Меню

Культура древней руси таблица устное народное творчество



Культура Киевской Руси

Закон не может быть законом, если за ним нет сильного.

Махатма Ганди

Киевская Русь известна высоким уровнем развития культуры. Во многом это связано с уникальностью географического положения, а также пересечением в развитии с другими странами и народами. Прежде всего это относится к принятию христианства, которое тесно переплело культуру Руси и Византии.

Культура Киевской Руси характеризуется следующим:

Особенности культуры древней Руси

Культура Киевской Руси характеризуются тем, что она формировалась под влиянием множества факторов, которые часто противоречили друг другу. В частности можно говорить о том, что особенность древнерусской культуры заключалось в следующем:

  • Двоеверие. Именно в период Древнерусского государства на Руси было 2 религии: язычество и христианство. Несмотря на то, что язычество было полностью вытеснено христианством, формирование культуры происходило под влиянием обеих религии. Более того даже в современной русской культуре есть элементы язычества, которые сохранились еще с тех времен (ярчайший пример — масленица).
  • Смешение культуры восточных славян и их соседей. Непосредственно культура восточных славян связана с резьбой по дереву, с орнаментом в виде изображений животных, вера в лешего, русалок и так далее. Соседние же народы также оказали свое влияние на становление культуры Древнерусского государства. В частности славяне заимствовали у своих соседей (балты, хазары, печенеги, финно-угры, славяне южные и западные) различные элементы. Например так был заимствован бога Перун, который стал аналогом Перунаса.

Большое влияние на культуру Киевской Руси оказала Византия. Происходило это уже после принятия христианства. В частности из Византии на Русь приезжали архитекторы, художники, писатели, которые строили храмы, переписывали книги, рисовали иконы и так далее. В результате происходил симбиоз русской и византийской культуры, который выражался в формировании абсолютно новой культуры, аналогов которой не было.

Устное народное творчество

Большое внимание в культуре Киевской Руси уделялось УНТ. Письменность ещё была редким явлением, поэтому в основном культура передавалась от человека к человеку. Наиболее распространёнными элементами этого вида культурного творчества Киевской Руси являются былины, сказки и песни. Сегодня широко известные древнерусские былины, героями которых являются Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович и другие богатыри.

Былина о трех богатырях

Суть народного творчества Киевской Руси очень сильно отличается от народного творчества западных стран. Если для европейских народов характерно, что их былины в основном описывают завоевательные походы и попытки крещения иноверцев, то для Киевской Руси было характерно совсем другое. Для наших былин характерна идея освобождения своей земли и защита ее от внешних угроз. Причём от угроз не только человеческих, но и мифически-образных: русалок, леших, Змея Горыныча и так далее.

Письменность и литература

Письменность в Древней Руси появилась задолго до принятия христианства. В частности еще в середине 9 века монахи Кирилл и Мефодий создали кириллическую азбуку. Ее сегодня можно увидеть в музеях на берестяных грамотах.

Берестяная табличка - письменность на Руси

После принятия христианство в Русь, прежде всего, из Византии и Болгарии стали приезжать просветители своего времени. Эти люди привозили с собой книги, создавали новые. Открывались храмы и монастыри, часто при которых существовали школы, в которых людей обучали умению писать и читать. Киевская культура этой эпохи характеризуется тем, что после принятия христианства в нашей стране стало появляться большое количество книг, которые переводились прежде всего с греческих источников. Пик этого процесса пришелся на период правления Ярослава Мудрого.

Начиная с 11 века, на Руси происходит формирование древнерусской литературы. Каждый, наверное, слышал, что древнейшим литературным произведением на Руси является «Повестью временных лет», которая была написана монахом Нестором. Примерно в это же время создается Остромирово Евангелие, которое было написано монахом Григорием примерно в 1056 году. Однако наибольшее внимание историки выделяют летописям, которые писались в основном в монастырях. Передовым монастырем в этом плане был Киево-Печерский. В дальнейшем летописи велись практически во всех крупных монастырях Руси. Закрывая вопрос летописей и «Повести временных лет», нужно отметить, что древнейший вариант этого произведения находится в Лаврентьевской летописи, которая ведется с 1377 года.

