Меню

Крупные магистрали автомобильного транспорта таблица

География транспорта России

Транспорт — важная составляющая хозяйственного комплекса РФ. Его доля в общем числе занятых в экономике страны — 7%, в производствен­ных фондах — 20%. В России, в связи с огромными пространствами, неравномерностью распреде­ления природных богатств, населения, производства, роль транспорта в обеспечении нормаль­ного функционирования хозяйства неизмеримо возрас­тает.

По грузообороту доля основных видов транспорта в РФ выглядит так: трубопроводный транспорт – 53%, ж-д – 38%, автомобильный – 4%, морской – 3%, внутренний водный – 2%, воздушный – менее 1%; по пассажирообороту: ж-д и автотранспорт – по 43%, воздушный – почти 14%.

Три основных магистральных направления транспортной системы РФ: широтное («восток-запад») – самое главное среди всех трех и два меридиональных – центрально-европейское (Москва-Украина) и волго-кавказское.

Почему широтное магистральное направления транспортной системы РФ является самым главным?

Железнодорожный транспортпо сумме грузооборота и пассажирооборота на первое место выходит на первое место. В условиях России он наиболее эффек­тивен для перевозки массовых грузов на средние и дальние рас­стояния, а также пассажиров в пригородном и междугородном сообщениях.

Ведущая роль ж-д транспорта в транс­портной системе РФ обусловлена не только природ­ными, экономическими и др. особенностями страны (про­тяженность и климатические условия ее тер­ритории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов, на­правление и характер сложившихся тер­риториально-экономических связей и т. п.), но и рядом его преимуществ перед други­ми видами транспорта (надежность, рит­мичность движения вне зависимости от природно-климатических условий местности, универ­сальность, высокая пропускная спо­собность, относи­тельно низкая себестоимость).

География российских же­лезных дорог не претерпела существенных изменений с советских времен. Наиболее густую и разветв­ленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. Решающую роль в ней играет радиально-кольцевая система вокруг столицы (от Москвы в разных направлениях отходят 11 радиальных магистралей, связывающих Центр со всеми экономическими районами России и странами СНГ).

Особо нужно отметить самую протяженную железную дорогу мира — Транссиб(Транссибирская ма­гистраль) Челябинск — Владивосток. Важное значение имеет также Южно-Сибирская магистраль(Уфа — Магнитогорск — Астана — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет) и БАМ (Байка­ло-Амурская ма­гистраль (Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре — Со­ветская Гавань).

Эти магистрали, отличающиеся очень высокой грузонапряженностью, обеспечиваютсвязи и взаимодействие главных географических частей страны — Запада и Востока. Однако в связи с распадом СССР осуществлять перевозки между Западом и Востоком стало намного труднее, так как значитель­ные участки сибирских магистралей оказались за преде­лами России (в Ка­захстане).

В нашем регионе ж-д немного, основное значение имеет до­рога Тюмень — Сургут — Уренгой.

Одной из самых главных проблем ж-д транспорта страны является его техническая отсталость. Из-за изношенности дорог и устарелости электровозов и тепловозов средняя скорость поезда в России составляет менее 50 км/ч, причем за последние полвека она даже немного понизилась. Для сравнения, в ЕС с такой скоростью движутся только региональные поезда, курсирующие на расстояния до 200 км., средняя скорость межрегиональных скорых поездов в ЕС — 100 км/час

В последние годы в России началось активное строительство скоростных железных дорог. Поезд «Сапсан» произведен немецкой компанией «Сименс» на участке Москва — Санкт-Петербург развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата.

Автомобильный транспортиграет ведущую роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть же­лезных дорог развита слабо (или вовсе нет), а ис­пользование рек затруднительно (замерзают), автотранс­порт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние пере­возки автотранспорт осуществляет также при перевозке некоторых скоропор­тящихся грузов. Однако пере­возки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.

Выделяют три зоны автодорог в России

1. Европейская зона – наиболее густая, решающую роль в ней играет треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ.

