Меню

Опишите процесс работы с таблицей работы с рисунками

Опишите процесс работы с таблицей работы с рисунками

Как научить ребенка работать с таблицей?

Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

Как читать таблицу

В основе любой таблицы, призванной упростить, облегчить восприятие информации, лежит система с двумя осями координат.

Родителям нужно учитывать, что полученная в процессе схематизации данных модель ребенку может быть недоступна для восприятия, так как у него нет навыков абстрактного представления и развитого логического мышления.

Целиком способность ребенка «читать» таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. От того, насколько успешно пройдет знакомство ребенка с таблицами, зависит, насколько в дальнейшем он легко будет воспринимать школьный материал. Необходимо постепенно подготавливать для этого благоприятную почву: тренировать работу логических приемов анализа, знакомить малыша с простейшим элементом таблицы — рядом, имеющим одну единственную ось координат.

Итак, подготавливая мышление ребенка к восприятию табличных данных, попытайтесь сосредоточиться на следующих моментах.

Последовательно знакомьте малыша с существующими формами представления информации: от буквальных к символическим.

Отрабатывайте логические приемы обработки информации.

Ищите и предлагайте ребенку рассмотреть и проанализировать естественные формы существования сгруппированных данных, окружающих ребенка в повседневной жизни, моделируйте подобные учебные примеры.

Перед началом работы с таблицей и рядом выясните, насколько ваш ученик успешен в пространственном ориентировании: он должен быть в состоянии описать местоположение каждого объекта не только относительно собственной персоны, но и относительно других ориентиров.

Группируя данные в ряд, покажите малышу как его правильно читать: сверху/слева, вниз/направо.

Вместе с ребенком тщательно исследуйте структуру ряда (входящие в него элементы), поищите закономерности строения, попытайтесь выделить обобщающий, объединяющий предметы признак (форма, цвет, функциональная принадлежность).

Постепенно увеличивайте количество горизонтальных и вертикальных рядов, предлагаемых ребенку к рассмотрению одновременно, во взаимосвязи (первые таблицы могут быть рассмотрены ребенком лишь только как состоящие из строк или только из столбцов).

«Строевая» подготовка: какие бывают ряды

Ребенок должен понимать, что ряды бывают как горизонтальные, так и вертикальные, их могут составлять любые объекты (как реальные, так и абстрактные), каждый ряд имеет начало (крайнее левое/верхнее положение) и конец (крайнее правое/нижнее положение). К тому же каждый ряд обладает своей структурой, особенностями и закономерностями строения.

В процессе знакомства с «естественными рядами», окружающими ребенка в повседневной жизни, малыш учится читать ряд слева направо (сверху вниз), определять положение каждого предмета в ряду, относительно других объектов (как входящих, так и не входящих в ряд), считает элементы ряда, определяет и их количественный состав, и который по счету каждый объект, и учится продолжать ряд по аналогии.

Эти умения обязательно должны быть отработаны ребенком каждое в отдельности на простых моделях (естественных и учебных) до начала знакомства с таблицей как сложной многоуровневой формой представления данных.

Для начала попробуйте поработать с рядами предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Исследуйте длину кустарников и деревьев, растущих вдоль дороги, проанализируйте, увеличивается или уменьшается их толщина и длина в ряду. Покажите ребенку, как рассортировать книги в стопке таким образом, чтобы цвета обложек не перемешивались (толщина переплета уменьшалась, формат увеличивался). Обратите внимание на то, как расставлены игрушки на полках, существуют ли закономерности в их положении (например, мягкие игрушки стоят отдельно; куклы расставлены по росту (по увеличению размера)).

Задействуйте в процессе работы с «естественными» рядами как можно больше критериев оценки (форма, размер, цвет, состав, принадлежность к группе), а понимание работы с каждый критерием проверяйте, давая ребенку простые поручения.

Например, поручите выбрать из ряда лишний (второй, самый большой) предмет.