Лаврентьевская летопись

Отдельное внимание в литературе Киевской Руси уделялось жизнеописанию святых. Широко известного, например, «Сказание о Борисе и Глебе». Также известным памятником культуры эпохи является «Поучение Владимира Мономаха детям», в котором князь рассуждает о том, как надо жить.

Архитектура

Культура зодчества на Руси сформировалась еще задолго до отречения от язычества. В основном зодчество характеризовалось строениями из дерева, для которых было свойственно:

  • Многоярусность. В основном это использовалось при строительстве крупных домов и религиозных храмов.
  • Над строениями возвышались небольшие башенки.
  • Большое количество пристроек к основному строению.

После принятия христианства на Руси стало активно развиваться каменное строительство. Прежде всего это касалось церквей. Первым храмом из камня на территории Киевской Руси стала Десятинная церковь в Киеве, которая была заложена князем Владимиром в 989 году. Церковь называется Десятинной, поскольку великий князь обязался отдавать десятину княжеских доходов на строительство и содержание этой церкви. Сегодня Десятинная церковь называется церковью Усыпления Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве

Первые каменные храмы Киевской Руси строились по византийскому типу. Связано это с тем, что стройками руководили византийской архитектуры и в целом культура Киевской Руси той эпохи сильно связана с культурой Византии. Главным образом византийские храмы характеризуются одним большим куполом над строением. Первый храм, который совмещал культуру Руси и Византии стал Софийский собор в Киеве, строительство которого завершилось при Ярославе Мудром. Его особенность — центральный купол окружало множество более мелких куполов, что характерно для славянской архитектуры. Каменное строительство было характерно не только для Киева, но и для других крупных городов. Одним из крупнейших каменных строений той эпохи является Софийский собор в Новгороде. Уникальность этого строения в том, что оно дошло до нашего времени практически в своем первозданном виде. Это ярчайший памятник культуры древней Киевской Руси.

Софийский собор в Новгорое - памятник зодчей культуры Руси

Живопись

Живопись эпохи Древней Руси характеризуются не столько созданием картин, сколько украшением храмов. Храмы украшались изнутри. Там господствовало 2 вида живописи:

Мозаика Софийского собора в Киеве

  • Мозаика. В штукатурку вдавливались фрагменты разноцветных стеклышек. Таким образом расписывались купола.
  • Фрески. Наносились на сырую штукатурку водными красками. Таким образом в основном покрывались стены.

Данная живопись характеризуется тем, что ею наносились не только религиозные сюжеты, но и элементы повседневной жизни людей. В некоторых храмах наносились фрески с изображением великих князей. Наиболее известной является фреска с изображением семьи Ярослава Мудрого.

Фрески Софийского собора в Новгороде

Отдельным видам живописи Киевской Руси является живопись по дереву или иконопись. В качестве источника служили иконы из Византии. Все иконы и изображения создавались по строгим канонам.

Художественное ремесло

Значительного успеха добились ремесленники Киевской Руси. Большой популярностью пользовались доспехи и оружие, созданные в Киеве. Они были известны не только на территории Руси, но и далеко за её пределами.

Доспехи войина Киевской Руси

Большого успеха добились ювелиры. Они обрабатывали драгоценные камни, создавали уникальную посуду из золота и серебра.

Источник

Культура Древней Руси до и после крещения кратко (Таблица, Схема)

Схема древнерусская культура до и после крещения Руси приводит сравнение этих двух периодов по следующим отраслям культуры: образование, искусство и архитектура, ремесло, повседневный быт, право, философия и идеология. Схема предназначена для студентов всех специальностей и всех форм обучения.

Культура Древней Руси таблица

Что имелось до 988 г.

Что появилось после 988 г.

