Меню

Международные отношения конца 20 начала 21 века таблицы



§ 42. 2. Международные отношения конца ХХ — начала ХХI в. (учебник)

1. Международные отношения в конце 90-х годов ХХ в.

В результате реального ослабленияглобального военно-политического противостояния между двумя блоками с одной стороны,и одновременного обострения региональных конфликтных ситуаций и угрозы «малыхвойн »- с другой стороны, на первый план мировой политики вышли проблемызащиты прав и безопасности личности и народов, гуманитарно-правовые, культурныеконтакты, распространение объективной информации. Совокупность этих характеристикполучила название «человеческое измерение». Конкретные люди творят предпосылкидоверия или недоверия между народами и государствами, от которых зависит решениевоенно-политических проблем, проблем охраны и улучшения состояния природнойсреды, развитие торгово-экономических и научно-технических связей и т.п.

Концепция «человеческого измерения» имеханизм сотрудничества государств по гуманитарно-правовым вопросам были обоснованыв специальном разделе итогового документа Венской встречи участниковСБСЕ в январе 1989 г.

Важными органами, которые призванызаниматься гуманитарными проблемами, вопросами обеспечения основных прав исвобод людей есть СБСЕ (с 1994 г. называется ОБСЕ — Организация побезопасности и сотрудничеству в Европе) и Совет Европы — региональная межправительственнаяорганизация, созданная в 1949 г.

Распад СССР и Югославии, образование новыхнезависимых государств, трудности стран бывшего социалистического лагеря, объединениеГермании и интеграция западных стран стали важными факторами построенияобщеевропейского дома и развитию международных отношений 90-х годов.

Рухнула прежняя стабильность,опирающейся на быструю реакцию сверхдержав на нарушение равновесия и насопоставление своих шагов с реакцией возможного врага, равно как и с собственнойвозможностью его нейтрализовать.

Вместе с тем распад двухполюснойсистемы вызвал потерю политических ориентиров в отдельных государств, крах идеологиитоталитаризма там, где она царила, хаос в мышлении многих людей. В образованнуюполость врывается национализм, вражда, безудержная агрессивность.

Миротворческиеусилия ООН, ЕС, НАТО и других международных структур не всегда являются эффективными иадекватными. Вместо опасности глобального столкновения в мире усилилась угрозалокальных войн.

Кардинальные изменения в мире сделалиактуальной задачу становления новой системы европейской безопасности. Решениюэтой задачи способствовали как различные многосторонние встречи, так идвусторонние контакты между государствами Европы.

Важным шагом к установлениюновой системы безопасности в Европе стало подписание в марте 1995 г. 52странами ОБСЕ «Пакта стабильности в Европе». Страны, подписавшиепакт, обязались развивать добрососедские отношения на основеглавных документов ООН, ОБСЕ и Совета Европы, согласно принципам суверенногоравенства, уважения прав, присущих суверенитету, нерушимости границ,территориальной целостности государств, уважения международно признанных границ,невмешательства во внутренние дела, соблюдения прав человека, особенно лиц,Представители национальных меньшинств.

В 1993-1995 гг центр этническогопротивостояния на территории бывшей Югославии переместился из Хорватии вБоснию, где вели между собой борьбу три общины: сербский, хорватский имусульманская. Мировое сообщество всю вину за развязывание конфликта положилона Сербию и 25 апреля 1993 установило экономическую блокаду.

После четырех лет войны в Босниипод давлением мирового сообщества конфликтующие стороны наконец серьезно селиза стол переговоров и 15 декабря 1995 было заключено мирное соглашение. С цельювыполнение соглашения на территорию Боснии были введены войска НАТО численностью 60тыс. человек.

