Меню

Образ русской земли таблица



Образ русской земли таблица

История публикования и изучения

Сюжет и композиция

Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»

В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка

Слово – жанр ораторской прозы, а именно «учительского», дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией:

«Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова»

Историческая повесть как жанр древнерусской литературы – текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях:

«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!»

Песня – жанр фольклора, ритмизированный текст, исполняется под музыку:

«Начати же ся той песни по былинамъ сего времени. «

Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.

Вопрос об авторе «Слова» остается открытым

«Слово» переведено на многие языки мира.

Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея.

В начале XX в. стихи по мотивам «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт

Источник

Образ русской земли в «Слове о полку Игореве»

Родная природа в «Слове…»

«Слово о полку Игореве» — памятник древнерусской литературы, открывающий перед читателями мир культуры, истории Древней Руси, традиции и события того времени.

В каждой строке этого незабвенного произведения мы чувствуем любовь к Русской земле. Мы не знаем, кто был автором древней поэмы, но отчетливо видим его преданность родине, его любование русской природой.

Мир природы в «Слове…» вторит потребностям и желаниям человека. Природа олицетворяется автором, становится внутренним голосом автора, убегающего от бед и призывающего к единству.

Главный герой «Слова…»

Перед читателями раскрывается образ русской земли во всей ее красе. Главным действующим лицом поэмы выступает не отдельно взяты человек, а именно родина, со всеми ее необъятными просторами, с ее многострадальным народом.

В представлении автора русская земля – центральный образ, главный организм, живущий по своим законам. Автор вводит в произведение огромные пространства: моря, реки, большие города – вся страна перед глазами читателя.

Величайшая ценность земли русской

Родные просторы рек и озер, городов и их жителей противопоставляются в повествовании земле половецкой, ее горам и топям, болотам и грязи.

Русская земля в представлении автора – это, несомненно, не только почва, не только реки, леса, города, но и народ, который ее населяет. Автор повествует о прерванной из-за войны с половцами работе простых крестьян, о судьбе русских женщин, ждущих мужей с поля боя, оплакивающих погибших близких, об общем горе русского народа, скорбящего после разгрома войска князя Игоря.

История в «Слове о полку Игореве»

Для автора «Слова…» большое значение имеет история Русской земли. Давая описание похода Игоря, автор обращается к событиям прошлых лет. Он вспоминает события за последние полтора века, его рассказ постоянно обращается от современности к прошлому и наоборот, так автор сопоставляет происходящие события, приводя в пример славное прошлое родины.

Под пером автора «Слова…» русская земля словно оживает. В поэме предстает вся Русь – ее народ, ее просторы, ее история. Образ страдающей Родины помогает автору вызвать сочувствие у читателя, заставить его ощутить ненависть к ее недругам, призвать его к защите земли русской.

Заключение

Главная тема «Слова о полку Игореве» — любовь к Родине. Автор призывает людей русских, в особенности князей, к объединению во благо земли Русской. Тема патриотизма сделала произведение бессмертным. В нашей современности национальные и социальные конфликты тоже имеют место быть. Я думаю, что «Слово…» это своеобразное завещание давно живущего поколения поколениям будущим. «Золотое слово» Святослава никогда не утратит уникальности, оно учит каждого бережно и заботливо относиться к родине, хранить ее честь перед лицом других государств.

Источник

Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве»

