Меню

Культурные признаки сближающие московскую русь с европой таблица



ГЛАВА 24. ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА МОСКОВСКОЙ РУСИ

С закатом Киевской Руси закончился первый цивилизационный период в развитии русской культуры. Становление же собственно русского культурного архетипа произошло на следующем историческом этапе, получившем название Московской Руси. Он начался с трагических событий монголотатарского вторжения (XIII в.), продолжился во время возвышения Москвы и завершился в XVII в. вместе с окончанием эпохи древнерусской культуры. В этот период произошло формирование московской субкультуры, в становлении которой большую роль сыграл геополитический фактор: ее срединное положение между цивилизациями Востока и Запада.

Московией называли централизованное русское государство, формировавшееся с середины XV в. и укреплявшееся еще два столетия вдали от бурной, насыщенной множеством событий жизни Европы. Первые два столетия сущестования Московской Руси вошли в историю русской культуры как время «собирания земель» в единое централизованное государство. Начало этому процессу было положено длительным княжением Ивана III, продолжено его сыном Василием III, которого летопись называет «последним собирателем Руси». Далее этот процесс был продолжен первым официально титулованным русским царем Иваном Грозным, во время правления которого объединенная Русь превратилась в сильное государство. С середины XV в. до середины XVI в. территория Московской Руси увеличилась более чем в 6 раз.

Монголотатарские завоеватели нанесли огромный ущерб русской культуре, но они не смогли ее уничтожить. Не произошло и синтеза русской и монгольской культур. Русская культура сумела сохранить очаги своей самобытности, и последующее ее развитие происходило на внутренней основе. Монголотатары лишь задержали ее развитие.

Уже в конце XIII столетия наблюдаются первые признаки возрождения. В Новгороде, Твери, потом в Москве возобновляется каменное зод-

Русская культура эпохи монголотатарского нашествия

Монголотатарское вторжение, продолжавшееся около двух с половиной столетий (1248—1480), довольно легко разрушило Киевскую Русь, ослабленную княжескими усобицами и раздорами. Древнерусский этнос к этому времени постарел и уже не имел сил к сопротивлению внешним врагам. Пройдя огнем и мечом по русским землям, татары довершили распад этих земель, их дробление на множество удельных княжеств, число которых к концу XIV в. доходило до 250.

Нашествие привело к разорению множества городов, гибели ценнейших предметов искусства. В наибольшей степени потери сказались на ремеслах. Некоторые из них — производство украшений, изделий из драгоценных металлов, техника перегородчатой эмали исчезли совсем. На целое столетие — с середины XIII в. до середины XIV в. — почти полностью прекратилось каменное строительство. Данное обстоятельство в свою очередь отрицательно сказалось на развитии живописи, в особенности на фресковой росписи.

Архитектурных памятников этого периода почти не сохранилось. Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на севе-

Русская культура XVI в.

На рубеже XV—XVI вв. завершился процесс объединения русских земель, исчезли последние остатки зависимости от монголотатарских ханов, сложилось русское централизованное государство, которое в отличие от мононациональных государств Западной Европы изначально формировалось как многонациональное. При этом своим объединением Русь обязана не столько экономическим и культурным причинам, сколько военной мощи московских князей. Освободившись от монголотатарской зависимости, Московская Русь не избавилась от влияния их культуры и идеологии — ведь многие идеи и принципы завоевателей были органично усвоены Русью за два с половиной столетия. Это касается прежде всего идеи единодержавия, многие черты которого были заимствованы русскими царями. В этом смысле можно говорить, что московский царь стал наследником монгольского хана, или, повторив слова философа

Русская культура XVII в.

Последним этапом древнерусской культуры стал XVII в., который одновременно положил начало новому периоду в русской культуре. В это столетие завершилась эволюция средневековой культуры и в ней начина-

ют зарождаться элементы культуры Нового времени, для которой характерно усиление светского и рационального начал, секуляризация и «обмирщение». Заметно расширяются и углубляются культурные связи со странами Западной Европы. Все области культуры значительно усложняются и дифференцируются, в них возникают совершенно новые явления.

Целый комплекс факторов определял условия развития русской культуры в XVII столетии. Начало века совпало с кризисом государственной власти в связи со смертью последнего из Рюриковичей. Быстрая смена царей, усугубившаяся военной польской интервенцией, привела к смуте, надолго сохранившейся в народной памяти. Ситуация изменилась к лучшему после избрания на престол Михаила Романова, ставшего основателем последней царской династии в России.

Еще одним важнейшим событием в истории страны стало окончательное оформление абсолютизма, принявшего форму не западноевропейских монархий, а ставшего логическим завершением системы восточного деспотизма, укрепившейся за время господства монголотатар на Руси. Абсолютизм соответствовал новым имперским устремлениям страны, расширению государственных границ (прежде всего на Восток), что требовало концентрации военной и политической власти в одних руках, авторитаризма. В области экономики это привело к окончательному закрепощению крестьян в интересах дворянства — главной опоры абсолютизма.

