Меню

Литература 1950 1980 годов таблица



Особенности развития литературы 1950-1980-х годов

Русская литература в 1950-1980 годах развивалась неравномерно, чутко откликаясь на политическую ситуацию в стране. Этот литературный период интересен в своём многообразии, человеческое сознание бурлило и искало ответы на все те вопросы, удовлетворить которые не могли власти или авторы прошлых лет.

Периодом «оттепели» называют конец 50-х – 60-е годы жизни общества и литературы. К большим общественным переменам привели смерть Сталина и XX съезд партии, на котором прозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина.

Большим оживлением и творческим подъёмом была отмечена литература этих лет. Во времена «оттепели» заметно ослабла цензура, прежде всего в литературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более критическое освещение действительности. Начал выходить целый ряд новых журналов: «Русская литература», «Дон», «Урал», «На подъёме», «Москва», «Юность», «Иностранная литература». Всё чаще проходят творческие дискуссии на темы реализма, современности, о гуманизме и романтизме, возрождается внимание к специфике искусства.

60-е годы считаются феноменом в истории русской литературы XX века. В этот период истории миру явилась целая плеяда имён талантливых прозаиков. Прежде всего, это были писатели, пришедшие в литературу после войны: Ф. Абрамов, М. Алексеев, В. Астафьев, Г. Бакланов, В. Богомолов, Ю. Бондарев, С. Залыгин, В. Солоухин, Ю. Трифонов, В. Тендряков. В этот период особенностью литературного процесса становится расцвет художественной публицистики (В. Овечкин, Г. Троепольский, Б. Можаев).

Литература 70-80-х годов

С середины 60-х годов «оттепель» пошла на убыль. Период «оттепели» сменился брежневской эпохой застоя (70-80-е годы), который был отмечен таким явлением, как диссидентство. За открытое выражение своих политических взглядов, существенно отличавшихся от политики государства, коммунистической идеологии и практики, многие талантливые авторы были навсегда разлучены с родиной и были вынуждены эмигрировать (А. Солженицын, В. Некрасов, Г. Владимов, В. Аксёнов, И. Бродский).

В середине 80-х к власти приходит М.С. Горбачев, этот период получил название «перестройки» и проходил под лозунгом «ускорения», «гласности» и «демократизации». В условиях развернувшихся в стране бурных социально-политических перемен резко изменилась ситуация в литературе и общественно-культурной жизни, что привело к публикационному «взрыву». Невиданных тиражей достигают журналы «Юность», «Новый мир», «Знамя», начинает печататься всё большее количество «задержанных» произведений.

В культурной жизни страны возникает явление, которое получило символичное название «возвращённая литература». В этот период времени были отмечены новые подходы к переосмыслению достижений прошлого, включая и труды советской «классики».

Во второй половине 1980-х произведения М. Булгакова и А. Платонова, В. Гроссмана и А. Солженицына, А. Ахматовой и Б. Пастернака, ранее находившиеся под запретом, стали осмысляться как важнейшие составные части литературного процесса XX столетия.

Особое внимание получили писатели русского зарубежья – первой и последующей волн эмиграции: Иван Бунин, Владимир Набоков, Владислав Ходасевич и Георгий Иванов и др.

В творчестве видных писателей во второй половине 80-х годов выделились пласты литературы, повествующие об историческом прошлом, – сталинские репрессии, раскулачивание, «лагерная тема». Наглядными примерами этого периода литературы предстают лирические произведения большой формы: поэмы-циклы А. Ахматовой («Реквием»), А. Твардовского («По праву памяти») и др.

«Задержанными» произведениями были не только публикации выдающихся произведений 20-30-х и 50-60-х гг. (А. Платонова «Котлован», «Чевенгур», М. Булгакова «Дьяволиада», «Собачье сердце», В. Гроссмана «Жизнь и судьба», А. Солженицына «В круге первом», «Раковый корпус», Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей», В. Шаламова «Колымские рассказы»), но и творения современников: «Новое назначение» А. Бека, «Белые одежды» В. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Дети Арбата» А. Рыбакова.