2. Южная зона – тянется вдоль южных границ России от Ростова до Кемерова и далее с разрывом в Забайкалье до Приморья – относительно густая зона.

3. Все остальное (большая часть страны – Европейский Север, Север Западной, Сибири и Дальнего Востока) – почти сплошное бездорожье, дорог часто или вообще нет или только зимники.

Что располагается в центре треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ?

К какой зоне автодорог относится Югра?

Главная проблема этого вида транспорта в России – слабая густота автодорог и катастрофически-низкое их качество. Для сравнения: густота автодорог в России – 58 км/1000 кв. км. – это 28 место с конца списка (на европейской части страны – 310 км/1000 кв. км.), в США – 677 км/1000 кв. км., в Канаде – 104 км/1000 кв. км., в Германии – 1800 км/1000 кв. км; доля автомагистралей среди автодорог России в США – 50%, в России – 0,6%. Строительство кв. км полотна автодороги в России, по оценкам экспертов, обходится дороже, чем в Финляндии в 23 раза, при этом ее качество в 2 раза хуже.

Основные достижения в автодорожной системе последних лет – достраивается многострадальная полувековая автодорога Чита-Находка («Путин-БАМ»), после 20 летнего перерыва опять ссоружаются новейшие автомостов (началось с автомо моста через Объ в районе Сургута, построенного в 2005 г.).

2004 г. – программа развития автодорог в РФ: рост протяженности автодорог на 1/3, основные средства вкладываются в ремонт автодорог, будут созданы также альтернативные платные автодороги.

Какую зону автодорог расширяет Путин-БАМ? Какое это имеет значение?

Морской транспортРоссии, с ее огромной протяжен­ностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов, в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (более 90% грузооборота страны в международном сообщении) и в транспортном обслуживании районов Севера и Дальнего Востока, имеющих выход к морям.

По многим параметрам мор­ской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок и грузоподъемность, практи­чески неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от при­родных и навигационных условий.

После распада СССР за пределами России остались многие крупные морские порты. Мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью потребности страны. Поэтому Рос­сия вынуждена использовать порты сопредельных госу­дарств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта Рос­сии принадлежит портам Дальневосточного (Тихооке­анского) бассейна (почти 50% грузооборота). Особая важность внутри­- и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта практически нет. Круп­нейшие порты — Владивосток; Находка; Советская Гавань, Петропавловск-Камчатский, Анадырь.

Черноморско-Азовский бассейнпо объему отправляемых морским транспортом грузов (25%) занимает 2 место, по пассажироперевозкам — первое. Крупнейшие порты Новороссийск, Туапсе, Сочи.

Бассейн Северного Ледовитого океанавключает Бе­лое, Баренцево и Карское моря. Россия до сих пор слабо использует свой главный козырь в морском транспорте – Главсевморпуть.Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Крупнейшие морские порты — Мурманск, Архан­гельск, Диксон, Игарка, Дудинка, Ха­танга.

Балтийский бассейнтак же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей Рос­сии со странами Европы и Америки. Крупнейшие порты — Санкт-Петербург, Калининград.

В последнее время из-за высоких тарифов и налогов значительная часть российского торгового флота России по примеру многих развитых стран ушла под флаги нейтральных государств.

Читайте также:  Пищеварительный канал пищеварительные железы таблица

Главными достижениями последних лет является завершение реконструкции Санкт-Петербургского морского порта и усиление внимания Правительства РФ к Главсевморпути

Под какими именно флагами ходят сейчас многие российские морские корабли?

Речной транспортв транспортной системе страны — один из старейших. Одна­ко в результате развития других видов транспорта значение внутренних водных систем существенно снизилось. Преимущества речного транспорта (наличие естественных путей, не требующих значительных капитальных затрат на их эксплуатационное обустройство, низкая себестоимость перевозимых грузов и др.) оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в от­ношении других видов транспорта. Доля реч­ного транспорта в перевозке грузов и пассажиров невелика (2,5 и 0,25%) и обнаруживает тенденцию к дальнейшему сокращению. Решающую роль он играет лишь в отдален­ных Северных и Восточных районах, не располагающих други­ми видами транспорта и для пе­ревозки небольшого числа грузов, доставка которых по рекам обходится значительно дешевле, чем по желез­ным или авто- дорогам (строительные материалы — гравий, песок, щебень, круглый лес).