Утолив конфликт в Боснии,мировая общественность оказалась перед лицом проблемы Косово, вступившаявооруженного характера. Албанское меньшинство, проживающее на территории Сербии врайоне Косово, взялась за оружие с целью добиться присоединения края к Албании.Сербская армия, имея опыт антипартизанской борьбы, жестокими средствамистала подавлять партизанское движение албанцев. Чтобы потушить новую пожар наБалканах, в конфликт вмешались ООН, НАТО, ОБСЕ и другие организации. Оназаставили враждующие стороны сесть за стол переговоров и заключить соглашение(1998 г.). Но выполнение соглашения все время подвергается сопротивление ее противниковкак с одной, так и с другой стороны, что выливается в вспышки насилия. Чтобыположить конец кровопролитию, в феврале 1999 г. под угрозой применениясилы со стороны НАТО обе враждующие стороны сели за стол переговоров. Однакодоговоренности не было достигнуто. Вину за срыв переговоров был положен наСербию. НАТО, чтобы сделать Сербию более уступчивой, решили против нее войну. Течение 78 днейавиация НАТО бомбила Сербию. Наконец, сербы вывели свои войска из Косово,а в край были введены войска НАТО и России.

Война в Косово нестала последней в регионе. В следующем году вспыхнула война в Македонии, гдеалбанское меньшинство поддержана извне развернула войну против центрального правительства.Наконец, благодаря усилиям ООН, НАТО, ЕС, ОБСЕ конфликт удалось погасить.

Опасным и напряженным остаетсяположение на Ближнем Востоке (Палестина, Ирак, район проживания курдов и др.)и в ряде государств бывшего Советского Союза (Грузия, Армения, Азербайджан,Таджикистан). Обострилось противостояние между Индией и Пакистаном, которые сделалирешительные шаги в сторону превращения в ядерные государстве, осуществив подземные ядерныеиспытания. Серьезный удар по стабильности в мире нанесла азиатскаяфинансово-экономический кризис. Для решения острых конфликтных ситуаций в этихрегионах необходимы совместные усилия всех заинтересованных сторон и международныхмиротворческих организаций.

Появление новых независимых государствпривела к новой расстановке сил в мировой политике. США остались единственнойсверхдержавой. Вступила в новую фазу борьба за сферы влияния.

Политическая нестабильность в различныхрегионах мира угрожает взрывами новых локальных конфликтов. В конце 90-хлет Тропическая и Южная Африка стали регионом кровавых войн, переворотов,партизанских движений (Конго, Ангола, Руанда и др.).

Все больше дают о себе знатьсоциально-экономические проблемы стран «третьего мира». Чистая прибыль200 самых богатых людей превышает доход 40% населения мира (т.е. 2500000000человек).

Недоразумения между Россией и СШАпоставили под угрозу развитие общеевропейского процесса и процесса ядерногоразоружения. Разногласия возникли из разные позиции сторон в вопросахрасширение НАТО на Восток, в урегулировании ближневосточного и югославскогоконфликтов. Россия стремится играть доминирующую роль на территории бывшегоСоветского Союза. С такими проблемами мир вступил в третье тысячелетие.

2. Международные отношения в начале XXI векаМеждународный терроризм

Начало XXI века не принес мирана Земле. Из всех проблем, которые были унаследованы из предыдущего века наиболееопасной стала проблема международного терроризма.

Явление международного терроризма известночеловечеству еще со времен средневековья, но именно в настоящее время, когда завершаетсяформирование глобальной мировой цивилизации международный терроризм приобретает новуюкачества и места в мировой политике.

Причины существования международноготерроризма на современном этапе:

· нерешенностьнациональных проблем; проблем границ. Значительная часть народов лишена правана национальное самоопределение;

· отсутствие действенногомеханизма борьбы с терроризмом;

· доминирование США в мире,как единственной сверхдержавы;

· противоречие междухристианской, исламской, дальневосточной цивилизациями;

· стремление отдельных людей,организаций к дезорганизации установленного мирового порядка, их стремлениепосеять зерна страха и неуверенности.

