № 5.):
Определить основные этапы развития растений;
Выявить признаки их усложнения в процессе исторического развития;
Назвать причины (движущие силы) эволюции растений;
Убедиться в многообразии растительного мира.
III. Проверка знаний учащихся.
— Но прежде, чем приступить к этой исследовательской работе, проведем небольшое тестирование, доказывающее, что все вы готовы к изучению нового раздела в учебнике:
Задание №1 : “Что это за растение?” Показываю плоские модели хламидомонады, ламинарии , кукушкина льна и сосны. Дети называют, а я пишу названия растений на доске . (Слайд № 6.)
Задание №2: “Четвертый лишний”. Из названий растений, записанных на доске, найти лишнее растение с какими-либо отличительными от других признаками.
Ответы детей (примерные):
- Хламидомонада – одноклеточный организм.
- Сосна – хорошо выражены подземные вегетативные органы, половое размножение, семя.
- Хламидомонада — есть жгутики для передвижения, гетеротрофный организм
- Ламинария – бурого цвета, съедобна, обитает в морях и океанах.
Задание №3: – Разделите растения на группы по каким — либо схожим признакам.
Ответы детей (примерные):
- по способу питания…
- по способу размножения…
- по способу обитания (вода-суша)…
- сосна – дерево…
- по клеточному строению…
- по наличию дифференциации тканей и т.д. 7. названия растений стоят в порядке усложнения их строения
Задание №4:– тест по методу Брунера:
Если ваш сигнал не сходится с моим ответным сигналом, в тетрадях ставите (-) , ответ верный — (+).
(Карточки имеют определённый цвет и обозначают различные классы растений:
водоросли – голубой цвет;
мхи – зеленый цвет;
папоротники – коричневый цвет;
голосеменные – желтый цвет;
все отделы – разноцветная карточка.)
- Кукушкин лен.
- Хлорелла.
- Подсолнечник.
- Ель.
- Запасают влаги намного больше своего веса.
- Сфагнум.
- Поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
- Сформировали на Земле месторождения каменного угля.
- Орган размножения – шишка.
- Имеют орган размножения – заросток.
- Имеют плод.
- Улотрикс.
- Размножаются независимо от воды.
- Органы размножения: пестик и тычинка.
- Земноводные в мире растений. Имеют коробочку со спорами.
- Орляк.
- Орёл! (Вопрос для концентрации внимания и снятия напряжения после теста. )
— Кто не сделал ни одной ошибки — оценка “5”, до 3-х ошибок –“4”, свыше 3-х- “3”.
Задание №5: Работа с таблицей № 1 . (Слайд № 7.)
— Что можете сказать, глядя на эту табличку?
— А у таблицы нет названия – как бы вы назвали? (Эволюция растительного мира. )
— А что такое “эволюция”? Кто нашел дома определение этого термина? (Обращение к словарю).
Дети зачитывают варианты ответов из словаря В.И.Даля, из БСЭ, из толкового словаря Ожегова. — Слово “эволюция” латинское и в переводе означает “развертывание”, а в широком смысле – всякое изменение, развитие, преобразование. В биологии слово “эволюция” было впервые использовано в 1762 г. швейцарским естествоиспытателем и философом Шарлем Бонне.
— Где приходилось слышать вам это слово?
— А можем ли мы использовать его сегодня на уроке?
— Верно, ведь тему нашего урока “Основные этапы развития растительного мира” мы можем записать и так — “Эволюция растительного мира”.
IV. Новый материал.
— Итак, повернем стрелки часов назад… Начало зарождения Земли и жизни на Земле… Кто желает поделиться своими знаниями об этом периоде?
Примерный ответ ученика:
3,5 млрд. лет назад древнейшая Земля весьма мало напоминала планету, на которой мы живем. Ее атмосфера состояла из водяных паров, углекислого газа и, по одним данным, — из азота, по другим – из метана и аммиака. Кислорода в воздухе безжизненной планеты не было. И, надо сказать, отсутствие кислорода было необходимо для возникновения жизни.
Земля покрыта водой. На планете веками свирепствуют ливневые дожди, сопровождающиеся разрядами молний. И в этом “теплом разбавленном бульоне” уже встречаются первые живые организмы (коацерваты). Эту гипотезу возникновения жизни на Земле впервые высказал в 1922г советский биолог Александр Опарин. Образовавшиеся студенистые комочки организмами называть трудно, это сложные органические белковые соединения. Строение коацерватов постепенно усложнялось – так появились первые простейшие одноклеточные организмы.
