Все часто задаваемые вопросы по заполнению энергодекларации 2020. Что важно знать!
Где взять приказ, порядок заполнения, инструкцию по заполнению, примеры и формы самих деклараций?
Всю необходимую информацию по заполнению можно скачать на сайте Минэкономразвития России в разделе Департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии.
Если помещение находится в аренде, должна ли заполняться декларация?
Да. Для организаций без филиалов декларация заполняется только по вкладке «Общий раздел», для организаций с филиалами заполняются вкладки «Общий разлел» и «Общий раздел филиала». Раздел по зданиям в декларации заполняется только для тех арендуемых зданий, строений, сооружений, в отношении которых у организаций есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности (право на реконструкцию систем освещения, водоснабжения, отопления, право на утепление зданий, замены оборудования, установленного собственником здания). В противном случае заполнения раздела по зданиям не требуется.
Как преобразовать Excel декларацию в формат PDF?
1) «Файл» — «Печать» — Принтер (выбираем: Microsoft Print To PDF) — Напечатать всю книгу — Книжная ориентация, А4, Настраиваемые поля, Параметры масштабирования (Выбираем: Вписать все столбцы на одну страницу) — Жмем «Печать» — Пишем название декларации согласно инструкции — Сохраняем.
В какой срок должны быть представленны декларации в формате PDF и Excel?
До 30 апреля 2020 года.
Когда будет запущен в работу новый ГИС «Энергоэффективность»?
Новый сайт ГИС «Энергоэффективность» должен быть запущен в работу в 2021 году.
Нужно ли указывать год на титульном листе декларации?
Да, нужно обязательно указать год за который представляется декларация.
Кем заполняются декларации, если у организации есть филиалы (представительства)?
В случае наличия у субъекта декларирования филиалов (представительств), по решению головной организации, декларации в отношении головной организации и в отношении каждого филиала (представительства) могут заполняются ответственными лицами головной организации и соответствующих филиалов (представительств) самостоятельно.
При этом, сведения, указанные в декларациях филиалов (представительств) субъекта декларирования, должны быть проверены и подтверждены головной организацией субъекта декларирования.
Какие формы деклараций заполнять в случае наличия у организации филиалов (представительств) и без?
Организация должна прислать на электронную почту Минэкономразвития России в формате PDF и Excel один из двух следующих вариантов декларации: если организация не имеет филиалов, то заполняется декларация под названием «Декларация_без филиалов» согласно инструкции; если у организации есть филиалы, то заполняется декларация под названием «Декларация_с филиалами» согласно инструкции.
Кто осуществляет сбор деклараций?
Все декларации (на время отсутствия сбора в модуле ГИС «Энергоэффективность») направляются в Минэкономразвития России согласно Приказа № 707 от 28.10.2019 (Об утверждении Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов)
Реквизиты каких документов требуется указать по пункту 13 общего раздела декларации?
Указываются реквизиты годового отчёта о деятельности учреждения, который сдается в ГРБС. Также, при наличии, реквизиты отчета о выполнении программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На какой документ необходимо поставить усиленную квалифицированную электронную подпись?
При подаче декларации в форме электронного документа в формате PDFи Excel отправкой на электронную почту Минэкономразвития России или по системе межведомственного электронного документооборота усиленную квалифицированную электронную подпись необходимо ставить на документ в формате PDF.
Что будет с информацией, которая ранее вносилась в ГИС «Энергоэффективность»?
Информационная база текущей версии ГИС будет сохранена, перенесена и адаптирована под будущую версию ГИС «Энергоэффективность». После запуска обновленной ГИС «Энергоэффективность» данные будут доступны для просмотра и дальнейшей работы.
Нужно ли заново подавать декларации, если подали по Приказу №401?
Действующая редакция 261-ФЗ не предусматривает обязанности (требований) по предоставлению информации по приказу Минэнерго России от 30 июня 2014 № 401 «Об утверждении Порядка представления информации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности».
Пояснение:
16 января 2019 г.вступили в силу изменения Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 261‑ФЗ) в том числе введена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений ежегодно представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, декларации о потреблении энергетических ресурсов.
Согласно части 2 статьи 16 Закона № 261-ФЗ порядок представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и форма такой декларации утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. При этом, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2019 № 683 «О внесении изменений в Положение о Министерстве экономического развития Российской Федерации» Минэкономразвития России наделено полномочиями по разработке и утверждению порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы такой декларации.