В середине XVII в. во время правления Алексея Михайловича была проведена церковная реформа Никона, которая привела к Расколу. Реформа и Раскол стали выражением неоднозначного отношения русского народа к усилившимся светскому и иноземному влияниям. В русском обществе сложились две враждующие партии — грекофильская и западническая, сторонников старины, изоляционизма, и реформаторов, стремившихся к европеизации России. Проявлением обновленческих тенденций и стала никоновская реформа, которая должна была исправить мелкие отличия русской православной обрядности (например, креститься не двуперстием, а трехперстно), а также некоторые положения в русских богослужебных книгах, чтобы привести все это в соответствие с практикой греческой, а также украинской и белорусской православных церквей. Это должно было привести к сближению обрядов всех православных народов, после чего Никон рассчитывал встать во главе вселенского Православия.

Как Никон был ярым противником любого изоляционизма, так знаменем противников реформы стал протопоп Аввакум Петров. Он и его сторонники сочли за оскорбление разрыв с вековой национальной традицией, были категорически не согласны с усилением европейского влияния, а также с начавшейся секуляризацией культуры России. Так

ции, оставаясь в неприкосновенности лишь у старообрядцев, которые и сегодня хранят его.

С новым партесным пением в музыку XVII в. пришли тенденции барокко. Если старое знаменное пение было во всем подобно иконе — плоскостным, одномерным, то в партесном пении возникает чувство пространства, а пышная многослойная фактура передает ощущение движения и света, типичные для всего искусства барокко.

Таким образом, XVII век оказался последним веком существования древнерусского искусства, когда особенно заметно стало западное влияние, начавшее укореняться на русской почве. Меняется мировоззрение, начинается смена художественных принципов, рождаются новые идеи свободного человека и свободного творчества. Начинается резкий перелом, качественный скачок в русской культуре, который будет завершен уже в XVIII в. после петровских реформ.

1. Александров В.Н. История русского искусства. Минск, 2004.

2. Балакина Т.И. История отечественной культуры. М., 1994. Ч. 1.

3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М., 1993.

Источник

История. 6 класс

Русь в конце X – начале XII в

Сегодня мы с вами познакомимся с международными связями и историей культурного развития древнерусского государства. В современной науке существует порядка полутора тысяч определений культуры. Мы остановимся на самом общем определении культуры как совокупности достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении.

В странах Западной Европы после падения Западной Римской империи начался резкий упадок культуры. Только к IX веку наследие античности вновь привлекло европейцев. Многие страны Европы отличало единство и взаимодействие античного и христианского начал. А каким образом развивалась культура древнерусского государства и какие особенности можно выделить в этот период? Ведь Русь соседствовала не только с Европой, но и со степными кочевыми народами. Мы попытаемся ответить, как развивались международные связи Руси, её отношения с Византией, печенегами, половцами, и как они влияли на её культуру.

Цели и задачи

Цель: дать характеристику Руси в социально-политическом контексте, посредством анализа внешней политики. Дать представление о культурном облике средневековой Руси на стыке цивилизаций и о картине мира средневекового человека.

— проанализировать отношения с Византией и степняками (печенегами, половцами);

— дать представление о Кирилло-мефодиевской письменной традиции на Руси, о распространении грамотности.

Узнаем, научимся, сможем

— о внешнеполитической деятельности русских князей в IX–XI вв., её задачах итогах и последствиях, династических связях и военных союзах;

— о системе ценностей, нравственно-этическом кодексе средневековых людей, внешнем виде и образе жизни разных слоёв населения;

— о главных идеях и произведениях древнерусской литературы, храмового строительства, изобразительного искусства;

мы научимся:

— определять место и давать оценку роли Руси в международной торговле;

— называть важнейшие черты культуры стран Европы и Руси в IX–XII вв.

— описывать по карте геополитическое положение Руси, называть соседние государства;

— описывать и давать характеристику памятников литературы, иконописи, пластического искусства, объяснять содержащиеся в них идеи;

— получить представление и понять символику средневекового изобразительного и художественного творчества.

Династические браки русских князей

Русские князья укрепляли международное положение страны не только успешными военными походами, но и династическими браками. Установите соответствие между правителями Руси и их жёнами.

Источник

Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии

Урок 25. История России 10 класс

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам в личном кабинете

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно его приобрести.

Получите невероятные возможности

Конспект урока «Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии»

«Русским людям не нужны материалистические ценности Запада, не нужны сомнительные достижения Востока в сфере абстрактной духовности, не имеющей ничего общего с реальностью». Эти слова принадлежат Альберту Швейцеру.

Вы рассмотрели исторический путь Древней Руси. На её развитии сказывались географический, социальный, политический, национальный и религиозный факторы.

На средневековую историю Руси в значительной степени повлияло ее геополитическое положение. Двуглавый орел, размещенный на гербе, смотрел и на Запад, и на Восток. Поэтому на истории России всегда сказывалось противостояние двух подходов к её развитию – европейского и азиатского.

В ходе урока вы узнаете о влиянии стран Азии и Европы на развитие Русского государства и основных различиях систем ценностей, характерных для этих государств.

Читайте также:  Таблица номеров ниток пнк кирова мулине

Азия. Жители Древней Руси сознавали своё отличие от азиатского кочевого народа, который вторгался на русские земли с целью захвата. Очевидным было культурное превосходство славян-земледельцев над степными жителями, не знавшими письменности и ремёсел. А после принятия христианства появилось ещё и ощущение религиозного превосходства.

