Меню

Огнегасительные вещества таблица заполненная

Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа № 4

Тема: Изучение первичных средств тушения пожаров.

Цель работы: ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей, с нормами их запаса для образовательных учреждений.

Оборудование: огнетушители ОХП-10, ОВП-10, ОУ-2, ОП-5 (или их макеты), пожарный щит с инвентарем (или его макет), гидропульт, пожарный ствол.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с п. 3.1 и приведенными ниже краткими теоретическими сведениями.

2. Изучить устройство и принцип действия огнетушителей.

3. Заполнить табл. Л.2, Л.3 с помощью Приложения 10.

Область применения огнегасительных веществ

Примечание. Область применения огнегасительных веществ:

а) дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;

б) горючие жидкости (мазут, краски, масла);

в) легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);

д) электроустановки под напряжением;

е) ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.);

ж) одежда на человеке.

Ручные огнетушители

4. Выполнить технический рисунок основных частей огнетушителей ОХП-10, ОУ-2, ОП-5.

5. Рассчитать необходимое количество первичных средств тушения пожаров для образовательного учреждения, заполнив табл. Л.4 с помощью Приложения 9.

Таблица Л.4 Нормы первичных средств пожаротушения для______________

6. Ответить на контрольные вопросы.

Краткие теоретические сведения

В качестве первичных средств пожаротушения применяют воду, песок, асбестовое полотно (или куски кошмы, грубого сукна), различные огнетушители.

Вода обладает хорошими огнегасящими свойствами вследствие высокой теплоемкости и большой теплоты парообразования. Резервуар для воды должен быть объемом не менее 0,2 м 3 и укомплектован ведрами. Воду нельзя применять для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензин, керосин, минеральные масла) и для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением.

Песок используют для тушения небольших очагов воспламенения электропроводки и горючих жидкостей (мазута, красок, масла и т. п.). Хранят его в ящиках (вместимостью 0,5, 1 или 3 м 3 ) вместе с совковой лопатой во всех цехах и производственных помещениях.

Асбестовое полотно должно быть размером не менее 1×1 м. В местах хранения лековоспламеняющихся и горючих жидкостей оно может быть увеличено до 2×1,5 м или 2×2 м. Асбестовое полотно набрасывают на горящую поверхность и тем самым изолируют ее от окружающей среды. Используют его также для защиты от огня ценного оборудования, закрытия печей и отверстий в трубах с горючими материалами. Хранят в водонепроницаемом футляре (чехле), один раз в три месяца просушивают и очищают от пыли.

Огнетушители являются наиболее надежным средством при тушении загораний до прибытия пожарных подразделений.

В настоящее время промышленностью изготавливаются несколько типов огнетушителей, предназначенных для тушения загораний в различных условиях. В качестве огнегасящего вещества в огнетушителях используется химическая и воздушно-механическая пена, углекислота, специальные порошки.

Ручные химический и воздушно-пенный огнетушители представлены на рис. 24.

В огнетушителе ОХП-10 пена образуется в результате химической реакции, происходящей при смешивании щелочной и кислотной частей заряда. Пена под давлением, которое создается в корпусе огнетушителя, выбрасывается струей через насадку. В огнетушителе ОХП-10 кислотная часть заряда заключена в полиэтиленовый стакан, закрытый резиновым колпаком, а щелочная часть заряда находится в корпусе. Огнетушитель предназначен для быстрого тушения небольших загораний твердых и жидких веществ, за исключением щелочей – калия, натрия, магния, а также спирта. Нельзя использовать его на оборудовании, находящемся под напряжением. Огнетушитель рекомендуется использовать на стационарных объектах, на транспорте, на сельскохозяйственных машинах и агрегатах. Осматривают огнетушители один раз в месяц; заряд проверяют один раз в год.

Рис. 24. Ручные огнетушители: а – химический пенный огнетушитель ОХП-10; б – воздушно-пенный огнетушитель ОВП-10

Чтобы привести огнетушитель ОХП-10 в действие, нужно повернуть рукоятку на 180° в вертикальной плоскости (при этом откроется клапан кислотного стакана) и перевернуть огнетушитель вверх днищем. Кислотная часть заряда выливается в корпус и смешивается со щелочной частью заряда; образующуюся струю пены направляют на очаг пожара.

