Меню

Методы обучения географии таблица



Классификация и хар-ка методов обучения географии

Методы обучения — это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования. Эта дея­тельность проявляется в использовании источников позна­ния, логических приемов, видов познавательной самодеятель­ности учащихся и способов управления познавательным процессом учителем.

Таким образом, характерными признаками понятия «метод обучения» являются: цель, которая определяет систему дейст­вий, необходимых для достижения этой цели, средства, с помощью которых эта цель будет достигнута, а также объект, на который эта система действий направлена.

Классификации методов обучения . В дидактике различают три большие группы методов: методы стимулирования учебной деятельности школьников, методы организации учебно-познавательной деятельности и методы контроля за эффективностью этой деятельности. Методы организации учебно-познавательной деятельности классифицируют по разным основаниям: по характеру познавательной деятельнос­ти школьников, по источникам знаний, по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные методы), по степени самостоятельности учащихся.

В методике обучения географии существуют две классифика­ции методов обучения: по источникам знаний и по характеру познавательной деятельности учащихся, который обусловлен разными уровнями усвоения знаний. Многолетний опыт обучения географии в школе подтверж­дает эффективность классификации методов по источникам знаний. В этой классификации выделяют три группы методов: словесные, наглядные и практические.

Методы обучения, различающиеся по источникам знаний . Словесные методы. Речь — важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источ­ником географической информации), это и работа с текстомучебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма:беседа с классом, а также работа школь­никовс вопросами и заданиями учебника. Основное назначение словесных методов — передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целе­вых установок, актуализации опорных знаний, при обобщении и систематизации учебного материала. Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с поста­новкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

Наглядные методы обучения географии . Вэтой группе методы различаются по средствам наглядности, отражающим то или иное содержание. В наглядных методах источники знаний представлены разнообразными видами учебно-наглядных пособий. Иногда функции наглядного материала выполняет краеведческий материал и модели. Среди названных методов разли­чают методы использования учебных картин, иллюстративных таблиц, экранных пособий, педагогического рисунка, карт и других моделей. Применение наглядных методов играет большую роль в развитии у школьников наглядно-образного мышления, остро­ты восприятия, наблюдательности, зрительной памяти. Наглядные методы тесно связаны со словесными методами. В одних случаях они предшествуют словесным. Например, фор­мулировка понятия «озеро» дается только после рассмотрения учебных картин с изображением разных озер, после просмотра диафильма или кинофильма об озерах.

Практические методы обучения . Эти методы отличаются от словесных и наглядных по объектам изучения, которые представлены географической действительностью и ее моделями (картами, профилями, графиками и т.д.). Суть практических методов обучения состоит в том, что учи­тель ставит учебную задачу и организует деятельность учащих­ся по усвоению способов действий с географическими объек­тами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания. Например, читать, анализировать текто­ническую карту, сопоставлять ее с физической картой для установления связей современного рельефа, со строением земной коры. В состав практических методов входят наблюдения объектов и явлений в природе и на производстве (а также в непроизвод­ственной сфере), методы работы с картами, схемами, профиля­ми, статистическими показателями.

Классификация методов обучения по характеру познава­тельной деятельности школьников. Объяснительно-иллюстративный метод (или информацион­но-рецептивный) предназначен для передачи учебной инфор­мации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью это­го метода закладывается основной запас знаний, на базе кото­рых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необходим при введении теоретиче­ских знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фак­тов (например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации и т.д.). Репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и формирование специфических географических умений. Роль учителя заключается в том, что он системой заданий органи­зует деятельность школьников по неоднократному воспроизве­дению сообщенных им или текстом учебника знаний и способов деятельности. Репродуктивный метод учит школьников применять знания и умения в знакомой учебной ситуации, действовать по об­разцу. Метод проблемного изложения. Назначение этого метода — показать учащимся сложный путь познания, движения к исти­не, продемонстрировать образец доказательного решения како­го-либо сложного вопроса. Учитель сам ставит проблему, четко ее формулирует перед учащимися и решает ее сам, раскрывая ход рассуждения ученого (коллектива ученых). Школьники следят за ходом рассуждений, учатся логическим операциям, с помощью которых решаются проблемы. Например, учитель ставит и раскрывает проблему определения относительного и абсолютного возраста горных пород . Применение проблемного метода ограничено содержанием учебного материала и умением учите­ля излагать его проблемно. Частично-поисковый метод. Задача этого метода — посте­пенно приобщить школьников к творческой деятельности, по­скольку два вышеназванных метода рассчитаны на репродук­тивное, а не на творческое мышление учащихся. Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного по­знания. Учитель предлагает школьникам часть учебного мате­риала освоить самостоятельно. Исследовательский метод. Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них матери­ал. Задание учителя ставит их перед необходимостью «пройти путь ученого», последовательно и сознательно применять обще­учебные и специфические для географии способы деятельности. Главное назначение этого метода — приобщение школьников к творческой деятельности посредством самостоятельного изуче­ния нового учебного материала, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обосновании их правильности.