В конце 1980-х годов литературовед и критик Г. Белая в статье «“Другая проза“: предвестие нового искусства» задалась одним из главных вопросов того времени: кого отнести к «другой прозе»? Список авторов был довольно разношёрстный: Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Ерофеев, В. Пьецух и др. Эти писатели были действительно разные: по возрасту, поколению, стилю и поэтике. Художественным пространством этой школы были общежития, коммуналки, кухни, казармы, тюремные камеры, а их персонажи – маргиналы: бомжи, люмпены, воры, пьяницы, хулиганы.

В эти же годы в литературу приходит новое поколение так называемых «сорокалетних» прозаиков, пришли они со своим героем, для обозначения которого критики вводят определения «срединный», «амбивалентный» (В. Маканин, А. Курчаткин, В. Крупин, А. Ким).

Вершиной достижения литературы этого периода стала военная и деревенская проза. Военная проза характеризовалась подлинностью описаний боевых действий и переживаний героев, поэтому автор военной прозы являлся, как правило, прошедшим через всё, что он описывал в своём произведении (роман «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева).

Деревенская проза начала появляться ещё в 50-е годы (В. Овечкин, А. Яшин, А. Калинин, Е. Дорош), но не имела достаточной силы, чтобы выделиться в отдельное направление. И только к середине 60-х деревенская проза достигает нужного уровня художественности (большое значение имел в этом смысле рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор»).

Современная литература — это произведения, на­писанные или впервые опубликованные в России с начала 1990-х годов XX века и до нашего времени.

Значительную роль в становлении современного литературного процесса сыграла критика, литературные журналы и многочисленные литературные премии. Современный литера­турный процесс характеризует сосуществование различных направлений.

Одним из самых интересных культурных явлений второй поло­вины XX века является постмодернизм — направление не только в литературе, но и во всех гуманитарных дисциплинах. Постмодернизм возник на Западе в конце 60-х — начале 70-х годов. Это был поиск синтеза между модернизмом и массовой культурой, разру­шение любых мифологий.

Модернизм стремился к новому, которое изначально отрицало старое, классическое искусство.

Постмодер­низм возник не после модернизма, а рядом с ним. Он не отрицает все старое, а пытается иронично переосмыслить его.

К прозаическим произве­дениям постмодернизма можно отнести следующие произведения:

«Пушкинский Дом» А. Битова, «Москва — Петушки» Вен. Ерофее­ва, «Школа для дураков» Саши Соколова, «Кысь» Т. Толстой, «Попугайчик», «Русская красавица» В. Ерофеева, «Душа патриота, или Различные послания к Ферфичкину» Ев. Попова, «Голубое сало», «Лед», «Путь Бро» В. Сорокина, «Омон Ра», «Жизнь насекомых», «Чапаев и Пустота», «GenerationР» («Поколение П») В. Пелевина, «Бесконечный тупик» Д. Галковского, «Искренний художник», «Глокая куздра», «Я — не я» А. Слаповского, «Коронация» Б. Акунина и др.

Читайте также:  Виды полета птиц таблица

В современной русской поэзии создают поэтические тексты в русле постмодернизма и различных его проявлений Д. Пригов, Т. Кибиров, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн и др.

С начала 1990-х годов в русской литературе появляется новое явление, которое получило определение постреализма. В постреализме реальность воспринимается как объективная данность, совокупность множества обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу. В первых произведениях постреализма отмечался демонстративный отход от социального пафоса, писатели обращались к частной жизни человека, к его философскому осмыслению мира.