Принцип действия воздушно-пенного огнетушителя основан на вытеснении раствора пенообразователя избыточным давлением рабочего газа (воздух, азот, углекислый газ). При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом. Пенообразователь выдавливается газом через каналы и сифонную трубку. В насадке пенообразователь перемешивается с засасываемым воздухом, и образуется пена. Она попадает на горящее вещество, охлаждает его и изолирует от кислорода. Для приведения в действие воздушно-пенного огнетушителя необходимо снять пломбу, выдернуть чеку, направить насадку на очаг пожара и нажать на рычаг.

Ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2 (ОУ-5, ОУ-8) предназначен для тушения загораний в небольшом количестве всех видов горючих и тлеющих материалов (кроме кинопленки на нитрооснове), а также электроустановок, находящихся под напряжением. В качестве огнетушащего средства в ОУ-2 применяется углекислый газ. Его огнетушащие свойства основаны на снижении концентрации кислорода в воздухе до такой величины, при которой горение прекращается, а также понижении температуры зоны горения. Углекислый газ имеет ряд достоинств: он не портит соприкасающиеся с ним предметы, неэлектропроводен, не изменяет в процессе хранения своих качеств.

К недостаткам углекислого газа следует отнести его токсичность при больших концентрациях в воздухе, поэтому углекислотный огнетушитель нельзя применять в малых помещениях. Зарядом в углекислотных огнетушителях служит жидкая углекислота, которая в момент приведения огнетушителя в действие быстро испаряется, образуя твердую углекислоту («снег») и углекислый газ.

Огнетушитель углекислотный представляет собой стальной баллон, в горловину которого встроена рукоятка с раструбом (рис. 25).

У огнетушителя ОУ-2 раструб присоединен к корпусу шарнирно. Кроме того, огнетушитель имеет предохранительное устройство мембранного типа, которое автоматически разряжает баллон огнетушителя при повышении в нем давления сверх допустимого.

Рис. 25. Углекислотный огнетушитель ОУ-2

Чтобы привести огнетушитель в действие, необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, перевести раструб в горизонтальное положение и нажать на рычаг, а затем направить струю заряда на огонь. При работе углекислотного огнетушителя нельзя касаться раструба, так как температура его за счет испарения жидкого углекислого газа понижается до —70 °C. В случае попадания пены в глаза их следует промыть чистой водой или 2 %-ным раствором борной кислоты.

Ручной порошковый огнетушитель ОП-5 (рис. 26) предназначен для тушения небольших загораний на мотоциклах, легковых и грузовых автомобилях, тракторах и других машинах. Огнетушитель эффективно работает при температуре от —50 до +50 °C.

Принцип действия огнетушителя ОП-5 заключается в следующем. При срабатывании запорно-пускового устройства прокалывается заглушка баллона с рабочим газом (азот, углекислый газ). Газ по трубке подвода поступает в нижнюю часть корпуса огнетушителя и создает избыточное давление. Порошок вытесняется по сифонной трубке в шланг к стволу. Нажимая на курок ствола, можно подавать порошок порциями. Порошок, попадая на горящее вещество, изолирует его от кислорода воздуха.

Чтобы привести в действие огнетушитель ОП-5 необходимо сорвать пломбу, выдернуть чеку, поднять рычаг до отказа, направить ствол-насадку на очаг пожара и нажать на курок; через 5 секунд приступить к тушению пожара.