Учитель: Верно! По словам Опарина расстояние от этих “сгустков” до самых примитивных бактерий ничуть не меньше, чем от амебы до человека.
Но, давайте предположим, кто они — эти первые живые организмы:
- Прокариоты или эукариоты
- Каков способ питания им был присущ (автотрофы или гетеротрофы)
- Кто они: животные или растения? (Идёт обсуждение).
Вывод: Первыми живыми организмами, появившимися на Земле, были безъядерные клетки, которые питались готовыми органическим веществами, и их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных.
— Наши познания мы будем записывать в таблицу № 2. А на магнитной доске из плоских моделей построим динамическую картину развития растительного мира на Земле. (Слайд № 8.)
Развитие растительного мира на Земле.
Ступени развития | Среда обитания | Время возникновения |
1. Возникновение жизни на земле | Водная | 2-3 млрд. л. назад |
Прошло около 1 млрд. лет…
Земля все еще голая пустыня. Но в воде появляется новый газ-кислород. О чем это свидетельствует? Как вы думаете, кто их древних организмов мог быть виновником появления кислорода?
Ответ ученика: Это были первые простейшие организмы, которым не стало хватать питательных веществ, которые были на Земле и некоторые клетки приспособились к использованию солнечного света для превращения воды и углекислого газа в органические вещества, т.е. возник процесс фотосинтеза. А в результате фотосинтеза стал накапливаться кислород. — Какой способ питания организмов появился? Ответ ученика: Эти клетки, содержащие хлоропласты, являются автотрофами, т.е. сами синтезируют необходимые для жизнедеятельности органические вещества за счёт энергии света. Так появились первые растения. — Другие живые существа сохранили прежний способ питания – гетеротрофный, пищей им стали служить первичные растения. Это были первые животные. Это произошло в докембрийский период. Он длился свыше 3 млрд. лет.
— У кого есть еще добавления по этому периоду?
Примерный ответ ученика:
В этот период строение живых существ всё более совершенствовалось. Первые одноклеточные растения сине-зеленые водоросли научились расщеплять воду. Они совершили настоящий подвиг – в атмосферу стал выделяться кислород. Состав воздуха постепенно приближался к современному, т.е. состоял из азота, кислорода, углекислого газа. Такая атмосфера способствовала развитию более совершенных форм жизни. Первичные одноклеточные водоросли дали начало многоклеточным водорослям.
— Продолжим заполнение таблицы № 2.
2. Возникновение и господство водорослей | Водная | 1,5-2 млрд. лет назад. |
— С течением времени климат на Земле изменился. Из-за колебаний земной коры, на месте некоторых морей и океанов возникла суша. Первичные моря стали мелеть. А благодаря кислороду в верхних слоях атмосферы возник слой озона, смягчивший ультрафиолетовое излучение… Что же стало происходить с некоторыми древними водорослями под влиянием новых условий жизни?
Ответ ученика: некоторые водоросли стали более совершенными и приспособились жить во влажных местах суши по берегам водоемов. Начался переход некоторых растений от водного образа жизни к наземному.
350-400 млн. лет назад.
— Как называется самая древняя группа наземных растений? (псилофиты и риниофиты)
— Что они из себя представляли?
Приблизительный ответ ученика:
Эти растения покрывали берега зеленым ковром высотой до 25 см. Они не имели корней, стеблей, листьев, а представляли собой ветвящиеся оси, на подземных частях которых развивались ризоиды. У риниофитов произошла дифференциация тканей: покровная ткань (кожица) и проводящие пучки (древесина и луб). Размножение проходило с помощью спор.
— Занесем эти сведения в таблицу № 2.
3.Выход растений на сушу | Наземно-водная | 350-400 млн. лет назад. |
— А ещё где мы можем использовать это значение — риниофиты?
— Верно. Это слово мы поместим в пустующую рамку таблицы № 1. Это первые высшие растения, которые появились на Земле.
— Риниофиты стали предшественниками каких растений?
— Папоротникообразных и мхов. Среда обитания наземная, влажная. У папоротникообразных появились стебель, листья и корни.
— В какой период достигли расцвета папоротникообразные?
В каменноугольный период 300 млн. лет назад.
