Меню

Культура во время вов таблица



ЕГЭ. История России. Теория по кодификатору. 3.2.7. Идеология и культура в годы войны. Идеология.

Идеология.

Главное направление идеологии — укрепление патриотизма.

Усилилось прославление героического прошлого нашей страны.

Классовые ценности были заменены общечеловеческими ценностями – «Родина», «Отечество».

Произошло примирение советской власти с православной церковью, Великая Отечественная война была войной «священной». Были открыты духовные семинарии, церковные приходы, возрождено патриаршество.

Музыка.

  • В блокадном Ленинграде 9 августа 1942 г. состоялась премьера 7-й ленинградской симфонии Д. Шостаковича, посвященная защитникам города и написанная в самом Ленинграде.
  • 1941 г. Песня «Священная война» (музыка А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача): «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой. »;
  • Песня «Катюша» ”(слова М. Исаковского, музыка М. Блантера): «Расцветали яблони и груши, поплыли туманы над рекой …»
  • Создавались песни, любимые всем народом.

Литература.

В печати и по радио развернулась патриотическую пропаганду.

Основная задача советской литературы в период войны – отображение жизнь воюющего народа, передача величие его подвига, стремление вызвать глубокие патриотические чувства, внушить еще большую ненависть к врагу.

Развивались специфические жанры, отражавшие суровые будни фронта и тыла – как газетные очерки, статьи, публицистические выступления в газетах и на радио. Основные авторы и произведения:

1941 год.

  • Стихи Константина Симонов «Жди меня, и я вернусь. Только очень жди …»; повесть «Дни и ночи»;
  • Начало публикаций поэмы А. Твардовского «Василий Теркин»;
  • Стихи А.А. Суркова «Землянка», «Песня смелых».

1942 год.

  • Пьесы «Нашествие Л.М. Леонова и «Русские люди» К.М. Симонова, «Фронт» А.Е. Корнейчука.
  • Стихотворение М.В. Исаковского «В лесу прифронтовом».

1943 год.

  • К.М. Симонов «Дни и ночи» ( о Сталинградской битве).
  • Сборник рассказов М.М. Зощенко «Перед восходом солнца».
  • Стихи М. Джалиля «Палачу», «О героизме « и др.

1944 год.

  • А.А. Бек. «Волоколамское шоссе».

Живопись.

1941 г. Плакат «Родина-мать зовёт!». Художник Ираклий Тоидзе.

1941 — картина А.А .Дейнеки «Под Москвой, ноябрь 1941 год»

1942 – картина П.Д. Корина «Алекандр Невский».

1942 – картина А.А. Пластова «Фашист пролетел».

1943 – картина С.В. Герасимова «Мать партизана».

1944 – начало работы Кукрыниксов над картиной «Бегство фашистов из Новгорода».

Кинематограф.

Кино брало из жизни примеры героизма, стойкости, самопожертвования и в свою очередь возвращало зрителю заряд мужества, оптимизма, ненависти к врагу и веры в победу.

Фильмы военных лет и режиссеры.

  • 1942 г. – первый полнометражный документальный фильм «Разгром немецких войск под Москвой».
  • 1942 г.- «Секретарь райкома», 1944 г. — «В шесть часов вечера после войны» И. Пырьева;
  • 1943 г. — «Два бойца» Л. Лукова;
  • 1943 г. — «Она защищает Родину» Ф. Эрмлера;
  • 1945 г .- «Нашествие» А. Роома;
  • 1944 г. — «Радуга» М. Донского.
  • 1945 г.- 1-ая часть фильма С. Эйзенштейна «Иван Грозный».

Темы художественных фильмов:

3) Ненависть к фашизму.

4) Мужество женщин и детей.

5) Партизанская борьба.

Архитектура.

Главная задача — восстановление разрушенных войной зданий и городов.

Почти заново отстраивались города Сталинград, Киев, Минск, Новгород.

Продолжала господствовать неоклассика «сталинский ампир».

В Москве возводились знаменитые увенчанные шпилями высотки, в которых традиции античной архитектуры переплетаются с элементами древнерусской.

Основной задачей архитектуры и строительства военного времени были перебазирование предприятий в глубь страны, сооружение новых и реконструкция существующих заводов на Урале, в Сибири и Средней Азии; за годы войны было построено 3500 промышленных предприятий. Одновременно с заводами возникали заводские поселки, которые тогда застраивались в основном малоэтажными домами барачного типа.

