Меню

Конусные подшипники таблица размеров

Конусные подшипники таблица размеров

Ваш обозреватель не поддерживает встроенные рамки или он не настроен на их отображение.

Смотрите также :

Содержание

Конический роликовый подшипник состоит из четырех основных компонентов (рисунок 3.1):

внутреннего кольца, имеющего форму усеченного конуса с внутренним отверстием под вал, проходящим вдоль оси вращения, с удерживающим и направляющим бортом на наружной поверхности;
наружного кольца чашеобразной формы со сквозным коническим отверстием;
тел качения – конических роликов вращающихся между дорожками качения внутреннего и наружного кольца;
сепаратора, который удерживает и направляет тела качения.

Основные элементы конического роликового подшипника

Рисунок 3.1 — Основные элементы конического роликового подшипника

Обычно внутреннее кольцо с комплектом тел качения и сепаратором образуют так называемое “внутреннее кольцо в сборе” (рисунок 3.2). Оно, как правило, легко может быть отделено от наружного кольца, тем самым упрощая сборку оборудования.

Внутреннее кольцо в сборе и наружное кольцо конического роликового подшипника

Рисунок 3.2 — Внутреннее кольцо в сборе и наружное кольцо конического роликового подшипника

У конического роликового подшипника линии контакта ролика с кольцами, если их продолжить, пересекаются на оси вращения подшипника, образуя общую вершину (рисунок 3.3). При этом достигается равенство окружных скоростей кольца и тела качения в каждой точке их соприкосновения. Благодаря чему в ненагруженном состоянии создается так называемое “чистое качение”, т.е. отсутствует проскальзывание роликов относительно колец, которое в противном случае приводит к повышению сопротивления вращению подшипника и снижению его долговечности (срока службы).

Конструкция с общей вершиной конуса обеспечивает качение ролика по всей его длине без проскальзывания

Рисунок 3.3 — Конструкция с общей вершиной конуса обеспечивает качение ролика по всей его длине без проскальзывания

Еще одним преимуществом конических роликовых подшипников является стабильность положения тел качения. Конический профиль роликов не только обеспечивает качение без проскальзывания по всей длине, но также действие так называемой “посадочной силы” (рисунок 3.4), прижимающей ролики к направляющему борту внутреннего кольца. Посадочная сила образуется в результате различных значений углов наклона дорожек качения колец. Она не дает возможность отклониться от вершины осям вращения роликов, выравнивая ролики в дорожке качения и создавая контакт с направляющим бортом внутреннего кольца. Фактически речь идет о самовыравнивании роликов , что также увеличивает долговечность подшипников.

Прижимающая сила на борте внутреннего кольца выравнивает ролики на дорожке качения

Рисунок 3.4 — Прижимающая сила на борте внутреннего кольца выравнивает ролики на дорожке качения

Наличие наклонных дорожек качения позволяет коническому роликоподшипнику воспринимать одновременно радиальную и осевую нагрузку. Чем больше угол наклона между дорожкой качения наружного кольца и осью вращения подшипника, тем более значительную осевую нагрузку может воспринимать подшипник (таблица 3.1). Этот угол формально называется углом конусности. Однако фактически он приравнивается номинальному углу контакта (или просто угол контакта) , п редставляющ его собой угол между линией, параллельно которой нагрузка передается от одной дорожки качения на другую через ролик (так называемая линия действия нагрузки или линия нагружения), и линией перпендикулярной оси вращения подшипника.

Линия действия нагрузки (линия нагружения) у конического роликового подшипника – линия, вдоль которой действует равнодействующая сила от радиальной и осевой нагрузки (фактически речь идет об эквивалентной нагрузке)

Рисунок 3.5 — Линия действия нагрузки (линия нагружения) у конического роликового подшипника – линия, вдоль которой действует равнодействующая сила от радиальной и осевой нагрузки (фактически речь идет об эквивалентной нагрузке)

Также о величине угла контакта можно судить по коэффициенту e (характеризует отношение радиального и осевого усилий, приводится в каталогах). Чем больше величина e, тем больше угол контакта, а значит способность подшипника к восприятию осевых нагрузок.

В технической документации и в каталогах NTN угол контакта чаще всего обозначается буквой греческого алфавита α (альфа), а значение задается в угловых градусах.