К постреалистам критика обычно относит пьесы, рассказы, повесть «Время ночь» Л. Петрушевской, романы «Андеграунд, или Герой нашего времени» В. Маканина, рассказы С. Довлатова, «Псалом» Ф. Горенштейна, «Стрекоза, увеличенная до размеров со­баки» О. Славниковой, сборник рассказов «Прусская невеста» Ю. Буйды, повести «Воскобоев и Елизавета», «Поворот реки», роман «Закрытая книга» А. Дмитриева, романы «Линии судьбы, или сун­дучок Милашевича» М. Харитонова, «Клетка» и «Диверсант» А. Азольского, «Медея и ее дети» и «Казус Кукоцкого» Л. Улицкой, «Недвижимость» и «Хуррамабад» А. Волоса.

Писатель в России на протяжении последних двух столетий традиционно оказывался больше чем писатель. Авторы литературных произведений становились «властителями дум». В 90-х годах читали в России мало, книжный бизнес не процветал. Дело вовсе не в том, что люди были заняты выживанием, а на высокое не хватало времени. Серьезные книги в те годы все-таки писались и, пусть небольшими тиражами, но до читателя доходили. Причина в том, что не было мощной пиаровской машины, которая есть сейчас, не было механизма делания имен. Премии не играли особенной роли. Они не стали еще способом коммерческой раскрутки.

А в начале XXI века российский книжный рынок по темпам развития уже не имеет себе равных. В 2004 г. было выпущено более 850 млн. единиц книг на полторы сотни миллионов жителей России, включая грудных младенцев, пожилых людей, которые уже не хотят или не могут читать.
Сегодня в России своего рода бум художественной литературы. Перед каждым целая палитра авторов и жанров. Либо это русская классика. Имена Толстого, Чехова, Достоевского многое говорят читателям в самых разных точках нашей планеты.

Источник

Общая характеристика литературы 1950-1980 гг.

date image2020-05-13
views image4657

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

ПВ-927, Литература

1. Прочитайте представленную ниже информацию. Перенесите в тетради информацию, выделенную синим цветом жирным шрифтом

(можно распечатать и вклеить)

Общая характеристика литературы 1950-1980 гг.

В середине 50-х гг. начался новый этап в жизни нашей страны, связанный с важными историческими и социальными переменами. Этот период принёс значительные, коренные изменения в сознание народа.

На развитие литературного процесса оказали влияние:

  • смерть Сталина;
  • ослабление информационной «блокады» и возвращение произведений М. Булгакова, М. Зощенко, А. Платонова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Ю. Олеши;
  • приоткрылся «железный занавес», и люди смогли познакомиться с книгами Э. Хемингуэя, А. Камю, Фолкнера, Сартра.

Процесс оживления культурной жизни шёл бурно, трудно и противоречиво. Всё новое пробивало себе дорогу с трудом.

Произошёл настоящий «поэтический бум», связанный с именами А. Вознесенского, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы. Расцвёл жанр авторской песни, студийный театр, произошёл взлёт научной фантастики.

Этот период включает в себяновые литературные направления, получившие условное названия «лейтенантской», «деревенской», «городской», «лагерной», «молодёжной». Эти названия условны, однако прижились в критике и в читательской среде и сформировали устойчивый круг тем, которые разрабатывались в 60 — 80-е годы.

«Лейтенантская проза»:

Тема Великой Отечественной войны не уходила с годами из русской литературы. Новое осмысление военной темы приходится на период «оттепели». Это связано с литературным поколением, чья юность пришлась на военные годы. Те, кому посчастливилось вернуться с войны, имели колоссальный душевный опыт, они словно жили за целое поколение, говорили от имени поколения. На рубеже 50-60 годов образовалось целое художественное течение, которое стали называть «лейтенантской прозой». Одно за другим вышли повести Юрий Бондарева, Г. Бакланова, Василя Быкова, Виктора Астафьева, Константина Воробьёва. Эти произведения вызвали большой резонанс, споры – и резкое неприятие, и восторженное одобрение. Они выступали против идеологических стереотипов, псевдоромантических шаблонов. Они писали о войне кровавую правду, то, что сами выстрадали. Излюбленный жанр этих авторов – лирическая повесть, написанная от первого лица, пропитанная воспоминаниями фронтовой юности.