Начатки письменности, домашнее обучение, устная передача опыта

Распространилась кириллица, возникло летописание, появились монастырские и княжеские школы

Фольклор, языческие песни и танцы, сооружения из дерева — дома, крепости, мосты

Началось каменное храмовое строительство, появились мозаика, фресковая живопись, церковное песнопение

Развиты дерево- и металлообработка, гончарное, кожевенное, ювелирное производство

Число ремесел выросло до 60, началась чеканка собственной монеты

Многоженство, конкубинат, умыкание невест, относительная свобода женщин

Моногамия, церковный брак, подчинение женщины мужчине, повышение ответственности мужчины за семью и воспитание детей

Преобладало обычное право

При составлении «Русской Правды» важным источником стало каноническое (церковное) право

У князей — расширение территории и укрепление своей власти

Определение места Руси в мировом историческом процессе, идея сильной княжеской власти, сильного и единого государства

Схема древнерусская культура до и после крещения Руси

_______________

Источник информации: Справочник по истории: учебное пособие / Сост. Г.В. Гребенькова, А.Н. Першиков; Томский политехнический университет. — Томск: 2011. — 150 с.

Источник

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Культура Древней Руси – явление уникальное

date image2017-11-30
views image20669

facebook icon vkontakte icon twitter icon odnoklasniki icon

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

Читайте также:  Капетинги династия короли таблица

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, МикулыСеляниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начапервеекняжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Имевшие уже опыт в строительстве крепостей, башен, дворцов, деревянных языческих храмов, русские архитекторы с поразительной быстротой освоили новую византийскую технику кирпичного строительства и украсили крупнейшие русские города великолепными монументальными сооружениями.

Первые строения из камня были возведены византийскими мастерами. В 989 году было начато строительство Десятинной церкви Успения Богородицы. Она получила десятую часть княжеских доходов. Общая площадь её составляла 900 кв. метров и имела 25 глав. Была разрушена в 1240 году во время Батыева нашествия. В дальнейшем византийский стиль всё больше смешивался с местными, самобытными традициями. К ХII в. в Киевской Руси сложился крестово-купольный стиль.

Исследования Н.Н. Воронина и М.К. Каргера показали эволюцию русской архитектурной мысли и ее связь с этапами развития феодальных отношений и с княжескими или боярско-посадскими элементами в городе. В ряде случаев архитектура очень чутко отражала политическую историю страны: кратковременное соперничество Чернигова и Киева сказалось в одновременной постройке монументальных соборов (Чернигов – 1036 г., Киев – 1037 г.). Новгородское восстание 1136 г. приостановило княжеское строительство в Новгороде и открыло дорогу боярскому.

Раннее обособление Полоцкого княжества сказалось в построении там своего Софийского собора с необычной планировкой. Полнокровное развитие городов, соперничавших с Киевом, привело к расцвету зодчества и созданию местных архитектурных школ в Галиче, Смоленске, Новгороде, Чернигове, Владимире-на-Клязьме. При всем том русская архитектура XII-XIII вв. представляет собой известное единство. Нельзя сказать, чтобы русское зодчество этого времени находилось под каким-либо влиянием или воздействием, хотя Русь имела широчайшие связи с Востоком, Западом и Византией. Усвоив на рубеже Х и XI вв. византийскую форму, русские зодчие очень быстро видоизменили ее, внесли свои черты и создали свой, общерусский стиль, варьировавший по областям.

Появление в XII в. башнеобразных, стремящихся вверх стройных зданий (Чернигов, Смоленск, Полоцк, Псков) особенно ярко свидетельствовало о выработке русского национального стиля, родившегося в результате воздействия деревянного строительства.

Читайте также:  Таблица настройки частотного преобразователя

Неустойчивые границы феодальных государств не были преградами для взаимного культурного общения. Ярким показателем такой общности «стиля эпохи», говорящим о том, что романское искусство – понятие не столько географическое, сколько хронологическое, является белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси с его удивительными пропорциями и тонкой декоративной резьбой, воскрешающей в памяти замечательные изделия из слоновой кости.