Особенностимеждународного терроризма на современном этапе:

· направленность противведущих стран мира;

· использование регионовмеждународной нестабильности для развития сетей своих организаций и осуществления террористической деятельности;

· поддержкасепаратистских движений, попытка установить контроль над национально-освободительнымидвижениями;

· использованиясовременной техники и технологий;

· координация действий ивзаимная поддержка террористических организаций;

· организация финансированиятеррористической деятельности за счет легального бизнеса и контроля наднелегальным бизнесом;

· осуществленияширокомасштабных террористических акций, которые бы имели широкий мировой резонанс;

· стремление террористовсоздать «государство в государстве»;

· значительное влияниеисламского фактора.

Террористический акт 11 сентября2001 в Нью-Йорке и Вашингтоне (захваченные террористами-смертникамипассажирские самолеты врезались в небоскребы Всемирного торгового центра издание Пентагона) побудил мировую общественность к объединению в борьбе стерроризмом. Была создана широкая антитеррористическая коалиция государств во главе сСША, развернула широкомасштабную борьбу с сетью террористическихорганизаций. Эта борьба ведется в экономической сфере (ликвидация источников,каналов финансирования террористических структур); военной (осуществление антитеррористических операций по уничтожению обнаруженных базтеррористов); политической и др. Важным на пути борьбы с терроризмом ликвидации регионов международнойнестабильности, свержения в некоторых странах тех режимов, которые способствуют деятельноститеррористов, урегулированию конфликтов в горячих точках.

02

Здания-близнецыВсемирного центра торговли в Нью-Йорке стали

объектомстрашного теракта 11 сентября 2001

Ответственность за осуществлениетеррористического акта в Нью-Йорке администрация США возложила на террористическуюсеть «Аль-Каида», которую возглавлял Бен Ладен. США объявили настоящую войну этойструктуре. С сентября 2001 спецслужбы 70 стран мира арестовалиполторы тысячи членов этой организации. В конце осени 2001 г. США и ихсоюзники по антитеррористической коалиции начали войну против режима «Талибана»в Афганистане, который отказался выдать лидера Аль-Каиды. До конца февраля2002 в результате операции «Несокрушимая свобода» режим «Талибана» былопал, однако лидерам террористов удалось избежать ареста или гибели. Нанастоящий день борьба с террористической сетью продолжается.

Читайте также:  Географическая оболочка животные растения таблица

Помимо борьбы непосредственно стеррористами США развернули борьбу против режимов обвиняемых в поддержкетерроризма. 30 января 2002 президент США Дж. Буш-младший заявил осуществование «Оси зла» КНДР-Иран-Ирак. Режимы названных государств, имеющихоружие массового поражения, представляют угрозу миру.

Осенью 2002 г. обострилосьположение вокруг Ирака. США и Великобритания утверждали, что Ирак вопрекирезолюции ООН 1991 так и не разоружился (всего до 2003 г. былопринято 12 резолюций): у него есть химическое, бактериологическое оружие и его носители.Также Саддаму Хусейну забрасывались связи с международными террористическимиорганизациями, преступления против собственного народа.

Чтобы проверить подозрения ООН принимаетсоответствующую резолюцию и в Ирак было снаряжено специальную комиссию организации,которая, проработав три месяца, так и не нашла ОМУ. Темвремя США и Великобритания стягивают в регион свои войска и создаютантииракскую коалицию. Все попытки США и Великобритании провести через ООНрезолюцию, которая дала им возможность начать войну против багдадского режима,для его разоружении и свержение. Однако их стремление так и не был поддержанмировой общественностью. Против позиции США выступили Франция, Германия, Китай,Россия и целый ряд других ведущих государств. Франция и Россию пригрозилиналожить вето. Поняв, что легитимности своих действий не добиться, США иВеликобритания решили действовать самостоятельно, сломав всю систему международныхотношений, сложившейся после окончания холодной войны », проигнорировав всемеждународные организации и общественное мнение. 18 марта 2003 Дж.Буш-младший выдвинул ультиматум Саддаму Хусейну, чтобы тот оставил власть ипокинул страну. 20 марта войска США и Великобритании развернули боевые действия(Командующий генерал Томми Фрэнкс. После 21 дня войны американские войскаустановили контроль над Багдадом, а англичане — над Басрой. Хусейн потерялконтроль над страной и исчез. 14 апреля 2003 любой организованныйсопротивление было подавлено. В начале мая было объявлено о завершении боевыхдействий. Однако война не кончилась, в стране развернулась партизанская война противамериканских войск. Нет такого дня, чтобы не приходило уведомление опотери среди американских военных.