Более 50% перевозок грузов и пассажиров реч­ного транспорта страны приходится на реки Волго-Камского бассейна. (Волга, Кама, Ока и канал им. Москвы, обеспе­чивающий связь р. Москвы с Волгой. Волга также со­единена Волго-Донским каналом с Доном, а Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем). Крупнейшие порты бассейна — Москва, Ярославль, Ниж­ний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ас­трахань

Второе место занимает Западно-Си­бирский бассейн, основная магистраль которого — Обь с Иртышом — связывает южные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Круп­нейшие порты на Оби — Новосибирск, Барнаул, Томск, Сургут, Салехард, Уренгой, Лабытанги, на Иртыше — Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Характер и направление перевозок грузов здесь во многом связаны с ос­воением нефтегазовых месторождений, лесных ресурсов (с юга на север поступают тру­бы и буровое оборудование, стройматериалы, на юг — лес и нефтяные грузы). По рекам транспортируют так­же грузы (в глубинные районы Сибири), доставленные по Северному морскому пути

Большое значение речтранспорт имеет для Вос­точной Сибири и Дальнего Востока.В Восточной Сиби­ри главные магистрали Енисей с Ангарой, Лена и Байкал. На Дальнем Востоке — Амур.

Воздушный транспортвыполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие рассто­яния. По доле в пассажирообороте (16%) он уступает только ж-д и авто- транспорту, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик, тут пре­обладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В авиатранспорте перевозки пассажиров составляют 4/5, грузов -1/5. Крупнейшим авиаузлом является Моск­ва (30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны).

Основная проблема авиатранспорта РФ – катастрофический износ судов. Большая их часть была создана еще в советское время. По всем техническим характеристикам они уже выработали весь свой ресурс. Но на покупку новых авиасудов у кампаний нет средств. От серийных авиакатастроф нас спасает только то, что запас прочности советских самолетов оказался большим, чем предполагалось

Трубопроводный транспорт— самый молодой, но по грузообороту — ведущий вид транспорта. Его доля в грузообороте страны растет, что обусловлено рядом его эксплуатаци­онных преимуществ (надежность, вы­сокая пропускная способность, низкая себестоимость и др.), освоением месторождений нефтегазовых ресурсов и своеобразием их размещения от­носительно основных потребителей на внутреннем и внешнем рынке. Протяженность магистраль­ных нефтепроводов — 65 тыс. км, газопроводов — 149 тыс. км. Отдель­ные части трубопроводов, входившие в Единую систему неф­те- и газоснабжения СССР, находятся вне пределов Рос­сии (в странах СНГ). Из основ­ных нефтедобывающих и газодобывающих районов страны нефте- и газопроводы проложены в Европу, в последнее время строятся крупные трубопроводы в Китай и к портам Тихого Океана.

Источник



Таблица Виды транспорта (география, 9 класс)

1 ответ

В России развиты все виды транспорта. Транспортная сеть лучше развита не европейской территории. Здесь она имеет радиально-кольцевую структуру. В азиатской части транспортные магистрали имеют широтное направление, проходят по южной части региона.

Влияние на окружающую среду

Не зависит от природных условий.

Универсальность(перевозка грузов и пассажиров).

Отсутствие сети дорог на северо-востоке.

Высокая стоимость строительства.

Перегруженность основных магистралей.

Невозможно доставить грузы «от двери до двери»

Изменение среды шириной 50 м по всей трассе.

Большой расход воды для мытья подвижного состава.

Загрязнение твёрдыми отходами полотна, станций.

Большая манёвренность и скорость движения.

Доставка грузов и пассажиров «от двери до двери»

Недостаточно автомобилей малой и большой грузоподъёмности.