Постройки Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо – вполне русские по своим традициям и строительным приемам, но по ряду деталей они близки к архитектуре романского стиля XII в. Белокаменные храмы Владимира с их щедрой резной орнаментикой исследователи с полным правом сопоставляют по общей стройности и богатству сюжетов со «Словом о полку Игореве», где народное, языческое, также заслоняет собой христианское.

Тщательное изучение пропорций древнерусских зданий позволило раскрыть своеобразные геометрические приемы русских зодчих XI-XII вв., помогавшие им создавать здания, изумительные по соразмерности частей.

Недавние находки в Старой Рязани и Тмутаракани геометрических чертежей из системы вписанных квадратов и прямоугольников, позволили раскрыть еще один метод математических расчетов, метод, восходящий в основе к вавилонской архитектуре и попавший на Русь через посредство Закавказья и Тмутаракани.

Многообразная и богатая русская архитектура надолго сохранила силу художественного воздействия.

ЖИВОПИСЬ

Живопись Киевской Руси представлена, в основном, мозаикой, фресками и иконописью. Особенно ярко проявилась мозаика в Софийском соборе в Киеве, где в наиболее освещённой части храма помещалась Евхаристия, Богоматерь Оранта (молящаяся). Но уже с ХII века мозаика отходит на второй план, уступая место фреске и иконописи.

Фрески (рисунок по сырой штукатурке) заполняют всё внутреннее помещение церкви. Рисунки выполнены в основном на библейские темы. Однако в Киевском Софийском соборе содержались фрески и на светские, бытовые сцены (константинопольский ипподром, скоморохи, охота, члены княжеской семьи и т. д.).

Особое развитие получила на Руси иконопись. Вначале были распространены византийские иконы (Владимирская Богоматерь). Однако, с развитием культуры происходит и эволюция в иконописи – появляются свои, русские иконы, не уступающие глубиной и выразительностью образа византийским творениям. А древнерусская иконопись более открыта миру, жизнерадостна, декоративна, чем византийская.

К середине XII в. стали очевидны и различия художественных школ Владимиро-Суздальской, Новгородской, южнорусских земель. Радостные, легкие, пышно украшенные владимирские храмы (Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли и др.) контрастируют с приземистыми, основательными, массивными церквями Новгорода (церкви Спаса на Нередице, Параскевы Пятницы на Торгу и др.). Новгородские иконы «Ангел Златые Власы», «Знамение» отличаются от написанных владимиро-суздальскими мастерами икон «Дмитрий Солунский» или «Боголюбская Божья Матерь».

Источник

Урок в 6-м классе «Культура Древней Руси»

  1. Сформировать представление о самобытном характере древнерусской культуры, синтезировавшей в себе культурное наследие восточных славян и соседних народов с византийскими культурными традициями; познакомить учащихся с выжающимися достижениями древнерусской культуры;
  2. Развивать умение работать с документами, развивать речь, умение выделять главное;
  3. Способствовать формированию взаимоуважения, развитию толерантности, культуры общения в совместной работе.

Тип урока: Изучение нового материала.

  1. Учебный комплект (рабочая тетрадь и учебник) Данилов А.А. и Косулина Л.Г. “История России с древнейших времен до конца XVI века. М., 2006 г.;
  2. Карточки с иллюстрациями;

Формы и методы работы: групповая, частично-поисковая, фронтальная.

Ход урока

2. Запись домашнего задания: §7

1. Ответное приветствие.

– Что изображено на карточке?

– Что объединяет все эти иллюстрации?

– Каким общим словом можно все это назвать?

– Давайте вспомним что такое культура?

Отвечают на вопросы.

Должны прийти к выводу, что все эти карточки относятся к культуре

Культура – это совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении (все, что сделано руками человека)

Сообщается план урока:

– Устное народное творчество

– Письменность и грамотность.

– Зодчество и изобразительное искусство.

Познакомившись с планом урока определите, что сегодня на уроке вы должны узнать?

Результатом нашей работы должна стать таблица ( Приложение 2)

Разбивка по группам в соответствии выбранной карточке.