Война принесла большие разрушения. Города и села лежали в развалинах.

В 1943 г. был создан Комитет по делам архитектуры для координации восстановления населенных пунктов. Многие города пострадали во время войны настолько, что их отстраивали заново. К их числу относится город-герой Волгоград. В нем была проведена полная перепланировка, улучшено благоустройство (архитекторы — авторы генплана: К. Алабян, В. Симбирцев, Н. Поляков, А. Пожарский, Е. Левитан и др.). Практически заново был построен Минск.

ОБЩЕЕ.

  • В годы войны более 42 тыс. деятелей искусства – актёров, музыкантов — вели военно-шефскую работу в действующей армии, на флоте, в госпиталях.
  • Было дано около 1360 концертов, каждый четвёртый – на фронте.
  • Создано более 3700 фронтовых бригад, 20 фронтовых театров.
  • Многие композиторы , находясь в действующей армии, продолжали творить : К.Я. Листов, Д.Б. Кабалевский, Т.Н. Хренников, В.И. Мурадели, Б.А. Мокроусов и др.

Советское искусство периода Великой Отечественной войны с честью выдержало жестокий экзамен военных лет

. Оно продолжало лучшие традиции.

Все искусство и литература в целом стремились к глубинному постижению трудового народа, к созданию национальных характеров, к широте изображения действительности.

Успехи советского искусства и литературы были обусловлены их высокой идейностью, целеустремленностью. Гуманизм, присущий нашему народу, проявился в годы Великой Отечественной войны и в живописных произведениях художников, и в текстах наших литераторов, и в произведениях великих скульпторов с особой силой.

В годы Великой Отечественной войны борьбы за свободу и независимость Родины стала главным содержание жизни советских людей. Эта борьба требовала от них предельного напряжения духовных и физических сил. И искусство стало могучим средством патриотической агитации, помогало в борьбе с фашизмом.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

Источник

Культура в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие

В годы Великой Отечественной войны наша культура понесла огромные потери. Всего было уничтожено свыше 82 тысяч школ, около 2 тысяч высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тысячи Дворцов культуры и библиотек, украдено 180 миллионов книг, утрачено 564 тысячи художественных произведений, разграблено 430 музеев. Были осквернены и разграблены дома-музеи Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, А.С. Пушкина в Михайловском, И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове, П.И. Чайковского в Клину.

В результате боевых действий и бомбардировок пострадали древние русские города Новгород, Псков, Смоленск, Ржев, Вязьма, Киев. Громадный ущерб был нанесен Ленинграду. В Сталинграде было разрушено 85% жилого фонда. Более 80% жилых, общественных и производственных зданий было уничтожено гитлеровцами в Минске. Больших средств потребовало проведение эвакуации и реэвакуации культурных ценностей. Многие культурные потери восполнить было невозможно. Безвозвратно утраченными для отечественной культуры оказались фрески 12 века в Софийском соборе в Новгороде, уничтоженные фашистами, рукописи П.И. Чайковского, погибли в Сталинграде картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Невосполнимы были и людские потери. Гитлеровцы проводили целенаправленную политику по уничтожению населения. Все это сказалось на развитии культуры после войны.

Наука и техника

С первых дней Великой Отечественной войны на службу победе, защите Родины были поставлены все достижения отечественной науки и техники. В 1943 году фронт получил новейшие самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, созданные выдающимися конструкторами С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и другими. Инженерно-технический персонал танковой промышленности совместно с конструкторами Ж.Я. Котиным, С.Н. Махониным, А.А. Морозовым и другими создали новые модели танков, превосходившие аналогичную технику противника.

Читайте также:  Таблица замены ниток dmc

Конструкторы В.А. Дегтярев, Ф.В. Токарев, П.Я. Горюнов и другие совершенствовали и создали новые образцы стрелкового автоматического оружия. Ученые И.В. Курчатов и А.П. Александров разработали новый метод зашиты кораблей от мин.