Свержение режима Хусейну поставилона повестку дня вопрос о послевоенном Ираке и всего региона Ближнего Востока.После серии переговоров США и Великобритании пришлось смягчить свою позицию.ООН, ЕС тоже примут участие в восстановлении и формировании власти в послевоенном Ираке.

Обострением положения вокруг Иракарешила воспользоваться КНДР, которая заявила о своем выходе из Договора онераспространении ядерного оружия и возобновила работы по строительству ядерногореактора. Также была проведена серия испытательных пусков баллистических ракет исделано заявление о наличии ядерного оружия. США поначалу прореагировав на этодостаточно мягко, по завершению войны в Ираке, начали поиск выхода из угрожающейситуации и в этом регионе. Однако реальных достижений так и нет.

Также не утихает конфликт наБлижнем Востоке. Невозможно выработать приемлемую формулу урегулированияизраильско-палестинского конфликта. Реализация плана «Дорожная карта» пробуксовывает.

«Стратегия национальной безопасности США» (извлечение)

СегодняСША обладают беспрецедентной военной мощью, а такжебольшим экономическим и политическим влиянием. В соответствии с нашим прошлым ипринципами, мы не используем нашу силу для осуществления давления для полученияодносторонних преимуществ. Вместо этого мы стремимся создать баланс сил на благосвободы человечества — условия, при котором все страны и все общества смогут самивыбирать блага и проблемы политической и экономической свободы. В безопасном мирелюди смогут жить лучшей жизнью. Мы будем защищать мир, борясь с террористамии тиранами. Мы будем сохранять мир, строя хорошие отношения среди крупныхгосударств. Мы будем распространять зону мира. Поддерживая свободные и открытые обществана каждом континенте?

? И это путь не только для Америки. Он открыт для всех.Для достижения указанных целей США будут:

— защищать стремление кчеловеческого достоинства;

— укреплять союзы дляобеспечения победы над глобальным терроризмом и принимать меры по устранениюнападений на нас и наших друзей;

— работать с другимисторонами для урегулирования региональных конфликтов;

— препятствовать нашимврагам угрожать нам, нашим союзникам и нашим друзьям оружием массовогоуничтожения;

— инициировать новую эру глобальногоэкономического роста путем свободных рынков и свободной торговли;

— расширять сферуразвития, увеличивая открытость обществ и строя инфраструктуру безопасности;

— расширять областисовместных действий с другими основными глобальными центрами силы;

— реорганизовыватьинституты национальной безопасности Америки с учетом вызовов и возможностейXXI в.

Вопросы и задания:

1. Какие основные проблемы международных отношений довилося решать в 90-егоды?

2. Почему Балканы конце ХХ в. снова стали «пороховым погребом»Европы? Как проблема Балкан была решена?

3. Что такое международный терроризм? Каковы причины его существования?

4. Какова главная цель внешней политики США на современном этапе?

5. Заполните таблицу: «Основные события международных конца 90-х годов ХХ в.- Начала XXI века »

Источник

Международные отношения во второй половине XX в. и в начале XXI в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.

Международные отношения во второй половине XX в. и в начале XXI в. Всеобщая история, Новейшая история, 9 класс.