«Деревенская проза»:

В центре внимания – послевоенная деревня, нищая и бесправная (колхозники до начала 60-х годов не имели даже собственных паспортов и без специального разрешения не могли покидать «места прописки»). Сами писатели были в основном выходцами из деревни. Сутью направления было возрождение традиционной нравственности. Именно в русле «деревенской прозы» сложились такие имена, как Василий Шукшин, Виктор Астафьев, Валентин Распутин, Василий Белов, Фёдор Абрамов, Борис Можаев. «Деревенская проза» была ориентирована на поиск глубинных основ народной жизни, она дала картину жизни русского крестьянства XX века, отразив главные события, повлиявшие на его судьбу: октябрьский переворот и гражданскую войну, военный коммунизм и нэп, коллективизацию и голод, колхозное строительство и индустриализацию, всевозможные эксперименты над сельским хозяйством и его деградацию. Она продолжила традицию раскрытия «русского характера», создала ряд типов «простых людей». Это и шукшинские «чудики», и распутинские мудрые старухи, и многотерпеливый беловский Иван Африканович.

Горький итог «деревенской прозе» подвёл Виктор Астафьев: «Мы отпели последний плач – человек пятнадцать нашлось плакальщиков о бывшей деревни. Мы и воспели её одновременно… восплакали хорошо, на достойном уровне, достойном нашей истории, нашей деревни, нашего крестьянства. Но это кончилось… Литература теперь должна пробиваться через асфальт».

«Городская проза»:

В конце 60-х – 70-х годах определился мощный пласт литературы, которую стали называть «городской», «интеллектуальной» и даже «философской». Название это условно, особенно потому, что содержат некую противопоставленность «деревенской» прозе. Но, в отличие от «деревенской прозы», она связана с просветительской традицией, источники противостояния катастрофическим процессам в социальной жизни она ищет во внутренних ресурсах самого человека. Если «деревенской прозе» жители деревни и города противопоставлены, то «городскую прозу» интересует городской человек с высоким культурным и образовательным уровнями и его проблемы. Конфликт переносится в сферу переживаний и проблем человека, связанных с его существованием в современном мире. Способен ли человек как личность сопротивляться обстоятельствам, изменять их, или человек сам постепенно, незаметно и необратимо меняется под их воздействием – эти вопросы поставлены в произведениях Юрия Трифонова, Юрия Домбровского, Даниила Гранина, Григория Горина. Писатели выступают не столько как рассказчики, сколько как исследователи, экспериментаторы. «Городская проза» исследует мир через призму культуры, философии, религии.

Читайте также:  Русская рыбалка 3 клады таблица

«Лагерная проза»

Значительные изменения в сознании людей.1954-1973 гг. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ. 1978 г. в Лондоне, 1988 г.). 1964-1975 гг. Ю.О. Домбровский пишет «Факультет ненужных вещей» (публ. 1978 г. во Франции). 1962 г. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962)

«Молодёжная проза»

Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу 50-60-х гг. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль. 1956 г. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» 1957 г. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни. 1961 г. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиеся по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!»

«Бронзовый век» русской поэзии

50-90-е гг. Включает в себя: эстрадную песню, «тихую лирику», авторскую песню. эстрадной лирике преобладают яркие образы, легко воспринимающиеся на слух, рубленые фразы, политические темы. В «тихой лирике» – нравственно-философская поэзия, тема судьбы России, есенинские мотивы, тема деревни. Авторская песня – это творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном авторе автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. «Неформальность» авторской песни и составляет её главную притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, она про каждого, поэтому её интимность не противоречит массовости. Массовость проявилась в целом движении авторской песни: возникали клубы авторской песни, проводились слёты и фестивали.