Источник

Разнообразные формы обучения, применяемые для повышения познавательного интереса на уроках географии

“ Учитель, как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодое деревце,
может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала плод обильный»

Тихон Задонский

Проблема активности учащихся на уроках географии, их интереса к предмету уже давно стала весьма актуальной, так как качество знаний школьников резко ухудшилось. Опыт показывает, что некоторые методы обучения устарели, и результат их уже не может удовлетворить требованиям современного, постоянно развивающего общества.

Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества знаний, относящихся к различным областям науки (страноведение, картография, история, астрономия и многих других). Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке.

За последние семь лет мною испробовано немало различных приемов обучения. Наиболее эффективными из них являются те, в которых ученик задействовал все виды памяти: зрительную, слуховую, механическую. Поскольку география относится к устному предмету для меня очень важно, чтоб ученик проговаривал важные моменты, поэтому на уроке я даю время выучить определение или новый термин. Нововведением для меня является применение игр и разнообразных видов контроля изученного материала.

Все обучение, и развитие учащихся осуществляется мною с учетом повышения интереса к предмету. Такие организационные формы, как уроки, учебные экскурсии, домашние задания, факультативные и коррекционные занятия я стараюсь строить с учетом восприятия ученика, его мотивации. И от того насколько я правильно подхожу к решению поставленной задачи, настолько будут правильнее сформированы географические понятия.

Опорные конспекты в обучении географии

Одним из интересных и эффективных методов активизации познавательной деятельности я считаю применение опорных конспектов. Они полезны и сильным ученикам, но особенно важны для слабых. На любом уроке, с 5 по 10 класс работа с применением опорного конспекта.

Насколько интересно бывает наблюдать за реакцией в 10 классе, когда учащиеся видят что-то новое. А именно, при изучении региональной характеристики мира каждый регион рассматривается по определенному плану. На одном из таких уроков я предлагаю сделать описание по опорному конспекту (Рис.1). По началу у ребят возникает много вопросов, но когда я расшифровываю каждую букву, то становится все ясно. Работа оформляется на развороте тетради.

О – обозначает географическое положение страны, Н– население, Х – хозяйство, Б– богатства описываемой страны. В данном случае уклонения от работы я не замечала, поскольку заполнить такой ОК не представляется сложным. Проверка работ такого плана намного облегчена: сразу виден объем проделанной работы, легко просматриваются ошибки.

Читайте также:  Коды регионов автомобильные коды регионов россии таблица 2016

Рис.1. Комплексное описание страны

Навык «чтения» карт, как источника информации

На выходе из школы выпускники должны владеть навыками «чтения» тематических, комплексных карт как источника географической информации. Карта должна направлять ученика в логическое русло, она должна быть им грамотно читаема. Каждый раз, открывая карту даже самые немотивированные учащиеся способны увидеть ответ, своего рода открытую шпаргалку. Детям часто приходится напоминать основные «заповеди» при подготовке к уроку и работе на уроке:

  • без карты нет географии;
  • одновременно называть и показывать объекты на карте;
  • научиться мысленно «картографировать» содержание;
  • интересоваться жизнью страны и мира, находить названные по радио и телевидению объекты;
  • описывать, объяснять, прогнозировать и показывать, так как все явления и процессы имеют конкретное место или пространственное положение на карте.