Высокая себестоимость перевозок.

Низкое качество дорог.

Низкое качество отечественных автомобилей.

Лидер загрязнений среди транспорта

газообразными и твёрдыми отходами.

Доставка в труднодоступные районы.

Высокая скорость перевозки.

Более короткие маршруты.

Зависимость от погодных условий.

Высокая стоимость перевозок.

Высокая стоимость строительства самолётов и аэропортов.

Велик уровень загрязнения атмосферы.

Продукты горения топлива сохраняются длительное время.

Шумовое загрязнение при взлёте и посадке.

Низкая себестоимость перевозок.

Большая грузоподъёмность судов.

Не нужно создавать транспортные пути.

Зависимость от природных условий.

Высокая стоимость строительства судов и портов.

Медленный вид транспорта.

Загрязнение водных объектов нефтепродуктами.

При перевалке сыпучих грузов загрязнение атмосферы пылью.

Небольшие затраты на обустройство портов и путей.

Низкая себестоимость перевозок.

Использование естественных путей.

Сезонность работы транспорта.

Несовпадение направлений перевозок грузов и течений рек.

Загрязнение нефтепродуктами и твёрдыми отходами рек.

Высокая пропускная способность.

Низкая себестоимость транспортировки.

Сохранность транспортируемого груза.

Возможность укладывать трубопроводы повсеместно.

Возможность транспортировать грузы газообразные и жидкие.

Невозможно перемещать небольшие объёмы.

Оценка: 4 ( 23 голоса)

Похожие вопросы

  • 1. Положение относительно транспортных путей
  • 2. Характеристика России по плану
  • 3. Сколько регионов в РФ?
  • 4. Направление Транссибирской магистрали
  • 5. Через какие города проходит Транссибирская магистраль?
  • 6. Таблица по географии Отрасли специализации (9 класс)
  • 7. Таблица по географии, 9 класс Отрасли специализации

Знаете ответ?

Предметы

Новые вопросы

Рейтинг сайта

  1. 1. AC DC 474
  2. 2. Ксения Шабунина 362
  3. 3. Надя БороваяНадя Боровая 241
  4. 4. София Бурдукова 163
  5. 5. Екатерина Рыбкина 161
  6. 6. Игорь Проскуренко 150
  7. 7. Nominee .Nominee . 143
  8. 8. Никита ДейнекоНикита Дейнеко 138
  9. 9. Анна ИвановаАнна Иванова 110
  10. 10. Михаил Варфоломеев 109
  1. 1. Игорь Проскуренко 25,266
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия БроЮлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. LizaLiza 15,165
  10. 10. Дмитрий ПрошинTorkMen 14,876

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

Источник

Транспортная система России — общая характеристика, структура и значение

Транспортная система России представляет собой комплекс различных видов транспорта, представленных в нашей стране, но развитых по-разному. Транспорт позволяет обеспечить коммуникации между населенными пунктами, служит для обмена продукцией и перевозки пассажиров.

Общая характеристика транспортной системы России

Транспортная система страны — это как кровеносная система человека. По этой системе идёт движение транспортных средств, людей, грузов внутри города, поселка и между ними.

Транспортные пути важны для производственной, хозяйственной и экономической деятельности России.

Читайте также:  Используя все приведенные ниже термины заполните таблицу

Транспортная система — обособленная отрасль, значение которой заключается в перемещении людей и грузов. В ней задействовано на настоящий момент примерно 4 миллиона человек, и она оказывает третью часть услуг населению.

Структура транспортной системы РФ

Комплекс транспортной системы представлен следующими видами:

Железнодорожный — это основной вид транспорта в России, с помощью которого осуществляются грузовые и пассажирские перевозки по рельсам путем механической тяги. На железнодорожный транспорт приходится 44,4% всего грузооборота страны.

Трубопроводный — система трубопроводов позволяет передавать природные ресурсы (газ и нефть) из восточных районов страны в западные. Грузооборот составляет 46,4%.