Каждая группа получает карточку-задание с примерными вопросами, с помощью которых вы должны заполнить соответствующий столбик в таблице и составить краткий рассказ-выступление.

В конце урока у нас должно сложиться полное представление по следующим вопросам (см. план).

Культура Древней Руси

– Особенности культуры Древней Руси;

– Выдающиеся памятники древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства.

1. Деление на группы.

2.Знакомство материалом учебника.

3.При необходимости задают вопросы.

Наблюдение за работой учащихся, ответы на возникшие вопросы, координация действий по необходимости

1 группа исследует устное народное творчество учебник стр55-56;

– Что такое былина?

– Назовите имена героев, которые воспевались в былинах.

2 группа исследует письменность и грамотность учебник с 56-57;

– Чем прославились Кирилл и Мефодий?

– Что использовали вместо бумаги?

– Что такое миниатюра?

3 группа исследует литературу учебник стр 57-59;

– Какое произведение написал Нестор?

– Как называется литературное описание жизни людей?

4 группа исследует зодчество и изобразительное искусство учебник стр 59-62 ;

– Чем покрывали стены собора?

– Картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

5 группа исследует художественное ремесло учебник стр 62.

– какая техника использовалась при изготовлении ювелирных изделий?

Время работы в группах – 10 минут.

После окончания работы физкультминутка ( Приложение 3)

Работа материалом учебника в соответствии с выбранным направлением

1. Работа с учебником (чтение, выбор главного)

2. Заполнение своей графы в таблице.

3. Работа с вопросами.

4. Совместное обсуждение.

5. Выбор выступающего.

1. Выступление 1 группы.

2. Выступление 2 группы.

3. Выступление 3 группы.

4. Выступление 4 группы.

5. Выступление 5 группы.

1. Слушают выступление.

2. Заполняют соответстующую графу таблицы.

3. Задают уточняющие вопросы выступающему.

Особенности культуры Древней Руси:

– Наследие восточных славян;

– Влияние на культуру Руси окружающих ее народов;

– Синтез достижений восточных славян и христианской культуры Византии.

Источник

История России

План урока:

Особенности древнерусской культуры

В латинском языке слово «культура» использовалось для обозначения процесса возделывания земли. Несколько позже оно отождествляется с такими терминами, как «образование», «воспитание», «развитие» и «почитание». Граждане Древнерусского государства искусно владели плугом и бороной, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, собственноручно изготовляли предметы обихода. Но были ли ремесла единственной основой культуры Древней Руси? Конечно же, нет. Собираясь долгими зимними вечерами вокруг ткацкого станка или прялки, простые крестьяне слагали и рассказывали удивительные сказки, песни, поэмы. По мере увеличения свободного времени за счет разделения обязанностей и появления профессиональных работников (гончаров, ткачей, кузнецов, ювелиров), появились художники, резцы по дереву, мастера по созданию уникальных украшений. Все они также стали профессионалами своего дела.

Главной особенностью культуры Древней Руси стало испытанное ею внешнее влияние, без которого не возникло бы тех замечательных произведений искусства, которыми до сих пор восхищаются современные мастера. Значительное воздействие на особенности формирования Древнерусской культуры рассматриваемого периода, оказали:

  1. Восточные славяне. Среди восточных славян были умелые кузнецы, резчики по дереву и камню. С первыми славянскими племенами на Русь пришли мифы и сказания, ставшие основой языческой религии и глубокого трепета, который древнерусский народ испытывал перед силами природы (русалки, домовые, лешие, кикиморы, водяные – это все основа восточнославянского фольклора).
  2. Древние, соседствующие с Русью, народы. Угро-финов, балтов, хазар, печенегов, половцев и западных славян нельзя назвать хорошими соседями. Но сами того не желая они оказывали непосредственное влияние на их культуру и быт.
  3. Византия. Из Византийской империи на Русь пришло не только христианство с его традициями и устоями, но также зодчество и искусство создания книжных миниатюр.Влияние культуры Византии на культуру Древней Руси проявляется вплоть до конца 12 века.
  4. Христианство. Новая религия вырвала Русь из темных веков, стала толчком для массового просвещения народа.Влияние христианства на культуру Древней Руси проявляется в зодчестве, иконописи, сочинительстве.