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

Международные отношения в конце 20 — начале 21 века

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие между­народных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО. Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил сво­его существования после окончания «холодной войны», как ожида­ли многие. Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих во­просах мировой политики. Одним из ключевых направлений аме­риканской политики стала идея расширения своей зоны влияния. Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавско­го Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о при­соединении Украины и Грузии.

Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международ­ных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В на­чале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности. Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Вто­рой мировой войны. Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся иг­рать активную роль в разрешении ряда конфликтов. В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и тре­буют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопас­ности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось дого­вориться. Это даёт многим экономически влиятельным государст­вам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопас­ности за счёт «новичков».

Миротворческие силы ООН

Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единст­венной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная уг­роза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим сле­дуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Ру­анде, Боснии, Тайване, Косово.

Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой. Страдающие от огром­ного числа экономических проблем и политических неурядиц жи­тели африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, ука­зывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела. Открытых военных столкновений между странами в этом кон­фликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, ев­ропейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегаю­щие к террористическим методам. Среди стран третьего мира поя­вились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной пози­ции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враж­дебной цивилизации.

Читайте также:  Лакост поло таблица размеров

На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворче­ских операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участ­вуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане. Не всегда ми­ротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом заверши­лась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвра­тить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфлик­том на Балканах и в Конго. Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависи­мость от политических соображений. В то же время ряд стран, пре­жде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косо­во). Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.

Источник

Международные отношения в конце 20 — начале 21 века

Одним из важнейших факторов, влияющих на развитие между­народных отношений на рубеже 20-21 веков стал процесс расширения НАТО. Военно-политический блок, созданный когда-то для противостояния СССР и его союзникам, не прекратил сво­его существования после окончания «холодной войны», как ожида­ли многие. Оставшись единственной сверхдержавой после распада СССР и советского блока, США стали доминировать во многих во­просах мировой политики. Одним из ключевых направлений аме­риканской политики стала идея расширения своей зоны влияния. Ведомая ими организация НАТО начала уверенное продвижение на восток, в бывшую советскую «зону влияния». Блок включил в свой состав многих прежних участников Организации Варшавско­го Договора, а также страны Прибалтики, ведёт переговоры о при­соединении Украины и Грузии.

Временно оказавшаяся в руках США ведущая роль в международ­ных отношениях пришлась не по нраву многим государствам. В на­чале XXI столетия мир начал возвращаться к многополярности. Окончание «холодной войны», распад бывшего советского блока, увеличение количества государств третьего мира и усиление их влияния сделали неизбежной дискуссию вокруг будущего развития Организации Объединённых Наций, созданной по окончании Вто­рой мировой войны. Первоначально прекращение межблоковой конфронтации привело к росту влияния ООН, стремившейся иг­рать активную роль в разрешении ряда конфликтов. В какой-то момент казалось, что Совет Безопасности ООН приобретает функции «мирового правительства», решая вопрос о санкциях, учреждая временные администрации на различных территориях и т. п. Но довольно быстро выяснилось, что этого недостаточно. Многие страны не видят возможности повлиять на решения ООН и тре­буют реформы. В то же время постоянные члены Совета Безопас­ности, пользуясь правом вето, регулярно блокируют принятие решений по ключевым вопросам, по которым им не удалось дого­вориться. Это даёт многим экономически влиятельным государст­вам — Японии, Германии, Индии, Бразилии, Мексике, Италии и др. — новые аргументы в пользу идеи расширения Совета Безопас­ности за счёт «новичков».

Прежнее соревнование между двумя супердержавами (СССР и США) ушло в прошлое, ему на смену пришло стремление единст­венной оставшейся сверхдержавы — США — «навести порядок» в мире, ставшем более сложным и хаотичным. Исчезла страшная уг­роза глобальных кризисов типа Карибского, но один за другим сле­дуют локальные кризисы в Персидском заливе, Сомали, Гаити, Ру­анде, Боснии, Тайване, Косово.