Художественная культура. Литература

В годы Великой Отечественной войны искусство стало идейным оружием борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. Многие писатели, поэты, художники ушли сражаться на фронт, в партизанские отряды и народное ополчение. Военными корреспондентами работали М.А. Шолохов, А.Т. Твардовский, К.М. Симонов, Н.С. Тихонов, А.А. Фадеев. 10 писателей были удостоены звания Героя Советского Союза. В годы войны были опубликованы быстро ставшие популярными повести М.А. Шолохова «Наука ненависти» и главы его романа «Они сражались за Родину», поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи Н.С. Тихонова, К.М. Симонова, О.Ф. Берггольц, А.А. Суркова, М.В. Исаковского и другие. В это тяжелое для страны время советская драматургия создала подлинные шедевры театрального искусства. Речь идет о пьесах Л.М. Леонова «Нашествие», К.М. Симонова «Русские люди», Е.Е. Корнейчука «Фронт» . Для культурного обслуживания фронтовиков создавались бригады артистов, даже специальные фронтовые театры.

В области кино особое внимание уделялось производству киножурналов документальных фильмов. Кинодокументалисты наиболее оперативно откликались на события. Всего за годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» И.А. Пырьева, «Два бойца» Л.Д. Лукова, «Она защищает Родину» Ф.М. Эрмлера.

В годы войны было создано одно из самых великих музыкальных произведений 20 века — седьмая симфония Д.Д. Шостаковича. Шостакович начал писать седьмую симфонию спустя месяц после начала Великой Отечественной войны и продолжал работу в осажденном фашистами Ленинграде. Победоносный финал симфонии был завершен в декабре, когда фашисты стояли на подступах к Москве. «Моему родному городу Ленинграду, нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе посвящаю эту симфонию» — таков был эпиграф к этому произведению.

Одним из ведущих жанров в музыке во время войны стала лирическая песня. «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь» и другие песни военных лет вошли в золотой фонд советской песенной классики. Подлинным гимном народной войны стала песня В.И. Лебедева-Кумача и А.В. Александрова «Священная война».

Графика и живопись

Как и в годы революции, первое место в графике военных лет занимал плакат. Прослеживаются два этапа в его развитии. Первые два года войны плакат имел драматическое, даже трагическое звучание. Очень популярны были плакаты М.И. Тоидзе «Родина-мать зовет» (1941) и В.Г. Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!» (1942). На первом изображена аллегорическая женская фигура на фоне штыков, держащая в руках текст военной присяги. На плакате Корецкого изображена женщина, в ужасе прижимающая к себе ребенка, на которого направлен штык со свастикой. На втором этапе, после перелома в ходе войны, меняется настроение и образ плаката; он проникнут оптимизмом, народным юмором. Л.А. Голованов в плакате «Дойдем до Берлина!» (1944) создает образ героя, близкий Василию Теркину. С первых дней войны по примеру «Окон РОСТа» начинают выходить «Окна ТАСС». Из мастеров старшего поколения в «Окнах ТАСС» сотрудничали М.М. Черемных, Б.Н. Ефимов, Кукрыниксы союз трех художников, М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова. Кукрыниксы много работали и в журнально-газетной карикатуре. Весь мир обошла их знаменитая карикатура «Потеряла я колечко. » (а в колечке 22 дивизии) — на разгром немцев под Сталинградом (1943).

В живописи военных лет в первую очередь развивается жанр портрета. Создавались как предельно скромные, так и парадные, даже патетические портреты, как, например, портрет маршала Г.К. Жукова работы П.Д. Корина (1945). В этом жанре в годы войны много работает П.П. Кончаловский. Он создает жизнелюбивые оптимистические характеры в своей обычной декоративной, насыщенной цветом манере. Особой значительностью, монументальностью образа отличаются написанные в годы войны М.С. Сарьяном портреты интеллигенции (академика И.А. Орбели, 1943; композитора А.И. Хачатуряна, 1944; писательницы М.С. Шагинян, 1944 и других).

В 1941 — 1945 гг. развиваются и бытовой, и пейзажный жанры, но они всегда так или иначе связаны с войной. Выдающееся место в формировании и того, и другого в военные годы принадлежит А.А. Пластову. Оба жанра как бы объединены в картине «Фашист пролетел» (1942). Пронзительная по остроте чувств драма разыгралась в идиллическом русском пейзаже. Здесь оставил свой смертоносный след пролетевший фашистский самолет, расстрелявший мальчика-пастушка и коров, которых он пас. Боль, гневный протест вызывала эта картина у зрителей. В последний год войны Пластов написал прекрасную картину «Жатва» (1945), где он изобразил ничем непримечательный эпизод крестьянской жизни: серьезные и усталые старик и дети обедают у сжатых снопов. Это те, кто остался в тылу и кормил бойцов. Победу Пластов отпраздновал холстом «Сенокос», где он передал праздничность цветущего луга.