Но как можно заставить ученика седьмого класса открыть карту и дать ему возможность увидеть особый вид изобразительного искусства, отразившего научную информацию? Один из наиболее популярных и применяемых методов это игра «5-й лишний». Например, мысы материков:

Мыс Марьято лишний, так как он находится в Северной Америке, а все остальные относятся к материку Евразия.

С понятием физико-географическое положение материка ученики встречаются впервые, поэтому необходимо детальное объяснение материала.

Для того, чтобы дать характеристику положения материка, необходимо ответить на следующие вопросы:

  1. В каких полушариях расположен материк?
  2. Какое положение занимает относительно экватора и начального меридиана?
  3. В каких географических и климатических поясах расположена большая часть материка?
  4. Какими океанами и морями омывается?
  5. Каково положение материка относительно океанов и других материков?

На все эти вопросы можно ответить только при помощи кары. А чтобы заинтересовать и увлечь семиклассников я предлагаю отправиться по береговой линии на восток от Гибралтарского пролива «Вокруг Африки» (Рис. 2).

  1. пролив…
  2. море…
  3. канал…
  4. море…
  5. полуостров…
  6. океан…
  7. остров…
  8. пролив…
  9. залив…
  10. океан…

Рис.2. Путешествие вокруг Африки

Ученики находят названия проливов, островов и т.д. и подписывают их на контурах.

Творческие домашние задания

Сделать работу более разнообразной и увлекательной можно не только на уроке. Домашнее задание тоже может вызвать познавательный интерес ребят, если имеет элементы творчества.

Такое задание, пожалуй, заинтересует любого школьника. Для его успешного выполнения понадобиться любое несложное предложение будь то из атласа или параграфа учебника. Например: «Южная Америка- материк больших природных контрастов». После выбора предложения необходимо слова записать вразброс. Например: «больших Америка материк — контрастов Южная природных». Красочно оформленная карточка выдается на уроке для отгадывания любому непоседливому ученику.

Например, в старших классах в качестве домашнего задания я прошу написать доклад по теме с использованием дополнительной литературы. Чтобы это занятие не превратилось в простое механическое переписывание материала из книги в тетрадь, я определяю условия, на которые нужно ориентироваться:

— выполнить на отдельном альбомном листе;
— использовать необычное оформление;
— приложить картинку или рисунок;
— четко и ясно рассказать и сделать вывод;
— показать на карте объект, о котором идет речь.

За каждое выполненное условие ставится 1 балл, из чего складывается оценка.

Такая направленность заинтересовывает ребят, и они очень стараются при выполнении задания. Работа получается красивой и любопытной, и ее с удовольствием изучают другие учащиеся класса.

Не менее увлекательны для учеников 6-8-х классов и домашние задания по составлению кроссвордов. При их составлении я ориентирую ребят на грамотность поставленных вопросов, соответствие их теме и оригинальность кроссворда. Данные условия, а также количество вопросов учитываются при оценивании.

Кроссворды, составленные учащимися дома, я применяю на следующем уроке в целях повторения пройденного материала. Такой подход делает данный этап урока увлекательным, а к оцениванию привлекает остальных учащихся, что, я считаю, целесообразно

Краеведческий аспект в преподавании курса географии

В течение последних пяти лет я все больше стараюсь делать акцент на сравнительный метод обучения, причем сравнение привожу на примерах своей местности. Числовые значения температуры, осадков, наличие преобладающих ветров, почв и других характеристик легко и с интересом воспринимаются учащимися при сравнении с той местностью, в которой они живут, в которой приобрели жизненный опыт. В классах коррекции это особенно важно, поскольку дети мыслят конкретно, а не образно.

В качестве одного из способов, повышающих познавательную деятельность учащихся при повторении материала, я использую задачи преобразования изученного. По-моему, облачение уже известного в новую форму, рассмотрение его в новом ракурсе заставляет мыслить, и процесс запоминания информации становится эффективнее.