Однако мировой исторический опыт показал, что высокая культура всегда идет рядом с разобщённостью народа, развитием индивидуализма. Варварам удавалось покорить великие цивилизации благодаря своему единству и напору. Победу над кочевниками мог принести только технический прогресс.

На протяжении нескольких веков Россия переживала постоянные набеги кочевников. Но из этого также была получена польза. Русские люди перенимали некоторые бытовые мелочи. Изучали сильные стороны организации их государства и войска.

Максимальной централизации власти требовало управление огромными территориями Золотой орды. Кочевники беспрекословно подчинялись хану.

На Руси были схожие проблемы, перед правителями также стояла проблема жёсткой централизации власти. Поэтому они многое могли перенять из системы управления Ордой.

Европейцы нередко сравнивали Россию с деспотиями Востока. Они описывали неограниченную власть правителей и абсолютное бесправие их подданных.

Однако на Руси людьми это воспринималось достаточно спокойно, так как они слабо представляли другой способ жизни.

Не прошло бесследно и многовековое общение с Византийской империей. Возникло даже понятие «византизм», которое относительно государства определялось как самодержавие, а относительно религии – как христианство, отличающееся от западных церквей.

Неограниченная власть правителя, его умение создать впечатляющий образ власти и гибкая дипломатия были востребованы в Древней Руси.

Европа. По многим позициям Древняя Русь отставала от Европы. Русское государство находилось на её восточной окраине. Здесь не приносило большого успеха занятие земледелием. Излишки, которые можно продать или обменять, были невелики.

К тому же Русь не имела особых природных богатств; находилась в стороне от торговых путей; не имела выхода к морю. А выживание в суровом климате требовало больших затрат силы.

Все эти факторы привели к формированию своеобразного жизненного уклада. На Руси сложился особый тип социума.

Для этого типа было характерно следующее:

личностно-патриархальный характер общественных отношений;

упрощение и удешевление механизмов управления;

слабая развитость корпоративных связей.

Необходимым было сильное государство, не требующее больших финансовых затрат на содержание. Строилось оно на абсолютной власти правителя, совмещавшего функции исполнительной, законодательной и судебной власти. Нередкими были случаи, когда князья занимались решением споров, которые возникали в провинции.

Воеводы занимались разрешением судебных вопросов, сбором налогов и администрированием. Зачастую их методы отличались жесткостью, характерной для военных людей.

Содержание армии и аппарата власти требовало увеличения налогов и повинностей. Основанием для этого становилось отсутствие частного владения землёй. Вся она находилась в собственности правителя государства, обладавшего правом распоряжаться землёй по своему усмотрению.

Оказать противостояние давлению государства могли только крестьянская и посадская общины. Установление административного контроля над ними было одной из главной задач власти.

Европейцы не вникали в принципы устройства русского государства. Они видели лишь противоположность собственным законам, принципам и традициям. Чужое для них было враждебным. Отсюда и настороженное отношение к России.

Россия также не доверяла Европе. Модернизация затрагивала только военную сферу, она не переносилась на традиционную для Руси систему ценностей.

Основой для развития самодержавия стал страх народа потерять независимость. Она стала главной ценностью, ради которой люди были готовы отказаться от личной свободы.

Однако такая жертва имела свои крайности. Люди периодически проявляли стремление к безграничной свободе, которое выражалось в мятежах и бунтах. Следствием этого становился хаос в государстве.

Традиционный авторитаризм сочетался на Руси с устоями крестьянской общины. Это приводило к формированию уникальной системы ценностей, противоположной западной. Дело в том, что в Европе эта система создавалась под влиянием Ренессанса, Реформации и Просвещения, которые на первое место ставили личность человека.

Но эти движения не коснулись средневековой Руси. Здесь система ценностей основывалась на вере, совести и коллективизме (или соборности). Именно поэтому культ разума и закона, свойственный Европе, не прижился на Руси.

Но следует помнить, что рассуждая о системах ценностей, сложившихся в ходе исторического развития, не стоит их противопоставлять или превозносить какую-либо. Ведь каждый народ похож на ветвь, находящуюся на большом древе жизни. И как ветвь растёт по-своему, так и народ проходит свой собственный путь.

Давайте подведём итоги.

Правители Руси имели возможность перенять систему управления армией и государством у Золотой орды.

На Руси сложился особый тип социума, основанный на различных внешних и внутренних факторах.

Модернизация не переносилась на традиционную для Руси систему ценностей.