Источник

ШАГ #135-138: Советская культура 1950—1980-х годов

  1. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 1
  2. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРИОДА:
  3. ЛИТЕРАТУРА
  4. АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА
  5. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 2
  6. ЖИВОПИСЬ
  7. ТЕАТР
  8. БАЛЕТ
  9. КИНО
  10. ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ
  11. ОБРАЗОВАНИЕ
  12. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 3
  13. НАУКА
  14. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О НАУЧНЫХ ДЕЯТЕЛЯХ ПЕРИОДА:
  15. ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 4
  16. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ
  17. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ПЯТЫЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 1

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРИОДА:

• 1950—1960-е гг. – «ОТТЕПЕЛЬ» в культурной жизни общества – ослабление цензуры, демократизация отношений между властью и культурой.
• 1953 г. – Создание министерства культуры СССР.
• Обращение к западным образцам культуры – международный культурный обмен 🌍
• Реабилитация ряда деятелей культуры и науки, репрессированных во времена сталинской власти: С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Д. Сахаров.
• После 1964 года – ужесточение контроля над культурной жизнью общества (запрет критики культа личности, прекращение процесса десталинизации).
• Жесткий контроль над деятельностью интеллигенции.
• Усиление идеологического давления на культурных деятелей.
• 1966 – 1988 гг. – массовая эмиграция ряда культурных деятелей (некоторых высылали, многие принимали решение покинуть страну самостоятельно): Э. Неизвестный, И. Бродский, А. Солженицын, В. Аксенов и другие.
• Зарождение бардовской песни.

ЛИТЕРАТУРА

🔹1954 г. – Публикация повести И. Г. Эренбурга «Оттепель» в журнале «Новый мир». Именно эта повесть стала символом всей эпохи.

🔹1957 г. – Исключение Б. Л. Пастернака из Союза писателей СССР из-за публикации за границей романа «Доктор Живаго» (был запрещен в СССР). Пастернак был номинирован на Нобелевскую премию за данное произведение. Советской правительство оказывало огромное давление на автора, из-за которого тот в скоро времени скончался.

Картинки по запросу пастернак

🔹1962 г. – Публикация повести «Один день Ивана Денисович» А. И. Солженицына в журнале «Новый мир».

🔹1965 г. – М. А. Шолохов получает Нобелевскую премию в области литературы.

🔹1960—1970-е гг. – Появление нового жанра в литературе – «деревенская проза» (Б. Л. Васильев, В. М. Быков, В. Г. Распутин, В.П. Астафьев).

🔹1970—1980-е гг. – Появление в литературе размышлений на вечные темы (психология человеческой души).

В то же время:
• Расцвет «самиздата» — самостоятельный выпуск писателями запрещенной литературы.
• Появление жанра научной фантастики
• Формирование нового взгляда на прошлое.
• Изменение сформировавшегося мнения о Великой Отечественной войне (Ю. В. Бондарев «Горячий снег», К. М. Симонов «Живые и мертвые», В. В. Быков «Сотников»).

АРХИТЕКТУРА И СКУЛЬПТУРА

Архитектура в основном были призвана служить бытовым целям, обслуживала массовую застройку («хрущевки»).

В скульптуре развитие получили монументальный произведения искусства: памятник Маяковскому в Москве (А. П. Кибальников).

Особую известность в СССР и за рубежом получило творчество Э. И. Неизвестного.

Картинки по запросу неизвестный эрнст

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ШЕСТОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 2

ЖИВОПИСЬ

Живопись периода характеризовалась попытками художников выйти за рамки, навязанные государством (отход от методов социалистического реализма) 💥
В 1970—1980-е годы появляется четкое деление искусства на официальное и альтернативное. Официальное направление работало в рамках Академии художеств СССР. Неофициальное искусство частично запрещалось.