В годы войны создаются и почти документальные пейзажи, ставшие со временем историческим жанром. Пример тому — картина К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942). Она запечатлела тот памятный день, когда бойцы прямо с заснеженной площади шли в сражение — и погибали. Батальный жанр разрабатывает А.А. Дейнека. Он создает большую панорамную композицию «Оборона Севастополя» (1942). Ясным, четким, напряженно-экспрессивным художественным языком Дейнека создает образ жестокой битвы. Этому художнику принадлежит главная роль в утверждении военного пейзажа, отмеченного острым ощущением времени. В его картине «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» (1941)изображены пустынные московские улицы со старыми домиками и противотанковыми заграждениями. Художник передает незабываемую атмосферу тех грозных дней, когда враг рвался к Москве и был у ее порога.

В последние годы войны одно из лучших своих живописных произведений создали Кукрыниксы, обратившись к образу древности — Софии Новгородской как символу непобедимости русской земли («Бегство фашистов из Новгорода», 1944 — 1946). В исторической живописи появляются образы героев славного прошлого нашей Родины, вдохновлявшие советских воинов на борьбу с врагом. П.Д. Корин создает триптих «Александр Невский» (1942-1943), в котором он соединяет исторические воинские мотивы с темами народных сказаний, с образами русской природы. Центральную часть триптиха занимает фигура А.Невского, в рост, в доспехах, с мечом в руке на фоне Волхова, Софийского собора и стяга с изображением «Нерукотворного Спаса». В историческом жанре много работает старейший художник Е.Е. Лансере, создавший серию «Полтавская битва» (1942).

В скульптуре военных лет так же, как и в живописи, приоритетным является портретный жанр. Скульпторы стремятся, прежде всего, запечатлеть образ героя войны, сделать его правдивым. В.И. Мухина выполнила бюсты летчика-полковника И.Л. Хижняка, полковника В.Н. Юсупова, Н.Н. Бурденко. Большую роль сыграли опыты Мухиной с различными современными материалами, такими, как алюминий, цветная медь, стекло. Значительные образы создает С.Д. Лебедева (бюст А.Т. Твардовского, 1943). Портреты героев Советского Союза выполнил Е.Е. Вучетич (портрет генерала И.Д. Черняховского, 1945).

Источник

Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны

Наука

Накануне войны в европейских странах были опрошены самые видные ученые, которым был задан один и тот же вопрос: «Какие научные направления станут ведущими во второй половине XX в.?» Ни один из них не назвал тогда тех научных разработок, которые стали ведущими в последующие десятилетия: лазерную и квантовую электронику, ядерную энергетику, полупроводники и т. п. В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд.

Читайте также:  Температура кипения нефти таблица

Крупнейшие ученые-физики А. Эйнштейн (Германия), Н. Бор (Дания), Э. Ферми (Италия), Б. Понтекорво (Италия) вели в эмиграции (в США) успешные работы в области создания ядерного оружия, с помощью которого они надеялись освободить мир от угрозы фашистского рабства. Эмигрировав из нацистской Германии, оккупированной Дании, фашистской Италии, они сосредоточились в США для завершения этой огромной работы. Итальянец Энрико Ферми построил здесь первый ядерный реактор и 2 декабря 1942 г. впервые в истории осуществил в нем цепную ядерную реакцию. Над этими же проблемами в СССР успешно работали Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, И. В. Курчатов, осуществившие еще до войны (1939) первые расчеты цепной реакции деления урана.

В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями — немецкий мессершмит-262 и советский БИ-1.

В создание отечественных радиолокаторов внесли большой вклад в годы войны А. Берг, Н. Папалекси, Ю. Кобзарев. В лаборатории А. П. Александрова была проведена работа по защите кораблей от магнитных мин. Под руководством В. П. Бармина и других ученых были созданы первые в мире реактивные системы залпового огня (катюши).

В Германии наиболее ярким научно-техническим событием в годы войны стало завершение работ в области ракетостроения под руководством ученых В. фон Брауна, В. Дорнбергера и Г. Оберта. Ими были созданы ракеты Фау-1 и Фау-2, с помощью которых немцы атаковали объекты на территории Великобритании.