27 февраля 2020 в Минюсте России зарегистрирован приказ Минэкономразвития России от 28 октября 2019 г. № 707 «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов».
Приказ № 401 Минэнерго России регламентирует форму и порядок подачи информации об энергосбережении и о повышение энергетической эффективности, в нем не говорится про декларации о потреблении энергетических ресурсов.
Формы, которые ранее заполнялись в текущей версии ГИС «Энергоэффективность», соответствуют приказу № 401 Минэнерго России, следовательно, тоже не имеют отношения к декларациям о потреблении энергетических ресурсов.
Из всего вышеприведенного два важных вывода:
В период с момента вступления в силу требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении деклараций о потреблении энергетических ресурсов до вступления в силу приказа № 707 об утверждении порядка предоставления деклараций (с 16 января 2019 года по 13 марта 2019 года) состав для административного правонарушения фактически отсутствовал, т.к. таким составом является нарушение требований к форме и порядку предоставления декларации, которые в этот период не были регламентированы.
Предоставление информации по приказу № 401 не является выполнением требований Закона № 261-ФЗ о предоставлении декларации о потреблении энергетических ресурсов.
В какой форме необходимо направлять документы?
Существует два варианта подачи деклараций:
Вариант 1 – в формате электронного документа:
декларации создаются и сохраняются в форматах PDF и Excel;
PDF подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью;
создается сопроводительное письмо;
весь пакет документов направляется на электронную почту Минэкономразвития России ( Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. ) или по системе межведомственного электронного документооборота в Минэкономразвития России.
Вариант 2 – на бумажном носителе (в случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа):
все листы декларации, составленной на бумажном носителе, нумеруются сквозной нумерацией, прошиваются, скрепляются печатью субъекта декларирования (при наличии) и заверяются на последней странице подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования;
также текстовый файл декларации размещается на электронном носителе (PDF и Excel);
и бумажная версия декларации, и электронный носитель предоставляются в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения Минэкономразвития России копии декларации в срок.
Сочетание описанных выше вариантов или другие варианты предоставления, например, отправка скана декларации с подписью руководителя по электронной почте Минэкономразвития России, не допускаются!
Разделы декларации допускается размещать на двух листах.
Подача информации по ППРФ-20
Согласно п. 5 и 6 ППРФ-20:
5. В случае отсутствия у федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления технической возможности представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы электронный документ, сохраненный на электронном носителе (оптическом диске), вместе с сопроводительным письмом направляется на почтовый адрес оператора государственной информационной системы. Техническая возможность использования программных средств государственной информационной системы обуславливается наличием следующих условий:
а) наличие электронной вычислительной машины с характеристиками, позволяющими использовать программное обеспечение государственной информационной системы;
б) наличие подключения к сети Интернет;
в) возможность использования для подписания электронных документов электронной цифровой подписи уполномоченного лица соответствующего органа.
6. В случае отсутствия любого из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий считается, что техническая возможность представления информации с использованием программных средств государственной информационной системы отсутствует.
Согласно п.4 ППРФ-391:
4. Создание, эксплуатация, развитие государственной информационной системы и обеспечение условий для ее функционирования осуществляются Министерством экономического развития Российской Федерации, являющимся оператором государственной информационной системы.
Следовательно, информацию, сформированную согласно ППРФ-20, необходимо направлять Минэкономразвития России, контакты для отправки приведены на официальном сайте ведомства.
Необходимо ли заполнять декларации МУП и ГУП?
Нет, заполнение деклараций не требуется, т.к. ГУП и МУП не являются учреждениями, а являются предприятиями.
Как заполнять разделы по потреблению энергоресурсов, если на несколько зданий стоит один прибор учета?
Если прибор учета общий на несколько зданий, то в разделе «общие сведения» указываются показания с данного счетчика. В разделах с информацией по потреблению отдельных зданий необходимо проставить прочерки.
Доступ к заполнению в модуле ГИС «Энергоэффективность» информации по ППРФ-20 закрыт. Можно ли его открыть для заполнения информации?
Доступ к заполнению как деклараций, так и информации по ППРФ-20 закрыт. Для предоставления информации по ППРФ-20 используйте альтернативный вариант подачи.
Для заполнения декларации нужно перечислять все здания, которые числятся на балансе или которые отапливаются?