Рис. 26. Порошковый огнетушитель со встроенным газовым источником

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

БОЕВАЯ РАБОТА

БОЕВАЯ РАБОТА Январь 1915 г. ушел на активную подготовку кораблей и тренировку личного состава. Сикорский снова много летал — испытывал собранные машины, вывозил пилотов, участвовал в решении многочисленных проблем, связанных с установкой специального оборудования,

Работа устройства

Работа устройства Схема УРР первоначально «обучается», как описано выше. После соеди нения с интерфейсом, любая команда вызовет свечение светодиода или какую-то реакцию устройства в зависимости от того, что присоединено к вы ходам двоично-десятичного дешифратора

Работа устройства

Работа устройства Перед тем как мы приступим к конструированию робота, посмотрим на готового робота, изображенного на рис. 11.5, и проанализируем, как робот осуществляет передвижение. Треножная походка, которая использована в данной конструкции, является не единственно

Читайте также:  Отделы пищеварительной трубки таблица

Работа схемы

Работа схемы Схема содержит операционный усилитель структуры КМОП, используемый в качестве компаратора напряжений. Компаратор сравнивает значения двух входных напряжений. Одно из напряжений называется опорным и обозначается Vоп. Это значение сравнивается с входным

49. Работа проталкивания

49. Работа проталкивания Работа проталкивания. Для ее определения в уравнение: подставим равенство i = u +pv, получим в результате: где d(pv) – работа проталкивания, рассчитанная для элементарного объема,d(pv) = pdv + vdp – уравнение для элементарной работы.Соотношение (2), включающее

Лабораторная работа № 1

Лабораторная работа № 1 Тема: Исследование метеорологических условий на рабочем месте в учебных помещениях.Цель работы: измерить температуру, влажность, атмосферное давление, скорость движения воздуха; оценить параметры микроклимата в соответствии с санитарными

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 3 Тема: Исследование освещенности в учебных помещениях.Цель работы: изучить приборы и методы определения освещенности в учебном помещении при естественном и искусственном освещении; оценить освещенность в учебном помещении в соответствии с

Лабораторная работа № 4

Лабораторная работа № 4 Тема: Изучение первичных средств тушения пожаров.Цель работы: ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей, с нормами их запаса для образовательных учреждений.Оборудование: огнетушители ОХП-10, ОВП-10, ОУ-2, ОП-5 (или их макеты),

Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа № 5 Тема: Действия педагога и учащихся на пожаре в образовательных учреждениях. Составление плана эвакуации и инструкции к плану эвакуации людей в случае возникновения пожара в образовательном учреждении.Цель работы: изучить порядок и

Лабораторная работа № 6

Лабораторная работа № 6 Тема: Расследование и учет несчастных случаев с учащимися образовательных учреждениях.Цель работы: ознакомиться с порядком расследования и учетом несчастных случаев с учащимися; научиться составлять акт о несчастном случае с учащимся по форме

Такая у нас работа

Такая у нас работа (Вместо предисловия)Земля Байконура… Это не пустыня в песчаных барханах, хотя еще и не степь. Лишь весной, считанные дни, зеленеет здесь трава.Шоссе из города на стартовую площадку петляет между пологими холмами, то ныряет в низину, то поднимается на

Работа над ошибками

Работа над ошибками Ну, что ж, вот и последний предподписной номер журнала. Оглядываясь на пройденный, пока еще все-таки небольшой, путь и наблюдая за реакцией читателей на каждый новый выпуск, могу с полным основанием сказать, что журнал удался! И это несмотря на серьезную

Мужская работа

Мужская работа Владимир РАТКИН Москва«Гул моторов нарушал тишину нашего командного пункта. Вдруг я услышал, как кто-то бранится, призывая на помощь всех святых. …Вероятно, опять какая-то авария, подумал я. В этот час это было неприятно. Регулярно в десять часов вечера

2.2. Работа на станках

2.2. Работа на станках Вопрос 123. В каком случае работник обязан выключить станок? Ответ. Обязан выключить в случае: прекращения подачи тока; смены рабочего инструмента;установки или снятия со станка обрабатываемой детали; измерения обрабатываемой детали;ремонта, чистки и

2.4.3. Работа на автокранах

2.4.3. Работа на автокранах Вопрос 197. Кто допускается к управлению автокраном?Ответ. Допускаются только водители АТС, прошедшие обучение и имеющие при себе действующее удостоверение на право выполнения этой работы (п. 2.4.3.1).Вопрос 198. Что входит в обязанности водителя

Источник



Огнетушащие вещества

Огнетушащие вещества – это вещества, при использовании которых прекращается процесс горения. Самый известный из них – вода. Но сегодня в системах пожаротушения применяются огнетушащие вещества разного агрегатного состояния, которые более эффективны, чем вода, воздействуют на очаг возгорания. Их разрабатывали опытным путем с учетом физических свойств огня. Сегодня эти вещества используются во всех средствах тушения пожаров: огнетушителях, стационарных и мобильных установках.