Автомобильный — имеет большое значение для перевозки тяжелых грузов, особенно в местах, где нет железных дорог. Автомобильный транспорт перевозит 4,6% грузов страны.

Морской — крупнейшие порты располагаются в Архангельске, Владивостоке, Находке и Санкт-Петербурге. Перевозит 0,6% грузов.

Речной — наиболее развит на севере и в Сибири, где протекают крупнейшие реки. В этих районах страны наземный транспорт плохо развит. Единая система речного транспорта представляет собой соединённые сетью каналов крупнейшие реки России. Значение грузооборота этого вида транспорта составляет 3,9% от общего объёма.

Авиационный — это высокоскоростной вид транспорта, но при этом самый дорогостоящий. Основное направление — доставка пассажиров. Перевозка грузов ограничена ввиду больших затрат. Доля грузооборота составляет всего 0,1%.

Таким образом, суммарно грузооборот железнодорожной и трубопроводной систем составляет более 90%. При этом этот транспорт перевозит одну треть общего объёма грузов.

Две трети приходится на автомобильный транспорт, хотя по грузообороту он занимает менее 5%. Доля железнодорожного транспорта продолжает расти.

Транспортная система является важным фактором для развития внешней торговли и обеспечивает коммуникации для производственных отраслей и регионов страны.

Следует отметить негативное влияние транспорта на экологию.

Трубопроводы находятся в неудовлетворительном состоянии, что приводит к их частым разрывам. При этом считается, что этот вид транспорта самый безопасный для окружающей среды при надлежащей эксплуатации.

Значение и роль транспорта в России

Лидирующую позицию в перевозках в России играет железнодорожный транспорт.

Это обусловлено географией страны, дальними расстояниями перевозок, высокой скоростью и относительно невысокой себестоимостью.

За ним следует трубопроводный транспорт, имеющий важное значение для транспортировки природного сырья.

Водная и автомобильная системы в нашей стране не несут такой значимости, как, например, в западных странах и США. Это объясняется особенностями климатических условий — замерзаемостью водных источников, в связи с чем использование водного транспорта возможно только в определенное время года.

Автомобильный транспорт недостаточно развит в районах нашей страны, где не ведется строительство из-за больших финансовых затрат, а эксплуатация дорог затруднена из-за суровых климатических условий. Также в России процесс автомобилизации развивается гораздо медленнее. Тем не менее, автотранспортом перевозится около половины всех грузов страны.

Морской транспорт имеет важное значение для международных перевозок. Им осуществляются перевозки на самые дальние расстояния.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Развивающаяся транспортная система отрицательно влияет на экологическую обстановку.

Прирост транспортных средств за последние годы обогнал темп строительства дорог в 5 раз. Последствием этого факта стало возникновение постоянных пробок на дорогах, а также существенно загрязнился воздух от выхлопов бензина.

Транспортная сеть уже давно устарела. Это касается и магистралей, и парка грузовых автомобилей. Необходимо срочно провести перестройку транспортных узлов инфраструктуры.

Железнодорожная система тоже весьма изношена и требует коренной реконструкции путей и составов. Парк РЖД изношен более чем на 70%.

Исходя из представленной информации, становится ясно, что развитие экономики тесно связано с транспортной системой, которая находится сейчас не в лучшем состоянии. Следует провести срочные и объемные работы по совершенствованию транспортной инфраструктуры.

Источник

География транспорта России

Транспорт — важная составляющая хозяйственного комплекса РФ. Его доля в общем числе занятых в экономике страны — 7%, в производствен­ных фондах — 20%. В России, в связи с огромными пространствами, неравномерностью распреде­ления природных богатств, населения, производства, роль транспорта в обеспечении нормаль­ного функционирования хозяйства неизмеримо возрас­тает.

По грузообороту доля основных видов транспорта в РФ выглядит так: трубопроводный транспорт – 53%, ж-д – 38%, автомобильный – 4%, морской – 3%, внутренний водный – 2%, воздушный – менее 1%; по пассажирообороту: ж-д и автотранспорт – по 43%, воздушный – почти 14%.