Необходимо перечислить все здания.
При внесении информации по числу работников, общеобразовательное учреждение считает количество учеников как сотрудников, или указывать только фактических работников?
В листе «Общий раздел» прописывается общая численность сотрудников.
В листе по зданиям – пишется суммарное количество сотрудников и посетителей.
На какую площадь необходимо делить объем потребляемых энергоресурсов для определения удельных показателей потребления в пункте 15 листа по зданиям (ЗN)?
Необходимо делить на общую площадь.
Как заполнять декларацию, если учреждение прекратило свою деятельность путем присоединения к другому учреждению к определенной дате в 2019 году? Как в этом случае заполнять энергодекларацию за 2019 год тому учреждению, к которому с определенной даты присоединилось другое учреждение? Надо ли показывать в энергодекларации данные за период юридического лица, которое прекратило деятельность? Или надо подавать отдельную энергодекларацию за период юридическому лицу, которое прекратило свою деятельность?
Если в отчетном году произошло присоединение одного учреждения к другому, в том числе, с принадлежащим ему зданием (зданиями), необходимо к общему потреблению на конец года объединенной организации прибавить потребление присоединенного учреждения до присоединения. Заполняется в единой декларации.
Как заполнять декларацию, если организация арендует помещение в здании на возмездной или безвозмездной основе?
Декларации подаются для отдельностоящих зданий, находящихся в собственности пользователя. Декларация заполняется только для зданий, строений, сооружений, в отношении которых у организаций есть право внесения неотделимых улучшений, направленных на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
В случае размещения организации в помещениях, расположенных только в части здания, строения, сооружения, подаются декларации, в которых заносится только информация об организации, информация о самом здании и потребляемых ресурсах не предоставляется (проставляются нули и прочерки).
Как узнать что декларация принята?
Минэкономразвития России в течение 30 календарных дней со дня размещения декларации субъектом декларирования в ГИС «Энергоэффективность» или со дня поступления декларации (копии декларации) в Минэкономразвития России проверяет данную декларацию (копию декларации) на:
а) соответствие поступившей декларации (копии декларации) форме декларации, утвержденной приказом №707 Минэкономразвития России;
б) соответствие требованиям Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России к формату декларации;
в) соблюдение срока представления декларации (копии декларации), предусмотренного Порядком приказа № 707 Минэкономразвития России;
г) соблюдение требований, установленных пунктом 5 Порядка приказа № 707 Минэкономразвития России, к оформлению копии декларации (в случае представления копии декларации на бумажном носителе).
Если в течение 30 календарных дней вам не приходит ответ – декларация считается принятой.
На кого писать сопроводительное письмо при отправке декларации? Есть ли образец сопроводительного письма?
Сопроводительное письмо пишется на Министерство экономического развития Российской Федерации (обезличенно).
Пример текста сопроводительного письма:
«Учреждение (написать название учреждения) направляет декларацию о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год. Один экземпляр преобразован в формат PDF, подписан усиленной квалифицированной электронной подписью и направлен по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. . Второй экземпляр в виде таблиц в формате Excel направлен также по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. .»
В приложении указать направляемые документы.
Источник
Энергетическая декларация за 2019г. Как подготовить, куда отправлять, сколько стоит?
На основании установленных требований госорганы должны не позднее 30 апреля ежегодно направлять в Минэкономразвития России декларации о потреблении энергетических ресурсов, заполненные фактическими данными за отчетный год.
В состав декларируемой информации входят сведения об организации и ее филиалах (представительствах), общем потреблении всех видов энергетических ресурсов (в том числе, транспортными средствами) в натуральном и стоимостном выражении, сведения о зданиях, строениях, сооружениях и их энергетической эффективности.
В прошлые годы декларации отправляли через ГИС «Энергоэффективность», все было предельно просто, вход в сервис осуществлялся через определенный сайт, пользователь вносил данные, все необходимые значения рассчитывались автоматически. Но в 2020г. вступил в силу Приказ № 707 от 28 октября 2019 г. «Об утверждении порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов и формы декларации о потреблении энергетических ресурсов» . Форма декларации изменилась, а систему доработать не успели к этому времени.
Поэтому, в этом году декларации, подаваемые за 2019г. должны быть заполнены в формате электронных таблиц Excel, преобразованы в PDF формат и отправлены по электронной почте в Минэкономразвития. Ранее поданные декларации через ГИС не принимаются.