Ряды предметов — это прототипы строк и столбцов абстрактных таблиц. Работая с «естественными» рядами, пойдите на хитрость и расставьте предметы, входящие в ряд, таким образом, чтобы ребенок смог на практике отработать по отдельности принцип работы с каждым критерием оценки признаков.

Например, расставьте на полке машинки, по очереди чередуя их с медвежатами, и попросите ребенка продолжить ряд, предоставив ему выбор между автомобилем и зверем.

От практической, наглядной работы с группами предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни, со временем можно переходить к работе с абстрактными рядами.

Рисуйте краткие задачки, то есть изображайте ряды сначала из пары, потом из трех-четырех символов, пытаясь закрепить работу логических приемов внутри ряда, выясняя местоположение каждого ее элементов и их счета.

Сложение рядов

Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).

Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.

Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).

Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.

К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне «строка», потом — «столбец», а затем в системе «строка-столбец».

Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.

Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.

Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните «этажность» шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).

А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием «Классики». Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.

На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа «Морской бой» и «Лабиринт», в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).

Читайте также:  Масс ядер атомов таблица менделеева

Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.

Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.

Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.

Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.

Источник



Учимся работать в Microsoft Word правильно. Работа с рисунками

Сегодня я продолжаю цикл статей о правильной работе в MS Word. В этот раз я расскажу о работе с изображениями и начну рассказывать о работе с полями.
В комментариях к предыдущей статье меня многие упрекали в том, что я не написал о том, как формировать документ без применения перевода пустых строк и выравнивать заголовки без помощи пробелов.

В данной статье я частично исправлю допущенную оплошность, и продемонстрирую формирование документа с помощью стилей на примере изображений. Также в этой статье я проведу сравнение между MS Word и LibreOffice Writer с тем, чтобы показать преимущества и недостатки каждого из них при работе с изображениями.

В этот раз начнем с LibreOffice Writer. Сначала предварительно подготовим места под изображения. В соответствии с ГОСТ 7.32-2001 они должны быть выравнены по центру. Вместо того, чтобы выравнивать каждое изображение с помощью функции «Центрировать по горизонтали (Ctrl + E)» или выравнивать на глаз с помощью пробелов, обратим внимание на правую боковую панель, которая с недавних пор появилась во Writer. Эта панель, в числе прочего, содержит в себе вкладку «Стили и форматирование». Нам мой взгляд вызов этой панели гораздо удобнее (преимущество Writer №1), чем вызов аналогичной панели в MS Word с помощью «Alt + Clrl +Shift +S» или «нанокнопки» в правом-нижнем углу меню «Стили».

В панели «Стили и форматирование» создаем стиль «Место рисунка» во Writer на основе стиля «Базовый», нажимая на пункт «Создать» в контекстном меню.

Далее нам необходимо настроить стиль «Место рисунка».

Для этого нам потребуется подредактировать вкладки «Управление», «Отступы и интервалы» и «Выравнивание»:
1. Устанавливаем новому стилю имя «Место рисунка»;
2. Включаем его автообновление;
3. Устанавливаем стилем абзаца, следующего за рисунком, стиль «Основной текст»;
4. Устанавливаем интервал после абзаца 1.00 см, чтобы зрительно отделить текст документа от рисунка и подписи к нему;
5. Наконец, на вкладке «Выравнивание» устанавливаем выравнивание объекта по-центру.

Таким образом мы создали стиль «Место рисунка», которым следует назначать все абзацы, в которые попадут рисунки. Последние окажутся выравненными по центру.

При вставке изображения с помощью пункта меню «Вставка – Изображение» Writer добавляет его с привязкой к абзацу (недостаток Writer №1). При этом мы видим якорь в левом-верхнем углу.

Изображение нельзя оставлять в таком виде, потому что без четкой привязки к конкретной строке или символу оно будет постоянно сдвигаться, пока мы будем править документ. Нам это совершенно не подходит, и нужно что-то гораздо более простое, а именно – привязка «Как символ». Чтобы текст просто находился сверху и снизу изображения, которое было бы абсолютно статичным.