Центральной идеей «Слова о полку Игореве» — выдающегося памятника древнерусской литературы – является идея патриотическая. Любовь к Родине, родной земле и своему народу, двигала неизвестным автором во время создания этого произведения. Поэтому с полным правом, на мой взгляд, центральным героем «Слова» мы можем считать именно Русскую землю.
В этом произведении Русь предстает во всей своей исторической и природной красоте, во всей сложности политической борьбы своего времени, в широчайшей пространственной и временной перспективе.
Прежде всего, свою родину автор показывает нам как землю предков, завоеванную и отвоеванную, обильно политую кровью отцов и дедов. Он вспоминает историю Руси, начинающуюся в далеком прошлом — с языческих времен («века Трояна») и до «нынешнего Игоря»:
Были веки Трояновы,
Миновались лета Ярославовы;
Были битвы Олега,
Олега Святославича.
Могущество Русской земли автор связывает с деятельностью «старых» князей — Владимира и Ярослава, а «нынешнюю невеселую годину» объясняет «крамолами» князей «новых» («О, стонать тебе, земля Русская, Вспоминая времена первые и первых князей!»). Именно во времена князя Олега, по мнению автора «Слова», на Руси начались междоусобицы, которые ослабили Русь, сделали ее беззащитной перед лицом внешнего врага:
Тот Олег мечом крамолу ковал,
И стрелы он по земле сеял.
Кроме того, в «Слове» Русь предстает перед нами мощным государством, имеющим международный авторитет: немцы и венецианцы, греки и морава напряженно следят за событиями, происходящими в русской земле.
Автор подчеркивает огромное географическое пространство русского государства, его беспредельность. Ощущение простора создается с помощью образов птиц — соколов, галок, воронов («Не буря соколов занесла чрез поля широкие — Галки стадами бегут к Дону великому!»), тем фактом, что поход Игоря происходит в степи — огромном пространстве («Игорь мыслию поле меряет От великого Дона До малого Донца») и т.д.
Русская земля в «Слове…» — это и русская природа, величественный и прекрасный мир, в котором живут своей особой жизнью ветры — Стрибожьи внуки, волнуются моря и реки, «светится на небеси» солнце, трепещут в тучах синие молнии.
Вообще, природа принимает активное участие в жизни героев. Так, например, она предупреждает об опасности и неудаче Игоря, выступившего в поход:
И поехал по чистому полю.
Солнце дорогу ему тьмой заступило;
Ночь, грозою шумя на него, птиц пробудила…
И далее –
Уже беда его птиц скликает,
И волки угрозою воют по оврагам,
Клектом орлы на кости зверей зовут,
Лисицы брешут на червленые щиты.
Мы видим, что Див – языческое божество половцев – в свою очередь их предупреждает об опасности, узнаем, что коварная река Стугна утопила юношу Ростислава и что Донец помогает Игорю благополучно добраться до дома:
Донец говорит: «Ты, Игорь-князь!
Не мало тебе величия,
Кончаку нелюбия,
Русской земле веселия!»
Таким образом, природа в «Слове» выступает в своем реальном и метафорическом значении, активно участвует в жизни людей и, в то же время, живет своей независимой самостоятельной жизнью.
Автор «Слова» показывает нам, что русская земля – это и весь народ, населяющий ее: князья, дружина, русские жены, бояре, пахари, ремесленники. Русский народ любим и опекаем языческими богами (он Даждь-божий внук и внук Трояна) и христианским Богом-отцом. Именно поэтому в конце произведения автор восклицает: «Слава князьям, а дружине аминь!» И именно поэтому он призывает русских объединиться для того, чтобы сохранить свою любимую отчизну – великую Русь.
Таким образом, Русская земля является главным героем «Слова о полку Игореве». Она представлена в произведении масштабно и объемно, как великая и прекрасная страна, которую невозможно не любить. Автор и его герои чувствуют себя неотъемлемой частью земли русской, которой надо восхищаться и которую надо оберегать, защищать. В этой мысли заключается основная идея «Слова о полку Игореве», которая актуальна во все времена.

Читайте также:  Таблица совместимости пультов кондиционеров

Источник

Таблица по произведению «Слово о полку Игореве»

Содержимое разработки

1. История открытия «Слова»

Кто сделал открытие

известный собиратель древних рукописей граф Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II)

Когда это произошло и где

начало 90-х годов XV. века, списки найдены в Ярославле

К какому времени относят списки «Слова»

Когда вышло первое печатное издание

1812 год, сгорела библиотека Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле сборник

Как текст «Слова» дошел до наших дней

сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II

2. Композиция и жанр «Слова»

«Слово» состоит из следующих частей:

1 часть — Вступление

2 часть — Описание похода князя Игоря

3 часть — Вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить за «землю Русскую, за раны Игоревы»

4 часть — Возвращение Игоря из плена

Композиция «Слова» отличается строгостью и стройностью. Стройность композиции поддерживается делением «Слова» на ряд картин-песен. Такие части-картины заканчиваются припевом-рефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!»

Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве — и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли — и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.

3. Герои «Слова»

Князь Игорь

Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование — солнечное затмение — не охлаждает его боевого пыла.

Брат князя Игоря Всеволод

Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

Жена князя Игоря Ярославна

Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное несчастье.

Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта — вот отличительные черты этого сильного человека.

Русская земля, Родина

Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко.

4. Поэтические особенности

Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа.

Художественные приёмы

Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п.

Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п.

Читайте также:  Пророщенная пшеница таблица витамин

Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п.

Олицетворение

Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями.

Использование символики

Например: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца». Здесь черные тучи — это вражеские полки, а четыре солнца — это четыре русских князя.

Аллитерация (созвучие)

Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие».

Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защи­тить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий.

-82%

Источник

Лекция №6.

Лекция №6 . «Слово о полку Игореве».

1. История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве».

2. Историческая основа «Слова о полку Игореве» хронологическое его приурочивание.

3. Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».

4. Образная система «Слова о полку Игореве».

5. Жанровое своеобразие и стиль «Слова о полку Игореве».

6. Значение «Слова о полку Игореве».

Мы поговорим о небольшом памятнике, посвященном горестному поражению русских в походе против половцев, который оказался одной из самых больших и радостных побед русского слова. Это вершина литературы Киевского периода – «Слово о полку Игореве».

1. История открытия и опубликования «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» было открыто в конце XVIII века собирателем древнерусских рукописей ученым, графом Александром Ивановичем Мусиным-Пушкиным (1744-1817). В 1792 году А.И. Мусин-Пушкин купил у Иоиля, бывшего ректором Ярославской духовной семинарии, а в настоящем настоятеля упраздненного Екатериной II Спасо-Ярославского монастыря, рукописный сборник. Сборник этот, судя по оставшимся его описаниям, был составлен в XVI веке на северо-западе Руси, в районе Пскова или Новгорода. В состав сборника кроме «Слова о полку Игореве» входили произведения светского характера: «Хронограф», «Сказание об Индии богатой», «Повесть об Акире Премудром», «Девгениево деяние».

Текст «Слова…» с переводом на современный русский язык, со вступительной статьей и примечаниями впервые был опубликован в 1800 году. Подготовил публикацию А.И. Мусин-Пушкин совместно с учеными А.Ф. Малиновским и Н.И. Бантыш-Каменским. В качестве консультанта был приглашен к сотрудничеству известный ученый-историк и писатель Н.М. Карамзин.

Предположительно в 1795-1796 годах была сделана специально для императрицы Екатерины II рукописная копия с текста сборника.

В 1812 году во время пожара в Москве сгорела библиотека Мусина-Пушкина со всеми хранившимися там рукописями. Сгорел и купленный им у Иоиля сборник с единственным старым списком «Слова…». В руках исследователей осталась так называемая «Екатерининская копия» и печатное издание 1800 года.

Но дошедший до нас список восходил, разумеется, не непосредственно к оригиналу, а к какому-то списку, в свою очередь переписанному с более раннего списка. Какое количество таких промежуточных списков существовало, сказать трудно. Ясно, расстояние почти в 400 лет – длительный период. И за это время столь своеобразный по своему стилю и богатый по фактическому наполнению памятник неизбежно подвергался искажениям. Отсюда немалое количество «темных мест», которые уже в течение 200 лет пытаются разгадать исследователи.

Например, говоря о художественной манере вещего певца Баяна, автор пишет: «…мыслию по дереву,

Серым волком по земле,

Сизым орлом под облаками…»

Сгоревший список «Слова…», очевидно, был написан в пределах Новгорода и потому отражает в себе фонетические особенности северорусских говоров: чередование шипящих и свистящих звуков. (Шизый – сизый, рушци – русичи, мышей – мысей).

2.Историческая основа «Слова о полку Игореве» и хронологическое его приурочивание.