Выбор последних определяется в зависимости от пожарной нагрузки объекта. В соответствии с этим выбираются и огнетушащие вещества. Их складирование и доставку до места возгорания обеспечивает система тушения пожара. Грамотный выбор огнетушащего вещества, а в некоторых системах комбинацию из них, определяет классификация огнетушащих средств.

Содержание

  1. Классификация огнетушащих веществ
  2. Классификация физическим свойствам
  3. Требования к огнетушащим веществам
  4. Советы по использованию огнетушащих веществ
  5. Выбор огнетушащих веществ
  6. Заключение по теме

Классификация огнетушащих веществ

Требования к огнетушащим веществам просты: эффективно воздействовать на очаг возгорания, локализовать его и окончательно ликвидировать за короткое время. Но процесс горения можно остановить разными способами, поэтому и вещества, его тушащие, работают по разным принципам.

  1. Процесс охлаждения. В эту группу входят вещества, которые могут понизить температуру огня по максимуму. К ним относятся вода, солевые водные растворы, смеси, куда внесены специальные добавки поверхностно-активного действия. В эту же группу можно внести углекислоту в виде снега.
  2. Процесс изоляции, в котором вещества обволакивают очаг возгорания и не дают проникнуть в него кислород. К таким огнетушащим материалам относятся пенные растворы, порошки, сыпучие материалы: песок, земля, шлаки, гравий и прочее. В эту же категорию можно добавить укрывные средства пожаротушения: кошмы, покрывала, одеяла и прочее.
  3. Процесс разбавления. Это вещества, с помощью которых разбавляется воздух, снабжающий огонь кислородом. То есть, чем больше газов и других дисперсных материалов внутри воздуха, тем меньше в нем процентное содержание кислорода. К таким веществам относятся водяной пар, тонкораспыленная вода в виде тумана, инертные газы (азот, аргон).
  4. Процесс химического торможения горения. Это когда в зону возгорания вносятся препараты, которые снижают интенсивность горения других материалов. В эту группу входят аэрозоли, порошки, бромэтиловые растворы, которые распыляются над очагом возгорания, а также углеводороды с галоидами.

В видео лектор рассказывает о хладонах (углеводородах с галоидами):

Классификация физическим свойствам

Здесь за основу берется агрегатное состояние основных огнетушащих веществ:

  • жидкие растворы;
  • пена;
  • газы;
  • порошки.

Кроме этого огнетушащие вещества делят по способности пропускать электрический ток. Понятно, что здесь два класса:

  1. Проводящие – к ним относятся вода и все водные растворы, а также водяной туман и пар.
  2. Не проводящие – к ним относятся пена, порошки и газы.

Это важное разделение, потому что от этого зависит ситуация, связанная с электроустановками. То есть, какими из них тушить пожар на электроустановках можно, а какими нельзя. Поэтому еще на стадии проектирования сразу решается именно эта задача. Это касается также и выбора огнетушителей.

Третий тип разделения – по токсичности. Не все используемые в системах пожаротушения вещества безопасны для человека. Здесь три группы:

  1. Малотоксичные. К ним относится углекислота.
  2. Токсичные. Это разного вида газы: фреоны, углеводороды с галоидами.
  3. Опасные: порошки, аэрозоли.

Самым безвредным считается вода. Но сегодня ее редко используют в чистом виде, потому что она по сравнению с другими материалами является малоэффективной. Плюс, для тушения пожара потребуется большое количество воды, что иногда организовать сложно.