Власти Германии в полной мере не понимали возможностей ядерного оружия и считали маловероятным его создание. К тому же они не желали опереться в этой работе на разработки «неарийских» ученых. Гитлер после поражения под Сталинградом практически свернул это важное научно-техническое направление, так как финансировались лишь те разработки, которые могли дать результат через 3—6 месяцев.

В Японии велись многолетние опыты по созданию химического и бактериологического оружия.

Однако не только смертоносные орудия ведения войны находились в центре внимания ученых воюющих стран. В 1939 г. французский химик М. Пере открыла щелочной металл с температурой плавления 18 градусов, названный ею францием. В том же году американский химик У. Карозерс разработал метод, с помощью которого было получено первое синтетическое волокно — нейлон.

В 1945 г. математик Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования любого компьютера, заложив первый камень в основание будущего информационного общества.

Английские химики не только изобрели, но и начали промышленное производство полиэтилена, нашедшего широкое применение в быту в послевоенные годы.

Образование

Бесперебойно в годы войны работала лишь образовательная система США. В Англии в условиях начавшейся воздушной войны власти предпочли прекратить учебные занятия. В большинстве оккупированных стран занятия в школах не прекращались, но работа учебных заведений проходила под неусыпным контролем оккупационных властей. До последних дней войны продолжались и занятия в школах Германии, хотя обучались в них преимущественно лишь ученики младших классов; старшеклассники были мобилизованы в отряды ополчения или на оборонительные работы.

В СССР накануне войны насчитывалось 191,5 тыс. школ, в которых училось 34,8 млн школьников. Занятия в школах продолжались и в условиях начавшейся войны. Они не прекращались даже в осажденных Москве и Ленинграде, Одессе и Севастополе. Центральной задачей образовательных учреждений было обеспечение всеобуча. Летом 1942 г. СНК СССР распорядился привлечь в школы всех детей школьного возраста. Годом позже начался переход на обучение детей с 7-летнего возраста. Численность учащихся выросла в связи с этим на 4 млн человек. Для лучшего закрепления знаний вводились экзамены.

Особый акцент в обучении во всех воюющих странах был сделан на воспитание патриотизма учеников.

Художественная культура

Несмотря на начавшуюся войну, мастера художественной культуры продолжали создавать свои произведения.

В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал.

Еще в довоенные годы появились произведения, предостерегавшие мир от надвигающейся военной угрозы. Таковыми стали картины П. Пикассо «Герника», С. Дали «Предчувствие гражданской войны», американский фильм-эпопея В. Флеминга «Унесенные ветром», фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».

В условиях начавшейся войны Ч. Чаплин создал свой первый звуковой фильм-памфлет «Диктатор», в котором безжалостно высмеял Гитлера и нацистский режим.

В конце войны для поднятия духа солдат вермахта режиссер Г. Якоби выпустил веселую кинооперетту «Женщина моих грез» с М. Рекк в главной роли (в советском прокате этот трофейный фильм получил название «Девушка моей мечты»).

Большой резонанс получил написанный Э. Хемингуэем роман «По ком звонит колокол», посвященный граждан­ской войне в Испании и призывающий к ответственности за свою позицию в самые тяжелые моменты истории.

Немецкий писатель Герман Гессе, еще в 1912 г. поселившийся в Швейцарии, закончил в 1943 г. свою самую знаменитую книгу «Игра в бисер».

Французский военный летчик и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал романтическую сказочную повесть «Маленький принц».

Лишь после окончания войны был опубликован роман английского писателя Д. Оруэлла «Скотный двор» (написан в 1943 г.).

Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. Еще до войны были вынуждены покинуть родину многие германские деятели культуры, в их числе М. Дитрих, Б. Брехт, А. Зегерс. Не все выдержали вынужденную эмиграцию. В знак протеста против «духовной деградации Европы» покончил жизнь самоубийством австрийский писатель и драматург С. Цвейг. В подавленном состоянии пребывали и другие мастера культуры.

В Англии и США представители творческой интелли­генции особенно активно вели антинацистскую пропаганду своим творчеством и публичными выступлениями.

В списках, составленных немцами на случай оккупации Британских островов, немедленному аресту подлежали выдающиеся писатели Г. Уэллс, В. Вульф, Д. Пристли, Ч. Сноу и др. (Из курсов истории России 9 класса, а также литературы вспомните, какие произведения культуры были созданы в нашей стране в годы войны. Каковы были особенности развития художественной культуры в СССР в это время?)