Угол контакта (α) конического роликового подшипника

Рисунок 3.6 — Угол контакта ( α ) конического роликового подшипника

Таблица 3.1 — Зависимость величины воспринимаемой осевой нагрузки от угла контакта ( α ) для однорядного радиально-упорного конического роликоподшипника*

Допускаемая осевая нагрузка Fa

Источник



Подшипники роликовые конические — описание и размеры

Подшипники радиально-упорные с коническими роликами предназначены для восприятия одновременно действующих радиальных и осевых нагрузок. Допустимая частота вращения значительно ниже, чем у подшипников с короткими цилиндрическими роликами, а способность к восприятию осевой нагрузки определяется углом конусности наружного кольца. С увеличением угла конусности осевая грузоподъемность возрастает при уменьшении радиальной. Перекос вала относительно оси корпуса недопустим.

Типы: 7000, 27000, 97000, 77000.

Однорядные подшипники типов 7000 и 27000 предназначены для восприятия радиальных и односторонних осевых нагрузок. Допускается раздельный монтаж колец, а также регулирование осевой игры и радиального зазора, как при установке, так и в процессе эксплуатации подшипника. Подшипники можно устанавливать с предварительным натягом, который создается при их монтаже в одной опоре.
Двухрядные подшипники типа 97000 предназначены для восприятия радиальных и двусторонних осевых нагрузок. Заданный радиальный зазор и осевая игра в подшипнике обеспечиваются подшлифовыванием дистанционного кольца, установленного между внутренними кольцами. Допустимая радиальная нагрузка в 1,7 раза выше, чем радиальная нагрузка у соответствующего однорядного подшипника. Осевая нагрузка подшипников типа 9700 (а = 10-17°) не должна превышать 40% от неиспользованной допустимой радиальной нагрузки.
Четырехрядные подшипники типа 77000 предназначены для, восприятия больших радиальных и относительно небольших двусторонних осевых нагрузок. Допускается регулирование радиального зазора и осевой игры между соседними рядами роликов путем шлифования или замены дистанционных колец, установленных между наружными и внутренними кольцами. Допустимая радиальная нагрузка в 3 раза выше, чем у соответствующего однорядного подшипника. Осевая нагрузка не должна превышать 20% неиспользованной допустимой радиальной нагрузки. Применяются в первую очередь в тяжелом машиностроении и прокатном оборудовании, так как способны воспринимать высочайшие нагрузки радиального типа и в меньшей степени двухсторонние осевые.
Читайте также:  Сборная россии таблица голов

Импортные подшипники этого типа относятся к следующим наиболее распространенным сериям: 30200 (например, 30203 — наш аналог 7203), 30300 (30305, аналог 7305), 31300 (31310, аналог 27310), 32000Х (32008Х, аналог 2007108), 32200 (32218, аналог 7518), 32300 (32313, аналог 7613), 32900 (32915, аналог 2007915), 33000 (33010, гипотетический аналог — 3007110), 33100 (33110, гипотетический аналог 3007710), 33200 (33206, гипотетический аналог — 3007206). Под гипотетическими аналогами подразумеваются такие типы, которые нашей промышленностью не выпускаются, но имели бы такой номер. Также есть и изделия менее распространенные, серий T, JK, K и других.

Сепараторы конических подшипников штампованные и точеные.

Допустимые частоты вращения конических роликоподшипников по сравнению с подшипниками, имеющими цилиндические ролики, значительно ниже, они примерно такие же, как у сферических роликоподшипников. Конические роликоподшипники разъемные, что позволяет производить раздельный монтаж и демонтаж наружных и внутренних колец с комплектом роликов.

Особенности эксплуатации радиально-упорных конических подшипников. Допустимые частоты вращения у изделий этой конструкции ниже, чем у цилиндрических роликоподшипников и примерно равны таковым сферических двухрядных.

Допускается раздельный монтаж колец, а также регулирование осевого зазора, причем не только в процессе установки, но и при эксплуатации. Можно устанавливать с предварительным натягом.

Двух и четырехрядные подшипники фиксируют положение вала относительно корпуса в осевом направлении в обе стороны.

Источник

Статьи

Конические подшипники: таблица размеров, маркировка и регулировка конусных типов

Классификация сборочных узлов достаточно разнообразна, и каждый входящий в нее подвид отличается своими характерными особенностями. Поэтому сегодня в фокусе внимания конический роликовый подшипник: чтобы вы могли правильно подобрать его по размеру, рассмотрим, какими габаритами он может обладать. Также проанализируем, что он из себя представляет, чем отличается от других, где используется – чтобы вы знали, как его регулировать и где применять.

Столько интереса – из-за актуальности использования. Такие сборочные узлы востребованы в самых сложных случаях, то есть при совместном воздействии достаточно высоких осевых и радиальных сил. Они, даже в экстремальных условиях, в течение длительного срока успешно выдерживают комбинированные нагрузки, равномерно распределяя их по всей своей поверхности и обеспечивая таким образом долгую эксплуатацию механизмов без перегревов и разрушений.