Не следует, однако, думать, будто во всем подражали византийцам, русские мастера создавали собственные шедевры. Главная тема бытовой и духовной культуры народов Древней Руси – патриотизм. В каждой поэме или каждом сказе людей призывали к объединению. Это было главной особенностью в развитии древнерусской культуры.

6

Устное народное творчество

К устному народному творчеству Древней Руси относят:

  • песни;
  • сказки;
  • былины;
  • пословицы и поговорки;
  • загадки Древней Руси.

Они передаются из уст в уста посредством рассказа. Древнерусский фольклор появляетсяпрежде письменности и становится единственным способ передачи нужной информации.

Русскому народу, проживавшему в далеком от нас 8 веке, были не чужды понятия верности, любви, дружбы, трепетного отношения к родному дому. Все это проявлялось в песнях, сказках, пословицах и поговорках. Популярной была любовная лирика. Обрядовые и свадебные песни Древней Руси были наполнены печалью и верой в лучшее (пелись во время сбора или посадки урожая, на праздничных гуляниях или в семейном кругу за прялкой для привлечения достатка). Трогательные песни поют на окраинах русских дорого скоморохи и баяны (бродячие певцы). Они же рассказывают путникам былины [1] и сказания Древней Руси.

7

Излюбленными былинными героями были:

  • грозный воин-богатырь Илья Муромец;
  • умный и добросердечный Добрыня Никитич;
  • веселый и удачливый юный богатырь Алеша Попович;
  • хитрый и трудолюбивый пахарь Микула Селянинович.

Богатыри стояли на страже Русской земли, обороняли от любых опасностей, в том числе и тех, что были связаны с происками нечистой силы [2] (былина «Илья Муромец и Соловей разбойник»). Образ богатырей в былинах Древней Руси собирательный, он сложился под влиянием рассказов о подвигах, как простых воинов, так и русских князей.

Читайте также:  Таблица цветов для колориста

Главными героями сказок Древней Руси были животные и птицы, простые крестьяне, княжеские сыновья и молодые отроки. Рассказы об их приключениях передавались из уст в уста многими поколениями русских людей. Фольклор и древнерусская литература тесно связаны, былинные мотивы проявляются во многих древнерусских летописях. Мифы и былины Древней Руси записали на бумагу и в таком виде они дошли до наших дней.

1Богатыри, В.М. Васнецов

Появление письменности: первые книги, распространение грамотности

О появлении письменности на Руси известно еще до принятия христианства, но простые люди активно используют ее для своих нужд лишь ближе к началу X века. Создателями славянской азбуки становятся братья Кирилл и Мефодий. По имени первого из братьев, русский алфавит называют кириллицей.

Владимир Красное Солнышко приглашает на Русь, как священников, так и людей, способных обучить начаткам алфавита приближенных к нему людей, челядь [3] . Грамотные люди, в основном монахи приезжают из Византии и Болгарии. По распоряжению князя при каждой большой церкви или монастыре открывают школы для обучения основам христианской веры, а также письму, чтению и счету. Благодаря тому, что учились на русском языке, количество грамотных удается повысить в короткие сроки. Но умевших читать и писать людей на Руси в 9 веке все еще остается намного меньше, чем тех, кто не умел написать даже свое собственное имя. Причиной повальной неграмотности становится элементарное отсутствие книг. Книги того времени пишутся от руки, привозятся издалека и стоят больших денег. Первая книга на Руси раннего периода – это Библия, но не в каждом церковном приходе она есть, других же книг не видят даже зажиточные граждане.

Пытаясь решить эту проблему, русские монахи немедля принимаются за перевод греческих и болгарских книг. На стоимость первых книг Древней Руси это не влияет, но их становится гораздо больше. При Ярославе Мудром грамотные люди появляются среди простых горожан. По заказу богатых купцов и князей все те же монахи делают книги на листах из телячьей кожи, иллюстрируя их миниатюрами [4] и выписывая каждую букву по уставу [5] .