Поэтому в арсенале пожарных расчетов присутствуют противогазы. Их главная задача – защитить органы дыхания от токсичных веществ, которые образуются в процессе горения и тушения огня.

Требования к огнетушащим веществам

Требований всего четыре. Вот они в порядке приоритетов:

  1. Высокая эффективность в независимости от того, в какой установке или системе пожаротушения они применяются.
  2. Низкая цена. Особенно это важно, если система пожаротушения охватывает большие площади объекта.
  3. Нахождение в свободном доступе. Это важно для восполнения запасов. К примеру, если система тушения пожара основана на воде. Тогда оптимальный вариант – если на объекте сделаны большие запасы жидкости в резервуарах или система пожаротушения подключена к городскому водопроводу. Последний вариант лучше первого, потому что резервуары или водоемы не всегда могут обеспечить требуемый объем воды. Поэтому их емкости рассчитывают с учетом пожарной нагрузки объекта.
  4. Безопасность для человека. В основном это относится к стационарным установкам, которые включаются в автоматическом режиме и откликаются на пожарные датчики. То есть система включается уже в то время, когда внутри здания еще находятся люди. И если испарения несут в себе токсичные вещества, то они впоследствии негативно скажутся на здоровье человека.
Читайте также:  Мероприятия александра ii и александра iii таблица

Из списка хорошо видно, что безопасность человека стоит не на первом месте. Поэтому проектировщики, составляя проекты систем пожаротушения, стараются учитывать последний фактор. К примеру, снабжают объекты пожарной сигнализацией, которая срабатывает раньше системы включения насосов. Или проектируют правильные пути эвакуации через помещения, где задымленность будет в разы меньше. Составляют пути отхода более короткими и безопасными.

Советы по использованию огнетушащих веществ

Рассмотрев виды огнетушащих веществ, переходим к рассмотрению рекомендацией, какие из них, где можно использовать.

Начнем с воды, как с самого доступного, легко транспортируемого и недорогого средства. Во-первых, с помощью воды и ее растворов легко гасятся пожары на больших площадях. При этом большое количество материалов (от натуральных до искусственных) эффективно тушатся водой. Плюс к всему, вода – материал безвредный для людей.

Но есть материалы и оборудование, которыми тушить водой строго запрещается:

  • электроустановки;
  • нефтепродукты и исходные материалы из них.

Для этой категории лучше использовать пену, которая генерируется опять-таки из водного раствора. Но у пенных материалов есть одно важное свойство – они плотно закрывают собой горящее материалы и предметы, перекрывая к ним свободный доступ кислорода.

Если в процессе пожара горят материалы и предметы, которые нельзя потушить водой, пеной и водными растворами солей и кислот, то применяют порошковые огнетушащие вещества, аэрозольные и газовые. Все они в несколько раз превосходят эффективность тушения очагов возгорания, но они дорого, негативно сказываются на здоровье человека и сложны в транспортировке и хранении.

Есть материалы, на которые лить воду запрещено:

  • битум;
  • негашеную известь;
  • соли фосфорной кислоты, металлический калий, магний и натрий, которые при соприкосновении воды образуют взрыв с большим выделением водорода;
  • серный ангидрид, нитроглицерин – причина та же: взрыв.

Это укороченный список. С полным перечнем можно ознакомиться на фото ниже:

Источник

Область применения огнегасительных веществ

Лабораторная работа № 1

Тема: Изучение первичных средств тушения пожаров.

Цель работы: ознакомиться с конструкциями и применением ручных огнетушителей, с нормами их запаса для образовательных учреждений.

Оборудование: огнетушители ОХП-10, ОВП-10, ОУ-2, ОП-5 (или их макеты), пожарный щит с инвентарем (или его макет), гидропульт, пожарный ствол.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с приведенными ниже краткими теоретическими сведениями.

2. Изучить устройство и принцип действия огнетушителей.

3. Заполнить табл. 1, 2 с помощью Приложения 1.