Источник

1011,Культура Московской Руси – основные черты: разбираем подробно

На сегодняшнем занятии мы продолжим знакомство с культурой Московской Руси и поговорим о живописи и зодчестве, которые в этот период приобретают самобытные национальные черты.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Московской Руси. Развитие живописи и архитектуры

Архитектура

Монголо-татарское иго разорило русские святыни – многие архитектурные сооружения из-за нашествия этого тюркоязычного народа были забыты, равно как и принципы их возведения. В период ига преобладали различные строения из дерева, но после его окончания восстановили и стали использовать снова камень в строительстве зданий. Перестали делать и фрески.
Все же частично памятники архитектуры того времени сохранились, и именно они побудили к продолжению и развитию зодческой традиции. В первую очередь это различные псковские здания, а также новгородские, но встречались как образец архитектурные памятники из Москвы, Твери и Владимира. В основном это были известняковые храмы, опираясь на опыт строительства которых был возведен в период Московской Руси Белокаменный Кремль в Москве.
Белокаменный Кремль был построен в Москве не только местными архитекторами. Из разных концов государства были созваны зодчие, чтобы возвести это чудесное строение. Участвовали также и мастера из Италии. Благодаря им русскими архитекторами были освоены совершенно новые технологии, но в то же время все здания по-прежнему возводились по канону, то есть сама традиция в строительстве строго соблюдалась.
Строились в период существования Московской Руси, конечно же, и церковные здания. К ним относятся соборы в Звенигороде – собор Успения и в Москве Спасский собор Андроникова монастыря. Все они были построены в пятнадцатом веке, но в то же время каждый из них по своему архитектурному устройству оригинален. Однако основная тенденция – делать храмы не слишком массивными, зато строить их выше, как бы «вытягивая» их изнутри и снаружи.

Монгольский период в культуре (XIV-XV век)

Развивается живопись. Пишут иконы. В иконографии присутствует византийский стиль. Создаются новгородские, псковские, московские, тверские, вологодские и ростовские школы живописи. Во второй половине XIV века из Византии приезжает иконописец Феофан Грек, автор фресковой росписи в Новгородской церкви Спаса на Ильине. Выдающимися московскими живописцами этого времени являются Андрей Рублев и Даниил Черный, расписавшие Успенский собор во Владимире, Троицкий собор в Троице-Сергиевском посаде и Спасский собор Андронникова кремля в Москве. Андрей Рублев автор иконы «Троица». Для своего произведения он использовал библейские мотивы, в частности, миф о триединстве Бога. Создание «Троицы» оказало колоссальное воздействие на дальнейшее развитие иконографии. Появились новые иконописцы, среди них, Дионисий. Основная тема русской иконографии этого периода — создание образа Богоматери. Насчитывается более 800 типов икон, связанных с данной тематикой.

Ближе к концу XV века появляются новые жанры в литературе, развивается общественная мысль. Монгольское иго всколыхнуло подъем патриотического настроения. Патриотизмом наполнены поэтические повести — «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище». Выдающимся мыслителем этого периода является Сергий Радонежский.

Расцвет культуры Московской Руси (XVI-XVII век)

Формирование русского национального самосознания происходит в эпоху расцвета Московского царства. Освобождение от ига стало толчком к формированию общерусской культуры. В начале XVI века появляются печатные книги. Первая печатная книга «Апостол» отпечатана Иваном Федоровым в 1564 году. В 1574 году издается первый русский букварь. За первое столетие работы книгопечатного станка в России отпечатано до 20 книг, в основном церковных.

В литературе этого периода подымается один из основополагающих вопросов существования государства — вопрос происхождения, места и роли в мире. Знаменитое «Сказание о князьях Владимирских» пытается объяснить происхождение русских князей от римского императора Августа и получение Владимиром Мономахом царских регалий из рук самого императора Константина. Псковский старец Филофей выдвигает идею о Москве, как о третьем Риме. Филофей полагал, что Рим, некогда бывший центром христианского мира, утратил свое положение, новым центром стал Константинополь, падение которого позволило стать центром всего православного христианства — Москве.

В XVI веке получает новое развитие общественная мысль. Возникают споры по поводу устройства государства, статуса церкви, положения отдельных общественных слоев. Возникает новый жанр в литературе — публицистика. Особый интерес представляет переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Уверенный в божественном происхождении царской власти, Иван Грозный пытается убедить своего оппонента в праве судить не только за дела, но и за мысли.
Общий культурный бум затронул и область архитектуры. Красивейшим архитектурным ансамблем этого периода является Московский Кремль, состоящий из трех великолепных храмов: пятиглавого Успенского собора (1475-1479), трехглавого Благовещенского собора (1484-1489), Архангельского собора (1505-1509).

Архитектором Успенского собора был Аристотель Фиораванти. Строение отличалось парадностью, строгостью и сдержанностью стиля. Благовещенский собор отличался изяществом и изысканностью, включал церковь Ризоположения, был соединен с дворцовым комплексом, в состав которого входила Грановитая палата, выстроенная между 1487 и 1492 годом, архитекторами Марко Руффо и Пьетро Солярио. При создании Архангельского собора использовались светские элементы. Строение использовалось в качестве усыпальницы великих князей.

Кремль был окружен кирпичными стенами, длиной свыше 2 километров. Также были выстроены 18 башней, представляющих собой не только защитные укрепления, но и настоящие произведение архитектурного зодчества. Новым веянием в архитектуре становится шатровый стиль, продолживший традиции русского деревянного зодчества. В шатровой стиле были выполнены церковь Вознесения в селе Коломенском (1530-1532) и Собор Василия Блаженного (1555-1561).