Данное действие несомненно избавит Вас и ваших соавторов от будущих проблем.
Далее разберем, каким образом во Writer реализована автоматическая нумерация рисунков.

Для добавления нумерации необходимо сделать правый клик по изображению и вызвать контекстное меню, в котором выбрать пункт «Вставить название. ».

Источник

Работа с таблицами и рисунками. Форматирование таблиц и рисунков в MS Word

ФГОУ СПО «Омский колледж торговли, экономики и сервиса»

Педагогическая сессия «Формирование умений самоорганизации педагога

Конкурс профессионального мастерства педагогов-новаторов «Урок XXI века»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Информатика»

по теме «Работа с таблицами и рисунками.

Форматирование таблиц и рисунков в MS Word»

Группа: 250МП

Специальность: 100106 Организация обслуживания в общественном питании

Дата: 15.12.2010

Время: 1605

Место проведения: каб.201т

Преподаватель:

Пояснительная записка

Развитие современного общества характеризуется непрерывно возрастающими потоками информации. Уровень квалификации специалистов в настоящее время не может более определяться только профессиональной подготовкой, какой бы она ни была. Специалист обязан уметь получать информацию, определять ее важность и своевременно отслеживать ее изменения. Инструментом, позволяющим управлять информационными процессами, является персональный компьютер. Основные навыки по его использованию и применению в профессиональной деятельности закладываются во время изучения дисциплины «Информатика».

Учебная дисциплина «Информатика» является естественнонаучной, формирующей базовые знания, необходимые для освоения других общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Занятие по теме «Работа с таблицами и рисунками. Форматирование таблиц и рисунков в MS Word» является завершающим в данном разделе. Студенты уже знают приемы редактирования и форматирования текста, знакомы с приемами управления файлами. Кроме того целью данного занятия является привлечение внимания студентов к одному из интереснейших разделов информатики – работа с таблицами.

Для того чтобы максимально активизировать познавательную деятельность студентов, на занятии применяются различные формы и методы обучения.

Формирование новых знаний осуществляется на основе развития общеучебных умений, таких как работа с дополнительной литературой, умение сравнивать и обобщать, умение выделять главное, анализировать. Для более глубокого усвоения нового материала, повышения интереса студентов к изучению информатики, на занятии создаются проблемные ситуации, используется компьютер с мультимедиапроектором.

На занятии осуществляется связь с дисциплинами: бухгалтерский учет, Организация обслуживания, кулинарная и кондитерская продукция общественного питания.

Знания, умения сформированные в ходе занятия будут использованы студентами в профессиональной деятельности и при изучении других дисциплин (составление технологических карт, меню, а также при написании курсовых и дипломных работ).

План занятия

Тема программы: Текстовые процессоры

Тема занятия: Работа с таблицами и рисунками. Форматирование таблиц и рисунков в MS Word

Вид занятия: комбинированный урок

Методическая цель: организовать деятельность студентов по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий по теме «Работа с таблицами и рисунками. Форматирование таблиц и рисунков в MS Word «

· способствовать формированию понятий: таблица, ячейка, строка, столбец таблицы, рисунок;

· формировать навыки создания, редактирования и форматирования таблиц и рисунков;

· развивать умение использовать MS Word для решения профессиональных задач.

Развивающие:

· развивать логическое и рациональное мышление;

· развивать культуру речи с использованием специальной терминологии;

· развивать внимание, познавательную активность, творческие способности;

· развивать навыки оптимального использования информационных технологий;

· развивать умение работы в малых группах и чувство уверенности в свои силы при овладении возможностями ПК.

Воспитательные:

· воспитывать адекватную самооценку результатов деятельности, бережное отношение к оборудованию компьютерного класса.