Часть данных необходимо рассчитывать в ручную, сам документ должен иметь определенную структуру, название, и соответствовать правилам заполнения, форма и правила заполнения (которые занимают 20 стр.) представлены на сайте Минэкономразвития.
После отправки декларации ее проверяют в течении 30 дней, и либо принимают, либо отправляют на доработку, исправить ошибки необходимо в течении 15 дней.
В связи с многократными обращениями по вопросам заполнения энергодекларации, специалисты компании ИК ЭнергоПартнер предлагают услуги по заполнению, подготовке и расчету энергодекларации, стоимость услуг начинается от 2000руб.
Более подробную информацию можно узнать на нашем сайте, ссылки на статьи см. ниже:
Источник
Как заполнить таблицу энергосбережения
Методика расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях
Общие положения
Настоящая методика устанавливает порядок расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и ее структуру.
Термины и определения
Целевой показатель — абсолютная или относительная величина, характеризующая деятельность хозяйствующих субъектов по реализации мер, направленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов, относительно установленной регламентирующими документами;
Потенциал энергосбережения — физическая величина, характеризующая возможность повышения энергетической эффективности путем оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов (далее — ТЭР). Потенциал может быть назначенным (установленный регламентирующим документом), нормативным (при условии приведения показателей работы всех систем к нормативным значениям), теоретическим (при проведении модернизации и внедрении инновационных технологий);
Энергоемкость продукции — показатель, характеризующий расход энергии (т.у.т.) на выработку продукции (млн.руб.);
Вторичный энергетический ресурс — энергетический ресурс, полученный в виде отходов производства и потребления или побочных продуктов в результате осуществления технологического процесса или использования оборудования, функциональное назначение которого не связано с производством соответствующего вида энергетического ресурса;
Топливно-энергетический ресурс (ТЭР) — совокупность всех природных преобразованных видов топлива и энергии, используемых в хозяйственной деятельности. Носитель энергии, который используется в настоящее время или может быть (полезно) использован в перспективе.
Валовой региональный продукт (далее — ВРП) — обобщающий показатель экономической деятельности региона, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. ВРП рассчитывается в текущих ценах (номинальный объем ВРП), в сопоставимых ценах (реальный объем ВРП).
Муниципальный продукт (далее — МП) — обобщающий показатель экономической деятельности муниципального образования, характеризующий процесс производства товаров и услуг для конечного использования. МП рассчитывается в текущих ценах (номинальный объем МП), в сопоставимых ценах (реальный объем МП).
1. Цель расчета целевых показателей
Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности предусмотрены для разработки региональных и муниципальных программ.
2. Сбор общей информации для расчета целевых показателей
Для расчета целевых показателей региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности требуются общие сведения, представленные в приложениях 1 и 2 соответственно к настоящей методике.
Осуществлять сбор информации необходимо по специально разработанным опросным листам, которые составляются исполнителем программ.
Дополнительным источником к опросным листам являются:
— Топливно-энергетические балансы, составленные по данным статистической отчетности;
— Программа социально-экономического развития муниципального образования;
— Объем производства, передачи, потребления энергоресурсов;
— Наличие возобновляемых источников энергоресурсов, а также местных видов топлива;
— Существующее состояние коммунальной инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение);
— Оснащенность приборами учета энергоресурсов на источниках и у потребителей;
— Общее состояние объектов бюджетной сферы, жилищного фонда, транспорта;
— Наличие действующей нормативно-правовой базы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и др.
3. Расчет целевых показателей
Целевые показатели, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации программ, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к объектам энергоснабжения.
При расчете значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сопоставимых условиях должно учитываться, в том числе, изменение структуры и объемов потребления энергетических ресурсов, не связанных с проведением мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, изменением численности населения субъекта Российской Федерации (муниципальных образований).
Расчет значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, достижение которых обеспечивается в результате реализации региональной, муниципальной программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, осуществляется разработчиком Программы. Все полученные значения в обязательном порядке согласовываются с уполномоченным органом власти.
3.1. Расчет целевых показателей региональных программ
Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для региональных программ производится после предоставления общих сведений (приложение 1) по следующим группам:
Группа А — Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа С — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа Е — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Подробный перечень целевых показателей групп А-Е и порядок их расчета представлены в приложении 3 к настоящей методике.