Читайте также:  Рсдрп социальная опора таблица

Западноевропейская культура оказывает воздействие на русскую живопись, художники отдают все большее предпочтение светским сюжетам. В начале XVII века на территории России действуют две школы живописи: Годуновская и Строгановская. Представители Годуновской школы придерживались традиций прошлого, ориентируясь на рублево-дионисиевскую манеру написания картин.

Строгановская школа ориентировалась на создание иконных миниатюр с тщательным мелким письмом, замысловатым рисунком и полихромным колоритом, включающим роспись серебром и золотом. Ярким представителем школы является Симон Ушаков, один из живописцев, принимавших участие в росписи Оружейной палаты.

В этот период продолжает развиваться фресковая живопись и даже появляются первые трактаты о живописи. Освободившись от внешнего воздействия, культура Московского государства вошла в новое русло. Живописцы, архитекторы и писатели получили большой простор для реализации творческой мысли, чем когда-либо до этого.

Живопись

Традиция живописи была сохранена, и после ига проявилась вновь, но в то же время была переосмыслена. Ее развитию послужило искусство Византии. Для разных частей Московской Руси был присущ разный стиль. Например, московский стиль отличается в первую очередь своей сдержанностью, чего не скажешь о псковском. Последний считается более свободным. Все это, конечно же, отразилось и на архитектуре, в ней сохраняются те же самые тенденции.
Одним из самых известных деятелей живописи того времени был иконописец Феофан Грек. Расписывал он в основном храмовые стены фресками. Сам художник был родом из Византии, а на Руси он выступал приглашенным специалистом живописи. Работы Феофана Грука можно отличить от других мастеров – они пышут драматизмом и особой экспрессией.

Условия формирования национального самосознания

Еще с XII в. началась активная миграция населения Киевской Руси в междуречье Оки и Волги. Произошло смешение славян с народами финно-угорской группы (меря, мордва), в результате чего началось формирование русской народности — великороссов. После нашествия монголо-татар становление культуры будущей Московской Руси определялось ее сложной и противоречивой связью с Золотой Ордой. Речь не идет о зависимости Руси от Орды в привычном смысле слова. Монголы не ставили своих наместников, смещая русских князей, а лишь давали им ярлыки на княжение, не собирали дани, не держали постоянных войск. На Руси не действовали законы Чингис-хана. А русская церковь пользовалась особой поддержкой ханов Орды, отличавшихся удивительной веротерпимостью. При этом войска Орды защищали Русь от экспансии с Запада, которая была более опасна, потому что несла с собой культурную ассимиляцию, создавая таким образом возможности для самостоятельного развития страны.

В таких условиях в XIV—XV вв. на северо-востоке Руси складывалось централизованное Московское государство. Механизм формирования великорусского государства заключал в себе черты восточного влияния, особенно сильного с середины XIV в., когда Орда приняла ислам. И хотя Московская Русь осталась христианским государством, все же восточное влияние на формирование системы ценностей и картины мира, характерное для средневековой Руси, было довольно значительным. Итогом этого взаимодействия стало рождение особого, специфически русского национального самосознания, для которого были характерны следующие черты: соединение восточной духовности со стремлением к свободе, свойственным для Запада; коллективизм и слабо выраженное личностное сознание; приверженность к ценностям православия с его своеобразным миропониманием; приоритет государственных начал, интересов державы и их восприятие как личных интересов каждого человека.

Таким образом, в результате сложного и противоречивого взаимодействия этнического, исторического, политического и культурного факторов сложился новый этнокультурный комплекс, центром которого стали не Киев и Приднепровье, а Северо-Восточная Русь и Москва. Это также означало, что естественным образом сложилась новая этнокультурная общность — великороссы, то есть новая народность со специфическими чертами духовности и менталитета. После монгольского нашествия политика правящих кругов Руси была направлена на сохранение русско-православной самобытности перед лицом различных внешних угроз и культурных экспансий. Это не привело к полной изоляции страны, она продолжала испытывать влияние как Востока, так и Запада, сохраняя при этом духовные связи с православными народами, но западное влияние значительно уменьшилось, особенно после 1453 г., когда пал Константинополь и Русь осталась единственным православным государством.

Этапным для Руси стали окончательное освобождение от зависимости Руси от Орды (после «стояния на Угре» в 1480 г.) и образование единого Московского государства при Иване III, принявшем титул князя всея Руси и ставшем полновластным правителем с неограниченной властью. Этим Русь принципиально отличалась от Западной Европы с ее феодальной лестницей, ограничивавшей произвол монархов.

Социальная структура русского общества также сильно отличалась от европейской. Правящий слой складывался из бывших независимых князей, ставших служилыми князьями, бояр и детей боярских. Так формировалась система подданства, характерная для Руси. В дальнейшем эта неограниченная власть русских князей только возрастала, дойдя до абсолюта во времена Ивана Грозного, принявшего титул царя, идеалом которого была неограниченная монархия, поддержанная авторитетом церкви. С этого времени Русь стала называться Россией, хотя на Западе ее продолжали называть Московским государством до XVII в. Террор, развязанный Иваном Грозным (опричнина), свел на нет те положительные перемены, которые были достигнуты в результате его реформ, проведенных в первый период его царствования. Своим преемникам Грозный оставил разоренную страну, сползавшую в гражданскую войну, к тому же проигравшую Ливонскую войну. Смутному времени был положен конец в 1613 г., когда Земский собор избрал на престол Михаила Романова, положившего начало новой династии. Страна начала постепенно выходить из кризиса. А при Алексее Михайловиче началась европеизация России, подготовившая будущие реформы Петра I.