Методы обучения:

— метод локализации затруднения;

— метод анализа, синтеза, классификации, соотнесения и обобщения;

Читайте также:  Padding margin border таблица

— работа с теоретическим материалом;

— работа с текстом;

— метод построения алгоритма действий;

Учебно-методическое оснащение:

— текст для повторения (Приложение 1);

— текст для актуализации темы занятия (Приложение 2);

— опорный конспект (Приложение3);

— методические указания к выполнению практической работы №7 (Приложение 4);

— , Шкуратова обслуживания общественного питания: Учебник. – М.: Издательский дом «Деловая литература», 2002;

— Журнал «Школа Гастронома» – 2010 год (10 шт.);

— Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий: Для предприятий обществ. питания/Авь.-сост.: , .- К., Арий», М.:ИКТЦ «ЛАДА», 2010.

Материально-техническое оснащение:

— мультимедийный проектор, компьютер, экран, MS Word;

Междисциплинарные связи:

— Кулинарная и кондитерская продукция общественного питания

Внутридисциплинарные связи:

— Организация работы с ПЭВМ

— Программное обеспечение вычислительной техники

— Ввод и редактирование текста. Управление файлами

Студент должен знать

Студент должен уметь

— понятия «таблица», «ячейка», «строка», «столбец», «рисунок»;

— алгоритм вставки и форматирования таблицы;

— алгоритм вставки и форматирования рисунка

— работать с проблемным материалом;

— производить анализ, синтез и обобщение;

— применять теоретический материал на практике: определять целесообразность использования таблиц, рисунков;

— пользоваться алгоритмом вставки и форматирования таблицы и рисунка;

— использовать полученные навыки на практике.

Ход занятия

1. Организация начала занятия (2 минуты)

Проверка готовности группы к работе

Проверяют готовность рабочих мест к занятию (тетради, бэйджи, ручки)

2. Проверка домашнего задания (7 минуты)

Предлагает актуализировать знания об элементах форматирования текста при помощи текстового процессора Microsoft Word.

На экран выводится текст по теме прошлого занятия (Приложение 1).

Задает вопрос: Какие элементы форматирования были использованы в данном тексте?

Отвечают на вопрос:

Заголовок: Times New Roman, 14 кегль, полужирный, выравнивание по центру, отступ после абзаца 6 пт

Первый абзац:

Шрифт Times New Roman,14 кегль, интервал 1, выравнивание по ширине, уровень текста – основной, выступ первой строки 1,25 см

Второй абзац: шрифт — Arial, 16 кегль, черный текст, выравнивание по левому краю, уровень — основной текст, отступ первой строки — 1,25 см, междустрочный интервал – 1,5 строки

Третий и четвертый абзацы: шрифт – Times New Roman, 14 кегль, применение курсива, выравнивание – по ширине, уровень – основной текст, отступы — 0 см, первая строка – отступ 1,25см, междустрочный интервал: одинарный, элементы нумерованного списка.

3. Актуализация и мотивация (10 минут)

Предлагает критически оценить текст (на экране представлена информация о калорийности фруктов и ягод в текстовом виде) (Приложение 2).

— Удобен ли он для восприятия?

— Как сделать этот документ более читаемым?

— Для чего используются таблицы в текстовых документах?

— Чему мы должны научиться на сегодняшнем занятии?

Демонстрирует таблицу калорийности фруктов и ягод.

Комментарий: Умение работать с таблицами Вам пригодится как при выполнении курсовых работ, так и для ежедневной работы по таким дисциплинам как:

· Бухгалтерский учет

· Организация обслуживания

· Кулинарная и кондитерская продукция общественного питания

Демонстрирует Унифицированные формы по учету операций в общественном питании.

Отвечают на вопросы:

— Нет. Числовые данные не читаемы.

— Оформить в виде таблицы.

— Для структурирования данных

— Вставлять таблицы в документ MS Word.

Записывают тему занятия

4. Изучение нового материала и новых способов действий (20 минут)

Предлагает изучить основные способы работы с таблицами и рисунками (Приложение 3).

Показывает на экране создание таблиц тремя способами.