3.2. Расчет целевых показателей региональных программ
Расчет целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для муниципальных программ производится после предоставления общих сведений (приложение 2) по следующим группам:
Группа A — Общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
Группа B — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, отражающие экономию по отдельным видам энергетических ресурсов (рассчитываются для фактических и сопоставимых условий);
Группа C — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в бюджетном секторе;
Группа D — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в жилищном фонде;
Группа E — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры;
Группа F — Целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в транспортном комплексе.
Подробный перечень целевых показателей групп A-F и порядок их расчета представлены в приложении 4 к настоящей методике.
Приложение 1
Общие сведения для расчета целевых показателей для региональных программ
Источник
Разработка программы энергосбережения
Разработка программы энергосбережения
Как быстро и правильно разработать программу энергосбережения:
- Законодательная основа для разработки программы энергосбережения
- Сбор и анализ данных для программы
- Пример мероприятий по энергосбережению для государственных организаций и учреждений
- Энергосберегающие мероприятия для регулируемых организаций
- Заполнение программы энергосбережения – начинаем с паспорта программы
- Заполняем сведения о целевых показателях программы энергосбережения
- Разработка раздела энергосберегающих мероприятий
- Разработка программы энергосбережения – подводим итог
Посмотреть видео как сделать программу энергосбережения
Законы и приказы, которые являются основанием для разработки программы энергосбережения
Разработка программы энергосбережения должна базироваться на следующих нормативных документах:
Программа в области энергосбережения – документ, который, в первую очередь, основан на требованиях статьи 25 ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности»
Организации с участием государства или муниципального образования и организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, должны утверждать и реализовывать программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, содержащие:
- целевые показатели энергосбережения и повышения энергетической эффективности,
- мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включая экономический эффект от проведения этих мероприятий.
Регулируемые виды деятельности – виды деятельности, осуществляемые
- субъектами естественных монополий,
- организациями коммунального комплекса,
- организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение или водоотведение,
в отношении которых осуществляется регулирование цен.
Программа энергосбережения
Приказ № 398. Форма программы энергосбережения.
Форма программы энергосбережения и требования к программе, конкретизированы в Приказе Минэнерго №398.
Приказ №398 разделен на 2 части:
- требования и форма программы энергосбережения для государственных организаций и
- требования и форма программы энергосбережения для регулируемых организаций.
Типовая программа в области энергосбережения содержит
- сведения о текущем состоянии организации,
- цели и задачи программы энергосбережения,
- перечень мероприятий в области энергосбережения,
- прогнозируемые результаты,
- источники финансирования и их объем,
- сроки и этапы реализации мероприятий по энергосбережению.
В программе энергосбережения указываются
- технические характеристики зданий,
- таблица динамики энергопотребления по годам,
- описывается структура энергопотребления.
Разработка программы энергосбережения – сбор и анализ данных
Разработка программы энергосбережения – сбор и анализ данных
Перед тем, как начать разработку программы энергосбережения необходимо
- собрать исходные показатели энергопотребления организации и
- определится с энергосберегающими мероприятиями.
Так, на первом этапе разработки программы энергосбережения необходимо
- провести обзорное обследование всех объектов организации,
- собрать данные об объеме энергопотребления, технической оснащенности объекта, оснащенности счетчиками,
- собрать сведения о состоянии и эффективности систем энергопотребления,
- определить причины энергопотерь и факторы, препятствующие повышению энергоэффективности.
Главная задача этого этапа – определится с перечнем причин, приводящих к нерациональному использованию энергии.
Перечень мероприятий по энергосбережению для разработки программы по энергосбережению
На этом этапе необходимо составить перечень мероприятий, которые будут способствовать снижению энергопотребления.
Это могут быть простые мероприятия, как, например,
так и более сложные, дорогостоящие мероприятия, как, например
- замена старого оборудования,
- модернизация котельной или
- утепление ограждающих конструкций.
Подбирая мероприятия по энергосбережению, можно воспользоваться списком типовых мероприятий указанных в Приказе Минэкономразвития №61 “Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения”.