Область применения огнегасительных веществ

Огнегасительные вещества Огнетгасительные свойства Область применения
Вода Вода обладает хорошими огнегасящими свойствами вследствие высокой теплоемкости и большой теплоты парообразования. Резервуар для воды должен быть объемом не менее 0,2 м 3 и укомплектован ведрами. Воду нельзя применять для тушения легковоспламеняющихся жидкостей, имеющих меньшую, чем у воды, плотность (бензин, керосин, минеральные масла) и для тушения пожара в электроустановках, находящихся под напряжением. Кроме б и д
Песок Песок используют для тушения небольших очагов воспламенения электропроводки и горючих жидкостей (мазута, красок, масла и т. п.). Хранят его в ящиках (вместимостью 0,5, 1 или 3 м 3 ) вместе с совковой лопатой во всех цехах и производственных помещениях. Б и д
Покрывало из войлока, брезенка. Полотно должно быть размером не менее 1×1 м. В местах хранения лековоспламеняющихся и горючих жидкостей оно может быть увеличено до 2×1,5 м или 2×2 м. Асбестовое полотно набрасывают на горящую поверхность и тем самым изолируют ее от окружающей среды. Используют его также для защиты от огня ценного оборудования, закрытия печей и отверстий в трубах с горючими материалами. Хранят в водонепроницаемом футляре (чехле), один раз в три месяца просушивают и очищают от пыли. ж
Химическая пена Газожидкостная смесь, используемая для тушения пожаров легкогорючих и горючих жидкостей, а также твёрдых веществ и материалов органического происхождения. Эффект тушения воздушно-механической пены огнегасительной средней и высокой кратности усиливается благодаря интенсивному парообразованию при испарении воды, содержащейся в пузырьках, что снижает содержание кислорода в окружающем очаг пожара воздухе ниже порога, необходимого для поддержания горения. Пены огнегасительные средней и высокой кратности применяются для тушения горящих нефтей и нефтепродуктов, сжиженных газов, а также в определённых условиях и для тушения горящих твёрдых материалов.
Порошки Твердые огнегасительные вещества в виде порошков применяют для ликвидации небольших очагов загораний, а также горения ма­териалов, не поддающихся тушению другими средствами, Порош­ки представляют собой мелкоизмельченные минеральные соли с различными добавками, препятствующими их слеживанию и комкованию (например, с тальком) и способствующими плавлению (с хлористым натрием или кальцием). Такие составы облада­ют хорошей огнетушащей способностью, в несколько раз превы­шающей способность галоидоуглеводородов, и универсальностью, благодаря которой прекращается горение большинства горючих веществ. На горящей поверхности огнегасительные порошки со­здают препятствующий горению слой, а выделяющиеся при раз­ложении негорючие газы усиливают эффективность туше­ния. Наиболее распространены порошки на основе бикарбоната натрия (ПСБ-3), диаммоний фосфата (ПФ), аммофоса (П-1А), насыщенного хладоном 114В2 силикагеля (СЙ-2) и другие. В зону горения порошки могут подаваться с помощью сжатого диоксида углерода, азота или механическим способом. Д, а, е,г

Примечание. Область применения огнегасительных веществ:

а) дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.;

б) горючие жидкости (мазут, краски, масла);

в) легко воспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин);

д) электроустановки под напряжением;

е) ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.);

Источник

Порядок проведения работы

3.1. Изучить основные требования пожарной профилактики в школе и инструкцию к действиям преподавателя при возник­новении пожара (см. разд. II).

3.2. Изучить свойства огнегасительных веществ и области их применения, заполнить табл. 3.

Область применения огнегасительных веществ

№ п/п Огне гаси-тельные вещест ва Химичес­кая форму­ла или со­став Огнегасительные св-ва Запрещенные области применения*
охлаж­даю­щее Изо ли­рую­щее разбав­ляю­щие Инги би-рую-щее
3 Вода Песок Покрыва­ло из вой­лока, бре­зента, асбеста и т. д. Химичес­кая пена (огнетуши­тель 10ХП-10) Углекис­лота (огне­туши тель
б ОУ-2) Галоидировавн ные углеводо­роды горючие газы (азот, углекис­лый газ и др.) Порошки (огнетуши­тель ОП-1) * Примечание. Буквенное обозначение областей применения огнегасительных веществ: а — дерево, изделия из дерева, ткани и т. п.; б — горючие жидкости (мазут, краски, масла); в — электроустановки, которые находятся под напряжением или могут оказаться под напряжени­ем; г — ценные вещи (картины, документы, книги и т. п.); д — горящие металлы (К, Na); е — одежда на человеке; ж — кинопленка; з — легковоспламеняющиеся жидкости (бензин, керосин и т. п.).