Вот пример одного из вариантов. При изучении темы «Климат России», когда ребята уже познакомились с понятиями «солнечная радиация», «тип климата», «коэффициент увлажнения», в конце урока я провожу небольшую самостоятельную работу. На доске пишу названия городов и задание:

В городах России, расположенных на разной широте и долготе:

  1. Указать температуру, осадки и тип климата.
  2. В каких городах климатические условия более благоприятны для человека? Почему?
  3. Почему климат Верхоянска суровее климата Калининграда?

С помощью карт атласа учащиеся находят необходимые цифровые значения, данные и определяют климатические условия и тип климата той территории, где находится тот или иной город. Подобная работа не занимает много времени, а ребята приобретают навыки работы с картами.

Это был вариант задания для учащихся лицейских классов. В ККО (классах компенсирующего обучения) я слегка изменяю задание: каждый ученик получает карточку с названиями городов, на которой имеется кармашек. В него вложены листочки с вариантами ответов. Задача слабого ученика — найти правильный ответ для каждого города и разложить листочки на карточке.

В классах ККО повышена утомляемость ребят. Поэтому целесообразно на уроке проводить разного рода паузы или физкультминутки. На мой взгляд это время можно проводить в рамках изучаемой темы. По опыту могу сказать, что «Спящий опрос» — это и разминка, и познавательная игра. Приведу пример. Учащиеся кладут голову на руки, лежащие на парте, и закрывают глаза, я читаю утверждение: «Горные породы состоят из минералов»; если ученик согласен – он поднимает голову. Все, кто ответил правильно получают жетон. У кого больше жетонов по результатам опроса – получают оценку (Рис.3; 4).

Рис. 3. В ожидании вопроса

Рис. 4. После выбора ответа

Еще одним из способов активизации познавательного процесса, который я использую в своей практике, является работа с терминами.

В конце урока снижается концентрация внимания и ученикам хочется сменить вид работы. Во многих темах по географии найдется список терминов, который необходимо знать и уметь воспроизводить. На протяжении нескольких лет я в своей работе использую карточки с терминами. Приемы работы с терминологией нравятся учащимся. Вот один пример: один человек выходит к доске, он не должен видеть слово на карточке, а класс воспроизводит определение, не называя слова с карточки. Задача стоящего у доски, отгадать слово (Рис.5; 6). Такая форма приемлема в слабых классах. Второй пример: в общеобразовательном классе отвечающий у доски называет определение самостоятельно по ряду карточек.

Такая работа, на мой взгляд, способствует более эффективному усвоению новых для учащихся географических терминов.

Рис. 5. Отгадывание терминов

Рис. 6. Отгадывание терминов

География — уникальная естественно-общественная наука и учебный предмет, позволяющий преподать школьникам широкий спектр связей общественных и природных явлений и процессов, происходящих в географической среде. Это особенно важно в настоящее время, когда негативные последствия деятельности человека и общества в окружающей среде очевидны. Поэтому выбор форм, видов, методов, способов и приемов, используемых мною на уроках, помогает более эффективному усвоению знаний. А знания являются результатом познавательной деятельности человека. Они совершенствуются в процессе активной практической работы.

Наиболее часто используемые мною способы и приемы, такие как разминка, отгадывание кроссвордов, работа с контурными картами, «спящий опрос» нравятся учащимся. Не меньший интерес у школьников младших и средних классов вызывают также разнообразные приемы работы с учебником. Для ККО (классов компенсирующего обучения) наиболее приемлемы составление опорных схем в тетради, несложные таблицы. Очень важно для таких детей находить индивидуальный подход с самого начала как только обнаруживаются трудности. Учитывая их особенности, я ввожу на отдельных этапах урока игровые элементы, использую красочно оформленный наглядный материал. Вообще, стараюсь обучать путем пошаговой обратной связи, осуществляемой по результатам усвоения отрезка даваемого учебного материала. Комплексное использование средств, форм, методов и приемов обучения эффективно при правильной дозировке. Учет каждого метода и приема в соответствии с изучаемым материалом дает положительный результат.

Таким образом, возможности школьной географии воспитывать учащихся коренятся как в содержании изучаемого географического материала, так и в способах его передачи учащимся: в системе разнообразных форм и приемов работы, в организации познавательной деятельности школьников, широком применении средств наглядности, в том числе натуральных и произведений искусства, в создании мажорного тона обучения, в глубокой эрудиции учителя и его духовного богатстве, в умении передать учащимся свое отношение к изучаемому.

