Направления литературы таблица с веками
Обобщающая таблица, которая поможет систематизировать знания по теории литературы.
Литературные направления
Классицизм
— Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу .
— Наличие гражданских мотивов.
— Антагонистические противоречия в основе конфликта.
— Трагическая заостренность конфликта.
— Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
— Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (герой не может соединять в себе положительные и отрицательные черты).
— Положительные и отрицательные герои противопоставляются.
— Строгая сюжетно-композиционная организация ( единство времени, места и действия ).
Представители: А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин
Сентиментализм
— Культ чувств.
— Культ природы.
— Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
— Приоритет естественного чувства над разумом .
— Сочувствие к простому человеку.
— Откровенность в обрисовке человека.
Представители: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский (раннее творчество)
Романтизм
— Система персонажей с одним главным героем (вершинная).
— Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и
— Неизменяемость характеров действующих лиц.
— Неотразимость и демонизм героя – « обаяние Зла ».
— Экзотика сюжета и места действия; интерес ко всему сильному, яркому,
возвышенному; тяготение к фантастике.
— Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Представители: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов,
Реализм
— Правдивое и достоверное изображение жизни.
— Изображение исторически конкретного общества .
— Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
— Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
— Изображение жизни и характеров в развитии .
— Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
— Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
Представители: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн
Источник
ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.
Предлагаю таблицу с кратким описанием особенностей литературных направлений.
Таблица поможет при выполнении заданий ЕГЭ, а также при подготовке к урокам литературы.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей писателей в пределах определённого исторического периода.
Литературное направление.
Особенности.
Классицизм.
Сентиментализм.
Романтизм.
Реализм.
Социалистический реализм.
Народность. Это и понятность литературы для простого народа, и использование народных речевых оборотов и пословиц .
Идейность – изображение мирного быта народа, поиска путей к новой, лучшей жизни, героических поступков с целью достижения счастливой жизни для всех людей.
Модернизм.
Модернисты превыше всего ставили ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности.
Акмеизм.
- Освобождение поэзии от символики, призывов к идеальному, возвращение к ясности и конкретности.
- Принятие и прославление жизни в её многообразии.
- Предметность и чёткость образов, отточенность деталей.
- Изображение подлинных человеческих чувств.
- Гедонизм- наслаждение жизнью, адамизм – изображение естественной сущности человека, кларизм- простота и ясность языка.
- Широкое использование разговорных элементов языка, диалогов, повествования.
Имажинизм.
Символизм.
Футуризм.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Литературные направления в таблицах
В помощь юным литературоведам. Литературные направления даны в таблице с указанием особенностей, периодизацией, примерами литературных произведений
Просмотр содержимого документа
«Литературные направления в таблицах»
Литературные направления в таблицах
Сентиментализм
литературное направление XVII – начала XIX веков, основанное на подражании античным образцам.
Литературное направление второй половины XVIII – начала XIX века. От французского слова «Sentiment» — чувство, чувствительность.
литературное направления конца XVIII – второй половины XIX в. Романтизм возник в 1790-е гг. сначала в Германии, а затем распространился по всему западноевропейскому культурному региону Наибольшее развитие получил в Англии, Германии, Франции (Дж. Байрон, В. Скотт, В. Гюго, П. Мериме)
направление в литературе и искусстве XIX века, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
литературное направление, эстетическая концепция, формировавшаяся в 1910-е годы. Основоположники модернизма: М.Пруст «В поисках утраченного времени», Дж.Джойс «Улисс», Ф.Кафка «Процесс».
Четко делятся на положительных и отрицательных.
В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.
Принцип трех единств: времени (действие длится не более суток), места, действия.
Особое внимание – к душевному миру человека. Главным объявляется чувство, переживание простого человека, а не великие идеи. Характерные жанры – элегия, послание, роман в письмах, дневник, в которых преобладают исповедальные мотивы
Герои – яркие, исключительные личности в необычных обстоятельствах. Для романтизма характерен порыв, необычайная сложность, внутренняя глубина человеческой индивидуальности. Для романтического произведения характерна идея двоемирия: мир, в котором живет герой, и другой мир, в котором он хочет быть.
Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Типизация образов. Это достигается через правдивость деталей в конкретных условиях. Даже при трагическом конфликте искусство жизнеутверждающее. Реализму присуще стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений.
Основной задачей модернизма является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, передача работы памяти, особенностей восприятия окружающего, в том, как в «мгновениях бытия» преломляется прошлое, настоящее и провидится будущее. Основным приёмом в творчестве модернистов становится «поток сознания», позволяющий запечатлеть движение мыслей, впечатлений, чувств.