3.3. Изучить устройство и принцип действия нескольких видов огнетушителей (по указанию преподавателя).

3.4. Разобрать и собрать огнетушитель (по указанию препо­давателя).

3.5. Имитировать приведение в действие огнетушителей, представленных преподавателем.

3.6. Для заданного преподавателем объекта (школы) опреде­лить количество огнетушителей и других средств пожаротуше­ния в соответствии с ППБ-101-89 (см. разд. II), заполнить табл. 4.

Нормы первичных средств пожаротушения для _______________ школы

№ п/п Средства пожаротушения Количество
Огнетушители: — пенные — углекиелотные — порошковые Ящики с песком (объем 0,5 м) Бочки с водой Войлок, кошма или асбест (полотно, размеры 2×2 м) Пожарный щит, оборудованный: лопатой багром топором ведрами

Отчет о проделанной работе должен содержать: название и цель работы; порядок действия преподавателя при возникнове­нии пожара; схемы и технические характеристики огнетушите­лей (по указанию преподавателя); таблицы «Область примене­ния огнегасящих веществ» и «Нормы первичных средств по­жаротушения для заданного объекта (школы)».

Читайте также:  Удельное электрическое сопротивление железа таблица

1) Назовите основные мероприятия пожарной профилакти­ки в школе.

2) Назовите по порядку действия работников школы при возникновении пожара.

3) Что называется пожаром, возгоранием, горением?

4) Каковы способы подавления горения?

5) Назовите основные огнетушащие вещества с указанием способа подавления ими огня.

6) Охарактеризуйте огнегасительные действия воды.

7) Какие горючие вещества и материалы нельзя тушить водой?

8) Охарактеризуйте огнегасительные действия пены.

9) Какие огнетушащие вещества используются для тушения пожаров на электроустановках?

10) Для тушения каких пожаров используют порошок?

11) Что относится к первичным средствам тушения пожара?

12) Какой пожарный инвентарь должен быть на пожарном щите?

13) Какие требования предъявляются к размещению огнету­шителей?

14) По каким признакам и как классифицируются огнету­шители?

15) Какие огнетушители наиболее эффективны для тушения ЛВЖ, электроустановок?

16) Какие огнетушители рекомендуется использовать для тушения пожаров в библиотеках, музеях?

17) Как привести в действие огнетушители ОХП-10, ОУ-2, ОП-1?

18) Как тушить загоревшуюся на человеке одежду?

19) Каковы особенности тушения ЛВЖ?

20) Каковы особенности тушения пожаров на электроуста­новках?

Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 8; Нарушение авторских прав

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Охрана труда на производстве и в учебном процессе

НАСТРОЙКИ.

Необходима регистрация

Необходима регистрация

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • » .
  • 57

М. С. Петрова, С. В. Петров, С. Н. Вольхин

Охрана труда на производстве и в учебном процессе

Отечественная система охраны труда как часть общей системы обеспечения безопасности жизнедеятельности (БЖ) более семидесяти лет формировалась и развивалась в рамках плановой, регулируемой государством экономики. Она безусловно выполнила свою позитивную роль, позволив реализовать многоаспектный комплекс гарантий, мер защиты и социальной поддержки трудящихся. Особенностями такой системы являлось ее жестко регламентированное государственное финансирование и реальная ответственность руководителей за нарушение законов, норм и правил охраны труда.