Читайте также:  Valign top для всей таблицы

Осуществление обучения доступно каждому учителю, любящему и знающему свой предмет, учитывающему психологические особенности и возрастные познавательные возможности школьников.

Источник

Методы обучения, используемые на уроках географии

Методы обучения, используемые на уроках географии

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения — способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В современной дидактике существует огромное количество самых разнообразных методов обучения. В связи с этим возникла необходимость их классификации.

Метод обучения — процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ:

1. По источникам знаний выделяют 3 группы методов обучения:

2. По уровню познавательной деятельности выделяют 3 группы методов обучения:

1) объяснительно-иллюстративный метод;

2) частично-поисковый метод обучения географии;

3) исследовательский метод обучения географии

4. Методы самостоятельной работы

(более подробно предлагаю познакомиться с каждым методом)

1. Словесные методы обучения географии

Речь — важнейшее средство общения между людьми. Без нее немыслим и процесс обучения. В этой группе методы различаются по форме изложения содержания. Это изложение учебного материала в монологической речи учителя (рассказ, объяснение, школьная лекция, разъяснение способов деятельности, приемов работы с каким-либо источником географической информации), это и работа с текстом учебника и других книг. Нередко в обучении используется диалогическая форма: беседа с классом, а также работа школьников с вопросами и заданиями учебника. Словесные методы так же древни, как и само обучение. Однако они не утратили своей роли по сей день, так как оказывают значительное влияние на развитие мышления и речи учащихся, на формирование эмоциональной сферы личности школьников. Основное назначение словесных методов — передача учебной информации при введении новых знаний, формулировка целевых установок, актуализация опорных знаний при обобщении и систематизации учебного материала. Образная, эмоциональная речь учителя географии оказывает большое внимание на развитие речи учащихся, на всю эмоциональную сферу их личности. Многие учителя географии избегают рассказа, объяснения, предпочитая коллективную беседу как более активное средство формирования знаний. Однако наряду с беседой необходима и монологическая речь учителя, воспринимаемая школьниками как образец последовательного стройного изложения основных мыслей.

Самостоятельность в познавательной деятельности учащихся при применении словесных методов выражена внутренней стороной методов — разными уровнями самостоятельной деятельности (от воспроизводящего до творческого). Внешняя сторона проявляется в речи учащихся, в которой четко прослеживается самостоятельность в переосмысливании содержания объяснения учителя или текста учебника. Ведь большинство школьников при ответах на вопросы учителя или учебника вносят элемент творчества. Так, при устном воспроизведении материала учебника школьники опускают детали, перестраивают логику изложения, вносят новые факты, заимствованные из жизненного опыта, прочитанных книг, информации радио и телевидения.

Наибольшие возможности для проявления самостоятельной творческой деятельности имеет эвристическая беседа с постановкой проблемных вопросов, ведение дискуссии на семинарах и т.д. Беседа позволяет выявить индивидуальные особенности школьников: быстроту их реакции, особенности мышления и речи, памяти, уровень имеющихся знаний, интересы, широту кругозора.

Основное направление совершенствования словесных методов — максимальное использование их потенциала в организации мыслительной деятельности школьников, что требует от учителя управления внутренней стороной метода. Это может быть достигнуто посредством обучения школьников логическим операциям, приемам логического анализа текста учебника, решению проблемных заданий. Все это значит, что необходимо обучать школьников анализу, сравнению, систематизации, обобщению. Словесные методы необходимы для обучения рассуждать, высказывать свое мнение, рассказывать о наблюдаемых явлениях, делиться впечатлениями, которые имеют прямое отношение к географическому содержанию.

2. Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран) обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

3. Практические:

— анализ и решение конфликтных ситуаций и т.д.

По уровню познавательной деятельности выделяю 3 группы методов обучения:

1. Объяснительно-иллюстративный метод обучения географии.