Пример мероприятий по энергосбережению для государственных организаций и учреждений
Вот небольшой перечень мероприятий, которые можно включить в программу энергосбережения:
- энергетическое обследование и оформление энергопаспорта,
- проведение обучения работников по программе энергосбережения,
- утверждение организационной политики по энергосбережению,
- утверждение программы стимулирования работников за бережное отношение к энергоресурсам,
- установка пластиковых окон,
- установка приборов учета воды, электричества, газа, тепла, замена вышедших из строя, поверка,
- уплотнение оконных щелей,
- утепление наружных ограждающих конструкций,
- демонтаж декоративных решеток, установленных возле приборов отопления,
- установка термостатов на отопительных приборах,
- утепление внутренних труб,
- промывка системы отопления,
- установка автоматизированных систем управления освещением и датчиков присутствия,
- модернизация электропроводки,
- монтаж автоматических смесителей,
- установка арматуры с двухрежимным сливом.
Программа энергосбережения
Мероприятия по энергосбережению для регулируемых организаций
- Заключение и реализации энергосервисных договоров.
- Предоставление поддержки организациям, осуществляющим деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета.
- Содействие разработке и установке автоматизированных систем коммерческого учета электроэнергии.
- Стимулирование потребителей и теплоснабжающих организаций к снижению температуры возвращаемого теплоносителя.
Энергосберегающие мероприятия для регулируемых организаций
Энергосберегающие мероприятия при передаче электрической энергии
- организация достоверного и своевременного ежемесячного снятия показаний приборов коммерческого учета у потребителей – юридических лиц в установленные сроки, проверка их технического состояния
- организация достоверного и своевременного снятия показаний приборов учета и проверка их технического состояния на электростанциях, подстанциях сетевых организаций
- составление и анализ балансов электроэнергии по ПЭС, подстанциям, устранение небаланса
- оптимизация схемных режимов
- перевод электрической сети (участков сети) на более высокий класс напряжения
- компенсация реактивной мощности
- регулирование напряжения в линиях электропередачи
- снижение расхода электроэнергии на “собственные нужды” электроустановок
- внедрение автоматизации и дистанционного управления электрическими распределительными сетями напряжением 6-20 кВ.
- оптимизация мест размыкания линий 6-35 кВ с двусторонним питанием
- оптимизация установившихся режимов электрических сетей по активной и реактивной мощности
- оптимизация распределения нагрузки между подстанциями основной электрической сети 110 кВ и выше переключениями в ее схеме
- оптимизация мест размыкания контуров электрических сетей с различными номинальными напряжениями
- оптимизация рабочих напряжений в центрах питания радиальных электрических сетей
- отключение трансформаторов в режимах малых нагрузок на подстанциях с двумя или более трансформаторами
- отключение в режимах малых нагрузок линий электропередачи в замкнутых электрических сетях и на двухцепных линиях
Программа энергосбережения регулируемой организации 18 000 руб.
- отключение трансформаторов на подстанциях с сезонной нагрузкой
- выравнивание нагрузок фаз в электрических сетях 0,38 кВ
- ввод в работу неиспользуемых средств автоматического регулирования напряжения (АРН);
- выполнение ремонтных и эксплуатационных работ под напряжением
- сокращение продолжительности технического обслуживания и ремонта основного оборудования сетей линий, трансформаторов, генераторов, синхронных компенсаторов
- снижение расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций
- установка и ввод в работу устройств компенсации реактивной мощности в электрических сетях
- батарей конденсаторов
- шунтирующих реакторов
- увеличение рабочей мощности установленных в электрических сетях компенсирующих устройств
- замена проводов на перегруженных линиях
- замена ответвлений от ВЛ 0,38 кВ к зданиям
- замена перегруженных, установка и ввод в эксплуатацию дополнительных силовых трансформаторов на действующих подстанциях
- замена недогруженных силовых трансформаторов
- установка и ввод в работу устройств регулирования под напряжением (РПН) на трансформаторах с переключением без возбуждения (ПБВ)
- регулировочных трансформаторов
- установка и ввод в работу на трансформаторах с РПН устройств автоматического регулирования коэффициента трансформации
- установка и ввод в работу устройств автоматического регулирования мощности батарей статических конденсаторов
- установка и ввод в работу вольтодобавочных трансформаторов с поперечным регулированием
- оптимизация загрузки электрических сетей за счет строительства линий и подстанций
- перевод на более высокое номинальное напряжение линий и подстанций
- разукрупнение распределительных линий 0,38-35 кВ