Усилился конфликт «Север — Юг», где друг другу фактически противостоят блок развитых государств Запада, с одной стороны, и бедные страны третьего мира — с другой. Страдающие от огром­ного числа экономических проблем и политических неурядиц жи­тели африканских, азиатских и латиноамериканских государств нередко винят «цивилизованный капитализм» в своих бедах, ука­зывают на неоднократное вмешательство в их внутренние дела. Открытых военных столкновений между странами в этом кон­фликте нет, но он не избавляет от растущей неприязни к США, ев­ропейским государствам. В странах «Юга» немалым влиянием пользуются экстремистски настроенные силы, нередко прибегаю­щие к террористическим методам. Среди стран третьего мира поя­вились новые лидеры, в частности Иран и Венесуэла, публично критикующие «американский империализм». Особую роль в этом конфликте может сыграть Россия, оказавшаяся в сложной пози­ции: часть государств «Юга» рассчитывает на её помощь в борьбе с «Севером», другие же считают её одним из представителей враж­дебной цивилизации. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

На рубеже тысячелетий серьёзно возросло число миротворче­ских операций, осуществляющихся ООН. Особенно активную роль в них играют Пакистан, Бангладеш, Индия, Иордания и Гана. Участ­вуют в деятельности миротворцев и ряд основателей ООН, в том числе Россия и Франция. «Голубые каски» помогли частично восстановить мир на Восточном Тиморе и в Ливане. Не всегда ми­ротворцам сопутствует успех. В 1993 г. полным провалом заверши­лась миссия ООН в Сомали, не сумевшая остановить гражданскую войну, в 1994 г. миротворцы оказались не в состоянии предотвра­тить геноцид в Руанде, они не справились с вооружённым конфлик­том на Балканах и в Конго. Главная слабость миротворцев — их чрезмерная неповоротливость (они обязаны дожидаться решений ООН и не могут активно применять оружие) и излишняя зависи­мость от политических соображений. В то же время ряд стран, пре­жде всего США и их союзники по НАТО, не раз демонстрировали готовность действовать в обход ООН (например, в Ираке и в Косо­во). Это вызвало недовольство как многих стран третьего мира, так и России.

Источник

Международные отношения на рубеже XX-XXI веков

На рубеже XX-XXI веков складывается качественно новая геополитическая, цивилизационная и экономическая ситуация, обусловленная влиянием целого ряда факторов.

Распад СССР и системы социализма привели к преобразованию биполярной системы мирового порядка в однополярную. В основе такого порядка рост могущества США – единственной оставшейся сверхдержавы. Гегемония США основана на их военном и экономическом превосходстве, которое опасно имперским всевластием, склонностью к силовому диктату и доминированию абсолютного меньшинства над абсолютным большинством, которое ощущает безальтернативность будущего.

При отсутствии реальных сдержек и противовесов США открыто пренебрегают международным правом, уставом ООН и мнением международного сообщества. Наиболее явно эти тенденции проявились при агрессии США против Югославии в 1999 г. и Ирака в 2003 г.

Однако агрессивная и неуклюжая американская политика (достигшая своего апогея при Джордже Буше-младшем) привела к целому ряду негативных последствий для международной безопасности и самих США:

1. В результате непродуманного силового вмешательства в Ираке и Афганистане, а также попытки реализации проекта «Большой Ближний Восток» (смена неугодных США и Западу режимов и установления их контроля за регионом под прикрытием «демократизации»), возникла дуга нестабильности от северной Африки до Афганистана и Пакистана. Этот регион, населённый преимущественно мусульманами, стал питательной средой для международного терроризма и исламского радикализма. Что, в свою очередь, является серьёзным дестабилизирующим фактором для ситуации в Турции, Арабских странах, Иране, Пакистане, Средней Азии и мире в целом. Ситуация усугубляется мировым финансово-экономическим кризисом.