Предназначен для передачи учебной информации учителем, которая предполагает организацию усвоения знаний с использованием средств наглядности. С помощью этого метода закладывается основной запас знаний, на базе которых позже можно организовать самостоятельную работу школьников. Учитель передает знания, учащиеся усваивают их в готовом виде. Этот метод необходим при введении теоретических знаний, усвоение которых слабо обеспечено знанием фактов (например, сведения о циркуляции атмосферы, о движении литосферных плит, видах и формах урбанизации и т.д.). Этот метод — один из наиболее экономных способов передачи знаний: за небольшой отрезок времени можно передать большой объем знаний. Учебную информацию можно передавать и современными техническими средствами — с помощью компьютера, магнитофона, телепередач, видеофильмов. Однако деятельность учащихся протекает лишь на первом уровне, они усваивают и воспроизводят готовую информацию. Степень самостоятельности учащихся в учебной деятельности очень мала.

2. Частично-поисковый метод обучения географии

Задача этого метода — постепенно приобщить школьников к творческой деятельности. Применение частично-поискового метода учит школьников самостоятельно выполнять отдельные шаги в целостном процессе учебного познания. Учитель предлагает школьникам часть учебного материала освоить самостоятельно. Например, поставить вопрос к учебной картине, к материалу, изложенному учителем, провести сопоставление карт и сделать вывод, сравнить объекты и т.д. Предлагает высказать предположение на основе изученных фактов. Например, сформулировать определение понятия «вертикальная поясность» на основе изучения смены природных поясов в Андах на разной широте. В ответ на это задание ученики 7 класса сформулировали такое определение: «Вертикальная поясность — это произведение высоты гор на географическую широту», проявив при этом свои математические способности.

Моя задача при применении частично-поискового метода — научить учащихся самостоятельно применять знания, вести поиск новых. Этот метод применяется при опоре на уже имеющиеся у школьников знания и умения, полученные в предшествующих курсах, темах и по другим предметам. Чаще всего метод реализуется с помощью проблемных, творческих заданий, способ выполнения которых учащимся заранее не известен. Большую роль в этом методе играет эвристическая беседа, которая состоит из серии взаимосвязанных вопросов. Ее содержание и последовательность вопросов должны быть хорошо продуманы учителем, чтобы школьники могли самостоятельно решать часть предлагаемых им познавательных задач. Примером может служить беседа об изменении равнин под действием внешних и внутренних процессов, в ходе которой учащиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на знания о процессах выветривания, работе текучих вод, ветра, моря, приобретенных в курсе природоведения (или естествознания) и при изучении предшествующей темы «Изменение гор».

Эвристическую беседу можно строить по результатам выполнения практических работ по картам, таблицам, на основе предварительного знакомства с текстом учебника, просмотра учебного видеофильма и т.д.

3. Исследовательский метод обучения географии

Суть этого метода состоит в том, что учащиеся самостоятельно изучают новый для них материал. Задание учителя ставит их перед необходимостью «пройти путь ученого», последовательно и сознательно применять общеучебные и специфические для географии способы деятельности. Главное назначение этого метода — приобщение школьников к творческой деятельности, развитие креативных способностей, которое складывается из изучения фактов, предположения о существовании причинных связей, проверки и обоснования их правильности.

В реальном учебном процессе я этот метод применяется крайне редко, что объясняется рядом причин: большие затраты времени в сравнении с теми, которые необходимы для усвоения готового знания по тому же вопросу. Кроме того, учащиеся должны быть подготовлены к исследовательской работе посредством выполнения все усложняющихся заданий. Для применения исследовательского метода необходимо специальное учебное оборудование — справочники, серии карт, географическая литература для учащихся и т.д. При этом методика исследовательского метода еще слабо разработана, отсутствуют достаточно полные рекомендации по его реализации в учебном процессе.

Наиболее благоприятные возможности для «исследования» учащимися географических объектов, процессов, территорий имеются при завершении изучения региональных разделов курсов, в конце общих обзоров на уроках обобщения знаний и умений. Например, при изучении экономической и социальной географии России учащимся целесообразно предложить самостоятельно изучить географию современной пищевой промышленности или одного из видов транспорта страны, перспектив его развития.