Сплошным ковром расстилались плауны – каламиты, ветвились папоротники, целыми рощами возвышались гигантские хвощи, зеленели лепидодендроны…
— Запишем в табличке № 2 следующий этап развития растений.
4. Возникновение и господство папоротникообразных | Наземная влажная | 300 млн. лет назад |
В конце каменноугольного периода климат на Земле стал суше и холоднее, и на смену древовидным папоротникам пришли первые примитивные голосеменные растения – семенные папоротники, семена развивались у них на листьях.
Условия жизни продолжали меняться. Там, где климат становился более суровым, древние споровые вымирали и появлялись древние голосеменные.
— Почему ученые ставят голосеменные растения на более высокую ступень развития, чем споровые?
Ответ ученика: Голосеменные растения относятся к семенным растениям. Размножаются они семенами, которые не защищены стенками плода (цветков и плодов у голосеменных растений нет). Появление семени – важные этап в эволюции растения. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша, когда он особенно уязвим – в начальный период его развития. Прочные семенные покровы защищают зародыш от неблагоприятных факторов среды. Эти эволюционные приобретения и независимость оплодотворения от наличия воды (в отличии от споровых растений) послужили причиной широкого распространения голосеменных на суше.
Занесем эти данные в таблицу № 2:
5. Возникновение и господство голосеменных | Сухопутная | Свыше 200 млн. лет назад |
-120 млн. лет назад
Какое событие произошло в этот период времени?
Примерный ответ ученика:
Покрытосеменные происходят от голосеменных, но какие семейства более древние и ближе к голосеменным, точно не определено наукой. Одни ученые считают древнейшими покрытосеменными серёжковые (береза, ольха, ива), другие – многоплодниковые: магнолии и лютиковые.
Покрытосеменные отличаются от голосеменных наличием цветка ,плодов, чашелистиков, лепестков, а также формированием пестика, через который пыльцевая трубка прорастает до семяпочки и яйцеклетки. Семена покрытосеменных растений развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.
Покрытосеменные господствуют на Земле уже более 60 млн. лет. Это единственная группа растения образующая сложные многоярусные сообщества. Это способствует более интенсивному использованию среды и успешному завоеванию новых территорий.
— Завершим составление нашей таблички № 2:
6.Возникновение и господство порыто -семенных | Сухопутная | Около 120 млн. лет назад |
Итоговая таблица “Развитие растительного мира на Земле”.
Ступени развития | Среда обитания | Время возникновения |
Возникновение жизни на земле | Водная | 2-3 млрд. л. назад |
Возникновение и господство водорослей | Водная | 1,5 – 2 млрд. лет назад. |
Выход растений на сушу | Наземно-водная | 350-400 млн. лет назад. |
Возникновение и господство папоротникообразных | Наземная влажная | 300 млн. лет назад |
Возникновение и господство голосеменных | Сухопутная | Свыше 200 млн. лет назад |
Возникновение и господство порыто -семенных | Сухопутная | Около 120 млн. лет назад |
V. Домашнее задание (Слайд № 9.) :
Дома вы закрепите полученную информацию, прочитав пр. 58 + табличка в тетради.
VI. Подведение итогов (Слайд № 10.):
— А что за слово написано на доске? (Палеоботаника.) Что оно обозначает?
Ответ ученика: Палеоботаника — это наука, занимающаяся исследованием растений прошлых эпох.
По ископаемым остаткам растений ученые установили, что чем древнее организмы, тем они проще устроены. Чем ближе к нашему времени, тем организмы становятся сложнее и всё более похожими на современные.
— Итак, в результате развития органического мира появились высшие растения и высокоорганизованные животные, а так же человек мыслящий, который старается получить ответ на вопрос: “Когда и как возникла жизнь на Земле?”
И пытливый ум находит эти ответы (Слайд № 11.):
“Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разные факты, им наблюдаемые”
Д. Хевелси.
— А вы себя почувствовали счастливыми? В чем счастье? Почему? (Подведение итогов урока.)
Источник
Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Эволюция растений
Kaz-Ekzams.ru > Биология > Учебная литература по биологии > Биология-репетитор > Основные этапы эволюции растительного и животного мира. Эволюция растений
1.27. Основные этапы эволюции растительного и животного мира
Эволюция растений
Первые живые организмы возникли примерно 3,5 млрд лет назад. Они, по-видимому, питались продуктами абиогенного происхождения и были гетеротрофами. Высокая скорость размножения привела: к возникновению конкуренции за пищу, а следовательно,» к дивергенции. Преимущество получили организмы, способные к автотрофному питанию, — сначала к хемосинтезу, а затем и к фотосинтезу. Около 1 млрд лет назад эукариоты разделились на несколько ветвей, от части которых возникли многоклеточные фотосинтезирующие организмы (зеленые, бурые и красные водоросли), а также грибы.