Три основных магистральных направления транспортной системы РФ: широтное («восток-запад») – самое главное среди всех трех и два меридиональных – центрально-европейское (Москва-Украина) и волго-кавказское.

Почему широтное магистральное направления транспортной системы РФ является самым главным?

Железнодорожный транспортпо сумме грузооборота и пассажирооборота на первое место выходит на первое место. В условиях России он наиболее эффек­тивен для перевозки массовых грузов на средние и дальние рас­стояния, а также пассажиров в пригородном и междугородном сообщениях.

Ведущая роль ж-д транспорта в транс­портной системе РФ обусловлена не только природ­ными, экономическими и др. особенностями страны (про­тяженность и климатические условия ее тер­ритории, география природных ресурсов, размещение хозяйства, городов, на­правление и характер сложившихся тер­риториально-экономических связей и т. п.), но и рядом его преимуществ перед други­ми видами транспорта (надежность, рит­мичность движения вне зависимости от природно-климатических условий местности, универ­сальность, высокая пропускная спо­собность, относи­тельно низкая себестоимость).

География российских же­лезных дорог не претерпела существенных изменений с советских времен. Наиболее густую и разветв­ленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. Решающую роль в ней играет радиально-кольцевая система вокруг столицы (от Москвы в разных направлениях отходят 11 радиальных магистралей, связывающих Центр со всеми экономическими районами России и странами СНГ).

Особо нужно отметить самую протяженную железную дорогу мира — Транссиб(Транссибирская ма­гистраль) Челябинск — Владивосток. Важное значение имеет также Южно-Сибирская магистраль(Уфа — Магнитогорск — Астана — Барнаул — Новокузнецк — Абакан — Тайшет) и БАМ (Байка­ло-Амурская ма­гистраль (Усть-Кут — Комсомольск-на-Амуре — Со­ветская Гавань).

Эти магистрали, отличающиеся очень высокой грузонапряженностью, обеспечиваютсвязи и взаимодействие главных географических частей страны — Запада и Востока. Однако в связи с распадом СССР осуществлять перевозки между Западом и Востоком стало намного труднее, так как значитель­ные участки сибирских магистралей оказались за преде­лами России (в Ка­захстане).

В нашем регионе ж-д немного, основное значение имеет до­рога Тюмень — Сургут — Уренгой.

Одной из самых главных проблем ж-д транспорта страны является его техническая отсталость. Из-за изношенности дорог и устарелости электровозов и тепловозов средняя скорость поезда в России составляет менее 50 км/ч, причем за последние полвека она даже немного понизилась. Для сравнения, в ЕС с такой скоростью движутся только региональные поезда, курсирующие на расстояния до 200 км., средняя скорость межрегиональных скорых поездов в ЕС — 100 км/час

В последние годы в России началось активное строительство скоростных железных дорог. Поезд «Сапсан» произведен немецкой компанией «Сименс» на участке Москва — Санкт-Петербург развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата.

Автомобильный транспортиграет ведущую роль в пассажирских перевозках, транспортировке грузов на короткие и средние расстояния. В районах Сибири и Дальнего Востока, где сеть же­лезных дорог развита слабо (или вовсе нет), а ис­пользование рек затруднительно (замерзают), автотранс­порт является основным видом транспортировки грузов и на дальние расстояния. Дальние пере­возки автотранспорт осуществляет также при перевозке некоторых скоропор­тящихся грузов. Однако пере­возки по автомагистралям являются более дорогими, чем по водным или железнодорожным путям.

Читайте также:  Футбол чемпионат лига чемпионов турнирная таблица 2019 2020

Выделяют три зоны автодорог в России

1. Европейская зона – наиболее густая, решающую роль в ней играет треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ.

2. Южная зона – тянется вдоль южных границ России от Ростова до Кемерова и далее с разрывом в Забайкалье до Приморья – относительно густая зона.