В основу «Слова о полку Игореве» легли исторические события, связанные с походом и поражением князей Игоря Святославича из Новгород-Северского, его брата Всеволода из Курска (Трубчевска) сына Владимира из Путивля и племянника Святослава Ольговича из Рыльска.

Описанию похода Игоря кроме «Слова…» посвящены две дошедшие до нас исторические повести: одна – в составе северорусской Лаврентьевской летописи, другая – южнорусской Ипатьевской летописи.

Столкновение русских с половцами, описанное в «Слове…», было далеко не первым, и не последним. Начались они с 1061 года, а прекратились перед самым нашествием татар, частично покоривших половцев и частично вливших их в свои ряды. Успешно воевал с половцами Владимир Мономах. (С 1103 по 1116 год он совершил четыре похода, отбросил половцев за Дон и, частично, на Кавказ). Дело Мономаха продолжил его сын Мстислав. Но со смертью Мстислава (ум. в 1132 году) наблюдается новое усиление половцев. Русь испытывала тяжелые потрясения от вражеских нашествий. Никакие договоры не гарантировали ее от внезапных нашествий кочевников.

За 15 лет до описываемых событий в 1170 году на съезде русских князей шла речь о том, как общими усилиями бороться с врагами.

В 1183 году Святославу Всеволодовичу удалось создать небольшую каолицию южнорусских князей. В1184 году они приняли участие в летнем походе против половцев. Поход прошел успешно: половцы были разбиты, 17 половецких ханов попали в русский плен. Хан Кобяк был казнен в Киеве. Святослав стал готовиться к летнему походу следующего 1185 года. В походе 1184 года должны были принять участие и Новгород-Северские князья во главе с князем Игорем Святославичем. Однако из-за гололедицы дружина Игоря не смогла поспеть вовремя.

Неожиданно для всех, 23 апреля 1185 года, Игорь выступил в поход против половцев, не предупредив ни князя Святослав, ни других князей. Игорь надеялся на удачу. Он мечтал прежде всего о своей славе, о своем личном интересе. Игорь хотел отвоевать у половцев древний Тмутаракань – небольшое княжество на берегу Азовского моря, которым владели Черниговские князья, в частности, дед Игоря – Олег и который был захвачен половцами. Но поход Игоря закончился страшным разгромом русских войск. Все четыре русских князя были взяты в плен (Игорь – Чилбуком, Всеволод – Романом Кзичем, Владимир – Конти Улашевичем, Святослав – Елчедуком).

Читайте также:  Таблица соответствия возраста котов и человека

Из всего войска в живых остались лишь 16 (15) человек. Никогда еще, судя по русским летописям, не кончались так плачевно для русских их походы против половцев: ни разу еще русские князья не становились их пленниками.

3.Композиция и сюжет «Слова о полку Игореве».

Произведение имеет стройную композицию. Открывается «Слово…» вступлением, в котором автор размышляет о художественных принципах изложения материала. Хотя автор говорит о том, что рассказывать, излагать события будет по «былинам нашего времени», то есть строго следуя фактам, а не по замышлению Бояна, он совмещает в своем повествовании эти две художественные манеры. Мы видим и четкую структуру, где можно выделить все элементы сюжета, и многочисленные лирические отступления автора (внесюжетные элементы), где автор следует художественной манере вещего Бояна, который, «если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. Автор выражает свои мысли, чувства, глубокие переживания. Он воспевает Русскую землю славную в прошлом, могущественную в будущем, и, к сожалению, неустроенную в настоящем.

Образная система «Слова о полку Игореве».

Произведение имеет сложную образную систему. Каждое действующее лицо характеризуется автором выразительно, кратко, емко. В «Слове…» нет и двух одинаковых персонажей. Каждый из многочисленных героев наделен собственными чертами. В них подмечено самое существенное. И это существенное воплощено в произведении самыми различными художественными средствами. (Например, образ «соловья старого времени» – Бояна раскрыт характеристикой его художественной манеры).