Демонстрирует добавление, изменение размеров, положения рисунка, добавление рисунка в качестве подложки.

Работают с опорным конспектом.

Просматривают на экране.

Записывают в тетрадь.

5. Практическая работа (40 минут)

Дает задания для практической работы.

Дает творческое задание:

На основании полученных знаний составьте меню по разным группам блюд и оформите его. Количество блюд в меню должно быть не более 10. Для этого у Вас в рабочей папке находится галерея рисунков, а также примеры меню известных ресторанов, сборник рецептур и правила оформления меню.

Помимо этого в помощь Вам у каждого на столах находится журнал «Школа Гастронома» с указанием блюд и входящих в его состав ингредиентов, а также книга «Организация обслуживания на предприятиях общественного питания», где Вы можете ознакомиться с правилами составления меню. Также Вы можете перейти на сайты ресторанов «Гжель» и «BASE» с указанием правильно составленного меню.

Обязательное требование к меню: указать наименование блюда (кратко состав), выход, цена. Меню составляется в виде таблицы, границы убираются.

Выполнение практической работы в мини-группах.

Выполнение творческого задания в минигруппах.

6. Подведение итогов (3 минуты)

— Какими способами можно вставить таблицу в документ MS Word? От чего зависит выбор того или иного способа вставки?

— Какие элементы таблицы вы знаете и как можно их выделить?

— Каким способом можно вставить картинку или рисунок в текстовый документ?

— Какие элементы форматирования рисунков Вам известны?

Перечисляют способы и условия их использования.

Перечисляют элементы и способы их выделения

Назначение и принципы составления меню

Менюдокумент, предназначенный для информирования потребителей об ассортименте кулинарной и кондитерской продукции, напитков и других товаров, их количественных характеристик (выходы блюд и цены).

Таким образом, меню выполняет в первую очередь функцию документа, что предполагает соблюдение определенных обязательных требований. Такие требования регламентируются Правилами оказания услуг общественного питания [4, п. 12]. К ним относятся:

· Фирменное наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;

· Сведения о массе порции готовых блюд продукции общественного питания.

Кроме указанной функции, меню выполняет еще ряд информационных функций, являясь визитной карточкой, носителем рекламы.

Принцип составления меню:

5. последовательность расположения блюд в меню.

Калорийность фруктов и ягод

Энергетическая ценность в 100 гр.: Абрикосы 46 ккал; Айва 38 ккал; Алыча 34 ккал; Ананас 48 ккал; Бананы 91 ккал; Вишня 49 ккал; Гранат 52 ккал; Груша 42 ккал; Инжир 56 ккал; Кизил 45 ккал; Персики 44 ккал; Рябина садовая 58 ккал; Рябина черноплодная 54 ккал; Слива садовая 43 ккал; Финики 281 ккал; Хурма 62 ккал.

Таблица калорийности для фруктов и ягод

Источник

Учим ребенка работать с таблицей

Как научить ребенка работать с таблицей?

Таблицу как некую абстрактную форму представления данных ребенок способен воспринимать ближе к пяти годам и то только при условии целенаправленной работы по исследованию способов группировки данных от простейших к сложным и многоуровневым.

Как читать таблицу

В основе любой таблицы, призванной упростить, облегчить восприятие информации, лежит система с двумя осями координат.

Родителям нужно учитывать, что полученная в процессе схематизации данных модель ребенку может быть недоступна для восприятия, так как у него нет навыков абстрактного представления и развитого логического мышления.

Целиком способность ребенка «читать» таблицу зависит от уровня развития у него навыков сравнения, обобщения, группировки и классификации по сериям, а также возможности ориентироваться в пространстве, мыслить абстрактно и структурно. От того, насколько успешно пройдет знакомство ребенка с таблицами, зависит, насколько в дальнейшем он легко будет воспринимать школьный материал. Необходимо постепенно подготавливать для этого благоприятную почву: тренировать работу логических приемов анализа, знакомить малыша с простейшим элементом таблицы — рядом, имеющим одну единственную ось координат.