В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей — Гитлера и Муссолини, правящих фашистских партий, показе единства власти и народа. Наиболее наглядными примерами таких произведений служат: голова Муссолини, вырубленная в африканских горах К. ди Адуа; проекты Народного дома и триумфальной арки А. Шпеера; картины К. Хоммеля «Гитлер на поле битвы», Э. Меркера «Мрамор для рейхсканцелярии», Ф. Стегера «Политический фронт» и др. В стиле экспрессионизма создавались и музыкальные произведения немецких композиторов.

В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия.

Читайте также:  Курская битва таблица войск

Мастера культуры — фронту

Поддержка солдат действующей армии со стороны мастеров культуры была обычной практикой в годы войны практически во всех воюющих странах. Наиболее распространенной формой был выезд фронтовых бригад в воинские части.

В столицах и крупных городах воюющих стран организовывались выставки не столько художественного, сколько пропагандистского толка, в которых на трофейных материалах показывались либо жестокость противника, либо несовершенство политического и общественного строя во враждебной стране. Такой стала, например, выставка «Советский рай», проходившая в Берлине.

Крупнейшие деятели английской культуры Л. Оливье, М. Редгрэйв выступали перед солдатами английской армии, показывали новые театральные постановки.

Деятели американской культуры выезжали на фронт, выступали на военно-морских базах. Военно-патриотичес­кая тематика стала основной в кинематографе Голливуда и других ведущих киностудий.

Некоторые крупные представители культуры предпочли эмиграции борьбу с врагом на оккупированной территории. П. Пикассо, оставшийся во Франции, вступил в ряды французского Сопротивления, участвовал в вооруженной борьбе.

Наряду с участием в концертах и выступлениях перед солдатами деятели культуры направляли значительные материальные средства на нужды армии, формировали общественные фонды помощи семьям военнослужащих.

Большое значение имело производство кинохроник. Благодаря фронтовым кинооператорам мы имеем сегодня возможность видеть события военных лет. За годы войны только в СССР было создано почти 500 киножурналов.

В изобразительном искусстве самым оперативным видом были плакаты. К их изготовлению были привлечены лучшие художественные силы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» стал символом мобилизации всех сил на разгром врага.

В музыкальном искусстве наряду с созданием многочисленных героико-патриотических и лирических песен были написаны фундаментальные произведения. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, написанная и впервые исполненная в осажденном Ленинграде, стала символом сопротивления врагу в годы войны.

Война нанесла большой урон деятелям культуры. На фронтах погибли 450 советских писателей, десятки журналистов, кинооператоров, артистов и композиторов.

Основным направлением научных разработок в годы войны стало создание эффективных видов оружия и военной техники. Главным содержанием развития культуры в предвоенные годы стало формирование антивоенных, а в годы войны — патриотических настроений в обществе.

Источник

КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Наука

Советская наука ориентировалась на военные нужды. Задачам обороны была подчинена работа физиков А. Иоффе, С. Вавилова, П. Капицы, Л. Мандельштама; химиков Н. Зелинского, И. Гребенщикова, А. Несмеянова, Н. Семенова. В 1943 г. на фронт отправили новые самолеты ИЛ-5, ЯК-9, ТУ-2, сконструированные С.А. Лавочкиным, А.Н. Туполевым, С.В. Илюшиным, Н.Н. Поликарповым, А.Н. Микояном, А.С. Яковлевым и др. Пускали в строй новые модели танков и стрелковое автоматическое оружие. Учеными И.В. Курчатовым и А.П. Александровым разработан новый метод защиты кораблей от мин.

К концу войны С. Королев и М. Янгель заложили основы ракетной техники. В Москве была организована лаборатория во главе с И. Курчатовым, занимавшаяся расщеплением урана.

Литература и стихи

Основное внимание уделялось патриотической тематике. Началась печать стихов и произведений в газетах, их декламирование по радио. Центральные газеты с июня 1941 г. публиковали стихи таких авторов, как Н.Н. Асеев, М.В. Исаковский, А.А. Сурков, а также публицистические статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова и др. Особая популярность принадлежала агитационно-политическим плакатам «Окна ТАСС», которых за годы войны подготовили более 1200.