Особенности развития в России
К качестве примера можно привести комедию Фонвизина «Недоросль». В этой комедии Фонвизин пытается осуществить главную идею классицизма – перевоспитать мир разумным словом.
К качестве примера можно привести повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза», которая в противовес рационалному классицизму с его культом разума утверждает культ чувств, чувственности.
В России романтизм зародился на фоне национального подъема после войны 1812 года. Ему присуща ярко выраженная социальная направленность. Он проникнут идеей гражданского служения и вольнолюбия (К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский).
В России основы реализма были заложены в 1820 — 30-х гг. творчеством Пушкина («Евгений Онегин», «Борис Годунов «Капитанская дочка», поздняя лирика). этот этап связан с именами И. А. Гончарова, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др. Реализм 19 века принято называть «критическим», так как определяющим началом в нем являлось именно социально-критическое.
В Российском литературоведении модернистскими принято называть 3 литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма как литературного направления.
Модернизм представлен следующими литературными течениями:
(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
Центральное место отводится символу*
Преобладает стремление к высшему идеалу
Поэтический образ призван выражать суть какого-либо явления
Характерно отражение мира в двух планах: реальном и мистическом
Изысканность и музыкальность стиха
Основоположник Д. С. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» (статья опубликована в 1893 г.) Символистов делят на старших ((В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб дебютировали в 1890-е) и младших (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др дебютировали в 1900-е г.)
(От греческого «акме» — острие, высшая точка).
Литературное течение акмеизма возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Городецкий, О. Мандельштам, М. Зенкевич и В. Нарбут.) Влияние на формирование оказала статья М. Кузмина «О прекрасной ясности», напечатанную в 1910 году. В программной статье 1913 г. «Наследие акмеизма и символизм» Н. Гумилев называл символизм «достойным отцом», но подчеркивал при этом, что новое поколение выработало «мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь»
Ориентация на классическую поэзию XIX века
Принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности
Предметность и чёткость образов, отточенность деталей
В ритмике акмеисты использовали дольник (Дольник – нарушение традиционного
регулярного чередования ударных и безударных слогов. Строки совпадают по количеству ударений, но ударные и безударные слоги свободно располагаются в строке.), что сближало стихотворение с живой разговорной речью
Футуризм – от лат. futurum , будущее.
Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными группировками художников 1910-х годов — прежде всего с группами «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи». В 1909 г. в Италии поэт Ф. Маринетти опубликовал статью «Манифест футуризма». В 1912 г. манифест «Пощечина общественному вкусу» создали русский футуристы: В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников: «Пушкин непонятнее иероглифов». Распадаться футуризм стал уже в 1915-1916-е годы.
Бунтарство, анархичность мировоззрения
Отрицание культурных традиций
Эксперименты в области ритма и рифмы, фигурное расположение строф и строчек
От лат. imagо — образ
Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов — прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин
Источник
Литературные направления (таблица для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ по литературе)
Обобщающая таблица, которая поможет систематизировать знания по теории литературы.
Литературные направления
Классицизм
— Требование подчинения личных интересов человека общественному долгу .
— Наличие гражданских мотивов.
— Антагонистические противоречия в основе конфликта.
— Трагическая заостренность конфликта.
— Стремление подчеркнуть в человеке общее; сатирическая типизация.
— Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно (герой не может соединять в себе положительные и отрицательные черты).
— Положительные и отрицательные герои противопоставляются.
— Строгая сюжетно-композиционная организация ( единство времени, места и действия ).
Представители: А.П. Сумароков, М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин
Сентиментализм
— Культ чувств.
— Культ природы.
— Подчеркнутое внимание к духовному миру героев (в том числе принадлежащих к низшему сословию).
— Приоритет естественного чувства над разумом .
— Сочувствие к простому человеку.
— Откровенность в обрисовке человека.
Представители: Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский (раннее творчество)
Романтизм
— Система персонажей с одним главным героем (вершинная).
— Тяга к выдвижению на первый план исключительного (в характерах и
— Неизменяемость характеров действующих лиц.
— Неотразимость и демонизм героя – « обаяние Зла ».
— Экзотика сюжета и места действия; интерес ко всему сильному, яркому,
возвышенному; тяготение к фантастике.
— Тема рока (фатума) в судьбе героя.
Представители: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов,
Реализм
— Правдивое и достоверное изображение жизни.
— Изображение исторически конкретного общества .
— Изображение героя, типичного для данной эпохи и среды.
— Мотивированность сюжетных коллизий и поступков персонажей.
— Изображение жизни и характеров в развитии .
— Переосмысление романтического конфликта «герой – общество».
— Неразрешенность и неразрешимость конфликта (открытый финал).
Представители: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн
Источник