Как устроен конический роликоподшипник

Он состоит из двух обойм – внешнего и внутреннего кольца – с размещенными между ними телами качения. Последние выполнены в виде цилиндрических, а не шариковых роликов и расположены под углом к контуру. Все вместе они образуют некий конус (отсюда и название), при этом каждый элемент огражден от контакта с соседями сепаратором, который и исключает неравномерное распределение.

При отсутствии такого разделителя тела качения в процессе вращения группировались бы на каком-то одном участке (секторе). Это приводило бы к перекосу вала, а значит, со временем, и к радиальному биению, а затем к перегреву и разрушению сборочного узла. Поэтому его наличие крайне важно, равно как высокий класс точности изготовления всех деталей и даже посадочных мест под установку наружных колец.

Особенности роликовых конических подшипников разных размеров

  • Минимальный естественный износ, возможный за счет отсутствия наружного бортика, а значит и торцевого упора. При такой конструкции внутреннее кольцо самоустанавливается по отношению к внешнему практически без потерь материала, благодаря чему значительно уменьшается вероятность возникновения люфтов в процессе эксплуатации.
  • Низкий коэффициент трения – вышеописанный контур хорош еще и тем, что способствует появлению смазочной пленки. В результате этого тела качения легче скользят, выделяют немного тепла, долго сохраняют преднатяг, работают тихо, почти бесшумно.
  • Длительный срок использования – если посмотреть, какую нагрузку может воспринимать конический однорядный роликоподшипник, мы увидим, что она сравнительно высока. Такая же ситуация и у других видов этих сборочных узлов (подробно о разнообразии их типов ниже). А все благодаря непрямому логарифмическому профилю, снижающему пиковые напряжения, а также чувствительность к отклонению или перекосам вала.
  • Эксплуатационная надежность, достижимая в том числе и за счет тщательно выверенной шероховатости контактных поверхностей, способствующей появлению гидродинамической пленки.
  • Малый период приработки – при условии выбора качественной смазки и правильного монтажа наблюдается лишь незначительное трение. Поэтому на практике, что одно-, что двухрядные конические подшипники не нагреваются до опасных пиковых значений температуры, способных привести к преждевременному износу. Снижающий трение контур полезен здесь и сразу, на первом же этапе применения сборочного узла.
  • Унификация – все тела качения выполняются с минимальными допусками, в результате чего они идентичны, а значит одинаково воспринимают нагрузки, которые равномерно распределяются по всему профилю. Это удобно уменьшением не только уровня шума, но и вибрации.
  • Возможность простой регулировки – можно без труда устранить люфт, пока он не стал причиной выхода сборочного узла из строя. Ниже, в отдельном разделе, мы расскажем, как затягивать конусные подшипники и, наоборот, как правильно ослаблять ступичную гайку. А последнее тоже нужно делать – когда тепловые зазоры слишком малы, а сопротивление качению повышено.
  • Взаимозаменяемость – многие модели полностью разборные, благодаря чему не проблема поставить новое наружное кольцо или заменить сепаратор. Это существенно упрощает техническое обслуживание ступиц, передач, букс и вообще всех механизмов, в которых применяются данные узлы.
Читайте также:  Царство растений отдел покрытосеменные таблица

Помимо очевидных преимуществ, есть и недостатки. В числе минусов – быстрый выход отдельных элементов из строя при осевой деформации (изгибе) вала. Хотя плюсы все-таки значительно перевешивают и обуславливают популярность использования.

Основные типы конических роликоподшипников

  • Однорядные – используются для компенсации нагрузок (радиальных или осевых), действующих только с одной стороны. Допустимо устанавливать с натягом. При их эксплуатации можно регулировать не только зазор, но и смещение (но только при раздельном монтаже внешнего и внутреннего колец).
  • Двухрядные – применяются при напряжении, вектор которого распространяется как вдоль, так и поперек. Представляют собой комбинацию контуров, собранных О-образно. Чаще всего эксплуатируются во вращающихся валах, когда не предусмотрена защита корпуса сборочного узла.

Отдельно отметим, что и одинарными, и двойными могут быть и конические радиально-упорные подшипники. От обычных они отличаются компоновкой – их кольца уже боковые. То, которое принимает нагрузку от вала, называется тугим, то, которое контактирует с деталью – свободным. Причем сепаратор между ними ничем не зафиксирован. Благодаря этой ключевой конструкционной особенности такие сборочные узлы способны выдерживать максимальные осевые нагрузки, но не применимы в устройствах и механизмах, работающих на высоких скоростях.