Такие писатели, как В.В. Вишневский, Б.Л. Горбатов, Б.Н. Полевой, Н.С. Тихонов, В.С. Гроссман, М.А. Шолохов, трудились военными корреспондентами, готовя сообщения для центральных газет, радио, Совинформбюро и ТАСС.

Созданы произведения, описывающие подвиги советских людей на фронтах Великой Отечественной войны и в партизанском деле. Это романы М.А. Шолохова «Они сражались за Родину» и А.А. Фадеева «Молодая гвардия». Произведения на сатирические темы писали С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Д. Бедный, лирические стихи – К.М. Симонов, С.П. Щипачев, М.И. Алигер, А.А. Ахматова.

Кинематограф

Основная тема – героическая борьба советского народа против нацистов. Получила широкое распространение военная хроника. События Великой Отечественной войны освещались киногруппами, снимавшими бои, отдых солдат. К концу 1941 г. ими были подготовлены специальные выпуски – «Все силы на разгром врага» и «На защиту родной Москвы». Военная хроника в дальнейшем была положена в основу документальных фильмов, таких, как «Разгром немецких войск под Москвой», «Ленинград в борьбе», «Битва за нашу Советскую Украину» и др.

За годы войны советские кинематографисты создали почти 400 журналов и 34 полнометражные картины, среди которых «Секретарь райкома» (режиссер И.А. Пырьев), «Два бойца» (режиссер Л.Д. Луков), «Она защищает Родину» (режиссер Ф.М. Эрмлер). Тематика художественных фильмов – борьба коммунистов-подпольщиков, партизан, жизнь на оккупированной территории и др. Была распространена комедия, исторический жанр. Историко-революционной теме посвящены художественные фильмы «Оборона Царицына» (режиссеры С.Д. и Г.Н. Васильевы), «Александр Пархоменко» (режиссер Л.Д. Луков).

Музыка и театр

Преобладал антифашистский репертуар. Одно из выдающихся произведений, созданных в военное время, – седьмая симфония Д.Д. Шостаковича, которую он начал в осажденном Ленинграде и закончил в эвакуации, в Куйбышеве. Особый трепет вызывали песни, прежде всего, «Священная война» А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача, «Катюша» М. Исаковского и М. Блантера. Широко распространяется лирическая песня. Золотой фонд советских песен составляют песни «Землянка», «Вечер на рейде», «Соловьи», «Темная ночь».

Подлинные шедевры театрального искусства – пьесы «Нашествие» (Л.М. Леонов), «Русские люди» (К.М. Симонов), «Фронт» (Е.Е. Корнейчук).

Действовали фронтовые театральные бригады и театры. Они создавались Всероссийским театральным обществом. Выступая на фронте, в прифронтовых районах, госпиталях, бригады прошли всю войну вместе с советской армией. За годы войны бригады провели 1350 тыс. спектаклей, концертов, творческих встреч.

Живопись

Превалируют бытовой и пейзажный жанры, связанные с войной. Этой тематики касаются картины А.А. Пластова «Фашист пролетел» (1942) и «Жатва» (1945). Исторический жанр представлен в картинах К.Ф. Юона «Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года» (1942), батальный – в картинах А.А. Дейнеки «Оборона Севастополя» (1942). В историческом жанре выполнил триптих «Александр Невский» (1942 – 1943) П.Д. Корин, серию «Полтавская битва» (1942) Е.Е. Лансере.

В годы войны трудились Кукрыниксы – творческое объединение советских художников-графиков и живописцев М. Куприянова, П. Крылова и Н. Соколова, получившее известность благодаря своим многочисленным карикатурам и шаржам. Первый военный плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», выполненный еще в 1941 г., изображает Гитлера, разорвавшего договор о ненападении между Германией и СССР.

Потери культуры

За годы Великой Отечественной войны прекратили свою работу более 82 тыс. школ, около 2 тыс. высших и средних специальных учебных заведений, более 60 научно-исследовательских институтов, 44 тыс. дворцов культуры и библиотек. Украдено 180 млн. книг, утрачено 564 тыс. художественных произведений, разграблено 430 музеев. Уничтожены фрески XII в. в новгородском Софийском соборе, рукописи П.И. Чайковского, картины И.Е. Репина, В.А. Серова, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского в Сталинграде.

Источник

Adblock
detector