Читайте также:  Масса одной молекулы газов таблица

Методы самостоятельной работы

Методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя, как отмечалось ранее, выделяются на основе оценки меры самостоятельности учеников в выполнении учебной деятельности, а также степени управления этой деятельностью со стороны преподавателя.

Все описанные ранее методы (словесные, наглядные, практические и др.) в том случае, когда они применяются при активном управлении действиями учеников со стороны учителя, выступают в данной классификации как методы учебной работы под руководством учителя. В том случае, когда ученик выполняет свою деятельность без непосредственного руководства со стороны педагога, говорят о том, что в учебном процессе применяется метод самостоятельной работы. Самостоятельная работа выполняется как по заданию учителя при опосредованном управлении ею, так и по собственной инициативе ученика, без указаний и инструктажа учителя. Как правило, без предварительного использования первого вида самостоятельной работы невозможен впоследствии ее более сложный второй вариант.

Самостоятельная работа учеников осуществляется при выполнении самых разнообразных видов учебной деятельности. Наиболее распространенным ее видом в школьных условиях является работа со школьным учебником, справочной и другой литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала учебник не следует закрывать, как это делают многие учителя, а, наоборот, нужно просить учеников внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, мысленно выделять по совету учителя главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике отдельные учебные тексты, например, можно вообще предложить ученикам прочитать в ходе урока самостоятельно Особенно это касается несложных параграфов, в которых рассказывается о применениях тех или иных явлений, даются исторические справки и т. п.

Некоторые уроки по доступным темам вообще рационально проводить в виде самостоятельной работы учеников с учебником. После прочтения текста и ответов на контрольные вопросы организуется заключительная беседа, учитель ставит дополнительные контрольные вопросы и обобщает изученное на соответствующем уроке с помощью учеников.

Источник

Методы обучения географии.

Проблема методов обучения является одной из центральных. В современной дидактике существует убеждение о комплексном подходе, который учитывает функции методов и реализацию целей обучения (образовательных, развивающих, воспитательных).

Существует множество классификаций методов обучения.

по способам приобретения знаний,

по общим методам научного познания,

по дидактическим целям…

Исторически сложилась классификация по источникам знаний – словесные методы, наглядные, практические. Она не учитывает уровень познавательной деятельности учащихся.

По характеру познавательной деятельности учащихся, выделяют 5 методов обучения

Под методом обучения понимают (Панчешникова Л.М.) способ вооружения учащихся знаниями, умениями и навыками, формирования их мировоззрения и развития познавательных способностей. И.С.Матрусов определяет метод обучения как совокупную деятельность учителя и учащегося, которая обеспечивает освоение учащимися учебного содержания и на его основе развитие и воспитание последнего.

Характеристика методов обучения.

Объяснительно-иллюстративный. Используется для организации усвоения знаний учащихся. Учащиеся запоминают готовую информацию – чтение учебника, прямой информации с карты (например, климатических поясов), устное изложение материала учителем, подбор учащимися необходимых сведений из таблиц и графиков…

Репродуктивный.Используется для применения знаний и умений по образцу. Например, самостоятельные задания, предлагаются школьникам из темы в тему – определение географического положения материка. Это задания с использованием типовых планов, инструкций.

Проблемное изложение. Метод проблемного изложения используют для показа образца доказательного решения проблемы. Учитель формулирует проблему и сам её решает через научное рассуждение. Например, формирование островных дуг современных Японских островов.

Частично-поисковый. Используется для приобщения школьников к творческой деятельности с помощью проблемных или творческих заданий, способ решения которых ученикам заранее не известен. Основная форма данного метода – эвристическая беседа. Например, почему в пустыне Атакама выпадает всего 3 мм. Осадков в год, несмотря на то, что она лежит на побережье?

Ученики не могут сразу ответить, учитель делит вопрос на несколько подвопросов –

В каком климатическом поясе лежит пустыня?

Какое течение располагается вблизи побережья?

Как холодное течение влияет на ВМ?

Затем учитель снова предлагает основной вопрос и получает ответ.

Исследовательский.Имеет сходную цель с предыдущим, но ученики решают проблему не поэтапно, а в целом. Школьники не только решают проблему, но и определяют пути поиска знаний. Это ведёт к развитию творчества, мышления, формирует интерес к предмету, помогает овладеть методами научного познания. Например, задания на уроке:

Какой район России наиболее благоприятен для жизни населения и почему?