В XI-XII веке большим спросом пользуются жизнеописания святых и исторические сочинения («Александрия» — самая первая книга на Руси, правдиво повествующая о жизни и подвигах Александра Македонского). Древнейшей из сохранившихся рукописных книг Руси считается «Новгородский псалтырь» (XI в). Все остальные были уничтожены еще при монголо-татарском нашествии.

До открытия женских монастырей девочек письму и чтению не обучали, но после появления такого монастыря в Киеве, стали учить и женскую половину населения. Это также способствует повышению грамотности и распространению письменности. Появляется новый вид общения – деловая переписка. Люди начинают переписываться друг с другом. Кожу для написания букв могут позволить себе не все, потому пользуются деревянными дощечками и берестой [6] .

9

Литературные сочинения: летописи и летописцы

В XI веке основными жанрами Древнерусской литературы стали:

  • летописи [7] ;
  • жития [8] ;
  • слова.

Первыми по-настоящему литературными произведениями стали русские летописи. Первая русская летопись называлась «Повесть временных лет». Ее написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он же стал первым русским летописцем. Примерный год написания – 1113. При создании летописи Нестор опирался на известные ему произведения своих предшественников и различные документы (договор Руси с Византией и т.п.). Как и многих его соплеменников, Нестора интересует происхождение русской земли и княжеской власти. В своем сочинении он рассказывает об образовании Древней Руси, строительстве Киева, первых князьях, отношениях нового государства с соседями.

Летописи пользовались большим спросом у читающего населения Руси. Сюжеты и герои русских летописей близки народу. Популярными в это время становятся также различные жития святых и поучительные обращения (Слово).

8

Жития становятся еще одним жанром древнерусской литературы и источником информации о чудодейственных делах, совершенных святыми («Житие Бориса и Глеба»). Первые такие произведения принадлежат перу все того же Нестора. Русские летописцы уделяют много внимания князьям и значительным их деяниям.

Наиболее известный памятник древнерусской литературы–«Слово о Законе и Благодати». Его автор – Илларион (митрополит Киевский). Поводом для создания «Слова» стало окончаниепостройки оградительного вала вокруг Киева. В поучении Илларион прославляет христианскую веру, Владимира Красное Солнышко, как крестителя Руси и Ярослава Мудрого, как продолжателя его дела. Илларион возвеличивает Русское государство, подчеркивает особую его значимость для всего христианского мира.

Не менее известным литературным произведением было «Поучение детям» Владимира Мономаха, в котором князь предстает справедливым и сильным правителем.

Зодчество: древние соборы и храмы

Зодчество в Древней Руси, как искусство сооружения различных построек с соблюдением требований удобства и красоты, развилось уже у восточных славян. Основными материалами для постройки первых памятников культуры Древней Руси были дерево и камень.

Самым доступным для славян строительным материалом было дерево (строения возводятся из деревянных бревен). Дерево легко обрабатывать, нехватки в нем славяне никогда не испытывали (густые леса покрывали земли Новгородского и Владимиро-Суздальского княжеств). Из дерева строились избы крестьян, терема князя и бояр, крепостные стены. Традиционно все строения имели несколько ярусов, их украшали башенки и терема. Отдельные здания соединялись между собой переходами, клетями и сенями. Деревянное зодчество Древней Руси продолжило развиваться в 13-14 вв.

2

Первые значительные каменные строения появляются только к концу 10 в. В основном это храмы и крепости. Храмы древней Руси заслуживают особого внимания историков. В 989 г. Владимир Красное Солнышко закладывает фундамент церкви Успения Пресвятой Богородицы в Киеве. Чтобы построить храм, князь выделил деньги из своей казны (десятую часть дохода), из-за чего церковь долгое время назвалась Десятинной. Она получилась по-настоящему грандиозной. Выстроили ее из кирпича, перемешанного с камнем. Для украшения использовали резной мрамор.