Основные условия и этапы эволюции растении:
- в протерозойской эре широко распространены одноклеточные аэробные организмы (цианобактерии и зеленые водоросли);
- образование почвенного субстрата на суше в конце силурийского периода;
- возникновение многоклеточности, которая делает возможным специализацию клеток в пределах одного организма;
- освоение суши псилофитами;
- от псилофитов в девонском периоде возникла целая группа наземных растений — мхов, плаунов, хвощей, папоротников, размножающихся спорами;
- от семенных папоротников в девоне произошли голосеменные растения. Возникшие необходимые для семенного размножения структуры (например, пыльцевая трубка) освободили половой процесс у растений от зависимости от водной среды. Эволюция шла по пути сокращения гаплоидного гаметофита и преобладания диплоидного спорофита;
- каменноугольный период палеозойской эры отличается большим разнообразием наземной растительности. Распространились древовидные папоротникообразные, образовавшие каменноугольные леса;
- в пермский период древние голосеменные стали господствующей группой растений. В связи с появлением засушливого климата исчезают гигантские папоротники, древовидные плауны;
- в меловом периоде начинается расцвет покрытосеменных, продолжающийся до сего дня.
Основные особенности эволюции растительного мира:
- переход к преобладанию диплоидного поколения над гаплоидным;
- развитие женского заростка на материнском растении;
- переход от сперматозоидов к впрыскиванию мужского ядра через пыльцевую трубку;
- расчленение тела растений на органы, развитие проводящей сосудистой системы, опорных и защитных тканей;
- совершенствование органов размножения и перекрестного опыления у цветковых в связи с эволюцией насекомых;
- развитие семени для защиты эмбриона от неблагоприятных влияний внешней среды;
- возникновение разнообразных способов распространения семян и плодов.
Эволюция животных
Самые древние следы животных относятся к докембрию (свыше 800 млн лет). Предполагается, что они произошли либо от общего ствола эукариот, либо от одноклеточных водорослей, подтверждением чего является существование эвглены зеленой и вольвокса, способных как к автотрофному, так и к гетеротрофному питанию.
В кембрийском и ордовикском периодах преобладают губки, кишечнополостные, черви, иглокожие, трилобиты, появляются моллюски.
В ордовике появляются бесчелюстные рыбоподобные организмы, а в силуре — рыбы, обладавшие челюстями. От первых челюстноротых возникли лучеперые и кистеперые рыбы. Кистеперые имели в плавниках опорные элементы, из которых позже развились конечности наземных позвоночных. Из этой группы рыб возникли амфибии и затем другие классы позвоночных.
Наиболее древние амфибии — жившие в девоне ихтиостеги. Расцвет амфибий произошел в карбоне.
От амфибий ведут свое начало рептилии, завоевавшие сушу в пермском периоде, благодаря появлению механизма засасывания воздуха в легкие, отказу от кожного дыхания, появления покрывающих тело роговых чешуй и оболочек яиц, защищающих эмбрионы от высыхания и других воздействий среды. Среди рептилий предположительно выделилась группа динозавров, давшая начало птицам.
Первые млекопитающие появились в триасовом периоде мезозойской эры. Основные прогрессивные биологические особенности млекопитающих — вскармливание детенышей молоком, теплокровность, развитая кора головного мозга.
Особенности эволюции животного мира:
- прогрессивное развитие многоклеточности и, как следствие, специализации тканей и всех систем органов;
- свободноподвижный образ жизни, который определил выработку различных механизмов поведения, а также относительную независимость онтогенеза от колебаний факторов внешней среды. Развивались и совершенствовались механизмы внутренней саморегуляции организма;
- возникновение твердого скелета: наружного у ряда беспозвоночных — иглокожих, членистоногих; внутреннего у позвоночных. Преимущества внутреннего скелета заключаются в том, что он не ограничивает увеличение размеров тела.
Прогрессивное развитие нервной системы стало основой для возникновения системы условных рефлексов и совершенствования поведения.
Эволюция животных привела к развитию группового адаптивного поведения, что стало основанием для появления человека.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник