Меню

Многообразие и значение рыб таблица

Многообразие рыб

Рыбы – класс позвоночных животных, живущих в водоемах. Характерные черты рыб:

  • Обтекающая форма;
  • присутствие сердца с двумя камерами;
  • жабры для дыхания;
  • плавники и чешуя, покрывающие тело.

Разнообразие рыб огромно: от маленьких тропических видов, до акул с весом 12 тонн. Одни обитают в поверхностных водах океана, другие живут на глубине более 2км, одни пресноводные, иные населяют солёные воды. Эти факторы и повлияли на развитие, и эволюцию рыб, таким образом сформировав многообразие рыб, известных человеку.

Классификация рыб

Особенности надкласса Костных рыб

Характерные признаки костных рыб:

  • Костные или жаберные крышки — покрывают жаберные щели;
  • костный скелет;
  • покрыты ганоидной чешуей;
  • плавательный пузырь;
  • иногда имеются легкие;
  • оплодотворение только внешнее (икра);

Костистые рыбы — многообразная группа и насчитывает 22000 представителей. Местами их обитания служат все водоемы Земли.

Отряды Костных и их характеристика

Отряд Осетровые. Позвоночник в основном состоит из хрящевой ткани, кости только в черепе. Характерным для них является наличие чешуи (довольно толстые чешуйки), расположенной пятью рядами: один на спине, два располагаются по бокам, два в брюшной области. Головной отдел вытянут, с небольшим выступом, который помогает в поиске пище на дне (разные виды беспозвоночных). Встречаются в морях — Каспийском и Черном, а во время нереста уходят к прилегающим к ним устьям рек. Самая большая из Осетровых — белуга, масса которой около 1000кг.

Отряд Карпообразные. Почти все обитают в пресной воде, характерно отсутствие зубов. Недостаток компенсируется глоточными зубами, которые служат для перетирания еды. Карпообразные — это карась, лещ, сом, а также пираньи и пр.

Сельдеобразные. Все являются морскими обитателями, живут в больших стаях, питаются мелкими рачками. Вид сельдеобразные имеют округлый, приплюснутый с боков, на теле располагается мелкая серая чешуя. Известными представителями отряда являются анчоусы, шпроты, килька и др.

Отряд Тресковые. Почти все тресковые живут в морях, только налим является пресноводным. Отличительная черта представителей отряда — наличие усика в области подбородка. Особенно ценится печень трески, как источник витамина В.

Отряд Кистеперые. Науке известен лишь один представитель — латимерия. Размер тела латиметрии — около 1,5м. Встречается в Индийском океане. Вид исчезает в течении 100 миллионов лет и скорее всего исчезнет.

Особенности надкласса Хрящевых

  • Скелет состоит из хрящевой ткани;
  • отсутствуют крышки жаберных щелей;
  • у всех представителей отсутствует жаберный пузырь.

Отряды Хрящевых и их характеристика

Внутренние строение хрящевых рыб

Внутренние строение хрящевых рыб

Отряд Акулы. Все плавники (первый, второй спинной, грудной, брюшной, хвостовой) расположены горизонтально, хвостовой плавник особенно массивный. В головном отделе располагаются внешние жаберные щели, ноздри, голова имеет вытянутый вид – рострум. Акулы дышат через рот, также из-за отсутствия плавательного пузыря, они постоянно передвигаются, чтобы не уйти на дно.

Оплодотворение внутреннее, для акул характерно живорождения или откладывание яиц. Среди акулоподобных встречаются как маленькие представители, длиной всего лишь 17 см, так и китовая акула, длинной 12 метров. Практически все акулы хищники и представляют опасность для человека. Некоторые из них питаются только кальмарами или планктоном (большеротая, гигантская, китовая).

Отряд Скаты. Привычное место обитания – дно моря, тело их сплющено в спиннобрюшном отделе, плоское, в виде ромба. Хвостовая часть видоизменилась в жгут. Размеры скатов колеблются от 4см, до крупных, например морской дьявол, с массой около 2.5 тонн.

Скаты для защиты от врагов могут использовать электрический заряд (напряжение около 70 Вт), мелких животных они способны убить или парализовать. Крупные представители могут быть опасны и для человека. Как и акулам, скатам свойственно живорождение, рождают потомство от 1-3 до 20-25 детенышей.

Источник



Класс Рыбы их строение, классификация и основные отряды (Таблица, Схема)

Класс Рыбы — это наиболее многочисленная группа современных позвоночных животных, которая объединяет более 25 тысяч видов. Рыбы являются обитателями водной среды, они дышат жабрами и передвигаются с помощью плавников. Рыбы распространены в разных уголках планеты: от высокогорных водоёмов до океанических глубин, от полярных вод до экваториальных. Эти животные населяют солёные воды морей, встречаются в солоноватых лагунах и устьях крупных рек. Они обитают в пресных реках, ручьях, озёрах и болотах.

Внешнее строение рыбы

Основными элементами внешнего строения тела рыбы являются: голова, жаберная крышка, грудной плавник, брюшной плавник, туловище, спинные плавники, боковая линия, хвостовой плавник, хвост и анальный плавник, это можно увидеть на рисунке ниже.

Внешнее строение рыбы рисунок

Внутреннее строение рыб

Системы органов рыб

1. Череп (состоит из мозговой коробки, челюстей, жаберных дуг и жаберных крышек)

2. Скелет туловища (состоит из позвонков с отростками-дугами и ребер)

3. Скелет плавников (парные -грудные и брюшные, непарные — спинной, анальный, хвостовой)

1. Защита мозга, захват пищи, защита жабр

2. Защита внутренних органов

3. Движения, поддержание равновесия

Широкие мышечные ленты, раз­деленные на сегменты

1. Головной мозг (отделы — передний, средний, продолговатый, мозжечок)

2. Спинной мозг (вдоль позвоночника)

1. Управление движениями, безусловные и условные рефлексы

2. Осуществление простейших рефлексов, проведение нервных импульсов

3. Восприятие и проведение сигналов

4. Осязательные и вкусовые клетки (на теле)

5. Боковая линия

4. Осязание, вкус

5. Ощущение направления и силы течения, глубины погружения

1. Пищеварительные пути (рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие)

2. Пищеварительные железы (поджелудочная железа, печень)

1. Захват, измельчение, перемещение пищи

2. выделение соков, способствующих перевариванию пищи

Читайте также:  Как экономить деньги при маленькой зарплате таблица научиться

Наполнен смесью газов

Регулирует глубину погружения

Жаберные лепестки и жабер­ные дуги

Кровеносная система (замкнутая)

Снабжение всех кле­ток тела кислородом и питательными ве­ществами, отведение продуктов распада

Почки (две), мочеточники, мочевой пузырь

Выделение продук­тов распада

У самок: два яичника и яйцеводы;

У самцов: семенники (два) и семяпроводы

На рисунке ниже показаны основные системы внутреннего строения рыбы

внутреннее строение рыбы рисунок

Классификация класса Рыбы

Живущих в настоящее время рыб делят на 2 основных класса: хрящевые рыбы и костные рыбы. Важные отличительные черты хрящевых рыб — наличие внутреннего хрящевого скелета, нескольких пар жаберных щелей, которые открываются наружу, и отсутствие плавательного пузыря. Почти все современные хрящевые рыбы обитают в морях. Среди них наиболее распространены акулы и скаты.

Подавляющее большинство современных рыб относится к классу костных рыб. Представители этого класса обладают окостеневшим внутренним скелетом. Пара наружных жаберных щелей у них прикрыта жаберными крышками. У многих костных рыб есть плавательный пузырь.

схема классификация класса рыбы

Основные отряды Рыб

Основные признаки отряда

Хрящевой скелет, отсутствует плава­тельный пузырь, нет жаберных крышек; хищники

Тигровая акула, китовая акула, катран

Костно-хрящевый скелет, чешуя — пять рядов крупных кост­ных пластин, между которыми находятся мелкие пластинки

Осетр, белуга, стерлядь

Имеют легкие и мо­гут дышать атмо­сферным воздухом; сохраняется хорда, нет тел позвонков

Австралийский рогозуб, африкан­ский чешуйчатник

Скелет в основном состоит из хряща, есть хорда; плохо развит плавательный пузырь, плавники в виде мясистых вы­ростов тела

Латимерия (един­ственный предста­витель)

В основном пресно­водные рыбы, на че­люстях зубов нет, но есть глоточные зубы для измельчения пищи

Сазан, карась, плотва, лещ

Большинство — стай­ные морские рыбы

Сельдь, сардина, шпрот

Отличительный при­знак — наличие усика на подбородке; большинство — хо-лодноводные мор­ские рыбы

Пикша, салака, на­вага, налим, трес­ка

Экологические группы рыб

В зависимости от мест обитания выделяют экологические группы рыб: пресноводные, проходные, солоноватые и морские.

Экологические группы рыб

Эти рыбы постоянно обитают в пресной воде. Некоторые, например караси и лини, предпочитают стоячие водоёмы. Другие, такие как пескарь обыкновенный, хариус, голавль, приспособились к жизни в текущих водах рек.

Сюда относят рыб, которые для размножения переходят из морской воды в пресную (например, лосось и осетровые) или из пресной воды идут размножаться в солёную (некоторые виды угрей)

Населяют опреснённые участки морей, устья крупных рек: таковы многие сиги, вобла, бычок, речная камбала.

Живут в солёной воде морей и океанов. Толщу воды населяют такие рыбы, как анчоус, скумбрия, тунец. У дна живут скат, камбала.

_______________

Источник информации: Биология в таблицах и схемах./ Издание 2е, — СПб.: 2004.

Источник

Урок: Многообразие рыб
методическая разработка по биологии (7 класс) по теме

Габдрахманова Гузель Фаригатовна

О многообразии рыб, чертах их приспособленности к жизни в разнообразных условиях водной среды. Признаки основных классификационных групп рыб.

Скачать:

Вложение Размер
mnogoobrazie_ryb.doc 27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 7 классе.

Тема: «Многообразие рыб»

Цель : показать многообразие рыб, черты их приспособленности к жизни в разнообразных условиях водной среды. Определить признаки основных классификационных групп рыб.

  • формировать первоначальные знания классификации рыб;
  • определить характерные и общие признаки классов Хрящевые и Костные рыбы.
  • развитие способностей самостоятельно отыскивать решения к поставленной учебной проблеме;
  • развитие поисковой мыслительной деятельности учащихся.
  • воспитание толерантности, уважения к мнению окружающих при совместной деятельности в малых группах;
  • воспитание к общебиологической культуре.

Оборудование: мультимедийный проектор , экран, презентация

Тип урока: изучение нового материала.

  1. Организационный момент
  1. II.

Не хожу. И не летаю.

А попробуй догони.

Я бываю золотая,

Ну-ка в сказку загляни!!

О ком эта загадка? (о рыбах)

Сегодня мы продолжим изучение Надкласса Рыбы.

Повторение изученного материала по следующим вопросам:

  • Какую форму тела имеют рыбы? Можно ли по форме тела рыбы определить, на какой глубине обитает рыба?
  • Чем покрыто их тело? Почему чешую называют паспортом и медицинской книжкой рыбы?
  • Для чего рыбе плавники?
  • Для чего им плавательный пузырь? У всех ли рыб есть плавательный пузырь?
  • Что такое боковая линия?
  • Кровеносная система замкнутая или незамкнутая? Сердце есть? Какое?
  • Чем защищен головной мозг? Где находится спинной?
  1. Изучение новой темы:

Итак, рыбы обладают всеми признаками позвоночных животных.Но если млекопитающих, птиц, амфибий и рептилий вместе взятых насчитывается не более18 тыс. видов, то число видов рыб превышает 22тыс.

Возникает проблема – как не потеряться в таком многообразии рыб? Как отличить рыб друг от друга? По каким признакам?

Рыбы это водные животные, условие их обитания, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику. Что изучает наука систематика? Что же нам еще нужно изучить, что бы больше узнать о рыбах??

Надкласс рыбы состоит из двух классов: хрящевых и костных рыб. Попробуем составить схему «Классификация рыб».

Источник

Многообразие рыб. 7-й класс

Презентация к уроку

Цель урока: познакомиться с многообразием рыб; выявить признаки основных классов рыб; сформировать умения сравнивать и определять наиболее распространённые отряды рыб; воспитывать бережное отношение к природе

Образовательные: раскрыть многообразие рыб, изучить признаки классов и отрядов рыб.

  • научиться узнавать изученных рыб,
  • уметь сравнивать особенности строения рыб,
  • уметь работать с материалом,

Воспитательные: формировать потребности (мотивов, побуждений) поведения и деятельности, направленных на охрану животных, рациональное природопользование,

Оборудование: презентация «Многообразие рыб», таблицы «Морские рыбы», «Пресноводные и проходные промысловые рыбы», «Тип Хордовые. Класс Рыбы», проектор, компьютер, фотографии рыб, табл. систематические группы рыб.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Объяснение материала

Учитель — Ребята сегодня мы с вами отправимся на корабле знаний в открытое море, заходя в реки и каналы, мы будем спускаться под воду и знакомится с водными обитателями, а именно с рыбами. Отдать швартовый, в путь!

Пока доплываем до первого погружения давай те подумаем кого мы можем встретить на нашем пути. Перед вами схема назовите основные классы и отряды рыб ( слайд 3). Мы плывем в научное путешествие поэтому должны записывать свои наблюдения.

Учитель раздает таблицы и маленькие фотографии рыб.( приложение 1)

Ну вот мы и доплыли до места, все в батискаф и погружаемся. Ой, ой, ой кто это перед нами (слайд 4).

Ученики — Это акула. Быстрая и мощная рыба с хрящевым скелетом, обитающая в морях и океанах. У нее нет плавательного пузыря и она лишена нейтральной плавучести. Эта рыба имеет острую чешую, которою называют плакоидной, а так же опасные зубы, у нее внутреннее оплодотворение и ей присущ процесс живорождения.

Учитель – молодцы, посмотрим некоторые виды акул ( слайд 6) (слайд 7)

А вот и китовая акула ( слайд 8). Она медленно движется вперед, разинув огромную пасть. По мере того как вода попадает в жабры, мелкая рыбешка и планктон запутываются в «ворсинчатых матах», закрывающих жаберные щели. Эти гребневидные сита называются жаберными тычинками. Животному остается только глотать пищу. Ой смотрите кто это? ( слайд 8,9)

Ученики – Это скат. Эти рыбы занесены в перечень опасных животных, а в общем они безобидные и безвредные. У некоторых грозный и свирепый вид, некоторые могут уколоть, отравить или оглушить человека, но не было случая, чтобы кто-нибудь из них совершил неспровоцированное нападение на людей. Большинство их имеет плоское тело, а их грудные плавники расплющились, расширились и превратились в «крылья», представляющие одно целое с головой и боками.

Учитель – возвращаемся на корабль и проверим , что мы узнали. Зачитывается таблица.

Впереди пресноводный пролив, а это, что за рыба? ( слайд 12)

Ученик – Осетр. Немногочисленная группа рыб. В строении осетрообразных сохранились древние признаки, подчеркивающие их сходство с хрящевыми рыбами. В течение всей жизни у осетрообразных сохраняется хорда, скелет костно-хрящевой. Тело удлиненное, голова начинается с уплощенного рыла, с нижней стороны которого имеются две пары усиков и рот в виде поперечной полулунной щели. Челюсти лишены зубов. В кожном слое по бокам вдоль тела и на хребте располагается пять рядов крупных костных бляшек, между ними хаотично разбросаны мелкие костные пластинки. Грудные и брюшные плавники прикрепляются к телу горизонтально. Хвостовой плавник неравнолопастный, напоминает хвост акул. Есть плавательный пузырь.

Представители семейства осетровых встречаются в основном в северном полушарии умеренных широт Европы, Северной Азии и Северной Америки. Во взрослом состоянии большую часть жизни эти рыбы проводят в морях. Байкальский осетр, американский озерный осетр и стерлядь считаются пресноводными рыбами. ( слайд 12)

Мясо осетровых ценится за прекрасные вкусовые качества. В пищу оно употребляется свежим, соленым, копченым. Икра осетровых — очень ценный питательный продукт.

Учитель – мы опять в море смотрите как блестит вода, кто это? ( слайд 14,15)

Ученики – Это сельдеобразные. Рыбы этого отряда обладают вытянутым телом, слегка сжатым с боков. Окраска спинки темно-синяя или зеленоватая, брюшко белое с серебряным отливом. Парные и непарные плавники мягкие. Боковая линия незаметна. Длина тела обычно 5—75 см, иногда бывают до 5 м.Большинство сельдеобразных обитает в морях, есть и проходные — перемещающиеся для размножения из морей в реки и наоборот.

Немногие представители отряда обитают в пресных водоемах. Питаются планктонными беспозвоночными. Крупные особи, как правило, — хищники, поедающие мелких рыб.

Отряд состоит из трех семейств. Наиболее известны рыбы из семейства сельдевых, относительно мелкие или средних размеров, длиной обычно 35—45 см, реже — более. Обитают сельдевые преимущественно в морях. Промысловое значение имеют океаническая (атлантическая, балтийская, беломорская, тихоокеанская) сельдь, сардина, иваси. Наиболее мелкими рыбами из имеющих промысловое значение являются килька и тюлька, обитающие в Балтийском, Черном и Каспийском морях.

Учитель – почти достигли цели нашего путешествия, но кто это впереди?

Ученик – это семга, из отряда лососевых. Общеупотребительные в быту названия «лосось» и «форель» вопреки стереотипу не соответствуют ни одному виду рыб. Это собирательные названия либо целого семейства или подсемейства (характерно для имени «лосось»), либо большой группы видов, объединённых одним свойством (форель).

Собственно лососем считается сёмга вообще, или сёмга во время нереста. С другой стороны, термин «лосось» присутствует в названии более десятка разных видов рыб из разных подсемейств, а также в названии двух родов — Благородные лососи и Тихоокеанские лососи.

Все рыбы лососевых пород промыслового значения: семга, Каспийский, Черноморский, Аральский лососи, белорыбица и другие — находятся под особой охраной Министерства рыбной промышленности РФ, поэтому ловля любого лосося и любым способом, в том числе и спиннингом, может производиться лишь с особого на то разрешения, выдаваемого Министерством или местными органами, регулирующими рыболовство, или на местах, специально отведенных для ловли спортивным способом.

Рыбы лососевых пород относятся или к проходным, которые живут в море и только на время нереста входят в реки для икрометания, или к пресноводным , которые живут в реках и в море совершенно не уходят. Лососи — рыбы севера. Но некоторые из них водятся в Черном, Каспийском и Аральском морях. Это объясняется геологическим прошлым названных морей, которые некогда были соединены с Северным Ледовитым океаном.

Семга очень красива: тело ее стройное, удлиненное, с мелкой ярко-серебристой чешуей, среди которой, выше боковой линии, разбросаны в небольшом количестве Х-образные темные пятнышки; спина ее темная, с синим стальным отливом; брюхо белое; хвостовой и спинной плавники темно-серые, а остальные несколько светлее. Рот у семги большой, челюсти хрящевато-костистые с довольно крупными зубами и очень сильные. Семга в море питается мелкой рыбой и вырастает до 1,5 м длиной, нагуливая до 32 кг и больше прекрасного по вкусу мяса. Отличительным признаком семги, как и всех вообще лососевых, служит жировой плавник, помещающийся на спине около мощного хвоста.

Учитель – но вот мы почти дома, впереди пресная вода, какая красивая рыба – прямо из сказки – золотая рыбка. И это кто? ( слайды 18,19,20)

Ученик – карп. Карп —рыба семейства карповых — это культурная (одомашненная) форма сазана. Карп — стайная рыба, желто-зеленого и коричневого цвета. Характерными признаками карпа являются два уса с каждой стороны верхней челюсти. Окраска тела у этой рыбы может варьировать в зависимости от места обитания. Его спина обычно темного, даже черного цвета с зеленоватым отливом, бока — желтоватые и светловатое брюхо. Слегка выемчатый спинной плавник — темно-серый, брюшные, грудные и анальный плавники — светло-серые с фиолетовым оттенком, хвостовой — красно-бурый.