Читайте также:  Причины образования ссср таблица

Итак, подготавливая мышление ребенка к восприятию табличных данных, попытайтесь сосредоточиться на следующих моментах.

Последовательно знакомьте малыша с существующими формами представления информации: от буквальных к символическим.

Отрабатывайте логические приемы обработки информации.

Ищите и предлагайте ребенку рассмотреть и проанализировать естественные формы существования сгруппированных данных, окружающих ребенка в повседневной жизни, моделируйте подобные учебные примеры.

Перед началом работы с таблицей и рядом выясните, насколько ваш ученик успешен в пространственном ориентировании: он должен быть в состоянии описать местоположение каждого объекта не только относительно собственной персоны, но и относительно других ориентиров.

Группируя данные в ряд, покажите малышу как его правильно читать: сверху/слева, вниз/направо.

Вместе с ребенком тщательно исследуйте структуру ряда (входящие в него элементы), поищите закономерности строения, попытайтесь выделить обобщающий, объединяющий предметы признак (форма, цвет, функциональная принадлежность).

Постепенно увеличивайте количество горизонтальных и вертикальных рядов, предлагаемых ребенку к рассмотрению одновременно, во взаимосвязи (первые таблицы могут быть рассмотрены ребенком лишь только как состоящие из строк или только из столбцов).

«Строевая» подготовка: какие бывают ряды

Ребенок должен понимать, что ряды бывают как горизонтальные, так и вертикальные, их могут составлять любые объекты (как реальные, так и абстрактные), каждый ряд имеет начало (крайнее левое/верхнее положение) и конец (крайнее правое/нижнее положение). К тому же каждый ряд обладает своей структурой, особенностями и закономерностями строения.

В процессе знакомства с «естественными рядами», окружающими ребенка в повседневной жизни, малыш учится читать ряд слева направо (сверху вниз), определять положение каждого предмета в ряду, относительно других объектов (как входящих, так и не входящих в ряд), считает элементы ряда, определяет и их количественный состав, и который по счету каждый объект, и учится продолжать ряд по аналогии.

Эти умения обязательно должны быть отработаны ребенком каждое в отдельности на простых моделях (естественных и учебных) до начала знакомства с таблицей как сложной многоуровневой формой представления данных.

Для начала попробуйте поработать с рядами предметов, которые окружают ребенка в повседневной жизни.

Исследуйте длину кустарников и деревьев, растущих вдоль дороги, проанализируйте, увеличивается или уменьшается их толщина и длина в ряду. Покажите ребенку, как рассортировать книги в стопке таким образом, чтобы цвета обложек не перемешивались (толщина переплета уменьшалась, формат увеличивался). Обратите внимание на то, как расставлены игрушки на полках, существуют ли закономерности в их положении (например, мягкие игрушки стоят отдельно; куклы расставлены по росту (по увеличению размера)).

Задействуйте в процессе работы с «естественными» рядами как можно больше критериев оценки (форма, размер, цвет, состав, принадлежность к группе), а понимание работы с каждый критерием проверяйте, давая ребенку простые поручения.

Например, поручите выбрать из ряда лишний (второй, самый большой) предмет.

Ряды предметов — это прототипы строк и столбцов абстрактных таблиц. Работая с «естественными» рядами, пойдите на хитрость и расставьте предметы, входящие в ряд, таким образом, чтобы ребенок смог на практике отработать по отдельности принцип работы с каждым критерием оценки признаков.

Например, расставьте на полке машинки, по очереди чередуя их с медвежатами, и попросите ребенка продолжить ряд, предоставив ему выбор между автомобилем и зверем.

От практической, наглядной работы с группами предметов, окружающих ребенка в повседневной жизни, со временем можно переходить к работе с абстрактными рядами.

Рисуйте краткие задачки, то есть изображайте ряды сначала из пары, потом из трех-четырех символов, пытаясь закрепить работу логических приемов внутри ряда, выясняя местоположение каждого ее элементов и их счета.