Параллельно происходили и серьезные изменения в экономике. Постепенно формировались наследственные вотчины, ставшие основной формой земельной собственности. Условные земельные держания, аналогичные западным, также постепенно появлялись на Руси — князья, бояре и монастыри раздавали земли своим вассалам. Так образовывались поместья, схожие с западноевропейским леном или феодом. При этом шло наступление на права и свободы крестьян, которые вначале ограничивались в своем праве перехода от одного господина к другому (Юрьев день), а затем и вовсе лишились его (XVII в.), а натуральный оброк при небольшой барщине и денежной ренте сменился все увеличивавшейся барщиной. Это ограничивало возможность развития рыночных отношений, сдерживало формирование рынка рабочей силы и городов, без чего было невозможно развитие капиталистических отношений.

Андрей Рублев

Андрей Рублев – один из самых известных на Руси иконописцев. Его слава началась с того, что Рублев выдвинул свою концепцию композиции иконы и техники ее писания. Она была полностью противоположной канону, разработанному Феофаном Греком. Творения Рублева значительно отличаются тем, что трагизму в его живописи нет места. Бог на иконах предстает в первую очередь как добрый, милосердный, всепрощающий. Он является олицетворением любви, утешения и всеобщей справедливости. Взгляд святых на иконах Рублева полон добра, нет ни тени мрачности или грусти.
Самыми популярными считаются иконы «Спас», «Троица» и, конечно же, «Архангел Михаил». Но у Андрея Рублева были и другие шедевры. Иконы у творца особенны по цветовым сочетаниям – использованы довольно яркие и смелые цвета.
Рублем проделал огромную работу как иконописец во время росписи Успенского собора, расположенного в городе Владимире. Расписывал храм он не единолично, а вместе с Даниилом Черным. Рублев оригинален, в его росписи всегда прослеживается светлая сторона событий, даже в тех ситуациях, где ее с первого взгляда не получается обнаружить. Так он сделал роспись на стене собора с изображением сцены страшного суда, где показал любовь и согласие всех людей.
В первую очередь Рублев в своем творчестве превозносил человеческую нравственность. Он передавал в своих иконах наставление о стремлении к добру, истине и, конечно же, Богу.
Культура Московской Руси была многогранна и самобытна. Развивались главным образом живопись и архитектура, но уделялось внимание и литературе, в первую очередь религиозной. Наследие культуры этого периода ценно, оно изучается и переосмысляется и по сей день.

Традиционная культура Московского государства

Традиционализм – основа культурного развития Российского государства в XVI веке. Базовые понятия культурного развития – патриархальность, самодержавие, православие. Наследование традиций древности было характерно для России больше, чем для других стран Европы.

Стоит отметить, что традиционализм был выгоден и полезен для абсолютизма власти. Выделяется ряд особенностей развития традиционной культуры в России – он сложился позже, но оказался сильнее, чем в Западной Европе.

XVI век стал временем проникновения в Россию влияний Запада, что привело к формированию новых традиций, идей. Государство, которое длительное время находилось под татаро-монгольским игом, стало восприимчивым для новых веяний. Органическое развитие российской культуры дало трещину. Правители опасались, что новации могут пошатнуть основы государства. Таким образом, возникает реакция против попыток бороться с традиционализмом.

В европейских странах появился механизм, который позволял бороться с традиционализмом. В России, под влиянием церкви и абсолютизма, этот процесс усложнился.

Источник

Крестоносцы против православных Историк Александр Назаренко об особенностях контактов Древней Руси и Европы

Зачем княгиня Ольга просила германского короля прислать на Русь епископа? Откуда в русский язык попало название реки Дунай? Что связывало Фридриха Барбароссу и Андрея Боголюбского? Когда на Руси возникла неприязнь к католической Европе? Об этом рассказал доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Назаренко на лекции в Государственном историческом музее, состоявшейся в рамках проекта Министерства культуры РФ и Российского военно-исторического общества «Исторические субботы». «Лента.ру» публикует основные тезисы его выступления.

Роковой 1204 год

Александр Назаренко

Тема взаимоотношений Руси и Запада издавна остается весьма острой для нашей духовной истории. Причина — тот путь европеизации России, на который направил ее Петр Великий. Примерно с середины XIX века, анализируя последствия петровских реформ, русские мыслители стали задаваться вопросом о наших цивилизационных корнях и их соотношении с Западной Европой. Византийско-православная закваска Московской Руси, так или иначе унаследованная «петербургской» Россией, всячески сопротивлялась тотальной европеизации. Споры о России и ее взаимоотношениях с «латинским» Западом, не прекращающиеся и по сей день, способствовали выявлению и осмыслению самобытных основ русской государственности и культуры.

Читайте также:  Народы исповедующие буддизм таблица

Для Московской Руси такие дискуссии вообще не были характерны. Разумеется, в допетровские времена Россия имела контакты с Европой, иногда достаточно тесные, но никогда не воспринимала ее в качестве цивилизационной альтернативы: мы жили рядом, но сами по себе.