  • Четырехрядные – используются в тех же случаях, что и двухрядные, только обладают сравнительно большей механической надежностью. Но также являются более габаритными.
  • Разъемные – применяются при наличии повышенного напряжения, распространяющегося сразу по обоим векторам. Отличаются максимально простой установкой, удобной за счет возможности раздельного монтажа внутреннего и наружного колец.

Уже упомянутые подшипники упорные конические обладают своей классификацией – они подразделяются на:

  • Однорядные – их сборка максимально проста – два контура и незафиксированный сепаратор.
  • Двухрядные – в конструкцию добавляется промежуточная обойма с беговыми дорожками, а также еще один набор тел качения.
  • Со сдвоенным наружным кольцом, причем они могут быть как регулируемыми, так и нет. В первом случае схема О-образная, предусматривающая возможность установки дистанционного контура. Во втором – строение почти такое же, но у сборочного узла торцы с «тугой» стороны увеличены практически до полного смыкания. Зазор минимален и почти не изменяется в течение заявленного производителем эксплуатационного срока.
  • Со сдвоенным внутренним кольцом – схема сборки Х-образная. В наличии один комплект тел качения и сепаратор. Также есть пара внешних обойм и допустима установка промежуточной. Сфера применения – неподвижные валы во вращающихся установках.

Чтобы было еще проще понять, какими бывают конусные подшипники и к какому типу относятся те или иные из них, предлагаем вашему вниманию сводную таблицу. В ней актуальные и популярные модели представлены со схемами и условными обозначениями (которые мы подробнее рассмотрим ниже), а также с краткими описаниями. Столько подробностей – для наглядности, чтобы вы могли сравнить с уже купленными сборочными узлами или теми, которые только собираетесь заказать.

И вот здесь может возникнуть вопрос: какой именно вариант приобрести? Чему отдать предпочтение, одинарному или двойному устройству? Сейчас подскажем, как определиться, чем руководствоваться на какие параметры ориентироваться.

Выбор типа конических роликовых подшипников разных размеров

В первую очередь стоит смотреть на характер нагрузки: чем больше направлений, в которых она воспринимается, тем надежнее будет работать механизм. Также важно учитывать силу напряжения: наименее опасно то, что распределяется равномерно, а вот при тяжелых ударных воздействиях нужен максимально прочный сборочный узел.

Следующий ключевой параметр – это быстроходность: в общем случае чем выше количество оборотов в минуту (при сохранении точности), тем лучше. При этом необходимо обращать внимание на то, как проходит движение, колебательно или в одном направлении, и с какой скоростью оно осуществляется, с постоянной или же с переменной.

Естественно, нужно ориентироваться на то, сколько прослужат выбранные подшипники роликовые конические, однорядные или двухрядные. Глядя на заявленный производителем ресурс, стоит понимать, что это комплексный показатель, зависящий от ряда факторов. В их числе трение, жесткость, компенсация перекосов, стойкость к ударам и вибрациям.

При выборе обязательно учитывайте, что в при эксплуатации все вышеперечисленные виды сборочных узлов сравнительно сильно шумят. Подумайте, насколько это приемлемо для используемого механизма, не будет ли данный факт мешать рабочему процессу. Также проверьте, можно ли использовать понравившуюся модель в качестве плавающего или фиксирующего элемента – универсальность никогда не была лишней.

При прочих равных также ориентируйтесь на широту сфер применения и на стоимость – сэкономить без потери качества вполне реально.

Читайте также:  Периодическая таблица менделеева документ

Для наглядности важные параметры представляем в формате сравнения:

Однорядный радиально-упорный конический

Двурядный ил четырехрядный упорный конический роликовый

Одинарный упорный конический роликовый

Двойной упорный роликовый конический

до 400 000 (нормальнй точности)

до 1, 25 млн (высокоспециализированные)

перемещение по внутреннему или наружному кольцу

Фиксация в осевом направлении только в одну сторону

Фиксация в осевом направлении в обе стороны

Фиксация в осевом направлении только в одну сторону

Фиксация в осевом направлении в обе стороны

Автомобили, механические передачи, станки и т.д

Маркировка конических подшипников NTN

Ведущие производители продумали подробные и информативные, но оригинальные системы обозначения своей продукции. При этом каждый бренд использует похожую схему образования артикула – предлагаем ее рассмотреть на примере японской компании NTN.