Сложение рядов

Со временем удлиняйте модели, просите малыша продолжить ряд, найти закономерность в последовательно представленных объектах путем обобщения (овощи, все предметы красного цвета) или нахождения принципа повтора (после мяча всегда идет цветок; после красного предмета всегда идет желтый).

Когда малыш научится сравнивать признаки предметов одного ряда, попробуйте предложить ему поработать с парой однородных рядов (горизонтальных или вертикальных). Пусть малыш попробует сравнить их состав и структуру, выявить закономерности (сходство и различия) в их строении.

Постепенно заменяйте мишек и кукол в естественных рядах на ряды абстрактных геометрических фигур разнообразных цветов и размеров. Учите ребенка дифференцировать абстрактные объекты по основным признакам (форма, размер, цвет).

Когда малыш освоит работу с парой однонаправленных рядов, попробуйте поэкспериментировать и предложите ему поработать с двумя разнонаправленными рядами одновременно.

К горизонтально расположенным объектам в ряду присовокупите вертикальный столбец таким образом, чтобы образовалась одна общая ячейка — точка пересечения горизонтальной строки и вертикального столбца. Заполните ячейку данными (объектом) и исследуйте местоположение ячейки сначала на уровне «строка», потом — «столбец», а затем в системе «строка-столбец».

Параллельно учебным тренировкам обязательно между делом находите примеры существования строк и столбцов в повседневной жизни, учите ребенка фантазировать и мыслить абстрактно. Например, рассматривая страницы книги, обратите внимание крохи на существование горизонтальных рядов — строк, которые в свою очередь состоят из более коротких рядов — слов.

Отыщите подобия строк и столбцов на ладошках ребенка. Обратите внимание малыша на то, в каком положении пальцы ладони напоминают строки, а в каком — столбцы. При этом вы можете нанести (нарисовать, приклеить) на фаланги пальцев рисунки, которые помогут ребенку опробовать логические приемы в действии прямо на своих руках.

Посчитайте сколько этажей (строк) в таблице под названием многоквартирный дом, а сколько в нем подъездов (столбцов). Между делом уточните «этажность» шкафа по числу расположенных в нем полок (а также поэкспериментируйте с их заполнением, используя в качестве критерия различные признаки).

А на прогулке начертите для ребенка таблицу под названием «Классики». Прыгая по ней от цифре к цифре, малыш хорошо прочувствует назначение ячейки, как единицы, входящей в систему и хранящей совокупность однородной информации.

На досуге предлагайте ребенку настольные игры типа «Морской бой» и «Лабиринт», в рамках которых ребенок будет знакомиться с работой внутри таблицы: отыскивать координаты ячеек на пересечении указанных строк и столбцов, двигаться по ячейкам, обходя препятствия. При этом строки и столбцы в таблицах можно обозначать как цифрами и буквами, так и другими символами (геометрическими фигурами, звездочками, снежинками).

Вы также можете мотивировать ребенка изображать на листе бумаги модели домов (многоярусных пароходов, шкафов), которые ребенок будет заполнять по вашим инструкциям.

Например, попросите нарисовать девочку, которая смотрит из окна последнего этажа в первом подъезде или раскрасить красным вазочку, которая стоит на второй полке нарисованного шкафа самой первой.

Многоуровневые строения можно конструировать из книг и других материалов. Например, вы можете давать ребенку задание выстроить из толстых томов дом, в котором каждый этаж будет иметь определенный цвет: первый — красный, второй — синий. В качестве подсказки предоставьте ребенку рисунок-образец.

Таким образом, в ходе постепенно усложняющейся практической работы со структурированными данными малыш приобретает возможность ориентироваться в сложной многоуровневой табличной системе, в которой каждый объект, заключенный в ячейку, имеет не только свои координаты, но и связан рядом признаков с другими ячейками информации.

Источник

Adblock
detector