- инвентаризация измерительных комплексов учета электроэнергии, в том числе счетчиков, трансформаторов тока (ТТ), трансформаторов напряжения (ТН)
- составление и ввод в действие местных инструкций по учету электроэнергии
- разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической энергии
- разработка, аттестация и ввод в действие местных методик выполнения измерений электрической мощности
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений потерь напряжения в линиях соединения счетчика с ТН
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений вторичной нагрузки ТТ в условиях эксплуатации
- разработка, аттестация и ввод в действие типовой методики выполнения измерений мощности нагрузки ТН в условиях эксплуатации
- составление паспортов-протоколов измерительных комплексов учета электроэнергии
- определение фактических рабочих условий применения средств измерений для каждого измерительного комплекса
- проверка схем соединения измерительных ТТ, ТН и счетчиков
- поверка счетчиков электроэнергии
- калибровка счетчиков электроэнергии
- ремонт счетчиков
- поверка ТТ в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями вторичной нагрузки
- поверка ТН в условиях эксплуатации, в том числе с фактическими значениями мощности нагрузки
- устранение недогрузки или перегрузки ТТ
- устранение недогрузки или перегрузки ТН
- устранение недопустимых потерь напряжения в линиях соединения счетчиков с ТН
- компенсация индуктивной нагрузки ТН
- проведение проверок и обеспечение своевременности и правильности снятия показаний счетчиков
- организация оптимального маршрута при снятии показаний счетчиков
- определение потребителей электроэнергии, искажающих качество электроэнергии
- внедрение системы энергоучета с классом точности приборов учета не выше 1.0
- установка отдельных счетчиков для потребителей, получающих электроэнергию от трансформаторов собственных нужд
- установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на собственные нужды подстанций
- установка отдельных счетчиков учета электроэнергии, расходуемой на хозяйственные нужды подстанций
- установка счетчиков потерь на линиях
- установка счетчиков технического учета на границах электрических сетей
- установка недостающих счетчиков, ТТ, ТН
- разработка и ввод в действие автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ)
- установка счетчиков прямого включения в сетях 0,38 кВ при токах нагрузки до 60-100
Подготовка программы по энергосбережению
Подготовка программы по энергосбережению – оценка затрат и экономии
Далее необходимо определить расходы на внедрение энергосберегающих мероприятий.
Мероприятия могут быть
- малозатратными,
- среднезатратнымы и
- высокозатратными.
Как правило, обучение персонала по программе энергосбережения или замена ламп накаливания – это малозатратные мероприятия.
Утепление дверей и крыши – среднезатратные мероприятия.
Замена труб или модернизация котельной – высокозатратные мероприятия.
Далее необходимо определить потенциал экономии от внедрения энергосберегающих мероприятий и рассчитать срок окупаемости мероприятий.
Малозатратные и организационные мероприятия должны окупаться за один, максимум два года.
Срок окупаемости высокозатратных мероприятий может достигать пяти – десяти лет.
Как правило, срок окупаемости большинства мероприятий должен быть менее трех лет.
Также, на этом этапе необходимо определиться с
- планом внедрения энергосберегающих мероприятий и
- источниками финансирования энергосберегающих мероприятий.
Источниками финансирования могут быть собственные средства, региональный, федеральный или муниципальный бюджет.
Разработка программ энергосбережения – виды и этапы
Заполнение программы энергосбережения
Программу по энергосбережению следует разрабатывать на три-пять лет.
Лучше на пять, так как, сделав программу один раз, вы освободите себя от головной боли на следующие пять лет.
Форма программы по энергосбережению состоит из
- Паспорт программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
- Сведений о целевых показателях программы энергосбережения.
- Перечня мероприятий по энергосбережению.
Как заполнять паспорт программы энергосбережения
Далее следует пример того, как заполнять программу энергосбережения для государственной организации.
Паспорт программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в “Вашей организации”
Сведения о целевых показателях программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Целевыми показателями энергетической эффективности являются:
- удельное потребление холодной воды к численности сотрудников, куб. м/чел.·год;
- удельное потребление электроэнергии к штатной численности сотрудников, кВт·ч/чел.·год;
- удельный расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию зданий за отопительный период в год, Гкал/кв. м.
Полный перечень целевых показателей и пример их расчета определены в приказе Минэнерго №399.
Пример заполнения таблицы целевых показателей.
№ п/п
Наименование показателя программы
Единицы измерения
Плановые значения целевых показателей программы
Источник