Каждый сборочный узел маркируется следующим образом:

  • префикс дает данные о материале изготовления (специальная, азотированная сталь и тому подобное) и способе обработки (нитроцементация, поверхностное упрочнение и так далее);
  • суффикс сообщает о конструктивных особенностях (например, о наличии именно полиамидного сепаратора или прецизионных зазоров) или специальных требованиях (точности по нормам ABEC, установке по схеме Х);
  • корень (тело) говорит о типе и серии.

Те же роликоподшипники конические однорядные обязательно содержат в своей маркировке литеры LM. И это актуально не только для NTN, но и для продукции SNR, KOYO, TIMKEN, и даже для европейских брендов, вроде FAG или SKF.

Внимание, обозначение может быть как полным, так и сокращенным. В последнем случае общая часть артикула указывается только один раз. Простой пример для наглядности:

Отдельно отметим, что введенная NTN система обозначений принята и в России – ее регламентирует ГОСТ 520-89. Актуальный перечень всех префиксов и суффиксов достаточно обширный и разнообразный, но с полным его списком всегда можно ознакомиться на официальном сайте японского производителя.

Регулировка конических подшипников: пошаговая инструкция

Рассмотрим ее на примере одного из наиболее часто встречаемых в жизни случаев — при появлении люфта в ступице автомобильного колеса. Для подтягивания гайки в такой ситуации понадобится минимум инструментов: домкрат, бородок, отвертка, молоток, динамометрический ключ (и набор обычных, на 12-27).

Порядок действий таков:

  • фиксируете машину на ровной поверхности с помощью стояночного тормоза;
  • поднимаете проблемное колесо и снимаете его;
  • выпрессовываете защитный колпак, аккуратно используя молоток и отвертку;
  • устанавливаете колесо на ступицу и, взяв два болта, закручиваете его;
  • проверяете люфт, удерживая получившуюся конструкцию сверху одной рукой и раскачивая ее вдоль оси другой, не забывая прижимать шайбу;
  • при наличии зазора более 0,02 – 0,08 мм (в зависимости от величины выбранного из таблицы размеров конусного роликового подшипника) берете молоток и бородок, чтобы расконтрить согнутые элементы ступицы;
  • снимаете гайку и накручиваете новую, затягивая со значительным усилием (примерно 19,6 Нм);
  • проворачиваете ступицу, причем в нескольких направлениях – тогда тела качения займут положенное им место;
  • ослабляете гайку и снова затягиваете, но уже с меньшей силой (6,8 Нм), после чего отворачиваете на 25-градусный угол;
  • заминаете буртики в пазы;
  • собираете ступицу и устанавливаете колесо.

Отдельно отметим, что просто необходимо обеспечить обилие смазки. И важно не перетягивать, оставляя технологический люфт. Если не выполнить 2 этих требования, возникнут чрезмерные напряжения, которые со временем приведут к перегреву сборочного узла и выходу его из строя.

Применение конических подшипников

Чаще всего они используются в следующих механизмах:

  • колесные втулки (ступицы) автомобильного транспорта (как легкового, так и промышленного), а также сельскохозяйственной спецтехники;
  • шпиндели различных станков;
  • рулевые колонки, дифференциалы машин, валы коробок передач;
  • редукторы отбора мощности.

Одни модели могут быть специально предназначены для высоких скоростей и осевых нагрузок, другие – рассчитаны только на низкие, третьи вообще применяются там, где не нужны полные обороты подвижных частей механизмов. Существующее сегодня разнообразие от Fersa, NTN, FAG, KOYO, SNF и других производителей позволяет удовлетворить все потребности.

Источник

Справочник подшипников

  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • .
  • 1622
  • »
Подшипник 1000081

Размеры: 1 x 3 x 1 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный основное конструктивное исполнение

Подшипник 1840081

Размеры: 1 x 3 x 1 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный с упорным бортом на наружном кольце

Подшипник 3080081

Размеры: 1 x 3 x 1.5 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный с двумя защитными шайбами

Подшипник 3860081

Размеры: 1 x 3 x 1.5 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный с упорным бортом на наружном кольце и одной защитной шайбой

Подшипник 3880081

Размеры: 1 x 3 x 1.5 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный с упорным бортом на наружном кольце и с двумя защитными шайбами

Подшипник 1000091

Размеры: 1 x 4 x 1.6 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный основное конструктивное исполнение

Подшипник

Размеры: 1 x 4 x 1.6 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный основное конструктивное исполнение

Подшипник 1006091

Размеры: 1 x 4 x 1.6 мм

подшипник качения шариковый радиально-упорный однорядный основное конструктивное исполнение

Подшипник 1840091

Размеры: 1 x 4 x 1.6 мм

подшипник качения шариковый радиальный однорядный с упорным бортом на наружном кольце

Источник

Adblock
detector