Карпы — очень неприхотливые, хотя и теплолюбивые рыбы (выносит температуру до 35 °С, живёт в прудах с небольшим количеством кислорода, (выносит значительное загрязнение), карьерах, оросительных и дренажных каналах, реках. Если карп попадает в реку, то предпочитает держаться в тихих заросших заводях с медленным течением. Речные карпы имеют более вытянутое тело и пойманные на крючок оказывают большее сопротивление по сравнению с сородичами из стоячих водоемов.

В водоемах России наиболее распространенными представителями карпообразных являются плотва, елец, жерех, линь, усач, лещ, рыбец, уклейка, чехонь, сазан, карась, амур, все имеют большое промысловое значение. Ряд видов искусственно разводят в прудовых хозяйствах.

Учитель – а теперь спросим рыбаков – знаете ли вы следующих рыб, которые сейчас проплывают мимо нас.( слайд 21,22)

Ученики – окунь. Отряд Окунеобразные — самая многочисленная по видовому составу группа рыб (рис. 5). Распространены они в водоемах всех материков и в океанах. Характерная особенность окунеобразных — наличие двух спинных плавников с острыми колючками. Плавательный пузырь у некоторых из них отсутствует. Длина тела от 1 см до 5 м и масса от менее грамма до 1000 кг и более. Почти все рыбы отряда окунеобразных съедобны и являются объектами промысла, а также любительского лова. Мелкие рыбы этой группы прекрасно живут и размножаются в аквариумах.

Учитель – молодцы, еще немного и мы дома , ой, ой смотрите кто там почти на берегу. Да еще и синяя, пойдем знакомится. ( слайд 23,24)

Ученики – да это же латимерия. В рождество 1938 года рыбаки, занимавшиеся промыслом в Индийском океане, у берегов Южной Африки» обнаружили среди рыб поднятых тралом с глубины 69 метров, очень странное существо. Размером и весом оно было с невысокого человека — длина составляла 1,5 -1,8м, а вес — 57 кг. Великолепного синеватого оттенка с металлическим блеском рыба была покрыта крупной толстой чешуей и имела мощные, веслообразные плавники. Когда капитан наклонился, чтобы получше рассмотреть это существо, оно разинуло пасть, полную острых зубов, и впилось ему в руку. Никто из находившихся на судне не видел Подобного животного. Когда судно пришвартовалось в одном из доков Ист-Лондона, это существо отнесли в местный музей. Известный ихтиолог тотчас понял, что это самая важная находка, которую удалось «сделать в море ученым. Он определил, что это один из экземпляров рыб, которая в течение миллионов лет скрывалась в глубинах морей, в сотнях метров от поверхности. Назвали ее в честь хранительницы музея, которая сообщила ему о находке, мисс Кортни Лэтимер. В 1952 году из глубин моря между Африкой и Мадагаскаром был извлечен еще один целакант. Позднее в этом же районе было поймано более дюжины таких живых ископаемых, представителей ветви, давно считавшейся вымершей, — ветви, которая соединяет между собой позвоночных обитателей суши и моря.

3. Закрепление

Учитель – мы вернулись из путешествия, давайте подведем итоги, что у нас получилось (Проверка таблицы). А теперь давайте подведем итоги перед вами карточки с внешним видом рыб – добавьте те часть тела, которых не хватает и определите к каким классам и отрядам они относятся. ( приложение 2).

Посмотрите, фильм, который мы сняли за время путешествия, камера снимала только те моменты, которые мы из-за нашей большой исследовательской деятельности мы упустили из виду.( слайд 25).

4. Рефлексия.

Молодцы потрудились на славу, каждый из вас при посадке на корабль получил 3 рыбки – веселую, грустную и задумчивую, перед вами 3 аквариума отпустите рыбок в тот аквариум, который больше всего подходит к вашему настроению на данном уроке.

Источник

Adblock
detector