ТЕАТР

🔹1956 г. – Открытие в Москве театра «Современник» (руководитель – О. Н. Ефремов).

Особой популярностью в данный период пользовались: Театр на Таганке в Москве, Большой Драматический театр им. М. Горького в Ленинграде.

С классическим музыкальным театром были связаны имена Г. П. Вишневской, И. К. Архиповой и других.

БАЛЕТ

Мировая слава русского балета была связана с творчеством:
• Г. С. Улановой
• М. М. Плисецкой
• А. С. Максимовой

🔹1957 г. – Кинолента «Летят журавли» (М. К. Калатозов).

Читайте также:  Cinebench r20 таблица результатов

🔹1959 г. – «Судьба человека» (С. Ф. Бондарчук).

🔹1964 г. – «Я шагаю по Москве» (Г. Н. Данилия).

Ряд экранизаций был основан на произведениях русской и зарубежной классики:
• «Война и мир» С. Ф. Бондарчук
• «Братья Карамазовы» И. А. Пырьев
• «Анна Каренина» А. Г. Зархи

Картинки по запросу война и мир бондарчук

Фильмы, посвященные Великой Отечественной войне:
• «А зори здесь тихие» С. И. Ростоцкий

Другие произведения кинематографа:
• «Семнадцать мгновений весны» Т. М. Лиознов
• «Калина красная» В. М. Шукшин
• «Андрей Рублев» А. А. Тарковский
• «Операция «Ы». », «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» Л. И. Гайдай.
• «Мимино», «Гараж» Э. А. Рязанов

ЭСТРАДНАЯ ПЕСНЯ

• Л. Г. Зыкина
• И. Д. Кобзон
• Л. В. Лещенко
• Э. С. Пьеха
• М. М. Магамаев
• А. Ю. Пугачева
• С. М. Ротару

Вокально-инструментальные ансамбли:
• «Песняры»
• «Самоцветы»
• «Веселые ребята»

Бардовская песня 🎸
• В. С. Высоцкий
• Б. Ш. Окуджава
• А. А. Галич

ОБРАЗОВАНИЕ

В период «оттепели» были отменены все платы за образование (в том числе для студентов). В 1958 году произошел переход к обязательному 8-летнему образованию (появилось 11-летняя школа).

По Конституции 1977 года среднее получение среднего образования стало обязательным 📕

🔹1970-е гг. – Курс на усиление профессиональной ориентации образования – СССР вышел на одно из первых мест по количеству выпускаемых специалистов.

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ СЕДЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 3

НАУКА

В каждой союзной республики была создана собственная Академия наук.

🔹1949 г. – Производство в СССР атомной бомбы (И. В. Курчатов).

🔹1953 г. – Производство в СССР водородной бомбы (А. Д. Сахаров).

🔹1956 г. – Создание первого советского реактивного самолета ТУ-104 (А. Н. Туполев).

Картинки по запросу полет гагарина

🔹1957 г. – Создание первого в мире атомного ледокола «Ленин».

🔹1957 г. – Запуск в космос первого искусственного спутника Земли (разработкой занимался С. П. Королев).

🔹12 апреля 1961 г. – Первый полет человека в космос: Ю. А. Гагарин на корабле «Восток»

🔹1963 г. – Первый полет женщины в космос – В. В. Терешкова.

🔹1965 г. – Выход человека в открытый космос – А. А. Леонов.

🔹1975 г. – Первый международный полет в космос: советско-американская команда. Была произведена стыковка советского корабля «Союз-19» и американского «Апполона».

🏆 НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ были удостоены:
• Л. Д. Ландау (1962 г.)
• А. М. Прохоров, Н. Г. Басов (1964 г.)
• Н. Н. Семенов (1965 г.)
• П. Л. Капица (1978 г.)