Совсем иной была ситуация в Древней Руси. Для Древнерусского государства Европа служила столь же важным политическим, экономическим и культурным партнером, что и Византия. Точкой перелома в восприятии русскими людьми своих западных соседей стал 1204 год, когда европейские крестоносцы захватили Константинополь, и острие крестоносного движения, поначалу обращенное против мусульман, постепенно стало разворачиваться против православия.

Именно с того рокового события началось настоящее культурно-цивилизационное размежевание католического Запада и православного Востока. Но в предшествующие времена торговые, политические и культурные контакты Руси с Западом зачастую даже преобладали над связями с греками. Рассмотрим это на некоторых примерах.

Картина Н.К.Рериха «Заморские гости». Серия «Начало Руси. Славяне». 1901.

Дунайская торговля

Древняя Русь возникла на перекрестке торговых путей, идущих не только с севера на юг (как всем известный путь «из варяг в греки»), но также и с востока на запад. В IX веке сформировались два очага древнерусской государственности — вокруг Новгорода и Киева. Если мы посмотрим на территорию вокруг Киева (историки именуют ее «Русской землей в узком смысле», в отличие от большой Руси — позднейшего Древнерусского государства в целом), то увидим, что, охватывая Среднее Поднепровье, она имела также длинный «язык», вытянутый к западу, вплоть до верховьев Западного Буга, вдоль древнего торгового пути в Европу.

Интересно, что подобная вытянутая в широтном направлении конфигурация была свойственна и для Великоморавской державы IX века, и позднее для Чешского государства второй половины Х века, которые простирались от Праги через Краков до тех же верховьев Западного Буга на востоке. Именно здесь, на современном польско-украинском пограничье, располагался экономически развитый регион, известный в наших летописях как Червенские города. Он стал предметом длительной борьбы Руси сначала с Древнечешским, а потом с Древнепольским государствами, пока в 1030-х годах не закрепился окончательно за Русью. Это говорит о стратегической важности Червенских городов, так же как и торгового пути, связывавшего Среднее Поднепровье со Средним Подунавьем.

О том, что этот торговый путь из Киева через Червенские города, а далее — через Краков и Прагу, вел именно в Среднее Подунавье, прямо свидетельствует Раффельштеттенский таможенный устав, изданный в начале X века восточнофранкским королем Людовиком IV, но отражавший ситуацию на полвека более раннюю. В документе упоминаются купцы народа «ругов» (обычное для средневековых латинских источников название Руси), которые приходят на Дунай, в Восточную Баварию, вместе с чешскими, то есть из Праги. Интересно, что русские торговцы принесли с собой собственный денежно-весовой счет, элементы которого закрепились на востоке Баварии.

О контактах Древней Руси с Европой через Среднее Подунавье говорят и данные исторической гидронимики — науки, изучающей происхождение названий рек, озер и других водных объектов. Ведь русское название реки Дунай совпадает с чешским Dunaj, а не с болгарским Дунав. Следовательно, русские люди впервые познакомились с Дунаем не в его нижнем течении, на пути «из варяг в греки», а в среднем.

Широтный торговый маршрут из Киева через Червенские города и далее к северу от Карпат, через Прагу к немецким землям по Среднему Дунаю существовал издревле, восходя, вероятно, еще к коммуникациям внутри ареала славянской культуры VI–VIII веков, которую археологи условно называют «культурой пражско-корчакской керамики». Действительно, этот ареал тянулся довольно узкой полосой от территории современной Чехии к северу от Карпат и к югу от Припяти до Среднего Поднепровья в районе Киева. Этот маршрут, наряду с путем «из варяг в греки», послужил своего рода коммуникативным скелетом, вдоль которого со временем нарастала «плоть» государственной территории Древней Руси.

Браки престолов

В Средние века политические контакты почти всегда сопровождались династическими, и большинство политических союзов скреплялось браками. Хотя Древняя Русь относилась к византийскому культурному ареалу, количество брачных союзов между русскими княжеским домом и представителями династий, правивших в Константинополе, было намного меньше, чем с западными соседями. Политические интересы древнерусских князей оказываются сосредоточены преимущественно на Западе. Интересно, что уже самое раннее свидетельство о политических связях Руси и Запада рисуют Запад как своего рода политический противовес Византии в дипломатии киевских князей.

Фрагмент картины А. Транковского «Ярослав Мудрый и шведская принцесса Ингигерд»

Известно, что, приняв крещение в 957 году в Константинополе, княгиня Ольга потерпела неудачу в политических переговорах с императором Константином VII Багрянородным. В ответ она отправила посольство к германскому королю Оттону I Великому с просьбой прислать в Киев епископа и священников. Вряд ли княгиня всерьез собиралась крестить Русь по латинскому образцу, скорее она стремилась оказать таким образом давление на Константинополь. Об этом говорит и безуспешность миссии немецкого епископа Адальберта в Киеве в 961 году.

Династические браки с представителями правящих домов Европы использовались в Древней Руси как во внешней политике, так и во внутриполитической борьбе. Так, после смерти в 1015 году крестителя Руси Владимира Святого между его сыновьями Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым началась междоусобная война.