Читайте также:  Щенок английского бульдога таблица веса

2. Угроза американского вторжения подтолкнула Иран и Северную Корею к стремлению овладеть ядерным оружием, поскольку только наличие такого оружия может служить гарантией от агрессии со стороны США. А такое стремление в свою очередь неминуемо приводит к постоянным кризисам в отношениях между этими странами и Западом.

3. Американская угроза способствовала сплочению иранского общества вокруг радикальных исламистов. С другой стороны, свержение иракского режима и дестабилизация Афганистана привели к усилению влияния в этих странах шиитского Ирана. В результате Иран вновь превращается в лидера исламской революции. Ситуация особенно опасна в случае овладения этой непредсказуемой страной ядерными технологиями и возможным союзом с Аль-каидой и другими исламскими экстремистами.

4. Агрессия США и НАТО в Югославии, с последующей оккупацией Косово, привели к фактическому геноциду сербов. Кампания систематической травли, вооружённых нападений, угроз, уничтожения национальных святынь при попустительстве миротворцев из НАТО привела к почти полному вытеснению сербов с их исторических территорий и фактическому превращению Косова в государство албанских националистов. Дальнейший распад Югославии (в 2006 г. Черногория провела референдум о независимости и отделилась от Сербии, Косово при поддержке запада в 2008 г. в одностороннем порядке провозгласило свою независимость) способен ещё больше дестабилизировать самый взрывоопасный в Европе регион, существенно усилить в нём фактор исламского радикализма, реанимировать идею «Великой Албании» и создать опасный прецедент силового передела границ. Пример Косова спровоцировал обострение ситуации на Кавказе, где Грузия, надеясь на поддержку Запада, попыталась силой подчинить себе формально входящие в её состав и провозгласившие себя суверенными бывшие советские автономии. В результате в 2008 г. независимость Абхазии и Южной Осетии признала Россия, а затем и некоторые другие страны. Данным примерам могут последовать Приднестровье, Нагорный Карабах, Сербская Республика, входящая в состав Боснии и Герцеговины, Иракский Курдистан, Турецкая Республика Северного Кипра и т. д.

5. Ненависть к США, вызванная их политикой, способна спровоцировать резкое усиление противостояния цивилизаций и контрнаступление исламского мира.

Согласно неписаному закону: действие всегда рождает противодействие. Недовольство американским диктатом привело к стихийному отталкиванию от единственной сверхдержавы, поиску сдержек и противовесов.

Так самостоятельным центром силы постепенно становится Европейский Союз (ЕС), включающий в себя уже 28 государств Европы (ещё ряд стран стоит на очереди). Его экономическая мощь сопоставима с США: доля ЕС в общемировом валовом продукте составляет 19,8 %, а США – 20,4 %. Европе уже не нужна американская защита от мифической или реальной «советской угрозы», поэтому она проводит всё более самостоятельную внешнюю политику, рассматривая США скорее как экономического конкурента. Всё более расходятся и мировоззренческие подходы США и ЕС. В частности, США делает ставку на военную силу, а ЕС на политические средства. На этой почве возможно его сближение с Россией. Так во время Иракского кризиса действовала евротройка: Россия, Германия и Франция, противостоящая США. Однако впоследствии ЕС постарался помириться с США и в Украинском кризисе 2004 г. был с Россией уже по разные стороны. То же самое произошло и во время конфликта на Кавказе в августе 2008 г. В то же время, экономические и политические интересы России и ЕС во многом совпадают.