3. Все остальное (большая часть страны – Европейский Север, Север Западной, Сибири и Дальнего Востока) – почти сплошное бездорожье, дорог часто или вообще нет или только зимники.

Что располагается в центре треугольник Санкт-Петербург – Самара – Северный Кавказ?

К какой зоне автодорог относится Югра?

Главная проблема этого вида транспорта в России – слабая густота автодорог и катастрофически-низкое их качество. Для сравнения: густота автодорог в России – 58 км/1000 кв. км. – это 28 место с конца списка (на европейской части страны – 310 км/1000 кв. км.), в США – 677 км/1000 кв. км., в Канаде – 104 км/1000 кв. км., в Германии – 1800 км/1000 кв. км; доля автомагистралей среди автодорог России в США – 50%, в России – 0,6%. Строительство кв. км полотна автодороги в России, по оценкам экспертов, обходится дороже, чем в Финляндии в 23 раза, при этом ее качество в 2 раза хуже.

Основные достижения в автодорожной системе последних лет – достраивается многострадальная полувековая автодорога Чита-Находка («Путин-БАМ»), после 20 летнего перерыва опять ссоружаются новейшие автомостов (началось с автомо моста через Объ в районе Сургута, построенного в 2005 г.).

2004 г. – программа развития автодорог в РФ: рост протяженности автодорог на 1/3, основные средства вкладываются в ремонт автодорог, будут созданы также альтернативные платные автодороги.

Какую зону автодорог расширяет Путин-БАМ? Какое это имеет значение?

Морской транспортРоссии, с ее огромной протяжен­ностью морских границ (более 44 тыс. км, что втрое превышает размеры сухопутных), выходом к морям трех из четырех океанических бассейнов, в транспортной системе страны — один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (более 90% грузооборота страны в международном сообщении) и в транспортном обслуживании районов Севера и Дальнего Востока, имеющих выход к морям.

По многим параметрам мор­ской транспорт превосходит другие виды: самая низкая себестоимость перевозок и грузоподъемность, практи­чески неограниченная пропускная способность морских путей и др. Главный недостаток — зависимость от при­родных и навигационных условий.

После распада СССР за пределами России остались многие крупные морские порты. Мощности оставшихся 39 портов не обеспечивают полностью потребности страны. Поэтому Рос­сия вынуждена использовать порты сопредельных госу­дарств — Украины, Литвы, Латвии, Эстонии.

Первое место в грузообороте морского транспорта Рос­сии принадлежит портам Дальневосточного (Тихооке­анского) бассейна (почти 50% грузооборота). Особая важность внутри­- и межрайонных перевозок обусловлена здесь тем, что других видов транспорта практически нет. Круп­нейшие порты — Владивосток; Находка; Советская Гавань, Петропавловск-Камчатский, Анадырь.

Черноморско-Азовский бассейнпо объему отправляемых морским транспортом грузов (25%) занимает 2 место, по пассажироперевозкам — первое. Крупнейшие порты Новороссийск, Туапсе, Сочи.

Бассейн Северного Ледовитого океанавключает Бе­лое, Баренцево и Карское моря. Россия до сих пор слабо использует свой главный козырь в морском транспорте – Главсевморпуть.Условия плавания на морях бассейна затрудняются тем, что на большую часть года они замерзают. Крупнейшие морские порты — Мурманск, Архан­гельск, Диксон, Игарка, Дудинка, Ха­танга.

Балтийский бассейнтак же, как и Северный, имеет важное значение в осуществлении морских связей Рос­сии со странами Европы и Америки. Крупнейшие порты — Санкт-Петербург, Калининград.

В последнее время из-за высоких тарифов и налогов значительная часть российского торгового флота России по примеру многих развитых стран ушла под флаги нейтральных государств.

Главными достижениями последних лет является завершение реконструкции Санкт-Петербургского морского порта и усиление внимания Правительства РФ к Главсевморпути

Под какими именно флагами ходят сейчас многие российские морские корабли?