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О НАУЧНЫХ ДЕЯТЕЛЯХ ПЕРИОДА:

🔸«Первая советская атомная бомба»

🔸«История Царь-бомбы»

🔸«История С. П. Королева»

ШАГ СТО ТРИДЦАТЬ ВОСЬМОЙ: Советская культура 1950—1980-х годов. Часть 4

В этой статье мы собрали для вас самый крутой видео-материал по культуре периода 💃

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ

🔸«Живая история. Поколение шестидесятников»

🔸«Культ личности. Борис Пастернак»

🔸«Слово» — документальный фильм о жизни Александра Солженицына

🔸«Юрий Гагарин. Семь лет одиночества»

🔸Открытый урок с Дмитрием Быковым, посвященный творчеству А. Т. Твардовского

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ

🔸«Таинственная страсть» — художественный сериал, посвященный поколению писателей-«шестидесятников». Если хочешь проникнуться атмосферой времени, то скорее смотри его

🔸«Время первых» — художественный фильм о выходе первого советского человека в космос.

Источник

Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением принципов реалистического искусства. Процесс этот был обусловлен общественно-историческими обстоятельствами. Литература восстанавливала утраченное соцреализмом 1940 — 1950-х годов социально-аналитическое начало, а многие явления социально-экономического, политико-идеологического характера в действительности были далеки от идеала и нуждались в серьезном осмыслении. Богатейшими возможностями художественных средств реализма пользовались такие прозаики, как Ю. В. Трифонов, Ю. П. Казаков, А. И. Солженицын, В. П. Астафьев, С. П. Залыгин, В.М. Шукшин, В. Г. Распутин, Ю. В. Бондарев и др. При этом неотъемлемой частью литературного процесса 1950 — 1960-х годов являлись «нетрадиционные» для соцреализма модернистские и авангардистские тенденции.

С модернистской эстетикой было связано творчество А. А. Ахматовой, Б.Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого, В. П. Катаева, В. А. Каверина, В.Т. Шаламова. В 1950 — 1960-е годы литературный модернизм пережил второе рождение в новаторской поэзии Е. А. Евтушенко, Д. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, Ю. П. Мориц, Б. Ш. Окуджавы, И.А. Бродского, в прозе В.П. Аксенова, А.Г. Битова, С. Д. Довлатова.

Авангардные поиски в литературе вели поэты Г. Н. Айги, В.А. Соснора и др. Особенность авангарда 1960-х заключается в том, что он был противопоставлен не только официальной советской идеологии, но и романтическим идеалам «шестидесятников». Поэты-авангардисты отрицали всякую зависимость от любых ограничений художественного творчества, будь то политический диктат или рамки традиций.

Переосмысление некоторых эстетических категорий происходило и в реалистической литературе, даже в той, что разрешалась цензурой к печати. Так, этой литературой утверждалось достоинство частного, даже негероического человека. Вспомним, что в советской идеологии героическое понималось как действие, направленное на преобразование действительности, а искусство соцреализма объявлялось «героическим по преимуществу». Последующее развитие литературы переориентировало критерий героического на другие нравственные категории. Литературовед В. Я. Лакшин в статье «Писатель, читатель, критик» (1965) напоминал, что героем человека делает не только подвиг, понимаемый как деяние, направленное вовне, но и постоянное внутреннее подвижничество. После распада СССР в журнале «Знамя» (1992, № 11) в статье критика-эмигранта П. Вайля и вовсе была провозглашена «смерть героя», на смену которому в качестве нормы в литературу пришел «частный» человек.

Постепенно разнообразились и художественные средства реалистической литературы второй половины XX века. В период 1970 — 1980-х годов авторы активно использовали художественные приемы явной, «вторичной» условности. Психологический реализм сочетался с элементами фантастки и сюрреализма. В целом условные ситуации и обстоятельства, смещение временных и пространственных пластов, притчеобразие и мифоподобие в прозе и драматургии — средства, которыми охотно пользуются современные реалисты.

Источник

Adblock
detector