Сама Россия постепенно также становится мощным центром силы и фактором международной политики. Характерно, что в 2006 г. Россия возглавила «большую восьмёрку» крупнейших индустриальных стран мира и Совет Европы. Отказываясь от односторонней ориентации на США и Запад, она восстанавливает прежние связи и развивает новые. Ещё при премьерстве Е. М. Примакова была высказана идея «стратегического треугольника» Индия – Китай – Россия, способного стать серьёзным противовесом американской гегемонии и расширению НАТО. Мощным политическим фактором становится и Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), в которую входят Россия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан в качестве полноправных членов, а также Индия, Пакистан, Иран и Монголия в качестве наблюдателей. Активно взаимодействует Россия и с исламским миром. Таким образом, у России появляется широкое поле для манёвра, позволяющее ей эффективно защищать свои интересы и существенно влиять на мировой политический процесс.

Самый серьёзный вызов США может составить Китай. По прогнозам, к 2020 г. Азия, ведомая КНР будет производить 40 % мирового валового продукта, а ВНП Китая достигнет 20 триллионов долларов. При этом США окажутся лишь на втором месте с ВНП, равным 13,5 триллионов долларов. Сопоставима будет и военная мощь двух стран. Серьёзными центрами силы становятся также Япония и, в потенциале, объединённая Корея.

Население Индии уже превысило 1,1 миллиарда человек и, по прогнозам демографов, к середине XXI века Индия может обойти по этому показателю Китай и выйти на первое место. По ВНП эта страна уже вышла на четвёртое место в мире, и её экономический и военный потенциалы продолжают расти. Следует отметить, что Индия, как и соседний с ней Пакистан, недавно стали ядерными державами.

Постепенно осознаёт свою силу и единство исламский мир. Знаковым событием для него стал процесс освобождения Израилем захваченных арабских территорий, что воспринимается мусульманами как победа в справедливой многолетней борьбе. Страны этого региона располагают огромными экономическими (в первую очередь запасами нефти) и человеческими ресурсами. Они всё более недовольны своим местом в мировом порядке, а американское вторжение в Афганистан и Ирак воспринимают как «новый крестовый поход против Ислама».

Даже Латинская Америка всегда считавшаяся «задним двором США», становится всё более самостоятельной. В этом регионе антиамериканские настроения как никогда сильны. Свидетельством этому является создание антиамериканского тройственного союза, куда вошли Куба, Венесуэла и Боливия. Симптоматично и возвращение к власти (причём путём победы на демократических выборах) лидера Сандинистской революции Д. Ортеги в Никарагуа. Другие страны этого региона также всё больше осознают свои отличные от американских интересы. Особенно следует отметить Бразилию, которую вместе с Россией, Индией, Китаем и ЮАР причисляют к наиболее динамично развивающимся странам (по первым буквам английского названия эти страны именуют БРИКС). Недавно страны БРИКС стали проводить совместные саммиты и выступать с совместными предложениями по реформирования мирового порядка. Характерно, что по количеству населения Бразилия уже вышла на пятое место в мире.

Помимо этого американской гегемонии объективно могут препятствовать следующие факторы:

1. Возможный отказ американского народа платить высокую цену за имперское всесилие. Благополучные американцы приветствовали «маленькие победоносные войны» в Афганистане и Ираке (особенно на фоне терактов 11 сентября 2001 г.). Однако постепенно выясняется, что никаких видимых результатов (кроме свержения одиозных режимов) нет. И по мере затягивания конфликтов и роста количества потерь недовольство войнами на другом конце земного шара среди американских граждан резко возрастает.

2. Отсутствие гарантированной солидарности союзников.

3. Организованное противостояние потенциальных жертв.

Таким образом, однополярный мир, появившийся после обвала системы социализма, неизбежно медленно, но верно дрейфует в сторону многополярного.

Переломным можно считать 2008 г., когда начавшийся в США мировой финансово-экономический кризис ещё больше подорвал претензии американцев на лидерство в мире. Более того, в августе 2008 г. Россия впервые после распада СССР применила военную силу за пределами своей территории не обращая внимание на реакцию Запада, что наглядно продемонстрировало конец однополярного мира. Символично, что в том же месяце Китай обошёл США по количеству наград на Пекинской олимпиаде.

Источник

Adblock
detector