На первом месте в произведении – образы русских князей-участников похода. Игорь Святославич, князь Новгород-Северский (город близ современного Чернигова) наделен мужеством и храбростью. Он,

«исполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки

на землю Половецкую, за землю Русскую».

Игорь, несмотря на предзнаменование природы – солнечное затмение – не возвращается домой без боя:

«Лучше убитым быть, чем полоненным быть!» – говорит он своей дружине. Он хочет «шлемом испить Дону великаго…» «Слово…» не показывает Игоря в битве на Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он «заворачивает свои полки, жалея брата Всеволода.

По-иному изображен Всеволод. Он в произведении выступает доблестным воином. «Буй тур Всеволод», – называет его автор. («Буй» –отважный, сильный, храбрый; тур и зубр – символ отваги, мужества). Подобно русским былинным богатырям он «прыщет» стрелами на врагов. В пылу боя Всеволод забывает «о своих ранах, об отцовском золотом престоле», о своей жене – «прекрасной Глебовне». (Ольга Глебовна – дочь князя Глеба Юрьевича). Куда этот тур поскачет, сверкая своим золотым шлемом, там лежат «поганые головы половецкие».

Изображая в гиперболических тонах поведение Всеволода в бою, перенося на него подвиг всей дружины, автор «Слова…» следует художественным принципам фольклора.

За стремление к личной славе автор «Слова…» осуждает Игоря и Всеволода. Нельзя ставить личную княжескую честь и славу выше чести и славы Русской земли, говорит поэт-гражданин. И в то же время автор глубоко сочувствует князьям.

В Святославе «великом, грозном, киевском князе» автор воплощает свой идеал мудрого, могущественного правителя Русской земли, хранителя ее чести и славы. Образ Святослава в произведении идеализирован. Согласно историческим данным Святослав Всеволодович не играл существенной роли в политической жизни Руси того времени. Да и Киев условно был столицей Русского государства.

Образ Святослава раскрывается в произведении в двух важных фрагментах: его «смутном сне» и его «Золотом слове».

Значительное художественное открытие автора «Слова…» – образ княгини Ярославны, жены Игоря. В ее образе обобщены лучшие черты характера древнерусской женщины. В своем лирическом плаче-заклинании Ярославна обращает свои думы не только к мужу, но и к его воинам. ЕЕ скорбь о поражении Игоря – это скорбь всех жен и матерей русских обобщенная в едином образе, прекрасном и величественном!

Плач Ярославны сближается с народным свадебным причетом, где обычен образ кукушки («зегзицы»). Он символизирует молодую женщину, тоскующую в разлуке с близкими. Именно «кукушкой плачет Ярославна рано утром в Путивле на забрале». Со свадебным причитанием плач Ярославны сближается и троекратной мольбой о помощи. К Солнцу, Ветру и Днепру Славутичу обращается Ярославна с просьбой помочь Игорю Вырваться из ненавистного плена. В связи с этим плач Ярославны как бы несет на себе функцию магического заклинания сил природы. Любовь русской женщины торжествует. Силы природы не остаются к ней безучастными и помогают Игорю бежать из плена.

(Ярославна – дочь Галицкого князя Ярослава Осмомысла, жена Игоря. Исследователи (Татищев) предполагают, что ее звали Ефросиньей. Но по тексту «Слова ….» она нам известна как Ярославна:

«Путивльский шлях, полынная тоска,

Твой ждущий взгляд сквозь слезы синий-синий…

Вошла ты Ярославною в века,

А в терему осталась Ефросиньей…»

Николай Рыленков «Ярославна», 1961).

1. Жанровое своеобразие и стиль «Слова о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» совмещает в себе жанры ораторского произведения, воинской исторической повести, героической песни. Отсюда и наименование его самим автором то «словом», то «повестью», то «песней».

6. Значение «Слова о полку Игореве».

«Слово…» – общерусский памятник. Он стоит у истоков русской, украинской и белорусской литератур. Произведение обнаруживает т ипологические связи со средневековым эпосом европейских и азиатских народов («Песня о Роланде», «Песня о моем Сиде», «Песня о Нибелунгах», «Витязь в тигровой шкуре»).

Источник

Adblock
detector