Святополк был женат на дочери польского князя Болеслава Храброго, и потому Ярослав, захватив в первый раз Киев в 1016 году и прогнав Святополка в Польшу, заключил союз с германским императором Генрихом II, поскольку ему надо было нейтрализовать польского союзника Святополка. Но в конце 1017 года состоялся польско-немецкий мир, а в следующем 1018 году польское войско во главе с Болеславом и Святополком вытеснило Ярослава из Киева. Ответом Ярослава стал союз со Швецией и Данией: в 1019 году он женился вторым браком на дочери шведского короля Олафа I Ингигерд (на Руси ее звали Ириной), а своего старшего сына Илью женил на сестре датского короля Кнута Могучего. В результате Ярослав в том же 1019 году окончательно овладевает Киевом.

Впоследствии все три дочери Ярослава и Ингигерд-Ирины были выданы замуж за европейских монархов: Елизавета — за норвежского короля Харальда Сурового, Анастасия (имя известно предположительно) — за венгерского короля Андрея I, Анна — за французского короля Генриха I. Столь же выразительны и браки сыновей Ярослава Мудрого: Изяслав Ярославич был женат на Гертруде, сестре польского князя Казимира I, а его брат и соперник в борьбе за киевское княжение Святослав Ярославич — на дочери одного из восточносаксонских маркграфов Оде (она приходилась также двоюродной племянницей германскому императору Генриху IV). Ее изображение с маленьким сыном Ярославом есть на парадной миниатюре известного «Изборника» Святослава 1073 года (одной из древнейших русских книг), на которой представлено все семейство князя, а впоследствии Ярославу суждено было стать родоначальником муромо-рязанской ветви русских князей.

Несомненно, целью женитьбы Святослава было противопоставить своих немецких союзников польским сторонникам Изяслава. Последний не остался в долгу и через год женил своего сына Ярополка на дочери другого саксонского маркграфа — Кунигунде. Прекрасные миниатюры киевской работы с изображениями Ярополка и Кунигунды (на Руси принявшей имя Ирина) сохранились в латинском молитвеннике польки Гертруды, матери Ярополка.

Барбаросса и Боголюбский

Конечно, византийское культурное влияние на Древнюю Русь было несоизмеримо более мощным и многосторонним, чем западное, но и контакты наших предков с Европой также оставили свои отчетливые следы. Например, институт церковной десятины, полностью отсутствовавший в Византии, был заимствован Владимиром Святым из практики западной церкви. Благодаря многочисленным родственным связям князей на Русь из Европы попадало множество культурных артефактов — среди них уже упомянутый молитвенник Гертруды, жены Изяслава Ярославича.

Ярким примером культурного взаимодействия с Западом является архитектурная пластика (белокаменные резные украшения) владимиро-суздальских храмов второй половины XII века, времен Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Например, львы и грифоны на резных рельефах храма Покрова на Нерли очень похожи на подобные элементы декора из европейских романских церквей XI-XII веков — скажем, из Шпайерского собора (Средний Рейн) или монастыря Виндберг в Северной Баварии. В свете этих фактов выглядят вполне правдоподобными поздние сведения о том, что во Владимиро-Суздальской земле тогда работали мастера, присланные германским императором Фридрихом I Барбароссой.

С Фридрихом Барбароссой связано еще одно уникальное произведение искусства — наплечники Андрея Боголюбского, которые, по преданию, были подарены ему германским императором. Они покрыты драгоценной эмалью работы лотарингских ювелиров с латинскими надписями. В начале 1930-х годов драгоценные реликвии разделили судьбу многих других музейных ценностей России и были проданы на Запад; теперь один из них хранится в Лувре, а другой — в Германском национальном музее в Нюрнберге.

 Храм Покрова на Нерли. Рельефы. Резьба, белый камень

Храм Покрова на Нерли. Рельефы. Резьба, белый камень

Последний пример касается контактов в области фольклора. В средневековом немецком и французском эпосе Русь упоминается нередко — обычно как страна, откуда приходят многочисленные войска на подмогу тому или иному эпическому герою. В знаменитой «Песне о нибелунгах», написанной в самом начале XIII века, встречается даже «русский король Илья», которого есть все основания соотнести с былинным Ильей Муромцем. Таким образом, данные немецкого эпоса, имеющие точную хронологическую привязку, помогают установить, что русские былины «Владимирова цикла» начинают складываться действительно вскоре после эпохи самого Владимира Святого.

Но и на Руси были неплохо знакомы c германскими эпическими сказаниями. В составе Новгородской первой летописи сохранилась «Повесть о взятии Царьграда фрягами», в которой рассказывается о захвате крестоносцами во главе с венецианцами («фрягами») Константинополя в 1204 году. Чтобы пояснить североитальянское происхождение одного из предводителей «фрягов», летописец делает замечательную ремарку: «в граде Берне (то есть Вероне), иде же бе жил поганый, злый Дедрик». Это значит, что новгородский автор не только знал немецкое сказание о «Дедрике»-Дитрихе Бернском (то есть короле остготов Теодорихе Великом), но и предполагал знакомство с ним у своих потенциальных читателей.

Источник

Adblock
detector