Речной транспортв транспортной системе страны — один из старейших. Одна­ко в результате развития других видов транспорта значение внутренних водных систем существенно снизилось. Преимущества речного транспорта (наличие естественных путей, не требующих значительных капитальных затрат на их эксплуатационное обустройство, низкая себестоимость перевозимых грузов и др.) оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в от­ношении других видов транспорта. Доля реч­ного транспорта в перевозке грузов и пассажиров невелика (2,5 и 0,25%) и обнаруживает тенденцию к дальнейшему сокращению. Решающую роль он играет лишь в отдален­ных Северных и Восточных районах, не располагающих други­ми видами транспорта и для пе­ревозки небольшого числа грузов, доставка которых по рекам обходится значительно дешевле, чем по желез­ным или авто- дорогам (строительные материалы — гравий, песок, щебень, круглый лес).

Более 50% перевозок грузов и пассажиров реч­ного транспорта страны приходится на реки Волго-Камского бассейна. (Волга, Кама, Ока и канал им. Москвы, обеспе­чивающий связь р. Москвы с Волгой. Волга также со­единена Волго-Донским каналом с Доном, а Волго-Балтийский водный путь связывает Волжскую систему с Балтийским морем). Крупнейшие порты бассейна — Москва, Ярославль, Ниж­ний Новгород, Казань, Самара, Саратов, Волгоград, Ас­трахань

Второе место занимает Западно-Си­бирский бассейн, основная магистраль которого — Обь с Иртышом — связывает южные районы Западной Сибири с районами Крайнего Севера. Круп­нейшие порты на Оби — Новосибирск, Барнаул, Томск, Сургут, Салехард, Уренгой, Лабытанги, на Иртыше — Омск, Тобольск, Тюмень, Ханты-Мансийск. Характер и направление перевозок грузов здесь во многом связаны с ос­воением нефтегазовых месторождений, лесных ресурсов (с юга на север поступают тру­бы и буровое оборудование, стройматериалы, на юг — лес и нефтяные грузы). По рекам транспортируют так­же грузы (в глубинные районы Сибири), доставленные по Северному морскому пути

Большое значение речтранспорт имеет для Вос­точной Сибири и Дальнего Востока.В Восточной Сиби­ри главные магистрали Енисей с Ангарой, Лена и Байкал. На Дальнем Востоке — Амур.

Воздушный транспортвыполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие рассто­яния. По доле в пассажирообороте (16%) он уступает только ж-д и авто- транспорту, но значительно превосходит все остальные. Объем грузов, перевозимых авиатранспортом, невелик, тут пре­обладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В авиатранспорте перевозки пассажиров составляют 4/5, грузов -1/5. Крупнейшим авиаузлом является Моск­ва (30% всех отправлений пассажиров воздушным транспортом страны).

Основная проблема авиатранспорта РФ – катастрофический износ судов. Большая их часть была создана еще в советское время. По всем техническим характеристикам они уже выработали весь свой ресурс. Но на покупку новых авиасудов у кампаний нет средств. От серийных авиакатастроф нас спасает только то, что запас прочности советских самолетов оказался большим, чем предполагалось

Трубопроводный транспорт— самый молодой, но по грузообороту — ведущий вид транспорта. Его доля в грузообороте страны растет, что обусловлено рядом его эксплуатаци­онных преимуществ (надежность, вы­сокая пропускная способность, низкая себестоимость и др.), освоением месторождений нефтегазовых ресурсов и своеобразием их размещения от­носительно основных потребителей на внутреннем и внешнем рынке. Протяженность магистраль­ных нефтепроводов — 65 тыс. км, газопроводов — 149 тыс. км. Отдель­ные части трубопроводов, входившие в Единую систему неф­те- и газоснабжения СССР, находятся вне пределов Рос­сии (в странах СНГ). Из основ­ных нефтедобывающих и газодобывающих районов страны нефте- и газопроводы проложены в Европу, в последнее время строятся крупные трубопроводы в Китай и к портам Тихого Океана.

Источник

Adblock
detector