Формирующаяся с начала 1990-х годов система новых экономических отношений отличается бол ьшей либеральностью и самостоятельностью работодателей в выборе приоритетов инвестирования средств, что привело к снижению уровня охраны труда и безопасности на производстве. В середине 1990-х годов в России зафиксирован самый высокий среди индустриально развитых стран уровень производственного травматизма с летальным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промышленности условия труда квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях снизилось почти в два раза; затраты на мероприятия по охране труда сократились в пять раз. В результате значительно увеличилось количество всевозможных аварий, катастроф, несчастных случаев, что привело к увеличению общего числа пострадавших от производственных травм и неблагоприятных факторов в 2–3 раза.

Эти негативные тенденции свидетельствуют о необходимости совершенствования личной подготовки каждого работника и всей системы безопасности и охраны труда, адаптации ее к рыночной экономике, интеграции в европейское и мировое правовое пространство, сохранения механизмов защиты интересов работающих, гарантий охраны их жизни, здоровья и трудоспособности в процессе профессиональной деятельности.

Опыт развитых стран показал, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетание системы государственного регулирования с возложением расходов и экономической ответственности за ее реализацию на работодателей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой масштабную задачу, провозгласив принципом государственной политики в сфере охраны труда приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Система охраны труда является важной составной частью системы обеспечения безопасности образовательных и производственных объектов, а также общей системы национальной безопасности страны.

В связи с ростом количества чрезвычайных ситуаций (ЧС) в последние годы особую актуальность приобрели вопросы организации работ по охране труда, улучшения условий и безопасности жизнедеятельности, профилактики травматизма обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях.

Одной из важнейших задач профессионального образования является формирование трудоохранной культуры профессионала. Работник системы образования, как и любой другой области, не может считать себя профессионалом, если он не владеет основами БЖ и в том числе безопасными приемами труда. При этом психолого-педагогическая подготовка работников и освоение ими общей культуры безопасного поведения являются определяющими факторами в профилактике производственного травматизма как в сфере образования, так и на любых других объектах.

Данное учебное пособие предназначено для освоения студентами основных разделов охраны труда: «Законодательство в области охраны груда», «Основы техники безопасности», «Гигиена труда и производственная санитария» и «Пожарная безопасность». В каждом разделе рассматриваются основные элементы системы охраны труда, опасные и вредные производственные факторы, что соответствует задачам подготовки будущего учителя. Большое внимание уделяется лабораторно-практическим работам, количество которых определяется учебным планом по специальности. Методика, используемая при выполнении работ, позволяет существенно повысить эффективность освоения студентами материалов курса, необходимых для их последующей профессиональной деятельности.

Пособие подготовлено авторским коллективом Тульского и Московского педагогических государственных университетов.

ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. Предмет охраны труда. Основные понятия охраны труда

Предмет охраны труда

Предметом научной дисциплины «Охрана труда» является система сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Опыт показывает, что любой вид деятельности человека должен быть полезен для его существования, но одновременно может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), деятельность, связанная с получением знаний (учебная деятельность) и даже различные виды отдыха и развлечения. Статистика ЧС дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна. Это положение составляет основу теории и методов решения более общей проблемы – обеспечения БЖ человека.

Охрана труда как учебная дисциплина включает в себя следующие разделы:

законодательство в области охраны труда,

основы техники безопасности,

гигиена труда и производственная санитария,

Проблемы обеспечения безопасности и охраны труда затрагивают многие стороны жизнедеятельности трудовых коллективов, организации труда и управления производством, имеют разносторонний и многоплановый характер. Сложность состоит в том, что решение проблем безопасности должно обеспечиваться непрерывно на каждом этапе производственного и образовательного процесса, на каждом участке и на каждом рабочем месте. Целью курса «Охрана труда» является формирование у будущих учителей необходимых знаний, умений и навыков в области охраны труда и техники безопасности с учетом особенностей их предстоящей профессионально-педагогической деятельности.

Основные понятия охраны труда

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно- технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.

Вредный производственный фактор – производственный фактор, негативное воздействие которого может привести к заболеванию работника.

Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме или опасному заболеванию.

Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.

Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных или опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Техника безопасности – совокупность мероприятий и средств, с помощью которых исключается травматизм и заболевания работников.

Источник

Adblock
detector