Каменное зодчество Древней Руси изначально имеет много общего с византийским. Свое собственное направление в этом виде искусства появляется лишь при Ярославе Мудром. Выстроенный при нем Софийский собор в Киеве носит отпечаток, как греческой, так и славянской культуры. Первый каменный храм Древней Русиимел форму многокупольной пирамиды. Изнутри он был богато декорирован фресками [9] и мозаикой [10] . Украшения были яркими, хорошо сочетались между собой. Основные мотивы – сюжеты из Библии, сцены обыденной жизни (ряженые, охота), изображения князя и его семьи.

В 11-12 веке камень используют повсеместно. Самым знаменитым строением того времени становится Софийский собор в Новгороде. Этот памятник русского зодчества удалось сохранить и в наши дни. Этот Новгородский храм Древней Руси имеет всего 5 куполов. Его стены известняковые, а внутренняя часть украшена фресками.

Первые храмы Древней Руси сосредоточили в себе несколько видов искусства – непосредственно зодчество, изобразительную живопись и обрядовость.

3

Изобразительное искусство

Основной художественной культуры Древней Руси была настенная живопись – фрески, мозаики, иконы. Домонгольская фресковая живопись Древней Русисохранилась не в полной мере. Мозаика в храмах Древней Руси частично обнаружена в Софийском соборе Новгорода. Самой древней из икон считается Богоматерь Владимирская, относящаяся к XI в. Богоматерь нарисована в умиленной позе, она нежно прижимает к себе младенца Иисуса Христа. Автором иконы по преданию является евангелист Лука. Иконопись Древней Русистала образцом подражания для иконописцев последующих эпох

Древнейшая Новгородская икона называлась «Ангел Златые власы». Ее создали на рубеже 12 века. Еще одна не менее известная икона – «Устюжское Благовещение». Ее также написали в Великом Новгороде.

4

В середине 12 века центром каменного строительства становится Владимиро-Суздальская земля. Появляется еще один вид изобразительного искусства Древней Руси – каменная резьба. На стенах храмов появляются выбитые в камне птицы и животные, портреты святых, грифоны [11] , растения. Примерно в это же время в Новгороде формируется монументальное направление в живописи (роспись церкви Георгия в Старой Ладоге и Спаса-Нередицы). Преимущественное направление – фресковая живопись. С этого времени ей свойственны упрощенные художественные приемы.

Рисунками покрывают посуду, ювелирные изделия и даже оружие. Чтобы изготовить сережки и кольца пользуются сложной техникой.

Картин в современном понимании еще не существует, но это не мешает говорить о высоком уровне культурного развития. Влияние Византии, христианства и даже запада на культуру Древней Руси обогатило ее, но позволило сохранить некую самобытность, которой лишены культуры многих других стран.

5

Словарь

1. Былина – рассказ о прошлом в форме стихотворения. Основная идея – прославление подвига русского воина (богатыря).

2. Нечистая сила – демоны, духи, все негативное, что есть в мире и рассматривается людьми, как зло.

3. Челядь – зависимое население в Древней Руси (прислуживали князю). Иногда челядью звали обедневших родственников князя, не имевших дома и живших за счет его подачек.

4. Миниатюры – небольшие картинки, иллюстрирующие текст.

5. Устав – древнейшая форма кириллицы, правила, применяемые при написании рукописного текста.

6. Береста – особым образом обработанная кора березы, использовавшаяся вместо бумаги. Берестяные грамоты были найдены при раскопках Древнего Новгорода.

7. Летопись – жанр литературы, представляющий погодовое изложение исторических событий с подробным их описанием.

8. Житие – литературное описание жизни и деятельности людей, причисленных православной церковью к лику святых.

9. Фреска – разновидность живописи, при которой картина пишется водяными красками по мокрой штукатурке.

10. Мозаика — картина из множества вдавленных в штукатурку стеклянных камешков.

11. Грифон – крылатое мифическое существо с туловищем льва и головой орла.

Источник

Adblock
detector