Где в Сибири вы бы проложили новую дорогу и почему, с какими трудностями столкнулись строители?

Почему Охотское море холоднее Баренцева, хотя располагается южнее?

Большое значение имеет использование в обучении проблемного подхода.

Суть проблемного обучения в систематическом включении учащихся в процесс поиска решения новых задач, в результате чего они учатся самостоятельно получать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности.

Проблемой называется задание, способ выполнения которого или результат заранее не известен, но ученик обладает исходными ЗУН для того, чтобы осуществить их поиск.

В психологии и дидактике существует понятие проблемная ситуация, Это ситуация, вызывающая у учащихся осознанное затруднение, путь решения которого следует искать. Но не всякая проблемная ситуация становится проблемой, хотя каждая проблема содержит проблемную ситуацию, Нередко встречаются в практике обучения вопросы учителя, понятные по содержанию, создающие затруднения, но поиск ответа на которые учащимся недоступен. Тем самым создаётся проблемная ситуация не переходящая в проблему.

Так, учитель спрашивает учащихся, почему высоко в горах человек заболевает горной болезнью. Если этот вопрос задан до изучения соответствующей темы, то при всей ясности вопроса это будет только проблемной ситуацией, разрешение которой в значительной мере ляжет на плечи учителя. Если же он задаст вопрос после изучения темы, то он явится и проблемой, доступной учащимся.

Проблема отличается еще и тем, что для ее решения не указываются точно условия поиска, исходные данные. Все это должен определить решающий. Поэтому проблема может иметь множество решений. Но всякая проблема принимает форму задачи, хотя не всякая задача носит проблемный характер. Проблемная, или поисковая, задача представляет собой задание, содержащее условие, из которого надо исходить, вопрос или требование, и возможность ее решения на основе имеющегося условия путем самостоятельного поиска.

Внедрение проблемного обучения обеспечивает выполнение им трех функций: 1) глубокое усвоение знаний на уровне их творческого применения, 2) овладение методами познания и научного мышления, 3) овладение опытом, операциями творческой деятельности.

Поисковые методы, рассмотренные выше, довольно широко используются при проблемном обучении, которое предполагает последовательно и целенаправленно выдвигать перед учащими­ся познавательные задачи, разрешая которые они под руковод­ством учителя усваивают новые знания. Познавательные про­блемы ставятся перед учащимися с помощью формулирования задач, наиболее характерных для школьной географии. Эти за­дачи используются для того, чтобы подвести учащихся к новой теме и активизировать процесс познания. Они обычно предше­ствуют сообщению теоретических положений. По мнению Ю. К. Бабанского, задача трансформируется в познавательную проблему лишь в том случае, если она отвечает следующим требованиям:

1. Содержит познавательную трудность для учащихся.

2. Определяет познавательный интерес школьников.

3. Опирается на ранее усвоенные знания.

Среди этих требований первое занимает основное место. Сущность этого требования состоит в том, что учитель предна­меренно создает на уроке ситуацию познавательного затрудне­ния. При создании проблемной ситуации у учащихся раскрывает­ся простор для ее решения. Но создание проблемной ситуации — это лишь начальный момент в системе проблемного обучения. Под руководством учителя учащиеся самостоятельно должны пройти четыре этапа разрешения познавательной проблемы:

1. Выдвинуть варианты возможного решения познаватель­ной проблемы — гипотезы.

2. Практически или теоретически проверить гипотезу.

3. Выбрать реальную гипотезу.

4. Сформулировать вывод.

Основную роль в постановке познавательных задач имеют проблемные вопросы. Они должны представлять определенную трудность для учащихся и в то же время быть посильными для них.

Познавательная задача должна вызывать интерес у учащих­ся, что влияет на весь характер психической деятельности уче­ника. Чтобы познавательная задача не только требовала раз­мышлений учащихся, но и глубоко заинтересовывала их, учите­ля используют универсальные эффекты возбуждения интереса: эффект новизны, познавательного спора, удивления, занима­тельности и др.

Источник

Adblock
detector